Анализ умк перспективная начальная школа окружающий мир

Обновлено: 05.07.2024

3 Учебно-воспитательные задачи выстроены в соответствии с направлениями Федерального компонента государственого стандарта начального общего образования: Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: -опыта сельской жизни-с естественно-природным ритмом жизни; опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, разнообразными источниками информации. Формирование у младших школьников общеучебных умений, основанных на способности наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение. Проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерения: изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества. Воспитание у младших школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни. Формирование навыков экологической культуры: формирование навыков нравственного поведения в природе, быту и обществе.

9 - вводят смысловое маркирование значимых фрагментов текста

11 Все учебники комплекта опираются на традиционный принцип прочности, который обеспечивается: - системой многократных возвращений к уже изученному; - созданием условий для применения полученных знаний; - развернутым и пошаговым методическим аппаратом, помещенным в самом учебнике;

15 Формирование экологического сознания строится: - на отношении школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; - на нравственном воспитании в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического, экологического отношения к действительности

18 2 класс Формирование начальных представлений о причине сезонных изменений(движение Земли вокруг Солнца, наклон земной оси).Условия жизни на планете Земля: воздух, вода, свет, тепло. Формирование начальных представлений о причине сезонных изменений(движение Земли вокруг Солнца, наклон земной оси).Условия жизни на планете Земля: воздух, вода, свет, тепло. Вода – источник жизни на Земле. Легко определяемые свойства воды(прозрачность, бесцветность, не имеет вкуса, запаха, вода – растворитель, текучесть воды). Роль воды в природе и жизни человека. Необходимость бережного использования воды. Вода – источник жизни на Земле. Легко определяемые свойства воды(прозрачность, бесцветность, не имеет вкуса, запаха, вода – растворитель, текучесть воды). Роль воды в природе и жизни человека. Необходимость бережного использования воды.

20 Проведение экскурсий Подготовительная работа для учителя 1.Составление плана- маршрута Подготовительная работа для учащихся 1.Знакомство с планом маршрутом; 2. Знакомство с оставшимися материалами: дневниками, гербариями; 3. Повторение правил поведения в природе (не шуметь, не поджигать траву, не ломать ветки)

28 Тематика заседаний клуба 1 класс 1 класс Различение свойств объектов с помощью органов чувств; Различение свойств объектов с помощью органов чувств; Наблюдение за прорастанием семян, способами распростра6нения растений на новые места; Наблюдение за прорастанием семян, способами распростра6нения растений на новые места; Свойства льда. Свойства льда. 2класс 2класс Св – ва воды и воздуха; Св – ва воды и воздуха; Питание и дыхание растений; Питание и дыхание растений; Комнатные растения; Комнатные растения; Режим дня; Режим дня; Безопасный маршрут в школу. Безопасный маршрут в школу.

29 Тематика заседаний клуба 3класс Работа с физической и контурной картами России, полушарий, планом; Работа с компасом; Погодные явления; Свойства воды, воздуха, полезных ископаемых; Состав почвы; Экологическая деятельность; Работа с исторической картой. 4 класс Работа с гербарием; Экологическая деятельность; Работа с картой мира; Режим дня; Первая помощь при легких травмах; Работа с исторической картой.

35 Экскурсии по родному городу (селу, поселку) ; по родному городу (селу, поселку) ; по родному городу (селу, поселку) ; встреча с ветеранами труда и Вов своей местности

36 Содержательные линии 4 класс Формирование представлений о природных зонах и природных сообществах Земли. Углубление представлений о многообразии объектов природы и их изменчивости, о Земле, как планете Солнечной системы на основ знаний о природных зонах и природных сообществах Земли Формирование представлений о природных зонах и природных сообществах Земли. Углубление представлений о многообразии объектов природы и их изменчивости, о Земле, как планете Солнечной системы на основ знаний о природных зонах и природных сообществах Земли

37 4 класс Начальные представления об организме человека и способах охраны его здоровья. Организация практических занятий, формирующих культуру жизнедеятельности(по гигиене нервной системы и органов чувств, по пропедевтике вредных привычек, по оказанию первой помощи при легких травмах

38 4 класс Формирование начальных представлений по истории Отечества. Введение понятий: Древняя Русь (Александр Невский); Московская Русь (Дмитрий Донской), столица Руси – Москва; Российская империя (Петр 1, новая столица России - Санкт - Петербург). Знакомство со знаменательными событиями из истории отечества: Отечественная война 1812года, Бородинское сражение(Михаил Кутузов). Россия 1917 – 1945 годы: Гражданская война, ВОВ. Россия сегодня

39 Практические работы общение с родителями и родственниками, как способ получения информации для составления генеологического древа (родословной семьи). Составление безопасного маршрута из дома в школу и обратно общение с родителями и родственниками, как способ получения информации для составления генеологического древа (родословной семьи). Составление безопасного маршрута из дома в школу и обратно

41 Виды контроля Индивидуальная устная проверка (рассказ – описание и рассказ – рассуждение) Фронтальная устная проверка (беседа); (беседа); Письменные работы (тесты, индивидуальные карточки - задания, графические работы ); Самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием


Основными учебно-воспитательными задачами курса являются:

– формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

– осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

– формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

– воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;

– сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

– формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

предполагает отборсодержания образования, которое поможет обеспечить осознание ребёнком разнообразных связей между его объектами и явлениями, учёт межпредметных связей и разработка интегрированных курсов по русскому языку и литературному чтению, по окружающему миру, изобразительному искусству, технологии и математике;

– принцип практической направленности

предусматривает формирование УУД, возможность применять полученные знания в условиях решения учебных задач и практической деятельности, умение работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия, словари, научно-популярные и художественные книги, газеты и журналы, интернет); даёт умения работать в парах в больших и малых группах в сотрудничестве и самостоятельно.

Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей;

– принципы прочности и наглядности

на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуют ведущую идею учебно-методического процесса: через рассмотрение частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижению закономерности), от общего , от постигнутой закономерности, к частному , к способу решения конкретной учебной задачи. Принцип прочности предполагает жестко продуманную систему повторения, неоднократное возвращение к уже пройденному материалу;

– принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья

включает формирование привычек к чистоте порядку, аккуратности; соблюдение режима дня; условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы во время занятий в школе, экскурсии, посещение выставок, спектаклей, концертов и многое другое).

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое и психическое, духовное и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Человечество как многообразие народов, культур, религий, сотрудничество — основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине.

Для того чтобы ученики могли легко ориентироваться в учебнике, введены условные обозначения:

– напиши нам письмо;

– загляни в словарик в конце учебник;

Тетрадь позволяет разнообразить виды учебной деятельности. Работая в тетрадях, учащиеся: отмечают условными значками верные ответы; дописывают пропущенные слова или предложения; составляют последовательный рассказ из предложений; соединяют линиями изображенные объекты, распределяя их по группам; заполняют таблицы, записывая результаты опытов и наблюдений; раскрашивают рисунки; рисуют экологические знаки; подписывают рисунки.

Хрестоматия дополняет материал учебника по всем темам. Ее цель — вызвать у детей интерес к учебному предмету. Рассказы хрестоматии позволяют вглядеться в знакомые предметы и явления окружающего мира, увидеть их с неожиданной стороны. В конце есть иллюстрированный словарик растений и животных.

В учебные пособия данного комплекта включены проблемные задания, для решения которых необходимы: исследование, наблюдение, сравнение, выделение главного, умение обобщать. Задания нацеливают ученика на самостоятельное добывание знаний, опираясь на его индивидуальный опыт. Включены разноуровневые задания. Вариативность в решении учебных задач позволяет найти индивидуальный подход к каждому ученику.

Основными формами организации учебно-воспитательного процесса являются: уроки, экскурсии (на пришкольный участок, по ближайшим к школе улицам родного города, в парки, музеи, выставочные центры, поездки по другим городам нашей Родины), практические занятия, заседания клуба, проектная и исследовательская работа. Уроки проводятся как в традиционной форме, так и в нетрадиционной форме: урок — наблюдения, урок — поиск, урок — дискуссия, урок — практикум, урок — игра, урок — творчество и др.

Школьнику приходится исследовать, проверять, доказывать, уметь рассуждать, быть в постоянном поиске, чтобы принять решение. Это вызывает интерес к обучению в целом.

В данной статье и презентации отмечены особенности курса Окружающий мир в УМК "Перспективная начальная школа".

ВложениеРазмер
osobennosti_kursa_okruzhayushchiy_mir_v_umk_perspektivnaya_nachalnaya_shkola_nugaeva_l.v._saransk.rar 23.26 КБ

Предварительный просмотр:

(Выступление перед слушателями курсов повышения квалификации)

Нугаева Людмила Васильевна

учитель начальных классов

Программа и задачи курса

Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Это, прежде всего:

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
  • последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
  • изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
  • охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на ранее полученных знаниях, дополняя и углубляя их.

В 1-м классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.

В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные – труд человека – образцы поведения в природе.

Приоритетными задачами курса 1-го класса являются формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основной способ познания первого года обучения – наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на включение всех органов чувств.

Еще одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасностью жизнедеятельности ребенка (правила гигиены, правила поведения на воде, поведение дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми и т.д.).

В 3-м классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся уже могут быть ознакомлены с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, осадкомер, флюгер) и моделей (географическая карта, глобус).

Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.

В 4-м классе полученные ранее учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости, о Земле как планете Солнечной системы дополняются знаниями о природных зонах и природных сообществах Земли. Им предстоит осознать место своего родного края, своей родины – России на планете Земля.

Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации – усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Важной частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике.

Вопросы и задания к текстам учебника имеют разное назначение. Каждая новая тема начинается с вводного вопроса или задания, цель которого – повторение и углубление учебного материала, необходимого для изучения нового. Осмыслению изучаемого материала помогают текущие вопросы и задания внутри самого текста (отвечая на них, надо использовать иллюстрации или инструментарий к учебнику, предусматривающий парную работу).

Заканчивается тема заданием или вопросом, цель которого – обобщение материала.

Для того чтобы ученики могли легко ориентироваться в учебнике, введены условные обозначения:

  • работа в парах;
  • повтори пройденное;
  • выскажи предположение;
  • наблюдение;
  • опыт;
  • будь осторожен;
  • напиши нам письмо;
  • толковый словарь;
  • загляни в словарик в конце учебник;
  • запомни слово;
  • выучи правило;
  • обрати внимание;
  • дополнительный материал.

В учебнике достаточно иллюстраций, каждая из которых несет свою познавательную нагрузку. Например, есть рисунки, иллюстрирующие последовательность этапов по проведению опытов и наблюдений. А также иллюстрации, разъясняющие сложные понятия и процессы, уточняющие словесные пояснения.

В конце учебника имеется список ссылок на интернет-сайты, содержащие дополнительную информацию по изучаемым темам.

Тетрадь позволяет разнообразить виды учебной деятельности. Работая в тетрадях, учащиеся:

  • отмечают условными значками верные ответы;
  • дописывают пропущенные слова или предложения;
  • составляют последовательный рассказ из предложений;
  • соединяют линиями изображенные объекты, распределяя их по группам;
  • заполняют таблицы, записывая результаты опытов и наблюдений;
  • раскрашивают рисунки;
  • рисуют экологические знаки;
  • используя образец (по клеточкам), зарисовывают животных и растения;
  • подписывают рисунки;
  • вырезают и наклеивают картинки.

Чтобы привить интерес к чтению, в тетради для самостоятельной работы включены специальные задания. Цель этих заданий – организация самоконтроля со стороны ученика за количеством самостоятельно прочитанных статей из хрестоматии. Если ученик прочитал три или более из перечисленных в таблице рассказов, то он может украсить страницу своей тетради рисунком белого аиста. Марку с рисунком белого аиста ученик вырезает из приложения к тетради для самостоятельной работы. Выполняя заключительную контрольную работу, ученик указывает, сколько картинок с белым аистом он вклеил. Это позволяет учителю определить объем текстов, прочитанных учеником самостоятельно.

Хрестоматия дополняет материал учебника по всем темам. Ее цель – вызвать у детей интерес к учебному предмету и к книге как источнику информации. Рассказы хрестоматии позволяют вглядеться в знакомые предметы и явления окружающего мира, увидеть их с неожиданной стороны. Все рассказы снабжены системой вопросов, которые рассчитаны на оказание помощи учителю при подготовке к урокам.

Организация учебной деятельности

При работе с текстом может использоваться:

  • рассказ учителя;
  • беседа;
  • демонстрация наглядных средств;
  • опыты;
  • наблюдения;
  • практическая деятельность.

На каждом уроке предусмотрено проведение дидактической игры (динамический момент - ДМ).

Запланированы парные и групповые методы работы, которые являются непременным приемом, обучающим детей общению в условиях учебной деятельности.

Основными формами организации учебно-воспитательного процесса являются:

  • уроки;
  • экскурсии;
  • практические занятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предпосылками для ее создания стали:

основные положения Л.В. Выготского,

научные идеи развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова,

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования.

Основные из них обусловлены необходимостью

формирования у каждого выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности,

гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,

способности к успешной социализации в обществе.

Основные задачи начального общего образования:

развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии:

все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий — личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт.

Основные задачи начального общего образования:

развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии:

все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий — личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт.

Преимущества УМК "Перспективная начальная школа"

оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития.

Система заданий разного уровня трудности,

сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов

(То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения).

Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.

Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка

Принцип целостности картины мира

предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Одним из основных путей реализации этого принципа является учет межпредметных связей и разработка интегрированных курсов по русскому языку и литературному чтению, окружающему миру и технологии

Принципы прочности и наглядности. Эти принципы, на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуют ведущую идею учебно-методического комплекта: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижению закономерности), от ОБЩЕГО, т. е. от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, т. е. к способу решения конкретной учебной задачи. Принцип прочности предполагает жестко продуманную систему повторения, т. е. неоднократное возвращение к уже пройденному материалу.

Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.

Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы во время занятий в школе, экскурсии на природу и др.).

КОМПЛЕКТНОСТЬ как типическое свойство УМК обеспечивает прежде всего единство установки формирования таких УУД:

как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием),

умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом).

Кроме того, методический аппарат всех учебников отвечает системе единых требований. Это обмен информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала. Выход за пределы учебника в зону словарей. Наличие внешней интриги, героями которой часто являются брат и сестра (Миша и Маша). Общий метод ПРОЕКТОВ.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ — это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Они помогают ученику при изучении нового материала самостоятельно открывать и формулировать закономерности или правила, направленные на практическое применение получаемых знаний при решении коммуникативных, учебных, жизненных задач.

Инструментальность предусматривает перенос формируемых УУД непосредственно в жизненные ситуации. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации.

Инструментальность — это еще и требование применения в учебном процессе простейших инструментов (лупы, рамочки, линейки, компаса, термометра, цветных карандашей в качестве маркеров и пр.) для решения конкретных учебных задач.

Инструментальность — это и инструмент восприятия действительности (создание условий для выражения детьми двух равноправных точек зрения, для работы с несколькими источниками информации).

Инструментальность — это и максимальное размещение методического аппарата в корпусе учебника, рассчитанного как на индивидуальное выполнение заданий, так и на парную или групповую работу; дифференциация учебных заданий, сориентированных на разноуровневое развитие школьников. Это единая система специальных выделений учебного материала во всех учебниках.

ИНТЕРАКТИВНОСТЬ — новое требование методической системы современного учебного комплекта.

Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации. Однако, поскольку для многих школ использование Internet-адресов является перспективой, УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками. Психологические характеристики, которыми отличаются герои учебников, настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление общаться (переписываться) с ними. Вступают в клуб и ведут активную переписку с героями учебников те ученики, которые испытывают дефицит впечатлений и общения, нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке. Это, как показал эксперимент, каждый четвертый ученик в классе.

ИНТЕГРАЦИЯ — важнейшее основание единства методической системы.

Интеграция затрагивает методику каждого предмета, решающего средствами не только своего, но и других предметов задачи по формированию личностных результатов и УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Интеграция затрагивает методику каждого предмета, решающего как общими, так и своими средствами общепредметные задачи по усвоению младшими школьниками сенсорных эталонов и формированию интеллектуальных умений (деятельности наблюдения, мыслительной деятельности, учебных действий, совместной коллективной деятельности).

Так, например, интрига в учебнике по окружающему миру является способом интеграции материала по биологии, географии и истории. Герои — брат и сестра — являются конкретными детьми, имеющими конкретных родителей и конкретное место проживания. По мере взросления героев осуществляется их выход за границы конкретного места проживания в более масштабную природную, социальную и историческую среду.

Согласно требованиям Стандарта, программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения Образовательной программы и программы формирования УУД.
Эти программы должны содержать:

общую характеристику учебного предмета, курса, описание его места в учебном плане;

описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

результаты освоения конкретного учебного предмета, курса и его содержание;

тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Окружающий мир

Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:

– мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;

– ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);

– базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);

– любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;

– базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);

– учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.

- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);

- сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;

- сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет);

- сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;

- способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;

- способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту.

- умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;

- способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения;

Примеры (Презентация)

Проектирование отдельного урока,
в чём его отличие от традиционного урока

Отличие работы по новым стандартам
4. Достижения (многое - сами):

Читайте также: