В чем отличия современной философии от предыдущего периода развития кратко

Обновлено: 08.07.2024

Философию 19-20 вв. называют “современной философией” - это философия, которая возникла после немецкой классической философии и, в значительной степени, развивалась на ее базе. Включает несколько десятков течений и направлений.

Существенные признаки современной философии:

  1. “Практицизм” - направленность на реальную жизнь;
  2. “Эволюционизм” - широкое распространение идеи эволюции природы, общества, человеческого познания;
  3. “Релятивизм” - идея относительности знания;
  4. “Сциентизм” - тесная связь с другими науками;
  5. “Рационализм” и “иррационализм” - обострение борьбы направлений.

Направления современной философии.

“Позитивизм” (положительный) – обозначение особого философского направления, возникшего в 30-е годы 19 в. и сохранившееся до наших дней. Предметом исследования является научное познание, его логика и методология. Прошел в своем развитии 4 стадии: 1) первый, классический, позитивизм (О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер) – выведение из фактов действительности их “скрытых причин” - законов природы, разработка логики и методологии; 2) эмпириокритицизм (махизм) (Э.Мах, Р.Авенариус) – как на базе опыта образуются научные понятия; 3) неопозитивизм (логический) (М.Шлик, Р. Карнап) – анализ знания через возможность выражения его в языке; 4) постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд).

“Марксистская философия” - включает марксизм, политическую экономию, научный коммунизм. Марксистская философия состоит из 2-х частей: диалектического материализма и исторического материализма. Основные представители: К.Маркс, Ф.Энгельс.

“Неокантианство” - совокупность течений физиологического неокантианства и философии марбургской и баденской (фрейбургской) школ.

Физиологической неокантианство - О.Либерман, Ф.А.Ланге. Марбургская школа – Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер. Основная проблематика – изучение проблем естественных наук. Баденская школа – В.Виндельбандт, Р.Риккерт. Основная проблематика – исторические науки и специфика их методологии.

“Прагматизм” - философское направление, в котором практика (опыт) выступает в качестве основного методологического принципа, а практическая эффективность – как критерий истинности. Основные представители – Ч.Пирс, У.Дженкс, Дж.Дьюи.

“Психоаналитическая философия” - основным объектом исследования является психика человека, понимаемая как состоящая из различных слоев, важнейшие из которых – сознание и бессознательное. Центральная проблема – учение о бессознательном, его природе и происхождении, взаимодействии с сознанием. Основные представители – З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм.

“Философия жизни” - центральное понятие “жизнь” как исходная интуитивно постигаемая целостная реальность. Представители – А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон, В.Дильтей, О.Шпенглер, Г.Зиммель. Основные идеи в работах А.Шопенгауэра – в основе бытия - “воля к жизни”. В философии Ф.Ницше - жизнь проявление стихийного становления бытия, все живое обладает “волей к власти”. А.Шопенгауэр – жизнь как космическая сила, “жизненный порыв”. Историцистский вариант философии жизни предствлен в работах В.Дильтея, О.Шпенглера, Г.Зиммеля – главный объект исследования человеческая культура, происхождение и сущность ее различных форм.

“Феноменология” - учение о феноменах, основоположником которого был Э.Гуссерль.

Фундаментальные принципы: 1) человек обладает сознанием, что самоочевидно для любого мыслящего существа; 2) методом познания всего, лежащего за пределами сознания является сознание. Т.о. человек познает проявление изучаемых объектов в сознании, т.е. феномены или явления.

“Экзистенциализм” - философия существования. Центральное место – проблема человеческого существования (экзистенция): акцент на трагичность; понимание творчества как способа функционирования человека в мире. Экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Хайдеггер).

“Герменевтика” - центральная проблема - понимание (Ф.Шлейермахер, В.Дильтей, М.Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер). Общая герменевтика и философская герменевтика. Герменевтика занимается исследованием любых текстов.

“Структурализм”. Периоды развития: 1) предструктурализм – структуры в языке и в литературных произведениях (1920-е г.г. Ф.де Соссюр); 2) структурализм – структуры в языке, сознание и бессознательное в литературе, текстах (1940-1980 гг. К.Леви-Стросс, Ж.Лакан, М.Фуко); 3) постструктурализм – то, что выходит за рамки структур (1970 – до наст.вр.). В структурализме изучаемый объект понимается как язык или текст, написанный на этом языке. Язык – некая система, обладающая внутренней структурой.




“Постструктурализм” (Ж.Делез, Ж.Деррида, Ж.-Ф.Лиотар и т.д.). В центре изучения данной философии – то в субъекте, что влияет на становление структур. Субъект – думающий, переживающий, действующий.

“Постмодернизм” - особое направление современной философии, специальное направление в культуре и науке. Крайне разнородное течение, не получившее организованного оформления. Постмодернизм – попытка философского осмысления человеческой культуры. В основе – отказ от фундаментальных идей и идеалов эпохи Нового времени, избавление культуры от диктата разума и традиций. Любая истина может быть и должна быть подвергнута сомнению.

Лекция №5

Философию 19-20 вв. называют “современной философией” - это философия, которая возникла после немецкой классической философии и, в значительной степени, развивалась на ее базе. Включает несколько десятков течений и направлений.

Существенные признаки современной философии:

  1. “Практицизм” - направленность на реальную жизнь;
  2. “Эволюционизм” - широкое распространение идеи эволюции природы, общества, человеческого познания;
  3. “Релятивизм” - идея относительности знания;
  4. “Сциентизм” - тесная связь с другими науками;
  5. “Рационализм” и “иррационализм” - обострение борьбы направлений.

Направления современной философии.

“Позитивизм” (положительный) – обозначение особого философского направления, возникшего в 30-е годы 19 в. и сохранившееся до наших дней. Предметом исследования является научное познание, его логика и методология. Прошел в своем развитии 4 стадии: 1) первый, классический, позитивизм (О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер) – выведение из фактов действительности их “скрытых причин” - законов природы, разработка логики и методологии; 2) эмпириокритицизм (махизм) (Э.Мах, Р.Авенариус) – как на базе опыта образуются научные понятия; 3) неопозитивизм (логический) (М.Шлик, Р. Карнап) – анализ знания через возможность выражения его в языке; 4) постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд).

“Марксистская философия” - включает марксизм, политическую экономию, научный коммунизм. Марксистская философия состоит из 2-х частей: диалектического материализма и исторического материализма. Основные представители: К.Маркс, Ф.Энгельс.

“Неокантианство” - совокупность течений физиологического неокантианства и философии марбургской и баденской (фрейбургской) школ.

Физиологической неокантианство - О.Либерман, Ф.А.Ланге. Марбургская школа – Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер. Основная проблематика – изучение проблем естественных наук. Баденская школа – В.Виндельбандт, Р.Риккерт. Основная проблематика – исторические науки и специфика их методологии.

“Прагматизм” - философское направление, в котором практика (опыт) выступает в качестве основного методологического принципа, а практическая эффективность – как критерий истинности. Основные представители – Ч.Пирс, У.Дженкс, Дж.Дьюи.

“Психоаналитическая философия” - основным объектом исследования является психика человека, понимаемая как состоящая из различных слоев, важнейшие из которых – сознание и бессознательное. Центральная проблема – учение о бессознательном, его природе и происхождении, взаимодействии с сознанием. Основные представители – З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм.

“Философия жизни” - центральное понятие “жизнь” как исходная интуитивно постигаемая целостная реальность. Представители – А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон, В.Дильтей, О.Шпенглер, Г.Зиммель. Основные идеи в работах А.Шопенгауэра – в основе бытия - “воля к жизни”. В философии Ф.Ницше - жизнь проявление стихийного становления бытия, все живое обладает “волей к власти”. А.Шопенгауэр – жизнь как космическая сила, “жизненный порыв”. Историцистский вариант философии жизни предствлен в работах В.Дильтея, О.Шпенглера, Г.Зиммеля – главный объект исследования человеческая культура, происхождение и сущность ее различных форм.

“Феноменология” - учение о феноменах, основоположником которого был Э.Гуссерль.

Фундаментальные принципы: 1) человек обладает сознанием, что самоочевидно для любого мыслящего существа; 2) методом познания всего, лежащего за пределами сознания является сознание. Т.о. человек познает проявление изучаемых объектов в сознании, т.е. феномены или явления.

“Экзистенциализм” - философия существования. Центральное место – проблема человеческого существования (экзистенция): акцент на трагичность; понимание творчества как способа функционирования человека в мире. Экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Хайдеггер).

“Герменевтика” - центральная проблема - понимание (Ф.Шлейермахер, В.Дильтей, М.Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер). Общая герменевтика и философская герменевтика. Герменевтика занимается исследованием любых текстов.

“Структурализм”. Периоды развития: 1) предструктурализм – структуры в языке и в литературных произведениях (1920-е г.г. Ф.де Соссюр); 2) структурализм – структуры в языке, сознание и бессознательное в литературе, текстах (1940-1980 гг. К.Леви-Стросс, Ж.Лакан, М.Фуко); 3) постструктурализм – то, что выходит за рамки структур (1970 – до наст.вр.). В структурализме изучаемый объект понимается как язык или текст, написанный на этом языке. Язык – некая система, обладающая внутренней структурой.

“Постструктурализм” (Ж.Делез, Ж.Деррида, Ж.-Ф.Лиотар и т.д.). В центре изучения данной философии – то в субъекте, что влияет на становление структур. Субъект – думающий, переживающий, действующий.

“Постмодернизм” - особое направление современной философии, специальное направление в культуре и науке. Крайне разнородное течение, не получившее организованного оформления. Постмодернизм – попытка философского осмысления человеческой культуры. В основе – отказ от фундаментальных идей и идеалов эпохи Нового времени, избавление культуры от диктата разума и традиций. Любая истина может быть и должна быть подвергнута сомнению.

Все потому, что философия имеет дело с абстрактными вещами, поэтому не может дать однозначного ответа на свои вопросы.

Однако различные философские концепции имеют разную степень авторитетности, если можно так сказать. Есть учения, которые образуют как бы фундамент всего строения философии. Есть те, которые потом пристраиваются к этому фундаменту. Это основание возникло, понятно, не вчера. Его заложили классики философии.

Принято выделять три основных этапа развития философской мысли : классический, неклассический и постнеклассический. Своего рода триада, подпадающая под гегелевскую схему тезиса - антитезиса - синтеза.

Если рассматривать эти этапы хронологически, то классический период начал развиваться в античности и связан, в первую очередь, с именами Платона и Аристотеля. Именно эти две глыбы интеллектуализма заложили основы философствования в том виде, в каком оно существует до сих пор. Они рассматривали фактически все основные проблемы философии - онтологические, гносеологические, в области изучения человека, общества, морали, искусства, политики и т.д.

На учениях Платона и Аристотеля основывалась вся последующая философия, вплоть до XIX века, когда начался неклассический этап. Он продолжал развиваться примерно в течение ста лет, поскольку в середине ХХ века начала свой путь постнеклассическая философия, которую и называют современной.

Итак, классическая философия дает систему образцов, исходя из которых можно рассматривать любую проблему. Возникает впечатление, что она универсальна. О чем бы ни рассуждали потом разные мыслители, они в любой момент могут сослаться на классиков как на некий аргумент, или использовать положения их философии в качестве трамплина для отталкивания собственной мысли. Классики не подведут! Это очень прочный фундамент. Надежный.

Классическая философия тесно связана с логикой и, через нее - с наукой. Благодаря этой логике философия может четко классифицировать свои обобщения.

Кроме того, философская классика эстетична - ее образцы построены безупречно по своей ясности, в них нет ничего лишнего, они гармоничны.

Возникает тогда вопрос: почему же возникла неклассическая философия? Объяснением может быть то, что рано или поздно устойчивость классических образцов начинает тормозить работу мысли, когда философ хочет размышлять с совершенно иных позиций. Динамично меняющийся мир начинает выходить за рамки классических схем. Привычные познавательные формы перестают работать в качестве универсальной основы.

Современная философия выросла из кризиса классического философствования. Классики делали упор на объективность знания, сейчас все более расширяется зона человеческой субъективности. Отсюда - такие характеристики современной философии, как фрагментарность, иррационализм, нигилизм.

Философия Нового времени занимает 16—18 вв. Это время становления и оформления многих естествен­ных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, биология, математика и механика и другие превращаются в самостоятельные научные отрасли. Однако, остается про­блемой выработка общенаучных методов познания, возни­кает необходимость обобщить, систематизировать данные естественных наук. Это выдвигает новые задачи и обуслав­ливает приоритеты для философии Нового времени. Фор­мируется философия науки. В центре новой философии — теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. Если конкретные “частные” науки должны вскры­вать законы природы, то философия призвана вскрывать законы мышления, действующие во всех науках. Этим за­нимаются такие известные мыслители как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Д. Локк, Г. Лейбниц и другие. Они ищут законы разума, чьи возможности неограниченны. Од­нако, разум в реальной жизни “затуманен”, “затемнен” не­кими ложными представлениями и понятиями — “идола­ми”. Возникает идея “чистого разума”, т. е. свободного от “идолов” разума, который проникает в сущность явлений. Активно ищут истинный, главный метод познания, кото­рый приведет к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми. Основу нового метода ищут в чув­ственном опыте, выдвигая идею сверхзначимости эмпири­ческого индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк), или в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математичес­кое знание, не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Лейбниц, Мальбранш, Спиноза).

В любом случае, торжествует рационализм и методы аналитического порядка, применяемые ко всем областям реальности. “Всерасчленяющий” и “всеанатомирующий” анализ, давший большой эффект (прежде всего в механике и математике), провозглашается основой научного знания. Такое направление в методологии обычно называют “меха­ницизм” и “метафизичность”.

Итак, мы видим, что, в отличие от эпохи Ренессанса, в философии Нового времени появляется ряд специфичес­ких проблем и установок.

1. Полная секуляризация науки. Синтез науки с рели­гией, веры с разумом — невозможен. Никакие авторитеты (античность и т. д.) не признаются, кроме авторитета само­го разума.

2. Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия че­ловечества. Именно наука способна обогатить человечест­во, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс.

3. Развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда сбудет сформирован глав­ный метод мышления, метод “чистого” разума, способный действовать во всех науках. Теория познания становится центром философии Нового времени.

Разумеется, другие проблемы философии никуда не исчезают, а развиваются дальше. В том числе проблемы, связанные с религией, моралью, проблемы человека и т.п. Но они оттесняются на периферию интересов ученых.

В чем различие понимания научного метода у сторонников эмпиризма и рационализма XVII— XVII веков?

Прежде всего, следует помнить, что проблема научного метода и, шире — проблемы познания находится в центре внимания философии Нового времени. Нельзя ис­следовать Бога, природу, человека, общество, не выяснив прежде, каковы законы познающего Разума. Философия, в отличие от других наук, должна изучать именно мышле­ние человека и его законы. Философия должна найти та­кой метод, который применим ко всем наукам. Мыслите­ли 17—18 веков неоднократно фиксировали внимание на том, что знаний (теорий, гипотез, осмысленных фактов в науке) много, а метода, которым можно проверить истин­ность знания, нет! Надо найти истинный метод науки, най­ти те первопринципы Ума, с которых начинается построе­ние истинной философии, а затем и всех других наук.

При поисках нового “суперметода” и произошло раз­деление философов на сторонников “эмпиризма” (“эмпи-рио” — опыт) и “рационализма” (“рацио” — ум).

Эмпирики — Френсис Бэкон, Джон Гоббс, Джордж Локк и другие — считали, что единственный источник зна­ния — это опыт. Опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями, представлениями. Содержа­ние всех знаний человека или человечества в конечном сче­те сводится к опыту. “Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось бы в ощущениях” — таков лозунг эмпириков-сенсуалистов (“сене” — чувство, ощущение). В душе и ра­зуме человека нет никаких врожденных знаний, представ­лений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а уже ощущения, восприятия “пи­шут” на этой табличке (“табула раса” — “чистая доска”) свои “письмена”. Поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который коррек­тирует данные органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного (экспериментального) к обобщениям и выдвижению теорий. Это — индуктивный метод движе­ния ума, наряду с экспериментом он и есть истинный ме­тод в философии и всех науках.

Рационалисты — Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц и другие — считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенауч­ного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Мы можем ощущать то, чего нет (например, боль в потерянной конечности), и можем не ощущать некоторые звуки, цвета и пр. Опытные данные, как и данные экспериментов, всег­да сомнительны.

Зато в самом Разуме, в самой нашей душе есть интуи­тивно ясные и отчетливые идеи. Главное то, что человек, несомненно, мыслит. Это основная — интуитивная (внеопытная) идея — такова: “Я мыслю — следовательно, сущес­твую” (Р. Декарт). Затем, по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести возможность существова­ния Бога, природы и других людей. Каков вывод рациона­листов: в разуме человека содержится, безотносительно всякого опыта, ряд идей. Эти идеи возникли без ощуще­ний, до ощущений. Развивая заложенные в уме идеи, мы можем получить истинное знание о мире. Разумеется, све­дения о мире мы черпаем из ощущений, поэтому и оиьгг, и эксперимент — важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме. Мыш­ление основано на интуиции и дедукции. Мышление воз­никает независимо и “до” ощущения, но мышление прило-жимо к ощущениям. Истинный метод всех наук и филосо­фии чем-то похож на математические методы. Последние даны вне непосредственного опыта, начинаются с общих, но предельно ясных и четких формулировок. Математика обычно пользуется обычным методом, где от общих идей идем к частным выводам, в ней нет эксперимента.

Противоположные подходы эмпиризма и рационализ­ма в вопросе сущности познания и научного метода были разрешены в немецкой классической философии.

Современная философия живет и действует в совершенно ином мире по сравнению с тем, в котором выдвигала и защищала свои идеи и принципы классическая философия:

1) Современные философы, как и ученые, перестали быть автономными, независимыми носителями абсолютной истины. Они становятся служащими государственного аппарата, получают зарплату и реализовывают свои идеи только в той мере, в какой этого хочет государство или крупные собственники.

2) Философия 20 века прежде всего антиидеологична, она борется против любой идеологии как упрощенного, поверхностного способа объяснения мира и человека, человеческих отношений.

3) Современная философия отказывается от претензий на обладание абсолютной истиной.

4) Считает, что есть только один путь изменений – изменение человеком самого себя, внутреннее освобождение от рабства привычек, стандартов, стереотипов мышления и поведения.

6) Современный мир не существует автоматически, по мнению мыслителей 20 в. Мир неизбежно рухнет, если каждый человек не будет поддерживать его существование своими усилиями, своей верой. В этом плане современная философия глубоко демократична.

Философские направления XX века.

1. Позитивизм – философское направление, в основе которого лежит идея о том, что все подлинное (позитивное) знание является результатом деятельности специальных наук. Наука вообще не нуждается в какой-либо стоящей над ней философией с ее исследованиями философских проблем.

В развитии позитивизма выделяют 4 этапа:

Классический

Представители: Кант, Авенариус, Миль, Спенсер.

Главная идея заключается в том, что философия должна ставить перед собой задачу исходить только из научного анализа, разрабатывать основы математической логики.

Эмпириокритицизм (махизм)

Представители: Эрнст Мах, Корнелиус.

Эмпириокритицизм (дословно критика опыта) - субъективно-идеалистический вариант позитивизма, появившийся в связи с новыми открытиями в науке, которые поставили под сомнение достижения классических естественных наук.

- очищение не только философии, но и науки от ненаучных измышлений (критика опыта);

- философия сводится только к теории познания;

- наука должна только описывать, но не объяснять явления.

Неопозитивизм

Представители: Морис Шлик, Рассел, Осин.

Особенностью является стремление не выходить за рамки научного анализа. Единственной реальностью признается язык. Функции философии сводились к объяснению деятельности человека в языковом мире. Предметом исследований неопозитивистов стали анализ значения слов и знаков вообще.

Постпозитивизм

Представители: К.Поппер, Г.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд.

2. Прагматизм– философское направление, обозначающее практический характер той или иной деятельности, направленной на достижение максимально полезного результата. За ними скрываются определенные настроения и установки массового, обыденного сознания. В таком смысле бросается вызов сугубо философскому (созерцательному) подходу к миру.

Представители: Ч.Пирс, У.Джеймс, Дж.Дьюи, К.Льюис.

3. Персонализм – философское религиозно-идеалистическое учение, гуманистическое по своему содержанию, отстаивающее идею личности как высшей духовной ценности, первичной реальности.

Представители: Боун, Кнудс, Брайтмен, Керр, Штерн, Мунье, Лакруа, Н.Бердяев.

- наш мир – проявление активности Бога;

- только религиозная философия может решить задачу ориентации человека в современном мире;

- главный способ самоутверждения личности в самоусовершенствовании.

4. Фрейдизм.

Основатель Зигмунд Фрейд. Представляет собой одно из направлений иррационализма. Уделяет внимание бессознательным процессам в человеческой психике.

Идеи фрейдизма опираются на известное явление: многие функции нашего тела, которые связаны с деятельностью мозга, осуществляются бессознательно. Бессознательны, по Фрейду, и некоторые наши желания и побуждения. Уровни бессознательного он делит на:

По убеждению Фрейда, бессознательные процессы в человеческой психике поддаются исследованию и воздействию. Фрейд увеличил роль в жизни человека сексуальных инстинктов и свел их к чисто бессознательным непреодолимым побуждениям.

5. Экзистенциализм – философия существования.

Основной представитель – Мартин Хайдеггер.

1) Философия должна заниматься не проблемами науки, а – человеческого существования;

2) Человек живет прежде всего эмоциями;

3) Существование – это духовное бытие личности, ее сознание;

4) Задача человека – не в изменении мира, а в изменении отношения к нему;

5) Кризис в современной общественной жизни можно преодолеть благодаря узкому кругу общения людей, а также – мистическому общению с Богом.

6. Феноменология – философское направление, изучающее сознание как особый регион бытия, внутренний мир человека.

Родоначальник – Эдмунд Гуссерль.

В России феноменологами были Г.Г.Шпет и А.Ф.Лосев.

Феноменология утверждает, что люди плохо понимают сознание, поэтому пытается восполнить этот недостаток, стремясь сохранить и преумножить полноту бытия, которая реализуется в динамике созерцаний, переживаний, высказываний. И совершается переход от созерцания отдельных предметов к их смыслу благодаря интуиции.

7. Герменевтика– философское направление, изучающее проблемы языка, интерпретацию, понимание текстов; это философия вопрошания о бытии человека в мире и понимание этого мира посредством языка и переживаний.

Современная герменевтика – это реакция на философию Нового времени с ее культом рациональности и человека-одиночки, противопоставляемого внешнему миру. Когда такой способ философствования себя исчерпал, то человек стал восприниматься не столько как рациональное, сколько в качестве эстетически, этически, религиозно чувствующего существа. И новатором в этом был Кьеркегор.

8. Постмодернизм – это философское направление, которое направлено против философии Нового времени, это критика рациональности, разума, исследование проблем секса и безумия.

Постмодернисты призывают к плюрализму, хаосу, чувственности, иронии критике авторитетов, поиску нестабильности, несогласия, к отсутствию единообразия, скептическому отношению к ценностям.

Наиболее видными постмодернистами являются французские философы Жак Деррида, Жан Лиотар и американские мыслители.

Вопросы к лекции №9:

1. В чем отличия современной философии от предыдущего периода развития?

2. Какие существуют основные современные философские направления?

3. Каковы этапы в развитии позитивизма?

4. Какое философское направление разработал З. Фрейд?

5. Что представляет собой постмодернизм и каково его влияние на развитие философии?

Естественно, это разные периоды истории философии. В целом, разница примерно такая же, как между древнегреческой математикой и современной. Конечно, уже античная философия задает многие вечные вопросы, но не все. И, что важнее, не все вопросы для неё актуальны. Допустим, вопрос о языке актуализируется только в середине XX века с возникновением аналитической философии и структурализма. Для древних греков важнее были вопросы эстетики, политики и этики.

Различие есть и в том, какие проблемы актуальны и очевидны для того или иного периода. Древние греки рассуждали об этике, но не говорили про моральную удачу и нейрошовинизм. Ощутимая разница есть и в том, как даются ответы. Сейчас, к примеру, говоря о природе человека, философы учитывают изыскания нейронаук и психологии, а не отвечают только исключительно на основе своих наблюдений. Что мог себе позволить, к примеру, Аристотель. И это даже не значит, что его наблюдения обязательно неверны, просто мы сейчас имеем больше позиций, с которых мы можем описать человеческую природу.

Благодарю Алексей за разъяснение по вопрусу философии. Греческий полуостров Халкидикии очень красив и поэтому. Читать дальше

Как можно судить то чего нет, о какой философии вы говорите. В настоящее время есть группы людей которые изучают древнегреческую философию, ищут в ней то, что они там не теряли и делают умную мину при плохой игре. Философия---это взгляд вперед, а у нас все смотрят назад и щеголяют знаниями чужих мыслей. Это не философия, это плагиат. Это мое личное мнение. С уважением.

Читайте также: