Анализ стихотворения цветаевой стол кратко

Обновлено: 02.07.2024

В центральной части произведения изменяется масштаб лирического повествования. Будто вырвавшись из рамок жилища, предмет начинает расти вместе с субъектом речи. Расширяясь в пространстве, он сближается с водной стихией: кайма столовой скатерти метафорически отождествляется с канатом или естественным препятствием, позволяющим героине не пропасть в бушующем море.

Центральный образ наделен собственным разумом. Он не только охлаждает эмоциональные всплески, но настойчиво призывает к дисциплине, прилежному исполнению обязанностей, налагаемых поэтическим даром. В этом эпизоде стол сравнивается с шахом, возвращающим своевольную беглянку в гарем.

О высокой миссии стола и его обладательницы свидетельствуют художественные и лексические средства, связанные с религиозной тематикой. Предмет ассоциируется со столпом, местом свершения подвига благочестия, или частью интерьера алтаря в христианском храме. Автор прибегает к известной библейской аллюзии, отождествляя стол с огненным столпом, с помощью которого Господь вывел евреев из Египта.

Тридцатая годовщина
Союза – верней любви.
Я знаю твои морщины,
Как знаешь и ты – мои,

Которых – не ты ли – автор?
Съедавший за дестью десть,
Учивший, что нету – завтра,
Что только сегодня – есть.

И деньги, и письма с почты –
Стол – сбрасывавший – в поток!
Твердивший, что каждой строчки
Сегодня – последний срок.

Грозивший, что счетом ложек
Создателю не воздашь,
Что завтра меня положат –
Дурищу – да на тебя ж!

Тридцатая годовщина
Союза – держись, злецы!
Я знаю твои морщины,
Изъяны, рубцы, зубцы –

Малейшую из зазубрин!
(Зубами – коль стих не шел!)
Да, был человек возлюблен!
И сей человек был – стол

Сосновый. Не мне на всхолмье
Березу берег карел!
Порой еще с слезкой смольной,
Но вдруг – через ночь – старел,

Разумнел – так школьник дерзость
Сдает под мужской нажим.
Сажусь – еле доску держит,
Побьюсь – точно век дружим!

Ты – стоя, в упор, я – спину
Согнувши – пиши! пиши! –
Которую десятину
Вспахали, версту – прошли,

Покрыли: письмом – красивей
Не сыщешь в державе всей!
Не меньше, чем пол-России
Покрыто рукою сей!

Сосновый, дубовый, в лаке
Грошовом, с кольцом в ноздрях,
Садовый, столовый – всякий,
Лишь бы не на трех ногах!

Как трех Самозванцев в браке
Признавшая тезка – тот!
Бильярдный, базарный – всякий –
Лишь бы не сдавал высот

Заветных. Когда ж подастся
Железный – под локтевым
Напором, столов – богатство!
Вот пень: не обнять двоим!

А паперть? А край колодца?
А старой могилы – пласт?
Лишь только б мои два локтя
Всегда утверждали: – даст

Бог! Есть Бог! Поэт – устройчив:
Все – стол ему, все – престол!
Но лучше всего, всех стойче –
Ты, – мой наколенный стол!

Около 15 июля 1933 г. – 29-30 сентября 1935 г.

Обидел и обошел?
Спасибо за то, что – стол
Дал, стойкий, врагам на страх
Стол – на четырех ногах

Упорства. Скорей – скалу
Своротишь! И лоб – к столу
Подстатный, и локоть под
Чтоб лоб свой держать, как свод.

– А прочего дал в обрез?
А прочный, во весь мой вес,
Просторный, – во весь мой бег,
Стол – вечный – на весь мой век!

Спасибо тебе, Столяр,
За доску – во весь мой дар,
За ножки – прочней химер
Парижских, за вещь – в размер.

Мой письменный верный стол!
Спасибо за то, что ствол
Отдав мне, чтоб стать – столом,
Остался – живым стволом!

С листвы молодой игрой
Над бровью, с живой корой,
С слезами живой смолы,
С корнями до дна земли!

Квиты: вами я объедена,
Мною – живописаны.
Вас положат – на обеденный,
А меня – на письменный.

Оттого что, йотой счастлива,
Яств иных не ведала.
Оттого что слишком часто вы,
Долго вы обедали.

Всяк на выбранном заранее –

Месте своего деяния,
Своего радения:

Вы – с отрыжками, я – с книжками,
С трюфелем, я – с грифелем,
Вы – с оливками, я – с рифмами,
С пикулем, я – с дактилем.

В головах – свечами смертными
Спаржа толстоногая.
Полосатая десертная
Скатерть вам – дорогою!

Табачку пыхнем гаванского
Слева вам – и справа вам.
Полотняная голландская
Скатерть вам – да саваном!

А чтоб скатертью не тратиться –
В яму, место низкое,
Вытряхнут
С крошками, с огрызками.

Каплуном-то вместо голубя
– Порох! душа – при вскрытии.
А меня положат – голую:
Два крыла прикрытием.

Конец июля 1933 г.

В центральной части произведения изменяется масштаб лирического повествования. Будто вырвавшись из рамок жилища, предмет начинает расти вместе с субъектом речи. Расширяясь в пространстве, он сближается с водной стихией: кайма столовой скатерти метафорически отождествляется с канатом или естественным препятствием, позволяющим героине не пропасть в бушующем море.

Центральный образ наделен собственным разумом. Он не только охлаждает эмоциональные всплески, но настойчиво призывает к дисциплине, прилежному исполнению обязанностей, налагаемых поэтическим даром. В этом эпизоде стол сравнивается с шахом, возвращающим своевольную беглянку в гарем.

О высокой миссии стола и его обладательницы свидетельствуют художественные и лексические средства, связанные с религиозной тематикой. Предмет ассоциируется со столпом, местом свершения подвига благочестия, или частью интерьера алтаря в христианском храме. Автор прибегает к известной библейской аллюзии, отождествляя стол с огненным столпом, с помощью которого Господь вывел евреев из Египта.

План анализ стихотворения:
1. Когда, где написано. Кому или чему посвящено. Какие события из жизни поэта могли его вдохновить на написание того или иного стихотворения.
2. Определить тему ( любовь, природа, война, Родина и тп). Как тема отражается в названии ( если оно есть).
3. Как меняется настроение на протяжении стихотворения ( если меняется). Определить основную тональность ( грусть, тоска, радость и тп).
4. Особенности композиции ( повторы, куплеты, деления на строфы по настроению, тональности, микротемам).
5. Рассказать о лирическом герое, в какой жизненной ситуации он находится (Лирический герой не равно автор).
6. Художественные средства ( все: эпитеты, метафоры, аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора, оксюморон). ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ.
7. Стихотворный размер. Рифма ( кольцевая, перекрестная, параллельная, мужская, женская). Для чего. Инверсия ( если есть).
8. Вывод

1. Стихотворный цикл "Стол" был написан в 1932-1935 гг. и посвящён старому письменному столу, при котором М. Цветаевой многое пришлось пережить и за которым она написала лучшие свои произведения. Что вдохновило её на создание цикла? С 1930-х годов М. Цветаева с семьёй жила практически в нищете, и единственным её доходом была литература. Так, стол в данный период жизни поэта разделял с ней все радости и муки нелёгкого поэтического труда, можно сказать, стал её спасением.

2. Тема отражена в названии цикла: стихи действительно о письменном столе - лучшем друге поэтов и писателей ("Но лучше всего, всех стойче —
Ты — мой наколенный стол!").

3. В стихотворении преобладает бодрое, торжественное настроение, которое достигается за счёт многочисленных восклицаний и пауз.

4. Цикл состоит из 5 стихотворений, каждое из которых представляет собой композиционное единство. В 1 стихотворении 11 четверостиший, во 2 - 4, в 3 - 11, в 4 - 4, в 5 - 2. Почитай их, запиши вкратце, о чём в каждом отрывке говорится и какие чувства это у тебя вызвало.
Композиция цикла кольцевая (начальный и конечный фрагмент поэтического текста повторяются).

5. Лирическим героем стихотворения является сама Цветаева, она же и обращается к своему письменному столу. Жизненную ситуацию см. в пункте 1 данного анализа или в биографии поэта.

6. Художественные средства. Эпитеты: "верный стойкий, просторный, вечный стол", "живая смола", "живой ствол" и др.
Сравнения: "Испытанный, — как пила
В грудь въевшийся — край стола!"; "Меня охранял — как шрам" и др.
Метафоры: "слёзкой смольной", "Ты был мне престол, простор", "с корнями до дна земли", "поклажа грёз" и др.
Анафоры: "Тридцатая годовщина/Союза — верней любви; Тридцатая годовщина
Союза — держись, злецы!", "Спасибо за то, что шел; Спасибо, что ног не гнул; Спасибо за то, что стал; Спасибо, что рос и рос" и др.
Эпифоры: "Даст Бог! Есть Бог!"
Оксюморон: нет (возможно, "живая смола" и "живой ствол" в какой-то степени являются оксюморонами).
Аллитерация: "[ст] олп [ст] олпника, у [ст] за [т] вор", "[л] бом, [л] октем, уз [л] ом ко [л']ен", "согнув [ш] и — пи [ш] и! пи [ш] и!" и др.
Ассонанс: ". пОд лОктевым/НапОрОм, стОлОв — бОгатствО!", "лбОм, лОктем, узлОм кОлен", "согнувшИ — пИшИ! пИшИ!" и др.

7. Стихотворный размер: в цикл "Стол" вошли стихи-логаэды (стихи. в которых сочетаются двухсложные и трёхсложные стопы). Таким образом, схема построения одной строчки стихотворения сводится к "ямб + анапест + ямб":
Мой пИсь/менный вЕр/ный стОл!
СпасИ/бо за тО/, что шЁл.
Можно было бы сказать, что это двухстопный амфибрахий, если бы последний слог в каждой строке не был ударным.
Рифма: в 1 стихотворении цикла - парная, во 2 - перекрёстная, в 3 - перекрёстная, в 4 - парная, в 5 - парная.
Инверсия: "Спасибо за то, что ствол
Отдав мне, чтоб стать — столом,
Остался — живым стволом!";
". Скорей — скалу
Своротишь! И лоб — к столу
Подстатный, и локоть под —
Чтоб лоб свой держать как свод" и др.
Поищи строчки с интересным порядком слов.

8.Выводы. Здесь можно написать о своих ассоциациях, впечатлении, чувствах после прочтения произведения. Отметить, что тема, выбранная Цветаевой, нова и нестандартна для русской лирики.

Я не люблю стихи про стол или про гвоздь
не напишу про винограда гроздь
я про детей в детдоме без родных
про стариков голодных и больных.

М. Слоним. О Марине Цветаевой: Из воспоминаний, 1970

Письменный стол М.Цветаевой (435x580, 60Kb)

Мой письменный верный стол!
Спасибо за то, что шел
Со мною по всем путям.
Меня охранял - как шрам.

Мой письменный вьючный мул!
Спасибо, что ног не гнул
Под ношей, поклажу грез -
Спасибо - что нес и нес.

Строжайшее из зерцал!
Спасибо за то, что стал
- Соблазнам мирским порог -
Всем радостям поперек,

Всем низостям - наотрез!
Дубовый противовес
Льву ненависти, слону
Обиды - всему, всему.

Мой збживо смертный тес!
Спасибо, что рос и рос
Со мною, по мере дел
Настольных - большал, ширел,

Так ширился, до широт -
Таких, что, раскрывши рот,
Схватясь за столовый кант.
- Меня заливал, как штранд!

К себе пригвоздив чуть свет -
Спасибо за то, что - вслед
Срывался! На всех путях
Меня настигал, как шах -

Сомнамбулу.
Битв рубцы,
Стол, выстроивший в столбцы
Горящие: жил багрец!
Деяний моих столбец!

Столп столпника, уст затвор -
Ты был мне престол, простор -
Тем был мне, что морю толп
Еврейских - горящий столп!

Так будь же благословен -
Лбом, локтем, узлом колен
Испытанный, - как пила
В грудь въевшийся - край стола!

Тридцатая годовщина
Союза - верней любви.
Я знаю твои морщины,
Как знаешь и ты - мои,

Которых - не ты ли - автор?
Съедавший за дестью десть,
Учивший, что нету - завтра,
Что только сегодня - есть.

И деньги, и письма с почты -
Стол - сбрасывавший - в поток!
Твердивший, что каждой строчки
Сегодня - последний срок.

Грозивший, что счетом ложек
Создателю не воздашь,
Что завтра меня положат -
Дурищу - да на тебя ж!

Тридцатая годовщина
Союза - держись, злецы!
Я знаю твои морщины,
Изъяны, рубцы, зубцы -

Малейшую из зазубрин!
(Зубами - коль стих не шел!)
Да, был человек возлюблен!
И сей человек был - стол

Сосновый. Не мне на всхолмье
Березу берёг карел!
Порой еще с слезкой смольной,
Но вдруг - через ночь - старел,

Разумнел - так школьник дерзость
Сдает под мужской нажим.
Сажусь - еле доску держит,
Побьюсь - точно век дружим!

Ты - стоя, в упор, я - спину
Согнувши - пиши! пиши! -
Которую десятину
Вспахали, версту - прошли,

Покрыли: письмом - красивей
Не сыщешь в державе всей!
Не меньше, чем пол-России
Покрыто рукою сей!

Сосновый, дубовый, в лаке
Грошовом, с кольцом в ноздрях,
Садовый, столовый - всякий,
Лишь бы не на трех ногах!

Как трех Самозванцев в браке
Признавшая тёзка - тот!
Бильярдный, базарный - всякий -
Лишь бы не сдавал высот

Заветных. Когда ж подастся
Железный - под локтевым
Напором, столов - богатство!
Вот пень: не обнять двоим!

А паперть? А край колодца?
А старой могилы - пласт?
Лишь только б мои два локтя
Всегда утверждали: - даст

Бог! Есть Бог! Поэт - устройчив:
Всё - стол ему, всё - престол!
Но лучше всего, всех стойче -
Ты, - мой наколенный стол!

Около 15 июля 1933 - 29-30 октября 1935

Обидел и обошел?
Спасибо за то, что - стол
Дал, стойкий, врагам на страх
Стол - на четырех ногах

Упорства. Скорей - скалу
Своротишь! И лоб - к столу
Подстатный, и локоть под -
Чтоб лоб свой держать, как свод.

- А прочего дал в обрез?
А прочный, во весь мой вес,
Просторный, - во весь мой бег,
Стол - вечный - на весь мой век!

Спасибо тебе, Столяр,
За доску - во весь мой дар,
За ножки - прочней химер
Парижских, за вещь - в размер.

Мой письменный верный стол!
Спасибо за то, что ствол
Отдав мне, чтоб стать - столом,
Остался - живым стволом!

С листвы молодой игрой
Над бровью, с живой корой,
С слезами живой смолы,
С корнями до дна земли!

Квиты: вами я объедена,
Мною - живописаны.
Вас положат - на обеденный,
А меня - на письменный.

Оттого что, йотой счастлива,
Яств иных не ведала.
Оттого что слишком часто вы,
Долго вы обедали.

Всяк на выбранном заранее -

Месте своего деяния,
Своего радения:

Вы - с отрыжками, я - с книжками,
С трюфелем, я - с грифелем,
Вы - с оливками, я - с рифмами,
С пикулем, я - с дактилем.

В головах - свечами смертными
Спаржа толстоногая.
Полосатая десертная
Скатерть вам - дорогою!

Табачку пыхнем гаванского
Слева вам - и справа вам.
Полотняная голландская
Скатерть вам - да саваном!

А чтоб скатертью не тратиться -
В яму, место низкое,
Вытряхнут
С крошками, с огрызками.

Каплуном-то вместо голубя
- Порох! душа - при вскрытии.
А меня положат - голую:
Два крыла прикрытием.


Discover the world's research

  • 20+ million members
  • 135+ million publications
  • 700k+ research projects

ble ”. T able is for her a synonym of creativity, hard work, God’ s gift, a guardian and a friend, a bed -

rock, a throne, a road sign, and a plank for a con. In her last poem it becomes a tombstone, a grave

политика постоянно разрушали ее надежды, полностью лишая ее в конце концов желания жить и писать. Только благодаря многолетним усилиям ее дочери, которая после 15 лет заключения чудом осталась жива

Однако внешние препятствия, болезни, революции, войны, политика постоянно разрушали ее надежды, полностью лишая ее в конце концов желания жить и писать. Только благодаря многолетним усилиям ее дочери, которая после 15 лет заключения чудом осталась жива, Цветаева заняла сейчас надлежащее ей уже давно место среди классиков русской литературы XX века.

Попытка Цветаевой, двух последних лет ее жизни. Попытка детей ее. Попытка времени, людей, обстоятельств

Белкина М., Скрещение судеб. Попытка Цветаевой, двух последних лет ее жизни. Попытка детей ее. Попытка времени, людей, обстоятельств, Москва 1988.

Невесело твоим гостям, Бездействует графин хрустальный. Печально -им, печален -сам, Непозванная -всех печальней. Невесело и несветло.

Кудрова И., Гибель Марины Цветаевой, Москва 1995. МАС 1984, Словарь русского языка в четырех томах, том 4 (1984), ред. А. П. Евгеньева, Г. А. Разумникова, Москва, с. 271.

Читайте также: