Что означает термин развивающая функция предметной среды детского сада

Обновлено: 04.07.2024

Предметно-пространственная развивающая среда в группе детского сада создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для ребенка сферах жизни и позволяет включить в активную познавательную и речевую деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуют свои способности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.

Она должна представлять собой хорошо оборудованные полузамкнутые микропространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами. Не следует перегружать уголки оборудованием, так как это затрудняет выбор – лучше менять оборудование раз в неделю.

Специально организованное жизненное пространство должно стимулировать активность ребенка, делать его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности.

Педагогическое пространство должно рассматриваться как система взаимосвязанных воспитательных ситуаций, субъектами которых являются ребенок и окружающие его люди.

Организующая функция имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле развивающая среда является толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим содержанием и видом.

Воспитывающая функция среды. Среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Информационная функция. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.


Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечи вает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие, позволяя ребенку быть творцом в продуктивных видах деятельности. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Функция укрепления здоровья и безопасности жизни.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе детского сада создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для ребенка сферах жизни и позволяет включить в активную познавательную и речевую деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуют свои способности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.

Она должна представлять собой хорошо оборудованные полузамкнутые микропространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами. Не следует перегружать уголки оборудованием, так как это затрудняет выбор – лучше менять оборудование раз в неделю.

Специально организованное жизненное пространство должно стимулировать активность ребенка, делать его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности.

Педагогическое пространство должно рассматриваться как система взаимосвязанных воспитательных ситуаций, субъектами которых являются ребенок и окружающие его люди.

Организующая функция имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле развивающая среда является толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим содержанием и видом.

Воспитывающая функция среды. Среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.




Информационная функция. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.


Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечи вает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие, позволяя ребенку быть творцом в продуктивных видах деятельности. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

статья музыкального руководителя ГБДОУ №5 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Мулкиджан Светланы Леонидовны.

Санкт-Петербург, 2015 год

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой.

В самом широком, социальном контексте среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс становления личности, понимаемый как социализация. Среда развития ребенка — это пространство его жизнедеятельности, те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении.

Само понятие "развивающая предметная среда детства" было введено в лексику педагога после 1988 года. Исследования в этой области были начаты значительно раньше, вскоре после создания в 1960 году НИИ дошкольного воспитания. К 1968 году здесь были созданы системы развивающих игрушек и дидактических пособий, направленных на формирование первоначальной культуры мышления детей раннего (С. Л. Новоселова) и дошкольного (Н. Н. Поддьяков) возрастов. К середине 70-х годов были разработаны система развивающих игрушек для младенцев, получившая 1 премию на конкурсе "Игрушка XXI века" и многопрофильная система "Мебель-игрушка" и "Растущая мебель" для дошкольников. Были разработаны новые принципы формирования предметной среды : предложена новая педагогическая классификация игрушек, разработаны развивающие модульные игровые среды, созданы конструкторы, отвечающие задачам интеллектуального развития ребенка, система развивающих игрушек для младенцев.

Сегодня новые информационные технологии, вошедшие в практику дошкольного образования привлекли внимание к возможностям и потребностям дошкольного возраста, заставили общественность задуматься над необходимостью создания предметной среды детства как развивающей системы, смыкающейся с нуждами дошкольной игры и дидактики. Компьютерные возможности как бы увенчали пирамиду развивающих предметных сред и средств детского сада, направленных на гармонизацию личности ребенка и поддержку его творческих способностей.

Под развивающей предметно-пространственной средой (РППС) следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. В группе, ориентированной на ребенка, важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная среда развития, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи АОП и применять личностно-ориентированные технологии обучения. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, доровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.

В качестве центров развития могут выступать :

• уголок для сюжетно-ролевых игр;

• уголок для театрализованных игр;

• зона для настольно-печатных игр;

• выставка детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д. ;

• уголок наблюдений за природой;

• уголок для игр с песком;

• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др. ;

• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

Какие функции выполняет развивающая среда?

как вместе со взрослым, так и самостоятельно. Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на

свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания уже известных, традиционных и новых, незнакомых компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. В качестве показателей развивающей направленности предметной среды могут быть выделены следующие:

Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать

Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность, способность выбирать

занятия по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием

предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов;

Высокая продуктивность детской деятельности, результатом чего является множество разнообразных продуктов детской деятельности, выполненных в течение дня;

Отсутствие частых конфликтов между детьми.

Не менее важна и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она

представляет для него интерес, мотивирует его к действиям, исследованию. Среда служит непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Такое значение роли предметно-пространственной среды определяет необходимость компетентного и творческого подхода к ее организации

Функция сохранения психологического здоровья. Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений, их цветовые характеристики должны вызывать положительные эмоции, обеспечивать защищенность и комфортность. Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.

Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.

Воспитывающая функция среды может реализоваться при условии создания воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить свою помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является тем самым центром, где зарождаются сотрудничество, положительные взаимоотношения, организованное поведение, бережное отношение к людям и предметам.

Организационная функция. Среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:

• учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;

• находиться в течение дня как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах;

• изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;

• быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.

Такое значение роли предметно-пространственной среды определяет необходимость компетентного и творческого подхода к ее проектированию воспитателем.

Для организации РППС в соответствии с конкретными условиями ДОУ могут быть учтены некоторые особенности.

Особенности организации РППС для реализации особых образовательных потребностей детей.

Для детей с ДЦП с трудом передвигающихся самостоятельно создается безбарьерная среда – помещения оборудуются специальными поручнями. Так же при необходимости адаптируется рабочее место (стулья с поручнями, подставка под ноги, специальные подушки на сиденье). В уголках для рисования предполагаются специальные насадки для карандашей. Дети рисуют толстыми гранеными карандашами.

В группах выделены ровные участки стены для коррекции осанки.

В спальнях находятся массажные дорожки для хождения по ним босиком.

Особенности организации РППС для развития самостоятельности.

Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр., которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель.

Особенности организации РППС для самовыражения средствами искусства.

Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС

Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС Предлагаю вашему вниманию предметно-пространственную среду в подготовительной группе в соответствии с ФГОС. Музыкальный цент Игры с разным.

Предметно пространственная развивающая среда в группе

Предметно пространственная развивающая среда в группе Современная жизнь стремительна и переменчива. Течёт время, меняется мир. И делают это - рабочие, ученые, инженеры, люди разных профессий.

Развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда организована в соответствии с ФГОС ДО и с учетом основных направлений развития ребенка. Познавательное.

Развивающая предметно-пространственная среда Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 г. «Об утверждении федерального государственного.

Развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда в первую очередь способствует гармоничному развитию и саморазвитию детей дошкольного возраста. Рождаясь,.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе ДОУ 1 Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования.

Развивающая предметно –пространственная среда

Развивающая предметно –пространственная среда Чтобы дети развивались и радовались каждому дню, проведенному в детском саду. Мы организовали развивающую предметно - пространственную среду.

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе в соответствии с требованиями ФГОС

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе в соответствии с требованиями ФГОС Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового.

Оценить 1868 0

функции развивающей среды в ДОУ

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания уже известных, традиционных и новых, незнакомых компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Не менее важна и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, мотивирует его к действиям, исследованию. Среда служит непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Такое значение роли предметно-пространственной среды определяет необходимость компетентного и творческого подхода к ее организации воспитателем.

Предметно-пространственная среда необходима детям также потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию: каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социально-культурного опыта. Предметы — это яркий источник познания окружающего мира.

Функция сохранения психологического здоровья. Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений, их цветовые характеристики должны вызывать положительные эмоции, обеспечивать защищенность и комфортность.

Воспитывающая функция среды может реализоваться при условии создания воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить свою помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является тем самым центром, где зарождаются сотрудничество, положительные взаимоотношения, организованное поведение, бережное отношение к людям и предметам.

Организационная функция. Среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Такое значение роли предметно-пространственной среды определяет необходимость компетентного и творческого подхода к ее проектированию воспитателем.

Компоненты предметно-развивающей среды детского сада

Для повышения качества образования, построения эффективного педагогического процесса в современном детском саду принципиально важным является понимание возможностей предметно-пространственной среды, знание нормативных требований и подходов к ее проектированию.

Определяющим моментом в создании развивающей среды является основная образовательная программа (педагогическая идея), которой руководствуется образовательное учреждение. Например, приобщение детей к культуре своего народа предполагает среду, насыщенную атрибутами народной культуры; развитие общительности требует организации среды, в которой дети имеют все возможности активного общения со сверстниками и взрослыми; развитие субъектного начала — среды, предоставляющей возможности разнообразного выбора ребенком деятельностей, стимулирующей детскую самостоятельность и творчество.

Создавая предметно-пространственную среду группы, важно также учитывать особенности детей, посещающих эту группу: возраст, уровень их развития, склонности, способности, интересы, половой состав, личностные особенности и прочие характеристики. Например, если в группе будет 15 мальчиков и 7 девочек, среда группы будет иная, чем в той группе, где окажутся 10 мальчиков и 10 девочек.

Особенности среды также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель — знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, это должно найти яркое отражение в обстановке. Другой педагог предпочитает больше внимания уделять изобразительной деятельности — и это также будет заметно в среде. Кому-то из педагогов близки идеи М. Монтессори, для кого-то определяющим является подход вальдорфской педагогики — все это так или иначе найдет отражение в среде группы. Именно эти моменты определяют широкую вариативность в построении предметно-пространственной среды различных дошкольных образовательных учреждений.

В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания, культурных традиций развивающая предметная среда может приобретать особый, неповторимый характер. С учетом всех приведенных требований развивающая предметная среда предполагает вариативность, возникающую на содержательно-педагогическом и проектно-дизайнерском уровнях. Не может быть жестких единых требований к построению развивающей среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательные программы (педагогические идеи) и условия работы каждого конкретного детского сада могут существенно отличаться друг от друга.

Таким образом, предметно-пространственная среда для каждого дошкольного учреждения проектируется на основе: реализуемой в детском саду образовательной программы; требований нормативных документов; материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности); предпочтений, субкультуры и уровня развития детей; общих принципов построения предметно-пространственной среды.

Концептуальная модель предметно-пространственной развивающей среды включает три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени.

К предметному содержанию относятся:

—игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или совместно со взрослым и сверстниками;

—учебно-методические пособия, используемые взрослым в процессе обучения детей;

—оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (мольберты, кукольный игровой уголок, ковролины, горки и лесенки для развития движений и пр.).

Предметное содержание должно быть определенным образом организовано в пространстве, что обеспечит его активное освоение детьми.

Изменения предметного содержания и его пространственно-временного размещения необходимы для стимулирования детской активности, учета происходящих в ребенке трансформаций, связанных с его ростом и развитием.

Эти три компонента (предметное содержание среды, его пространственная организация и изменения, вносимые в среду), с одной стороны, составляют основу любой образовательной среды любого образовательного учреждения, а с другой — обеспечивают высокую степень вариативности развивающей среды.

Проектирование предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения

Детский сад с многообразием помещений, их разным назначением, характером деятельности людей в них — очень интересная для ребенка микросреда, которая должна составлять первый опыт его знакомства с миром. Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения. Способность детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.

Дошкольное учреждение должно принадлежать не только взрослым, но и детям. Им должны быть доступны все функциональные пространства детского сада, включая те, которые предназначены для взрослых. Конечно, доступ в помещения для взрослых, например в методический кабинет, кухню или прачечную, должен быть ограничен, но не закрыт, так как труд взрослых всегда интересен детям.

Если позволяют условия учреждения, можно организовать общую столовую, обустроить места для самостоятельной деятельности детей не только в групповых помещениях, но и в спальнях, раздевалках, холлах. Все это способствует эмоциональному раскрепощению, укрепляет чувство уверенности в себе и защищенности.

Создание в группах и помещениях детского сада функциональной, разнообразной, открытой для использования и преобразования самими детьми предметно-игровой среды обеспечивает ребенку возможность осуществлять выбор деятельности в соответствии с его интересами. В некоторых помещениях детского сада (в сенсорной комнате, кабинете педагога-психолога, в помещении, отведенном для семейной гостиной, музыкальном зале) могут находиться специальные информационно-коммуникационные средства, позволяющие усиливать эффект погружения в воображаемую ситуацию с помощью проекций виртуальной реальности, мультимедийных презентаций и клип-арта.

В детском саду желательно иметь помещения для художественного творчества детей — изостудию, музыкальную или театральную студию. При наличии необходимых помещений и свободного пространства можно оборудовать сенсорную комнату с оптическим смещением цветового освещения при смене светофильтров. Такой калейдоскоп позволяет создавать динамику цветовосприятия предметной среды, ее изменений.

Большое значение в выявлении пространственной характеристики сооружения приобретает цвет. Он может зрительно ограничить, приблизить, разделить или сгруппировать пространственные зоны.

Цвет способен также изменить восприятие объемов, их масштабность и форму. Формирование функциональных зон цветом может найти свое воплощение в интерьере дошкольных учреждений. В рамках ограниченного пространства интерьера эмоциональное воздействие цвета на дошкольников становится еще более сильным и конкретным.

Психологи считают, что развитие восприятия цвета у ребенка в большей степени зависит от зрительного опыта, ознакомления с цветовыми сочетаниями и отношениями, чем от возрастных особенностей. Этот вывод представляется очень важным с двух точек зрения. Во-первых, он определяет, что не возрастной фактор является ограничителем развитии культуры восприятия цвета, а окружение ребенка, если оно не содержит в себе условий для обогащения зрительного опыта. И во-вторых, что воспитание художественного вкуса начинается уже в дошкольном возрасте.

Цвет вызывает определенные эмоции и настроения, видоизменяет окружающую среду. Цвет способен визуально изменять пространство: теплые насыщенные цвета уменьшают пространство, а холодные светлые тона — зрительно расширяют его.

При подборке цвета необходимо учитывать расположение помещения. Помещение, выходящее на южную сторону с избытком естественного освещения, должно окрашиваться в холодные цвета. В помещении, выходящем на северную сторону, должны преобладать теплые цвета.

Цветовая характеристика интерьеров зависит в первую очередь от функциональных особенностей помещений, а затем уже от их объема, формы, пропорций, освещенности. Естественно, что в помещениях для сна необходима атмосфера покоя, равновесия. Колористическая характеристика этих помещений может создаваться из светлых, разбеленных холодных оттенков. Зеленые, серые и голубые тона создают ощущение света, воздуха и чистоты помещения.

В контрасте с ними может решаться тональная характеристика тех помещений, где дети находятся короткое время. Это раздевальные комнаты, лестничные клетки, внутренние переходы и т. д. Короткое пребывание детей в них позволяет активизировать пространственно-цветовую характеристику за счет насыщенного цвета. В этих помещениях целесообразны плотные огненно-красные, оранжевые, охристые, зеленые теплых оттенков тона. Это создает разнообразие эмоций и ощущений, строит общую пространственно-колористическую характеристику на контрастах, сопоставлениях.

Значительную роль в развитии дошкольника играет искусство, поэтому в оформлении детского сада большое место отводится изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Картины, скульптуры, графика, роспись, витражи, декоративные кладки, изделия народного прикладного искусства и т. д. с детства входят в сознание и чувства ребенка. Они развивают мышление, нравственно-волевые качества, создают предпосылки формирования любви и уважения к труду людей.

Все произведения искусства в интерьере должны быть подчинены требованиям места и времени. Необходимо, чтобы произведение декоративного искусства соответствовало определенному интерьеру. При этом учитывают назначение помещения, его высоту, освещенность и т. д.

Восприятие конкретной графической и предметной формы также доступно маленьким детям, различение формы предметов — один из основных способов ориентации детей в предметно-пространственной среде. От примитивных методов анализа формы в младшем дошкольном возрасте ребенок переходит к сложному сравнительному анализу воспринимаемого объекта, сопоставляя его или отдельные его части с другими предметами. К концу дошкольного возраста развитие сложных методов зрительного анализа формы начинает выявляться со всей очевидностью, приобретаются первые общие понятия о форме предметов как плоскостных, так и объемных, их соотношениях и свойствах.

В детском саду не должно быть излишества, подражания убранству общественных помещений, малохудожественных росписей, доминирования отдельных элементов. Соединение современного интерьера и природного мира должно вызывать у детей чувство гармонии, уюта, спокойствия и защиты.

В целом помещение группы детского сада — это явление не только архитектурное, имеющее определенные структурные и функциональные характеристики. Пространство, в котором живет ребенок, оказывает огромное психологическое и педагогическое воздействие, в конечном счете, выступая как культурный феномен. Для всестороннего развития необходимо предоставить возможность дошкольникам полностью использовать среду и принимать активное участие в ее организации. Продукты детской деятельности в качестве украшения интерьеров детского сада насыщают здание особой энергетикой, позволяют дошкольникам понять свои возможности в преобразовании пространства.

Роль педагога при проектировании и создании предметно-развивающей среды

Воспитатель наряду с детьми является, с одной стороны, одним из авторов среды, с другой стороны — ее объектом. Зная цели образования, особенности развития каждого ребенка, запросы семьи, педагог проектирует и создает среду, решая в этом процессе множество творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым.

Воспитатель определяет свое место в среде относительно каждого ребенка. Если, например, ребенок интеллектуально развит, он не нуждается в разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать атмосферу самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только предложить материалы, и он сам решит задачу. Но есть дети, нуждающиеся в поддержке и помощи взрослого, в его объяснениях, показе, совместном выполнении.

Современная ситуация в образовании ставит педагога в принципиально новые условия, для которых характерны отсутствие жесткой регламентации педагогической деятельности, значительное расширение информационного поля, модернизация социальных функций педагога, готовность к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств.

Основные закономерности воспитания и обучения детей позволяют сформулировать функции развивающей образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГТ.

Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.

Информационная функция

Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.

Функция сохранения психологического здоровья

Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние.

Воспитывающая функция среды не требует особой расшифровки. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие.

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов

· взаимодействие участников педагогического процесса;

· содержание дошкольного образования.

Компоненты развивающей образовательной среды дошкольного учреждения выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, содержание образовательной программы вносит специфику в организацию предметной среды, определяет направление педагогического поиска и самосовершенствование педагогов. С учётом специфики развития ребёнка дошкольного возраста большое значение в структуре образовательной среды ДОУ придаётся взаимодействию участников образовательного процесса.

Взаимодействие зависит от профессиональной компетентности коллектива ДОУ: готовность коллектива к творческой, инновационной деятельности, проявление коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их родителями.

Творчески использовать весь арсенал педагогических средств, формировать субъектную позицию каждого участника коррекционного и образовательного процесса в наибольшей мере позволяет личностно-ориентированная модель взаимодействия. Педагог как субъект педагогического процесса обеспечивает развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.

Важной стороной образовательного процесса в ДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.

Педагогическое сотрудничество родителей с ребенком и педагогами помогает родителям познать индивидуальные особенности своих детей и общие закономерности развития.

С введением ФГТ изменилась идеология во взаимодействии детского сада и семьи. Поэтому в содержании родительских уголков могут появится следующие разделы:

· психологические особенности детей;

· уголок краткой информации (высказывания великих людей, яркие

строки стихов, меткие народные пословицы и поговорки по вопросам

воспитания и обучения);

· послушайте вместе с детьми (специальная запись песен или стихов для

области медицины, психологии);

права детей (помещается информация по соблюдению прав детства в

В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, предметно – развивающая среда образовательного учреждения должна способствовать реализации основных направлений развития детей:

В основной общеобразовательной программе предметная среда должна строиться как развивающая, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.

Предметно – развивающая среда включает все, что доступно непосредственному восприятию ребенка и использованию им в практической деятельности, она должно соответствовать противопожарным и санитарно-гигиеническим требованиям. Сегодня предметно-развивающая среда должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт

Соблюдение основных принципов.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

· Установление контакта между взрослыми и детьми

· оборудование индивидуального места ребенка,

· оптимальная дистанция при организации в разных видах деятельности

Принцип активности, самостоятельности, творчества

· Он должен проявляться при формировании предметного окружения ребенка: крупные игровые и дидактические пособия, рисовальная стена творчества, живописные картинки со съемными элементами изображения (с застежками, пуговицами), использование гигиенической комнаты для участия детей во взрослой жизни (хозяйственный труд, опыты с использованием большого количества воды)

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

· Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения не пересекающихся сфер активности

· Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и т.д.

Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого

· Среда должно быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка

Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия.

Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.

Читайте также: