Анализ стихотворения бородино 5 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Анализ стихотворения — Бородино. Русский язык и литература

История возникновения

Смысл и тематика:

Главной темой стихотворения служит война, тяжелая жизнь и судьба солдат, простых людей во время войны.

Основным смыслом служит благой пример современному поколению о непоколебимом духе старого, предыдущего. Речь о том, что, даже имея колоссальные траты в количестве, они не теряли надежду. Сильный дух и вера в победу, героизм и отвагу простого солдата. Смысл в том, что народ становился дружным, единым, сплоченным аппаратом с единственной целью — победить врага.

Проблемы. Их можно насчитать несколько:

Образы в произведении

Патриот — эталон того времени. Автор высмеивает людей, которые были трусливы и несостоятельны.

Средства художественной выразительности.

М.Ю.Лермонтов создал свое произведение от лица настоящего героя, в речи которого присутствуют народные высказывания. Автор пользовался речевыми оборотами, эпитетами и другими тропами:

Все эти приемы создают эмоциональность текста. Читатель во время чтения, становится участником происшествий, сопереживает моменты вместе с героями.

Вариант 2

Лермонтов описал в своем произведении те событии, которые произошли в начале девятнадцатого столетия, в 1812 году. Это была война России с Францией. Франция напала на Россию, а потому Бородинская битва является одной из многих тех битв во время войны. Но именно бородинская битва стала очень известной. Битву как будто бы выиграли французы, по-крайней мере, так подумали они сами. Но на самом деле, не смотря на большие потери, и плачевный вид на поле боя, все же битву выиграли русские. Много воинов полегли за свою Родину, чтобы защитить своих родных, своих же людей.

Несмотря на то, что поэт и писатель Лермонтов родился много позже, это никак не отразилось на его описании битвы. Он прекрасно смог описать те эмоции, которые чувствовали в тот момент воины, которые гибли с честью за свою Родину. Лермонтов так хорошо все описывает, что создается впечатление, что он там был и даже воевал.

Стихотворение написано немного по-другому, в отличие от других его произведений, написанных ранее. Это произведение сотворено совсем по иному. Повествование рассказывает простой человек – солдат былой, который воевал в то время. У него спрашивает про ту битву маленький племянник, которому все очень интересно. А солдат рассказывает, и говорит, что все было по-другому. И даже молодежь была не такой – воины, богатыри, не мы, не то, что нынешнее племя. Простой, уже не молодой солдат, в подробностях вспоминает то время, и страшное, и вместе с тем – даже прекрасное.

Подробнее

Данное стихотворение М.Ю. Лермонтов написал к 25-ой годовщине начала войны Российской империи против Наполеона. Эта одна из самых кровопролитных войн 19 века. Это было тяжелое время для Российской империи и обе стороны понесли колоссальные человеческие потери.

Повествуется произведение от рассказа ветерана Отечественной войны, который являлся очевидцем одной из самых кровопролитных битв, Бородинской битвы. Состоит данное произведение из 14 строф, которые логически поделены на подготовку к сражению и на само сражение. Композиция стихотворения закольцовано тем, что начинается произведения со слов ветерана и заканчивается им же, где четко прослеживается его отношение к современному обществу по сравнению от тех людей. Именно из-за того что стихотворение написано так называемым ямбом разностопным, оно выглядит как сказание. И по этой причине стихотворение хорошо читается и запоминается, что позволило ему очень быстро обрести популярность.

Произведение написано простым, для народа, русским языком, которое раскрывает и показывает всю важность сражения под деревней Бородино, и как нелегко далась та битва для обеих сторон. Основной темой является олицетворения патриотизма и героизма русских людей, солдат. Именно это стихотворение самым лучшим образом олицетворяет важность обычных солдат, которые не жалея себя сражались за свою родину. Основной мысль, которую Лермонтов хотел донести до читателя это то, что сила в единстве и патриотизме перед своим государством, народом. Именно оно показывает то прошлое страны, которое являлась героическим.

Идеей для создания стихотворение послужили воспоминания одного из родственников поэта. Братом бабушки поэта являлся Афанасий Алексеевич Столыпин. Именно его рассказы легли в основу данного произведения, которое повествует о нем, но в образе другого полководца. Именно в описании главного героя прослеживается образ Петра Багратиона, который отличился храбростью и хорошими командными действиями.

Анализ произведения Бородино

Автор описал все события, которые произошли много лет назад. В это время наши солдаты воевали против Франции. Франция первая напала на русских солдат, и им ничего не осталось, как отбиваться всеми удобными способами. Именно Бородинская битва описывается во многих произведениях. Конечно же, никому не хочется признавать свое поражение, а это значит, что французы подумали, что они победили. Но на самом деле русские хотя и потеряли большое количество солдат, но свою победу никому не отдали и забрали себе. Многие солдаты не вернуться домой, хотя их ждали не только родственники, но и друзья. Но этими ребятами можно гордиться, ведь они все сделали для того чтобы все остальные люди жили в мире и согласии и чтобы больше войны не было никогда.

И хотя Лермонтов родился намного позже, чем была война, но все равно ему удалось передать всю боль и страдания солдат на войне. Как они умирали, а также хоронили своих друзей, и как смерть забирала прямо на их глазах самых родных людей. именно поэтому многие могут подумать, что он там присутствовал и все записывал в тетрадь для того чтобы потом написать произведение и поведать об этом всему миру.

Если другие произведения Лермонтова написаны легко и просто, то данное произведение намного отличается от них. Здесь все повествование идет от простого и обычного солдата, который находится в самом пекле событий. Который прошел все это и вернулся домой живым, а теперь обо всем может рассказать и передать всю боль того времени. Его обо всем спрашивает маленький племянник, которому все это очень интересно. Он говорит, что в то время даже молодежь была совсем другой и совсем не схожа с той, которая существует сегодня. Они видели и ощущали все совсем по-другому, да и относились ко всему с другими эмоциями. И пусть даже события очень страшные, но и вместе с тем замечательные и незабываемые.

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

В кратком содержании “Бородино” описаны все события, которые произошли много лет назад. В это время наши солдаты воевали против Франции. Франция первая напала на русских солдат, и им ничего не осталось, как отбиваться всеми удобными способами. Именно Бородинская битва описывается во многих произведениях. Конечно же, никому не хочется признавать свое поражение, а это значит, что французы подумали, что они победили.

Но на самом деле русские хотя и потеряли большое количество солдат, но свою победу никому не отдали и забрали себе. Многие солдаты не вернуться домой, хотя их ждали не только родственники, но и друзья. Но этими ребятами можно гордиться, ведь они все сделали для того чтобы все остальные люди жили в мире и согласии и чтобы больше войны не было никогда.

И хотя Лермонтов родился намного позже, чем была война, но все равно ему удалось передать всю боль и страдания солдат на войне. Как они умирали, а также хоронили своих друзей, и как смерть забирала прямо на их глазах самых родных людей. именно поэтому многие могут подумать, что он там присутствовал и все записывал в тетрадь для того чтобы потом написать произведение и поведать об этом всему миру.

Если другие произведения Лермонтова написаны легко и просто, то данное произведение намного отличается от них. Здесь все повествование идет от простого и обычного солдата, который находится в самом пекле событий. Который прошел все это и вернулся домой живым, а теперь обо всем может рассказать и передать всю боль того времени.

Его обо всем спрашивает маленький племянник, которому все это очень интересно. Он говорит, что в то время даже молодежь была совсем другой и совсем не схожа с той, которая существует сегодня. Они видели и ощущали все совсем по-другому, да и относились ко всему с другими эмоциями. И пусть даже события очень страшные, но и вместе с тем замечательные и незабываемые.

Поэтический анализ стихотворения “Бородино”

Сюжет стихотворения – это, рассказ солдата о Бородинском сражении, который горд за свой народ, за тех солдат, которые сражались за родину. Он восхищается отважными солдатами, которые погибли и выжили в том сражении. Они сражались не на жизнь, а на смерть. Ветеран сражения утверждает, что народ предан своей родине. Он горд за свое поколение.

Поэт восхищается обычными солдатами, народом, а не полководцами и генералами. По мнению М.Ю. Лермонтова в русском солдате воплотились все положительные качества: мужество, героизм, стойкость, смелость, отвага.

Стихотворение начинается с разговора молодого солдата и участника Бородинского сражения:

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Молодой солдат хочет узнать, о тех событиях, которые происходили в те далекие времена.

Дядя подробно рассказывает о Бородинском сражении. Страшные испытания преодолели обычные солдаты в этой битве. Он восхищается своим поколением и ругает нынешнее молодое поколение:

«Да, были люди в наше время,

По его мнению, молодое поколение не способно на подвиги ради своей страны. И тем самым утверждает, что молодое поколение равнодушное.

В стихотворении рассказывается о масштабном сражении. Ярко описывается бой:

«Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой.

Земля тряслась — как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Это интересно: Стихотворение Некрасова Железная дорога – полный и краткий анализ.

Развернутый анализ стихотворения

Вариант 1

Доминантами батальной картины становятся звуки и цвет — визг и грохот, блеск огня. Отдельного упоминания заслуживает группа лексики, обозначающая огромное количество жертв. Однако картину битвы часто заслоняют личные эмоции персонажа: леденящий страх и отчаяние, жажда мщения, ощущение игры со смертью. Романтик, сменивший длинный плащ на армейский мундир, остается главным лицом в сценах сражения.

Вариант 2

Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком. Этим Лермонтов значительно повышает эмоциональное воздействие произведения. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины.

Большое значение имеет структура стихотворения, его стилистические особенности. Оно написано разностопным ямбом со сплетенной рифмой. Это придает произведению музыкальный характер. Оно напоминает семидольный размер народных песен-сказаний.

Вариант 3

Гениальное стихотворение М.Ю. Лермонтова, напи­санное в 1837 году, — это поэма о бессмертном народном подвиге. И вместе с тем это слово грусти и тоски о прошедших невозвратимых героических днях.

Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!

Эта патриотическая идея, освещая весь рассказ солда­та, дает содержание и смысл происходящему.

Солдат сумел в своем рассказе увидеть не просто батарею, на которой был, и не только один участок боя. Самое поразительное у лермонтовского сол­дата — это то, что он видит все — видит историю. Но не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей батареи

В этом и состоит философское значение поэмы Лер­монтова как поэмы о народном самосознании.

Поэт полностью перевоплотился в простого батарейца Бородинской битвы. Ни тени фальши, ни малейшей на­тяжки, ничего навязанного, ничего навязчивого — все святая простота, правда, естественность.

Забил снаряд я в пушку туго,

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат, мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою…

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

И в этих переходах, в их естественности ощущаешь единство армии, полное взаимное доверие и взаимное ручательство одного за всех и всех за одного, что характерно для психологии солдата народной освободительной войны.

В этой поэме замечательно все — как целое, так и любая частность.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз…

Кликам ликования наполеоновских солдат Лермонтов противопоставил святую решимость русского солдата сра­жаться насмерть, до последнего.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

Поэт из чисто внешних деталей создал картину психо­логического перенапряжения солдата перед смертным, не­отвратимым боем.

Значение этой поэмы Лермонтова и для литературы, и для общественной мысли России переоценить невозмож­но. Часто этот стих указывают ученики, когда пишут сочинение на тему “Мой Лермонтов” в средних классах.




Стихотворение “Бородино” М. Ю. Лермонтова описывает события Бородинской битвы. Изложение идёт от имени простого солдата. Это произведение — своего рода диалог поколения Лермонтова с поколением героев Отечественной войны 1812 года. Полный разбор и краткий анализ “Бородино” по плану пригодится при подготовке к уроку литературы в 5 классе.

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бородино.
История создания – написано в 1837 году в честь 25-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года.

Тема – подвиг русского народа в Бородинской битве.

Композиция – 14 строф в форме повествования лирического героя солдата-очевидца событий.

Жанр – лирическое стихотворение, баллада, народная ода.

Стихотворный размер – разностопный ямб со смешанным способом рифмовки.

Метафоры – “постоим головою”, “ломить стеною”, “пала тень”, “отец солдатам”, “спит в земле сырой”, “гора тел”.

Эпитеты – “грозной сечи”, “кровавых тел”, “удалый бой”, “протяжный вой”, “могучее, лихое племя”.

Синекдоха – “ликовал француз”, “рука бойцов”, “изведал враг”, “французу отдана”.

Олицетворение – “картечь визжала”, “звенел булат”, “затрещали барабаны”.

Сравнение – “земля тряслась, как наши груди”, “французы двинулись, как тучи”, “носились знамёна, как тени”.

Гипербола – “рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”, “земля тряслась…”, “смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий…”, “тогда считать мы стали раны”.

Художественно-выразительные средства стихотворения

Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.

Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:

История создания

Стихотворение написано к 25-летию Отечественной войны 1812 года в 1837 году. В этом же году оно было опубликовано в журнале “Современник”. Идея написания произведения возникла у автора ещё в 1832–34 годах. Решающую роль сыграли воспоминания родственника поэта – Афанасия Алексеевича Столыпина, который был братом бабушки Лермонтова. Многие детали заимствованы из его рассказа, и сама личность повествователя есть в стихотворении. Знаменитый образ полковника без имени из стихотворения по некоторым данным – списан с личности Петра Багратиона, выдающегося полководца, проявившего себя в боях с французами.

Краткое содержание для читательского дневника

Произведение посвящено войне 1812 года, когда войска Наполеона Бонапарта напали на Россию с целью захвата территории. В этом стихотворении юноша обращается к дяде с просьбой рассказать ему подробнее о войне с Наполеоном. Наибольший интерес молодой человек проявляет к Бородинскому сражению, ставшему наиболее значимым в определении итогов войны.

Бородинское поле

Однако ситуация быстро изменилась, ведь было найдено огромное поле для битвы. Располагалось оно близ деревни Бородино, там солдаты построили редут. Едва наступило утро, французские войска начали наступать. Сражение продолжалось двое суток, обе стороны держались стойко и не намеревались сдавать позиции и подчиняться врагу. Решающим должен был стать третий день схватки, которого все ждали с особым нетерпеньем.

Хотя битва была кровопролитной и немногим удалось уцелеть и вернуться домой, именно тогда русская армия собрала все силы и боевой дух и сокрушила врага. В конце стихотворения старый воин сожалеет о минувших днях боевой славы и выражает восторг и гордость солдатами.

Стихотворение написано ярким образным народным языком, оно раскрывает субъективный взгляд на бой близ деревни Бородино, который имел решающее значение во всей русско-французской войне. Тема стихотворения – показ мужественного подвига русского народа на войне. Именно Лермонтов впервые подчеркнул значимость простых солдат, русского народа в борьбе с захватчиками. Художественно выразительно и документально точно он описывает события легендарного сражения, добавляя ему бытовые детали, человеческие характеры, эмоциональную окраску и атмосферу всеобщего патриотизма. Главная мысль произведения – сила России в народе, патриотическом духе. Смысл и идея стихотворения – показать героическое прошлое своей страны. Лирический герой рассказывает о событиях сражения простым, понятным языком, без сложных терминов и пафосных фраз.

Отзыв 2

Стихотворение начинается с разговора мальчишки со своим дядей, который видел войну 1812 года. Солдат сражался за Россию, за Москву с войсками Наполеона. В те годы шла война, французы напали на Русь. Он рассказывает, как отдали Москву Наполеону, какой ценой это всё произошло.

Главный герой начинает свою историю, как уставшие и недовольные бойцы получили приказ отступать. Но они не хотят этого делать, а приказ есть приказ. Наконец наши отступили. Нашли широкое поле, расставили на нём свои оборонительные сооружения. Все были готовы к великой битве. Появилась французская армия и началась перестрелка, которая длилась двое суток. Рассказчик этого события тоже принимал участие в бою, он заряжал пушки. И вот стрельба закончилась и враги заликовали.

Ветеран обеспокоен, что погибли храбрые воины. Но смерть их была достойной, они с честью защищали свою Родину. Даже сейчас нынешнему поколению есть чем гордиться, наши предки были поистине величественно-храбрые люди. Всё же французы сумели захватить Москву. Но на то была воля Всевышнего. Русь храбро сражалась за свою столицу. Русские войска ни за что бы не отдали своё сердце — Москву. Об этом повествует и солдат-ветеран.

Меня до глубины души поразило стихотворение Лермонтова М. Ю. Я словно сама побывала на этом поле, сражаясь с захватчиками, которые напали на Российскую землю. В произведении показан русский непоколебимый дух. Богатыри Руси стояли на страже Отечества, отдавая свои жизни за свободу и за наше светлое будущее.

Композиция

Стихотворение написано в форме рассказа пожилого солдата, который был очевидцем и участником событий Бородинской битвы. Состоящее из 14 строф лирическое повествование в содержательном плане делится на описание подготовки к бою и самого сражения. Кольцевая композиция определяется тем, что стихотворение начинается и заканчивается словами старого солдата, его отношением к современному поколению и событиям того решающего дня. “Бородино” написано разностопным ямбом в сочетании с особой рифмовкой строф (парная+кольцевая ААБВВБ), это придаёт повествованию подобие народных сказаний. Такие стихи легко воспринимаются и запоминаются на слух, что обусловило быстрое распространение произведения в народе.

Жанром “Бородино” принято считать лирическое стихотворение. Многие исследователи определяют его как балладу или народную оду. Все эти определения верны. Близость к балладе доказывает наличие повествовательного характера, народной оде – воспевание славы и патриотизма русских солдат. Стихотворение пестрит приёмами звукописи, которые красочно передают картины сражения, звуки ударов, выстрелов, рукопашных схваток. Специальная лексика, использованная в стихотворении, подчёркивает реалистичность повествования и знание рассказчиком военных тонкостей: “булат”, “лафет”, “редут”, “картечь”, “кивер”.

Краткое содержание

И военнослужащий начинает свой рассказ. Начинает он его с того, что современный народ – не такие уже силачи то, что существовали ранее. Это звучит сожалением. Но гораздо более грусти слышится в памяти его о собственных военных друзьях, которые погибли в этой схватке. Он свидетельствует о том, что некоторые с них уцелели после данного боя.

Войско оставляло столицу. Бойцы были сердиты этим. Наиболее опытные с их, отходя, возмущались о том, что требуется бросать родной город. Однако сделать с этим они ровным счетом ничего не смогут. Так как в таком случае воля граждан – приказ свыше. Бойцы никак не подразумевали, с целью чего же это было необходимо. Они были наполнены военной атмосферой и склонны были стоять вплоть до финала.

Отступая, дошли они до степи, где и произошло это столкновение. Был сокрушен ими табор и сооружено усиление – редут. А на восходе последующего дня столкнулись они и с французами. Русские ожидали битвы, они были готовы к нему.

Битва стартовала. Не мало тогда полегло люда. Проходит два дня и ночи, а схватке все нет окончания. Преимущество было в сторону неприятеля. Но, советский военнослужащий уступать никак не желал.

Вот уже и приблизился к окончанию 2-ой день битвы. Настала ночь. Французы радовались в собственном стане, так как они одерживали власть. В нашем же стане было спокойно. Бойцы вдумчиво готовили к следующей схватке с врагом собственное вооружение.

Наступил момент предрассветной тишины. Здесь чин направляется к воинам с кличем к битве с готовностью помереть под стенами оставленного ими города, где владычествовал отныне супостат. Военной дух солдат был целостен – все они склонны были положить собственные черепушки в войне за независимость отечества. Так говорит об этих фактах повествователь.

Вот и продлилось битва. И в этот раз русские, трепетавшие не на жизнь, а на гибель, одержали верх – и французы убегали с поля битвы. А борьба была ужасная. Повествователь свидетельствует, то, что современному народу уже никак не увидеть подобных битв. Как он говорит, противник в этот день узнал, что означает славянский дух и советский бой. Происходили на поле и рукопашные схватки. Все без исключения смешалось в одно: и люди, и лошади. А звучания множества военных орудий соединялись в единый продолжительный крик. Погибших было весьма большое количество. Согласно текстам рассказчика, вершина мира усопших тел были подобными, то, что негде было даже рухнуть ядру.

Русские бойцы боролись вдохновенно, кинув все собственные силы. День подходил к концу. А бойцы все еще готовы продлевать эту битву и в последующий день, равно как, внезапно, услыхали барабанный звон – враг отходил.

Заканчивает прежний военнослужащий свой рассказ вновь раскаянием о том, что довелось сохранить им город Москву, и о том, что современная молодое поколение уже не способна на такие подвиги.

Мощь 2-ух армий были неравны. Нашу армия терпело поражение. Однако с последних сил сумели они, никак не взирая на то, принудить противника убежать. Они одержали победу, благодаря духу. Творение Лермонтова – образец того, как данные качества могут помочь завоевать верх даже в неодинаковой схватке.

Средства выразительности

Всё повествование состоит из ярких образов, сочных выражений и колоритных сравнений. Гипербола в стихотворении – самый яркий пример выразительности и средства образного описания картин сражения: “Рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”, “земля тряслась…”, “смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий…”, “тогда считать мы стали раны”.

Полной картину боя делают эпитеты: ““грозной сечи”, “кровавых тел”, “удалый бой”, “протяжный вой”, “могучее, лихое племя”.

Встречаются в произведении олицетворения “картечь визжала”, “звенел булат”, “затрещали барабаны”. Они создают эффект участия в сражении даже неодушевлённых предметов. Живописные сравнения “земля тряслась, как наши груди”, “французы двинулись, как тучи”, “носились знамена, как тени” подчёркивают масштабность действия.

Средства художественной выразительности

Обычно сдержанный в средствах художественной выразительности, Лермонтов в этом произведении использовал их в полной мере. И все они призваны выразить живость народного языка народной речи, показать героизм русского народа. В стихотворении автор применил народные поговорки, словечки: ушки на макушке, разгуляться на воле, бой удалый, басурманы. мусью, безделка. Инверсия, или перестановка слов подчеркивает народность повествования: чужие изорвать мундиры, Есть разгуляться где на воле.

Стихотворение “Бородино” М. Ю. Лермонтова описывает события Бородинской битвы. Изложение идёт от имени простого солдата. Это произведение — своего рода диалог поколения Лермонтова с поколением героев Отечественной войны 1812 года. Полный разбор и краткий анализ “Бородино” по плану пригодится при подготовке к уроку литературы в 5 классе.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бородино.
История создания – написано в 1837 году в честь 25-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года.

Тема – подвиг русского народа в Бородинской битве.

Композиция – 14 строф в форме повествования лирического героя солдата-очевидца событий.

Жанр – лирическое стихотворение, баллада, народная ода.

Стихотворный размер – разностопный ямб со смешанным способом рифмовки.

Метафоры – “постоим головою”, “ломить стеною”, “пала тень”, “отец солдатам”, “спит в земле сырой”, “гора тел”.

Эпитеты – “грозной сечи”, “кровавых тел”, “удалый бой”, “протяжный вой”, “могучее, лихое племя”.

Синекдоха – “ликовал француз”, “рука бойцов”, “изведал враг”, “французу отдана”.

Олицетворение – “картечь визжала”, “звенел булат”, “затрещали барабаны”.

Сравнение – “земля тряслась, как наши груди”, “французы двинулись, как тучи”, “носились знамёна, как тени”.

Гипербола – “рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”, “земля тряслась…”, “смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий…”, “тогда считать мы стали раны”.

Анализ стихотворения Бородино Михаила Лермонтова Вариант 3

История создания

Стихотворение написано к 25-летию Отечественной войны 1812 года в 1837 году. В этом же году оно было опубликовано в журнале “Современник”. Идея написания произведения возникла у автора ещё в 1832–34 годах. Решающую роль сыграли воспоминания родственника поэта – Афанасия Алексеевича Столыпина, который был братом бабушки Лермонтова. Многие детали заимствованы из его рассказа, и сама личность повествователя есть в стихотворении. Знаменитый образ полковника без имени из стихотворения по некоторым данным – списан с личности Петра Багратиона, выдающегося полководца, проявившего себя в боях с французами.

Отзыв 2

Стихотворение начинается с разговора мальчишки со своим дядей, который видел войну 1812 года. Солдат сражался за Россию, за Москву с войсками Наполеона. В те годы шла война, французы напали на Русь. Он рассказывает, как отдали Москву Наполеону, какой ценой это всё произошло.

Главный герой начинает свою историю, как уставшие и недовольные бойцы получили приказ отступать. Но они не хотят этого делать, а приказ есть приказ. Наконец наши отступили. Нашли широкое поле, расставили на нём свои оборонительные сооружения. Все были готовы к великой битве. Появилась французская армия и началась перестрелка, которая длилась двое суток. Рассказчик этого события тоже принимал участие в бою, он заряжал пушки. И вот стрельба закончилась и враги заликовали.

Ветеран обеспокоен, что погибли храбрые воины. Но смерть их была достойной, они с честью защищали свою Родину. Даже сейчас нынешнему поколению есть чем гордиться, наши предки были поистине величественно-храбрые люди. Всё же французы сумели захватить Москву. Но на то была воля Всевышнего. Русь храбро сражалась за свою столицу. Русские войска ни за что бы не отдали своё сердце — Москву. Об этом повествует и солдат-ветеран.

Меня до глубины души поразило стихотворение Лермонтова М. Ю. Я словно сама побывала на этом поле, сражаясь с захватчиками, которые напали на Российскую землю. В произведении показан русский непоколебимый дух. Богатыри Руси стояли на страже Отечества, отдавая свои жизни за свободу и за наше светлое будущее.

Стихотворение написано ярким образным народным языком, оно раскрывает субъективный взгляд на бой близ деревни Бородино, который имел решающее значение во всей русско-французской войне. Тема стихотворения – показ мужественного подвига русского народа на войне. Именно Лермонтов впервые подчеркнул значимость простых солдат, русского народа в борьбе с захватчиками. Художественно выразительно и документально точно он описывает события легендарного сражения, добавляя ему бытовые детали, человеческие характеры, эмоциональную окраску и атмосферу всеобщего патриотизма. Главная мысль произведения – сила России в народе, патриотическом духе. Смысл и идея стихотворения – показать героическое прошлое своей страны. Лирический герой рассказывает о событиях сражения простым, понятным языком, без сложных терминов и пафосных фраз.

Два тяжелейших дня кровопролитных сражений. Многие солдаты пали смертью храбрых. Русский народ не сдавался до последнего. Когда силы были на исходе, солдаты все равно продолжали бороться. Они не могли по-другому. Французская армия имела численный перевес. Однако это не помогло вражеским войскам одержал победу. Несмотря на то, что русский народ не смог разгромить французом, наша страна выстояла и не сдалась.

Сила воли стала решающим фактором в борьбе с вражеской армией. Русские люди были глубоко патриотичны, они сражались с французами, несмотря на меньшинство. Вражеские войска не ожидали такой самоотдачи, такого рвения к победе со стороны обыкновенных солдат. Простой русский народ запугал французов своей силой духа, внутренним стержнем. Люди сплотились из-за общего горя. Это единство и помогло им выиграть сражение.

Однако нынешнее поколение, по мнению М.Ю. Лермонтова, совсем другое. Люди незаслуженно приписывают себе подвиги воевавших простых солдат. Храбрость, отвага, готовность постоять не только за себя, но и за свою страну при любых обстоятельствах остались в прошлом. Это было великое сражение, вошедшее в историю как Бородинская битва. Заслуга этой победы полностью принадлежит простому русскому народу, который сплотился ради общей цели.

Композиция

Стихотворение написано в форме рассказа пожилого солдата, который был очевидцем и участником событий Бородинской битвы. Состоящее из 14 строф лирическое повествование в содержательном плане делится на описание подготовки к бою и самого сражения. Кольцевая композиция определяется тем, что стихотворение начинается и заканчивается словами старого солдата, его отношением к современному поколению и событиям того решающего дня. “Бородино” написано разностопным ямбом в сочетании с особой рифмовкой строф (парная+кольцевая ААБВВБ), это придаёт повествованию подобие народных сказаний. Такие стихи легко воспринимаются и запоминаются на слух, что обусловило быстрое распространение произведения в народе.

Жанром “Бородино” принято считать лирическое стихотворение. Многие исследователи определяют его как балладу или народную оду. Все эти определения верны. Близость к балладе доказывает наличие повествовательного характера, народной оде – воспевание славы и патриотизма русских солдат. Стихотворение пестрит приёмами звукописи, которые красочно передают картины сражения, звуки ударов, выстрелов, рукопашных схваток. Специальная лексика, использованная в стихотворении, подчёркивает реалистичность повествования и знание рассказчиком военных тонкостей: “булат”, “лафет”, “редут”, “картечь”, “кивер”.

Средства выразительности

Всё повествование состоит из ярких образов, сочных выражений и колоритных сравнений. Гипербола в стихотворении – самый яркий пример выразительности и средства образного описания картин сражения: “Рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”, “земля тряслась…”, “смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий…”, “тогда считать мы стали раны”.

Полной картину боя делают эпитеты: ““грозной сечи”, “кровавых тел”, “удалый бой”, “протяжный вой”, “могучее, лихое племя”.

Встречаются в произведении олицетворения “картечь визжала”, “звенел булат”, “затрещали барабаны”. Они создают эффект участия в сражении даже неодушевлённых предметов. Живописные сравнения “земля тряслась, как наши груди”, “французы двинулись, как тучи”, “носились знамена, как тени” подчёркивают масштабность действия.

Средства художественной выразительности

Наиболее яркие краски придают произведению эпитеты и метафоры, которыми автор старается передать настроение и атмосферу стихотворения.

Для погружения читателя в атмосферу простого диалога поэт использует просторечные выражения и разговорные обороты устной речи.

Читайте также: