Анализ стихотворения расстались мы лермонтов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Расстались мы, но твой портрет.

Тема стихотворения – Не угасшая любовь к былой возлюбленной.

Композиция – Композиция состоит из двух частей, по одной строфе в каждой. Первая часть – признание лирического героя в любви к девушке, чей портрет он носит на груди, вторая часть – герой пытается забыть старую любовь, но новые страсти не наполняют его душу радостью и светом.

Жанр – Любовная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с применением мужской рифмы.

История создания

За всю недолгую жизнь у Михаила Юрьевича было несколько серьезных романов. Самым же длинным и мучительным для поэта оказались сложные взаимоотношения с Екатериной Сушковой.

Их знакомство состоялось в нежном возрасте, когда Лермонтову едва минуло 15 лет. Уже через несколько дней о признался в любви Сушковой, на что та ответила лишь насмешкой. Это не остановило юного поэта, который засыпал свою возлюбленную поэтическими признаниями в своих чувствах.

Лермонтов так и не смог побороть свое болезненное влечение к Сушковой, и до последних дней жизни носил вместе с нательным крестом медальон с портретом своей возлюбленной.

Центральная тема произведения – сила любви, которая неподвластна ни времени, ни обстоятельствам. Поэт утверждает, что настоящие искренние чувства, подаренные человеку самой судьбой, навсегда остаются в душе, а воспоминания о них озаряют жизнь светом и радостью.

Лирический герой признается, что не в состоянии забыть былую любовь, несмотря на новые увлечения. Он бережно хранит медальон с портретом своей возлюбленной, к которой ранее испытывал столь сильные чувства. Однако он делает акцент на том, что влюблен не в нынешнюю светскую красавицу, а в юную девочку, которая много лет назад покорила его пылкое юношеское сердце.

Поэт бережно хранит память о тех светлых чувствах, которые он испытал в отрочестве. Былая страсть давно рассеялась, словно дым, но остались воспоминания о той любви, что продолжает согревать душу тихим, мерцающим светом.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на две части, по одной строфе в каждой. Обе строфы представляют собой сложное пояснительное предложение, в котором вначале идет утверждение автора, а затем он дает ему пояснение.

В первой части наблюдается раздвоение чувств лирического героя. Отношения с возлюбленной прекращены, однако он не может отпустить ее, и продолжает носить на груди ее портрет.

Во второй части возникает конфликт между былой любовью лирического героя и его новыми страстями, которые не в состоянии дать истинную отраду его душе.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с использованием мужской рифмовки.

Средства выразительности

Это своего рода серенада любимой женщине М.Ю. Лермонтова – Екатерине Сушковой. Хотя у Лермонтова были и другие женщины, но эту юношескую любовь он пронес через многие года и хранил воспоминания о ней до конца жизни.

2. Литературное направление

Стихотворение было написано в период расцвета романтизма.

3. Род

По роду произведение относится к любовной лирике.

4. Жанр

Жанр – лирическое произведение с элементами послания.

5. Проблематика

Поэт поднимает проблему безответной любви.

Чувства Лермонтова к возлюбленной так и остались неразделенными. Пятнадцатилетний юноша, признавшийся в любви молодой девушке через 4 дня, не был воспринят серьезно.

Встрече суждено было повториться через 5 лет. Девушка с теплотой отозвалась о поэте, призналась, что до сих пор хранит его послания, но отношения так и не сложились.

6. Тематика

Главной темой является трепетная любовь, которая с годами не проходит.

7. Идея

Лермонтов стремился показать, насколько сильна любовь. Если чувства настоящие, искренние, то они навсегда останутся в сердце.

Воспоминания о такой любви как свет, озаряющий жизнь и наполняющий радостью и теплом.

8. Пафос

Стихотворение проникнуто нотами грусти, печали.

9. Система образов

Портрет – символ спокойствия, тоски и грусти. В то же время, в нем все воспоминания героя. Чувства оживают с новой силой при виде портрета. В романтичном образе девушки сокрыты самые нежные чувства поэта.

Образ храма теряет в стихотворении свою религиозную подоплеку. Во-первых, храм – это душа, где обитает любовь как божество. Во-вторых, этот образ можно разделить на 2 составляющие: божественность –возвышенные чувства; священная обитель – святость любви, вечная любовь.

10. Центральные персонажи

11. Лирический герой

Лирический герой – это сам М.Ю. Лермонтов. Тема любви у представителей романтизма тесно связана с личными переживаниями, которые они воплощают в лирическом герое своих произведений.

Исповедь поэта о прошлой любви пронизана горечью и тоской. Герой тоскует, но в то же время понимает, что ничего уже не вернуть. Времена меняются, и объект любви тоже стал другим. Поэтому все, что остается поэту, так это лелеять светлые воспоминания.

12. Сюжет

Сначала поэт рассказывает о том, что аккуратно у самого сердца хранит на груди портрет той, что украла его покой.

Долгие годы он испытывал чувства к девушке. При жизни Лермонтов носил нательный крест, а вместе с ним и медальон с портретом своей возлюбленной. Снял он его лишь единожды перед дуэлью, в которой погиб.

Лермонтов признает свою беспомощность, потому что не в силах забыть девушку. Никакие новые отношения не могу заменить её.

Однако любит он не нынешнюю светскую даму, которую интересуют балы и желание удачно выйти замуж, а ту беззаботную девчонку. Именно воспоминания о юной девушке греют душу. Изменившаяся Екатерина Сушкова не имеет ничего общего с той, которую он полюбил. Это совершенно другой человек.

13. Композиция

Композиционно стихотворение простое и можно разделить на 2 части. В каждой части по одной строфе в виде пояснительного предложения.

В первой части следует утверждение поэта, а потом он сам же поясняет. Сердце Лермонтова разрывается на части, он мечется и не знает, что делать дальше: отношения закончились, так и не начавшись, но продолжает хранить её портрет.

Вторая часть начинается с внутреннего конфликта лирического героя. Любовь прошлая еще не угасла, а новые эмоции не могут дать никакого удовлетворения. Нет радости на душе.

14. Художественное своеобразие произведения

15. Размер, рифма, строфика

Рифма – перекрестная (АБАБ).

Первой строфе свойственен спокойный и плавный ритм. На фоне теплых воспоминаний поэт испытывает внутреннее чувство радости.

В поэтическом тексте чередуются длинные нечетные и короткие четные строки. Количество фонем в каждой строке варьируется. Семантическое ядро выражено в словах: твой портрет и бог.

16. Средства художественной выразительности

Поэтический текст богат художественными приемами.

17. Значение произведения

18. Актуальность

Люди любили, любят и будут любить, поэтому данное стихотворение будет актуально во все времена.

Лермонтов хотел показать, что настоящее глубокое чувство никогда не проходит.

19. Мое отношение

Прочтение стихотворения вызывает только тёплые эмоции. Лирическому герою хочется посочувствовать. Несмотря на отказ или разрыв отношений воспоминания о человеке оставляют светлые чувства.

20. Чему учит

Нужно помнить, что любовь – это дар и его нужно оберегать. Это искреннее и одухотворяющее чувство. Любящий человек испытывает радость, и наполняет себя теплом и глубоким смыслом жизни.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Расстались мы, но твой портрет.

Тема стихотворения – Неугасшая любовь к возлюбленной.

Композиция – Стихотворение состоит из двух частей, по одной строфе в каждой. Первая часть – признание лирического героя в любви к девушке, чей портрет он носит на груди, вторая часть – герой пытается забыть старую любовь, но новые страсти не наполняют его душу радостью и светом.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с применением мужской рифмы. Рифмовка перекрёстная.

История создания

За всю недолгую жизнь у Михаила Юрьевича было несколько серьезных романов. Самыми же длинными и мучительными для поэта оказались сложные взаимоотношения с Екатериной Сушковой.

Их знакомство состоялось в нежном возрасте, когда Лермонтову едва минуло 15 лет. Уже через несколько дней он признался в любви Сушковой, на что та ответила лишь насмешкой. Это не остановило юного поэта, который засыпал свою возлюбленную поэтическими признаниями в своих чувствах.

Лермонтов так и не смог побороть свое болезненное влечение к Сушковой, и до последних дней жизни носил вместе с нательным крестом медальон с портретом своей возлюбленной.

Центральная тема произведения – сила любви, которая неподвластна ни времени, ни обстоятельствам. Поэт утверждает, что настоящие, искренние чувства, подаренные человеку самой судьбой, навсегда остаются в душе, а воспоминания о них озаряют жизнь светом и радостью.

Лирический герой признается, что не в состоянии забыть былую любовь, несмотря на новые увлечения. Он бережно хранит медальон с портретом своей возлюбленной, к которой ранее испытывал столь сильные чувства. Однако он делает акцент на том, что влюблен не в нынешнюю светскую красавицу, а в юную девочку, которая много лет назад покорила его пылкое юношеское сердце.

Поэт бережно хранит память о тех светлых чувствах, которые он испытал в отрочестве. Былая страсть давно рассеялась, словно дым, но остались воспоминания о той любви, что продолжает согревать душу тихим, мерцающим светом.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на две части, по одной строфе в каждой. Обе строфы представляют собой сложное пояснительное предложение, в котором вначале идет утверждение автора, а затем он дает ему пояснение.

В первой части наблюдается раздвоение чувств лирического героя. Отношения с возлюбленной прекращены, однако он не может отпустить ее и продолжает носить на груди ее портрет.

Во второй части возникает конфликт между былой любовью лирического героя и его новыми страстями, которые не в состоянии дать истинную отраду его душе.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с использованием мужской рифмы, рифмовка перекрёстная.

Средства выразительности

Система образов

Портрет – символ спокойствия, тоски и грусти. В то же время, в нем все воспоминания героя. Чувства оживают с новой силой при виде портрета. В романтичном образе девушки сокрыты самые нежные чувства поэта.

Образ храма теряет в стихотворении свою религиозную подоплеку. Во-первых, храм – это душа, где обитает любовь как божество. Во-вторых, этот образ можно разделить на 2 составляющие: божественность –возвышенные чувства; священная обитель – святость любви, вечная любовь.

Как мальчик кудрявый, резва, Нарядна, как бабочка летом; Значенья пустого слова В устах ее полны приветом.

Ей нравиться долго нельзя: Как цепь ей несносна привычка, Она ускользнет, как змея,

Порхнет и умчится, как птичка.

Таит молодое чело По воле — и радость и горе. В глазах — как на небе светло, В душе ее темно, как в море!

То истиной дышит в ней всё, То всё в, ней притворно и ложно! Понять невозможно ее, Зато не любить невозможно.

Сюжет

Сначала поэт рассказывает о том, что аккуратно у самого сердца хранит на груди портрет той, что украла его покой.

Долгие годы он испытывал чувства к девушке. При жизни Лермонтов носил нательный крест, а вместе с ним и медальон с портретом своей возлюбленной. Снял он его лишь единожды перед дуэлью, в которой погиб.

Лермонтов признает свою беспомощность, потому что не в силах забыть девушку. Никакие новые отношения не могу заменить её.

Однако любит он не нынешнюю светскую даму, которую интересуют балы и желание удачно выйти замуж, а ту беззаботную девчонку. Именно воспоминания о юной девушке греют душу. Изменившаяся Екатерина Сушкова не имеет ничего общего с той, которую он полюбил. Это совершенно другой человек.

История создания

За всю недолгую жизнь у Михаила Юрьевича было несколько серьезных романов. Самым же длинным и мучительным для поэта оказались сложные взаимоотношения с Екатериной Сушковой.

Их знакомство состоялось в нежном возрасте, когда Лермонтову едва минуло 15 лет. Уже через несколько дней о признался в любви Сушковой, на что та ответила лишь насмешкой. Это не остановило юного поэта, который засыпал свою возлюбленную поэтическими признаниями в своих чувствах.

Лермонтов так и не смог побороть свое болезненное влечение к Сушковой, и до последних дней жизни носил вместе с нательным крестом медальон с портретом своей возлюбленной.

Композиция

Композиционно стихотворение простое и можно разделить на 2 части. В каждой части по одной строфе в виде пояснительного предложения.

В первой части следует утверждение поэта, а потом он сам же поясняет. Сердце Лермонтова разрывается на части, он мечется и не знает, что делать дальше: отношения закончились, так и не начавшись, но продолжает хранить её портрет.

Вторая часть начинается с внутреннего конфликта лирического героя. Любовь прошлая еще не угасла, а новые эмоции не могут дать никакого удовлетворения. Нет радости на душе.

К портрету Стихотворение Михаила Лермонтова

Как мальчик кудрявый, резва, Нарядна, как бабочка летом; Значенья пустого слова В устах ее полны приветом. Ей нравиться долго нельзя: Как цепь ей несносна привычка, Она ускользнет, как змея, Порхнет и умчится, как птичка. Таит молодое чело По воле — и радость и горе. В глазах — как на небе светло, В душе ее темно, как в море! То истиной дышит в ней всё, То всё в, ней притворно и ложно! Понять невозможно ее, Зато не любить невозможно.

М.Ю.Лермонтов. Собрание сочинений в 4-х т. Библиотека отечественной классики. Москва: Правда, 1969.

Другие стихи Михаила Лермонтова

Тематические конспекты

Статистика

Размер, рифма, строфика

Рифма – перекрестная (АБАБ).

Первой строфе свойственен спокойный и плавный ритм. На фоне теплых воспоминаний поэт испытывает внутреннее чувство радости.

В поэтическом тексте чередуются длинные нечетные и короткие четные строки. Количество фонем в каждой строке варьируется. Семантическое ядро выражено в словах: твой портрет и бог.

Чередование длинных нечетных и более коротких четных строк, созданное разным количеством фонем в них, подчеркивает образующие семантическое ядро текста слова: твой портрет и бог.

Лермонтов утверждает, что чувства, подаренные человеку судьбой, навсегда остаются в его душе, и воспоминания о них наполняют светом человеческую жизнь.

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Средства художественной выразительности

Поэтический текст богат художественными приемами.

Значение произведения


С начальной строчки произведения лирический герой сообщает о том, что бережно, рядом с сердцем он носит портрет той, что навсегда похитила его сон. На протяжении многих лет он чувствует к избраннице пылкую любовь. Известно, что Лермонтов носил на груди нательный крестик с портретом своей возлюбленной, решившись снять его, чтобы не повредить, накануне рокового дуэльного поединка с Мартыновым, в результате которого был застрелен.

Лирический герой произведения признаёт собственную беспомощность: он не может вычеркнуть из памяти горячо любимую женщину. Даже новые отношения не способны её заменить. Но любит герой вовсе не нынешнюю светскую львицу, увлечённую балами и стремящуюся найти себе выгодную партию для замужества, а ту искреннюю девушку, какой она когда-то была. Память о той юной девушке, наивной и чистой, всецело овладевает его сердцем.

К сожалению, сильно повзрослевшая и изменившаяся Екатерина Сушкова, которой посвящено стихотворение, больше не имеет ничего общего с той наивной и светлой девчушкой, которую когда-то полюбил поэт.

История создания

Жанр, направление, размер

Композиция

С композиционной точки зрения, произведение можно разделить на две части, по одной строфе в каждой. Обе строфы являются, по сути, сложным пояснительным предложением, в котором сначала автор высказывает некое утверждение, а затем даёт ему объяснение:

  1. Первая часть – заметно раздвоение личности лирического героя: взаимоотношения с любимой девушкой закончены, но он всё ещё не готов навсегда отпустить её из своего сердца. Герой продолжает на груди носить портрет с изображением возлюбленной.
  2. Вторая часть – назревает острый конфликт между былой любовью романтического героя и его новыми страстями, которые не способны дать его сердцу прежнюю отраду.

Образы и символы

В произведении представлено несколько семантически значимых образов:

  • образ лирического героя – полностью идентичен автору. Исповедальная речь поэта о своей былой любви насквозь проникнута эмоциями тоски и грусти. Герой страдает, но, вместе с тем, осознаёт: ничего уже не вернуть. Время изменилось, а значит, и объект любви стал другим. Поэту остаётся лишь одно: всячески лелеять свои юношеские светлые чувства;
  • образ портрета (возлюбленной) – это символ тоски, грусти и душевного спокойствия. Именно в портрете сосредоточены все светлые и дорогие для поэта воспоминания. При взгляде на портрет любимой, чувства лирического героя оживают с новой силой;
  • образ храма – он утрачивает в произведении свою религиозную подоплёку. Во-первых, для романтического героя, храм – это душа, в которой обитают счастье и любовь, подобно божествам. Во-вторых, образ храма можно разделить на две составляющие: божественность – как возвышенное религиозное чувство и священная обитель – как вечная любовь и её святость.

Темы и настроение

Основная идея

Лермонтов утверждает следующую мысль: искренние и настоящие чувства, дарованные человеку Богом, остаются в сердце до конца его жизни. Даже воспоминания об истинной любви способны озарять светом и радостью каждый день жизни.

Средства выразительности

Данное стихотворение богато на художественные приёмы. Лермонтов использует возможности следующих выразительных средств:

Читайте также: