Анализ учебников по окружающему миру школа россии и перспектива

Обновлено: 06.07.2024

В учебнике имеются различные виды текстов: печатный, курсив, жирный, подчеркнутый, петит.

Теоретико-познавательные тексты содержаться в материалах параграфов, а инструментально-практические в текстах практических работ, расположенных после содержания параграфа.

В качестве дополнительных текстов в учебнике используются тексты, раскрывающие познаваемость мира, формирующие чувство патриотизма и гордости, показывает связь теории с практикой. В учебнике есть дополнительные тексты: интересные факты, странички для любознательных. Методическая роль предлагаемых в учебнике текстов: формирование мотивации, интереса к предмету, накопление и формирование функциональной предметной грамотности, умение ориентироваться во внешней среде, наглядности, эмоциональности восприятия материала.

В учебнике имеются пояснительные тексты. Методическая роль пояснительных текстов учебника заключается в поверхностном толкование предметов, явлений, свойств.

  1. Характеристика внетекстовых компонентов учебника.

Учебник имеет достаточное количество иллюстраций, но хотелось бы больше. Рисунки помогают усвоению теоритического материала, структурируют его, помогают выделить главное и лучше запомнить важное.

Организация усвоения знаний в учебнике Окружающий мир 4 класса А. А. Плешакова осуществляется с помощью вопросов, упражнений и задач, помещенных после параграфа. Задания помещенные после параграфа как правило носят репродуктивный характер, так как нацелена на то, чтобы обучающийся смог воспроизвести наиболее важные теоритические знания из материала параграфа. Последние вопросы предполагают преломление, переосмысление знаний и перенос их на новый объект.

В основном тексте в рамках, жирным курсивом всегда выделяются определения основных понятий. Главные положения параграфа выделены жирным курсивом. Это помогает ученикам быстро их найти, легко ориентироваться в тексте.

В конце каждого параграфа встречаются задания для домашней работы и ставятся примерные задачи на последующий урок.

В учебнике реализована система обобщений формируемых знаний: каждая тема завершается перечнем итоговых вопросов, что способствует систематизации и обобщению знаний, являются средствами закрепления умений и навыков, контроля за качеством их сформированности.

В учебнике развит аппарат ориентировки – это различные виды текста, рамки, маркировки текста, разделение на абзацы. Все это помогает работе зрительной памяти и быстрого ориентирования по тексту.

  1. Характеристика логичности изложения материала в учебнике.

Данный учебник достаточен для организации полноценного учебно-воспитательного процесса.

Положительными качествами анализируемого учебника являются системность и доступность изложения, упражнения, вопросы, позволяют не только закрепить новые знания, но и применить их, перенося на новый объект.

В учебнике большое количество текста, следовало бы добавить по больше иллюстраций.

Учебник хороший, вполне годится для осуществления стандартов второго поколения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Окружающий мир. Рабочие программы.

Окружающий мир. Рабочие программы.

А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая.

Пояснительная записка
Содержание курса
Тематическое планирование
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Приложение

Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели здоровье сберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;

4) формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

1)уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

2)понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

3)модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4)психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

В основе методики преподавания курса «Окружающий

Место курса в учебной программе

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).

Учебники очень красочные, в нескольких частях, если пролистать страницы, то можно увидеть, что очень много ярких иллюстраций, встречаются нетекстовые вспомогательные компоненты (вопросы и памятки), упражнения подобраны, учитывая возрастные особенности. На полях есть условные обозначения, которые помогают сориентироваться в учебнике и обратить внимание на некоторые типы заданий. Темы разделены на разделы, это хорошо видно в оглавление.

Упражнения в двух учебниках интересные и разные, соответствуют возрастным особенностям. На полях есть условные обозначения, которые помогают обратить внимание на некоторые задания.

  1. Комплектность – она состоит в формировании умения работать с учебником, справочником и другим оборудованием.
  2. Инструментальность подразумевает обучение умению пользоваться словарями, справочниками, методическими пособиями.
  3. Интерактивность – наличие в учебниках и учебных пособиях интернет-адресов.
  4. Интеграция – это свойство, которое выражается в том, что в учебных курсах грамотно сочетаются понятия из разных областей.
  1. Главным является воспитание.
  2. Характер обучения – личностно-ориентированный, деятельностный.
  3. Умелое сочетание инновационного подхода с традиционным. Если ребенок имеет средние, ничем не выдающиеся способности, то эта программа для него. Кроме того, учитываются возрастные особенности школьника, а материал учебников понятный и доступный для родителей и детей.

Что лучше Школа России или Перспектива?

5 комментариев

Зато ШР заточена под ОГЭ и ЕГЭ.Училась я в советское время и не жалею!

К комментарию выше. Патриотичность обязана быть всегда и везде,самая лучшая школьная программа СССР. Да, сейчас всё в основном на интеллектуальные способности, чтоб дитя учился самостоятельно думать и находить верные ни на кого не похожие ответы с подкреплением обоснования, почему так,а не по другому. Да это ПЛЮС. НО И О ПРОШЛОМ НЕ НАДО ЗАБЫВАТЬ.

Тематическое единство всех предметных линий системы выражено в следующих тезисах:

Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению. Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления ребенка, его воображения, интуиции. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.

Программа адресована слушателям системы повышения квалификации: учителям начальных классов общеобразовательных учреждений, методистам и преподавателям педагогических колледжей, вузов, ИУУ, ИПК, ИРО, специалистам методических служб и управления образованием. По итогам обучения слушателю высылается сертификат о прохождении курсовой подготовки в объеме 72 часов.

1. Петерсон Л.Г. Математика. 1 кл. в 3-х частях;

2. Петерсон Л.Г. Математика. 2 кл. в 3-х частях;

3. Петерсон Л.Г. Математика. 3 кл. в 3-х частях;

4. Петерсон Л.Г. Математика. 4 кл. в 3-х частях.

1. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. 1 кл. в 2-х частях;

5. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 4 кл. в 2-х частях.

1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях;

2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др. Литературное чтение. 2 кл. в 2-х частях;

3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях;

4. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др. Литературное чтение. 4 кл. в 2-х частях.

(Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина)

1. Рудченко Т.А. Семёнов А.Л. (под ред. Семёнова А.Л.). Информатика. 1 кл.;

2. Рудченко Т.А. Семёнов А.Л. (под ред. Семёнова А.Л.). Информатика. 2 кл.;

3. Рудченко Т.А. Семёнов А.Л. (под ред. Семёнова А.Л.). Информатика. 3 кл.;

4. Рудченко Т.А. Семёнов А.Л. (под ред. Семёнова А.Л.). Информатика. 4 кл.

(Авторы: Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнова)

1. Плешаков А.А, Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 кл. в 2-х частях;

2. Плешаков А.А, Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 2 кл. в 2-х частях;

3. Плешаков А.А, Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 кл. в 2-х частях;

4. Плешаков А.А, Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 кл. в 2-х частях;

1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. 1 кл.;

2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 2 кл.;

3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 3 кл.;

4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 4 кл.

(Авторы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. (Шипилова Н.В.), Анащенкова С.В., Фрейтаг И.П.)

1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 кл.;

2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 2 кл.;

3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 3 кл.;

4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 4 кл.

(Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина)

1. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.Изобразительное искусство. 1 кл.;

2. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.Изобразительное искусство. 2 кл.;

3. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.Изобразительное искусство. 3 кл.;

4. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.Изобразительное искусство. 4 кл.

1. Матвеев А.П. Физическая культура. 1 кл.;

2. Матвеев А.П. Физическая культура. 2 кл.;

3. Матвеев А.П. Физическая культура. 3-4 кл.

1. Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. Английский язык. 2 кл.;

2. Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. Английский язык. 3 кл.;

3. Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. Английский язык. 4 кл.

(Авторы: Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс)

(расширенное содержание обучения иностранному языку):

1. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В. и др. Английский язык. 2 кл.;

2. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В. и др. Английский язык. 3 кл.;

3. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В. и др. Английский язык. 4 кл.

1. Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. В 2-х ч. 2 кл.;

2. Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М. Немецкий язык. В 2-х ч. 3 кл.;

3. Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. В 2-х ч. 4 кл.

(Авторы: И. Л. Бим, Л. И. Рыжова, Л. М. Фомичева и др.)

1. Касаткина Н.М., Белосельская Т.В.Французский язык. В 2-х ч. 2 кл.;

2. Касаткина Н.М., Гусева А.В. Французский язык. В 2-х ч. 3 кл.;

3. Береговская Э.М.Французский язык. В 2-х ч. 4 кл.

(Авторы: Н.М. Касаткина, Т.В. Белосельская, А.В. Гусева, Э.М. Береговская)

1. Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В. Испанский язык. 2 кл. в 2-х частях;

2. Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В. Испанский язык. 3 кл. в 2-х частях;

3. Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В. Испанский язык. 4 кл. в 2-х частях.

приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников,

личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения.

Все предметные линии, включая предметы эстетического цикла, формируют у ребёнка целостную современную картину мира и развивают умение учиться. В состав системы входят учебники по следующим курсам: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, художественный труд, ОБЖ, информатика и иностранные языки.

Все учебники системы имеют завершенные линии с 1 по 4 класс, а также развёрнутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ, поурочных разработок, книг для чтения, демонстрационных таблиц, электронных приложений к учебникам, словарей и других пособий.

В обновленных программах реализован современных подход к тематическому планированию, отражающий не только логику развертывания учебного материала и логику формирования универсальных учебных действий, но и те виды учебной деятельности, которые наиболее эффективны для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Одним из ведущих положений стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, культурного, духовного и нравственного богатства российского народа.

К принципиально важным результатам образования в начальной школе ФГОС относит формирование универсальных учебных действий как основы умения учиться.

В этой связи структура и содержание всей системы и каждого учебника направлены как на организацию различных видов деятельности учащихся, так и на использование современных методов и технологий обучения педагогами. Примером может служить организация учебной деятельности на уроках русского языка по курсу В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и математики по курсу М.И. Моро.

В курсе русского языка реализованы коммуникативно-речевой, системно- функциональный, личностно ориентированный подходы в обучении родному языку.

Задания в учебниках и рабочих тетрадях представлены как учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-графические и т. д.), решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задание, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы. Деятельностному характеру курса также отвечает включение в учебники заданий для работы в парах, группах, проектных заданий.

Методический аппарат учебников позволяет органично сочетать виды деятельности, направленные на изучение как нового материала, так и систематическое повторение ранее изученного.

В курсе математики авторы особое внимание уделяют такой подаче учебного материала, которая создаёт условия для формирования у учащихся интеллектуальных действий, таких, как действия по сравнению математических объектов, проведению их классификации, анализу предложенной ситуации и получению выводов, по выявлению разных функций одного и того же математического объекта и установлению его связей с другими объектами, по выделению существенных признаков и отсеиванию несущественных, по переносу освоенных способов действий и полученных знаний в новые учебные ситуации.

Дальнейшее развитие получила и методика работы над текстовыми задачами (структура задачи, этапы решения задачи: анализ задачи, поиск и составление плана её решения, проверка решения, составление и решение задач, обратных заданной задаче), в том числе и формирование умений записать текстовую задачу сначала с помощью схем, используя фишки и фигуры, а затем ис помощью схематических чертежей.

Овладение приёмами сравнения, анализа, классификации формирует у учащихся универсальные учебные действия, развивает способность к проведению обобщений, облегчает включение детей в учебную деятельность не только на уроках математики, но и при изучении других школьных предметов.

Их цель — помочь детям быстрее усвоить учебный материал, а учителям облегчить процесс объяснения. К существенным преимуществам демонстрационных таблиц относятся:

авторами-составителями демонстрационных таблиц являются авторы соответствующих УМК;

комплекты плакатов соответствуют конкретному учебному курсу, снабжены методическими рекомендациями и интегрированы в методическую систему комплекса;

комплекты выпускаются в удобной для транспортировки и хранения индивидуальной упаковке (боксе).

1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 кл. в 2-х ч.

2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 кл.

3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 кл. в 2-х частях

4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 кл. в 2-х частях

5. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 кл. в 2-х частях

Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников по русскому языку для 1—4 классов общеобразовательных учреждений

1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях

2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. в 2-х частях

3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях

4. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. в 2-х частях

1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. 1 кл. в 2-х частях

2. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 2 кл. в 2-х частях

3. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 3 кл. в 2-х частях

4. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 4 кл. в 2-х частях

1. Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 3 кл. ч.1

2. Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 3-4 кл. ч.2

3. Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 4 кл. ч.3.

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 кл. в 2-х частях

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 кл. в 2-х частях

3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 кл. в 2-х частях

4. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 кл. в 2-х частях

1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. 1 кл.

2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 2 кл.

3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 3 кл.

4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. и др. Технология. 4 кл.

1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 кл.

2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 2 кл.

3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 3 кл.

4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 4 кл.

1. Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 1 кл.

2. Коротеева Е.И. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 2 кл.

3. Горяева Н.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 3 кл.

4. Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 4 кл.

Лях В.И. Физическая культура. 1-4 кл.

1. Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Пастухова С.А. и др. Английский язык. 2 кл. в 2-х частях

2. Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.П. и др. Английский язык. 3 кл. в 2-х частях

3. Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Дуванова О.В. Английский язык. 4 кл. в 2-х частях

1. Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А. Английский язык. 2 кл. в 2-х частях

2. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык. 3 кл. в 2-х частях

3. Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английский язык. 4 кл. в 2-х частях

1. Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. 2 кл. в 2-х частях

2. Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М. Немецкий язык.3 кл. в 2-х частях

3. Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. 4 кл. в 2-х частях

1. Кулигина А.С., Кирьянова М.Г.Французский язык. 2 кл.

2. Кулигина А.С., Кирьянова М.Г.Французский язык. 3 кл. в 2-х частях

3. Кулигина А.С.Французский язык. 4 кл. в 2-х частях

1. Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В. Испанский язык. 2 кл. в 2-х частях

2. Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В. Испанский язык. 3 кл. в 2-х частях

3. Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В. Испанский язык. 4 кл. в 2-х частях

1. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 кл.

2. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры. 4-5 кл.

3. Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры. 4-5 кл.

4. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Основы иудейской культуры. 4-5 кл.

5. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 кл.

6. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 кл.

Читайте также: