Анализ стихотворения 4 класс школа россии бабочка

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока: Афанасий Афанасьевич Фет "Бабочка"

Цели: расширять знания учащихся о стихотворении, знакомить с творчеством А.А. Фета, формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое стихотворение; развивать умение анализировать, выделять главное, существенное, понимать замысел поэта, развивать речь учащихся; воспитывать уважительное отношение к слову другого человека, учить видеть и замечать прекрасное в природе.

Планируемые результаты:

Предметные: умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием, находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы, составлять рассказ на заданную тему, опираясь на личные впечатления.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на слова и поступки окружающих; нравственное сознание и чувство сопереживания в процессе размышлений над лирическим произведением.

Метапредметные:

Познавательные : поиск в стихотворении слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; уметь сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.

Коммуникативные: умение высказывать своё мнение и выслушивать мнение партнера, работая в паре; умение участвовать в диалоге, вырабатывая общую позицию по теме обсуждения.

Формы и методы: фронтальная, парная, индивидуальная, объяснительно-иллюстративный

Образовательные ресурсы: учебник “Литературное чтение” 4 кл., ч.1. под редакцией Л.Ф. Климановой, карточки с отрывками стихотворений, иллюстрации бабочек, схема “Развитие бабочки”, портрет А. А. Фета, музыкальное сопровождение

- Создание благоприятной атмосферы

Личностные УУД: умение оценивать свое отношение к учебе.

Речевая разминка

- Работа со скороговоркой:

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак,

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

Повторение изученного

- С творчеством какого автора мы познакомились на прошлом уроке?

- Какого жанра произведение, с которым знакомились?

- Какие поэты нам уже знакомы?

А.Фет, А.Пушкин , Ф.Тютчев

Работа в парах

“Собери стихотворение” (предлагаю строки из стихотворений, из которых необходимо собрать авторский вариант).

- Прочтите выразительно получившийся отрывок.

- Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением А. А. Фета. (Показ портрета)

- Что бы вы спросили у этого человека, если бы у вас была такая возможность? (Ответы детей)

Краткая информация о биографии А.А.Фета

Коммуникативные УУД: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывая мнение партнера.

Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников

Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам и фразам

Введение в новую тему

Тонкие нежные крылья,
Словно цветков лепестки,
Покрыты нектаром, как пылью,
На теле ее волоски.
Она, как нарядный цветочек,
Всегда наш порадует глаз.
И ты назовешь, несомненно,
Кому посвящен мой рассказ.

- Как вы думаете, о ком будет стихотворение Фета, с которым мы сегодня познакомимся?

- Что из этого стихотворения мы можем узнать о бабочке?

Первичное восприятие

- Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: От чьего имени написано оно?

прослушивание декламирования стихотворения в аудиозаписи

Личностные УУД: оценка своих эмоциональных реакций, вызванных восприятием природы

Проверка восприятия

- От чьего имени написано стихотворение?

- Какой вам представилась

- С каких слов начинается стихотворение?

- В чем прав собеседник бабочки?

- Когда вы представляете бабочку, какую музыку слышите?

- Чему удивлен поэт, рассказывая о бабочке?

- от имени бабочки

- красивая, нежная, легкая

- В том , что бабочка красива

Прослушивание отрывков

-красоте бабочки, которая мимолетно появилась на мгновение, покорила , удивила, заворожила, восхитила нас своей красотой и исчезла

Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание произведения и высказывать своё отношение, слушать и оценивать высказывания одноклассников, вырабатывать общую позицию

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.

Проводит ученик

Повторное чтение

- Прочитайте стихотворение “про себя” и выберите слова, которые помогают описать бабочку. С.142

- при помощи каких слов автор описывает бабочку?

- Какие слова, описывающие бабочку, вы бы добавили? (Ответы ребят, дополнение записей на доске)

Чтение. Ответ на вопрос

(слова дописываются в карточке ).

- эпитеты (воздушные очертания, легкий цветок, мой бархат, сверкнув раскинув крылья)

- олицетворение (живым миганьем)

Работа на карточках

Познавательные УУД: уметь выделять существенную информацию в тексте произведения для выполнения учебной задачи, осуществлять анализ содержания стихотворения.

Словарная работа

Бархат – плотная шелковая ткань с коротким, мягким, густым ворсом.

Очертанье – вид чего-нибудь, образуемый линией, ограничивающей предмет.

— Подберите синоним к слову

— Подберите антоним к слову

--Какие фразеологизмы о

Бабочке вы знаете?

Соспоставление на карточках

(Блеснув, зажегся.)

-бабочки в животе (радость)

-колесовать бабочку (бессмысленность, совершение больших усилий для решения маленькой проблемы)

Работа с текстом

- Как автор показывает в тексте свое восхищение бабочкой?

- Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать это стихотворение?

- Как автор показывает беспечность, легкость бабочки?

- Посмотрите внимательно на строки.

- Что вы видите? Что слышите?

(Автор говорит от лица бабочки, которая чувствует тягу человека, его любование. “Ты прав…”

Воздушным очертаньем,

Живым миганьем

На цветок легкий опустилась, без цели без усилий дышать хочу…

(1 и 3 строки – длинные, 2 и 4 – короткие)

Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание стихотворения, аргументировать своё мнение, учитывая разные мнения и стремиться к сотрудничеству.

Познавательные УУД: уметь проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

Чтение вслух

- Не напоминает ли вам ритм этого произведения порхание бабочки?

- За что страдают бабочки?

- какие слова в тексте передают ощущение хрупкости?

-Если бы вы были художниками, какие цвета выбрали для изображения бабочки?

- за что страдают бабочки?

- дышу, дышать хочу

Творческая работа

- Используя слова и с/сочетания из стихотворения, составьте свой текст

- проверка. (прослушивание 2-3 человек)

Обобщающая беседа

- С каким стихотворением познакомились?

- О ком стихотворение?

- К какой группе животных относится бабочка?

Какой путь превращений проделывает бабочка прежде чем стать красавицей и покорить нас своей красотой?

- о чем это стихотворение?

- В каком еще произведении мы встречаемся с метаморфозой?

- метаморфоза (лат.) – превращение

(яйцо- гусеница- куколка- бабочка)

- о восхищении красотой, осознании хрупкости бытия, любви к жизни

- «Гадкий утенок « Г.Х.Андерсен

Регулятивные УУД: сохранять учебную задачу; уметь вносить коррективы в действие после его завершения.

Коммуникативные УУД: уметь строить монологическое высказывание по теме урока.

Домашнее задание:

сочинение – просьба от лица бабочки о бережном отношении к этому виду животного мира.

- Какое настроение было на уроке? С чем это связано?

- Оцените свое отношение к материалу этого урока.

Выберите один из лепестков цветка, лежащих у вас на парте.

Красный- интересно, поучительно

Желтый- неинтересно, бесполезный материал

- Прикрепите каждый свой лепесток на доску. Посмотрим, какой цветок получился у нас. Как вы думаете, бабочке приятно будет сесть на этот цветок?

Личностные УУД: умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями от прочитанного произведения.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответы на вопрос учителя, аргументировать свое мнение в процессе обсуждения.

Рассказ учителя об авторе

– Афанасий Фет родился в 1820 году в самом центре России – на Орловщине. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. Мать поэта была робкой, покорной женщиной. Обделённый родительским теплом, маленький Афанасий целые часы проводил с дворовыми. Особенно он любил наведываться в девичью. По вечерам прислуга усаживалась за прялку, и тут не было конца рассказам и сказкам: про Жар-птицу, про водяного…

Когда мальчик подрос, под руководством матери, немки по происхождению, выучился немецкой грамоте. А когда стал читать и по-русски, горячо увлёкся поэзией А. С. Пушкина.

Школьная жизнь началась для Фета в 13 лет. е го отдали в пансион немца Крюммера. От остальных школьников его отличал беспокойный дар стихотворства.

Зимой 1837 года в пансион неожиданно приезжает отец Фета и везёт мальчика в Москву – готовиться к поступлению в университет. Когда подошла пора экзаменов, Фет сдал их блестяще. Его приняли на юридический факультет, но вскоре он перешёл на словесное отделение философского факультета. Но и здесь он ищет уединения и пишет стихи в свою заветную тетрадку.

фет бабочка анализ стихотворения

Анализ произведений

Автор — Фет А.

Год написания — 1884

Жанр: лирическое стихотворение

Лирика — пейзажная

Композиция – стихотворение состоит из трех четверостиший.

Стихотворный размер – ямб с перекрёстной рифмой.

Идея — природа вокруг нас восхитительна

Стихотворение построено в форме диалога между лирическим героем и одной из бабочек. Герой интересуется у бабочки, откуда она родом, как появилась на свет и куда торопиться. Бабочка в стихотворении выступает символом свободы и беззаботности. Она красивая, изящная и беззаботная, наслаждается каждым мигом жизни.

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

Стихотворение рассказывает о беззаботной бабочке, которая мимолетно появилась на мгновение, покорила , удивила, заворожила, восхитила нас своей красотой и исчезла.

Чему учит стихотворение "Бабочка"
Стихотворение учит любить прекрасное, наслаждаться красотой природы. Понимать, что все в мире мимолетно, но от этого не становится хуже.

Отзыв на стихотворение "Бабочка"
Мне понравилось это легкое и беззаботное стихотворение про бабочку. Бабочка не задавала себе лишних вопросов, не думала зачем и почему, она просто дышала, жила, и радовалась такой жизни. Мне бы тоже хотелось порхать легко и свободно, как бабочка, и просто быть счастливой.

Анализ стихотворения "Бабочка"
Стихотворение "Бабочка" было написано в 1884 году и относится к жанру лирики. В центре сюжета - разговор бабочки с невидимым собеседником, поэтом, человеком, построенный в форме монолога. Бабочка в стихотворении выступает символом свободы и беззаботности.
Стихотворение состоит из трех четверостиший.
Размер стихотворения - ямб, рифмовка перекрестная.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Бабочка"
Эпитеты: воздушным очертаньем, живым миганьем, цветок легкий
Метафоры: бархат мой, живым миганьем, сверкнув, раскину крылья.

Пословицы к стихотворению "Бабочка"
Где цветы, там и бабочки.
Легкое не бывает тяжелым.
Жизнь дороже всех сокровищ.
И жизнь хороша, и жить хорошо.
Радостная жизнь веселит сердце.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Бабочка"
Бабочка подтверждает правоту поэта, говоря, что она мила одним воздушным очертаньем. А весь ее бархат - два ее крыла.
Она просит не спрашивать, откуда она появилась и куда спешит, говоря, что просто опустилась на цветок и теперь дышит.
Недолго она собирается просто без усилий дышать. Бабочка готова раскинуть крылья и улететь.


Читать стихотворение "Бабочка"
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

Оборудование: учебник “Родная речь” 4 кл., ч.1. под редакцией Л.Ф. Климановой, карточки с отрывками стихотворений, иллюстрации бабочек, схема “Развитие бабочки”, портрет А. П.Чехова, А. А. Фета, кассета с записью песни “Бабочка”.

    Организация рабочего места.
  • Создание благоприятной атмосферы.

2. Речевая разминка

1. Упражнение на дыхание “Одуванчик”

2. Работа со скороговоркой:

3. Повторение изученного

- С каким автором мы познакомились на прошлом уроке?

- Какого жанра произведение, с которым знакомились?

- Расскажите, что вы помните о Чехове, пользуясь опорными словами.

Чехонте

Отец- талант

Мать – душа

Писатели, художники, педагог

4. Подготовка к восприятию

- Сегодня мы начинаем раздел учебника “Поэтическая тетрадь”. Чем стихотворение отличатся от рассказа? (Ответы детей)

- Какие поэты нам уже знакомы?

1 ряд “Собери стихотворение” (предлагаю строки из стихотворений, из которых необходимо собрать авторский вариант).

  1. А.С. Пушкин “Унылая пора! Очей очарованье…”
  2. А.С. Пушкин “Няне”
  3. М.Ю. Лермонтов “ Дары Терека”)

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением А. А. Фета. (Показ портрета)

- Что бы вы спросили у этого человека, если бы у вас была такая возможность? (Ответы детей)

Рассказ учителя об авторе

- Какие стихотворения Фета помните?

Тонкие нежные крылья,
Словно цветков лепестки,
Покрыты нектаром, как пылью,
На теле ее волоски.
Она, как нарядный цветочек,
Всегда наш порадует глаз.
И ты назовешь, несомненно,
Кому посвящен мой рассказ.

- К какой группе животных относится бабочка? Докажите.

Чуть выбравшись из кокона,
Она вдруг превращается
Из гусеницы в куколку,
А куколка - в красавицу.

- Что из этого стихотворения узнаем о бабочке?

- Составьте схему “Развитие бабочки”

- Как вы думаете, о ком будет стихотворение Фета, с которым мы сегодня познакомимся?

5. Первичное восприятие

- Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: От чьего имени написано оно?

Учитель читает наизусть.

6. Проверка восприятия

- От чьего имени написано стихотворение?

- Какой вам представилась бабочка?

- Чему удивлен поэт, рассказывая о бабочке?

7. Повторное чтение

- Прочитайте стихотворение “про себя” и выберите слова, которые помогают описать бабочку.

Чтение. Ответ на вопрос (слова крепятся на доске).

- Какие слова, описывающие бабочку, вы бы добавили? (Ответы ребят, дополнение записей на доске)

Словарная работа

Бархат – плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким или гладким ворсом.

Очертанье – вид чего-нибудь, образуемый линией, ограничивающей предмет.

8. Работа с текстом

- Как автор показывает в тексте свое восхищение бабочкой? (Автор говорит от лица бабочки, которая чувствует тягу человека, его любование. “Ты прав…” В чем прав? Наверное он что-то сказал, может быть комплимент, бабочке)

- Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать это стихотворение? (Восхищение, легкость)

Работа над выразительностью чтения стихотворения

- Как автор показывает беспечность, легкость бабочки?

- Посмотрите внимательно на строки.

Чтение вслух

- Что вы видите? Что слышите? (1 и 3 строки – длинные, 2 и 4 – короткие)

- Не напоминает ли вам ритм этого произведения порхание бабочки?

- На некоторые стихотворения Фета положена музыка. Послушайте песню и ответьте, как композитор передает легкость полета бабочки.

Слушание песни “Бабочка”.

- Как композитор показал порхание бабочки, легкость ее полета?

- С помощью чего поэт изображал бабочку? А композитор?

- Ребята, а кто изображает красками?

- За что страдают бабочки?

“Пение” стихотворения (плавное чтение под музыку).

9. Обобщающая беседа

- С каким поэтом познакомились?

- О чем его стихотворение?

- Какую работу можно еще выполнить?

С. 144 выразительное чтение.

На выбор: рисунок, сочинение – просьба от лица бабочки о бережном отношении к этому виду животного мира.

- Какое настроение было на уроке? С чем это связано?

- Оцените свое отношение к материалу этого урока. Выберите один из лепестков цветка, лежащих у вас на парте.

Красный интересно
Жёлтый неинтересно
Оранжевый поучительно
Сиреневый заставляет задуматься
Белый бесполезный материал

- Прикрепите каждый свой лепесток на доску. Посмотрим, какой цветок получился у нас. Как вы думаете, бабочке приятно будет сесть на этот цветок?

- Спасибо большое за работу на уроке. Желаю удачи при выполнении домашнего задания, постарайтесь проявить своё творчество и фантазию.

Читайте также: