Анализ укомплектованности школьных библиотек
Обновлено: 18.05.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Анализ библиотечной работы за 2014-15 учебный год.
В течение прошедшего учебного года школьная библиотека всё содержание работы строила согласно намеченным целям и задачам. Новое содержание учебных программ, расширение и углубление традиционных дисциплин, программ, методов, методик, форм обучения предполагают новый уровень использования различного рода источников информации, способствуют изменению содержания учебно-воспитательного процесса.
Материально-техническое оснащение библиотеки:
Библиотека расположена на первом этаже образовательного учреждения. Она занимает изолированный приспособленный класс – комнату площадью 35 кв.м.
Библиотека оборудована: столами (6 шт.) для читателей, двумя демонстрационными библиотечными стеллажами, столом барьерным библиотечным.
Под стеллажи используются шкафы.
Библиотека оснащена переносным ПК, с выходом в интернет.
Читальный зал в библиотеке совмещён с абонементом, где 12 посадочных мест для работы.
Освещение библиотеки соответствует санитарно-гигиеническим требованиям
Имеется дополнительное помещения 17 кв.м для хранения учебников. Помещение оборудовано деревянными стеллажами(12шт.).
Школьная библиотека работает по плану, утвержденному администрацией школы.
Основными направлениями деятельности библиотеки являются:
содействие учебно-воспитательному процессу путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов.
приобщение детей к ценностям мировой и отечественной культуры.
формирование навыков независимого библиотечного пользователя, обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
привитие любви к родному краю.
овладение новыми технологиями работы.
формирование комфортной библиотечной среды.
Библиотека укомплектована:
научно-популярной, справочной, художественной литературой для детей:
педагогической и методической литературой для педагогических работников;
учебниками и учебными пособиями.
Расстановка осуществлена в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек.
Литература для учащихся 1- 2 классов расставлена по тематическим рубрикам. Отдельно выставлены журналы для детского чтения, которые пользуются большим спросом.
Ценная литература, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре, расставлены в отдельном шкафу для пользования в читальном зале.
Основные показатели работы библиотеки:
Общий фонд - 10083
Фонд учебников -3282
Для начальных классов-945
Для средней классов-1829
Для старших классов-508
Электронные издания - 105
Количество читателей всего - 282, из них
Работа с книжным фондом библиотеки:
Работа с фондом художественной литературы.
Поступило- 6 экз.
Отремонтировано книг - 106 экз.
В течении года с фондом литературы ведется определённая работа:
по изучению состава фонда и анализ его использования;
по формированию фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации.
прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений (учет библиотечного фонда).
прием, оформление документов и обработка полученных книг в дар.
выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам.
выдача документов пользователям библиотеки.
расстановка документов в фонде в соответствии с ББК.
оформление фонда (организация и изготовление по необходимости полочных, буквенных разделителей, индексов).
проверка правильности расстановки фонда.
обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.
Работа по сохранности фонда:
организация особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности;
систематический контроль за своевременным возвращением в библиотеку выданных изданий;
обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке;
организация работы по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива;
Работа с фондом учебной литературы.
Поступило учебников –487 экз.(Крутоярская СОШ)
- 128экз. (Токаревская ООШ)
Фонд учебников расположен в отдельном помещении. Расстановка произведена по классам. Все учащиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки.
В течении года проводилась работа:
по формированию заказа на учебники федерального перечня, согласование с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, руководителем ШМО.
по приему фонда учебников на хранение;
учет учебного фонда;
инвентаризация учебного фонда, исключение морально устаревших и ветхих учебников;
организация работы по сохранности учебного фонда (ремонт учебников, организация рейдов по сохранности, беседы и т.д.);
анализ учебного фонда, определение потребности в учебниках к новому учебному году;
выдача учебников, в конце учебного года по графику прием учебников
осуществление обмена учебниками между школами.
Работа с читателями .
обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технический персонал, родителей.
обслуживание читателей в читальном зале: учащихся и учителей.
рекомендательные беседы при выдаче книг.
беседы о прочитанном.
Школьная библиотека в течении года оказывала помощь учителям:
в проведении массовых мероприятий, классных часов;
проводился подбор литературы, сценариев, стихов в помощь проведению предметных недель и общешкольных мероприятий, для проведения родительских собраний, педсоветов;
информировала педагогов о новых поступлениях учебной литературы;
совместно с педагогами формировался заказ на учебную литературу;
организация обслуживания по МБА (получение литературы во временное пользование из других библиотек).
Библиотека пропагандировала чтение, применяя различные формы работы (выставки, викторины, беседы, конкурсы, библиотечные плакаты, рекомендательные списки литературы, громкие чтения и т. д.
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, и проведению предметных недель. Также имеются постоянно действующие книжные выставки. Подбирая материал к выставкам, библиотека старалась раскрыть не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями
Деятельность библиотек неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. В честь празднования 70летия победы в Великой Отечественной войне библиотекарем были проведены библиотечные уроки и у/журнал, книжные обзоры на всех школьных мероприятиях, чтение и обсуждение детской литературы, посвященной событиям Великой Отечественной войне. Совместно с поселковой библиотекой организована встреча с ветераном труда Якуниной Н.Т., которая во время войны была ребёнком, но она отчетливо помнит все тяготы и трудности работы. Надежда Тимофеевна рассказала об этом тяжелом времени, о помощи детей взрослым и ответила на вопросы учащихся. Спрос на литературу о Великой Отечественной войне повысился.
Были проведены экскурсии в школьный музей и зал боевой славы, экскурсии в Касимовский краеведческий музей, экскурсия в музей Лашманской модельной библиотеки, что расширяло знание ребят о родном крае, воспитывало любовь к малой родине. В рамках проведения года культуры учащиеся 5 классов также совершили виртуальную экскурсию в Эрмитаж.
Что бы ни делала библиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни нашей страны.
Справочно-библиографическая работа .
Ежегодное проведение уроков по формированию информационной грамотности учащихся:
Первое посещение библиотеки - 1 класс
Правила общения с книгой - 1 класс
Роль и назначение библиотеки - 2 класс
Структура книги - 2 класс
Структура книги - 3 класс
Выбор книги в библиотеке - 2 класс
7. Выбор книги в библиотеке - 3 класс
8. Газеты и журналы для детей - 3 класс
9. Структура книги - 3 класс
10. Твои первые энциклопедии и словари - 4 класс
11. Научно-познавательная литература-4 класс
12. История книги.-5класс
13. Как построена книга?-5 класс
14. История книги-6 класс
15. Библиография и её назначение-7 класс
16. Справочно-библиографический аппарат школьной библиотеки-8класс.
Работа с активом:
Проводится постоянная работа по вовлечению актива в работу библиотеки:
совместно с активом проводятся рейды по сохранности учебников;
работа по расстановке книг на стеллажах;
один из самых любимых этапов работы – обслуживание читателей на абонементе (учатся записывать книги в формуляр, помогают в выборе книг учащимся 1-х классов);
принимают активное участие во многих мероприятиях школьной библиотеки;
проводится оформительская деятельность к мероприятиям и в библиотеке;
работа с читателями – задолжниками;
при поступлении новых изданий учебной и художественной литературы – штемпелевание.
Взаимодействие с другими библиотеками .
Для повышения интереса детей к книгам школьная библиотека тесно сотрудничает с Крутоярской поселковой библиотекой и Лашманской модельной библиотекой. Совместно с библиотеками проводятся мероприятия для учащихся.
Библиотекарь школы посетила библиотечные занятия в различных школах района и участвовала в работе РМО библиотекарей, являясь его руководителем.
Посещение семинаров, открытых мероприятий, участие в конкурсах, индивидуальные консультации, посетилагородских методических объединения школьных библиотекарей. Мои выступления:
Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в 2015-20116 учебном году. Школьная библиотека играет важную роль в достижении целей образования и задач школы. Образовательной частью работы школьной библиотеки является планомерное, в сотрудничестве с педагогами, обучение детей навыкам работы с информацией. Но, к сожалению, качественный состав основного фонда не совсем соответствует современным требованиям образовательно-воспитательного процесса. Снижается читательская активность у обучающихся, книгу заменил Интернет.
Задачи школьной библиотеки на 2015-2016 учебный год :
Активизировать читательскую активность в 3 - 4 классах. Вести более тесную работу с учителями для привлечения учащихся в библиотеку.
Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей, оказывать всестороннюю помощь педагогическому коллективу в формировании духовной и творческой личности учащихся; воспитания у детей читательской культуры.
Уделить большее внимание информационной работе размещать больше информации о библиотеке на школьном сайте.
Принять активное участие в проведении в Российской Федерации Года литературы.
Школьная библиотека работала по плану, утверждённому администрацией школы, опираясь на разделы общешкольного плана. Я стараюсь прививать учащимся интерес к чтению научно-популярной, художественной и публицистической литературе, развивать их потребности в самообразовании, учить ответственности. Много внимания уделяла работе, которая была направлена на изучение дополнительной литературы в помощь школьным программам.
Основными направлениями деятельности библиотеки являлись:
- обеспечение учебно-воспитательного процесса соответствующей литературой;
- формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.
Перед библиотекой стояли следующие задачи:
- знакомство учащихся с основами библиотечно-библиографических знаний;
- воспитание культурного, патриотического и гражданского самосознания путем знакомства с литературными и историческими произведениями;
- стимулирование у детей интереса к чтению, приобщение к книге.
Работа с книжным фондом .
В учебном 2019-2020 году продолжилась работа по сохранности фонда. Велась работа с задолжниками. Были проанализированы формуляры всех читателей, выявлены задолжники, списки поданы классным руководителям, постоянно контролируется состояние возвращаемой литературы, проводятся беседы с учащимися о бережном отношении к книгам.
Проводится выявление устаревших по содержанию и ветхих изданий.
Для учёта фонда заведена следующая документация:
- инвентарная книга и электронный носитель;
- журнал учёта выдачи учебников в школе;
- тетрадь учёта книг, принятых от читателей, взамен утерянных;
- инвентарная книга подарочных изданий;
- инвентарная книга учёта дисков CD и DVD ;
Работа с учебным фондом
На учёте состоит - 4344 экз. из них:
учебники – 1302 экз.;
учебные пособия – 177 экз.
справочный материал – 484 экз.
художественная литература – 2381 экз.
Поступило всего – 221 экз.
учебники - 24 экз.
художественная литература – 197 экз.
Учащиеся обеспечены учебниками на 100%.
Проведена работа по оформлению заказа учебников на новый учебный год совместно с директором школы, учителями-предметниками. Составлен и оформлен заказ учебников на 2020-2021 учебный год с учётом ФГОС от 28.12.2018; Поведена работа по проверке учебного фонда. При этом были отобраны устаревшие и ветхие учебники, проведено их списание. Все вновь поступившие учебники своевременно инвентаризированы, обработаны и выданы учащимся.
Совместно с классными руководителями систематически работали по воспитанию бережного отношения к учебникам, были проведены индивидуальные и коллективные беседы. В этом учебном году проделана следующая методическая работа по учебному фонду:
- составлен график по сдаче и выдаче учебников на 2019-2020 уч. год;
- списаны ветхие и устаревшие учебники;
- составлен и оформлен заказ на новый учебный год
- подготовлены формуляры к выдаче учебников;
- подобраны комплекты учебников по классам;
- осуществлена выдача учебников.
Библиотечно-библиографическая работа
Библиотека школы имеет следующий библиографический аппарат: алфавитный каталог, читательские формуляры.
Массовая работа. Работа с читателями.
Массовая работа в нашей школьной библиотеке ведётся по следующим основным направлениям: поощрение свободного чтения (чтения для удовольствия, для удовлетворения познавательного интереса, для возможностей самовыражения), содействие воспитательным программам школы, содействие учебному процессу. В процессе проведения массовых мероприятий решалась задача количественного и качественного обслуживания.
Обслуживание читателей осуществлялось в соответствии с графиком работы библиотеки. В целях привлечения читателей в библиотеку и формирование у школьников информационной, культуры чтения, умения и навыков библиотечного пользования проводились библиотечные уроки, на которых учащиеся знакомились со строением книги, справочным аппаратом библиотеки, с расстановкой книг в библиотеке:
Первое знакомство первоклассников с библиотекой прошло в начале октября. Ребята познакомились с понятиями - читатель, библиотекарь, как расставлены в библиотеке книги. Дети отгадывали загадки о книгах, библиотеке.
В этом году учителя начальных классов часто проводили уроки внеклассного чтения в библиотеки. Для этих уроков я делала настольные книжные выставки писателей по просьбе учителя.
Школьная библиотека в течение 2020-2021 учебного года прививала в учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного года.
Анализ работы школьной библиотеки
за 2020-2021 учебный год.
Школьная библиотека в течение 2020-2021 учебного года прививала в учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного года.
В прошедшем учебном году целью работы школьной библиотеки была:
- создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, организация систематического чтения;
- обеспечивать учебно-воспитательный процесс учебно-методическими пособиями, работать по сохранности фонда;
- обучать читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами библиотеки;
- совершенствовать традиционные и осваивать новые библиотечные технологии.
Показатели библиотечной статистики за 2020-2021 учебный год.
Количество читателей: 176 обучающихся
2. Книжный фонд: всего -8360
3. Книгообеспеченность 100%
4. Обращаемость 3574 единиц в год
5. Объем учебного фонда 3225 единиц
Состав фонда и его использование:
Сколько экземпляров выдавалось за год
Обслуживание читателей
Обеспеченность учебниками составила 100%.
В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводились беседы с учениками школы. Систематически проводились беседы по сохранности учебников обучающихся.
В конце учебного года проходит сдача учебников по классам.
Основные формы индивидуального обслуживания:
беседа при записи в библиотеку,
беседа при выдаче документов,
беседа о прочитанном;
анализ читательских формуляров.
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки.
В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Мы регулярно участвуем в сетевых акциях (40% обучающихся).Регулярно проводятся библиотечные уроки, которые формируют интерес у учащихся посещения школьной библиотеки. Также имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой.
Подбирая материал к этим выставкам, стараешься рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины. (см. приложение)
Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.
Работа с библиотечным фондом ведется в течение 2020-2021 учебного года.
Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:
-книга суммарного учета фонда библиотеки;
- книга суммарного учёта учебного фонда;
- картотека учета учебников;
- накладные на учебники по классам;
- журнал учёта выдачи учебников по классам;
Выдача книг на абонементе фиксируется – с 1-го по 9-й класс – в специальных читательских формулярах .
Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:
• младшего школьного возраста (1-4классы);
• среднего школьного возраста (5-8классы);
• старшего школьного возраста (9класс);
• периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.
Расстановка осуществлена по возрастным группам в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек.
Фонд учебников расположен в книгохранилище.
Работа по сохранности фонда
Анализируя работу школьной библиотеки за 2020-2021 учебный год, можно сделать следующий вывод:
Школьная библиотека в течение учебного года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки.
Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати, вела работу с читательским активом.
Работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы на 2021-2022учебный год.
Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в 2022 учебном году:
Устаревший фонд художественной литературы.
Задачи, над которыми стоит работать в следующем 2021-2022 учебном году:
Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.
Формировать эстетическую и экологическую культуру и интерес к здоровому образу жизни.
Школьная библиотека в течение 2020-2021 учебного года прививала в учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного года.
Анализ работы школьной библиотеки
за 2020-2021 учебный год.
Школьная библиотека в течение 2020-2021 учебного года прививала в учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного года.
В прошедшем учебном году целью работы школьной библиотеки была:
- создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, организация систематического чтения;
- обеспечивать учебно-воспитательный процесс учебно-методическими пособиями, работать по сохранности фонда;
- обучать читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами библиотеки;
- совершенствовать традиционные и осваивать новые библиотечные технологии.
Показатели библиотечной статистики за 2020-2021 учебный год.
Количество читателей: 176 обучающихся
2. Книжный фонд: всего -8360
3. Книгообеспеченность 100%
4. Обращаемость 3574 единиц в год
5. Объем учебного фонда 3225 единиц
Состав фонда и его использование:
Сколько экземпляров выдавалось за год
Обслуживание читателей
Обеспеченность учебниками составила 100%.
В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводились беседы с учениками школы. Систематически проводились беседы по сохранности учебников обучающихся.
В конце учебного года проходит сдача учебников по классам.
Основные формы индивидуального обслуживания:
беседа при записи в библиотеку,
беседа при выдаче документов,
беседа о прочитанном;
анализ читательских формуляров.
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки.
В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Мы регулярно участвуем в сетевых акциях (40% обучающихся).Регулярно проводятся библиотечные уроки, которые формируют интерес у учащихся посещения школьной библиотеки. Также имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой.
Подбирая материал к этим выставкам, стараешься рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины. (см. приложение)
Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.
Работа с библиотечным фондом ведется в течение 2020-2021 учебного года.
Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:
-книга суммарного учета фонда библиотеки;
- книга суммарного учёта учебного фонда;
- картотека учета учебников;
- накладные на учебники по классам;
- журнал учёта выдачи учебников по классам;
Выдача книг на абонементе фиксируется – с 1-го по 9-й класс – в специальных читательских формулярах .
Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:
• младшего школьного возраста (1-4классы);
• среднего школьного возраста (5-8классы);
• старшего школьного возраста (9класс);
• периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.
Расстановка осуществлена по возрастным группам в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек.
Фонд учебников расположен в книгохранилище.
Работа по сохранности фонда
Анализируя работу школьной библиотеки за 2020-2021 учебный год, можно сделать следующий вывод:
Школьная библиотека в течение учебного года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки.
Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати, вела работу с читательским активом.
Работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы на 2021-2022учебный год.
Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в 2022 учебном году:
Устаревший фонд художественной литературы.
Задачи, над которыми стоит работать в следующем 2021-2022 учебном году:
Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.
Формировать эстетическую и экологическую культуру и интерес к здоровому образу жизни.
Читайте также: