Анализ стихотворения проблеск тютчева по плану 10 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Бытие
Жизнь
Реальное
“Жизни некий
преизбыток”
Любовь
Юг
Россия
Небытие
Смерть
Ирреальное
Уничтожение
человеческого “я”
Самоубийство
Север
Запад
  • Выделите характерные образы тютчевской поэзии в первой строфе. Прокомментируйте их.
  • Охарактеризуйте лирического героя.
  • Как поэт описывает само таинство преображения?
  • Какими средствами поэт подчёркивает значимость происходящего?
  • Проследите, как развиваются поэтические образы первой части.
  • Что же такое “проблеск”?
  • Прокомментируем художественные образы и поэтические особенности первой строфы.
  • Комментарий второй строфы.

Память сменилась Беспамятством: в забвении прошлое, вся история, нет времени, нет бытия — мир в изначальном состоянии. Царит вечность и есть Боги; Муза, чья главная функция связывать прошлое, настоящее, будущее, сейчас дремлет и видит “пророческие сны”.

Cтихотворение состоит из двух строф.

  • Выпишите ключевые образы, создающие мир сумерек в первой строфе.

тени сизые
сумрак зыбкий
гул дальний
полёт незримый
тоска невыразимая

“Смесились” — устаревшая форма глагола “смешиваться” — не столько механическое смешение, сколько слияние.

  • Чем символичен образ “полёта незримого” мотылька?
  • Прокомментируем последний стих первой строфы.

Передаётся ощущение растворения “я” во Вселенной.

  • Как во второй строфе развивается поэтический образ сумрака?

Вкушают обычно блаженство. Опять возникает тютчевская “вибрация” смыслов: оказывается, есть не только ужас уничтожения, но и сладость.

3. В чём особенность композиции стихотворения?

Последняя строчка лишь одним словом “смешай” замыкает магическое кольцо стихотворения: вначале тени сизые “смесились”, а теперь и “я”, уничтожаясь, смешиваюсь с ними.

Таким образом, перед нами стихотворение о душе в сумерках и о душе сумерек.

История создания

Стихотворение является гимном, который Тютчев посвятил ночному небу. Поэт дружил с Шеллингом и с Гейне. Они знали Тютчева как дипломата. Эти великие писатели-мыслители оценили стихотворение высоко, но они сначала даже не знали о том, что автором данного шедевра является Фёдор Иванович.

Читайте по теме:

Поэт затрагивает тему неба. В его прелести люди могут черпать силы для того, чтобы находить новые грани, открывать свой потенциал. Как говорится, вечер может стать хорошим заделом для счастливого дня.

Композиция

В стихотворении 8 строф. В каждой из них поэт планомерно рассказывает о том, как прекрасно небо. В последнем катрене говорится про сны.

Стихотворение – эталон лирики пейзажей. В этом жанре Тютчев был истинным мастером.

Средства выразительности

Многообразие тропов обусловлено тем, что стихотворение является объёмным, затрагивающим важную для поэта тему. В этом смысле нет никаких заблуждений, ведь поэт проводит мысль о небе в каждой строфе.

Читайте по теме:

Эпитеты

В сумраке глубоком, воздушной арфы, потрясающие звуки – примеры эпитетов, которых в стихотворном полотне очень много.

Олицетворение

Дремавших струн – олицетворение, с помощью которого поэт создаёт особую атмосферу стихотворения.

Метафоры

Дышать божественным огнем, эфирною струею – примеры тех метафор. которые имеются в произведении. Фёдор Иванович грамотно подходит к выбору средств, с помощью которых раскрывает тему.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Эти перепады напоминает классическую музыку, которой свойственны перепады, паузы, полутона. Автор усиливает:

Он подчёркивает всю силу этого безудержного и мгновенного падения в тишину. Воистину завораживающая симфония. Тютчев вводит образ Зефира, молодого ветра, тёплого, доброго, но способного призвать бури. Здесь он, правда, вызывает скорее грустную мелодию.

Стихотворение “Проблеск” – одно из ранних произведений Ф. И. Тютчева: оно было написано в 1824 или 1825 году и относится к “мюнхенскому” периоду жизни и творчества поэта. Впервые стихотворение было опубликовано в 1826 году в издававшемся М. Погодиным альманахе “Урания”. В 1854 году “Проблеск” был напечатан в журнале “Современник”.

В первом зрелом произведении Тютчева, высоко оцененном критикой, ярко проявилось своеобразие его творческой манеры.

“Проблеск” относится к “ночным” стихотворениям поэта

– для Тютчева ночь была любимым временем суток, и ей он посвятил много произведений. Название стихотворения, написанного в традициях романтизма, заявляет излюбленный тютчевский прием – полутона: слово “проблеск” означает нечто незавершенное, недосказанное. Поэт сумел уловить и описать в стихотворении тончайшую грань перехода дня в ночь.

Композиция произведения, отражающего духовные искания Тютчева, включает две части. Первая часть (1 -3 строфы) описывает внешний мир, раскрывая образ сумрака; вторая часть (4-8 строфы) посвящена изображению внутреннего мира лирического героя, воспринимающего мир

Вселенной. Такое композиционное построение, противопоставляющее внешний и внутренний мир, придает дуалистическую окраску стихотворению.

Для создания Образа сумрака в первой части поэт использует форму псевдодиалога (слыхал ли ты?), словно призывая собеседника стать свидетелем совершаемых событий. Сумрак, “полуночь” преображает всю Вселенную. Аллитерация звука “с” создает атмосферу покоя и сна, когда человеческое сознание спит, дремлет, а душа человека просыпается.

Душу тревожит дыхание Зефира, гонца ночи. “Воздушная арфа” выступает инструментом для обращения души к своим божественным корням, преображения души в чистое, высокое, бессмертное.

Во второй части душа лирического героя “летит” к сумраку, сливаясь с ним: “Душой к бессмертному летим!”. Местоимение “мы” подчеркивает слияние, сроднение человека с Природой: летим, хотим, верим. Аллитерация звука “р” передает усиливающуюся радость от обретения гармонии. Кульминацией стихотворения в пятой строфе становится миг слияния с Вечностью и обретение истины.

Анафора “как” акцентирует кульминацию стихотворения, усиливает напряжение. В кульминационной строке – “Как бы эфирною струею//По жилам небо протекло!” – происходит слияние противоположностей – небесного и земного, духовного и физического, вечного и временного. Слово “проблеск” обретает значение катарсиса, очищения души через веру и примирение с прошлым.

Обретя на миг истину, мятущаяся душа человека задает вечный вопрос: можно ли переступить невидимую грань и навечно слиться с беспредельным? В шестой строфе душа неожиданно падает в земную жизнь, а поэт горько отмечает, что усилия тщетны: “…не дано ничтожной пыли//Дышать божественным огнем”. В словах “не дано” звучит фатальная безысходность – слишком велик разрыв между земным и небесным: земля (символ физического существования) и небо (символ бессмертия, духовного очищения) вечно противостоят в душе человека: небо стремится к полету, а земля не дает душе взлететь.

Очарованная душа стремится к небесам, но человек не в силах прервать “волшебный сон” – жизнь.

Аллитерация звуков “м”, “н”, “ч” , употребление частицы “но ах” нагнетают в последних строфах состояние усталости, утомления и обремененности лирического героя. Пробуждение возвращает сознание человека на землю, но свой взор человек интуитивно обращает к небесам, стремясь получить оттуда покой, мимолетно обретенный в проблеске ночи. Земной покой гораздо более утомителен по сравнению с тем истинным покоем, который душа может обрести лишь на небесах.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, перекрестной рифмовкой. Тютчев использовал в “Проблеске” поэтическую (взор) и высокую (глава) лексику, необычные рифмы (минутным – смутным, Зефира – лира). Среди используемых в произведении Стилистических фигур – а Нафора, Внутренняя антитеза (сердцу светло в сумерках), Инверсия (сумраке глубоком, усилием минутным, взором трепетном), семантический оксиморон (ночь встревожит).Стихотворение изобилует многочисленными эпитетами (ангельская лира, воздушной арфы, волшебный сон, ничтожной пыли, божественным огнем), встречается также усиливающая эмоциональное восприятие образа ночи Отглагольная метафора (по жилам небо протекло).

Повторяющиеся многоточия и тире в конце строк создают впечатление недоговоренности (тех самых полутонов), а повтор восклицательных знаков передает интонации взволнованности и эмоциональной экспрессии.

В “Проблеске” Тютчев мастерски раскрывает трагедию стремящегося постичь тайну бытия человека и скорбь души, жаждущей познать непознанное.

Читайте также: