Анализ стихотворения я последний поэт деревни есенин по плану кратко

Обновлено: 04.07.2024

Есенин был убежден, что именно он является выразителем истинно русской песенной души, подлинной, "природной" России, и он сердито говорил Маяковскому, что Россия – его, а не Маяковского. Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Блока, – это во многом поэтический миф (сюда уходит корнями и последующая трагедия лирического Есенина, не выдержавшего столкновения мечты и реальности). Для молодого Есенина крестьянская Россия – воплощение рая. Русь в ранних стихах Есенина празднична, лишена конфликтов, расписана под православный лубок, лирический герой ощущает себя в ней вполне безмятежно. Главное место в поэтическом мире Есенина занимают месяц, звезды, животные и птицы, деревенская изба, голубые поля. Природа у поэта священна и описывается часто в ранней поэзии как божественный храм.

Разлад в этот гармоничный мир внесла революция. В 1920 году Есенин пишет стихотворение "Я последний поэт деревни. ", в котором собственная судьба поэта, его лирического героя изображается в неразрывной связи с судьбой его Родины, с судьбами его современников. Талант Есенина рожден деревенской, "деревянной" Россией, любовью Есенина к России. Но Русь уходила в прошлое, и это порождало трагическое мироощущение поэта. Поэт встречает гибель Руси как свою собственную.

Стихотворение "Я последний поэт деревни. " можно было бы принять за пейзажную зарисовку с натуры, но в Константинове, где было написано это знаменитое стихотворение, не было моста, через Оку переправлялись здесь на лодках.

"Я последний поэт деревни. " – это стихотворение-реквием, стихотворение-прощание. Поэт чувствует, что вековая гармония природы, природного космоса и человека уходит. Приближается чуждый древнему "деревянному" миру "железный гость" и, наверное, новые певцы нового времени. Они не будут больше воспевать дощатые мостики, зеленые березки и все то, что дорого сердцу поэта в его родном краю, в храме природы. Именно в этом природном храме, где можно совершать богослужение в любой час, и заказывает панихиду по всему, что ему дорого, лирический герой. Ключевые слова в этом стихотворении – "дощатый мост", "луны часы деревянные". В уходящем мире все было от природы, от древа (а не от железа): весь уклад жизни, вся уходящая крестьянская соприродная культура. Но "скромен в песнях дощатый мост", не по нему пойдут в будущее современные поэту люди. Они, как это ни горько сознавать автору стихотворения, пойдут иной дорогой, иным "мостом".

Поэт знает, что в новом мире ему не жить и не петь. Для него наступает последний час. Да и для "часов" тоже наступают последние сроки, они именно "прохрипят" двенадцатый час, для них это мучительно тяжело.

"Луны часы" здесь также не случайны. Луна появляется ночью. Ночь разделяет день уходящий и день наступаю- щий. И как только истекут отмеренные сроки – наступит тьма для поэта. Ничего светлого, хорошего в его жизни уже не будет.

Поэт стоит за прощальной обедней "кадящих листвой берез". Что случилось с тонкой березкой, некогда заглядевшейся в пруд? То же, что и с человеком. Береза – излюбленный образ народной поэзии и поэзии Есенина. Березы теперь "кадят", то есть разбрасывают свою листву. Это происходит осенью. А осень – это конец года, это символ осиротевшей, умирающей природы.

Второе четверостишие открывается глаголом "догорит": "Догорит золотистым пламенем // Из телесного воска свеча. " "Догорит" находится в начале строки и поэтому звучит особенно весомо, особенно безысходно. Свеча догорит обязательно, а сама она из "телесного воска", то есть из судеб миллионов людей, сломленных, отвергнутых новым миром. Среди этих людей и сам поэт.

В третьем четверостишии говорится о причине гибели древнего ("деревянного") мира – о "железном госте", который выйдет "на тропу голубого поля" России с ее необъятными просторами.

"Железный гость" несет тройной смысл. Это, очевидно, и трактор, комбайн, любая другая техника. Это и противостоящий деревне город, где производится эта техника. Это, конечно, и новый уклад жизни, новый мир, и новый, механический, а не природный, человек. Но, по Есенину, на голубом поле России он не хозяин и не работник, а всего лишь "гость", чуждый природе, рожденный не природным миром. Его не могут поэтому принять как родного.

И, конечно, у этого "железного гостя" "черная горсть", "не живые, чужие ладони". При нем природа осиротеет. И только будет разгуливать буйный разбойник, бродяга-ветер, "панихидный справляя пляс". Это кощунственная пляска на дорогих автору могилах.

Не только поэт скорбит о прошлом. Природа тоже находится в таком же смятении, ощущая одиночество, отчаяние. Выражение чувств человека через природу – одна из самых характерных особенностей поэзии Есенина.

И как приговор звучат последние строки стихотворения: "Скоро, скоро часы деревянные // Прохрипят мой двенадцатый час!"

Стихотворение написано гениальным автором, Есенин написал его в 1919 году. В поэме передается страданье и горе. Поэт сильно вкладывает в него свою душу и проживает каждую минуту. Когда читаешь стихотворение и анализируешь его, перед человеком встает образ главного героя. Который сидит за столом и пишет первые строки. Герой очень переживает за себя и за свой народ, он боится что его не запомнят на этой грешной Земле. Боится что никогда больше не увидит золотого поля, зеленой листвы и голубого неба. Герой описывает в стихотворении будущее.

Основным аргументом работы делается благоверный обычай захоронения. Он создает композицию слова, заплетая в поэтический сюжет составляющие ландшафта и индивидуальные предчувствия субъекта речи. Взаимосвязь с духовной церемонией устанавливает семантику: отлетающая березовая крона уподобляется кадильному дыму, порывы осеннего ветра показывают святотатственную пляску. В некоторых строчках описывается деревня, ее жители трудятся на своих полях и собирают урожай. Описывается их хозяйство и традиции. В этом нет источника вдохновения, труд бедных крестьян это скорее всего грусть.

В его строчках все напоминает нечто заколдованное и магическое. Автор пишет эти строки, этим прощаясь со всем миром. Последние строчки показывают минувшие года, когда уже ничего нельзя изменить. Время не повернуть спять. Есенин, даже не догадывается что через несколько лет, его сочинение будет написано и опубликовано. А через много лет, над его произведением будут задумываться люди. Строчки дают понять что не всю в мире вечно.

Популярные темы анализов

Анализ стихотворения “Я последний поэт деревни” Есенина

Это стихотворение можно назвать эпитафией уходящему миру деревни — той, какой её знал и любил Сергей Есенин. Настроение, выраженное здесь поэ­том, встречается во многих его стихах. Поэт связывал самого себя с исчезающей деревней. Он чувствовал, что не сможет воспевать новое время, потому что всё в нём кажется ему дисгармоничным.

Главный мотив стихотворения — собственная ненужность и неизбежность своего ухода. В стихо­

творении нет сюжета, в нем не происходит никаких действий. Главное здесь — только внутренние ощу­щения лирического героя.

Сильнее всего в стихотворении звучит тема смерти:

Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча,

И луны часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час.

Часы не звонят, не бьют — они хрипят. Хрип этот — знак дисгармонии наступающего нового мира. Образ луны здесь тоже не случаен. Луна появ­ляется только ночью, которая разделяет день уходя­щий и день наступающий, прошлое и будущее.

Только будут колосья-кони О хозяине старом тужить.

За прощальной стою обедней Кадящих листвой берёз.

В последней строфе мотив смерти усиливается — почти дословно повторяются слова второй строфы:

Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час!

Но это утверждение звучит гораздо увереннее — теперь это уже восклицательное предложение, оно звучит как приговор. Поэт знает, что в новом мире ему не жить и не петь.

Стихотворение посвящено другу Есенина, Анато­лию Борисовичу Мариенгофу — поэту, одному из основателей и теоретиков имажинизма.

Здесь искали:

  • я последний поэт деревни анализ
  • анализ стихотворения я последний поэт деревни
  • я последний поэт деревни анализ стихотворения

Анализ 2

Оказавшись в обществе поэтов, Есенин старался отыскать собственный стиль, какие-то уникальные особенности своей личности и вполне естественным образом не отыскал ничего более существенного, чем умение писать о деревне и природе, родном крае. Таким образом, он стал как бы приемником русской традиции, стал своеобразным проводником, который пел про ту самую исконную Русь, к которой обращались многие представители элиты того времени, пытавшиеся отыскать опору в народных корнях.

Анализ стихотворения Я последний поэт деревни по плану

Стихотворение написано гениальным автором, Есенин написал его в 1919 году. В поэме передается страданье и горе. Поэт сильно вкладывает в него свою душу и проживает каждую минуту. Когда читаешь стихотворение и анализируешь его, перед человеком встает образ главного героя. Который сидит за столом и пишет первые строки. Герой очень переживает за себя и за свой народ, он боится что его не запомнят на этой грешной Земле. Боится что никогда больше не увидит золотого поля, зеленой листвы и голубого неба. Герой описывает в стихотворении будущее.

Основным аргументом работы делается благоверный обычай захоронения. Он создает композицию слова, заплетая в поэтический сюжет составляющие ландшафта и индивидуальные предчувствия субъекта речи. Взаимосвязь с духовной церемонией устанавливает семантику: отлетающая березовая крона уподобляется кадильному дыму, порывы осеннего ветра показывают святотатственную пляску. В некоторых строчках описывается деревня, ее жители трудятся на своих полях и собирают урожай. Описывается их хозяйство и традиции. В этом нет источника вдохновения, труд бедных крестьян это скорее всего грусть.

В его строчках все напоминает нечто заколдованное и магическое. Автор пишет эти строки, этим прощаясь со всем миром. Последние строчки показывают минувшие года, когда уже ничего нельзя изменить. Время не повернуть спять. Есенин, даже не догадывается что через несколько лет, его сочинение будет написано и опубликовано. А через много лет, над его произведением будут задумываться люди. Строчки дают понять что не всю в мире вечно.

Популярные темы анализов

В лирике Есенина появляется философское содержание, поэт начинает задумываться о своем месте в этом мире, размышлять о своих взаимоотношениях с людьми, природой, вселенной, Богом — все большую роль в стихах приобретает мысль. Но не утрачивается и чувство, которое до этого было единственным и инстинктивным откликом поэта природе-родине, неотрывной частью которой он себя ощущал.

В стихотворении — боль от гибели традиционного уклада русской жизни, духовности, а в предпоследней строфе — прощание с родной деревней:

Не живые, чужие ладони, Этим песням при вас не жить! Только будут колосья-кони О хозяине старом тужить.

Идёт, идёт он, страшный вестник, Пятой громоздкой чащи ломит. И всё сильней тоскуют песни Под лягушиный писк в соломе.

Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?

Отрезвление от революционной эйфории переживали в России многие. В 1921 году бастовали рабочие в Петербурге и Кронштадте. По стране прокатились многочисленные крестьянские восстания. Доведённые до отчаяния политикой военного коммунизма восстали тамбовские крестьяне. На подавление были брошены регулярные части Красной армии. Крестьянская война длилась более года и по масштабам была сопоставима с выступлениями Болотникова, Разина, Пугачёва.

Боже мой! Неужели пришла пора? Неужель под душой так же падаешь, как под ношей? А казалось… казалось ещё вчера… Дорогие мои… дорогие… хор-рошие…

Пугачёв в поэме изображается смелым и талантливым человеком, он понимает обречённость бунта, но всё же идёт до конца.

В монологе Хлопуши с эпической силой звучит ещё один важный мотив поэмы — гнев народа, пафос народного освобождения, утверждается право народа на свободу:

Сумасшедшая, бешеная кровавая муть! Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам? Проведите, проведите меня к нему, Я хочу видеть этого человека. Я три дня и три ночи искал ваш умёт, Тучи с севера сыпались каменной грудой. Слава ему! Пусть он далее не Пётр, Чернь его любит за буйство и удаль.

Образность поэмы, её метафоричность некоторые исследователи соотносят с имажинизмом. Возможно, отрицать полностью этого нельзя, но, читая поэму, видишь, что образ у Есенина не самоцель, в поэме он носитель мысли и чувства, а поэма — живой организм, где всё взаимосвязано и целесообразно.

Так и мы! Вросли ногами крови в избы, Что нам первый ряд подкошенной травы? Только лишь до нас не добрались бы, Только нам бы, Только б нашей Не скосили, как ромашке, головы. Но теперь как будто пробудились, И берёзами заплаканный наш тракт Окружает, как туман от сырости, Имя мёртвого Петра.

Последний поэт

Деревня теряет поэта

С первых строк Сергей Есенин был предан деревне, родное Константиново подарило ему волну поэтического вдохновения и помогло прославиться. Позднее поэт отходил от сельской тематики, но никогда не был её противников и всегда возвращался в родное лоно, как домой, для поиска вдохновения и покоя.

В 1920 году, когда пишутся строки, Есенин разочаровался в поиске новых стихотворных форм и смысла жизни и видит, что самое дорого было и останется в прошлом. Он понимает, что деревня навсегда останется в его сердце, а он всегда будет деревенским поэтом.

Вместе с тем Сергей предчувствует в жизни неладное и не видит никого, кто бы мог занять его место на Олимпе рупора российских красот, отсюда и ключевая фраза стихотворения:

Предчувствуя неладное, автор строк пишет:

Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!

Под этим он подразумевает скорый конец и томиться от мысли, что более никто из поэтов так не любит деревню, как он, более никто так не сможет описать её нетленную красоту.

Панихида по себе

В строфах присутствуют символы христианского обряда панихиды, что позволяет передать серьёзность переживаний автора. Прощальный стол обедней, телесного воска свеча, панихидный пляс – все эти фразы взяты из погребальных обрядов.

Тут показана не просто смерть человека, но и гибель прошлого, хорошего прошлого, того вчерашнего, где березки украшали себя серебром и золотом, где солнце купалось на заре в речке. После смерти последнего поэта деревни этого не будет, потому что эту красоту никто не сможет положить на бумагу и передать другим.

Стихотворение написано перекрёстной рифмовкой (деревни – мост – обедни – берез) при чередовании женской и мужской рифм. Использованы метафоры (кадящих листвой берез, телесного воска свеча, луны часы деревянные), эпитеты (дощатый мост, золотистым пламенем, голубого поля и т д.) и олицетворения (часы…прохрипят).

Текст

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.

На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.

Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!

Читайте также: