Анализ стихотворения рябину рубили зорькою цветаева кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Т.И.Филиппова, учитель русского

языка и литературы

МКОУ Титаревской СОШ

Урок русского языка в 11 классе на тему:

Цель работы: развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся, их умения

Задачи: а) исследовать язык стихотворения М. Цветаевой «под лингвистическим

б) раскрыть метафоричность языка поэта, его поэтическое очарование и

в) увлечь учащихся поэтическим творчеством М. Цветаевой.

Вид урока: урок – исследование

I . Слово учителя. ( Слайд 2)

- Рябина, пылающая и горькая на излете осени, стала символом судьбы Марины Цветаевой, тоже горькой и пылающей творчеством. (Учитель читает стихотворение) Слайд3

- Главная задача нашего сегодняшнего урока – на основе стилистического анализа прозвучавшего стихотворения исследовать язык художественного произведения, найти заключительную в нем образную информацию и вместе с тем не свести анализ к набору разрозненных микрообразов, не лишить стихотворение его поэтического очарования, цельности. Сегодня у нас урок словесности, то есть и русского языка, и литературы одновременно, точнее сказать, урок – исследование.

(Проблемный вопрос)

- О чем рассказывает Марина Цветаева в 12 словах, 12 строках стихотворения? (Слайд 4)

Запишите тему урока, эпиграф и проблемный вопрос в тетрадь.

II . Стилистический анализ стихотворения.

- Перечитаем стихотворение, вдумаемся в его смысл. (Чтение стихотворения учащимися)

- Найдите в тексте ключевые слова. Рябина – судьбина (горькая) – судьбина (русская)

(Слайд 5) Ставим это слово в начало ряда: Марина – рябина – судьбина. Вспомним строки Марины Цветаевой:

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

- Определите тему и основную мысль. (Через образ рябины автор хочет сказать о своей судьбе в частности и о судьбе русской вообще)

- Определите жанр. (Это лирическое стихотворение)

- Разбейте текст на смысловые отрывки. Сколько их выделите? (В стихотворении 4 смысловых отрывка: каждые три строки объединены общей темой)

- Каждый смысловой отрезок начинается со слова рябина. И это не случайно. (Слайд 7)Еще в 1916 году Марина Цветаева написала (читает наизусть подготовленный ученик):

День был субботний:

- А теперь определим, как меняется мысль автора по мере движения от первой микротемы к последней (ответ учащихся):

Рябину рубили на заре.

Рябина – это судьба горькая.

Рябина – седыми спусками.

Рябина – судьба русская.

Перед нами развернутая метафора: рябина как судьба Марины, рябина как судьба русская.

Групповая работа. Каждая группа получает творческое задание и карточку - информатор, которая помогает в работе, в течение 5-7 минут идёт подготовка. Из числа сильных учеников назначается эксперт, который должен будет дать оценку работе каждой группы и сделать в конце урока вывод.

- Теперь приступаем к рассмотрению каждой микротемы текста. Слово первой группе (Учащиеся делают записи в тетради по анализу каждой микротемы )

1. Прочитайте первую микротему: (Слайд 9)

- Итак, в неопределенно – личном предложении повышается смысловая роль главного члена. У нас какое это слово? (Глагол рубили)

- Обратим внимание на другой языковой уровень – фонетический. Охарактеризуйте согласные звуки в этом слове ( р , б  , л  - звонкие согласные звуки)

- Что скажете о фонетическом строе слов рябина, зорька? ( р  , б  , н - звонкие согласные,

з , р  - звонкие согласные).

- О каком средстве выразительности языка мы можем здесь сказать? (Использование аллитерации – опасность, тревога за человеческую жизнь)

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все - равно, и все – едино.

Но если по дороге куст

Встает, особенно – рябина…

Так возникает у нас новое ключевое слово: рябина – Россия – Родина. В данном случае слово Россия, Родина – контекстуальные синонимы слову рябина. Таким образом, рассмотрев первую микротему, мы подтвердили мысль: рябина – символ судьбы М. Цветаевой.

-Рассматриваем вторую микротему, слово 2 группе.

1.Прочитайте вторую микротему: (Слайд 11)

2. Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса и стилистики? (Это двусоставное предложение с нулевой связкой, на месте нулевой связки ставится тире)

- Как разворачивается метафора во второй части? Найдите синонимы к слову судьбина? Рябина – судьбина. К слову судьбина можно подобрать синонимы - судьба, участь, доля.

- Какая морфема вносит дополнительный оттенок в значение слова? ( Суффикс - ин)

- В каком значении употребляется определение горькая? Подберите синонимы.

(В переносном значении горькая – горестная, трудная, тяжелая)

- Слово 3-й группе

1. Перечитайте третью микротему: (Слайд 12)

2. Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса? (Это неполное предложение, так как пропущено сказуемое)

3. Для чего используется неполное предложение в поэтической речи?

Карточка - информатор: В поэтической речи пропуск одного из членов предложения используется как стилистический прием достижения динамичности, сжатости речи, передачи взволнованности автора.

- Метафора продолжает развиваться, появляются новые оттенки: седыми спусками. Давайте подумаем, почему появляется этот образ?

Во-первых, листья рябины продолговатые, опущены вниз, обратная сторона их серая; во-вторых, уже в 20 - е годы у Марины Цветаевой появляются стихи: (Слайд 13)

Золото моих волос

Тихо переходит в седость.

- Не жалейте! Все сбылось,

Все в груди слилось и спелось…

Это пеплы сокровищ:

Это пеплы, пред коими

В прах – гранит.

1.Перечитайте четвёртую микротему: (Слайд 14)

2. Что представляет собой четвертая микротема с точки зрения синтаксиса?

Это два назывные предложения. Первое – восклицательное. Второе – повествовательное.

- Почему М. Цветаева в первом предложении ставит восклицательный знак?

Чтобы мы поняли главное: рябина – это ведь судьбина русская! Метафора раскрылась до конца.

3. Назовите стилистические особенности назывных предложений. Карточка-информатор: Эмоциональная оценка изображаемого. Смысловая насыщенность, способность в немногих словах сказать о многом. В данном случае последние предложения являются выводом из всего, сказанного выше.

- Какие языковые уровни мы рассмотрели в процессе лингвистического анализа? Слово экспертной группе. (Слайд 15)

Синтаксис – стилистические особенности односоставных предложений. Пунктуация – функции знаков препинания. Фонетика – аллитерация. Лексика – синонимия, многозначность. На мой взгляд, также необходимо было провести небольшой статистический анализ частей речи в этом стихотворении, морфологии как языкового уровня. В стихотворении 12 слов: 1 глагол,

8 существительных, из них четыре слова рябина, 3 прилагательных.

III . Вывод. Учащиеся дают ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. (Слайд 16)

- Можно ли в 12 словах, в 12 строках стихотворения рассказать о своей судьбе и судьбе Отечества? (Да, конечно, в эти 12 слов уместились размышления Цветаевой о времени, о своей судьбе, своих соотечественников, сломленных жестокой волей новой власти).

Поближе вы познакомитесь с судьбой поэтессы на уроках литературы.

IV . Домашнее задание.

Сочинение по литературе учащейся 11 класса

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Представлено сочинение по литературе учащейся 11 класса "Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой "Рябину рубили". Программа и УМК под редакцией В.Я. Коровиной. Цели: исследовать язык художественного произведения;разглядеть поэтическое очарование текста, его цельность и значимость. Задачи: развитие письменной речи, формирование воображения, эстетического, творческого мышления, воспитание любви к поэзии М.Цветаевой.Цели: исследовать язык художественного произведения;разглядеть поэтическое очарование текста,

Цель работы: развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся, их умения самостоятельно мыслить.

а) исследовать язык стихотворения М. Цветаевой “под лингвистическим микроскопом”;

б) раскрыть метафоричность языка поэта, его поэтическое очарование и цельность;

в) увлечь учащихся поэтическим творчеством М. Цветаевой.

Вид урока: урок-исследование.

Оборудование: презентация к уроку (Приложение 1), веточка рябины, стихотворение М.Цветаевой “Рябину рубили…”.

I. Слово учителя. (Слайд 2)

- Рябина, пылающая и горькая на излете осени, стала символом судьбы Марины Цветаевой, тоже горькой и пылающей творчеством. (Учитель читает стихотворение) (Слайд 3)

Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина –
Судьбина
Горькая.
Рябина –
Седыми
Спусками…
Рябина!
Судьбина
Русская. (1934 г.)

- Главная задача нашего сегодняшнего урока – на основе стилистического анализа прозвучавшего стихотворения исследовать язык художественного произведения, найти заключительную в нем образную информацию и вместе с тем не свести анализ к набору разрозненных микрообразов, не лишить стихотворение его поэтического очарования, цельности. Сегодня у нас урок словесности, то есть и русского языка, и литературы одновременно, точнее сказать, урок-исследование.

- О чем рассказывает Марина Цветаева в 12 словах, 12 строках стихотворения? (Слайд 4)

Запишите тему урока, эпиграф и проблемный вопрос в тетрадь.

II. Стилистический анализ стихотворения.

- Перечитаем стихотворение, вдумаемся в его смысл. (Чтение стихотворения учащимися.)

- Найдите в тексте ключевые слова. (Рябина – судьбина (горькая) – судьбина (русская)).

- А какое слово могло бы стоять в этом ряду, рифмуясь со словами “рябина”, “судьбина”? (Марина)

Ставим это слово в начало ряда: Марина – рябина – судьбина. Вспомним строки Марины Цветаевой:

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.

- Определите тему и основную мысль. (Через образ рябины автор хочет сказать о своей судьбе в частности и о судьбе русской вообще)

- Определите жанр. (Это лирическое стихотворение)

- Разбейте текст на смысловые отрывки. Сколько их выделите? (В стихотворении 4 смысловых отрывка: каждые три строки объединены общей темой)

- (Слайд 6) Всеволод Рождественский о языке поэзии М. Цветаевой писал: “Смелое, порывистое дробление фразы на отдельные смысловые куски ради почти телеграфной сжатости, когда опускается все понятное само собой и остаются только самые необходимые акценты мысли, - становится особой приметой ее стиля…”.

- Каждый смысловой отрезок начинается со слова рябина. И это не случайно.

Еще в 1916 году Марина Цветаева написала (читает наизусть подготовленный ученик):

Красною кистью
Рябина зажглась,
Падали листья,
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

А.И. Павловский в книге “Куст рябины” пишет: “Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы – она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и уходящей в зиму забвения”.

- А теперь определим, как меняется мысль автора по мере движения от первой микротемы к последней (ответ учащихся):

Рябину рубили на заре.
Рябина – это судьба горькая.
Рябина – седыми спусками.
Рябина – судьба русская.

Перед нами развернутая метафора: рябина как судьба Марины, рябина как судьба русская.

- Ваши выводы подтверждают и слова Павловского: “Поэт – романтик, она любит яркую и динамичную метафору, развертывающуюся подобно пружине…она любила уточнение, растолкование, последовательное обнажение существа, сердцевины: Цветаева – поэт синонимики”.

Групповая работа. Каждая группа получает творческое задание и карточку - информатор, которая помогает в работе, в течение 5-7 минут идёт подготовка. Из числа сильных учеников назначается эксперт, который должен будет дать оценку работе каждой группы и сделать в конце урока вывод.

- Теперь приступаем к рассмотрению каждой микротемы текста. Слово первой группе. (Учащиеся делают записи в тетради по анализу каждой микротемы )

1. Прочитайте первую микротему. (Слайд 9)

Рябину
Рубили
Зорькою.

2. Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса и стилистики? (Это односоставное, неопределенно-личное предложение, так как сказуемое “рубили” выражено глаголом прошедшего времени множественного числа)

3. Карточка-информатор: Ученый-лингвист А. Пешковский писал о стилистических особенностях неопределенно-личных предложений: “Все сосредоточенно на действии, действующее лицо “намеренно” устранено из речи, намеренно представлено как неизвестное, неопределенное”.

- Итак, в неопределенно -личном предложении повышается смысловая роль главного члена. У нас какое это слово? (Глагол рубили)

- Обратим внимание на другой языковой уровень – фонетический. Охарактеризуйте согласные звуки в этом слове ([ р ] , [ б' ] , [ л' ] - звонкие согласные звуки)

- Что скажете о фонетическом строе слов рябина, зорька? ([ р' ] , [ б' ] , [ н ] - звонкие согласные,

[ з ] , [ р' ] - звонкие согласные).

- О каком средстве выразительности языка мы можем здесь сказать? (Использование аллитерации – опасность, тревога за человеческую жизнь)

- Что представляет собой первая микротема с точки зрения содержания? (Перед нами картина жизни (даже неважно, реальная или существующая в воображении поэтессы), поразившая и вызвавшая в душевном мире Цветаевой определенные ассоциации. Стихотворение написано в эмиграции в 1934 году. В это время Цветаева рвется на Родину. В этом же году она пишет стихотворение “Тоска по родине…”, которое заканчивается словами. Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все - равно, и все – едино.
Но если по дороге куст
Встает, особенно – рябина…

Так возникает у нас новое ключевое слово: рябина – Россия – Родина. В данном случае слово Россия, Родина – контекстуальные синонимы слову рябина. Таким образом, рассмотрев первую микротему, мы подтвердили мысль: рябина – символ судьбы М. Цветаевой. )

- Рассматриваем вторую микротему, слово 2 группе.

1. Прочитайте вторую микротему: (Слайд 11)

Рябина –
Судьбина
Горькая.

2. Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса и стилистики? (Это двусоставное предложение с нулевой связкой, на месте нулевой связки ставится тире)

3. Карточка-информатор: Стилистические особенности такой конструкции А. Гвоздев в “Очерках по стилистике русского языка” определил следующим образом: “Именительный падеж существительного без связки выражает наибольшее постоянство, отношений двух понятий – неизменный, вневременный характер связи между ними”. И действительно, образ “рябина - судьбина” в творчестве поэтессы неизменен.

- Как разворачивается метафора во второй части? Найдите синонимы к слову судьбина? (Рябина – судьбина. К слову судьбина можно подобрать синонимы - судьба, участь, доля.)

- Какая морфема вносит дополнительный оттенок в значение слова? (Суффикс -ин)

- В чем различие слов судьба и судьбина? (Индивидуальное задание: работа со словарем Ожегова) Из словаря Ожегова узнаем, что слово “судьбина” употребляется в народной речи. Суффикс - ин вносит в слово значение чего - то большого, значительного, обобщающего. )

- В каком значении употребляется определение горькая? Подберите синонимы. (В переносном значении горькая – горестная, трудная, тяжелая)

- Слово 3-й группе

1. Перечитайте третью микротему: (Слайд 12)

Рябина –
Седыми
Спусками…

2. Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса? (Это неполное предложение, так как пропущено сказуемое)

3. Для чего используется неполное предложение в поэтической речи?

Карточка-информатор: В поэтической речи пропуск одного из членов предложения используется как стилистический прием достижения динамичности, сжатости речи, передачи взволнованности автора.

- Такая неполнота – характерная черта стиля Цветаевой, и это не случайно. Прочитайте эпиграф к уроку: “Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!”.

- Метафора продолжает развиваться, появляются новые оттенки: седыми спусками. Давайте подумаем, почему появляется этот образ?

Во-первых, листья рябины продолговатые, опущены вниз, обратная сторона их серая; во-вторых, уже в 20-е годы у Марины Цветаевой появляются стихи. (Слайд 13)

Золото моих волос
Тихо переходит в седость.
- Не жалейте! Все сбылось,
Все в груди слилось и спелось…
Это пеплы сокровищ:
Утрат, обид.
Это пеплы, пред коими
В прах – гранит.

- Серые листья, седые волосы… Почему в конце этого предложения стоит многоточие? Это “самый семантический” знак препинания, по определению В.В.Бабайцевой. Он заставляет нас остановиться, задуматься. Кажется, что до главной мысли остается один шаг. Она заключена в четвертой микротеме.

Слово 4-й группе.

1. Перечитайте четвёртую микротему. (Слайд 14)

Рябина!
Судьбина
Русская.

2. Что представляет собой четвертая микротема с точки зрения синтаксиса?

(Это два назывные предложения. Первое – восклицательное. Второе – повествовательное.)

- Почему М. Цветаева в первом предложении ставит восклицательный знак?

(Чтобы мы поняли главное: рябина – это ведь судьбина русская! Метафора раскрылась до конца.)

3. Назовите стилистические особенности назывных предложений. Карточка-информатор: (Эмоциональная оценка изображаемого. Смысловая насыщенность, способность в немногих словах сказать о многом. В данном случае последние предложения являются выводом из всего, сказанного выше.)

- Какие языковые уровни мы рассмотрели в процессе лингвистического анализа? Слово экспертной группе. (Слайд 15)

(Синтаксис – стилистические особенности односоставных предложений. Пунктуация – функции знаков препинания. Фонетика – аллитерация. Лексика – синонимия, многозначность. На мой взгляд, также необходимо было провести небольшой статистический анализ частей речи в этом стихотворении, морфологии как языкового уровня. В стихотворении 12 слов: 1 глагол, 8 существительных, из них четыре слова рябина, 3 прилагательных.)

III. Вывод. Учащиеся дают ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. (Слайд 16)

- Можно ли в 12 словах, в 12 строках стихотворения рассказать о своей судьбе и судьбе Отечества? (Да, конечно, в эти 12 слов уместились размышления Цветаевой о времени, о своей судьбе, своих соотечественников, сломленных жестокой волей новой власти).

Поближе вы познакомитесь с судьбой поэтессы на уроках литературы.

IV. Домашнее задание.

- Написать мини-сочинение “Двенадцать слов… Двенадцать строк Марины Цветаевой”.

Этот инетерсный урок поможет учителю показать старшеклассникам всю красоту и совеобразие лирики великой Марины Цветаевой посрелством анализа только одного стихотворения. Урок интересен тем, что ученики построчечно исседуют стихотворение, учатся читать между строк, понимать связь написанного и пережитого поэтессой.

ВложениеРазмер
lingvisticheskiy_analiz_stihotvoreniya_mariny_cvetaevoy_ryabinu_rubili.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель (на фоне музыки):

День был субботний

Мне и доныне хочется грызть

Объясните внимание на опорную таблицу – план лингвистического анализа художественного текста, которым вы можете воспользоваться по ходу урока.

Класс поделён на 3 группы, расположившиеся за столами, поставленными кругом.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Марины

Учитель: Спасибо. А теперь прошу каждого из вас прочесть стихотворение для себя. Найдите ключевые слова и, мотивируя свой ответ, запишем их цепочкой.

Учитель: Куда бы вы поместили это слово: в начало, в середину или в конец цепочки? Почему?

Ответ: Это слово должно стоять в самом начале цепочки, так как Марина – это исток, звезда, начало всего.

Учитель: Верно. И в подтверждение этого я прочту отрывок из ещё одного стихотворения Марины Цветаевой.

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю.

Мне дело – измена, мне дело – Марина.

Я – бренная пена морская.

Ответ: Тема стихотворения: судьба Цветаевой и судьба русская.

Учитель: Именно это волновало поэтессу всю жизнь. А какова же идея стихотворения?

Посредством поэтического образа рябины Цветаева говорит о своей судьбе, о сопричастности судеб человека и Родины.

Учитель: Перед нами стоит более трудная задача – определите жанр данного произведения.

Ответ: Перед нами лирическое стихотворение, так как в основе его – размышление поэта – гражданина, неравнодушного человека.

Учитель: Предлагаю разбить стихотворение на смысловые отрезки (микротемы).

Учитель: Это, действительно, так. И нам необходимо поработать со смысловыми отрезками в группах.

учитель – микротема № 1

1 группа - микротема № 2

2 группа – микротема № 3

3 группа – микротема № 4

Учитель читает первый смысловой отрезок.

Согласные звуки (г), (б), (л) – звонкие, и не случайно. Цель выбора поэтессы – придание резкости звучанию в зависимости от значения слова.

С точки зрения содержания можно сказать, что Цветаева нарисовала картину гибели русской рябины в момент рассвета, начала дня, на заре. Эта картина поразила её, задела за живое. Мы не знаем, выдумана или увидена поэтессой эта картина, но известно, что стихотворение написано в 1983 году, когда Цветаева находилась в эмиграции, тосковала по Родине, рвалась домой.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст.

И всё равно, и всё едино –

Но если по дороге – куст

Встаёт, особенно – рябина, -

Я надеюсь, что у вас получится так же, как и у меня. Приступаем к анализу 2 микротемы. Прочтите её.

Учитель: Дайте характеристику этой микротеме с точки зрения синтаксиса.

Ответ: Это двусоставное предложение, в котором и подлежащее, и сказуемое выражены именами существительными в И.П., поэтому мы ставим между ними тире.

Учитель: Есть ли в отрывке пример метафоры?

Ответ: Участь, доля, судьба.

Ответ: Суффикс - ин – придаёт слову одновременное значение значительности или горькой презрительности. Это слово чаще используется в разговорной речи.

Ответ: Печальная, трудная, тяжёлая.

Учитель: Так какова основная мысль 2 микротемы?

Ответ: Судьба Цветаевой, как и судьба рябины, печальная и тяжёлая.

Учитель. Правильно. Мы приступаем к работе над 3 микротемой. Прочтём её.

Учитель: Характеризуем её с точки зрения синтаксиса.

Ответ: Это неполное предложение, в котором пропущено слово. Сказуемое отсутствует, вместо него – тире. Этот пропуск придаёт резкое, жёсткое звучание предложению. Такова Цветаева, которая верит рвущимся, а не льющимся стихам.

Учитель: Ищем метафору, ребята. В чём её смысл?

Учитель: Какова главная мысль отрывка?

Ответ: Трагедия Марины – трагедия рябины.

Учитель: Прекрасно. Дайте характеристику 4 микротемы с точки зрения синтаксиса. Но прежде прочтите этот отрывок.

Учитель: Сколько частей речи в данном стихотворении?

Ответ: 1 глагол – рубили; 4 существительных – рябину, зорькую, рябина, судьбина, рябина, спусками, рябина, судьбина; 3 прилагательных – горькая, седыми, русская.

Учитель: Какие разделы русского языка мы вспомнили благодаря этому стихотворению?

Ответ: Мы вспомнили Фонетику (звуки речи), Лексику ( многозначные слова и синонимы), Пунктуацию (знаки препинания), Синтаксис – синтаксические особенности предложений.

Звучит тихая лирическая композиция. На фоне музыки – стихи.

Учитель: Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет.

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, как сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

Разбросанным в пыли по магазинам,

(Где их никто не брал и не берёт).

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

Учитель: Именно за подтверждение этого пророчества Цветаевой я и хочу поставить вам сегодня оценки.

Средняя часть – запись даты, темы урока, эпиграф и опорная схема:

Правая часть доски – план лингвистического анализа стихотворения.

  1. Чтение полувслух.
  2. Поиск ключевых слов.
  3. Определи тему и идею стихотворения.
  4. Определи жанр.
  5. Раздели стихотворение на микротемы.
  6. Работа со смысловыми отрезками.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Мастер-класс.Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой "Рябину рубили зорькою. "

На данном материале можно исследовать язык художественного произведения;расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключён-ную в нём образную и.

лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова"Выхожу один я на дорогу. "

Данный материал представляет лингвистический анализ поэтического текста.В процессе групповой работы учащиеся развивают мышление,память,внимание,пополняют словарный запас языка. Вырабатывается чувство .


Урок "Лингвистический анализ стихотворения"

Урок литературы в 10 классе "Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой "Рябину рубили зорькою".


Мастер-класс. Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой "Рябину рубили. "

Тема и основная мысль произведения – через образ рябины сказать о своей судьбе в частности и о судьбе русской вообще.


Урок литературы в 11 классе на тему "Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой «Рябину рубили зорькою…"

Материал урока поможет провести лингвостилистический анализ поэтического текста, закрепить и обобщить знания учащихся по анализу текста, показать роль тропов и стилистических фигур в поэзии М.Цветаево.

"На стёкла вечности легло моё дыхание, моё тепло. "Методика анализа стихотворения Марины Цветаевой "Кто создан из камня, кто создан из глины"

Анализ стихотворения " Кто создан из камня, кто создан из глины. " Марины Цветаевой , выполнен мною, учитывая время написания, состояние поэтессы в момент его написания. Показала её душевное состо.

Читайте также: