Почему в школе важны понимающие учителя

Обновлено: 03.07.2024

Преподавание может оказаться замечательной карьерой. Но оно само иногда вызывает стресс и чревато переменами. Даже у талантливых учителей может что-то не получиться или они могут совершить грубую ошибку. Есть отличные учителя, которым может потребоваться поддержка для своего совершенствования, а есть действительно плохие учителя. По-настоящему плохие учителя всегда будут неэффективными.

Типы действительно плохих учителей

Скучный учитель

Это учитель, который на уроке молчалив и, немного поговорив с детьми, начинает раздавать им листы с заданиями, и все. Хотя современные учителя действительно читают лекции и проводят практические занятия, они активно внедряют проектные работы, проводят групповые обсуждения и очень здорово вдохновляют своих учеников.

Учитель без контроля

Как будто он не контролирует свой класс. У этого учителя есть класс, который напоминает вечеринку без присмотра взрослых, даже если сам учитель там. Ученики разговаривают с учителем и могут даже бросать вещи во время урока. Родители слышат от своих детей разные истории об этом учителе. Некоторым ученикам действительно может нравиться этот учитель, но они не смогут рассказать вам о том, чему они должны учиться в школе. Другие ученики могут пожаловаться, что в классе шумно, хаотично, вследствие чего они чувствуют себя напряженными или перегруженными.

Подлый учитель

Это учитель, который считает, что дети всегда стремятся извлечь во всем выгоду любым возможным способом. Такой учитель редко будет делать исключения для учащихся, которые действительно борются за свою успеваемость, а может и не будет вовсе. Он выполняет минимум требований, вообще не любит сотрудничать с детьми. Этот учитель может накричать на детей, закатывать глаза, когда ему задают вопросы, и, как правило, он не любит своих учеников.

Легковесный учитель

Этот учитель не преподает материал досконально. Ваш ребенок может пожаловаться на то, что ему скучно или что в школе слишком легко. Вы заметите, что учеба вашего ребенка стала намного проще прежнего, и не требует приложения особых усилий. Такой учитель не сможет объяснить, как на его уроках преподается необходимый ученикам материал в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

Некоторые учителя, которые находятся в состоянии стресса или просто у них не задался день, могут легко попасть в одну из этих категорий. По-настоящему плохой учитель все время попадает в одну или несколько из вышеперечисленных категорий.

Если у вас есть опасения по поводу учителя вашего ребенка, но они не столь серьезны или выражены, как перечисленные выше, вы можете в конструктивном ключе донести до учителя проблемы, чтобы их можно было решить. Если проблемы серьезные и постоянные, вы можете попробовать следующее.

Использование дипломатии

Ваш ребенок был зачислен в этот класс в этом году. Вы должны сделать все возможное, чтобы заиметь позитивные отношения с учителем и школой, так как именно там ваш ребенок будет в течение дня до конца учебного года.

Действия, которые вы соберетесь предпринять для решения проблемы, должны быть направлены на установление наилучших взаимоотношений между школой, учителем, вашим ребенком и вами.

Действия, которые необходимо предпринять

Используйте то, что вы уже узнали, чтобы решить проблему. Помните, что вы можете узнать больше о ситуации, когда попытаетесь ее разрешить. Если у вашего ребенка действительно плохой учитель, вам, вероятно, придется использовать более одной из следующих стратегий.

Учителя в первые 3 года обучения все еще осваиваются в профессии. Они могут даже стать лучше, получив обратную связь в ходе следующих шагов, особенно если они не умеют держать ситуацию под контролем.

Учителя-ветераны, которые уже много лет преподают, с большей вероятностью будут настроены по-своему и откажутся меняться. Однако школы по всей стране меняют свой ежегодный процесс аттестации, чтобы помочь учителям-ветеранам заметить свои слабости и внести улучшения в своей деятельности.

Эти действия помогут учителю, который захочет самосовершенствоваться. Однако нужно еще помнить, что по-настоящему плохой учитель должен найти другую работу.

Помогите своему ребенку

Подскажите ребенку способы улучшить ситуацию. Если учитель не отвечает на вопросы, может ли ваш ребенок найти ответ в книге, у своих одноклассников, на веб-сайте или в своих заметках? Если в классе царит хаос, может ли ваш ребенок переместиться в тихое место в комнате или в коридоре, чтобы выполнять свою работу?

Если уроки скучны, может ли ребенок вежливо предложить учителю дать определенные задания?

Может ли ваш ребенок создать для себя такую систему поощрений, чтоб побудить его самого выполнять неинтересную классную работу? Ваш ребенок может научиться саморегуляции и навыкам самообладания, чтобы хорошо учиться в этом классе.

1. Хороший учитель часто задаёт вопросы и умеет слушать ответы

Принято считать, что хорошие вопросы задают хорошие ученики. Вопрос: где они этому научатся, если не у хорошего учителя?


2. Все ученики в классе хорошего учителя — люди

Лишним будет напоминать, что хороший учитель не унижает учеников физическими наказаниями, издевательствами, бранью, не троллит их, не науськивает одну часть класса на другую. Это азы. Но подлинный такой педагог ещё и умеет нормально относиться к тем, кто по каким-то причинам не любит его предмет. И умеет дать достойный отпор ученикам, которые пытаются бороться с ним за власть в классе или издеваться над ним самим.

Даже если ученик — реальный враг, цель которого подавить и унизить учителя, хороший учитель не будет пользоваться в борьбе с ним его методами. Потому что где, опять же, такой ученик-психопат научится иным методам взаимодействия, если пример не даст ему учитель?


3. Хороший учитель использует свойства своего темперамента на пользу дела

Мы знаем, что он может быть человеком со стальными нервами и ледяным взглядом. И может быть вертлявым живчиком и едким остряком. И может быть степенной дамой с небыстрым умом и добрым сердцем. Или молодой краснеющей девушкой. Рассеянным профессором-аутистом, бодрым массовиком-затейником… Кем угодно.


4. Хороший учитель — это честный, благородный человек


5. Хороший учитель имеет какую-то жизнь, кроме школьно-предметной


6. Хороший учитель обладает чувством юмора

Известно, что танец лучше всего предотвращает маразм, так как в танце требуется множество срочных маленьких движений, дабы подстроиться к партнёру. Мозг работает в результате очень интенсивно. Работа хорошего учителя в классе — тоже такой танец, только партнёров у него пара десятков или больше.


7. Хороший учитель — взрослый человек

Какой угодно, но взрослый, уже созревший. Хороший учитель не равен своим ученикам, даже если разница в возрасте у них несколько лет. Он качественно взрослее. Это проявляется в его умении взять ответственность за сиюминутную ситуацию в классе, а в случае начальной школы — и за долгосрочную атмосферу в нём.


8. Хороший учитель умеет передавать знания вместе с эмоциями


9. Хороший учитель — выживальщик в школьной среде

Школа — такое место, где все делается медленно и неправильно. КПД преподавания и обучения в школе низок, учитель завален грудой бумаг, детки, коллеги и начальство достают, оплата труда невысокая — вроде как не до идеалов. Наш мифический герой умеет лавировать между всеми этими подводными камнями, добиваясь какой-никакой эффективности своих уроков. Он не отчаивается и не считает, что ничего не может сделать. Он не сливает границы, пользуется дипломатией, бережёт своё пространство и время. Он знает на опыте: даже из такого сора, как современная школа, может вырасти что-то хорошее. И растит как умеет.


10. Хороший учитель — не выгоревший

Опасность выгорания есть у всех, но главный персонаж этого текста обладает инстинктом самосохранения, который при всей преданности профессии не даст ему истереться до полного нуля. Бывает, что хороший учитель на какое-то время входит в первую и даже вторую стадию выгорания (усталость, апатия, опустошенность), но всегда находит способ пополнить силы и не дойти до страшной необратимой стадии номер три, на которой все ученики навеки покажутся идиотами, сволочами и врагами. А пополнить силы хорошему учителю помогает пункт пять — про другую жизнь вне школы. Ну и пункт девятый — умение лавировать и давать себе передышку. Иначе ему не выжить.


11. Хороший учитель — в каком-то смысле неглуп

Важно, что в каком-то смысле. Он необязательно должен быть интеллектуалом. Он даже может быть интеллектуально ниже своих учеников. Наверное, важно не быть ограниченным, то есть понимать при любом количестве ума, что за пределами понимания учителя остаётся ещё очень и очень многое. И желательно хотеть туда идти вместе со своими учениками. Или хотя бы не мешать им проделать этот путь самим.

Бывают хорошие учителя очень скромных способностей, которые абсолютно не хватают с неба звёзд и прекрасно осознают это. Звёзды хватают их ученики.


12. Хороший учитель не мыслит только школьными категориями

Хороший учитель не будет считать, что три года жизни подростка должны быть полностью посвящены подготовке к ЕГЭ. Он спокойно относится к формальностям, которых так много в школьной жизни. Он понимает, что у нежелания учиться может быть множество причин. И не все они подлежат немедленному искоренению. Принимает, что не все ученики должны обязательно любить школу, его предмет и его лично.

Он отличает злостный бардак от рабочего беспорядка, мешающий шум от рабочего гула. В общем, он многое спускает на тормозах, иначе ему не продержаться и не сосредоточиться на главном. Он не дёргает детей по мелочам и сам по ним не дёргается.

Рима Хамзиевна Рахмятуллова

Учитель! Сколько надо любви и огня!
Чтобы верили!
Чтобы слушали!
Чтобы помнили люди тебя!

На вопрос о том, какая профессия самая важная, каждый ответит по-своему. А, если спросить, какая самая нужная, востребованная, без какой профессии немыслимо современное общество, то вот с этим, я думаю, со мной согласятся все - учитель. В современном мире существует огромное множество интересных и полезных профессий. Учитель учит детей, строитель возводит новые здания, художник создаёт прекрасные картины.

С первой встречи со своей первой учительницей я запомнила её опрятность. Сейчас даже смешно, но я, будучи семилетней маленькой девочкой, обратила внимание именно на её чистую и аккуратную одежду. Уверена, такие черты, как чистоплотность и опрятность, будут приветствоваться во все времена. И нисколько не сомневаюсь в том, что учителя в будущем останутся такими же.
А ещё в моей памяти несколько десятков эпизодов жизни. Это в основном уроки. Сколько непонимания и нежелания идти с учителями на контакт мы проявляли порой! Мы, глупые и несмышленые дети, не понимали сложности учительского дела. А самое стыдное – даже не пытались войти в их положение, помочь им. Только огромное терпение учителей, только их благородное упрямство и понимание со временем из шумной и дерзкой группы детей вырастили сплочённую крепкую семью – наш класс. К моему большому счастью, нас и сейчас окружают такие добрые, понимающие учителя. На уроках они серьёзны и строги. Но на переменах и после уроков они живут жизнью учеников, нашими детскими проблемами. Они всех нас поймут, всем помогут. Если мы бываем на уроках невнимательны или в чём-то не разбираемся, терпеливые наши учителя могут задержаться после занятий и ещё раз объяснить нам учебный материал.

Сейчас, заканчивая 9 класс, я понимаю, что учитель это не просто человек, который преподает курс школьной программы. Учитель - это человек, который переживает за тебя, как за собственного ребенка. Это человек, который искренне радуется твоим победам и поддерживает тебя в трудную минуту. Зачастую учитель, отходя от школьной программы, старается дать дополнительные знания. Это человек, которого ты вряд ли когда-нибудь забудешь. А учитель никогда не забывает ни одного из своих выпускников. Все учителя очень хотят, гордиться в будущем своими бывшими учениками, чтобы они достигали определённых вершин в карьере и в личной жизни.
Я убеждена, что одной из самых тяжёлых, ответственных и почётных профессий, можно смело назвать профессию учителя. Безусловно, от учителя зависит очень многое, он не просто делится своими знаниями, но и обогащает внутренний мир своих учеников, дает им надежду и учит их стремиться к лучшему.

Учитель – это тот, кто понимает истинную суть своей профессии. Он любит детей, всегда может прийти на помощь в трудной ситуации. Для своих воспитанников он настоящий друг, искренний помощник и мудрый советчик. Учителем не может стать человек, безразличный к судьбам детей.
В моей жизни есть и будет много учителей, я благодарна каждому из них, за вклад в мое образование, за участие в моей жизни, за все.

Может показаться, что школа создана для учеников, и всё должно подчиняться их интересам и проблемам. Но долго ли продержится школа, если в ней не будет настоящих учителей, трудолюбивых, разумных и справедливых?

Я учусь в школе, где трудятся прекрасные педагоги, с разными вкусами, взглядами, но их всех объединяет преданность своей нелегкой, но такой интересной и нужной профессии, любовь к детям. Но это не просто учителя, а это настоящие люди, которые ведут нас по дороге знаний, показывая маршрут, а мы пробуем пройти по нему. И нам удаётся, так как рядом есть люди, к которым всегда можно обратиться за помощью и поддержкой. Многое в нашей жизни зависит от учителя, от духовных качеств его личности, его мировоззрения и профессиональной подготовленности. ….

Учитель – важная профессия. Учитель – самая благородная профессия! Чтобы им стать – нужно им родиться! Наши учителя каждому из нас отдают частичку своего сердца. И я хотела бы пожелать им оставаться красивыми, молодыми, энергичными, добрыми и всегда целеустремлёнными.

Да, Учитель - это человек с большой буквы, в школе могут работать только люди, которые обладают большим терпением и любят детей. Большую часть жизни учитель проводит в школе, иногда даже в ущерб своей личной жизни. Можно заметить, что мы забываем своих воспитателей в детском саду, а учителей мы помним всю жизнь. Окончив школу, приходим к своим учителям за помощью, за советом.

Формирование человека начинается в стенах школы. Подготовиться к взрослой жизни, научиться решать сложные проблемы, определить свое место в жизненном пространстве нам помогают учителя. Наверное, каждый из нас, будучи школьником, рисует в своем воображении образ учителя. Это, конечно, чуткий, внимательный, справедливый человек, любящий детей и свою профессию, обладающий глубокими знаниями. Мне кажется, именно таким и должен быть учитель: честным и справедливым, требовательным прежде всего к себе, любящим свое дело и с уважением относящимся к каждому ученику. В школе примером для подражания является - учитель. От учителя зависит многое, каким увидят мир его ученики, какие знания они получат, смогут ли использовать полученные навыки по окончании школы.

Человек, чье призвание учитель, всегда думает о работе, живет работой, любит ее, любит своих учеников, ценит каждый свой день на работе.
Быть учителем - нести огромную ответственность за все, что сделал. Поэтому, я думаю, учитель должен быть образцом для подражания. У него не должно быть любимцев или, наоборот, тех, кого он недолюбливает . Если все выше перечисленное получается, то можно смело сказать: учитель - призвание. Настоящий учитель - это профессия и призвание вместе. Это призвание, требующее огромного терпения, ответственности и огромной любви к своим ученикам и к своему делу. Огромное желание учителей – в будущем видеть своих учеников состоявшимися людьми. Ведь именно учителя помогают нам раскрыть наши способности, развить творческий потенциал, стать личностью и гражданином своей страны. Именно поэтому каждый должен выбирать себе профессию по призванию. В моем понимании, учитель не только наставник, но и друг, к которому можно обратиться за советом, кому можно доверить самое сокровенное.

Из всего сказанного, я думаю, мы нашли ответ на вопрос: профессия учитель – это самая важная и нужная профессия. Он помогает нам выбрать правильный жизненный путь. можно словесно нарисовать образ настоящего учителя. Итак, он должен быть аккуратным, терпеливым, в меру настойчивым, понимающим. И обязательно, чтобы его саморазвитие и любовь к детям и к своей работе постоянно росли. Сама я думаю, что учителями любого времени становятся обычные мальчишки и девчонки. Хотя нет, не обычные, а сильные и волевые. Ведь воспитать себя до готовности воспитания других – тяжёлый труд. Я уважаю моих нынешних учителей, ценю их самоотдачу, очень дорожу моими отношениями с ними и искренне люблю их. И хочется, чтобы учителя всегда высоко несли гордое имя – УЧИТЕЛЬ - и всегда помнили, что учителями славится Россия,
ученики приносят славу ей!

У меня есть одна заветная мечта: стать Президентом Российской Федерации и наградить моих учителей всеми премиями и наградами, которые существуют в стране. Этим самым я смогу выразить всё своё уважение к ним, потому что они достойны этого. Став Президентом, я сделаю так, чтобы ни один учитель не остался без внимания и жил хорошо. Ведь именно он закладывает в нас особое видение мира, даёт нам знания, с которыми мы идем по жизни. Профессия учитель - сложная, трудоемкая, но самая необходимая и важная на Земле.
У каждого из нас, даже у самого Президента России, был учитель, который оказал огромное влияние на становление личности. Очень хочется, чтобы настоящих учителей, людей, преданных своей профессии, было больше. Можно ещё много говорить об учителях, но я просто поклонюсь. Спасибо всем учителям школы!

Умение общаться – и доносить свою мысль, и слушать собеседника, и выстраивать в диалоге определенные отношения – это одно из важнейших профессиональных умений учителя

Проведенный недавно среди учителей социологический опрос показал, что хороший преподаватель – это тот, кто, прежде всего, хорошо знает свой предмет. Он любит и уважает детей, а также любит свою профессию. Важен педагогический талант (это качество выделили 10% опрошенных), а также психологическая гибкость (9%). Кроме этого, сами учителя назвали такие незаменимые качества для педагога, как доброжелательность и чувство юмора (8% респондентов).

1. Доступность для общения

Умение общаться – и доносить свою мысль, и слушать собеседника, и выстраивать в диалоге определенные отношения – это одно из важнейших профессиональных умений учителя. Доступность, открытость для общения особенно важна для преподавателей в школе. Это значит, что дети не бояться задавать своему учителю вопросы, а он при этом остается для них лидером и авторитетом. Если же учитель обозначает себя как стоящего на кафедре, явно более важного, чем ученики, человека, если дети лишний раз боятся у него что-то спросить, то это признак профнепригодности.

Как это может проявляться на практике:

2. Способность поддержать

Как это может проявляться на практике:

Часто бывает так, что ребенок смущается, ему трудно даются выступления перед одноклассниками. Хороший учитель, во-первых, сразу это заметит и поймет. А во-вторых, сориентируется и приободрит. Может, напомнит стесняющемуся ученику пример из собственных школьных будней. Это позволит быстро придать ребенку уверенность в себе. А если смущение слишком сильно, будет использовать другие формы контроля знаний – индивидуальный опрос, письменный опрос – пока ученик не освоится в классе.

3. Умение критиковать и оценивать

Обратная связь необходима в любом процессе обучения и умение давать критику в форме обратной связи – ключевой навык преподавателя

Обратная связь необходима в любом процессе обучения и умение давать критику в форме обратной связи – ключевой навык преподавателя Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Как это может проявляться на практике:

4. Способность объяснять один материал разными способами

Дети воспринимают учебный материал по-разному. Кто-то больше ориентируется на слух, другой – на зрение, третий и вовсе любит потрогать все руками, кинестетик. К тому же у детей разный опыт понимания и восприятия педагога, поэтому компетентный учитель – это тот, который способен объяснять один и тот же материал разными способами.

- Как-то ко мне приходила учительница и сетовала, что она 20 раз объясняла своим ученикам одну и ту же тему, а они опять написали проверочную работу неудовлетворительно, кто-то еле-еле на тройку вытянул. Я ответила ей, что верю, она прикладывала усилия и действительно объясняла 20 раз одно и то же. Но проблема была в том, что она объясняла одинаково, повторяя все по заученному. А надо так: не получается на цифрах, перейди на буквы, не дается словами, приведи образные примеры. И пробуй дальше, проявляй как учитель креативность, свое творческое начало, - говорит психолог Марина Розенова.

Как это может проявляться на практике:

5. Эмоциональная устойчивость и терпимость

Важная характеристика учителя – эмоциональная стабильность, что позволяет минимизировать срывы. Для педагога важно быстро замечать в себе психическое напряжение и им управлять, а не давать чувствам волю. Хороший самоконтроль, способность к саморегуляции, умение не поддаваться симпатиям и антипатиям, оставаться в нейтральной профессиональной позиции в конфликтных и спорных ситуациях, – это золотые качества учителя. Толерантность, терпимость обязательная для педагога, ведь дети в классе разные, со своими особенными темпераментами, различных национальностей и культур.

Как это проявляется на практике:

6. Ориентированность на сотрудничество

- В современном мире недаром побеждают системы образования Финляндии и Сингапура, - поясняет психолог Марина Розенова. – В этих странах педагоги практикуют консультативные стратегии, идею сотрудничества, а не доминирования преподавателя над своими учениками, и это дает потрясающие результаты, раскрывает уникальные способности учеников.

Как это проявляется на практике:

Ученики с помощью консультаций учителя готовят проекты и защищают их перед сверстниками. Отдельные, наиболее сложные аспекты темы, преподаватель может представить сам, он поможет с демонстрацией презентации, но всю основную работу выполняют ученики.

Таким образом, учитель и ученики работают, как единая команда исследователей. А ученики получают главный навык – умение самостоятельно осваивать новые знания и применять их на практике.

А вы какие качества считаете важными для учителя?

А вы какие качества считаете важными для учителя (можно назвать несколько):. Your turn!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Психолог объяснила, как помочь ребенку завести в школе друзей

Успешность ребенка в школе зависит не только и не столько от его умственных способностей, но и от умения выстраивать отношения: и со взрослыми – учителями, и с другими учениками. Будь ваш первоклашка даже вундеркиндом, если он не сможет презентовать свои знания перед педагогом и одноклассниками, этого никто в классе не оценит (подробнее).

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: