Анализ учебников по математике для начальной школы с учетом требований фгос ноо

Обновлено: 04.07.2024

С появлением ФГОС нового поколения возникла необходимость появления учебников, в частности по математике, являющихся не только источником необходимой информации, содержание которой определяется программой и образовательным стандартом, но и моделью развивающего дидактического процесса, средством организации учебной деятельности. С появлением возможности реализации в практике обучения различных авторских концепций арсенал образования значительно пополнился развивающими учебниками математики для начальных классов (учебники Э. И. Александровой, И. И. Аргинской, В. В. Давыдова, Г. Г. Микулиной, А. М. Захаровой, Н. Б. Истоминой, Л. Г. Петерсон, Л. В. Тарасова и др.).

Назрела необходимость выявить те существенные характеристики учебников математики для начальных классов, которые обеспечивают развивающую функцию обучения на методическом уровне.

- учебник – это модель педагогического процесса (В. П. Беспалько);

- учебник объединяет в себе предметное содержание и виды познавательной деятельно­сти (Д. Д. Зуев);

- учебник призван служить организации всего процесса обучения (И. Я. Лернер);

- учебник – это прообраз реального учебного процесса (М. Краликова);

- в основе построения учебника должна лежать методическая система (Л. В. Занков);

- в учебнике в той или иной мере запрограммирована методика обучения, это своеобразный сценарий (прообраз, проект) предстоящей деятельности обучения (М. Н. Скаткин);

- теория учебника – это вто же время определенная теория обучения (В. В. Краевский);

Таким образом, развивающий учебник является комплексной моделью, которая отображает процесс развивающего обучения.

Сформулируем требования к развивающим учебникам математики для начальных классов, которые классифицируются как методические, и в связи с этим они адресуются к системе заданий учебника.

В системе заданий учебника должны быть:

1. Реализована систематичность на уровне содержания и на уровне руководства учебной деятельностью. Понятийная (содержательная) линия должна быть выстроена так, чтобы каждое следующее понятие вытекало из предыдущего и предусматривало повторение изученного материала в тесной связи с изучением нового, что создает условия для сопоставления и соотношения различных аспектов изучаемых вопросов, их обобщения и дифференциации, установления причинно-следственных связей. Понятия (математическое содержание учебника) должны усваиваться осознанно, путем наблюдения, анализа и обобщения предметных действий и установления соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями. Прямые и обратные задания по переводу предметных действий на язык графической, буквенной и математической символики должны найти активное применение, как при изучении арифметических действий, так и в процессе обучения решению задач. При изучении вычислительных приемов (обобщенных способов действий) должно быть предусмотрено обращение к понятиям, а также к известным способам действий.

2. Отражена организация процесса учебной деятельности (постановка учебной задачи, ее решение, самоконтроль и самооценка, мотивационный аспект с учетом возрастных особенностей младших школьников). Учебный процесс рассматривается как способ влияния на развитие личности при акцентированном внимании на развитие познавательных процессов, главным образом мышления, путем целенаправленного влияния на развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и др. Продуктивным заданиям, способствующим активизации всех познавательных процессов, в особенности мышления, должен быть отдан приоритет. В заданиях должны быть предусмотрены различные способы постановки учебных задач, учитывающие математическую подготовку и развитие мышления учащихся.

4. Предусмотрено преимущественное использование проблемно-поисковых методов как наиболее эффективного способа организации учебной деятельности.

5. Отражено руководство продуктивным общением на уроке как основным способом открытия субъективно новой информации и необходимым условием организации учебной деятельности.

Важно отметить, что сформулированные требования к развивающим учебникам математики не должны ограничивать творчества учителя в конструировании урока, в разработке системы заданий для изучения темы, в выборе средств обучения и форм организации деятельности учащихся.

Выводы:

Концептуальные положения нового учебника математики для начальной школы:

1. Каждая следующая тема в учебнике должна быть органически связана с предыдущей темой, и создавать тем самым условия для повторения ранее изученных вопросов на более высоком уровне.

2. Новые методические подходы к усвоению учащимися математических понятий строятся на основе установления соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями. Формирование общих представлений об изменении, правиле (закономерности) является надежной основой для дальнейшего изучения математики и для осознания закономерностей окружающего мира. Как показала практика обучения, этот подход позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно вводить его в мир математических понятий, терминов, символов, способствуя развитию как эмпирического, так и теоретического мышления.

3. Новая система учебных заданий, процесс выполнения которых носит продуктивный характер, определяется соблюдением баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.

4. Новый методический подход к обучению решению задач сориентирован на формирование обобщенных умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними, осознанно использовать математические понятия для ответа на вопрос задачи. Необходимым условием реализации данного подхода в практике обучения является специально продуманная подготовительная работа к обучению решению задач.

5. В основе методики формирования геометрических представлений учащихся лежит активное использование приемов умственной деятельности, нацеленность на развитие пространственного мышления и установление соответствия между моделями геометрических тел, их изображением и разверткой.

6. Предусматривается возможность для использования калькулятора в процессе обучения младших школьников математике, который рассматривается не только как вычислительный прибор, а как средство организации познавательной деятельности учащихся (для проверки различных гипотез, усвоения математической терминологии и символики, для эффективного формирования вычислительных умений и навыков).

В настоящее время в Российской Федерации существуют традиционная и развивающие системы обучения.

К традиционным относятся программы:

К развивающим системам относятся две программы:

Ø Программа Л. В. Занкова;

Ø Программа Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова.

2.1. Программы и учебники по математике для традиционной начальной школы:

В Ы П О Л Н И Л И С Т УД Е Н Т Ы 2 1 2
ГРУППЫ:
А Б Д УЛ Л А З Я Н О В С А Л А В А Т
АУБАКИРОВА АДИЛЯ
АХАТОВА АМИНА
БИКБАЕВА МАРЬЯМ
ГА З И ЗО В РАС И Х
ГА Л И М О ВА А Н Г Е Л И Н А
ГА Л Я В Е ТД И Н О ВА И Л Ю З А

4. Цели и основные задачи реализации образовательной программы.

6. Умк - школа россии 2 класс

УМК - ШКОЛА РОССИИ 2 КЛАСС
Полученные в 1 классе знания
закрепляются и уточняются на новом
числовом множестве - числа от 1 до
100.
Вводится понятие - длина ломаной.
Рассматриваются единицы измерения
и соотношения между ними: длины сантиметр, дециметр, миллиметр;
времени - час, минута (определение
времени по часам с точностью до
минуты).
Кроме того, учащиеся знакомятся с
периметром многоугольника.

9. Татарская версия

10. Итог

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.Учебный материал в учебнике соответствует действующей программе.

3.Содержание учебника соответствует целям обучения и задачам специальной школе.

4.Теоретическая часть материала очень четко представлена и доступна для понимания ребенком.

5.Структура практического материала построена последовательно.

6.В учебнике есть задания для развития творческого начала (задания исследовательского и репродуктивного характера).

7.Учебный материал содержит проведение коррекционной работы, развитие словестной речи и побуждение к речевой активности.

8.В учебнике есть такие формы наглядности как : иллюстрации, таблицы, схемы, обозначения. Иллюстрации полностью соответствуют содержанию.

9.Учебник обеспечивает возможность для самостоятельной работы учащихся с помощью специально отведенных заданий для самостоятельной работы.

10.Хорошо обеспечена вариативность учебных заданий для развития ЗУН учащихся.

11.Учебник обеспечивает заинтересованность и вызывает устойчивый интерес учащихся к работе с ним с помощью интересно изложенного материала в учебнике, с помощью иллюстраций и схем.

12.Изучаемый материал будет полезен детям в будущей и именно поэтому у детей появляется заинтересованность к предмету.

13.В учебнике изложены материалы которые содержат знания по другим предметам.

14.Учебный материал воспитывает любовь к изучаемому предмету.

2.Учебный материал в учебнике соответствует действующей программе.

3.Содержание учебника соответствует целям обучения и задачам специальной школе.

4.Теоретическая часть материала очень четко представлена и доступна для понимания ребенком.

5.Структура практического материала построена последовательно.

6.В учебнике есть задания для развития творческого начала (задания исследовательского и репродуктивного характера).

7.Учебный материал содержит проведение коррекционной работы, развитие словестной речи и побуждение к речевой активности.

8.В учебнике есть такие формы наглядности как : иллюстрации, таблицы, схемы, обозначения. Иллюстрации полностью соответствуют содержанию.

9.Учебник обеспечивает возможность для самостоятельной работы учащихся с помощью специально отведенных заданий для самостоятельной работы.

10.Хорошо обеспечена вариативность учебных заданий для развития ЗУН учащихся.

11.Учебник обеспечивает заинтересованность и вызывает устойчивый интерес учащихся к работе с ним с помощью интересно изложенного материала в учебнике, с помощью иллюстраций и схем.

12.Изучаемый материал будет полезен детям в будущей и именно поэтому у детей появляется заинтересованность к предмету.

13.В учебнике изложены материалы которые содержат знания по другим предметам.

14.Учебный материал воспитывает любовь к изучаемому предмету.

2.Учебный материал в учебнике соответствует действующей программе.

3.Содержание учебника соответствует целям обучения и задачам специальной школе.

4.Теоретическая часть материала очень четко представлена и доступна для понимания ребенком.

5.Структура практического материала построена последовательно.

6.В учебнике есть задания для развития творческого начала (задания исследовательского и репродуктивного характера).

7.Учебный материал содержит проведение коррекционной работы, развитие словестной речи и побуждение к речевой активности.

8.В учебнике есть такие формы наглядности как : иллюстрации, таблицы, схемы, обозначения. Иллюстрации полностью соответствуют содержанию.

9.Учебник обеспечивает возможность для самостоятельной работы учащихся с помощью специально отведенных заданий для самостоятельной работы.

10.Хорошо обеспечена вариативность учебных заданий для развития ЗУН учащихся.

11.Учебник обеспечивает заинтересованность и вызывает устойчивый интерес учащихся к работе с ним с помощью интересно изложенного материала в учебнике, с помощью иллюстраций и схем.

12.Изучаемый материал будет полезен детям в будущей и именно поэтому у детей появляется заинтересованность к предмету.

13.В учебнике изложены материалы которые содержат знания по другим предметам.

14.Учебный материал воспитывает любовь к изучаемому предмету.

2.Учебный материал в учебнике соответствует действующей программе.

3.Содержание учебника соответствует целям обучения и задачам специальной школе.

4.Теоретическая часть материала очень четко представлена и доступна для понимания ребенком.

5.Структура практического материала построена последовательно.

6.В учебнике есть задания для развития творческого начала (задания исследовательского и репродуктивного характера).

7.Учебный материал содержит проведение коррекционной работы, развитие словестной речи и побуждение к речевой активности.

8.В учебнике есть такие формы наглядности как : иллюстрации, таблицы, схемы, обозначения. Иллюстрации полностью соответствуют содержанию.

9.Учебник обеспечивает возможность для самостоятельной работы учащихся с помощью специально отведенных заданий для самостоятельной работы.

10.Хорошо обеспечена вариативность учебных заданий для развития ЗУН учащихся.

11.Учебник обеспечивает заинтересованность и вызывает устойчивый интерес учащихся к работе с ним с помощью интересно изложенного материала в учебнике, с помощью иллюстраций и схем.

12.Изучаемый материал будет полезен детям в будущей и именно поэтому у детей появляется заинтересованность к предмету.

13.В учебнике изложены материалы которые содержат знания по другим предметам.

14.Учебный материал воспитывает любовь к изучаемому предмету.

2.Учебный материал в учебнике соответствует действующей программе.

3.Содержание учебника соответствует целям обучения и задачам специальной школе.

4.Теоретическая часть материала очень четко представлена и доступна для понимания ребенком.

5.Структура практического материала построена последовательно.

6.В учебнике есть задания для развития творческого начала (задания исследовательского и репродуктивного характера).

7.Учебный материал содержит проведение коррекционной работы, развитие словестной речи и побуждение к речевой активности.

8.В учебнике есть такие формы наглядности как : иллюстрации, таблицы, схемы, обозначения. Иллюстрации полностью соответствуют содержанию.

9.Учебник обеспечивает возможность для самостоятельной работы учащихся с помощью специально отведенных заданий для самостоятельной работы.

10.Хорошо обеспечена вариативность учебных заданий для развития ЗУН учащихся.

11.Учебник обеспечивает заинтересованность и вызывает устойчивый интерес учащихся к работе с ним с помощью интересно изложенного материала в учебнике, с помощью иллюстраций и схем.

12.Изучаемый материал будет полезен детям в будущей и именно поэтому у детей появляется заинтересованность к предмету.

13.В учебнике изложены материалы которые содержат знания по другим предметам.

С каждым годом в школьные программы вносится все больше изменений, корректируются учебники, вводятся электронные приложения, образовательные платформы и многое другое. Только вот у родителей учеников, учителей и авторов пособий разный взгляд на доступность учебников к обучению.

В этом обзоре - сравнение учебников математики разных школьных программ в начальной школе. За основу взяты самые популярные учебники из школьных УМК.

Определим критерии выбора учебника математики:

  • соответствие ФГОС;
  • достаточное количество часов на тему для усвоения;
  • доступность изложения материала,
  • возможность самостоятельной работы;
  • наличие заданий разного уровня сложности;
  • наличие иллюстраций;
  • наличие творческих и практических работ, проектов;
  • мнения людей в сети Интернет.

При выборе учебника математики и программы начальной школы помнить нужно об одном, что все дети разные, что подойдет для одного ребенка, совершенно не подходит другому.

В первую очередь ориентироваться нужно на индивидуальные особенности ребенка, его возможности и способность расти и развиваться. Также стоит выбрать учителя начальных классов, так как многое зависит только от него.

Рейтинг учебников математики для начальной школы

Учебник по математике М. Моро УМК "Школа России"

Учебник математики М. Моро считается самым популярным и легким учебником на сегодняшний день. Программа удобна для тех, кто еще не вполне освоил счет и действия сложения и вычитания.

Учебник математики М. Моро

Учебник математики М. Моро

Уровень программы соответствует ФГОС, состоит из 4-х учебников 2-х частей и рабочих тетрадей, входит в линейку УМК "Школа России".

Плюсы

  • Учебник М. Моро в доступной форме знакомит учеников начальной школы с базовыми геометрическими понятиями. Вопросы теории и практики связаны между собой.
  • Подача материала, включает много картинок, схем и таблиц, которые облегчают усвоение и изучение новой темы.
  • Задания расположены от простых к сложным, что позволяет ребенку освоиться, понять и запомнить базовые вещи, а потом переходить к более сложным и сверхсложным заданиям.
  • В учебнике приведены задания разного уровня, которые разделены по уровню творчества, объему и трудности выполнения.
  • Используются различные виды занимательного материала: загадки, ребусы, лабиринты, задачи-шутки и др.
  • Подходит учащимся 5-х классов для повторения и закрепления знаний.

Минусы

  • Во многих заданиях детям предлагается запомнить результаты сложения и вычитания, что подменяет развитие чувства числа зубрежкой.
  • Отсутствуют логичное построение учебника: задания повышенной сложности идут вперемежку с работой в паре.
  • Мало олимпиадных задач.
  • Некоторые правила слишком объемны, дают мало полезной информации.
  • 5Мягкая обложка не нравится родителям учеников.

Учебник М. Моро может стать основным пособием, но только при наличии грамотного педагога.

Учебник по математике В. Рудницкой УМК "Начальная школа 21 века"

Учебник В. Рудницкой подойдет будущим первоклассникам, которые уже приобрели математические навыки. Уровень программы соответствует ФГОС, состоит из 4-х учебников 2-х частей и рабочих тетрадей, входит в линейку УМК "Начальная школа XXI века".

Учебник математики В. Рудницкой (УМК

Учебник математики В. Рудницкой (УМК "Начальная школа 21 века")

К учебнику прилагается разрезной материал.

Плюсы

  • Сложение и вычитание в пределах 20 организовано по линейке. Упражняясь с ней, ребенок быстро запоминает числовую последовательность.
  • Большое количество интересных заданий и условий задач, ориентированы на развитие творческих способностей, на воображение, логику и полностью ориентированы на возраст ребенка.
  • Исторические факты на страницах учебника развивают эрудицию, заставляют искать знания самостоятельно.
  • Много практических заданий, которые можно применить в жизни.
  • Некоторые родители считают учебник отличной подготовкой для средней школы и взрослой жизни в целом.

Минусы

  • Сложная форма подачи нового материала, включающая "пример" и "вопрос". Например, при изучении темы "Вычитание" авторы учебника предлагают посчитать общее количество цветов и ответить, сколько цветов останется, если убрать "маки" или "ромашки".
  • Многим родителям учебник В. Рудницкой кажется слишком тяжелым, он может стать посильным только при наличии грамотного педагога.

В целом, если говорить о программе "Начальная школа 21 века", то она сбалансирована, по ней могут обучаться ученики начальной школы с разным уровнем подготовки.

Учебник по математике Л.В. Занкова и УМК

В 2014 году программу Занкова исключили из рекомендаций ФГОС, но среди родителей первоклассников она по-прежнему популярна.

Учебник по математике Л.В. Занкова

Учебник по математике Л.В. Занкова

Плюсы

  • Программа направлена на освоение математических знаний высокого уровня сложности в быстром темпе. При условии успешного изучения курса начальной школы, ребенок будет легко учиться в 5 классе.
  • В учебнике много заданий на развитие логики с построением гипотез, основанных на рассуждениях.

Минусы

  • Минимум внимания уделено повторению материала. По мнению Занкова, это вызывает у детей скуку.
  • В учебнике слишком много материала, рассчитанного на самостоятельное обучение.
  • Теоретическая часть очень скудна, что ставит в тупик даже родителей.
  • Программа разработана только для учеников начальной школы. Разработку для среднего школьного звена не завершили, из-за этого отсутствует плавность и логичность перехода между темами. После окончания начальной школы ребенку неизбежно придется адаптироваться к другой программе.
  • Высокий темп и уровень трудности подходит не для всех детей, следовательно, первоклассник должен быть хорошо подготовлен к школе.
  • Учебник предъявляет высокие требования к уровню подготовки педагога.

Учебник по математике Л.В. Занкова подойдет детям с хорошими задатками к обучению.

Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и учебник по математике

В основе учебника – оригинальная подача материала.

Учебник по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Учебник по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Плюсы

  • Большая часть заданий – работа в парах или группах. Это сплачивает коллектив, определяет лидеров и "ведомых".
  • Отсутствуют неправильные ответы и четкая система оценивания. Все предположения – рабочие версии.
  • Ребята не получают оценок и не стремятся к ним. Они стремятся к получению знаний, добывают их, отсеивают ненужное, вычленяют главное. Есть мотивация к учебе.

Минусы

  • Полное несоответствие программы Эльконина Давыдова классическим системам обучения.
  • Новые темы не объясняются понятными словами. Учитель ставит проблему, дети выдвигают гипотезы и стараются ее решить. Основными формами деятельности на занятиях являются дискуссия и эксперименты. Это слишком сложно для детей начальной школы.
  • При переезде или переходе в 5 класс нет возможности обучаться по этой программе, возникают трудности.

Система Эльконина-Давыдова хорошо развивает творческие способности ребенка, но по окончании начального звена важно сдать ВПР в 4 классе, задания приведенные в учебнике мало способствуют этому.

Учебник по математике Дорофеева-Миракова-Бука УМК "Перспектива"

Программа "Перспектива" используется с 2006 года под руководством Л. Петерсон. Методика "Перспективы" основана на "деятельностном подходе". Учебник математики состоит из 2 частей.

Учебник по математике Дорофеева (УМК

Учебник по математике Дорофеева (УМК "Перспектива")

Плюсы

  • Великолепное оформление учебника: красочное, мотивирующее первоклассников к знаниям.
  • Материал изложен последовательно.

Минусы

  • Большая часть заданий слишком легкие, ориентированы на детей, которые не имеют даже базовые знания в математике.
  • Хаотичная подача тем.
  • Мягкая обложка.
  • Высокие требования к уровню преподавания учителей по данному УМК.

Учебник подойдет для первого знакомства с основами арифметики, но детям с хорошими математическими задатками он покажется слишком простым.

Учебник по математике А.Л. Чекина УМК "Перспективная начальная школа"

Большинство школ учат сейчас по учебно-методическому комплекту "Перспективная начальная школа".

Учебник математики А.Л. Чекина (УМК

Учебник математики А.Л. Чекина (УМК "Перспективная начальная школа")

В основе уроков – обмен информацией, которую ученики добывают самостоятельно.

Плюсы

Программа соответствует ФГОС, учит детей самоконтролю.

Минусы

  • Темы поданы неполно. Разработчики говорят, что цель программы - научить учеников самостоятельно искать информацию.
  • Уровень заданий ниже среднего. В 1-ом классе большую часть года учат числа первого действия, сложение и вычитание в их пределах.
  • Задания не выделены на странице ни шрифтом, ни цветом. Трудно ориентироваться по учебнику.

Программа разработана в соответствии с новыми образовательными стандартами, но имеет много негативных отзывов со стороны родителей и педагогов.

Учебник по математике М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой УМК "Планета знаний"

Программа направлена на развитие творческих способностей, что видно даже по учебнику математики.

Учебник математики М.Г. Нефедовой (УМК

Учебник математики М.Г. Нефедовой (УМК "Планета знаний")

Плюсы

  • Учебник великолепно проиллюстрирован, картинки и схемы большие, привлекают внимание.
  • Много творческих интересных заданий.
  • Основная часть заданий повышенного уровня сложности. Детям, которые уже знают азы счета, будет на уроках интересно.

Минусы

  • В заданиях много опечаток, орфографических и грамматических ошибок.
  • Не полностью представлена теория, мало правил и пояснений.
  • Темы следуют одна за другой в быстром темпе, на повторение почти не остается времени.
  • Основной объем работы приходится на домашние задания.

Эта программа ориентирована на проектную деятельность и участие со стороны родителей. Если старшие не готовы помогать с освоением учебного курса, ребенок самостоятельно будет тратить слишком много времени на выполнение домашнего задания.

Учебник по математике Н.Б. Истоминой УМК "Гармония"

Программа учит мыслить логически, аргументировать и отстаивать собственную точку зрения.

Учебник математики Н.Б. Истоминой (УМК

Учебник математики Н.Б. Истоминой (УМК "Гармония")

Плюсы

  • Разные формы организации урока, выделяются индивидуальные, парные, групповые задания.
  • Учебник сочетает в себе традиционную программу обучения математики с элементами новаторства.
  • Много внимания уделяется повторению материала.

Минусы

  • Для счета предлагается использовать калькулятор.
  • Отсутствует решение задач в 1-ом классе, хотя контрольные работы уже предполагаются.
  • Отсутствует описательная часть заданий.
  • Мало иллюстраций, что снижает интерес к обучению.

Программа УМК "Гармония" в целом имеет неплохие отзывы. Если ребенок пропустил несколько уроков, самостоятельно разобраться с новым материалом ему будет сложно.

При выборе любого учебника математики родителям ученика нужно ориентироваться на уровень знаний ребенка и быть готовым принимать участие в учебном процессе или нанять репетитора. Также немаловажно выбирать по отзывам школу и учителя начальных классов.

Читайте также: