Анализ стихотворения давнее рождественского кратко

Обновлено: 05.07.2024

Лирическое стихотво рение Роберта Рождественского посвящено страшной реальности войны и её главному следствию – смерти. Смысловое поле текста как бы растянуто между двумя полюсами, один из которых тяготеет к миру, а другой – к войне. Лексика стихотворения отчетливо распределяется по двум противопоставленным друг другу семантическим сферам, соответствующим этим полюсам. Уже первые две строки наглядно представляют нам эту оппозицию:

Я, как блиндаж партизанский,

Особенно ярко оппозиция жизнь/смерть проявляется в сравнениях автора: уже приведенное сравнение лирического героя с блиндажом дополняется еще двумя подобными тропами:

запнувшись за мину,

наткнувшись на очередь,

будто на ленточку финиша .

Эти сравнения – яркая демонстрация противоестественности войны для человеческой жизни: ведь так привычно и совсем не страшно запнуться за порог дома (своего или чужого), но запнуться за мину – верная смерть. Аномальность , уродливость этой ситуации подчеркивается необычным, почти неправильным сочетанием слов, никогда прежде ни в одном из текстов не располагавшихся рядом: запнуться за мину , наткнуться на очередь . Порогу родного дома, символизирующему семью и шире – всю родину, финишной ленточке , символизирующей полноту жизни, игру здоровых сил молодости, противостоит прозаический трагизм войны с ее непременными атрибутами, несущими смерть – мина ми, очередями и кровью .

Происходит то, чего не должно быть , – и автор с помощью образных средств, в том числе и лексического повтора ( падают, падают …) пытается донести эту истину до людей . Е го тон повышается от строки к строке, он уже переходит почти на крик (что подчеркивается и явным ассонансом а-а-а-а ) : ведь если линии жизни такие длинные , то почему так беспощадна и неминуема смерть?

С южет стихотворения предельно прост: это разворачивающаяся перед глазами лирического героя динамичная картина гибели молодых, жаждущих жить мальчик ов , картин а, которая неотступно преследует и тревожит. Стихотворение написано уже через много лет после окончания войны, однако эта тема волнует и современного читателя в силу, увы, своей непреходящей актуальности.

У каждого поэта есть своя муза, и Роберт Рождественский в этом отношении не является исключением. С Аллой Киреевой, молодым литературным критиком, начинающий поэт познакомился в середине 50-х годов 20 века, которая только пробовал свои силы в стихосложении. Тем не менее, эта хрупкая и властная женщина пленила воображение, а встреча с ней положила начало большому роману длиною в жизнь.

Роберт Рождественский очень редко посвящал стихи Алле Киреевой, считая, что в этом нет необходимости. Однако особенно пронзительные произведения публиковались

с указанием фамилии той, которую он ценил и боготворил. К ним, в частности, относится стихотворение “Давнее”, навеянное воспоминаниями о Великой Отечественной войне. Вернуться мысленно к этой теме поэта вынудили события в Афганистане, когда тысячи советских ребят вынуждены были защищать политические интересы СССР в конфликте с США.

Автор не оправдывает тех, кто развязал эту войну, и не пытается давать оценку их действиям. Он просто мысленно переносится в прошлое, когда 9-летним мальчишкой узнал, что такое смерть на фронте. Ведь именно так за несколько месяцев до окончания войны погиб его отец, память

Роберт Рождественский вряд ли думал о том, что спустя десятилетия вернется к военной тематике в своем творчестве. Себя он сравнивает с блиндажом, который “травою порос”. Тем не менее, поэт отмечает: “Но, оглянувшись, очень отчетливо вижу: падают мальчики, запнувшись за мину, как за порог, наткнувшись на очередь, будто на ленточку финиша”.

В его словах сквозят не только боль, но и недоумение. Если полвека назад война была оправдана хотя бы с той точки зрения, что молодые солдаты защищали собственную родину, то афганская бойня чужда и непонятна поэту. Он не может смириться с тем, что русские ребята отдают жизни за чужую землю, хотя могли бы строить собственное будущее, учиться, создавать семьи и растить детей. Тот факт, что этого уже никогда не случится, заставляет Роберта Рождественского по-новому взглянуть и на собственную жизнь, которая прошла достаточно спокойно и безмятежно.

Да, он был очевидцем двух войн, но в силу возраста не участвовал ни в одной из них. Другим повезло гораздо меньше, хотя, по утверждению автора, линии жизни на руках погибших молодых ребят красноречиво свидетельствовали о том, что их земной путь будет долгим и счастливым. Но кто-то решил, что они должны покинуть этот мир столь нелепым и жестоким образом.

И бессмысленность всего происходящего рождает в душе поэта чувство безысходности оттого, что изменить уже ничего невозможно.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МОУ- Ворошиловская средняя общеобразовательная школа

Комплексный анализ поэтического текста

Работу выполнила ученица 10 класса Грек Ирина

Преподаватель: Герасимова О.Г.

В звуковом оформлении наблюдается явное преобладание глухих согласных над звонкими передавая нам те стоны людей на багровом от крови поле. Использование в качестве стихотворного размера дактиля, Роберт Рождественский объясняет тем, что этот размер способен передать воинственный настрой людей, воюющих на поле сражения.

Синтаксис стихотворения однообразен: на протяжении всего стихотворения, предложения осложнены деепричастными оборотами, а в последнем предложении автор вместо запятой использует тире; двусоставные простые предложения, но есть одно предложении с сочинительной связью; средства связи-союзы.

С точки зрения орфографии данное стихотворение не представляет особой сложности, и все же примерами из текста мы можем проиллюстрировать следующие правила написания:

безударные гласные в корне: травою, крови, руки.

чередующиеся гласные: пророс.

Приставка пре- : прекрасный

Две нн в прилагательных: длинные

Стихотворение написано не так давно,благодаря этому мы помним и переживаем с автором ужасы пережитой войны. Для меня важнапамять о героях тех войн (говоря словами поэта):

Ткаченко Светлана Павловна

Комплексный анализ поэтического текста на примере стихотворения Р.Рождественского "Давнее" в рамках проведения муниципального этапа олимпиады школьников "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность" (2014 г.). По итогам проведения олимпиады Рензяева Светлана была признана победителем.

ВложениеРазмер
davnee_2.odt 16.06 КБ

Предварительный просмотр:

на мягких ладонях которых —

Что же случилось?

Ничего страшнее и быть не может. Она убивает всё: надежды, мечты, желания. Она убивает саму жизнь! В русской литературе тема войны всегда занимала особое место. Писатели и поэты стремились показать читателям то, что на войне бывают не только победы и награды, но поражения и бессмысленные жертвы.

Лирические строки не взаимосвязаны между собой с помощью рифмы, следовательно, тип произведения – белый стих.

Имея равное количество ударений в строке, стихотворение является акцентным. Значимые перебои ритма несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию и настроение автора.

Разделения на строфы отсутствуют, следовательно, данное поэтическое произведение - астрофическое. Но, по моему мнению, стихотворение можно разделить на несколько частей: начало, кульминацию происходящих событий и итог, что относится к композиции. Повествование о гибели молодых солдат идёт в стихотворении от первого лица. Лирический герой стихотворения метафорично сравнивает себя с партизанским блиндажом, проросшим травой. Оглядываясь назад, с высоты прожитых лет, поэт признаётся, что память так и не смогла стереть пронзительную в своём ужасе картину гибели юных солдат, которые отдают свои жизни во имя будущих счастливых поколений. Сознание своего долга перед Родиной задушило у бойцов и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчетное это действие – подвиг.

Последнее предложение как итог несправедливости жизни:

на мягких ладонях которых —

От осознания того, что эти бойцы – мальчики, совсем молодые, возможно, мои ровесники, которым ещё жить бы да жить, становится невыносимо страшно и тоскливо. Длинная линия жизни – не показатель. Для погибших солдат она – черта, за которой Вечность.

Это небольшое стихотворение — не просто размышления поэта о былом. На мой взгляд, это память, которая не даёт покоя. Выбор произведения на военную тематику обусловлен моими предпочтениями в изучении и прочтении лирических произведений о войне. Считаю, сегодня для всех нас важно научиться помнить. Помнить, чтобы жить. В ежедневной суете и спешке за временем мы перестали понимать, что история страны – это мы сами. Мы живём в ней. Сейчас. Прошедшая секунда, минута, час, день – это символы жизни, это эпоха, которую невозможно повернуть вспять. Если люди начнут понимать эти простые истины, возможно тогда не будет разрушенных памятников, хулиганских акций в храмах и на улицах городов, возможно тогда никто не решится нагрубить ветерану и тем более открыть беспорядочную стрельбу по мирным жителям.

Читайте также: