Анализ стихотворения летний вечер тих и ясен фет кратко

Обновлено: 07.07.2024

Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт 19 века. Его произведения знакомы каждому со школьной скамьи. В них знаменитый классик одинаково ярко и живо умел передать и чувство любви, и красоту природы.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб – добавляет изображаемым вещам правдивости и ясности. Четкий ритм, чистые рифмы, перекрестная рифмовка – все это заставляет верить главному герою, мы чувствуем, что нас не обманывают, и все, что описывается, все так и было в реальности.

Риторический вопрос во втором четверостишии еще раз убеждает в правдивости рисуемого пейзажа, он не требует ответа, как раз потому что всё так и есть.

Все приятно в этот вечер, лирический герой внутренне спокоен, он находит в природе отображение своего душевного состояния. Всё живо в нем, всё дышит, всё находится в порядке.

Общая картина открывает перед глазами читателей вид летнего вечера где-то на краю поля или долины, недалеко от леса. Природа очаровывает своей красотой и плавностью. Мало, кто останется равнодушным к нежностям самой матушки Земли.

Стихотворение было написано в 1847 году в самый разгар творчества поэта. К данному моменту А.А Фет уже не раз обращался к теме природы. Утонченный лирик во всем видимом им ценил красоту, так данная черта не обошла стороной и предложенное произведение.

Образец 2

Относительно небольшое стихотворение Фета Летний вечер тих и ясен является характерным примером его великолепной пейзажной миниатюры, в которой поэт создал действительно немало достойных творений. Одним из основных достоинств его произведений в этом жанре является умение охватить собственным художественным взором огромным (ну или, как минимум, внушительные) пласты смысла и пространства.

Стихотворение чем-то похоже на заклинание, которое перечисляет различные свойства природы и окружающего мира. Точные эпитеты и сравнения подобны обращению к природным силам. При этом поэт перечисляет различные формы существования природы: деревья, река, ветер, животные, небесное светило.

Образ свободных коней довольно часто использовался в русской пейзажной лирике и представлял собой также и общее олицетворение свободных сил природы. Помимо этого конь как таковой является и символом красоты природы. Ведь объективно довольно трудно отыскать более красивое и грациозное животное и именно поэтому коней так часто пишут художники.

Летний вечер тих и ясен

Интересные ответы

Викинги были жителями Скандинавии примерно с 700 года до 1125 года. Этот период называется эпохой викингов. Викинги путешествовали на большие расстояния в своих кораблях, как торговцы, поселенцы и воины

Родился писатель в 1818 году в городе Орел в семье дворян. Деспотичная мать любила сына, но подвергала побоям. Родители старались дать мальчику соответствующее тому времени образование.

В химии есть 2 раздела: органика и неорганика. В органическую химию входит много соединений: спирты, нуклеиновые кислоты, алканы, алкены, белки и так далее. Одними из представителей данного раздела являются жиры, они же триглицериды.

Джейн Остин – величайшая писательница 18 столетия, является одним из основоположников жанра реализм. Джейн Остин появилась на свет 16 декабря 1775 года

Такие интересные и увлекательные мокроносые приматы как лемуры обитают на Мадагаскаре.

Афанасий Афанасьевич Фет написал стихотворение в 1847 году. Это пик творческой активности поэта, он молод, полон сил, и энергии. Его воодушевляют темы окружающей природы.

История создания

Поэт окончил университет, и поступил на службу в надежде вернуть себе дворянский титул. Он публикуется в журналах, готовиться выпустить книгу, знакомится со знаменитым писателем Иваном Тургеневым.

В этот период поэт встречает свою единственную любовь, Марию.

Описание летнего вечера, и вся прелесть перехода светлого времени суток в сумерки, таинственность, которая оставляет след в душе. Прослеживается невероятная правдивость описания.

Читайте по теме:

Композиция

Поэт изображает природу натуральными, меняющимися красками. Лирический герой как бы ощущает происходящие изменения, его переполняют чувства, желание делиться ими с кем-то, возникают философские размышления о необходимости ценить каждый миг жизни.

В стихотворение прослеживается небольшая контрастность между началом произведения, и его концом: одна часть — это тихий закат, блеск реки от едва скользнувших лучей солнца, засыпание ив, другая часть — описание ветра, приобретение звуковой динамики, сравниваемой с табуном лошадей.

Произведение относится к природной лирики, описываются пейзажи. Поэт призывает насладиться образами природы, почувствовать прелесть явлений окружающей среды.

Читайте по теме:

Средства выразительности

В этом малом произведении выражена большая палитра красок и звуков уходящего дня.

Метафоры

Эпитеты

Олицетворение

Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт 19 века. Его произведения знакомы каждому со школьной скамьи. В них знаменитый классик одинаково ярко и живо умел передать и чувство любви, и красоту природы.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб – добавляет изображаемым вещам правдивости и ясности. Четкий ритм, чистые рифмы, перекрестная рифмовка – все это заставляет верить главному герою, мы чувствуем, что нас не обманывают, и все, что описывается, все так и было в реальности.

Риторический вопрос во втором четверостишии еще раз убеждает в правдивости рисуемого пейзажа, он не требует ответа, как раз потому что всё так и есть.

Все приятно в этот вечер, лирический герой внутренне спокоен, он находит в природе отображение своего душевного состояния. Всё живо в нем, всё дышит, всё находится в порядке.

Общая картина открывает перед глазами читателей вид летнего вечера где-то на краю поля или долины, недалеко от леса. Природа очаровывает своей красотой и плавностью. Мало, кто останется равнодушным к нежностям самой матушки Земли.

Стихотворение было написано в 1847 году в самый разгар творчества поэта. К данному моменту А.А Фет уже не раз обращался к теме природы. Утонченный лирик во всем видимом им ценил красоту, так данная черта не обошла стороной и предложенное произведение.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вечер.
История создания – написано оно в 1855 году, когда поэт был уже в достаточно зрелом тридцатипятилетнем возрасте.

Тема – очарование природы, которая в вечернее время кажется особенно таинственной.

Композиция – стихотворение можно разделить на две части: первая строфа является зачином, остальные две раскрывают его.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зеленый огонь”.

Метафоры – “убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится”.

Сравнение – “облака как дым”.

Образец 2

Относительно небольшое стихотворение Фета Летний вечер тих и ясен является характерным примером его великолепной пейзажной миниатюры, в которой поэт создал действительно немало достойных творений. Одним из основных достоинств его произведений в этом жанре является умение охватить собственным художественным взором огромным (ну или, как минимум, внушительные) пласты смысла и пространства.

Стихотворение чем-то похоже на заклинание, которое перечисляет различные свойства природы и окружающего мира. Точные эпитеты и сравнения подобны обращению к природным силам. При этом поэт перечисляет различные формы существования природы: деревья, река, ветер, животные, небесное светило.

Образ свободных коней довольно часто использовался в русской пейзажной лирике и представлял собой также и общее олицетворение свободных сил природы. Помимо этого конь как таковой является и символом красоты природы. Ведь объективно довольно трудно отыскать более красивое и грациозное животное и именно поэтому коней так часто пишут художники.

История создания

Афанасия Афанасьевича Фета всегда глубоко волновала тема природы. Особенно он интересовался таким таинственным по его мнению явлением, как переход от дня к ночи. Благодаря дару видеть прекрасное в том, что другие считают повседневностью, поэту и удавалось создавать очаровательные пейзажные зарисовки, такие как написанные в 1855 году “Вечер”.

Несмотря на то, что поэту к тому времени уже исполнилось тридцать пять, он не утратил юношеской свежести восприятия и продолжал считать природу прекрасной и достойной созерцания.

Также в этом произведении отразилось типичное фетовское восприятие природных явлений как чего-то, что помогает познать космическое начало и имеет скрытое начало.

Основная мысль

Петр Чайковский говорил о творчестве Фета так:

Считаю его поэтом абсолютно гениальным… Фет в лучшие свои минуты переходил из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена. …Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом.

Композиция

Первая часть произведения состоит из одной строфы и как раз наполнена безличными предложениями. Они и помогают Афанасию Афанасьевичу создать атмосферу таинственности, показать, насколько загадочен природный мир.

А вот вторая часть, состоящая из двух строф, представляет собой как раз попытку эту загадку разгадать. Размышления лирического героя, основанные на визуальных впечатлениях, раскрываются уже более традиционным способом. Автор рисует прекрасную картину природы в вечернее время, когда все понемногу засыпает с одной стороны, и как будто предчувствует утро – с другой.

Очевидно, что лирический герой видит всю развернувшуюся перед ним картину с пригорка, где то жарко, то сыро (очевидно, от ветра с реки). Это позволяет ему видеть больше, как если бы он был непосредственным участником. Такой взгляд “сверху”, немного отстраненный и в то же время пристальный, типичен для фетовских стихов. Именно за счет него была сформирована композиция: сначала лирический герой видит и слышит нечто неясное, но, вглядевшись, может разгадать хотя бы часть природных загадок. Таким образом Афанасий Афанасьевич передает свою философскую идею.

Жизнь великого поэта

Родился писатель 23 ноября [5 декабря по старому стилю] 1820 года в селе Новосёлки, в Орловской губернии. Почти сразу после рождения мать поэта уехала за границу и покинула ребенка, так Афанасия усыновил дворянин по фамилии Шеншин. Через 14 лет случайно было установлено истинное происхождение поэта, его лишили титула дворянства и всех привилегий.

В 1845 году творческую карьеру оборвала война, молодой Афанасий Фет поступил на военную службу и стал кавалеристом. Уже через год ему присвоили первое офицерское звание. В 1850 автор возвращается к творческой цели и выпускает второй сборник сочинений. Работы автора получили положительные отзывы от многих критиков. Даже после публикации новых стихов Фет продолжил службу в армии, а потом написал об этом периоде очень много мемуаров.

В 1856 году мир увидел третий сборник Фета под редакцией Тургенева, а уже через год поэт женился на Марии Петровне Боткиной, сестре критика Боткина. До 1858 года Афанасий Фет еще продолжал военную службу и вышел в отставку в чине гвардейского штабc-ротмистра и поселился в Москве. Спустя 5 лет мир увидело двухтомное собрание стихотворений Фета.

Скончался Афанасий Фет 21 ноября 1892 года в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Всю жизнь он боролся за доказательства своего происхождения, только за несколько лет перед смертью власть вернула ему титул и привилегии.

Это пейзажная лирика в лучшем своем проявлении – задушевном, таинственном, музыкальном. Поэт наполняет свое стихотворение не только визуальными, но и акустическими образами, как бы погружая читателя не только в пейзаж, но и в особое вечернее настроение, этим пейзажем навеваемое.

Трехстопное произведение имеет трехсложный стихотворный размер – Афанасий Афанасьевич использует для него анапест. Перекрестная рифма как будто связывает между собой части произведения, а последовательное сохранение ритмики делает его еще более цельным.

С полей несется голос стада, В кустах малиновки звенят…

Это звуки поздней весны, когда луга покрылись травой, а значит, скотину начинают выгонять на пастбища. Да и голос малиновки мы можем услышать не раньше второй декады апреля.

Так в небольшом по объему и довольно простом по содержанию (всего три четверостишия!) лирическом произведении автор смог передать целую палитру чувств и переживаний лирического героя. Здесь и ожидание прихода весны, и тоска по уходящей молодости, и надежда на восторг, упоение созерцаемой красотой природы – словом, все те чувства, которые позволяют человеку быть по-настоящему счастливым.

Средства выразительности

Богатая палитра тропов, использованная Фетом, делает стихотворение “Вечер” глубоко чувственным. Проникновенность ему придают:

  • Эпитеты – “ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зеленый огонь”.
  • Метафоры – “убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится”.
  • Сравнение – “облака как дым”.

Все эти художественные средства помогают передать взгляд лирического героя, наблюдающего за уходом дня. Он восхищен великолепием пейзажа, чувствует природу живым существом и ощущает себя наблюдателем и частью ее в одно и то же время.

Таким образом поэт показывает красоту не только природы, но и своей души, которая умеет видеть все окружающее особенным и прекрасным. Кто знает, смог ли бы кто-то, кроме Фета, увидеть столько очарования в самых обычных сумерках. Афанасий Афанасьевич не только видит ее, но и стремится поделиться своим ощущением с читателем.

Образы и символы

Своей любимой темой Афанасий Фет называл тему природы. Но в своей пейзажной лирике поэт всегда затрагивал и философскую тему. В любое, даже самое маленькое свое произведение о природе, он вписывал размышление о жизни.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

В первой части стихотворения отчетливо видны стандартные акценты пейзажа: описание картины природы от неба до земли с указанием оттенков и игры света и тени. Но стоит закончиться первому катерну, как они уже потеряли свое главенствующее положение. Читатель теперь не просто смотрит, а слышит ржание коня и ощущает ветер. Для более полного воссоздания картины Фет подключил зрительный и осязательный компонент.

Лирического героя, коим здесь, наверняка, является сам автор, переполняют эмоции и чувства от увиденной картины. Он жаждет поделиться ими с кем-нибудь. Фет хотел бы, чтобы рядом в этот миг любования оказался близкий человек, разделяющий его взгляды. Пока он еще не наше такового, но представляет его рядом с собой и мысленно обращается к нему.

Этот глагол появляется ближе к концу стихотворения, намекая на то, что автор уже познакомился со своим собеседником ближе, нашел с ним общий язык. Теперь Фет призывает обострить слух. Что именно хотел услышать автор читатель узнает в самом конце стихотворения, благодаря акустическому образу скачущего табуна. Таким незаурядным образом, поэту удалось расширить привычные пейзажные рамки, сделать их почти бесконечными, меняющими свои границы, двигаясь вместе с лошадьми.
Да и временные рамки в стихотворении имеют размытые границы. Здесь властвует мотив ожидания, которое, как показывает жизнь, может длиться бесконечно.

В данном стихотворении Фет вновь коснулся философской темы скоротечности жизни, ее изменения ото дня к дню и безвозвратности. Каждый вечер – яркое тому доказательство: сумерки приходят каждый раз, но всякий раз их наступление неповторимо: они могут отличаться по отблеску света, по игре тени, по ощущениям ветра на коже, а главное по чувствам, возникающим у человека. Вечера, проведенные в одном и том же месте в схожее время, могут вызывать абсолютно противоположные чувства: от радости до полного разочарования. Основываясь на всех этих мыслях, поэт призывает людей ценить минуты, которые оставляют на душе лишь приятное тепло.

Читайте также: