Анализ стихотворения снег да снег всю избу занесло кратко

Обновлено: 04.07.2024

Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только черные, черные стены…
И дыханье выходит из губ
Застывающим в воздухе паром.
Вон дымок выползает из труб;
Вон в окошке сидят с самоваром;
Старый дедушка сел у стола,
Наклонился и дует на блюдце;
Вон и бабушка с печки сползла,
И кругом ребятишки смеются.
Притаились ребята, глядят,
Как играет с котятами кошка…
Вдруг ребята пискливых котят
Побросали обратно в лукошко…
Прочь от дома на снежный простор
На салазках они покатили.
Оглашается криками двор —
Великана из снега слепили!
Палку в нос, провертели глаза
И надели лохматую шапку.
И стоит он, ребячья гроза, —
Вот возьмет, вот ухватит в охапку!
И хохочут ребята, кричат,
Великан у них вышел на славу!
А старуха глядит на внучат,
Не перечит ребячьему нраву.

Произведение адресовано маленьким читателям и стилизовано образами русской народной сказки. В то же время оно написано строгим классическим строем, ритмичным и четким.

Повествование начинается с описания зимнего утра в деревне, укрытой сугробами. Перед нами предстает светлый морозный ландшафт. Ослепительный белый снег и черные стены избы – яркий контраст картинки, образ видения мира, свойственный детям.

Далее следует ряд чередующихся образов, зимних и уютных, — это пар, идущий от губ, дым из печной трубы, натопленная изба, горячий чай. Вместе с автором читатель на улице и наблюдает за персонажами в окно. Затем повествование переносит нас в избу. В комнате дедушка, бабушка и внуки. Обычные дневные хлопоты взрослых и детские игры. Ребяческая непоседливость и размеренные движения стариков создают ощущение гармонии, непрерывного круговорота жизни, где всегда рядом юность и старость, бесшабашное веселье и спокойная мудрость.

Основная идея произведения говорит читателям о том, что жизнь естественна и проста, в каждом моменте и в любом возрасте есть своя радость. В детстве все вокруг воспринимается так ярко и непосредственно, как никогда потом, но память о беззаботных детских днях, сказочных образах, наполняющих обычные для взрослых дела и предметы, согревает нас всю жизнь. И в старости, когда время тянется медленно, день полон раздумьями и воспоминаниями, веселые проказы и смех внуков радуют бабушек и дедушек. Ведь жизнь продолжается.

Снежная зима по Блоку

Описание – зимняя деревня

💕 Стих написан в формате стихотворной сказки, которая передает нам картинку зимнего утра в деревне, когда вся природа отдана на откуп снегу. Первая же строка произведения передает нам фон всего стихотворения и заодно является хорошим его заголовком:

Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.

👀 Это зима, детка, это не тот декабрь и январь в сегодняшней Москве, когда дождь идет чаще, чем снег – это полное царствование зимы! Если сыпать, то по колено, если мороз, то до треска, если лепить, то великана.

Природа в этом царстве замерла, нажала на кнопку Пауза, но жизнь продолжается. Из деревенских труб идет дым коромыслом, а селяне собрались за самоваром и наблюдают за красавицей-зимой из теплых хат.

Хорошо передаю тепло деревенской хаты строки:

Старый дедушка сел у стола,
Наклонился и дует на блюдце;

☝ Несложно нарисовать картинку – седой дед с бородой до груди держит в уставших от работы в поле пальцах блюдечко с горячим чаем и дует на чай сквозь щель губ. Рядом и бабка, она только сползает с печки и не против тоже побаловать себя горячим чайком у самовара. Дополняют картинку дети и кошка с котятами, как символ домашнего деревенского уюта.

Только ребятишкам не усидеть в хате, когда на улице по колено снега – они недолго играли с котятами, побросали их в лукошко и рванули на снежный простор.

Прочь от дома на снежный простор
На салазках они покатили.

❄️ Салазки (санки) так и простятся в руки, но не ими одними полон день ребятни – вскоре дети вылепливают из снега великана, которого возможно до этого видели в своих детских снах. Скульпторы из детворы не очень, зато картинка живая – палку в нос великану и старую дедову шапку на голову – скульптура готова.

Завершается стих на позитиве – ребятки хохочут над своим творчеством из снега, а старушка смотрит на все это из теплого дома и не смеет перечить… Старость получает свою долю радости от безудержного веселия внучат – это жизнь.

Краткий анализ

✔ Стих показывает нам простоту нравов и душевность русской деревни, а также описывает красоту природы зимней России. Произведение насыщено радостью жизни детворы, у которой пока нет бытовых забот, она живет наполовину в сказке и наполняет своей энергией деревенский простор.

Полный текст

Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только черные, черные стены.

И дыханье выходит из губ
Застывающим в воздухе паром.
Вон дымок выползает из труб;
Вот в окошке сидят с самоваром;

Старый дедушка сел у стола,
Наклонился и дует на блюдце;
Вон и бабушка с печки сползла,
И кругом ребятишки смеются.

Притаились, ребята, глядят,
Как играет с котятами кошка.
Вдруг ребята пискливых котят
Побросали обратно в лукошко.

Прочь от дома на снежный простор
На салазках они покатили.
Оглашается криками двор -
Великана из снега слепили!

Палку в нос, провертели глаза
И надели лохматую шапку.
И стоит он, ребячья гроза, -
Вот возьмет, вот ухватит в охапку!

И хохочут ребята, кричат,
Великан у них вышел на славу!
А старуха глядит на внучат,
Не перечит ребячьему нраву.

Слушаем стих

Очень годное чтение стихотваорения от канала Стих и Я. >/p>


Произведение адресовано маленьким читателям и стилизовано образами русской народной сказки. В то же время оно написано строгим классическим строем, ритмичным и четким.

Повествование начинается с описания зимнего утра в деревне, укрытой сугробами. Перед нами предстает светлый морозный ландшафт. Ослепительный белый снег и черные стены избы – яркий контраст картинки, образ видения мира, свойственный детям.

Далее следует ряд чередующихся образов, зимних и уютных, — это пар, идущий от губ, дым из печной трубы, натопленная изба, горячий чай. Вместе с автором читатель на улице и наблюдает за персонажами в окно. Затем повествование переносит нас в избу. В комнате дедушка, бабушка и внуки. Обычные дневные хлопоты взрослых и детские игры. Ребяческая непоседливость и размеренные движения стариков создают ощущение гармонии, непрерывного круговорота жизни, где всегда рядом юность и старость, бесшабашное веселье и спокойная мудрость.

Основная идея произведения говорит читателям о том, что жизнь естественна и проста, в каждом моменте и в любом возрасте есть своя радость. В детстве все вокруг воспринимается так ярко и непосредственно, как никогда потом, но память о беззаботных детских днях, сказочных образах, наполняющих обычные для взрослых дела и предметы, согревает нас всю жизнь. И в старости, когда время тянется медленно, день полон раздумьями и воспоминаниями, веселые проказы и смех внуков радуют бабушек и дедушек. Ведь жизнь продолжается.

Несмотря на то, что зима была любимым временем года И. Анненского, стихотворение “Снег” наполнено печалью. И краткий анализ “Снега” по плану поможет понять, почему. Это образец пейзажной лирики с философскими мотивами начала XX века. Анализ можно использовать при подготовке к уроку литературы в 7 классе.


Краткий анализ

Тема стихотворения – зима как конец жизни, это время, которое избавляет от иллюзий.

Композиция – произведение делится на две части. В первой Иннокентий Анненский говорит о зиме как о времени года, которое его тяготит. Вторая часть посвящена предчувствию весны.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – анапест с перекрёстной рифмовкой.

Эпитеты – грузный полет”, “нищенский синий и заплаканный лёд”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.

Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.

Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны“.

История создания

Иннокентий Анненский всегда любил зиму, но в 1909 году она стала для него символом увядания, символом того, что жизнь давит на плечи невыносимым грузом. Поэт сильно болел и, очевидно, предчувствовал свою смерть. Он написал пять вариантов стихотворения “Снег”, история создания которого тесно связана с его мыслями о предстоящей кончине, но только один из них попал в папку произведений, который он хотел бы напечатать. Достали его оттуда уже друзья поэта, в 1910 году опубликовавшие посмертный сборник его стихотворений.

Тема стихотворения – конец жизни и зима, которая напоминает автору об этом конце. Поэт описывает чувства, которые испытывает лирический герой в связи с тем, что прожито уже много лет и жизнь подошла к закату. Он устал и нести свой крест, и даже радоваться зиме, которая когда-то была его любимой порой в году. Анненский видит, что преклонение перед природой, радость от смены времён года – это всего лишь иллюзорная попытка человека уйти в выдуманный мир. И всё же он любит этот мир и вспоминает о нём с ностальгией.

Композиция

Это стихотворение разделено автором на две части. Первая полностью посвящена зиме как тому времени года, которое стало тяготить автора. Больному человеку трудно радоваться снегу, который мешает ему выходить на прогулку.

Вторая часть говорит о весне – даже на пороге смерти лирический герой не может не вспомнить о том, как прекрасно пробуждение природы, особенно по сравнению с тем, что он видит за окном сейчас.

Написано произведение анапестом с перекрёстной рифмой, который как нельзя лучше передаёт горечь, которую испытывает человек, чувствующий, что жить ему осталось недолго.

Это лирическое стихотворение: через образы природы лирический герой делится своими размышлениями о смерти и сущности человека, своими чувствами и переживаниями.

Средства выразительности

Эмоциональная наполненность стихотворения очень высока. Чтобы передать свои чувства, Анненский использует многочисленные тропы. Эти средства выразительности помогают ему выполнить художественную задачу. В стихотворении “Снег” встречаются:

  • Эпитеты – “грузный полёт”, “нищенский синий и заплаканный лёд”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны” .
  • Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв” .
  • Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны” .

Благодаря этим тропам поэт смог передать, как ярко он ощущает хрупкую грань между настоящим и будущим, перешагнуть которую не всем суждено. Очевидно, сам он хотел бы увидеть пробуждение природы, но понимает, что этого не случится.

Читайте также: