Анализ учебников в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Деятельностный подход во всех учебниках реализуется частично, например, в тех предметных областях, где есть рабочие тетради на печатной основе.
Анализируя учебники литературного чтения со 2 по 4 класс. В них включены задания, которые содержат системно-деятельностный подход.

2-й класс. Часть 1

С-5 №1 Обсудите с другом в чем проявляется творчество читателя, его умение, талант.

Выберите ответ: умение быстро читать; понимать прочитанное; получать радость, удовольствие от чтения; умение находить главную мысль произведения; вникать в замысел автора.

С-8 №1 Рассмотрите с другом рисунки . Как выглядят современные и старинные книги? Что в них общего, чем они различаются? Сравните.

Подумайте, где можно найти дополнительную информацию по данной теме.

С-11 №1 Обсудите с другом, почему книгу называют собеседником.

С-12 №1 Обсудите с другом, почему надо учиться читать всю жизнь. Что имел в виду автор?

С-21 № 2 Разыграйте с другом прибаутки, как в театре. Распределите роли. Обсудите характеры героев. Прочитайте, соблюдая необходимую интонацию.

С-35 №3 Обсудите с другом. Какие пословицы подходят по смыслу к содержанию сказки?

С-37 №2 Обсудите с другом. В чем причина страха героев? Соотнесите содержание сказки и пословицы. Подходит ли она?

С-41 №6 Разыграйте с другом диалог лисы и тетерева, как в театре. Сначала подумайте, как надо прочитать слова лисы и тетерева (громко, тихо, льстиво, с насмешкой). Определите основные слова, которые надо выделить голосом.

С-44 № 4 Обсудите с другом, какова главная мысль сказки. Можно ли сказать, что пословица. Как аукнется, так и откликнется подходит по смыслу к содержанию сказки.

С-53 №2 Обсудите с другом, подходит ли к этой сказке пословица Не дорого начало, а похвален конец. Обоснуйте свой ответ.

С-105 №1,5 Обсудите с другом. Грустную или смешную историю рассказал И.А.Крылов? Как вы понимаете выражение воз и ныне там?

Обсудите с другом. О чём предупреждает И.А.Крылов людей, которые взялись за общее дело? В чём причина неудачи Лебедя, Рака и Щуки?

Продумайте условия совместной работы. Сравните их с теми, что даны в рабочей тетради.

С-107 №6 Разыграйте с другом, как в театре, разговор Стрекозы и Муравья. Определите характеры героев. С какой интонацией надо произносить реплики?

С-124 №10 Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы.

С-138 №6 Вспомните с другом случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Задайте друг другу вопросы.

С-141 №5 Обсудите с другом. Это сказка или рассказ? Докажите ваше мнение.

2-й класс. Часть 2

С-12 №3 Поиграйте с друзьями в игру Рифма.

С-29 № 5 Обсудите с другом. Что вам хочется делать, а что нет?

С-59 № 7 Обсудите с друзьями. Как передать при чтении состояние мальчиков? Сначала лучше говорить шёпотом, дрожащим голосом. А как надо говорить потом?

С-64 №4 Найдите с другом диалог Котьки с мальчиками. Подумайте, как вы прочитаете слова ребят: выразишь досаду, недовольство, обиду, возмущение, угрозу. Как должны звучать слова Котьки: робко или уверенно, с удивлением или резко?

С-69 №7 Обсудите с другом. В каких произведениях предметы показаны как живые? Зачем это понадобилось писателям?

С-76 №2 Обсудите с другом строки: Я ушёл в свою обиду… Буду жить в ней все года! Может быть, здесь что-то перепутано: можно жить в доме, в квартире, уйти в комнату… как уйти в обиду, жить в обиде?

С-86 №2 Обсудите с другом, чему хотел автор научить читателя.

С-92 №6 Обсудите с другом, какую силу имеют волшебные слова.

С-131 №1 Обсудите с другом, какой секрет открыл читателям поэт.

С-133 №4 Попробуйте инсценировать это стихотворение с друзьями. Определите, с какой интонацией надо читать реплики героев. Какое слово нужно прочитать всем вместе?

С-135 №3 Вспомните с друзьями песенку из мультфильма о Винне-Пухе. Пропойте её вместе.

С-144 №5 Напишите с друзьями сценарий. Продумайте характеры героев, распишите их реплики. С какой интонацией будут говорить участники спектакля? Ответьте на вопросы из Рабочей тетради.

С-154 №2 Обсудите с другом. Почему самые обычные предметы, описанные в стихотворении, кажутся нам сказочными?

С-167 №3 Обсудите с другом. Что запомнил Дениска на всю жизнь?

С-175 №3 Сравните с другом зарубежные и русские народные песни. Подготовьте вопросы по ним для всего класса. Помощь вы найдёте в Рабочей тетради.

С-199 №4 Составьте с другом несколько диалогов на эту тему.

С-208 №3 Разыграйте с друзьями сценку, как Мафин искал друзей.

3-й класс. Часть 1

С-12 № 2,4 Почему книгу называют великим чудом? Напиши небольшой рассказ, используя слова из Рабочей тетради.

Обсудите с другом смысл слов Ивана Фёдорова Духовные смена надлежит мне по свету рассеивать.

С-19 №2 Обсудите с другом, почему в народном творчестве появились докучные сказочки. Кому и когда их рассказывали? Обратите внимание, что старинное слово докука означает надоедливая просьба?

С-27 №2 Прочитайте с другом по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Алёнушку водицы напиться. Найди слова, которые помогут понять, что детям трудно было идти в жаркий день и их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз?

С-50 №6 Прочитайте с другом в лицах понравившийся эпизод. Подумайте, какую вы выберете интонацию.

С-63 №3 Обсудите с другом, только ли о листьях говорится в стихотворении. Кого они напоминают тебе?

С-65 №4 Обсудите с другом, как лучше озаглавить это стихотворение.

С-75 №1 Обсудите с другом. Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши игры?

С-87 №4 Обсудите с другом, как можно озаглавить фрагменты из романа Евгений Онегин.

С-135 №7 Обсудите с другом, похожи ли между собой слова невежда и невежа. Объясни смысл каждого из них.

С-137 №5,7 Обсуди с другом, в ком легче найти недостатки: в себе или в других. Прочитай с друзьями басню в лицах.

С-175 №4 Обсудите с другом. Были ли у каждого из вас такие моменты, память о которых хотелось бы сохранить?

3-й класс. Часть 2

С-11 №6 Обсудите с друзьями, во сне или наяву всё происходило с Евсейской.

С-24 №7 Обсудите с другом. Какими мыслями автор хотел поделиться с читателями?

С-40 №3 Подготовься читать вторую часть рассказа в лицах (от слов Но однажды… до слов хлопнув входной дверью). В чьих словах должны звучать решительность, удивление, недоумение, просьба, капризы?

С-49 №4 Обсудите с другом стихотворения Саши Чёрного. О ком они: о животных или о людях? Что объединяет произведения?

С-82 №7 Обсудите с другом. Чем Бианки хотел поделиться с читателем? Над чем заставил задуматься?

С-101 №4 Прочитайте с другом беседу рассказчика с мальчиком и сравните их реплики.

Мальчик: Возьмём! Да так!

Рассказчик: Зачем? А что будет с капалухой?

Кто из них думает о птицах и окружающей нас природе как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

С-113 №1 Обсудите с другом, действительно ли все поступки мальчика совершал для мамы.

С-115 №5 Обсудите с другом спектакль, который вы видели вместе. Что каждому из вас особенно понравилось? Составьте диалог по содержанию произведения.

С-128 №7 Обсудите с другом выражение Комар носа не подточит.

С-136 №7 Подготовьтесь с другом к чтению по ролям рассказа Цветок на земле. С какой интонацией вы будете читать слова деда? А слова Афони?

С-153 №8 Прочитайте по ролям наиболее понравившийся эпизод. Обсудите с друзьями, как темп и интонация речи помогают передать характер героев, их чувства и настроение.

4-й класс. Часть 1

С-20 №3 Обсудите с другом, каково значение трёх поездок Ильи Муромца для Русского государства.

С-60 №6,8 Выберите с друзьями ту часть сказки, которую вы хотите инсценировать. Распределите роли, выберите интонацию. Читайте так, что бы всем было интересно слушать.

Обсудите с другом, какие вопросы можно задать по каждой части всему классу.

С-111 №5 О каких чертах женского характера упоминается в пословицах? Что больше всего ценит народ в женщинах? Обсудите с другом.

С-154 №10 Обсудите с другом, какие ещё произведения вы включили бы в раздел Поэтическая тетрадь. Составьте список. Объясните свой выбор.

С-167 №1 Обсудите с другом, можно ли назвать произведение Одоевского сказкой. Какие особенности сказки вы выделите?

С-168 №7 Обсудите с другом, зачем Одоевский создал своё произведение? Что автор хотел сказать читателям?

С-179 №9 Обсудите с друзьями, можно ли дать Сказке о жабе и розе другое название: История, которую поведал высушенный цветок розы, Последняя весна, Брат и сестра, Угасающая жизнь? Объясните свой выбор.

С-192 №9 Вместе с одноклассниками прочитайте сказку по ролям. Выразите при чтении своё отношение к герою. Обратите внимание на интонацию рассказчика, его выразительную и мелодичную речь.

С-214 №2 Обсудите с другом, чем старшие дочери отличаются от младшей дочери. Как поступки героинь помогают понять их характер?

4-й класс. Часть 2

С-23 №3 Высмеивается ли в рассказе поведение мальчика? Обсудите с другом.

С-28 №5 Обсудите с другом, что вы любите больше всего. Совпадают ли ваши интересы?

С-58 №9 Побеседуй с другом на тему Я люблю слушать музыку. Вам помогут вопросы из Рабочей тетради.

С-74 №3 Составьте с другом словарь настроений к стихотворению Цветаевой Бежит тропинка с бугорка.

С-149 №4 Обсудите с другом, каким вы представляете себе Электроника. Чем он похож на обычного мальчика? Составьте рассказ Наш друг Электроник.

С-158 №2 Обсудите с другом, что общего между фантастическим рассказом и сказкой. А чем они различаются?

С-216 №2 Обсудите с другом, почему Иуда сначала раздавил глиняных птичек, а потом бросился к ногам Иисуса. Любил ли Иисус Иуду?

Ставя грамматические задачи, учебник русского языка для начальных классов через конкретные приемы умственной деятельности в процессе последовательной, систематической работы со словом, предложением, текстом, через их разносторонний анализ способствует решению задачи развитию речи и мышления школьника, расширяет кругозор детей в области родного языка, создает языковую среду как условие формирования реевых умений. Учебный материал создает базу для развития связной речи: устные речевые упражнения, ознакомление с простейшими изобразительно-выразительными средствами языка (рассказывание, восстановление деформированного предложения и небольшого текста, т. е. преобразующая речевая деятельность учащихся).

Систематизируем результаты проведенного анализа УМК и обобщённо покажем типологию выявленных лексических упражнений (Таблица 1).

Виды упражнений 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова У. 1 с. 48, с. 66, у. 5, с. 143, у. 1(3) С. 19, у. 2

с. 26 у. 2, с. 27; с. 28, у. 1-3

с. 29. у. 5, с. 38, у. 1-2 с. 148, у. 3 (10) С. 5-6, у. 1,3

С. 51, у. 4 (3)

Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания С. 10. у. 3 (1) С. 11,у. 1

с. 130, у. 2, с. 141, у. 1

с. 148, у. 1(5) с. 61, у. 2 (1)

Ч. 1. с. 30, у. 1, с. 31, у. 4, с. 58, у. 4, с. 102, у. 5 (4)

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением С. 117,у. 1, с. 131, у. 5 (2) С. 33-36, у. 1-2, с. 37-38, у. 3, с. 38.1, с. 39 (5) С. 51, у. 4 (1) Ч. 1 с. 125 (1)

Упражнение на составление предложений с многозначными словами С. 127,у. 5 (1) С. 29, у. 4, с. 40, у. 3, с. 38,у. 3 (3) 0 0

Упражнение на замену многозначных слов синонимами С. 128, у. 1 (1) С. 40, у. 4

с. 54, у. 1, с. 55,у. 4

с. 97, упр. 6 (4) 0 0

Упражнения на определение лексического значения омонимов 0 С. 68, 69, у. 1, с. 74, у. 4 (4) 0 Ч1,с. 15, у. 5 (1)

Упражнения на нахождение омонимов

С. 70-71, у. 4-6 (4) 0 0

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания С. 76, у. 5 (1) 0 С. 5-6, у. 1,3 (2) Ч. 1 С. 78,у. 2 (1)

Упражнения на определение омографов

С. 69, у. 2 (4) С. 12, у. 1-2 (2) ч. 2 с. 96, у. 3 (1)

Упражнение на составление предложений с омонимами 0 С. 69, у. 1 (1) С. 56, у. 3 (1) 0

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0 0 0 0

Итого 9 40 10 8 67

Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой

Виды упражнений 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова С. 26,у. 6, с. 27,у. 17, с. 79,у. 3; с. 56,у. 8 (4) С. 47,у. 58;

С. 48,у. 59,60 с. 49,у. 61; с. 120, у. 203 (5) С. 8,у. 5; с. 40-41,у. 65; с. 9,у. 10 (5) С. 46,у. 65; с. 58,у. 92; с. 78,з. 1; с. 128,у. 274 (4)

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением 0 С. 49,у. 62; с. 50,у. 63; с. 51,у. 64,65 с. 72,у. 109; с. 42,у. 71; с. 72,у. 124; с. 89,у. 153 (8) С. 32,у. 51; с. 43,у. 70 (2) С. 36,у. 49; с. 46,у. 66-67; с. 71,у. 121; с. 132, у. 252 (5)

Упражнение на составление предложений с многозначными словами 0 с. 50,у. 63 (1) с. 9,у. 10 (1) 0

Упражнение на замену многозначных слов омонимами 0 с. 42,у. 71 (1) 0 0

Упражнения на определение лексического значения омонимов С. 127,у. 10 (1) С. 25,у. 41; с. 84,у. 147 (2) С. 45-46,у. 75-78; с. 49,у. 88 (5) С. 48,у. 73; с. 70,у. 118; с. 115,у. 244 (3)

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания С. 8,у. 5 (1) С. 23,у. 37 (1) 0 С. 69,у. 143 (1)

Упражнения на определение омографов С. 42,у. 6-8, с. 43,у. 9 (4) 0 С. 55,у. 94 (1) 0

Упражнение на составление предложений с омонимами С. 127,у. 10 (1) 0 С. 55,у. 94 (1) С. 48, у. 71 (1) 3

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0 0 0 0

Итого 13 20 18 29 80

Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой

Упражнения на работу с омонимичными словами обнаружены нами, их всего 27, но у каждого задания цель различна. Упражнения на нахождение омонимов найдены, их 5. Всего 1 задание на замену многозначных слов синонимами включено в учебник 2 класса. В небольшом количестве даны упражнения на составленрие предложений с многозначными словами (2, с омонимами – 3. Большое количество упражнений предусмотрено на нахождение слов с прямым и переносным значением, их 15 во 2-4 классах, большая часть во 2 (8 упражнений). В учебнике 4 класса представлено больше заданий по данной теме, но большая часть из них не содержит задания по работе с многозначной или омонимичной лексикой. Учитель самостоятельно акцентирует внимание на том или ином слове для анализа; дается задание найти слово, имеющее несколько значений. Таких упражнений в учебниках 20, 17 из них – включающие многозначную лексику и 3 – омонимичную.

Проанализировав материал учебников двух программ, нами была составлена сопоставительная таблица 3.

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова 16 18

Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания 11 17

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением 9 15

Упражнение на составление предложений с многозначными словами 4 2

Упражнение на замену многозначных слов синонимами 5 1

Упражнения на определение лексического значения омонимов 5 11

Упражнения на нахождение омонимов 4 5

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания 4 3

Упражнения на определение омографов 7 5

Упражнение на составление предложений с омонимами 2 3

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0

Слово 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Многозначное слово - 9 28 11 5 16 6 12 39 48

Омонимы - - 2 2 - 14 - 12 2 28

Итого - 9 30 13 5 30 6 24 41 76

Сравнительная таблица толковых словариков

Итак, анализ учебников авторов С. В. Иванова и В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого с точки зрения характера лексической работы над явлениями полисемии и омонимии позволил установить, что программой предусмотрены упражнения, способствующие активизации словарного запаса. Характер лексических заданий разнообразен: на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с данными словами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии, многозначности и омонимии. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами.

Прощай, начальная школа! Видео

Прощай, начальная школа! Видео Отзвенели последние звонки и наступили долгожданные каникулы. Мои ученики успешно перешли в пятый класс и только я оставлена на повторный.

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Школа России" включает в себя завершенные линии учебников по всем основным предметам начального образования:

1. Азбука - В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская и др.

2. Русский язык - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

3. Русский язык – Л.М. Зеленина и др.

4. Литературное чтение - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.

5. Английский язык - В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др.

6. Английский язык (расширенное содержание обучения иностранному языку) – И.Н.Верещагина, К.А.Бондаренко, Т.А.Притыкина.

7. Немецкий язык - .И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, Л.М.Фомичева.

8. Французский язык - А.С. Кулигина, М.Г. Кирьянова.

9. Испанский язык - А.А. Воинова, Ю.А. Бухарова, К.В.Морено.

10. Математика - М.И.Моро, С.В. Степанова, С.И.Волкова.

11. Информатика - А.Л. Семёнов, Т.А. Рудниченко.

12. Окружающий мир - А.А. Плешаков и др.

13. Основы духовно-нравственных культур народов России - А.В.Кураев, Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин и др.

14. Музыка - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

15. Изобразительное искусство - Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева, Н.А. Горяева.

16. Технология - Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова и др.

17. Физическая культура - В.И.Лях.

Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год; отвечают требованиям действующего Государственного стандарта начального общего образования; обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием.

УМК создан на достижениях педагогической науки и практики с опорой на новые теоретические концепции; обеспечивает общие методические подходы к преподаванию всех предметов в начальном звене; работа по этим учебникам позволят ребенку адаптироваться в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для дальнейшего успешного обучения; в полном объеме учитываются индивидуальные особенности детей.

Содержание учебников данного УМК соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся. И на основании вышесказанного, авторы данного УМК предъявляют следующие цели и задачи обучения:

Цель обучения – воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Задача обучения – Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи:

-развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому

-обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности

-формирование естественной мотивации учения

Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.

Особенность данного УМК заключается в следующих принципах:

1)Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития.

2)Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД.

3)Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов.

4)Принцип учета индивидуальностей возможностей и способов школьника.

- приоритет воспитания в образовательном процессе;

- личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;

- сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Типические свойства, отображающиеся в системе:

Комплектность обеспечивает единство установки УМК на формирование таких УУД, как умение работать с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, словарями); с простейшим оборудованием; умение делового общения (работа в парах, малом и большом коллективе).

Инструментальность – предметно-методические механизмы УМК, способствующие практическому применению получаемых знаний. Они помогают ученику при изучении нового материала самостоятельно открывать и формулировать закономерности или правила, направленные на практическое применение получаемых знаний при решении коммуникативных, учебных, жизненных задач. .

Интеграция – важнейшее основание единства методической системы обучения. Понимание условности строгого деления естественнонаучного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области приводит к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира.

Я взяла учебники и проанализировала их, после чего привела некоторые примеры структурных компонентов учебника.

Текстовые компоненты:

Для более подробного анализа учебно-методического комплекта хотелось бы проанализированные текстовые и внетекстовые компоненты учебников, а именно тексты (основной, дополнительный, пояснительный); внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения, иллюстрации, аппарат ориентировки).

Тексты (основной, дополнительный, пояснительный).

При анализе учебников по разным предметам, следует отметить, что только в окружающем мире отсутствует пояснительный текст. (см. рис.№1).


Как мы можем пронаблюдать из представленных выше примеров текстовых компонентов, то мы можем говорить о том, что они предоставлены в учебниках в разных видах.

Внетекстовые компоненты

Внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения, иллюстрации, аппарат ориентировки).

При анализе внетекстового компонента, следует отметить, что только в окружающем мире отсутствует справочный материал, и схемы. (см. рис.№2).


Для дальнейшего анализа учебно-методического комплекта необходимо верно подобрать определённые типы и уровни заданий: (оценочный, исполнительный, рефлексивный, рефлексивно-методический, диагностический, - и уровни (базовый, повышенный) заданий учебников.

При подборе определенных типов заданий по разным предметам стоит отметить, что диагностический тип заданий отсутствует во всех предметах. Также отсутствует оценочный тип заданий по русскому языку и литературному чтению. (см. рис.№3).


При оценки уровней заданий выявилось, что в окружающем мире отсутствует повышенный уровень заданий. (см. рис.№4).



Проанализировав задания на формирование самоконтроля и взаимоконтроля предметных и метапредметных результатов (см. рис.№5) можно сказать о том, что задания подобраны с учетом всех особенностей младших школьников и соответствуют целям и задачам данного УМК.


Министерство образования, науки и молодёжной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

Учебники очень красочные, в нескольких частях, если пролистать страницы, то можно увидеть, что очень много ярких иллюстраций, встречаются нетекстовые вспомогательные компоненты (вопросы и памятки), упражнения подобраны, учитывая возрастные особенности. На полях есть условные обозначения, которые помогают сориентироваться в учебнике и обратить внимание на некоторые типы заданий. Темы разделены на разделы, это хорошо видно в оглавление.

Упражнения в двух учебниках интересные и разные, соответствуют возрастным особенностям. На полях есть условные обозначения, которые помогают обратить внимание на некоторые задания.

Читайте также: