Анализ учебников по русскому языку в начальной школе

Обновлено: 28.06.2024

Методическая работа по развитию речи реализуется посредством современных средств обучения, среди которых особое внимание принадлежит учебнику. Вариативные учебно-методические комплексы по русскому языку в своем составе содержат учебники и учебные пособия, методические рекомендации для учителя, контрольно-измерительные материалы. Содержательная и целенаправленная работа учителя начальных классов по данным комплексам оказывает непосредственное влияние на развитие письменной связной речи обучающихся начальных классов.

Современный учебник как основа учебного процесса, представляет собой комплекс упражнений по грамматике, орфографии, орфоэпии, синтаксису, пунктуации и развитию речи. Он используется на всех этапах урока: при повторении, для справок по языковой теории, правописанию и развитию речи.

В процессе обучения современный учебник выполняет определенные функции:

– воспитательную (воспитание ума, формирование умений видеть явления языка в их взаимосвязях, прививание любви к родному языку, самовыражение самих учащихся в речи и т.п.);

– познавательную (передача определенного объема информации и знаний по предмету);

– развитие интеллекта (умственных способностей и речи).

Все эти три функции выступают как единое целое и носят определяющий характер по предмету. В связи с этим к учебнику предъявляется ряд требований:

– содержательные: он дает обучающимся языковой материал, адаптированный к детскому восприятию, в соответствии с программой и государственным стандартом;

– интегративные: учебник объединяет в систему различные области языка, в нем в единстве выступают и литературный текст, и материал грамматики, лексики, орфографии, графики и развития речи;

– методические: учебник организует познавательную деятельность обучающихся, предлагает методически подготовленный языковой материал различного назначения (упражнения, литературные образцы, отобранную лексику и др.).

Современное образование характеризуется вариативностью программ обучения, а, следовательно, и учебников по русскому языку (см. приложение).

Учебники прошлого можно классифицировать по следующим типам:

– учебник типа хрестоматии;

– учебник письменных упражнений.

В современной методике различают следующие типы учебников по:

– принципу составления материала: концентрические, ступенчатые, линейные;

– методу, реализованному в учебнике

– статусу: (одобренные Министерством образования и науки РФ); пробные, экспериментальные.

Формирование речевых умений происходит и в процессе обучения младших школьников написанию изложений. Работа с текстом-образцом помогает учащимся осознавать особенности построения текста и способствует развитию умения строить связные тексты. Положительным является то, что в учебнике представлено большое количество предметных и сюжетных рисунков, схем, которые с одной стороны, помогают ученику усвоить изучаемый материал, а с другой – используются для обогащения словарного запаса учащегося, развития связной речи. Помощь в работе учителю оказывают помещённые в конце учебника словари. При изучении любой темы внимание учащихся может быть привлечено к работе со словарём. Таким образом, учебный комплект по русскому языку (автор Т.Г. Рамзаева) способствует и повышению языкового образования и развитию речевой деятельности младших школьников. Опираясь на вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что усложнение учебного материала от класса к классу происходит путём включения в систему курса новых признаков понятий, то есть путём их дальнейшего развития.

– понятие текст; формирование умения различать текст и отдельные предложения, не объединённые общей темой;

– тема текста, умение определять тему текста;

– основная мысль текста, умение её определять;

– заголовок текста, умение озаглавливать текст, опираясь на его тему или основную мысль;

– построение текста, умение разделять на части текст-повествование;

– связь между частями текста с помощью слов: вдруг, однажды, потом и др. Умение найти слово, с помощью которого связаны основная часть и начало или основная часть и концовка, умение устанавливать связь между частями создаваемого текста;

– изобразительные средства в тексте, умение выделять в тексте сравнения, метафоры, красочные определения, олицетворения, умение пользоваться изобразительными средствами в своих высказываниях;

– виды текстов: повествование, описание, рассуждение;

– понятие об изложении, умение письменно воспроизводить чужой текст повествовательного характера по готовому коллективному или самостоятельно составленному плану;

– понятие о сочинении (устно и письменно), умение составлять текст по серии сюжетных картинок, по одной картинке, а также на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту, умение записывать свой текст с предварительной коллективной подготовкой.

1) формировать элементарные лингвистические умения;

2) овладеть письменной речью, культурой письменного общения (естественно наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания);

3) закрепить признаки предложения, текста; уметь правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложение на текст; на письме; читать, конструировать предложение из слов, а текст из грамотно построенных предложений;

4) заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка.

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме [9].

Проверочное списывание. Прочитай текст. Спиши текст правильно и красиво.

По утрам нынче холодно. Солнце долго прогревает воздух.

Но никто не подает вида. Васильки, как летом, равняются на небо. Ромашки – на солнце.

А яблоки даже краснеют…

Одни каштаны от холода ежатся.

(По В. Хмельницкому)

· Составь свое предложение по схеме и запиши.

сентябре ____ ____ ____ ____.

· Составь предложения по схемам. Запиши предложения:

а) (кто?) (что делает?) (какой?) (что?) (где?)

б) (какой?) (кто?) и (какая?) (кто?) (что делали?) (что?)

в) (какие?) (что?) (что сделают?)

Составь предложение из слов. Запиши. Помни о правилах записи предложений!

а) осен(н)ий, круж(и, ы)т, лист(ь)я, ветер, опавшие

б) медленно, по, тучи, п(о, а)лзут, серому, небу

в) урок, в, чтения, кла(с, сс)е, нач(а, я)лся, нашем

· Прочитай текст и определи границы предложений

· Запиши текст. Помни о правилах записи предложений!

Звенит будильник я открываю глаза за окном яркое солнечное утро на разные голоса распевают птицы легкий ветерок гуляет по комнате у меня с утра очень хорошее настроение!

· прочитай и озаглавь текст, запиши заглавие.

Пошел дождь. Все звери попрятались, а любопытный ежик вылез из своей норки. Он очень хотел посчитать, сколько у дождя ног. Оказалось, что гораздо больше, чем иголок. Ежик совсем промок и залез обратно в норку. Он сидел, сушился и думал, что хорошо было посчитать, сколько грибов вырастет после дождя.

(По В. Хмельницкому)

· Прочитай. Как надо поменять местами части, чтобы получился текст? Пронумеруй части. Озаглавь текст.

Наконец стихи были готовы, и он сказал:

– Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил.

Сначала стихи про Знайку.

Незнайка пришел домой и сразу принялся сочинять стихи.

Целый день он ходил по комнате, глядел то на пол, то на потолок. Держался руками за подбородок и что-то бормотал про себя.

· Прочитай. Расставь предложения по порядку, чтобы получился текст. Запиши текст. Озаглавь текст.

На ней много-много цветов. Большие цветы золотыми головками качают. Есть у нас во дворе клумба. Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек. А маленькие цветы лепестками машут.

· Составь текст, используя в нем данные слова: класс, Анна, Кирилл, Элла, коллектив, грамматика, орфограммы, иллюстрации, граммы и килограммы, сумма.

· Озаглавь и запиши текст

· Проверь себя. Найди знакомые орфограммы и подчеркни их.

Пропедевтический этап системы ставит целью подготовить первоклассников к усвоению во 2-ом – 4-ом классах теории языка на речевой основе, то есть создать условия для осуществления коммуникативно-речевой направленности обучения. В первом классе центральное место занимают упражнения, нацеленные на осознание в перспективе взаимосвязи функций слова, предложения, текста, их своеобразия о оформления в устной и письменной речи. Предметом постоянного внимания является лексическое значение слова, его употребление в тексте, связь между предложениями в тексте, роль текстовых синонимом. Слово как единица языка не представлено в 1-ом классе на уровне части речи. Учебник нацелен на то, чтобы в структуре простого двусоставного предложения первоклассники выделяли его смысловую и грамматическую основу – главные члены (без знания терминов), учились распространять предложения, опираясь на потребность речевого общения, обращали внимание на связь слов в предложении в процессе создания своих предложений или восстановления – деформированных.

Опираясь на вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что усложнение учебного материала от класса к классу происходит путем включение в систему курса новых признаков понятий, то есть путем их дальнейшего развития.

– количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов;

– развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов;

– развитие связной и письменной речи. Использование свободных диктантов, изложений и сочинений (в том числе по сюжетным картинкам) в качестве упражнений для развития связной речи и одновременно в качестве неспециальных орфографических и пунктуационных упражнений;

– развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

В связи с проблемой нашего исследования обращаем внимание на увеличение объема изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

Таким образом, современные программы обучения русскому языку как предмету (авторов Р.Н. Бунеева и Т.Г. Рамзаевой) уделяют большое внимание вопросам развития речи младших школьников. Содержание учебников Т.Г. Рамзаевой по работе над развитием речи направлено на развитие сначала устной речи (пересказы, устное составление рассказов), постепенно переходя к развитию письменной речи (изложения, сочинения). Отличительной особенностью, на наш взгляд, является то, что данная программа предполагает развитие письменной речи в процессе формирования умений писать изложения и сочинения.

Программа (автор Р.Н. Бунеев) имеет отличительные особенности в целях и задачах развития детей, следовательно и в способах обучения. Следует отметить, что курс русского языка тесно связан с курсом литературного чтения, многие задания по развития письменной связной речи представлены в учебниках по чтению.

Таким образом, общим в курсе русского языка по указанным программам, является практическая направленность, значимость всех единиц языка для успешного обобщения необходимых знаний о них и для развития языковых, грамматических и орфографических умений и навыков, необходимых для успешного общения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ учебников русского языка Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной для 1-4 классов по формированию у младших школьников орфографических умений на уроках русского языка

Цели обучения русскому языку по учебникам Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной в основной школе - это овладение учащимися четырьмя компетенциями: лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой.

Задания учебников по русскому языку построены и сформулированы таким образом, что процесс обучения на уроке становится всегда обучением деятельности (алгоритм нахождения орфограмм по опознавательному признаку, открытие новых знаний с использованием проблемно-диалогической технологии).

С помощью упражнений в учебнике ребенок учится предметно-практическим действиям, но и учится самостоятельно выбирать наиболее подходящий прием решения орфографических задач.

Каждая новая тема в учебнике русского языка начинается с иллюстрации, сюжет которой задает проблемную ситуацию для открытия новых знаний. В методических рекомендациях учителям предложен материал как для использования проблемной ситуации, изображенной в учебнике, так и другие возможные варианты предъявления проблемы (например, этап работы со словами с непроверяемыми написаниями).

В учебниках, даются упражнения, направленные на развитие следующих умений: а) видеть орфограммы в словах и между словами; б) правильно писать слова с изученными орфограммами; в) находить и исправлять орфографические (пунктуационные) ошибки. В соответствии с этой классификацией в учебниках выстроена система специальных (непосредственно направленных на развитие названных умений) и неспециальных (речевых) упражнений по орфографии.

В 1–2 классах дети учатся обозначать мягкость согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь. Например, дается задание «Рассмотри рисунки. Каким одним словом можно назвать всех, кто нарисован на доске? Запиши это слово, поставь двоеточие. После этого запиши в алфавитном порядке названия зверей на рисунках[1]:

Птицы: синица, цапля….

Также дети учатся писать большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ]; разделительные ь и ъ; проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов), проверяемые буквы согласных на конце слова; пробел между предлогом и соседним словом. Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой - черточкой при переносе. Для закрепления выполняется ряд упражнений:

Упр.30. Прочитай. Выпиши в первый столбик слова, в которых мягкость согласных обозначена буквами гласных. Во второй столбик выпиши слова, где мягкость согласных обозначена с помощью буквы ь.

Стоят теплые деньки. Ребята играют на школьном дворе. Только Машенька дома. Она больна и не ходит в школу [2].

В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова:

Упр.45. Подбери и запиши однокоренные слова к данным словам. Выдели корень, подчеркни чередующиеся согласные.

В каких словах есть орфограмма – безударная гласная в корне? Обозначь эту орфограмму.

Анна, Алла, Кирилл, Филипп, аккуратный, бассейн, группа, коллекция, хоккеист, хоккей.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.

Вводится новая орфограмма – обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова:

Упр.78. Прочитай слова. Однокоренные ли они? Почему? Есть ли в этих словах непроизносимые согласные звуки? Как они обозначены на письме? Есть ли среди однокоренных слов проверочные? Почему они проверочные?

Место, местечко, местность, местный.

Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных [3].

В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.

В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:

мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь;

безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на - ие, - ия, - ий, - мя);

безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц); безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения;

ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь);

окончания - о, - а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило);

раздельное написание предлогов с личными местоимениями [4].

Например, даются следующие задания:

«Запиши данные существительные в три столбика: 1) где ь обозначает мягкость согласных звуков на письме; 2) с разделительным ь; 3) где ь указывает на то, что это существительные женского рода.

«Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму в окончаниях существительных.

«Прочитай. Объясни правописание букв гласных в безударных окончаниях прилагательных. Выпиши прилагательные и объясни орфограмму.

Всё цветёт по дороге. Весна

Настоящим сменяется летом.

Протянула мне лапу сосна

«Запиши глаголы в форме 2-го лица ед числа. Не забудь про букву ь после ш.

Орфограммы, которые изучаются во 2 классе по учебнику русского языка, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина [2].

Упр.8. Прочитай слова. В каких местах можно допустить ошибки при написании этих слов. Почему?

Язык, языки, язычок, язычки, языковед.

Упр.15. прочитай. Спиши только отдельные слова, а не предложения. Подчеркни в словах опасные места. Как ты будешь их искать?

цветы погода долго

Весна красна цветами, осень снопами

зима листья речка

Знакомство с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе:

Упр.25. Спиши. Поставь в конце каждого предложения нужный знак. Подчеркни опасные места в словах первого предложения. Раздели на слоги и для переноса слова: русский, мудрые, быстрее.

Русский народ сочинил мудрые пословицы и поговорки

Ты любишь отгадывать загадки

Место после [ш], [ж], [ч], [щ]:

Упр.33. Прочитай. Подходит ли к тексту заглавие? Подчеркни буквосочетания жи, чу, другие опасные места в словах. Раздели эти слова на слоги и для переноса:

В сказках живут разные герои. Одни хорошие, добрые, другие злые и страшные. В волшебных сказках есть феи и колдуны, принцы и принцессы, драконы и чудовища. Героями могут быть люди, животные, птицы.

Орфограммы: большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях:

Упр. 157. прочитай названия крупных рек России. Запиши в алфавитном порядке, подчеркни большую букву одной чертой.

Волга, Ока, Лена, Северная Двина, Енисей, Амур, Печора, Урал, Москва, Обь, Иртыш.

Буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ]:

Упр. 50. Спиши слова. Найди и прочитай слова с буквосочетаниями жи, ши, чу, чк с буквой ь. Какие слова написаны с большой буквы? Почему?

Россия, страна, писатель, жизнь, Чуковский, чудо, девочка, удочка, малыши.

Проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова:

Упр.243. Запиши пары слов по образцу. Обозначь орфограмму. Запомни, как правильно ставится ударение в словах [2].

Изучив учебники, я пришла к выводу, что все темы вытекают одна из другой. Изучается новый материал, младший школьник заучивает наизусть орфографические правила, затем даются упражнения для первичного закрепления, далее правило отрабатывается на практических заданиях.

Список использованной литературы:

Бунеев, Р. Н. Русский язык. Первые уроки. Учебник для 1-го класса / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. - М. : Баласс; Школьный дом, 2012.- 64 с.

Бунеев, Р.Н. Русский язык.Учебник для 2-го класса / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 176 с.

Бунеев, Р. Н. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х ч/ Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М.: Баласс, 2011.- 176 с.

Бунеев, Р. Н. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х ч / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011.- 160 с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ учебников с 1 по 4 класс по русскому языку и основные понятия начального языкового образования в 1, 2, 3, 4 классах.

Содержание курса по любому учебному предмету, в том числе и по русскому языку, устанавливается программой. Программа - это основной государственный документ, определяющий содержание курса, его объём, последовательность изложения материала, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по данному учебному предмету.

Действующие программы по русскому языку для начальной школы ориентированы на приобретение первоначальных сведений по всем разделам науки о языке.

На новом уровне ведется изучение предложения в II классе. Учащиеся знакомятся с соответствующим понятием (с основными признаками), с видами предложений по цели (повествовательными, вопросительными, побудительными) и по интонации (восклицательными и невосклицательными).

Важное понятие, которое вводится во II классе, - текст. Одновременно с ним второклассники узнают и два других; тема и основная мысль. С этого момента начинается целенаправленное формирование основных текстовых умений: осознавать тему и основную мысль текста, отбирать в соответствии с ними необходимые сведения, последовательно располагать и излагать их. Дети учатся тщательно обдумывать, а потом, после записи, улучшать свои тексты.

Во II классе дети четко знают гласные буквы (гласные буквы - это буквы, которыми обозначаются в письменной речи гласные звуки) и согласные буквы (это буквы, которыми обозначаются в письменной речи согласные звуки).

Авторы учебника имя прилагательное определяют как слова, которые называют признаки предметов, отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? какие?

Однокоренные слова называются в учебнике родственными, используются оба термина.

Термин "антоним" не вводится, ученики говорят - слова с противоположным значением или слова, противоположные по смыслу.

Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Во II классе дети уже знают термин «однокоренные слова

По этой программе лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над значениями слов, объясняются и уточняются значения слов. Дети наблюдают над сочетаемостью слов, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, многозначностью.

Введено понятие "орфограмма", названы опознавательные признаки орфограмм. В учебнике дается определение: орфограмма - это написание по правилу. Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма.

Орфография трактуется как 1) правила правописания слов; 2) раздел науки о языке, который определяет эти правила.


1. Комиссарова Л.Ю. Орфографическая навигация (методика формирования орфографической зоркости у учащихся с опорой на опознавательные признаки орфограмм). М.: Баллас, 2014. 176 с.

2. Петухова Т.А., Сундарева Е.А. Состояние орфографической зоркости выпускников начальной школы // Научный поиск. 2018. № 4. С.27-32.

7. Баранов М.Т., Иваницкая Г.М. Обучение орфографии в IV–VIII классах: пособие для учителя. Киев: Рад. шк., 1987. 224 с.

8. Полякова А.В. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2. М.: Просвещение, 2012. 144 с.

9. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2012. 143 с.

10. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Учебник. В. 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2017. 143 с.

11. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык: 3 класс: В 3 ч. Ч.1. М.: Академкнига, 2016. 160 с.

12. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2 класс: учебник для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. М.: Баллас, 2015. 176 с.

13. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс: учебник для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В 2 ч. Ч.1. М.: Баллас, 2015. 176 с.

14. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Русский язык: 2-ой класс: учебник: В 2 ч. Ч.1. М.: АСТ: Астрель, 2012. 142 с.

В теории и методике обучения русскому языку проблема формирования орфографической зоркости считается решённой (см.: работы Н.Н. Алгазиной, М.Т. Баранова, В.В. Гадаловой, П.С. Жедек, Г.М. Иваницкой, А.И. Кобызева, Л.Ю. Комиссаровой, М.Р. Львова, М.М. Разумовской, Н.С. Рождественского и др.). Однако проблема развития орфографической зоркости в современной школе остаётся по-прежнему актуальной, о чём свидетельствуют исследования состояния орфографической зоркости учащихся [1; 2]. Существующее противоречие между наличием разработанной методики формирования орфографической зоркости и низким уровнем владения школьниками этим умением предполагает существование факторов, затрудняющих реализацию данной методики на практике. В определённой мере на процесс формирования орфографической зоркости оказывает влияние то, каким образом в школьных учебниках русского языка обеспечивается осмысление школьниками орфографических понятий и насколько они становятся ориентационной базой для данного умения.

Цель исследования - проанализировать, в какой мере сведения об орфографических понятиях, представленные в современных учебниках русского языка для начальной школы, позволяют реализовывать методику формирования орфографической зоркости на теоретической основе.

Материал и методы исследования. Для анализа были выбраны 12 учебников русского языка, разработанных в соответствии с ФГОС и представляющих разные учебно-методические комплексы. Из них шесть включены в утвержденный федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию на 2019-2020 учебный год. Другие шесть учебников также ранее включались в федеральный перечень. Таким образом, анализ охватывает большую часть используемых в начальной школе учебников русского языка.

Сопоставление рассмотренных выше определений позволяет выделить два ключевых признака орфограммы: 1) наличие возможных вариантов написания (правильного и неправильного); 2) необходимость применения орфографического правила для выбора написания. Эти признаки являются базовыми и для определений орфограммы, представленных в учебниках русского языка для начальной школы. Однако пути формирования представлений школьников об орфограмме в учебниках разных учебно-методических комплексов достаточно серьёзно отличаются друг от друга, что или помогает учителю осуществлять процесс развития орфографической зоркости, или затрудняет такую работу.

Выводы. Проведенный анализ особенностей отражения теоретических сведений об орфографических понятиях в учебниках русского языка разных УМК для начальной школы позволяет сделать следующие выводы:

– различные трактовки орфограммы влияют на степень осмысления учащимися данного понятия и определяют роль орфограммы в развитии орфографической зоркости;

– подходы учителей к обучению школьников постановке орфографической задачи, заключающейся в нахождении орфограммы, во многом задаются учебниками, по которым они работают, что подтверждается результатами проведённого опроса;

Читайте также: