Оценочная деятельность это кратко и понятно

Обновлено: 03.07.2024

деятельность по установлению определенного вида стоимости материальных и нематериальных объектов с учетом прав на них и интересов в отношении них, проявляемых субъектами гражданских прав. Вид стоимости оцениваемого объекта определяется целями проводимой оценки (рыночная, инвестиционная, залоговая, остаточная и др.). О.д. производится оценщиками - физическими и юридическими лицами с использованием специальных правил и методик. Оценщик - физическое лицо должен соответствовать одной или нескольким установленным квалификационным. характеристикам. Оценщик- юридическое лицо должен иметь в своем составе определенное количество оценщиков - физических лиц. Оценка проводится на основании договора, заключаемого между заказчиком и оценщиком. Договор о проведении оценки обычно заключается в простой письменной форме и содержит сведения об оценщике. Договором может быть предусмотрено проведение оценки единичного объекта, ряда объектов либо долговременное обслуживание заказчика. Надлежащее исполнение оценщиком своих обязательств по договору состоит в своевременном составлении и передаче заказчику отчета об оценке. Отчет содержит ссылки на используемые стандарты и методы оценки, цели и задачи проведения оценки объекта, а также иные существенные сведения. В РФ широко используется понятие "рыночная стоимость".

О.д. подлежит лицензированию и осуществляется на основании ФЗ РФ от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. № 765 "О дополнительных мерах

по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации" устанавливается необходимость проведения независимой оценки недви-^ жимого имущества паевого инвестиционного фонда. Одно из обязательных условий регистрации проспекта эмиссии инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда - заключение управляющей компанией договора (соответствующего утверждаемым ФКЦБ типовым договорам) с независимым оценщиком. Оценка стоимости имущества паевых инвестиционных фондов производится в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке имущества паевых инвестиционных фондов, утвержденными распоряжением ФКЦБ РФ от 25 сентября 1996г.№6-р. Обязательность ли-цензии ФКЦБ на право оценки недвижимого имущества паевых инвестиционных фондов установлено постановлением ФКЦБ РФ от 30 августа 1995 г. № 7 "О порядке лицензирования деятельности по оценке недвижимого имущества паевых инвестиционных фондов". Лицензия выдается юридическим лицам - коммерческим организациям при наличии: а) не менее 3 профессиональных оценщиков недвижимости, имеющих со-. ответствующий образовательный документ, признаваемый ФКЦБ, для которых эта организация - основное место работы; б) в уставе юридического лица записи о том, что предмет его деятельности - проведение работ по оценке недвижимости и оказание консультационных услуг: в) опыта практической работы по оценке недвижимости не менее года (по усмотрению ФКЦБ лицензия может быть выдана коммерческой организации, не имеющей опыта практической работы по оценке недвижимости).

В настоящее время в субъектах РФ формируется собственное законодательство об О.д. Так. 11 февраля 1998 г. принят Закон г. Москвы № 3 "Об оценочной деятельности в городе Москве".

Лит.: Артеменков И.Л. Оценка рыночной стоимости недвижимости// Финансовая газета. 1994. № 13- 16. 19- 21. 24, 25; Грачев И.Д. Вопросы законодательного регулирования оценочной деятельности//Вопросы оценки. 1996;

Статья 3. Понятие оценочной деятельности

Для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 157-ФЗ, от 22.07.2010 N 167-ФЗ, от 03.07.2016 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

(в ред. Федерального закона от 14.11.2002 N 143-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

(часть третья в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для целей настоящего Федерального закона под ликвидационной стоимостью понимается расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции объекта оценки для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ)

Для целей настоящего Федерального закона под инвестиционной стоимостью понимается стоимость объекта оценки для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки.

История оценочной деятельности в России берёт своё начало в XIX в. 08.06.1893 г. Государственный Совет создал "высочайше утверждённые Правила оценки недвижимых имуществ для обложения земскими сборами". Данные правила подробно описывали методику оценки, посредством которой происходила процедура оценки оценочными комиссиями. Базировалась методика сугубо на доходном подходе. После того, как в 1917 г. была ликвидирована частная собственность, интерес к оценочной стоимости весьма логично поутих, хотя небольшая часть функций оценки стала выполняться Бюро технической инвентаризации. Возродилась оценочная деятельность в РФ в 1992-1993 гг. Связано это было напрямую с формированием общества оценщиков. Осенью 1993 г. Институт экономического развития провёл в Санкт-Петербурге первый семинар по оценке объектов недвижимости. Этот семинар был организован для того, чтобы зарубежные оценщики могли поделиться опытом и своими знаниями с отечественными оценщиками. Чуть позднее такие семинары состоялись в Москве и Нижнем Новгороде.

В качестве субъекта оценочной деятельности выступают исключительно физические лица, иначе говоря, профессиональные оценщики, которые располагают специфическими знаниями и практическими навыками, входящие в одну саморегулируемую организацию оценщиков и застраховавшие собственную профессиональную ответственность на сумму, не меньшую, чем 30 млн. руб.

Примечательно, что к субъектам оценочной деятельности предъявляются некоторые требования. Они заключаются в следующем:

  • Обязательно соблюдение законов РФ в отношении оценочной деятельности.
  • Наличие государственной регистрации в качестве ИП или юрлица.
  • У физлица необходимо наличие документа об образовании в сфере оценочной деятельности.
  • Для юридического лица обязательным является наличие не менее одной штатной единицы в качестве работника, для которого данная организация является основным местом работы, а также обязательно наличие документа об образовании, который является подтверждением получения профессиональных знаний в сфере оценочной деятельности согласно программам обучения высшего или дополнительного образования, программ профессиональной переподготовки работников, согласованными с уполномоченным Правительством РФ органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности.

В качестве объекта оценки может выступать любой объект собственности (компания, бизнес, предприятие как имущественный комплекс, активы и т.п.) в совокупности с правами, которые имеет на данную собственность их владелец.

Классификация объектов оценки

  • Движимые и недвижимые объекты.
  • Объекты интеллектуальной собственности.
  • Компания как объект оценки.

Все группы объектов имеют общие технико-экономические параметры, а также свои особенности, которые напрямую зависят от специфики их создания и эксплуатации.

Объекты оценки могут быть представлены на открытом рынке через публичную оферту.

Объектами оценки также могут быть: отдельные материальные объекты; совокупность вещей, которые вместе составляют имущество лица, предприятия и т.п.; права на имущество или отдельные вещи из его состава; права требования, обязательства; работы, услуги, информация; иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательно завизирована возможность их участия в гражданском обороте.

В основе оценки объектов недвижимости лежит конкретный набор оценочных принципов, который был разработан профессиональными оценщиками. Ряд последовательных шагов даёт возможность очень точно установить стоимость объекта оценки с учётом многих факторов.

Оценка объектов недвижимости – это установление денежного эквивалента их стоимости.

Оценка объектов недвижимости представляет собой процесс, который приведён к определённому типу операций (продажа, залог, налогообложение и т.п.), участникам (собственники и оценщик), дате (действительна в ограниченный период времени) и связанный с конкретным объектом недвижимости, находящемся в определённом окружении.

У оценки объектов недвижимости несколько целей: для заключения сделок, для налогообложения, для государственного или муниципального управления.

Цели оценки объектов недвижимости могут быть различными. Самые основные перечислены ниже:

  • Учёт объектов недвижимости, которыми располагает физическое или юридическое лицо, а также переоценка основных фондов организаций и предприятий.
  • Учёт накопленного износа объекта недвижимости.
  • Привлечение инвестиций для развития объектов недвижимости.
  • Для установления статуса банкрота или обеспечения процедуры антикризисного управления.
  • Приватизация объектов недвижимости разной формы собственности: государственной или муниципальной.
  • Заключение договоров на совершение сделок с недвижимостью между физическими и юридическими лицами.
  • Страхование, оформление залогов.
  • Установление налогооблагаемой базы.
  • Принятие правильного решения относительно делового партнёрства.

Процедура оценки обязательна при заключении брачных договоров или при разделе имущества разводящихся супругов по требованию одного из них. Также оценка объектов недвижимости обязательна при выкупе у собственника объекта недвижимости для государственных или муниципальных целей. Обязательную оценку проводят при передаче государственной собственности в доверительное управление. Кроме того, оценка объектов недвижимости необходима при реализации инвестиционных проектов с привлечением бюджетных средств.

Виды оценки объектов недвижимости

Оценка объектов недвижимости может быть ретроспективной, на конкретную дату в прошлом; текущей, если это оценка, используемая в оценочной деятельности; перспективная.

Надо отметить, что выделяют некоторые ограничения на осуществление оценочной деятельности. Они заключаются в следующем:

  • Оценку объекта собственности не может проводить оценщик, который является учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком или должностным лицом юридического лица, которое имеет имущественный интерес на данный объект или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.
  • Не допустимо вмешательство заказчика или других заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это оказывает негативное влияние на точность итогов оценки.
  • Размер оплаты оценщика не может зависеть от стоимости объекта, иными словами не должен составлять процент от стоимости объекта.

Законодательство в отношении оценки объектов недвижимости

В качестве законодательной базы, которая регулирует оценочную деятельность в РФ, необходимо принимать Закон "Об оценочной деятельности в РФ", а также федеральные законы, которые принимаются в соответствии с данным законом. Законом об оценочной деятельности определены правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, которые принадлежат РФ, субъектам РФ или муниципальным образования, физическим и юридическим лицам, для совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

Нормативно-правовые активы, которые регламентируют оценочную деятельность, указаны на рисунке ниже.Следует отметить, что во всех регионах имеются региональные нормативно-правовые акты, посредством которых устанавливается порядок и условия проведения оценки объектов государственной собственности, принадлежащих субъектам РФ, а также прав на данную собственность.

Система контроля и регулирования оценочной деятельности в РФ состоит из нескольких уровней.

Первый уровень. Гражданское и уголовное право, иными словами законодательство общего действия, которое распространяется на всех граждан РФ.

Второй уровень. Законодательство, которое контролирует исполнение оценки объектов недвижимости, которое состоит из Закона "Об оценочной деятельности в РФ", а также всех федеральных законах, которые принимаются на базе основного.

Третий уровень. Подзаконные акты, которые имеют федеральное и местное значение, они исполняются в обязательном порядке.

Четвёртый уровень. Документы профессиональных общественных организаций оценщиков, которые применяются как обязательное только для членов конкретной организации.

Пятый уровень. Личные нравственные и профессиональные стандарты поведения конкретного оценщика, не носящие обязательный характер для иных лиц.

Стоит отметить особую роль в нормативно-правовом регулировании оценочной деятельности Совета по оценочной деятельности. Этот Совет является частью Минэкономразвития РФ. Регулятором его деятельности выступает Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ"".

Кроме всего прочего, важно сказать о том, что согласно закону об оценочной деятельности сильным звеном представляются саморегулируемые организации оценщиков. Они являются представителями интересов всех членов профессионального сообщества и берут на себя ответственность за соблюдение их членами требований законодательства РФ в отношении оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, а также стандартов и правил оценочной деятельности, в том числе правил деловой и профессиональной этики.

СРОО – это некоммерческая организация, которая создана специально для регулирования и контроля оценочной деятельности, она входит в состав Единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков и объединяет в себе на условиях членства порядка 300 физических лиц.

Национальный совет по оценочной деятельности в РФ был создан с целью обеспечения общественных интересов, формирования единых подходов к оценочной деятельности, выработки единой позиции оценщиков по вопросам касательно регулирования их работы, координации действий СРОО, а также их взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти всех субъектов Российской Федерации, в том числе с потребителями СРОО. Национальный совет по оценочной стоимости был создан 04.08.2008 г.

Ассоциация "Национальный совет по оценочной деятельности" или НСОД – это объединение СРОО, в состав которого входят 14 саморегулируемых организаций, объединяющих порядка 20 000 оценщиков, ведёт свою деятельность в 85 субъектах РФ, в том числе в Крыму.

НСОД представляет собой регулятор оценочной деятельности, который наделён полномочиями федерального закона, его основные функции заключаются в следующем:

  • Определяет общие подходы осуществления оценочной деятельности.
  • Формирует федеральные стандарты оценки.
  • Представляет интересы СРОО в различных органах государственной власти.
  • Определяет векторы развития в отношении вопросов выработки государственной политики в сфере оценочной деятельности.
  • Устанавливает стандарты предложений о совершенствовании правового и экономического регулирования оценочной деятельности.
  • Занимается реализацией экспертизы нормативно-правовых актов РФ, регулирующих оценочную деятельность.
  • Защищает права и законные интересы СРОО.
  • Распределяет входящие обращения, ходатайства, жалобы СРОО, которые поступают от потребителей услуг в сфере оценочной деятельности и оценщиков.

Надзор за деятельность СРОО

Совет по оценочной деятельности при Минэкономразвития РФ осуществляет надзорную деятельность в отношении СРОО посредством проведения плановых и внеплановых проверок. Данный Совет имеет следующие функции:

  • Выработка государственной политики в сфере оценочной деятельности.
  • Нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности.
  • Определение федеральных стандартов оценки.
  • Одобрение в порядке согласования с Правительством РФ образовательных программ высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программ Единого государственного реестра СРОО.
  • Контроль выполнения СРОО требований Федерального закона от 27.07.2006 г. № 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ"".
  • Подача заявлений в суд об исключении СРОО из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.

Проверяют деятельность СРОО один газ в год. Для этого специально разрабатывается план проверок, который утверждается уполномоченным федеральным органом. Внеплановую проверку можно провести только посредством получения разрешения на внеплановую проверку от федерального органа через подачу заявления в уполномоченный федеральный орган. В процессе проверки деятельности СРОО уполномоченный федеральный орган имеет право на получение информации о денежной оценке её компенсационного фонда от специализированного депозитария, который заключает депозитарный договор с СРОО. Уполномоченный федеральный орган обязан не позднее трёх дней со дня принятия решения уведомить письменно о принятом решении.

Если такое заявление было направлено в уполномоченный федеральный орган, то он не имеет право на протяжении двух месяцев исключать СРОО из Единого государственного реестра по указанному в заявлении основанию. По прошествии данного срока СРОО должно представить доказательную базу об устранении выявленного несоответствия, иначе уполномоченный государственный орган должен обратиться в арбитражный суд и потребовать исключения СРОО из Единого государственного реестра.

Считать СРОО исключённым из Единого государственного реестра можно с даты вступления в законную силу данного решения арбитражного суда.

Оценщики, которые состояли членами СРОО, исключённой из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков, имеют полное право на вступление в другие СРОО. Если на протяжении трёх месяцев с даты исключения СРОО из Единого государственного реестра оценщики, которые были её членами на вступили в иные СРОО, то они наделены правом вести оценочную деятельность исключительно по договорам, которые были заключены до даты исключения СРОО.

В настоящее время саморегулируемые организации оценщиков ведут активную деятельность и постоянно развиваются. Таки, государство имеет виды на то, чтобы предоставить им полномочия в выполнении процедуры аттестации и отзыва аттестатов у специалистов в сфере оценочной деятельности. Также государство намерено дать возможность саморегулируемым организациям придавать отдельным правилам оценки СРОО обязательный характер после их одобрения Межведомственным советом по вопросам регулирования оценочной деятельности и РФ, в том числе способствовать развитию процесса добровольной сертификации услуг оценщиков.

В 2005 г. был сформирован Экспертно-консультативный совет по оценочной деятельности, который представляет собой весьма эффективный механизм, способствующий взаимодействию Минэкономразвития и сообщества профессионалов. Основная его цель состоит в совершенствовании государственной политики в области оценки собственности. Более того, его планируют привлекать к обсуждению вопросов нормативно-правового регулирования оценочной деятельности федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций и потребителей оценочных услуг.

Оценочная деятельность – это профессиональная деятельность по установлению стоимости материальных и нематериальных объектов. В Российской Федерации, в зависимости от цели проводимой оценки различают следующие виды стоимости: рыночная, инвестиционная, ликвидационная и кадастровая.

Нормативное регулирование оценочной деятельности

Оценщик – это специалист, который имеет право проводить оценку и подписывать отчет об оценке недвижимости, транспортных средств, оборудования, предприятий, прав требования, работ и пр.

Деятельность оценщиков регламентируется Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Оценочная деятельность регулируется государством, а также в значительной степени саморегулируемыми организациями.

формирование единых подходов к осуществлению оценочной деятельности;

координация деятельности оценщиков;

разработка федеральных стандартов и правил оценки.

Договор по оказанию оценочных услуг

Статьей 10 Закона N 135-ФЗ определены обязательные требования к договору по оказанию оценочных услуг.

Так договор по оказанию оценочных услуг должен содержать:

основания заключения договора;

вид объекта оценки;

вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;

денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;

сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.

Договор об оценке как единичного объекта оценки, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание.

В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Объекты оценочной деятельности

К объектам оценочной деятельности относятся:

все виды недвижимости;

объекты интеллектуальной собственности;

бизнес (действующее предприятие);

машины и оборудование.

Кто занимается оценочной деятельностью

Оценочной деятельностью занимаются профессиональные оценщики.

Профессиональные оценщики – это физические лица, которые являются полноправными членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховали свою ответственность согласно требованиям действующего законодательством об оценочной деятельности.

При осуществлении оценочной деятельности применяются специальные методики и правила.

Требования к деятельности профессиональных оценщиков

К деятельности профессиональных оценщиков в Российской Федерации предъявляют следующие требования.

Оценщик – физическое лицо должен соответствовать одной или нескольким установленным квалификационным характеристикам.

Юридическое лицо, оказывающее услуги по оценочной деятельности должно иметь в штате не менее двух лиц-оценщиков.

Оценочная деятельность для физического лица должна отвечать следующим требованиям:

соблюдение законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;

государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;

наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников.

соблюдение законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;

государственная регистрация в качестве юридического лица;

наличие в штате юридического лица не менее одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы и который имеет документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности.

Оценщики в обязательном порядке страхуют свою профессиональную ответственность.

Когда оценка необходима

Оценка необходима при:

проведении конкурсов, аукционов, торгов:

аренде, передаче права аренды, лизинге;

разделе, наследовании, дарении;

приватизации, конфискации, национализации, ликвидации;

составлении брачного контракта;

исчислении налогов, пошлин, сборов;

определении доли имущественных прав;

разрешении имущественных споров;

передаче прав собственности:

передаче в доверительное управление.

Методы оценки

Под методом оценки понимают последовательность процедур, которые позволяют на основе рассчитать стоимость объекта оценки.

На практике применяются следующие методы оценки объектов:

Доходный метод, основанный на расчете ожидаемых доходов от использования объекта оценки.

Затратный метод, основанный на расчете затрат, которые необходимы для воспроизводства или замещения объекта оценки. При этом учитываются износ и устаревание объекта оценки.

Сравнительный подход, основанный на сравнении оцениваемого объекта с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

. неудовлетворительное качество законодательства в области оценочной деятельности в РФ, беспрецедентная суррогатность и . органами власти страны куратор-регулятор оценочной деятельности в Российской Федерации в . людей, так или иначе занимающихся оценочной деятельностью, максимально возможного незаработанного добросовестным ( . кратким. Базовый закон об оценочной деятельности в Российской Федерации был принят . совершенствование и развитие правовой базы оценочной деятельности в России.не осуществлялось, .

. , освежить. Немного об обстановке в оценочной деятельности в стране по направлению «оценка . хаос в понятийно - терминологическом аппарате оценочной деятельности в указанном направлении. Наиболее абсурдные .

. Российской Федерации, Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" допускают . , а также Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Конституционный . .20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а .

. в науке и на практике оценочной деятельности чётко сложились и сосушествуют две . частности, предприятий. Статья предназначена участникам оценочной деятельности в стране и в мире .

. , предусмотренном законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Письмо от 27 октября 2020 .

. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" иное . . Не являясь экспертами в области оценочной деятельности, мы не можем оценить, насколько .

. -то порядка в научном обеспечении оценочной деятельности в стране по направлению «Оценка . в наведении должного порядка в оценочной деятельности в России, особенно в делах .

. основании иных данных. Закон об оценочной деятельности допускает отражение в государственном реестре . статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности. Соответственно, именно указанные в государственном . статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость правильной и необходимо .

. может быть установлена оценщиком, осуществляющим оценочную деятельность в рамках Федерального закона от . N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Письмо .

деятельность по установлению определенного вида стоимости материальных и нематериальных объектов с учетом прав на них и интересов в отношении них, проявляемых субъектами гражданских прав. Вид стоимости оцениваемого объекта определяется целями проводимой оценки (рыночная, инвестиционная, залоговая, остаточная и др.). О.д. производится оценщиками - физическими и юридическими лицами с использованием специальных правил и методик. Оценщик - физическое лицо должен соответствовать одной или нескольким установленным квалификационным. характеристикам. Оценщик- юридическое лицо должен иметь в своем составе определенное количество оценщиков - физических лиц. Оценка проводится на основании договора, заключаемого между заказчиком и оценщиком. Договор о проведении оценки обычно заключается в простой письменной форме и содержит сведения об оценщике. Договором может быть предусмотрено проведение оценки единичного объекта, ряда объектов либо долговременное обслуживание заказчика. Надлежащее исполнение оценщиком своих обязательств по договору состоит в своевременном составлении и передаче заказчику отчета об оценке. Отчет содержит ссылки на используемые стандарты и методы оценки, цели и задачи проведения оценки объекта, а также иные существенные сведения. В РФ широко используется понятие "рыночная стоимость".

О.д. подлежит лицензированию и осуществляется на основании ФЗ РФ от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. № 765 "О дополнительных мерах

по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации" устанавливается необходимость проведения независимой оценки недви-^ жимого имущества паевого инвестиционного фонда. Одно из обязательных условий регистрации проспекта эмиссии инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда - заключение управляющей компанией договора (соответствующего утверждаемым ФКЦБ типовым договорам) с независимым оценщиком. Оценка стоимости имущества паевых инвестиционных фондов производится в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке имущества паевых инвестиционных фондов, утвержденными распоряжением ФКЦБ РФ от 25 сентября 1996г. №6-р. Обязательность ли-цензии ФКЦБ на право оценки недвижимого имущества паевых инвестиционных фондов установлено постановлением ФКЦБ РФ от 30 августа 1995 г. № 7 "О порядке лицензирования деятельности по оценке недвижимого имущества паевых инвестиционных фондов". Лицензия выдается юридическим лицам - коммерческим организациям при наличии: а) не менее 3 профессиональных оценщиков недвижимости, имеющих со-. ответствующий образовательный документ, признаваемый ФКЦБ, для которых эта организация - основное место работы; б) в уставе юридического лица записи о том, что предмет его деятельности - проведение работ по оценке недвижимости и оказание консультационных услуг: в) опыта практической работы по оценке недвижимости не менее года (по усмотрению ФКЦБ лицензия может быть выдана коммерческой организации, не имеющей опыта практической работы по оценке недвижимости).

В настоящее время в субъектах РФ формируется собственное законодательство об О.д. Так. 11 февраля 1998 г. принят Закон г. Москвы № 3 "Об оценочной деятельности в городе Москве".

Лит.: Артеменков И.Л. Оценка рыночной стоимости недвижимости// Финансовая газета. 1994. № 13- 16. 19- 21. 24, 25; Грачев И.Д. Вопросы законодательного регулирования оценочной деятельности//Вопросы оценки. 1996;

Читайте также: