Анализ стихотворения сосед кратко

Обновлено: 07.07.2024

Михаилу Юрьевичу Лермонтову выпало жить после поражения декабристов, в атмосфере отчаяния и уныния, установившегося в России в 30-е годы XIX века. Это тяжелое время наложило на творчество поэта свой негативный отпечаток.

Вырваться из замкнутого круга поэт пытался литературными средствами. Жажда свободы и ее недосягаемость – основной мотив многих стихотворений Лермонтова. Наиболее ярко выражает его Образ узника, к которому поэт обращался неоднократно.

Среди произведений, посвященных этой теме, наиболее известные: “Узник” (1837),

“Сосед” (1837), “Соседка” (1840), “Пленный рыцарь” (1840). Они были впервые опубликованы в 1840 году.

Тремя годами ранее Михаил Юрьевич, глубоко потрясенный смертью Пушкина и реакцией общества на столь серьезную потерю, написал обличительное стихотворение “На смерть поэта”. Власть не простила Лермонтову этот гражданский поступок. Вольнодумцу пришлось несколько месяцев провести в тюрьме.

Он не рассчитывал уже вернуться в свой полк и готовился к ссылке или длительному заключению. Только благодаря влиятельным родственникам и друзьям судебное дело удалось замять.

Поэт близко к сердцу

принимал то, что происходило в стенах тюрьмы. После выхода на свободу, он написал стихотворение “Сосед” , в котором рассказал о тех сложных переживаниях, что испытал в царских застенках.

Основная тема стихотворения – живительное воздействие поэтического слова на душу человека. Лирический герой – такой же арестант, как и поэт. Он заключен в одиночную камеру.

Душа арестанта испытывает тяжкие страдания от унылого тюремного быта. Во мраке и тишине герой слышит, как за стеной сосед-узник напевает песню, наполненную тоской и грустью. От этих слов душа лирического героя вновь оживает. Ему совсем не важно, кто на самом деле его сосед.

Он воспринимает его “как друга юных лет”, искренне благодарен незнакомцу за моральную поддержку, о которой тот даже не догадывается.

Интересна структура стихотворения, которое состоит из четырех строф. Строки чередуются следующим образом: первая, вторая, четвертая и пятая написаны Пятистопным ямбом с мужскими окончаниями, а третья и шестая – Четырехстопным ямбом с женскими. Рифмовка парная, кроме третьей и шестой строк.

Они рифмуются между собой – aabccb.

В стихотворении много слуховых образов, что достигается сравнениями и повторениями: “как слезы, тихо льются, льются” – “как звуки, друг за другом льются”. Однообразие и устойчивость системы звуков отражается и в рифмах. Конечные слова первой и второй строки (“сосед” – “лет”) откликаются во второй строфе; рифмы четвертой-пятой строки (“игрой” – “тобой”) – в строках 16 и 17; рифмы строк 15 – 18 (“раздаются” – “несутся”) в строках 21-24.

В своей статье, посвященной творчеству Лермонтова, литературный критик Белинский отмечал особую “музыкальность” стихотворения: “Здесь поэзия становится музыкою: здесь обстоятельство является, как в опере, только поводом к звукам…”. И в этой оценке Белинский не был одинок. В разное время стихотворение “Сосед” было положено на музыку Мясоедовым, Клочковым, Никольским и другими композиторами.

Все образы в стихотворении Символичны. Тюремное заключение отображает монотонность и однообразие, безжалостно угнетающее в человеке лучшие чувства; тишина и мрак – атмосферу бездуховного существования. Образ часового, который засыпает стоя, выражает застой однообразной жизни.

Описание тюремной обстановки усиливает ощущение безнадежности: мрачная тишина, сырая стена, часовой у дверей, тоской исполненные звуки. Даже “зари румяной полусвет” умирает, попадая в окно тюрьмы. Этот печальный образ как бы замыкает тот круг, из которого героям невозможно вырваться.

В подавленной и угнетенной душе арестанта звуки песни вызывают давно забытые светлые чувства, которые автор именует любовью и надеждами лучших лет. Душа узника от соприкосновения с поэзией на мгновение оживает, возрождается к жизни. Поэт снова способен к высоким переживаниям, которые так необходимы его душе.

В груди моей все оживает вновь, И мысли далеко несутся, И полон ум желаний и страстей…

По мнению Лермонтова, поэзия, как и искусство в целом, обладает таинственной силой, отвечающей духовной потребности человека. Сила поэзии не только возвращает к жизни, но и способна противостоять гнетущей пустоте существования.

Михаилу Юрьевичу Лермонтову выпало жить после поражения декабристов, в атмосфере отчаяния и уныния, установившегося в России в 30-е годы XIX века. Это тяжелое время наложило на творчество поэта свой негативный отпечаток.

Интересна структура стихотворения, которое состоит из четырех строф. Строки чередуются следующим образом: первая, вторая, четвертая и пятая написаны пятистопным ямбом с мужскими окончаниями, а третья и шестая - четырехстопным ямбом с женскими. Рифмовка парная, кроме третьей и шестой строк. Они рифмуются между собой - aabccb.

В подавленной и угнетенной душе арестанта звуки песни вызывают давно забытые светлые чувства, которые автор именует любовью и надеждами лучших лет. Душа узника от соприкосновения с поэзией на мгновение оживает, возрождается к жизни. Поэт снова способен к высоким переживаниям, которые так необходимы его душе.

По мнению Лермонтова, поэзия, как и искусство в целом, обладает таинственной силой, отвечающей духовной потребности человека. Сила поэзии не только возвращает к жизни, но и способна противостоять гнетущей пустоте существования.

История создания

В стихотворении лирический герой обращается ко своему соседу, который сидит от него через стенку. Она разделяет этих людей. Лермонтов показывает, что порой страдающая душа может стать родственной, если у двоих одно горе. Стихотворение исполнено печалью.

Читайте по теме:

Композиция

Конечно, стихотворение относится к философской лирике, но его можно отнести и к жанру послания. Герой обращается к соседу по тюремной камере.

Читайте по теме:

Средства выразительности

Обращения и сравнения изобилуют в стихотворении. Связано это с тем, что поэт выбирает жанр послания для своего стихотворения.

Эпитеты

Данный тропов много: печальный, звучное, старое и др.; каждый эпитет задаёт тон повествованию.

Олицетворение

Метафоры

Анализ стихотворения — Сосед. Русский язык и литература

Структурной композицией стихотворения являются четыре строфы в сочетании с парной рифмовкой. При этом в качестве стихотворного размера поэт применяет в первой, второй и четвертой строфах пятистопный ямб, характеризующийся мужским окончанием, а в третьей и шестой строфах – четырехстопный ямб с женскими окончаниями.

Повествовательное содержание стихотворения передает символичность созданных автором образов, в которой описание тюремного заключения олицетворяется с монотонностью, угнетающей без жалости в людях лучшие стремления, изображение тишины и мрака символизирует бездуховную атмосферу человеческого существования в заключении. Безнадежное ощущение невозможности ощутить запах свободы проявляется в авторском восприятии обстановки тюрьмы, отличающейся мрачной тишиной, сырыми стенами, наличием охраны, тоскливыми звуками.

Тюремный узник слышит неожиданно звуки песни, раздающиеся из соседней камеры, оказывающие на лирического героя созвучие его душевному состоянию и вселяющие в него надежду на светлое будущее, а, главное, творческое вдохновение, необходимое для возрождения к жизни.

Стихотворение обладает особой музыкальностью и ритмикой, позволившими неоднократно композиторам использовать поэтический текст в качестве основы для собственных произведений (Мясоедов, Клочков, Никольский).

Вариант 2

Как говорят исследователи, стихотворение Сосед написано Лермонтовым после выхода из заключения в 1837 году, когда он предполагал провести довольно много времени за решеткой. Однажды там он узнал о наличии у себя соседа, который оказался в камере рядом. Между ними отсутствовала какая-либо связь, но Лермонтов отыскал в этом связь духовную, он уловил возможность получить некоего компаньона для собственных невзгод, с которыми ему предстояло бороться.

Тем не менее, когда читаешь стихотворение Лермонтова, становится вполне понятно о чем он говорит. Поэт не строит каких-то мнимых иллюзий, он просто концентрируется на действительно ценной стороне существования, в другом он видит не ад, он видит надежду.

Тематика одиночества и привязанности к другому живому существу является более чем актуальной для людей. Как говорят некоторые философы, люди вообще познают и определяют себя через другого, только через других мы действительно можем понять, кем на самом деле являемся. Соответственно, и существовать, исходя из такой концепции, человек может только благодаря другому.

Наличие близкого человека, понятного человека или хотя бы просто соседа является актуальной потребностью. Эту потребность может испытывать практически каждый.

Читайте также: