Анализ стихотворения ананасы в шампанском кратко

Обновлено: 12.05.2024

Имя Игоря Северянина замалчивалось отечественным литературоведением до 80-х годов ХХ века. Творчество Северянина вступало в контраст с восприятием действительности и привычным тогда пониманием поэзии. Его современники-критики обвиняли автора в безвкусии и пошлости. Нужно отметить, что поэт относился к такой критике спокойно, а со временем у него стали появляться союзнические отклики завсегдатаев петербургского литературного салона Федора Сологуба.

Многоликость образов, за которыми, кажется, автор хочет спрятаться, побуждение действовать, быстрая смена сюжета после прочтения оставляет ощущение недосказанности.

Употребление неологизмов делает стихотворение очень простым для восприятия теперешнего читателя. Есть место стремительно ворвавшимся в то время новым, магически звучавшим словам: аэропланы, автомобили, экспрессы, буера. А значения архаизмов понятны, слова эти используются в речи по сегодняшний день: порывно, перо. Интересны слова, создание которых приписано именно Игорю Северянину: ветропросвист, крылолет, грезофарс.

Аллегорические образы помогают понять истинное значение пустых бесед и звона бокалов на пафосных вечерах. Отсутствие эпитетов позволяет добиться динамичности стихотворения, а его торжественность достигнута за счет большого количества восклицательных знаков.

Использование новых ритмов, неологизмов было несвойственно произведениям литературы того времени.

При написании стиха автором использована перекрестная рифма. Характер стопы и их количество позволяет определить размер написания стиха как анапест.

Писали о любви, о деревне, о народе, революции. Воспевали и ругали власть, рисовали словом городские и деревенские пейзажи. В общем, писали навзрыд, в порыве. Порывистым и динамичным было время, такими же были и люди своего века. Это время Есенина, Ахматовой, Цветаевой, Блока и еще многих других замечательных поэтов.

Творчество И. Северянина стоит особого анализа. Он стоит особняком от большинства других поэтов. Его стихи не понимали, не признавали и запрещали вплоть до 80-х годов прошлого столетия. Но мы можем читать его произведения и с удивлением для себя узнавать картины сегодняшнего мира, такого же странного и сложного.

Северянин выбрал для себя литературное направление эгофутуризма, что само по себе уже было новаторским ходом его как писателя. И поэзия Северянина новаторская, со свежим лирическим дыханием. Но поэт остался непонятым и отвергнутым таким именитым литератором как Л. Толстой, резко высказавшимся о творчестве молодого поэта. Его лирику называли салонной, несерьезной. Но если пристальнее вчитаться в его стихотворения, то за странными образами и непривычной формой изложения можно увидеть сложную философскую тему одиночества в толпе, лермонтовского противопоставления поэта толпе и взгляд, устремленный в будущее.

Первая строка стихотворения настраивает читателя на легкое водевильно прочтение его. И действительно, образы произведения рисуют в воображении читателя картины богемной роскошной жизни, беззаботности и непринужденности. Кажется, что сам лирический герой наслаждается этой обстановкой. Но за хмельной легкостью кроется тема одиночества, желания утонуть в искусственной и пошлой красивой жизни. Автор противопоставляет свой внутренний мир миру внешнему, поглотившему все настоящее, душевное.

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Но эпитетов в этом стихотворении не так уж и много, нет и как такового описания происходящего. И все-таки мы без труда понимаем, что автор окружен красотой, слепящей глаза:

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вся эта обстановка завораживает поэта, погружает его в мир музы. Его вдохновение так же порывисто и неожиданно, как слепящий блеск бокалов и одежды. Так пишет об этом Северянин:

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Это вполне соответствует идее автора о сиюминутности рождения стихов, творчество – это такой же порыв, как чувство, как импульс. Оно сравнимо с порывом ветра. Поэтому и берется за перо он сейчас же, пока строки рождаются в мыслях потоком.

Лирического героя настолько увлекает за собой процесс творчества, что кажется, он весь без остатка погружается не только в сложение строк и образов в рифму, но и сами слова рождаются заново. В этом состоит новаторство футуристов вообще, а у автора стихотворения оно приобретает особенные, музыкальные формы.

Следует отметить, что в этой строфе образы природы, женщины, чувства заменяют совершенно бытовые образы техники, каких-то машин и непонятных, пришедших из будущего, сооружений. Но автора это ничуть не смущает и уж тем более не приземляет его произведение. Просто Северянин считал, что даже пробегающие машины так же достойны поэзии, как и высокие материи.

Особенно остро встает проблема одиночества и трагедии лирического героя в последней строфе. В ней появляется намек на общество девушек:

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс…

Основным средством художественной выразительности стихотворения становится аллегория, с помощью которой необычно и в то же время понятно каждому из нас передает свое душевное состояние автор.

На анализ стихотворения стоит потратить свое время, чтобы задуматься о жизни, прочувствовать ее так же тонко, как автор.

Полный текст стихотворения

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс…

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы — в Нагасаки! Из Нью-Йорка — на Марс!

Вариант 1

Новаторское творчество поэта серебряного века Игоря Северянина мало кого могло оставить равнодушным. Его знаменитые произведения знают все, их изучают в школе и в ВУЗах, а также просто читают любители классики. Лирика поэта не свойственна произведениям того времени. Необычные ритмы и неологизмы, используемые в стихотворении, очень музыкальны. В произведениях Северянина все очень тонко и прозрачно, как хрусталь. Стихи поэта невозможно читать буквально, их нужно чувствовать, как музыкальную поэзию. Нервные строки “Увертюры”, как магическая струна в будущее, ритм начала века.

Стихотворение “Ананасы в шампанском” эксцентрическое соединение несовместимого — это также неожиданность и острота. Данное стихотворение символизирует именно то время, в которое жил поэт. Все очень сжато, ярко и гениально. Лирический герой стихотворения бежит от пафоса и пустоты действительности.

Ананасы в шампанском это не просто метафора, это мечта о нереальном. Ведь только поэт в своем воображении может легко переместиться” из Москвы в Нагасаки”. Стихотворение создает атмосферу легкости и какой-то торжественности. Восклицательные знаки в этом произведении передает восхищение миром лирическим героем.

Динамизм и легкость стихотворения достигается тем, что автор совсем не использовал в нем эпитеты. И в данном и во всех произведениях Игоря Северянина чувствуется порывистость и неподчинение какой-либо логике. Наблюдая за полетом фантазии автора, читатель сам окунается в атмосферу вне реальности. Понимая, что музыку поэзии можно понять и почувствовать даже на Марсе, несмотря ни на какой языковой барьер. Поэтому и назвал это свое стихотворение Северянин “Увертюрой”, сравнивая его с музыкальным произведением, которое читается на одном дыхании.

В поэзии Северянина, как ни странно, соединяется все совершенно несоединимое. Музыкальность стихов Северянина нашло отражение в творчестве еще одного гения Александра Вертинского, который исполнял его стихи как песни.

Стихи Игоря Северянина похожи на струение воды, своими изгибами, неожиданными поворотами. Музыкальные звуковые конструкции стихотворения часто завораживают и господствуют над смыслом. Но окунувшись в эту талантливую лирику, можно действительно ощутить живую инструментальную мелодию.

Вариант 2

Именно сейчас стихотворение актуально как никогда — за блеском дорогих камней, знаменитыми лейбами и марками современные люди предпочитают жить в своем ветхом мире, где правят уже навязанные кем-то стереотипы. Автор предвидел эту ситуацию ещё полвека назад, он видел зарождение бессмысленной гонки за модой.

Значительное употребление неологизмов делает стихотворения автора намного проще для современного восприятия его творческого наследия. Не следует задумываться о значении архаизмов, все слова понятны и широко используются в речи.

Что касается использования синтаксических фигур, то автор сделал ставку на аллегорические образы, помогающие понять истинное значение шикарных вечеров под звон бокалов и пустых бесед. В данном случае принятие такого образа жизни — попытка спрятаться от себя самого, от истинных проблем и душеных тревог. Эллипсис во второй и третьей строках создает желание действовать, экспериментировать, но, увы многое остается недосказанным.

Вариант 3

Игорь Северянин был выдающимся поэтом серебряного века, к которому относились А. Ахматова, М. Цветаева, В. Маяковский, В. Брюсов и другие мастера слова. А все потому, что его работы были неординарными и не похожими на творческие произведения других авторов. Он очень часто использовал новые литературные стили в своих стихотворениях, внедрял неологизмы. Его стихи были необычайно мелодичными и музыкальными.

Вариант 1

Творчество известного поэта серебряного века Игоря Северянина многие исследователи называют новаторским, поскольку многое из того, к чему прибегал поэт, было несвойственно для лирических произведений того времени. Северянин смело использовал новые ритмы, неологизмы. Его лирика отличается удивительной музыкальностью.

Это стихотворение удивительно уже тем, что очень сложно определить его тему. Однако, ощущение какой-то легкости, радости, яркости прослеживается очень четко.

Лирическое произведение поражает разнообразием образов, которые на первый взгляд мало связаны друг с другом:

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо, остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Динамичность стихотворению придает отрывистость фраз и своеобразная интонация перечисления:

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!

Последняя строфа, по моему мнению, имеет особое значение, потому что в нем заключена основная идея стихотворения:

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс…

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!

В синтаксическом плане нужно отметить обилие восклицательных знаков, которые свидетельствуют о восхищении лирического героя миром, а также создают атмосферу торжественности и легкости.

Игорь Северянин вводит в стихотворение и топонимы: Москва, Нагасаки, Нью-Йорк. Этим он хочет показать, что творчество поэта не знает границ, и, возможно, понятно и востребовано во всем мире, несмотря на языковой и культурный барьер. Поэта и его произведения понимает не только наш мир, но и даже жители Марса! Таким образом, в этом стихотворении мы наблюдаем за полетом поэтической фантазии, и сами оказываемся в гуще событий.

Вариант 2

Имя Игоря Северянина замалчивалось отечественным литературоведением до 80‑х годов ХХ века. Творчество Северянина вступало в контраст с восприятием действительности и привычным тогда пониманием поэзии. Его современники-критики обвиняли автора в безвкусии и пошлости. Нужно отметить, что поэт относился к такой критике спокойно, а со временем у него стали появляться союзнические отклики завсегдатаев петербургского литературного салона Федора Сологуба.

Многоликость образов, за которыми, кажется, автор хочет спрятаться, побуждение действовать, быстрая смена сюжета после прочтения оставляет ощущение недосказанности.

Употребление неологизмов делает стихотворение очень простым для восприятия теперешнего читателя. Есть место стремительно ворвавшимся в то время новым, магически звучавшим словам: аэропланы, автомобили, экспрессы, буера. А значения архаизмов понятны, слова эти используются в речи по сегодняшний день: порывно, перо. Интересны слова, создание которых приписано именно Игорю Северянину: ветропросвист, крылолет, грезофарс.

Аллегорические образы помогают понять истинное значение пустых бесед и звона бокалов на пафосных вечерах. Отсутствие эпитетов позволяет добиться динамичности стихотворения, а его торжественность достигнута за счет большого количества восклицательных знаков.

Использование новых ритмов, неологизмов было несвойственно произведениям литературы того времени.

При написании стиха автором использована перекрестная рифма. Характер стопы и их количество позволяет определить размер написания стиха как анапест.

Вариант 1

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!

Вариант 2

А сколько восклицательных знаков! Они говорят о восхищении миром. За счёт них создаётся торжественная и в тоже время лёгкая атмосфера.

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс…
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!

На первый взгляд это произведение кажется совершенно обыкновенным. У него несложная структура – три четверостишия с перекрёстной рифмовкой (abab). Стихотворный размер – анапест с допущениями (в некоторых стопах четыре слога вместо трёх). Однако стоит вчитаться в строки, как становится ясно, что читатель имеет дело с языком будущего.

Имя Игоря Северянина замалчивалось отечественным литературоведением до 80-х годов ХХ века. Творчество Северянина вступало в контраст с восприятием действительности и привычным тогда пониманием поэзии. Его современники-критики обвиняли автора в безвкусии и пошлости.

Нужно отметить, что поэт относился к такой критике спокойно, а со временем у него стали появляться союзнические отклики завсегдатаев петербургского литературного салона Федора Сологуба.

Написанное в 1915 году стихотворение “Увертюра” принесло Северянину славу “салонного”

История создания этого произведения была такова: В. В. Маяковский, который был приглашен в гости к Северянину, выпивая шампанское, окунул в бокал ананас, съел его и предложил хозяину вечера последовать его примеру. Первая строка стиха тут же родилась в голове поэта, и вскоре вышел в свет сборник стихов “Ананасы в шампанском”.

Стихотворение создает ощущение восторга, торжественности, и вместе с тем нервозности и истеричности. Оно символизирует время, в котором творил поэт. Неудовлетворенность жизнью рождало у многих стремление уйти от реальности.

В творческих людях рождалось

новое мироощущение. Восторженно выкрикивая “ананасы в шампанском!”, поэт вдохновляется и “берется за перо!”. В этом внезапном вдохновении выражается лиричность героя, который бежит от пустоты действительности и пафоса.

Остро, сжато и ярко описана окружающая реальность, которая выражена как “пульс вечеров!” Эта новизна, по мнению автора, тоже заслуживает место в поэзии, наряду с вечными ценностями, воспеваемыми повсеместно.

Картина “легкой жизни” передана благодаря теме женщин в высшем свете. Девушки “нервны”, дамское общество “остро”. Такая среда жестока, она способна “трагедию жизни” претворить в “грезофарс”.

Многоликость образов, за которыми, кажется, автор хочет спрятаться, побуждение действовать, быстрая смена сюжета после прочтения оставляет ощущение недосказанности.

Употребление неологизмов делает стихотворение очень простым для восприятия теперешнего читателя. Есть место стремительно ворвавшимся в то время новым, магически звучавшим словам: аэропланы, автомобили, экспрессы, буера. А значения архаизмов понятны, слова эти используются в речи по сегодняшний день: порывно, перо.

Интересны слова, создание которых приписано именно Игорю Северянину: ветропросвист, крылолет, грезофарс.

Аллегорические образы помогают понять истинное значение пустых бесед и звона бокалов на пафосных вечерах. Отсутствие эпитетов позволяет добиться динамичности стихотворения, а его торжественность достигнута за счет большого количества восклицательных знаков.

Использование новых ритмов, неологизмов было несвойственно произведениям литературы того времени.

При написании стиха автором использована перекрестная рифма. Характер стопы и их количество позволяет определить размер написания стиха как анапест.

Лирическое стихотворение “Увертюра” можно отнести к песенному жанру. Не зря автор дал такое название стиху, сравнивая его с музыкальным произведением.

Творчество Игоря Северянина сильно отличается от творений его современников. В нем больше стремления к новизне, смелости. Сейчас стихотворение “Увертюра” актуально как никогда раньше.

Неприятие жизни по навязанным стереотипам, равно как и бессмысленной гонки за модой, явились для автора импульсом для создания этого шедевра литературы.

Читайте также: