Анализ стихотворения нет не тебя так пылко я люблю лермонтов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Нет, не тебя так пылко я люблю. " Стихотворение было написано Лермонтовым в 1841 году. В нем он представляет образ простого, усталого человека, разочаровавшегося в настоящей жизни, обращаящегося к прошлому в поисках лучшего. Говоря о литературной ситуации, в которой было создано данное произведение, можно отметить, что это–взлет русского романтизма. Наряду с Лермонтовым это течение было отражено в поэзии Жуковского и ранней лирике Пушкина. Тема стихотворения - одиночество личности лирического героя. Он заведомо отвергает жизнь настоящую и стремится уйти от реальности. Будущее, как таковое, не может его привлечь, он не верит, что в нем его ждут искренние высокие чувства, моральные и нравственные идеалы в окружающих людях. А в прошлом–его погибшая молодость, искренне страдание, дорогие исчезнувшие черты. К кому обращено стихотворение, окончательно не установлено. Возможно, адресат его–Екатерина Григорьевна, дальняя родственница Лермонтова, с которой поэт встречался в Пятигорске летом 1841 года.

Идея отречения пронзает каждую строку стихотворения. Чувства лирического героя - горечь и воспоминания о прошедших днях, неудовлетворенность настоящим образом жизни, попытка обрести себя, отвергнуть реальность, стремление (вполне осознанное), принизить настоящую любовь. Она проигрывает даже "прошлому страданию", которое герой, жаждет вернуть. Образы, присутствующие в стихотворении–неясны, туманны и прозрачны. Нет, не тебя так пылко я люблю - это, обращение к той, находящейся рядом. Об этой женщине сказано ничтожно мало, упомянуто лишь "красы блистание". Столь же неясен и туманен иной образ, образ неведомой избранницы, навсегда ушедшей из жизни лирического героя. Несмотря на это он более живой, динамичный, "подруга юных дней", безусловно, ближе и дороже лирическому герою, воспоминание о ней имеют большее значение, занимают важное место в душе героя, в его сознании и памяти. В стихотворении используются следующие литературные тропы:

Выразительные эпитеты (прошлое страдание, погибшая молодость). Метафора: Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю. Антитеза: В твоих чертах ищу черты другие. В устах живых уста давно немые. В глазах огонь угаснувших очей.

В поэтической лексике используются археологизмы: красы – красоты; уста - губы; очи – глаза. Это делает язык стихотворения более глубинным, проникновенным.

Стих. размер – ямб. Рифма – мужская и женская. (Люблю в тебе я прошлое страдание…)

Жанр стиха –элегия, поскольку в этом произведении представлены сокровенные мысли и чувства лирического героя. Читая стихотворение, представляешь лирического героя глубоко страдающим, восприимчивым и очень ранимым человеком. У него нет главного, что необходимо для счастья–внутренней гармонии, а попытки обрести ее безрезультатны. В настоящем он не видит смысла любви, поддержки, прошлого, в которое герой жаждет вернуться. Он отвергает ту, которая находится рядом с ним в реальной жизни и прямо говорит об этом, герой не вступает в диалог земной, реальной жизни, он занят таинственным разговором, которое ведет его сердце.

Юность и прошедшее время представляются ему заманчивым оазисом в пустыне духовного одиночества и неприятия окружающего мира.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нет, не тебя так пылко я люблю. .

История создания – Произведение было написано летом 1841 г. К кому обращено стихотворение, окончательно не установлено. Возможно, адресат его Екатерина Быховец.

Тема стихотворения – Любовь, которая хранится в сердце с юных лет.

Композиция – Это целостный монолог-откровение лирического героя. Формально он состоит из трёх строф.

Жанр – элегия, послание.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка кольцевая АВВА.

История создания

Варвара Лопухина – самая большая любовь поэта. Молодым людям не суждено было быть вместе. Михаил Юрьевич поступил в школу юнкеров, потом служил в Петербурге. Сделать предложение Варваре он не решился. Лопухину вскоре выдали замуж за другого. Девушка согласилась, ведь Лермонтов был далеко и о серьёзных намерениях не заявлял. Молодой поэт тяжело переживал весть о замужестве любимой, считая её поступок изменой. Варваре Лопухиной он посвятил множество произведений, анализируемое стихотворение тоже тесно связано с ней.

Стихотворение посвящено теме любви, хранящейся в сердце долгие годы. Эта проблема очень распространена в литературе, но Лермонтов раскрывает её сквозь призму своих переживаний. В центре стихотворения лирический герой и девушка, к которой он испытывает симпатию.

Композиция

Композиция произведения предельно проста. Оно не делится на смысловые части. Это целостный монолог-откровение лирического героя. Формально он состоит из трёх строф, каждая из которых постепенно раскрывает смысл стихотворения.

Жанр произведения – элегия, так как лирический герой с грустью говорит о возлюбленной, с которой не суждено быть вместе. Его можно отнести также к жанру послания, так как это прямое обращение к героине. Стихотворный размер – пятистопный ямб с пиррихиями. В тексте использована кольцевая рифмовка АВВА.

Средства выразительности


Это небольшое лирическое стихотворение вместило в себя полноценный эпический рассказ о прошлом и настоящем героев – дамы и кавалера. Лирический герой в самом начале произведения признаёт непревзойдённую красоту героини, которую он когда-то знал и высоко ценил. Но прошло время и теперь прелести дамы для него уже не предназначены. В её красоте герой видит лишь давнишние пылкие чувства и то время, когда он был молодым и пылко влюблённым.

Затем мы наблюдаем развитие любовной истории, имеющей несчастный финал, и отмечаем новые детали встречи влюблённых. Лирический герой смотрит в глаза красавицы долгим взглядом, будто желая проникнуть в тайну прошлых лет. Но при этом, он ведёт себя отчуждённо, ведь таинственный разговор его души скрыт от возлюбленной: он адресован не нынешней ей.

Заключительный катрен содержит уточняющий рассказ о том, какие мысли и переживания одолевают героя в текущее время. В знакомых чертах некогда любимой женщины он не может отыскать её – истинную подругу своей молодости, увидеть живые уста и сияние глаз. Теперь перед ним находятся уста немые и потухший взор.

История создания

Варвара Лопухина – это любовь всей жизни поэта. С ней Лермонтов познакомился ещё в годы молодости. Но влюблённым не суждено было повенчаться в силу многих причин. Поэт принимает решение поступить в школу юнкеров, затем отправляется служить на Северный Кавказ. Он так и не решился предложить Лопухиной руку и сердце. Вскоре родители выдали красавицу дочь замуж за другого человека. Девушка дала согласие на брак с нелюбимым мужчиной, так как Лермонтов находился на Кавказе и конкретных намерений относительно будущих отношений не заявлял. Узнав о замужестве любимой женщины, поэт сильно переживал, расценивая её поступок, как предательство. Лопухиной влюблённый Лермонтов посвятил множество стихов.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности – это элегия: лирический герой, с чувством огромной грусти, повествует о любимой женщине, с которой ему не суждено быть вместе.

Поэтический размер – пятистопный ямб с кольцевой рифмовкой.

Композиция

Композиция стихотворения характеризуется предельной простотой. Произведение делится на семантические части и представляет собою целостный монолог – откровение лирического героя. С формальной точки зрения стихотворение состоит из трёх катренов, каждый из которых постепенно приближает читателей к правде.

Образы и символы

В центре произведения находятся два образа – лирический герой и девушка, в отношении которой герой испытывает чувства:

Темы и настроение

Данное произведение посвящено одной теме – это любовь, способная храниться в сердце человека на протяжении многих лет. Поэт раскрывает любовную тему сквозь призму личных эмоций и переживаний. Произведение пронизано настроением неудовлетворённости лирического героя собственной жизнью, его душевным одиночеством.

Основная идея

Средства выразительности

Лермонтов мастерски использует художественные средства выразительности для раскрытия темы и передачи эмоций лирического героя. В произведении есть:

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нет, не тебя так пылко я люблю….

История создания – произведение было написано летом 1841 г. незадолго до роковой дуэли, посвящено Екатерине Быховец

Тема стихотворения – любовь, которая хранится в сердце с юных лет; откровенное признание девушке об истинных чувствах

Композиция – Анализируемое стихотворение не делится на смысловые части. Это целостный монолог-откровение лирического героя. Формально он состоит из трех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка кольцевая АВВА.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю…”

Выразительные эпитеты (прошлое страдание, погибшая молодость). Метафора: Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю. Антитеза: В твоих чертах ищу черты другие. В устах живых уста давно немые. В глазах огонь угаснувших очей.

В поэтической лексике используются археологизмы: красы – красоты; уста — губы; очи – глаза. Это делает язык стихотворения более глубинным, проникновенным.

Стих. размер – ямб. Рифма – мужская и женская. (Люблю в тебе я прошлое страдание…)

Жанр стиха –элегия, поскольку в этом произведении представлены сокровенные мысли и чувства лирического героя. Читая стихотворение, представляешь лирического героя глубоко страдающим, восприимчивым и очень ранимым человеком. У него нет главного, что необходимо для счастья–внутренней гармонии, а попытки обрести ее безрезультатны. В настоящем он не видит смысла любви, поддержки, прошлого, в которое герой жаждет вернуться. Он отвергает ту, которая находится рядом с ним в реальной жизни и прямо говорит об этом, герой не вступает в диалог земной, реальной жизни, он занят таинственным разговором, которое ведет его сердце.

Юность и прошедшее время представляются ему заманчивым оазисом в пустыне духовного одиночества и неприятия окружающего мира.

История создания

Варвара Лопухина – самая большая любовь поэта. С ней Лермонтов познакомился еще в юности. Тем не менее, молодым людям не суждено было идти по жизни рука об руку. Михаил Юрьевич поступил в школу юнкеров, потом отправился служить на Кавказ. Сделать предложение Варваре он не решился. Лопухину вскоре выдали замуж за другого. Девушка согласилась, ведь Лермонтов был далеко и о серьезных намерениях не заявлял. Молодой поэт тяжело переживал весть о замужестве любимой, считая ее поступок изменой. Варваре Лопухиной он посвятил множество произведений, анализируемое стихотворение тоже тесно связано с ней.

LiveInternetLiveInternet


Михаил Юрьевич Лермонтов

Я не люблю тебя; страстей И мук умчался прежний сон; Но образ твой в душе моей Всё жив, хотя бессилен он; Другим предавшися мечтам, Я всё забыть его не мог; Так храм оставленный — всё храм, Кумир поверженный — всё бог!


Екатерина Сушкова

Стихотворение посвящено теме любви, хранящейся в сердце долгие годы. Эта проблема очень распространена в литературе, но Лермонтов раскрывает ее сквозь призму своих переживаний. В центре стихотворения лирический герой и девушка, к которой он испытывает симпатию.

Средства художественной выразительности

Средства выразительности

Художественные особенности

Признание завершается восклицательным предложением, передающим наивысшую точку эмоционального накала.

Композиция

В первых четырёх строках содержится завязка.

Автор сообщил самую суть обращения.

В последних строках – развязка и вывод из выше сказанного.

Здесь автор немного разъясняет свои чувства, впуская нас вглубь своих размышлений.

Образы и символы

Это лирическое произведение является, по сути, исповедью автора, его чистосердечным признанием. Лирическим героем является сам автор, который обращается к (еще недавно) своей возлюбленной.

Быть может, данное стихотворение является и признанием в любви! Сначала лирический герой утолил свою обиду, бросив резкую фразу, но ведь любовь не исчезла… И он спрятал ее за живым образом Храма и Бога.

Основная идея

Проблемы

Проблематика лирики Михаила Юрьевича – это одни из интереснейших вопросов литературы. Стихи об одиночестве, непонимании, стихи о любви, стихи о Родине, стихи о природе, стихи о войне – это основные категории, на которые позволяет разделить творчество поэта проблематика его произведений.

Жанр, направление и размер

Для творчества Лермонтова характерна многожанровость. Он пишет в абсолютно любых направлениях, умело соединяя в своих работах любовь к природе, умные и интересные рассуждения, которые не лишены душевной теплоты. Данное произведение как раз относится к любовной лирике поэта.

Вариант 2

Поэт сам себе противоречит, заявляя в начале стиха, что не любит отчаянную кокетку, в середине он мучиться я сомнениями по поводу своих чувств. В конце же он как бы признает, что чувства по отношению к Сушковой все же остались. Финал довольно красочен, получается так, будто Лермонтов разобравшись, все же признается в любви девушке. Михаил Лермонтов в свои двадцать лет, четыре года после расставания с Сушковой, живет вполне обычно, но не забывает о ней. Он полон мщения и злопамятности.

В 1834 году они снова встречаются, и Лермонтов мстит со всей пылкостью, на какую способен. Он делает все, чтобы влюбить ее в себя, потом делает так, что будущий брак Сушковой распался, а потом признается ей, что никогда ее не любил и не любит. Она в отчаянье, ведь она к тому же еще и опозорена перед высшим светом. Но он – отомщен.

Анализ стихотворения Я не люблю тебя; страстей… по плану

Темы и настроение

Поэт затрагивает тему переживаний влюбленного человека. В этом небольшом стихотворении Михаил Юрьевич уместил все противоречивые мысли, которые возникают у мужчины, расставшегося с любимой. С одной стороны ему грустно, он вроде бы забыл о чувствах, но с другой стороны ему обидно и неприятно, что все закончилось тем, что он вынужден подавлять свою любовь.

Конечно же, основная тема – безответная любовь и последующая разлука, которая навсегда останется шрамом на сердце. Но лирический герой не может злиться и ненавидеть, он никогда не сбросит свой идол с пьедестала.

Это стихотворение похоже на прощальное письмо, в котором он говорит, что ему пришлось нелегко, но он справился и забыл свою любовь, ему пришлось переломить себя. Все закончилось, но послевкусие разбитого сердца все равно остается.

Стихотворение было опубликовано в 1841 году. В это время Лермонтов имел любовные отношения с Екатериной Быховец, однако стихотворение посвящено Варваре Лопухиной, которую Лермонтов так и не смог забыть.

Тема стихотворения – любовь. Однако любовь не к настоящему, а к прошлому:” Люблю в тебе я прошлое страданье”

Основная мысль - поэт хочет сказать, что прошлая любовь настолько запала ему в сердце, что он не может так сильно полюбить больше никого.

Композиция - стихотворение состоит из трех строф по 4 стиха.

В первой строфе Лермонтов отвергает настоящую любовь говоря” нет”. Во второй строфе говорится о том, что Лермонтов, говоря с одной девушкой, ” сердцем” говорит с другой. В третьей строфе Лермонтов ищет черты своей прошлой любимой в настоящей: “В твоих чертах ищу черты другие”.

Стихотворной размер – ямб. Используется кольцевая рифма. Стихотворение читается спокойно.

Лирический герой чувствует грусть и тоску по прошедшим дням, по погибшей молодости. Хоть в прошлом у него и были разочарования, он всё равно хочет вернуть прошлую молодость. Автор пытается найти её во всем:

“В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.”

Лермонтов использует эпитеты “прошлое страданье”, “погибшая молодость”, “огонь очей”, которые показывают нам, что в молодости у Лермонтова были страданья. Также старославянизмы “краса”, “уста”, “очи” придают стихотворение глубину. Метафора “таинственным я занят разговором” говорит, что автор размышляет о прошлом сам с собой.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: