Анализ стихотворения фета севастопольское братское кладбище кратко

Обновлено: 08.07.2024

Какой тут дышит мир! Какая славы тризна
Средь кипарисов, мирт и каменных гробов!
Рукою набожной сложила здесь отчизна
Священный прах своих сынов.

Они и под землей отвагой прежней дышат…
Боюсь, мои стопы покой их возмутят,
И мнится, все они шаги живого слышат,
Но лишь молитвенно молчат.

Счастливцы! Высшею пылали вы любовью:
Тут что ни мавзолей, ни надпись — все боец,
И рядом улеглись, своей залиты кровью,
И дед со внуком, и отец.

Из каменных гробов их голос вечно слышен,
Им внуков поучать навеки суждено,
Их слава так чиста, их жребий так возвышен,
Что им завидовать грешно…

Анализ стихотворения — Севастопольское братское кладбище. Русский язык и литература

Тема героизма является весьма распространенной для стихотворений. Особенно, если речь о русских поэтах, ведь для России тема войны и воинского подвига является характерной, так как страна ведет войны на протяжении многих лет. Безусловно, собственно война может иметь разные оценки и люди, которые отправляются на войну и затевают конфликты, могут обладать различным миропониманием и ценностями.

В своем стихотворении Севастопольское братское кладбище Фет как представитель чистого искусства, не впадает в склочность и дрязги, он не морализаторствует, но выделяет наиболее благую суть, наиболее ценные составляющие военного опыта. Точнее, этот опыт, о котором говорит поэт, является именно героическим, он бесценен и является удивительным, вероятно, в этом мире может даже не существовать чего-то более высокого, чем такой опыт.

Конечно, гибель сама по себя является негативным фактором, но есть обстоятельства, которые гибель преображают. В частности обстоятельства выполнения военных обязанностей по защите собственной земли. Фет всячески воспевает людей погибших в Севастополе, он превозносит этих людей так, как превозносят святых.

Анализ 2

Осень 1854г. время возникновения братского кладбища в северной части города. Тысячи погибших неизвестных героев одиннадцати месячной осады города погребены в общих могилах. Они стояли на смерть, их имена неизвестны, но каждый из них достоин звезды героя.

Фет, посетивший кладбище, не мог остаться равнодушным к могилам безымянных героев. Торжественно, печально, величественно воспевает поэт героизм русского народа. Автор описывает детально свое посещение. Он боится потревожить покой усопших. Как истинный патриот своей Отчизны Фет гордится каждым воином, погибшим при защите Севастополя.

Поэт описывает масштабность события. На кладбище покоятся семьями: дед, отец, сын, независимо от возраста люди шли под пули за свободу своего родного города, своей Родины.

Грешно, но автор завидует, что солдаты погибли смертью настоящих героев за свою любимую страну. Даже под могильным камнем солдаты разговаривают с будущим поколением.

В небольшом по объему произведении Фет сумел раскрыть боль и горе народа пережившего страх Крымской войны.

Стихотворение начинается с вступления, в котором автор повествует о первых впечатлениях от кладбища. Природа ( мирты, кипарисы) и камень гробов. Жизнь и вечность находятся рядом. Читатель словно идет рядом с Фетом, углубляясь все дальше и дальше кладбища. На каждом шагу могилы , и в каждой из них великий сын своей Родины.

Кульминация стихотворения- философского направления. Автор, называя героев счастливцами, считает ,что высшей ценностью человеческой жизнью –смерть за благое дело.

Конец произведения- призыв автора к будущему поколению. Бойцы до сих пор с небес наблюдают за поступками людей. Их смертью была не напрасно только в том случае, если небо мирное и люди помнят о них.

Вывод стихотворения — пока живы русские люди они не забудут подвиг неизвестных героев Севастопольской обороны.

Эмоции, полученные Фетом на севастопольском кладбище, выражены не только в стихотворении, но и в воспоминаниях поэта. Он писал, что нигде и никогда не испытывал такого подъема духа – того самого геройского духа, отрешенного от любых личных стремлений, который носится над полем боя и один может стать предметом героической песни.

История сборника




На самом деле большинство людей не обращают внимания ни на взрывы, ни на выстрелы. Только на бастионе можно увидеть защитников города, изумительные, незабываемые картины. В госпитале солдаты делятся впечатлениями. Раненные, ожидающие своей очереди, с ужасом наблюдают, как доктора ампутируют руки и ноги. Только здесь можно увидеть потрясающие душу зрелища, настоящую войну – кровь, боль, смерть.

Молоденький офицерик с четвертого, самого опасного бастиона, жалуется не на снаряды и бомбы, а на грязь. Это у него такая защитная реакция, он еще неопытен и ведет себя непринужденно. По пути на четвертый все реже встречаются гражданские лица, все чаще - носилки с ранеными. Офицер на бастионе ведет себя спокойно и вспоминает, как бомба попала в землянку и разом погибли одиннадцать человек. В лице, осанке защитников бастиона видны настоящие русские черты – простота и упрямство.

Этот рассказ занимает центральное место в сборнике. Прошло полгода после осады. Солдаты наблюдают друг за другом, дипломаты не могут договориться, а военными действиями разрешить конфликт еще сложнее.

Незаметно Михайлов подошел к павильону с музыкой, хотел пообщаться с аристократами, но не решился. Он стремился к повышению, и общение с простым народом или солдатами его не устраивало. Офицер осмелился и подошел к ним. Они приняли хорошо и даже прогулялись с ним. Михайлов был счастлив.

Среди аристократов были те, кто не очень-то стремился под обстрел – Праскухин. Михайлов командует ротой на передовой, а Праскухина просят отнести приказ о перемещении. Когда батальон перемещается, офицеры стараются произвести впечатление друг на друга. Праскухина убивают, Михайлов ранен в голову, и от лазарета отказался, поскольку хочет отличиться. На следующий день аристократы прогуливаются по бульвару и рассказывают о своих героических подвигах. Объявляют перемирие. Русские солдаты и солдаты противника разговаривают друг с другом без злобы и ненависти. Но как только убирают белый флаг – все начинается снова

На самом деле большинство людей не обращают внимания ни на взрывы, ни на выстрелы. Только на бастионе можно увидеть защитников города, изумительные, незабываемые картины. В госпитале солдаты делятся впечатлениями. Раненные, ожидающие своей очереди, с ужасом наблюдают, как доктора ампутируют руки и ноги. Только здесь можно увидеть потрясающие душу зрелища, настоящую войну – кровь, боль, смерть.

Молоденький офицерик с четвертого, самого опасного бастиона, жалуется не на снаряды и бомбы, а на грязь. Это у него такая защитная реакция, он еще неопытен и ведет себя непринужденно. По пути на четвертый все реже встречаются гражданские лица, все чаще - носилки с ранеными. Офицер на бастионе ведет себя спокойно и вспоминает, как бомба попала в землянку и разом погибли одиннадцать человек. В лице, осанке защитников бастиона видны настоящие русские черты – простота и упрямство.

Вывод

Практическое занятие

Тема: Тема Крымской войны в творчестве русских писателей.

План занятия.

Какой тут дышит мир! Какая славы тризна Средь кипарисов, мирт и каменных гробов! Рукою набожной сложила здесь отчизна Священный прах своих сынов. Они и под землей отвагой прежней дышат… Боюсь, мои стопы покой их возмутят, И мнится, все они шаги живого слышат, Но лишь молитвенно молчат. Счастливцы! Высшею пылали вы любовью: Тут что ни мавзолей, ни надпись — все боец, И рядом улеглись, своей залиты кровью, И дед со внуком, и отец. Из каменных гробов их голос вечно слышен, Им внуков поучать навеки суждено, Их слава так чиста, их жребий так возвышен, Что им завидовать грешно…

Эмоции, полученные Фетом на севастопольском кладбище, выражены не только в стихотворении, но и в воспоминаниях поэта. Он писал, что нигде и никогда не испытывал такого подъема духа – того самого геройского духа, отрешенного от любых личных стремлений, который носится над полем боя и один может стать предметом героической песни.

История сборника

На самом деле большинство людей не обращают внимания ни на взрывы, ни на выстрелы. Только на бастионе можно увидеть защитников города, изумительные, незабываемые картины. В госпитале солдаты делятся впечатлениями. Раненные, ожидающие своей очереди, с ужасом наблюдают, как доктора ампутируют руки и ноги. Только здесь можно увидеть потрясающие душу зрелища, настоящую войну – кровь, боль, смерть.

Молоденький офицерик с четвертого, самого опасного бастиона, жалуется не на снаряды и бомбы, а на грязь. Это у него такая защитная реакция, он еще неопытен и ведет себя непринужденно. По пути на четвертый все реже встречаются гражданские лица, все чаще - носилки с ранеными. Офицер на бастионе ведет себя спокойно и вспоминает, как бомба попала в землянку и разом погибли одиннадцать человек. В лице, осанке защитников бастиона видны настоящие русские черты – простота и упрямство.

Этот рассказ занимает центральное место в сборнике. Прошло полгода после осады. Солдаты наблюдают друг за другом, дипломаты не могут договориться, а военными действиями разрешить конфликт еще сложнее.

Незаметно Михайлов подошел к павильону с музыкой, хотел пообщаться с аристократами, но не решился. Он стремился к повышению, и общение с простым народом или солдатами его не устраивало. Офицер осмелился и подошел к ним. Они приняли хорошо и даже прогулялись с ним. Михайлов был счастлив.

Среди аристократов были те, кто не очень-то стремился под обстрел – Праскухин. Михайлов командует ротой на передовой, а Праскухина просят отнести приказ о перемещении. Когда батальон перемещается, офицеры стараются произвести впечатление друг на друга. Праскухина убивают, Михайлов ранен в голову, и от лазарета отказался, поскольку хочет отличиться. На следующий день аристократы прогуливаются по бульвару и рассказывают о своих героических подвигах. Объявляют перемирие. Русские солдаты и солдаты противника разговаривают друг с другом без злобы и ненависти. Но как только убирают белый флаг – все начинается снова

На самом деле большинство людей не обращают внимания ни на взрывы, ни на выстрелы. Только на бастионе можно увидеть защитников города, изумительные, незабываемые картины. В госпитале солдаты делятся впечатлениями. Раненные, ожидающие своей очереди, с ужасом наблюдают, как доктора ампутируют руки и ноги. Только здесь можно увидеть потрясающие душу зрелища, настоящую войну – кровь, боль, смерть.

Молоденький офицерик с четвертого, самого опасного бастиона, жалуется не на снаряды и бомбы, а на грязь. Это у него такая защитная реакция, он еще неопытен и ведет себя непринужденно. По пути на четвертый все реже встречаются гражданские лица, все чаще - носилки с ранеными. Офицер на бастионе ведет себя спокойно и вспоминает, как бомба попала в землянку и разом погибли одиннадцать человек. В лице, осанке защитников бастиона видны настоящие русские черты – простота и упрямство.

Вывод

Какой тут дышит мир! Какая славы тризна
Средь кипарисов, мирт и каменных гробов!
Рукою набожной сложила здесь отчизна
Священный прах своих сынов.

Они под землей отвагой прежней дышат…
Боюсь, мои стопы покой их возмутят,
И мнится, все они шаги живого слышат,
Но лишь молитвенно молчат.

Счастливцы! Высшею пылали вы любовью:
Тут что ни мавзолей, ни надпись – всё боец,
И рядом улеглись, своей залиты кровью,
И дед со внуком и отец.

Из каменных гробов их голос вечно слышен,
Им внуков поучать навеки суждено,
Их слава так чиста, их жребий так возвышен,
Что им завидовать грешно…

По мнению Фета, память о великом подвиге навсегда сохранится. Через века будут слышны голоса тех, кто отдал свои жизни за родную страну. Чистой славе этих людей, их возвышенному жребию мог бы позавидовать лирический герой, если бы не считал, что это грешно.

Эмоции, полученные Фетом на севастопольском кладбище, выражены не только в стихотворении, но и в воспоминаниях поэта. Он писал, что нигде и никогда не испытывал такого подъема духа – того самого геройского духа, отрешенного от любых личных стремлений, который носится над полем боя и один может стать предметом героической песни.

Читайте также: