Анализ учебного занятия в школе

Обновлено: 04.07.2024

Учитель правильно и обоснованно определила цели урока с учетом программных требований и содержания учебного материала, но следовало обратить внимание на постановку воспитательных и развивающих задач и целей урока.

Структура данного урока соответствует его цели и типу. Умело организует начало урока.

Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны, переход от одного этапа к другому осуществляется с помощью проблемных связок (осуществляется анализ предложений, где одно и то же слово является обращением и членом предложения).

Умело выбирает темп урока, задания, требующие напряженного интеллектуального труда, чередуется с более легкими.

Время использует эффективно, однако имеют место случаи снижения учебной работы, возникающие из-за необходимости дополнительных объяснений при смене типов заданий (при даче задания по индивидуальным карточкам).

Умеет отбирать учебный материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связывает изучаемый материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связывает изучаемый материал с жизнью и интересами учащихся, с прочтенными текстами художественных произведений.

Выделяет ведущие идеи по теме и определяет новые понятия с учетом уровня знаний учащихся.

Использует пути формирования самостоятельного мышления средствами содержания учебного материала (развивает умение осознанного осмысления учебного материала.

Учитель использует разнообразные тренировочные упражнения для закрепления полученных знаний по теме, при этом осуществляет индивидуальный разноуровневый подход при выполнении предложенных заданий.

Следует отметить правильную речь учителя, хорошую дикцию. Создана хорошая рабочая атмосфера на уроке.

Учащиеся в основном владеют рациональными приемами обучения, вырабатываются умения самостоятельными овладения знаниями.

Прививаются навыки самоконтроля (при выполнении индивидуальных карточек – заданий). Домашнее задание имеет дифференцированный характер дополнительно предложено отдельным учащимся выполнить упражнение № 360 (с более усложненным заданием).

Классная доска пригодна для работы, оборудована к уроку; на ней аккуратно расположены записи; имеется необходимая наглядность к уроку (таблица, опорный конспект); слова на карточках. В помещении чисто, мебель соответствует возрасту учащихся, соблюдается режим проветривания, правила по охране учебного труда.

В ходе урока учитель обращает внимание на осанку учащихся во время письма в тетрадях, на доске, при выполнении устных упражнений; проводит физкультминутку.

Обязательно подводить итог урока, желательна – рефлексия по изученному материалу.

Своевременно выставлять и комментировать оценки за урок. Можно привлечь к оцениванию выполненных работ самим учащимся.

Разнообразность формы проведения физкультминуток, использовать элементы аутотренинга.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Итак, присутствующим на уроке экспертам целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:

1. Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. В отличие от работы врача, эта оценка не требует использования приборов, инструментария — эксперт ориентируется на свои органы чувств (нередко более объективные, чем технические устройства!). Отметим, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Напомним, что к их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7–10 минут.

4. Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок.

5. Чередование видов преподавания не позже чем через 10–15 минут.

7. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами. Вместе с тем эти нормы в части использования видеоэкранных средств, на наш взгляд, входят в противоречие с реальной действительностью и потребностями учебного процесса. Дома многие дети часами просиживают у экранов телевизоров и компьютеров, чем действительно реально подрывают свое здоровье. На этом фоне 8–10-минутные регламентации гигиенистов выглядят анахронизмом, особенно с учетом постоянного совершенствования качества мониторов.

8. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

10. Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма — на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

11. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

12. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем. К вопросам здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь. Определить же уровень мотивации школьников может любой присутствующий на уроке, а педагог — тем более.

13. Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, — дополнительная гирька на чашу весов, определяющих позитивное воздействие школы на здоровье. И наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т.п. проявления как со стороны учителя, так и учеников свидетельствуют о преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций.

15. Преобладающее выражение лица учителя, к примеру, различные проявления доброжелательности или недоброжелательности, улыбчивости — угрюмости и т.п. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

В конце урока советуем обратить внимание на следующие четыре показателя.

16. Итоговую плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу. Рекомендуемые показатели — в диапазоне от 60% до 80%.

17. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.

18. Темп и особенности окончания урока. К нежелательным показателям относятся:

• отсутствие времени на вопросы учащихся;

• необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.

Все это — ненужный стресс как для школьников, так и для учителя. Кроме того, недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

Поскольку посещение урока руководством — стрессогенная процедура не только для учащихся, но и для учителя, желательно помочь ему освободиться от излишнего напряжения, так как впереди следующий урок. Лучший способ — сразу после занятия поблагодарить педагога и сказать несколько слов поддержки. Анализу урока лучше посвятить время после окончания занятий, когда и проверявший, и учитель успеют немного отдохнуть. Но не следует надолго откладывать процедуру анализа, поскольку педагог волнуется и затягивание только увеличивает напряжение.

Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога, поскольку именно они уменьшают переутомление как учителя, так и его учеников. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии.

Дополнительные рекомендации для пров еряющих

Руководителю любого уровня — тем более самого высокого — необходимо располагать инструментарием простой, оперативной и объективной оценки того, насколько созданное в проверяемой школе образовательное пространство и используемые педагогами технологии являются здоровьесберегающими. И хотя многолетний опыт любого руководителя стоит не менее сотни томов специальных книг, предложим несколько полушутливых рекомендаций, которые позволят взглянуть на ситуацию инспектирования под непривычным углом зрения и вспомнить, что чувство юмора руководителя одаривает здоровьем и его самого, и тех, кто его окружает.

2. Атмосфера в классе после окончания последнего урока — и воздушная, и эмоционально-психологическая — это простой и точный индикатор воздействия урока на здоровье школьников.

Проанализируйте свое первое впечатление от последнего урока!

3. Спросите у учителя о главной цели его занятия.

Спуститесь с пьедестала, даже если вас на него водружают.

- мультимедиапроектор, ноутбук, экран;

- атласная лента шириной 5 см, белая, синяя и красная по 20 см (каждому);

- булавка, 15 штук;

- белые полубусины, 3 штуки (каждому);

Структура наблюдения за ходом занятия

Этапы занятия

Оценка деятельности педагога

1 этап: организационный.

Задача: приветствие всех участников занятия, подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

Организационный этап занятия педагог провел поэтапно. Занятие педагог начал с приветствия всех участников. Обозначил цель и задачи занятия. Определил этапы работы на занятии. Активизировал внимание на главных аспектах.

2 этап: проверочный.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям, к выполнению практических работ.

3 этап: повторение пройденного материала.

Задача: краткий обзор предыдущего занятия.

Содержание этапа: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.

4 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию, введение в предлагаемый образовательный материал или информацию).

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введение аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

Педагогом была поставлена учебно-познавательная цель деятельности. Для пробуждения у учащихся заинтересованного отношения к содержанию деятельности педагог использует особые приемы: подводящий диалог, работа над теоретическим понятием.

На занятии учащиеся самостоятельно раскрывали часть нового материала на основе имеющихся у них знаний. Постановка задач и цели на занятии была совместной, что позволило повысить мотивацию к учебной деятельности и сконцентрировать внимание обучающихся.

5 этап: основной (освоение в активной форме предлагаемого образовательного материала или информации).

Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в определенной форме (индивидуальная, групповая, фронтальная). Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.

Составляющие данного этапа:

1) Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

Содержание этапа: Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2) Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция.

Содержание этапа: Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием выполняемых действий (ориентировочная основа действий).

3) Закрепление знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.

Содержание этапа: Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

4) Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме.

Содержание этапа: Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

На данном этапе педагог использует мультимедийную презентацию, поддерживает познавательную активность группы, в процессе задействованы все обучающиеся. Происходит актуализация опорных знаний, активизируется познавательный интерес обучающихся.

Педагог знакомит детей с историей Российского флага. В процессе активного диалога дети актуализируют свои знания о цветах флага. Педагог рассказывает о разнообразных способах использования ленты-триколор, подкрепляя теорию наглядными материалами. На занятии педагог старается организовать внимание учащихся на главном.

После изложения нового материала педагог ставит перед обучающимися практическую задачу по изготовлению броши. Дети актуализируют имеющиеся навыки и начинают работу. Педагог оказывает необходимую помощь, контактирует с детьми, дружелюбен. Старается стимулировать самостоятельную работу детей. В процессе практической деятельности педагог обращает внимание на алгоритм изготовления броши. Дети имеют навыки по созданию подобных работ, педагог лишь изменяет форму конечного изделия. Это позволяет создать новые условия для реализации имеющихся у детей навыков.

6 этап: игровая или творческая часть занятия.

Задача: закрепление информации, освоенных способов действий.

Игровая часть: викторина (подробное описание условия или программы викторины); конкурс (подробное описание); разгадывание кроссворда (с учетом категории сложности); загадки (желательно тематического характера); ребус (с учетом объема знаний и особенностей возраста) и т.д. (в зависимости от направленности программы)

Творческая часть: рисование (определить тему и подготовить материалы для данного вида деятельности); лепка; аппликация (заблаговременно предупредить детей о необходимых материалах для данного вида деятельности); конструирование, моделирование, инсценировка, музицирование и т.д. (в зависимости от направленности программы).

7 этап: контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, их коррекция.

Содержание этапа: Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

На контрольном этапе педагог ставит основную задачу - выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по данной теме. И если потребуется, в процессе работы скорректировать их. Педагог наблюдает за правильностью выполнения практической деятельности учащимися.

8 этап: рефлективный.

Задача: мобилизация детей на самооценку.

Содержание этапа: Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы (когнитивная, деятельностная, эмоциональная, ценностно-смысловая рефлексия). Детям предлагается самим дать оценку информации, подвести итог общей деятельности на занятии (или общему рассуждению), выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации. Педагог может предложить следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели, что получилось и что не получилось, что нужно сделать в следующий раз, чтобы получилось, в чём ценность занятия, с каким настроением уходят с занятия?

9 этап: итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации. Педагог поощряет ребят за учебную работу, даёт качественную оценку деятельности каждому обучающемуся, рекомендации по коррекции отдельных действий (педагогическое оценивание). Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.

На итоговом этапе педагог поощряет учащихся за успешную работу, дает качественную оценку деятельности каждому.

10 этап: информационный.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Содержание этапа: Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Достижение цели занятия:

РЕАЛИЗОВАН ЗАМЫСЕЛ ЗАНЯТИЯ:

1) достигнут запланированный результат занятия (сдвиг в способах работы детей, уровне знаний и др.);

2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путем ( дети работали инициативно, с интересом, говорили на занятии больше, чем Педагог, ушли с занятия, желая продолжить работу).

Цель занятия достигнута. Педагог добился осмысления учебного материала всеми обучающимися.

На протяжении занятия наблюдалась активная работа учащихся. Взаимодействие педагога с обучающимися можно назвать хорошим – все желающие получали необходимую помощь. По завершении занятия у каждого ребенка была готова его работа.

Достоинства занятия

Проблемы, замечания

Методические рекомендации

При заполнении данной части анализа занятия эксперту важно обратить внимание на следующие аспекты:

1. Соответствие темы занятия учебному плану и календарному учебному графику в программе педагога.

2. Структура занятия и его педагогическая целесообразность (соответствие этапов занятия типу, форме проведения, выбранной педагогической технологии; соответствие занятия месту в теме, разделе курса, связь занятия с предыдущими и последующими занятиями).

3. Научно-теоретический уровень занятия (место занятия в формировании мировоззрения учащихся; правильный отбор содержания учебного материала и методов его изучения.).

4. Готовность материально – технического оснащения занятия: пособия, раздаточный материал, модели, приборы и т. д.

5. Готовность педагога и учащихся к занятию: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина.

6. Построение занятия: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость.

7. Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся,

8. Соответствие методики проведения занятия возрастным особенностям учащихся, направленности программы.

9. Деятельность педагога на занятии по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы.

10.Учебная деятельность учащихся на занятии, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения.

11. Система учёта и оценки знаний и умений учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, умений, мотивированность и объективность педагогического оценивания.

Содержание учебного материала соответствует цели занятия .

Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью.

Используются разнообразные методы, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе и предполагающие их включение как субъектов деятельности на всех этапах занятия .

В ходе занятия использовались групповая форма работы. Педагог эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески; владеет технологией диалога.

Не в полной мере использовались возможности самостоятельной работы обучающихся.

Большее внимание уделялось эмоциональному компоненту, чем деятельностному.

Разнообразить дидактический материал – сделать его разноуровневым, классифицировать по возрасту.

Использовать различные приёмы для рефлексии детей (когнитивной, деятельностной, ценностно-смысловой).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Бланк посещения урока

Ф. И. О., должность посетившего урок___________________________________________

Сведения о посещённом уроке:

а) учитель________________________предмет______________________________

б) дата_________ группа № _____, курс _____, специальность______________________

в) тема урока_________________________________________________________________

Цель посещения______________________________________________________________

СТРУКТУРА НАБЛЮДЕНИЯ

Анализ урока

Оценка деятельности преподавателя

Замечания, предложения

1. Готовность материально – технического оснащения урока: пособия, раздаточный материал, модели, приборы и т. д.

2. Готовность преподавателя и учащихся к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина.

3. Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость.

4. Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.

5. Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы.

6. Учебная деятельность учащихся на уроке, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, обобщения.

7. Система учёта и оценки знаний учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок.

8. Объем и характер домашнего задания, его индивидуальность.

9. Научно – теоретический уровень урока. Структура урока и его педагогическая целесообразность

____________________________________

(Подпись, посетившего урок)

Бланк экспертной оценки урока теоретического обучения

Преподаватель__________________________________ Курс_________ Группа__________

Тема урока____________________________________ Дата проведения_________________

ВНИМАНИЕ: не все приведённые ниже пункты обязательно должны быть использованы при оценке качества преподавания. В зависимости от темы урока и цели обучения отдельные моменты преподавания могут отсутствовать. Оценка осуществляется по 5-бальной шкале: 5 – качество проявляется почти всегда; 4-качество проявляется часто; 3-качество проявляется на уровне 50%; 2-качество проявляется редко; 1-качество практически отсутствует.

Готовность материально – технического оснащения урока: наличие наглядных пособий, раздаточного материала, фрагментов кино- и диафильмов, действующих моделей, приборов, справочно – информационной литературы, схем, таблиц. 1 2 3 4 5

Готовность учащихся: присутствие, внешний вид, наличие учебных пособий, тетрадей, психологический настрой, дисциплина. 1 2 3 4 5

Учебно – профессиональная мотивация учащихся:: осознание цели урока, интерес к учебному материалу, профессиональная направленность урока 1 2 3 4 5

Построение урока правильность и доступность поставленных задач урока перед учащимися, рациональность плана урока, правильное использование ТСО и оптимальность темпа урока, завершённость урока. 1 2 3 4 5

Деятельность преподавателя на уроке по формированию у учащихся новых понятий технико – технологических умений, учебно – профессиональных действий. 1 2 3 4 5

Организация поисковой деятельности учащихся: создание проблемных ситуаций, формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, решение проблемно – познавательных задач, работа с инструкционными картами. 1 2 3 4 5

Ознакомление учащихся с передовой технологией, техникой и организацией производства.

Активизация познавате5льной деятельности учащихся: анализ производственной ситуации, решение конструктивно – технических задач и заданий, выполнение графических и расчётных работ, корректировка технической документации. 1 2 3 4 5

Контроль и оценка знаний и умений учащихся 1 2 3 4 5

Взаимоотношение преподавателя с учащимися: знание и учёт индивидуальных особенностей, доброжелательность и требовательность. 1 2 3 4 5

Поведение преподавателя: уверенность, твёрдость, умение поддерживать дисциплину.

Речь преподавателя: понятная, выразительная, литературно – грамотная, оптимального темпа, достаточно громкая. 1 2 3 4 5

Общая оценка урока: достижение намеченных целей, завершённость, результативность урока. 1 2 3 4 5

Рекомендации:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Подпись и должность лица, посетившего урок)

В помощь руководителям

методических комиссий

Как делать анализ урока

Наблюдение и анализ урока – творческий процесс в такой же мере, как его подготовка и проведение.

Наблюдение и анализ урока составляет наиболее трудную часть наших должностных обязанностей.

Цель анализа – выявить методы и приёмы организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.

Типы анализа: 1) полный (для администратора), 2) комплексный, 3) краткий, 4) аспектный.

Виды анализа: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

Структура наблюдения и анализа урока:

- научно – теоретический уровень урока. Его роль и место в формировании мировоззрения;

правильность и полнота определения образовательных, развивающих и воспитательных задач урока;

определение содержания учебного материала и методов его изучения;

- пути и средства, обеспечивающие развитие познавательных способностей учащегося: а) постановка учебной проблемы; б) система познавательных задач; в) выдвижение учащимися гипотез и проверка их правильности, обоснование правильности найдённого способа решения. В связи с этим выявляется педагогическая целесообразность, соотношение самостоятельной и коллективной работы учащихся на уроке:

- использование на уроке разнообразных источников знаний (лекция преподавателя, объяснение, беседа, учебное кино, учебник, дополнительная литература, наблюдения в природе и т. д.);

актуализация ранее приобретённых учащимися знаний, связь обучения с жизнью;

- организация самостоятельной работы учащихся. Следует проанализировать образовательный и развивающий характер предложенной учащимся самостоятельной работы, объём, характер, последовательность и виды самостоятельной деятельности учащихся (установить, с какой целью она даётся: для изучения нового материала, первичного закрепления полученных на уроке знаний, с целью выработки практических знаний и умений);

методы и приёмы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся, которые применяет преподаватель в зависимости от используемых на уроке источников знаний;

- методика получения обратной информации. Элементы программированного обучения, сигнальные карточки. Письменное или устное выполнение небольшого по объёму контрольного задания;

- система учёта и оценки знаний учащихся. Мотивированность и объективность выставленных на уроке отметок. Целесообразность индивидуальных и фронтальных форм проверки знаний:

осуществление на уроке индивидуального подхода к учащимся, приёмы индивидуализации обучения. Сочетания коллективной и индивидуальной работы на уроке;

- учебная деятельность учащихся на уроке. Усвоение ими предусмотренных теоретических знаний, формирование практических навыков и умений. Выявление умений учащимися наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно – следственные связи, делать необходимые выводы. Обобщения. Логичность, доказательность, самостоятельность, проявляемая учащимися при выполнении разнообразных письменных заданий и в устных ответах;

- объём и характер домашнего задания. Подготовка учащихся в ходе урока к его выполнению. Наличие задания, цель которого – подготовить учащихся к восприятию новых знаний. Индивидуализация домашнего задания;

- структура урока, её педагогическая целесообразность.

Возможные цели посещения уроков:

Управление успехом в процессе урока.

Определение уровня толерантности в отношениях ученик – учитель, ученик – класс.

Дифференцированный подход в процессе обучения.

Положительная эмоциональная составляющая урока.

Продуктивная значимость урока.

Методы, приёмы, формы на уроке: их оправданность, сбалансированность, отработанность, успешность.

Использование фронтальных, диалогических, микро групповых форм активизации познавательной деятельности на уроке.

Индивидуальный подход на уроке.

Нравственное приращение, получаемое учащимися в ходе урока.

Стимулы и психолого – педагогическая поддержка учащихся в учебном процессе.

Оценка знаний как психологический инструмент.

Творческая деятельность на уроке.

Выход на послеурочную предметную деятельность.

Вербальное и невербальное взаимодействие учителя и учащихся.

Включённость учащихся и их интерес к происходящему на уроке.

Анализ успешности организационно – психологического момента на уроке.

Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся.

Характер, система и формы домашнего задания.

Использование различных активизаторов в процессе урока.

Игровые моменты на уроке.

Доступность, образность, значимость, интересность информации, получаемой в процессе урока.

Как выглядит анализ урока по ФГОС? Образец рассмотрим позже, сначала выясним особенности современной организации обучения, ее составные части.

Работа эксперта

Урок, который разрабатывается в полном соответствии со стандартами второго поколения, обладает серьезными отличиями от традиционной формы.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе базируется на рассмотрении развития у младших школьников универсальных учебных действий. Эксперт, оценивающий профессиональную деятельность учителя, обращает особое внимание на применение педагогом проблемного обучения.

анализ урока по фгос образец

Основные параметры современного урока

Схема анализа урока по ФГОС включает пункт, в котором отмечается умение школьников самостоятельно формулировать тему учебного занятия. В основную задачу учителя входит подведение ребят к осознанию темы. Преподаватель только задает уточняющие вопросы, при ответах на которые ученики правильно формулируют цели занятия.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе содержит план достижения цели, поставленной в начале занятия.

Школьники выполняют УУД (универсальные учебные действия) согласно плану, разработанному вместе с наставником. Педагог организует фронтальную, парную, индивидуальную деятельность.

Схема анализа урока по ФГОС содержит пункт, в котором отмечается умение учителя предлагать ребятам различные варианты работы, включая и индивидуальные задания.

Среди отличительных характеристик современного урока от традиционной формы выделим наличие взаимоконтроля, а также самоконтроля. Любой анализ урока в школе по ФГОС содержит рефлексию. Основные ошибки, недочеты, пробелы в знаниях, выявленные в ходе проведения самооценки, устраняются школьниками самостоятельно. Ребята проводят оценку не только собственных УУД, но и анализируют достижения своих одноклассников.

На этапе рефлексии предполагается обсуждение достигнутых успехов, а также анализ результативности проведенного занятия.

схема анализа урока по фгос

При составлении домашнего задания педагог учитывает индивидуальное развитие детей, подбирает упражнения и задачи различного уровня сложности, на уроке выступает в роли консультанта, дающего советы ребятам в процессе их самостоятельной деятельности.

Анализ урока по ФГОС - схема

Как должен выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец схемы, разработанной для новых образовательных стандартов, имеет существенные отличия от классической формы.

Выделим основные пункты, принимаемые экспертами во внимание при оценке современного учебного занятия. Итак, что включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча предполагает наличие целей, организационных действий, видов мотивации школьников. Урок должен в полной мере соответствовать психологическим и физиологическим особенностям, возрасту детей. Анализ открытых уроков по ФГОС составляется на отдельное занятие (мероприятие). В карте экспертом указываются данные педагога, название образовательного учреждения, учебный предмет, методический комплект, тема занятия, а также дата проведения урока.

анализ урока по фгос в начальной школе

Вариант заполненной схемы

Как будет выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец карты даст ответ на этот вопрос.

Присутствие воспитательной, образовательной, развивающей целей урока. В каком объеме они были достигнуты? Были ли реализованы практические цели, которые учитель поставил перед учениками?

Как было организовано занятие? Логика, структура, тип, временные рамки, соответствие выбранной структуре методов для проведения занятия.

Что еще включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча содержит блок о формировании познавательного интереса школьников к изучаемой учебной дисциплине.

  1. Варианты мотивации, применяемые педагогом в процессе занятия.
  2. Соответствие проведенного урока требования образовательных стандартов второго поколения. Ориентированность на ФГОС. Развитие универсальных учебных действий. Использование современных педагогических технологий: проектной, исследовательской, ИКТ (информационно-коммуникационных технологий).

анализ урока по фгос образец для завуча

Основное содержание урока

Оценивается целесообразность научного подхода к рассматриваемому материалу, соответствие уровня преподавания возрастным особенностям школьников, школьной программе.

Любой анализ урока по ФГОС, образец которого мы рассмотрим позже, подразумевает проявление познавательной активности и степени самостоятельности школьников путем моделирования учителем различных проблемных ситуаций. Для их разрешения ребята используют собственный жизненный опыт; осуществляется связь теоретической базы с практическими учебными действиями.

анализ урока в школе по фгос

В уроке должны содержаться межпредметные связи, а также логическое использование материала, изученного на предыдущих занятиях.

Методика проведения

Эксперты оценивают актуализацию способов деятельности имеющихся у школьников знаний. Анализируется создание во время урока проблемных ситуаций, уточняющих вопросов - приемов, используемых педагогом во время работы. Сравнивается продолжительность репродуктивной и поисковой деятельности, объем самостоятельной работы школьников.

Особое место в анализе отводится применению во время занятия диалога, принципа дифференцированного обучения, нестандартных ситуаций, обратной связи между учителем и ребенком, грамотного сочетания нескольких видов деятельности.

Оценивается наличие наглядных демонстрационных материалов, способствующих повышению мотивации, полному выполнению задач, поставленных в начале учебного занятия, их соответствие с целями и задачам урока.

анализ урока чтения по фгос

Отдельное внимание при анализе урока по ФГОС отводится рассмотрению психологических организационных моментов: учета индивидуальности каждого ребенка, направленности действий педагога на развитие мышления, памяти, воображения, чередование заданий различной степени сложности, наличие эмоциональной разгрузки детей.

Варианты оценки экспертов

Например, анализ урока "Окружающий мир" по ФГОС предполагает не только суммирование количества баллов по каждому пункту, но и дополнительные пояснения экспертов.

При полном соответствии проведенного урока (занятия) всем требованиям карты ФГОС специалисты выставляют максимальное количество баллов. Если критерии выполнены педагогом частично или не выполнены совсем, ему выставляется от 0 до 1 балла.

В графе об организации урока эксперты учитывают многообразие форм учебных занятий: усвоение новой информации, комплексное использование УУД, актуализацию, обобщение навыков, контроль, коррекцию.

анализ урока окружающий мир по фгос

В графе о соответствии занятия требованиям ФГОС анализируются УУД. Эксперт рассматривает умения по группам: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные качества.

Например, анализ урока чтения по ФГОС предполагает формирование всех УУД, но особое внимание уделяется личностным качествам.

Схема анализа урока в рамках ФГОС

Автор учебника – Г. Е. Рудзитис.

Общее количество баллов – 24 балла.

Краткий анализ результативности

Основные цели урока достигнуты, реализованы в ходе учебного занятия (2 балла).

Представлен урок объяснения нового материала, имеющий логическую структуру, оптимальное соотношение этапов по времени (2 балла).

Мотивация обеспечивается путем применения демонстрационного и индивидуального эксперимента (2 балла).

Данный урок ориентирован на ФГОС, соблюдены дидактические принципы, осуществляется формирование универсальных учебных навыков (2 балла).

Во время занятия педагог применяет современные технологии: проектную и исследовательскую деятельность, ИКТ (2 балла).

Материал урока соответствует возрастным особенностям школьников (2 балла).

Прослеживается связь между теоретическими знаниями и их практическим применением, особое внимание уделяется самостоятельной деятельности, развитию познавательной активности (2 балла).

При формировании новых умений и навыков учитель ориентируется на ранее изученный материал (2 балла).

Во время занятия для школьников создаются проблемные ситуации, учитель формулирует специальные вопросы, направленные на необходимость принятия учащимися самостоятельного решения (2 балла).

Педагог использовал метод проблемного обучения, дифференциальный подход, проектную и исследовательскую деятельность, сочетал задания репродуктивного характера с творческими задачами, направленными на развитие логического мышления школьников (2 балла).

Самостоятельная работа была пояснена в полном объеме, предполагала поиск информации, наблюдение, практические опыты, сравнение полученных результатов (2 балла).

На протяжении урока ощущалась качественная обратная связь между учениками и наставником, комфортный психологический климат (2 балла).

анализ урока по фгос образец

Заключение

Для того чтобы урок, проводимый по требованиям новых федеральных образовательных стандартов, считался результативным и эффективным, преподавателю необходимо иметь представление о критериях, которые им должны быть выполнены. Схема анализа занятия по ФГОС позволяет педагогу проводить самоанализ, выявлять проблемы в работе, устранять их до того, как оценкой его деятельности начнут заниматься профессиональные эксперты.

Читайте также: