Анализ учебника по русскому языку 3 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Ставя грамматические задачи, учебник русского языка для начальных классов через конкретные приемы умственной деятельности в процессе последовательной, систематической работы со словом, предложением, текстом, через их разносторонний анализ способствует решению задачи развитию речи и мышления школьника, расширяет кругозор детей в области родного языка, создает языковую среду как условие формирования реевых умений. Учебный материал создает базу для развития связной речи: устные речевые упражнения, ознакомление с простейшими изобразительно-выразительными средствами языка (рассказывание, восстановление деформированного предложения и небольшого текста, т. е. преобразующая речевая деятельность учащихся).

Систематизируем результаты проведенного анализа УМК и обобщённо покажем типологию выявленных лексических упражнений (Таблица 1).

Виды упражнений 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова У. 1 с. 48, с. 66, у. 5, с. 143, у. 1(3) С. 19, у. 2

с. 26 у. 2, с. 27; с. 28, у. 1-3

с. 29. у. 5, с. 38, у. 1-2 с. 148, у. 3 (10) С. 5-6, у. 1,3

С. 51, у. 4 (3)

Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания С. 10. у. 3 (1) С. 11,у. 1

с. 130, у. 2, с. 141, у. 1

с. 148, у. 1(5) с. 61, у. 2 (1)

Ч. 1. с. 30, у. 1, с. 31, у. 4, с. 58, у. 4, с. 102, у. 5 (4)

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением С. 117,у. 1, с. 131, у. 5 (2) С. 33-36, у. 1-2, с. 37-38, у. 3, с. 38.1, с. 39 (5) С. 51, у. 4 (1) Ч. 1 с. 125 (1)

Упражнение на составление предложений с многозначными словами С. 127,у. 5 (1) С. 29, у. 4, с. 40, у. 3, с. 38,у. 3 (3) 0 0

Упражнение на замену многозначных слов синонимами С. 128, у. 1 (1) С. 40, у. 4

с. 54, у. 1, с. 55,у. 4

с. 97, упр. 6 (4) 0 0

Упражнения на определение лексического значения омонимов 0 С. 68, 69, у. 1, с. 74, у. 4 (4) 0 Ч1,с. 15, у. 5 (1)

Упражнения на нахождение омонимов

С. 70-71, у. 4-6 (4) 0 0

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания С. 76, у. 5 (1) 0 С. 5-6, у. 1,3 (2) Ч. 1 С. 78,у. 2 (1)

Упражнения на определение омографов

С. 69, у. 2 (4) С. 12, у. 1-2 (2) ч. 2 с. 96, у. 3 (1)

Упражнение на составление предложений с омонимами 0 С. 69, у. 1 (1) С. 56, у. 3 (1) 0

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0 0 0 0

Итого 9 40 10 8 67

Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой

Виды упражнений 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова С. 26,у. 6, с. 27,у. 17, с. 79,у. 3; с. 56,у. 8 (4) С. 47,у. 58;

С. 48,у. 59,60 с. 49,у. 61; с. 120, у. 203 (5) С. 8,у. 5; с. 40-41,у. 65; с. 9,у. 10 (5) С. 46,у. 65; с. 58,у. 92; с. 78,з. 1; с. 128,у. 274 (4)

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением 0 С. 49,у. 62; с. 50,у. 63; с. 51,у. 64,65 с. 72,у. 109; с. 42,у. 71; с. 72,у. 124; с. 89,у. 153 (8) С. 32,у. 51; с. 43,у. 70 (2) С. 36,у. 49; с. 46,у. 66-67; с. 71,у. 121; с. 132, у. 252 (5)

Упражнение на составление предложений с многозначными словами 0 с. 50,у. 63 (1) с. 9,у. 10 (1) 0

Упражнение на замену многозначных слов омонимами 0 с. 42,у. 71 (1) 0 0

Упражнения на определение лексического значения омонимов С. 127,у. 10 (1) С. 25,у. 41; с. 84,у. 147 (2) С. 45-46,у. 75-78; с. 49,у. 88 (5) С. 48,у. 73; с. 70,у. 118; с. 115,у. 244 (3)

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания С. 8,у. 5 (1) С. 23,у. 37 (1) 0 С. 69,у. 143 (1)

Упражнения на определение омографов С. 42,у. 6-8, с. 43,у. 9 (4) 0 С. 55,у. 94 (1) 0

Упражнение на составление предложений с омонимами С. 127,у. 10 (1) 0 С. 55,у. 94 (1) С. 48, у. 71 (1) 3

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0 0 0 0

Итого 13 20 18 29 80

Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой

Упражнения на работу с омонимичными словами обнаружены нами, их всего 27, но у каждого задания цель различна. Упражнения на нахождение омонимов найдены, их 5. Всего 1 задание на замену многозначных слов синонимами включено в учебник 2 класса. В небольшом количестве даны упражнения на составленрие предложений с многозначными словами (2, с омонимами – 3. Большое количество упражнений предусмотрено на нахождение слов с прямым и переносным значением, их 15 во 2-4 классах, большая часть во 2 (8 упражнений). В учебнике 4 класса представлено больше заданий по данной теме, но большая часть из них не содержит задания по работе с многозначной или омонимичной лексикой. Учитель самостоятельно акцентирует внимание на том или ином слове для анализа; дается задание найти слово, имеющее несколько значений. Таких упражнений в учебниках 20, 17 из них – включающие многозначную лексику и 3 – омонимичную.

Проанализировав материал учебников двух программ, нами была составлена сопоставительная таблица 3.

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова 16 18

Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания 11 17

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением 9 15

Упражнение на составление предложений с многозначными словами 4 2

Упражнение на замену многозначных слов синонимами 5 1

Упражнения на определение лексического значения омонимов 5 11

Упражнения на нахождение омонимов 4 5

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания 4 3

Упражнения на определение омографов 7 5

Упражнение на составление предложений с омонимами 2 3

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0

Слово 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Многозначное слово - 9 28 11 5 16 6 12 39 48

Омонимы - - 2 2 - 14 - 12 2 28

Итого - 9 30 13 5 30 6 24 41 76

Сравнительная таблица толковых словариков

Итак, анализ учебников авторов С. В. Иванова и В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого с точки зрения характера лексической работы над явлениями полисемии и омонимии позволил установить, что программой предусмотрены упражнения, способствующие активизации словарного запаса. Характер лексических заданий разнообразен: на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с данными словами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии, многозначности и омонимии. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами.

Прощай, начальная школа! Видео

Прощай, начальная школа! Видео Отзвенели последние звонки и наступили долгожданные каникулы. Мои ученики успешно перешли в пятый класс и только я оставлена на повторный.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

(Т.Г. Рамзаева, 3 класс)

I . Текстовые компоненты учебника:

1)Ос новные тексты.

Учебник устраивает меня своим лингвистическим содержанием, раскрывает теоретические основы орфографических правил, связь между разными сторонами языка. Также система заданий и упражнений соответствует дидактическим основам построения учебника развивающего типа.

Языковой материал и система заданий строятся в соответствии с особенностями языкового развития детей данного возраста.

Имеют место тексты в стихотворной и прозаической формах, тексты, отражающие разнообразные жанры народного творчества (пословицы, поговорки, загадки). А это в значительной мере не только способствует созданию благоприятных условий для эмоционального, интеллектуального, речевого развития учащихся (обогащение словаря, мотивов и содержания речевой деятельности), но и формирует их интерес к изучению родного языка.

Прослеживается системность в лексике.

Умело подобраны упражнения для повторения и обобщения, создаются условия для развития теоретического мышления учащихся. Целесообразно сочетается грамматико-орфографическая и речевая работа на уроке, в процессе которой решается ряд задач одновременно, т.е. у учащихся формируется целый комплекс специальных умений.

Такой подход к изучению лингвистического материала обеспечивает широкие возможности для развития мышления, становления основ познавательной активности и познавательного интереса учащихся.

Практика показывает, что осуществление комплексной грамматико-орфографической и речевой работы, предлагаемой учебником, достаточно полезно, поскольку она способствует накоплению у детей орфографического и речевого опыта, помогает формированию лингвистического мышления, учит анализировать языковые факты.

2) Дополнительные тексты.

Детям легче осознать учебный материал, когда они действуют сами. С этой целью в учебник включены материалы для справок, примечание, образец рассуждения, и др. Перечисленное выше

помогает детям спланировать свою деятельность, последовательно решить поставленную задачу.

Используя материалы для справок, образец рассуждения при выполнении различных видов упражнений, увеличивается эффективность их выполнения. Это я считаю сильной стороной учебника.

II . Внетекстовые компоненты учебника

1) Аппарат организации учебной работы школьника

На страницах учебника часто встречается персонажный герой Почемучка, который создает проблемную ситуацию на уроке:

Как образуются однокоренные слова?

Какие слова нужно проверить? И др.

Вопросы и задания в учебнике строятся в соответствии с особенностями языкового общего развития детей данного возраста. Все это в целом позволяет организовать:

освоение знаний по данному предмету и способах его изучения;

творческую деятельность учащихся;

освоение опыта эмоционально-ценностного отношения к своему учебному труду, одноклассникам, самому себе.

Это положительное в структуре учебника.

2) Аппарат ориентировки в учебнике.

В учебнике широко используется система условных обозначений. Это активизирует мыслительную деятельность учащихся, помогает ориентироваться в учебнике. В то же время отсутствует цветовая символика. Оглавление, заголовки тем, рубрик, разделов выполнены в черном цвете.

Я считаю это недостатком или слабой стороной учебника.

3) Иллюстрированный материал:

Детям легче осознать учебный материал, когда на уроке создается игровая ситуация. Но в то же время дети данного возраста легко отвлекаются, теряют интерес к учебной работе. С тем, чтобы поддержать внимание учащихся, в учебник, помимо задания проблемного характера, включены в определенной системе занимательные задания.

Особое место в этом плане занимает иллюстрированный материал (сюжетные и предметные картинки; таблицы; структурные схемы; модели и др.). Этот материал близкий и понятный детям, помогающий снять монотонность, дающий ребенку необходимые ориентиры для выполнения заданий.

Эффективность обучения по данному учебнику тщательно изучена и проверена на практике.

Учебники очень красочные, в нескольких частях, если пролистать страницы, то можно увидеть, что очень много ярких иллюстраций, встречаются нетекстовые вспомогательные компоненты (вопросы и памятки), упражнения подобраны, учитывая возрастные особенности. На полях есть условные обозначения, которые помогают сориентироваться в учебнике и обратить внимание на некоторые типы заданий. Темы разделены на разделы, это хорошо видно в оглавление.

Упражнения в двух учебниках интересные и разные, соответствуют возрастным особенностям. На полях есть условные обозначения, которые помогают обратить внимание на некоторые задания.

Продолжаю отзывы про учебники серии Школа России для 3 класса. Ранее я уже писала впечатления об учебнике Математика "Школа России" для 3 класса и об учебнике Литература "Школа России" для 3 класса В данном отзыве расскажу про учебник Русского языка для 3 класса.

Все учебники выдаёт школа. По программе Школа России моя дочь учится в школе с первого класса. Программой и учебниками в целом мы довольны, как и успеваемостью дочери.

Русский язык выдаётся по частям. На первое полугодие - первая часть, на второе полугодие - вторая часть. Все учебники большого формата и в мягкой обложке.

Авторами учебника являются Канакина В. П и Горецкий В. Г.

Что проходят дети в 3 классе по данному учебнику, я представила на фото ниже.

Здесь содержание первой части учебника Русский язык "Школа России".

Учебник

Это содержание второй части учебника Русский язык "Школа России".

Учебник

Оформление учебника превосходное. Правила выделены рамочками и отдельным цветом. Ключевые слова в правилах выделены жирным шрифтом. Все задания понятны. Кроме печатного шрифта в учебнике присутствуют небольшие цветные рисунки, они сопровождают некоторые стихи или упражнения. В середине учебника есть несколько репродукций картин известных художников, по ним дети составляют описания и пишут сочинения.

Учебник

Кроме основных заданий, правил и упражнений в учебнике есть Странички для любознательных с интересной дополнительной информацией, Проекты. В конце учебника располагается Справочный материал и Словари со словами, которые прошли дети в течение года, а также за прошлые два года обучения.

Мне нравится учебная программа Школа России, по которой учится мой ребёнок, а также все учебники, в том числе и учебник Русского языка авторов Канакина В. П, Горецкий В. Г. Ребёнок занимается с удовольствием. В учебнике все понятно и ничего лишнего.

Читайте также: