Анализ стихотворения муза фета кратко

Обновлено: 30.06.2024

Ключевые слова, с помощью которых поэт рисует облик музы и дает свое представление о поэте
Муза
речь ласковая, факел вдохновенный, добрая, стихи, пропетые тобой, могучее дуновенье, девственные слова, небесная
Муза Фета - богиня, небожительница

Поэт
томиться и любить, трепетный, коленопреклоненный, позабыв житейское волненье, сладко пылать от чистых помыслов
блаженные сны, слава, любовь, труд
задумчивый

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

Поэзия Фета красивая, нежная, легкая, несущая успокоение, возвышенная. Неотъемлемой чертой его поэзии является музыкальность, мелодия словно растворена в самом стихотворении.

Стихотворение “Музе” было написано в 1882 году и относится к позднему периоду творчества А.А. Фета.

История создания

На момент создания произведения А.А. Фету исполнилось 60 лет, его творчество к этому моменту стало известно широкому кругу людей, а темы его стихотворений все более и более наполнены философским смыслом.

В творении А.А. Фета “Музе” преобладает тема поиска вдохновения, свободы творчества и верности идеалам. Автор обожествляет музу, не позволяя себе следовать ожиданиям публики, сочиняет произведения будучи ведомым своими чувствами и вдохновением.

Читайте по теме:

Композиция

Стихотворение написано пятистопным ямбом. Ударные окончания строф и инверсия подчеркивают мысль автора о тщетности попыток обуздать вдохновение.

Произведение поэта относится к элегии - это лирическое стихотворение, наполненное философскими размышлениями о роли таланта и вдохновения в жизни творческого человека.

Средства выразительности

Писатель использует средства выразительности, позволяющие наиболее полно описать всю необузданность и красоту внезапного вдохновения.

Читайте по теме:

Эпитеты

Используемые эпитеты “незримая”, “заветная”, “нетленная богиня” подчеркивают возвышенность его музы, ее святость и недостижимость.

Олицетворение

Путем олицетворения музы и сравнения ее с божеством А.А. Фет заставляет читателей ощутить все величие и красоту мгновения творчества, в которые истинный поэт чувствует себя счастливым.

Метафоры

Используемые метафоры “богиня”, “в венце из звезд” связывают вдохновение с чем-то космическим, недостижимым и прекрасным, подобному свободному полету мыслей и чувств.

В данном произведении поэт старается осознать свой дар, о том, как он получил его и может использовать в своей жизни. Ему не трудно обозначить присутствие музы недалеко от лирического героя, он говорит, что она потихоньку заходит и садиться, что придает поэту счастливое созерцание вдохновения, но в тоже время тревожность и переживание за то, что он может ее вспугнуть, и она уйдет в любой момент.

Афанасий Фет не называет музу по имени, он не привык в своих произведениях называть имена тех, кому он посвящает свои произведения, он не оставляет даже инициалов в конце строчек, все это оставляет некую загадочность, а понять о ком идет повествование, можно только подняв автобиографию автора. Радость и тревога – два противоположных чувства, которые возникают в душе каждого поэта, который понимает о зыбкости вдохновения, что распорядиться им правильно бывает достаточно трудно.

Но с другой стороны он понимает, что возможность талантливо писать – это великое благо, а автор приравнивает музу фактически к божественному существу, которому он может покланяться. Для него муза – это возможность отдохнуть и насладиться общением с творчеством, написать новые стихотворения и передать то, что происходит в его душе.

Вторая часть стихотворения была написана в достаточно негодующем тоне, то в третьем катрене он возвращается к спокойному и умиротворенному тону, он снова описывает музу в благоговейном свете. Для читателя это становится возможностью ближе познакомится с чем-то возвышенным и благоговейным, тем, с чем обычный человек не сталкивается в обычной жизни.

Благодаря выразительным средствам, которые использует автор при описании, можно понять, что муза имеет божественное начало, она нисходит к человеку, чтобы подарить ему возможность творчества, как определенного дара.

Этот дар необходимо использовать с верностью и чистотой, тогда муза никогда не уйдет от автора, которому дан данный талант.

На протяжении всей жизни Афанасий Фет будет преследовать одну цель, он находится в поисках музы и вдохновения, которое для него необходимо.

Вариант 2

Это красивое небольшое стихотворение, состоящее из трех строф по четыре строки. Оно представляет собой обращение Фета к своей Музе, описывает ситуацию. Поэт говорит о Музе, как о реальной, хоть и чудесной героине.

Во второй строке автор поясняет, что всегда оберегал свою Музу от черни, от грубых и жадных. Он не создавал стихов для их неразвитого вкуса, чтобы заработать денег. Их он называет рабами, а её – святыней. Чувствуется, что он гордится своей ролью.

В финальной строфе Фет вдруг ещё больше возносит свою Музу. Она уже в венце из созвездий на облаке, которое так высоко, что и с земли не разглядеть! И понятно, что любой бы не отказался ей служить, получая дары, но не все достойны её внимания, а тем более – любви. Снова автор называет её святыней, повторяясь, подчеркивая её божественность. Кажется, что такая героиня уже не может просто зайти и присесть к бедному поэту. Но видимо, в Музе поэт видит соединение противоположностей, что ещё более значимо. Она – богиня, которая может запросто зайти к своему жрецу, одарить его, а уже он распространит её свет – подарит его людям.

Произведение написано перекрестной рифмой, соединяющей четные и нечетные слоги. Лексика здесь достаточно высокая, степень торжественности нарастает к финалу. В последней строфе больше, чем во всем стихотворении, такой лексики. Присутствуют и устаревшие слова, их формы и обороты. Например: речи, осквернять, незримая, нетленная, непосвященный… Стихотворение можно было бы назвать небольшой одой.

Поэт успешно передаёт чувство восхищения прекрасным, гордости за свою роль, заботы о том великом, что нельзя испачкать даже плохим взглядом. Афанасий Фет с восторгом и уважением относится к источнику своего творчества, обожествляя его, но никак не себя. Мне очень понравилось это краткое и динамичное стихотворение!

Образец Анализа стиха Музе

Афанасий Афанасьевич Фет написал свое произведение "Музе" в последние годы своей жизни, в 1882 году. На тот момент ему было шестьдесят лет. В основе произведения лежат философские мысли, которые посещали автора во время написания произведения. Его нельзя отнести к лирическим стихам, как большинство других стихотворений, написанных автором.

В данном произведение автор задумывается о своем предназначении и даре, который был дан ему свыше. Он посвятил его музе, которая вдохновляла его на написание шедевров. Но он не называет ее по имени и никак к ней не обращается. В первых строчках присутствуют слова "Счастлив и тревожен". Они являются своим родом противопоставлением друг другу. Вдохновение, такое непостоянное чувство, которым очень сложно распоряжаться и контролировать его. Несмотря на все это Афанасий Афанасьевич наделен прекрасным даром писать. Человека, обладающим каким либо даром, можно назвать богатым. Именно это автор подчеркивает словами "святыня", "богиня" называя так музу. Автор ставит музу на ровне с совестью и верностью.

Во втором четверостишие автор пишет недовольным тоном. Благо вскоре тон сменяется вновь на более спокойный и умиротворенный. В третьем четверостишие автор предоставляет перед нами картину, в которой мы наблюдаем образ музы. Автор приписывает ей человеческие качества и описывает ее эпитетами, такими как: "заветная", "незримая", "нетленная". Так же в своих строках автор косвенно говорит нам о том, что дар, который он имеет, полностью заслужен им. Он, сохранив свой дар в чистоте, может с гордостью произносить такие слова. Ведь так и есть, что высшую правду, как и вдохновение, нельзя склонять в угоду низменным целям.

Произведение выполнено в пятистопным ямбом. В стихотворении чередуется женская и мужская рифма. Автор отрицает тот факт, что можно управлять вдохновением. Это подтверждает ударное восклицание в конце строф. Во время прочтения строк читатель может прочувствовать на себе дар, данный Афанасию Афанасьевичу. Автор сравнивает музу с божеством и показывает нам все ее величие. О своем даре поэт говорит без излишеств, понимая, что не мог в полной мере распорядиться им. Но, несмотря на все это, автор смог защитить музу и сохранить чистоту, с которой она была создана.

Анализ 4

Лирический герой показывает, насколько его вдохновение тонко и зыбко, оно может пропасть в любой момент, его можно вспугнуть любым мимолетным движением. И то, что поймать настоящее вдохновение достаточно трудно, не каждый может распорядиться им правильно. При этом он понимает, что писать – это великое благо, которое ему досталось.

Лирический герой сопоставляет вдохновение с совестью, а также с тем, что человек может быть верен высшей правде, если правильно использует дарованное ему вдохновение.

Второе четверостишье стихотворения написано в достаточно негодующем и бунтующем тоне, но после этого он снова начинает рассказывать о музе спокойно и благоговейно. Используемые эпитеты позволяют понять божественное начало, которое по великой благодати сходит к человеку.

Но и здесь автор использует достаточную похвалу, после всех утверждений, он пишет, что муза все-таки является заветной святыней, которая доступна не каждому. Таким образом, он утверждает, что, если поэт сохраняет дар в чистоте, значит он понимает, что заслужил его и готов им пользовать в полной мере. Афанасий Фет показывает, что музу нельзя склонять в сторону человеческой похоти и желания.

Используемые поэтические приемы и олицетворения позволяют читателю почувствовать божественность происхождения музы, того, что она появляется далеко не у каждого и что не каждый может сохранить ее на протяжении жизни.

Да и сам Афанасий Фет скорее всего жалеет, что не смог сохранить в своей жизни спокойную и светлую музу, которая была способна дарить вдохновение, а поэт мог писать легкие и воздушные стихи. Потом он находится в постоянных поисках вдохновения, в том числе и музы, которая его покинула. Он сделал неправильный выбор, а теперь жалеет о том, что променял любовь на финансовое благополучие.

Начиная анализ стихотворения А. Фета “Музе”, следует в первую очередь обратить внимание на время его написания. В 1882 году поэту было уже шестьдесят лет, свет увидели несколько сборников его произведений, позади осталась непростая история с возвращением дворянства и фамилии Шеншин. Поэтому стихотворение “Музе” скорее философское, чем лирическое, на первый план выходят размышления автора о своем пути, а не просто любование жизнью.

Каждый поэт хотя бы в одном произведении задумывается о своем даре, пытается осознать его. В стихотворении

“Музе” Фет очень тонко обозначает это незримое присутствие вдохновения: “Пришла и села. Счастлив и тревожен, ласкательный твой повторяю стих…” Муза не называется по имени во всем стихотворении, и это начало, два глагола без обозначения действующего лица, отражает неожиданность, эфемерность ее появления. “Счастлив и тревожен” – противопоставление двух таких разных эмоций показывает, как зыбко вдохновение, как трудно уметь им распорядиться. И все же дар писать – великое благо, и автор подчеркивает это, называя музу “святыня”, “в венце из звезд”, “богиня”.

сказать, что поэт равняет ее с совестью, с верностью человека высшей правде. “И рабскому их буйству я в угоду твоих речей не осквернял” – резкое, хлесткое высказывание автора своей категоричностью заставляет верить ему.

После почти негодующего тона второго четверостишия поэт вновь возвращается к спокойному и благоговейному описанию музы. “Заветная”, “незримая”, “нетленная”, “задумчивой” – эпитеты третьего четверостишия рисуют читателю ее божественное начало, снисходящее к человеку. Но здесь угадывается и некоторая похвальба автора: после утверждений, что “заботливо хранил свободу”, “непосвященных не звал” и “в угоду не осквернял”, он пишет: “Все та же ты, заветная святыня”… То есть поэт, сохранив свой дар в чистоте, уверен, что он заслужил его.

И это действительно так, ведь высшую правду, как и вдохновение, нельзя склонять в угоду низменным целям.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, с чередованием женской и мужской рифмы. Ударные окончания строф, как и инверсия, подчеркивают суть произведения: отрицание автором самой возможности управлять вдохновением. А олицетворение музы и сравнение ее с божеством заставляют и читателя почувствовать все величие и вместе с тем бремя поэтического дара.

Сам же автор говорит о нем скромно: “и если дар мой пред тобой ничтожен…”, допуская, что не мог в полной мере распорядиться им. Но зато смог защитить музу, сохранить ее первозданную чистоту, – и этим исполнил главное назначение поэта.

Афанасию Фету в его ранней поэзии присущи такие черты как радость, яркие краски. Однако в поздней лирике прослеживаются и грустные мотивы, подведение итогов его деятельности, трагические воспоминания из жизни.

Картинка к стихотворению Музе

Музе Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

В детстве нас знакомят с понятием родины, и мы носим его в себе всю дальнейшую жизнь. Для многих людей родина заключает в себе место где они родились и выросли. Но бывает и так,

Сегодня мы живём в эпоху, когда социальные сети и зависимость людей от них всё больше и больше начинают уничтожать любые морально-этические ценности. Мы смотрим клипы Моргенштерна,

Замечательный лирик, мыслитель, философ представитель интеллигенции 19 века – Е.А. Баратынский, один из крупнейших литературных деятелей, творчество которого нельзя оставить без внимания

Читайте также: