Анализ стиха не верь мне друг когда в избытке горя кратко

Обновлено: 07.07.2024

Роковая встреча Алексея Толстого и Софьи Миллер состоялась в 1852 году, и уже через несколько месяцев они стали любовниками. Роман стал достоянием общественности, и до определенного момента к нему относились со снисходительной вежливостью, так как подобные взаимоотношения если и не поощрялись, то уж точно не порицались в высшем свете. Однако Алексей Толстой отказался играть по общепринятым правилам, публично заявив, что намерен жениться на своей избраннице. Именно тогда разгорелся настоящий скандал, в который были вовлечены десятки людей,

включая родственников влюбленных и их друзей. Но самым униженным и оскорбленным в этой ситуации ощущал себя Лев Миллер, законный супруг Софьи. Как позже выяснилось, он состоял в дальнем родстве с Алексеем Толстым, что еще больше подлило масла в огонь. В итоге Миллер отказался дать развод своей жене и настоял на том, чтобы она отказалась от встреч с любовником. Чтобы не накалять обстановку, поэт уехал в родовое имение, находящееся в Черниговской губернии. Однако накануне у него произошло объяснение с возлюбленной, во время которого Толстой настаивал на том, чтобы окончательно разорвать отношения. Софья Миллер

с негодованием отвергла это предложение, и пара рассталась, так и не определившись, что же делать дальше.

Находясь в родовом имении, Толстой долго размышляет над своими отношениями с этой женщиной и приходит к выводу, что только она одна в состоянии сделать его по-настоящему счастливой. Именно тогда поэт принимает решение о том, что будет до конца бороться за свою любовь и ждать, когда судьба смилостивится над ним, позволив воссоединиться с избранницей. В итоге появляется цикл стихов, адресованных Софье Миллер, которые поэт тайно передает любимой. Среди них и произведение под названием “Не верь мне, друг, когда в избытке горя…” , написанное осенью 1856 года.

В это время петербургская знать возвращается в город, начинается время балов и всевозможных светских развлечений. Однако Алексей Толстой принимает решение остаться в деревне, чтобы не обострять и без того непростую ситуацию. Он понимает, что Софья Миллер ждет его, но не может поступить иначе, боясь еще больше скомпрометировать свою избранницу. Поэтому он просит, чтобы она забыла все то, что было сказано во время расставания, и не верить тому, что любовь прошла. “В отлива час не верь измене моря, оно воротится к земле, любя”, – отмечает поэт.

Он осознает, что готов на все ради своей избранницы и отмечает: “Мою свободу вновь тебе отдам”. Длительная разлука помогает поэту разобраться в собственных чувствах и понять, что любовью нельзя разбрасываться, даже если она порой причиняет нестерпимую душевную боль.

* * *

Не верь мне, друг, когда, в избытке горя
Я говорю, что разлюбил тебя,
В отлива час не верь измене моря,
Оно к земле воротится, любя.

Уж я тоскую, прежней страсти полный,
Мою свободу вновь тебе отдам,
И уж бегут с обратным шумом волны
Издалека к любимым берегам!

Роковая встреча Алексея Толстого и Софьи Миллер состоялась в 1852 году, и уже через несколько месяцев они стали любовниками. Роман стал достоянием общественности, и до определенного момента к нему относились со снисходительной вежливостью, так как подобные взаимоотношения если и не поощрялись, то уж точно не порицались в высшем свете. Однако Алексей Толстой отказался играть по общепринятым правилам, публично заявив, что намерен жениться на своей избраннице. Именно тогда разгорелся настоящий скандал, в который были вовлечены десятки людей, включая родственников влюбленных и их друзей. Но самым униженным и оскорбленным в этой ситуации ощущал себя Лев Миллер, законный супруг Софьи. Как позже выяснилось, он состоял в дальнем родстве с Алексеем Толстым, что еще больше подлило масла в огонь. В итоге Миллер отказался дать развод своей жене и настоял на том, чтобы она отказалась от встреч с любовником. Чтобы не накалять обстановку, поэт уехал в родовое имение, находящееся в Черниговской губернии. Однако накануне у него произошло объяснение с возлюбленной, во время которого Толстой настаивал на том, чтобы окончательно разорвать отношения. Софья Миллер с негодованием отвергла это предложение, и пара рассталась, так и не определившись, что же делать дальше.

Не верь мне, друг, когда, в избытке горя,
Я говорю, что разлюбил тебя,
В отлива час не верь измене моря,
Оно к земле воротится, любя.

Уж я тоскую, прежней страсти полный,
Мою свободу вновь тебе отдам,
И уж бегут с обратным шумом волны
Издалека к любимым берегам!

Большой путь переделок прошло стихотворение "Не верь мне, друг, когда, в избытке горя. ". В ходе работы над ним автор был сосредоточен не на раскрытии многообразных связей человека с окружающим миром, а на воспроизведении потока лирических чувств. Творческие разработки и черновые наброски фиксируют потребность А. К. Толстого в обобщенно-идеальном осмыслении жизни. С этой целью, например, в последнем из названных стихотворений он использует традиционный прием параллелизма между внутренним миром человека и жизнью природы:
Не верь мне, друг, когда, в избытке горя,
Я говорю, что разлюбил тебя -
В отлива час не верь измене моря,
Оно к земле воротится, любя.

Уж я тоскую, прежней страсти полный,
Мою свободу вновь тебе отдам -
И уж бегут с обратным шумом волны
Издалека к любимым берегам!

В каждом из двух четверостиший этот психологический параллелизм четко обозначен:
Не верь мне, друг.. . -Не верь измене моря.. .
Уж я тоскую.. . -И уж бегут с обратным шумом волны.. .
Внутренняя стройность и гармоническая цельность стихотворения была достигнута благодаря той филигранной отделке образа, в результате которой рождается подлинное искусство. Вот образец работы Толстого всего лишь над одной строкой:
Оно придет, свой отдых позабыв
Оно прихлынет, отдых позабыв
Оно встоскует, волю разлюбив
Оно встоскует, волю позабыв
Оно встоскует, бурю разлюбив
Оно вернется, волю позабыв
Оно грустит, досаду позабыв
Оно грустит, свободу позабыв
Варьирование строки убеждает в том, как настойчиво поэт искал единственно верный образ, который максимально соответствовал бы силе и неповторимости чувства.
Расцвет Толстого-лирика приходится на 1850-е гг. , когда было написано подавляющее большинство его лирических стихотворений. Значительное место среди них занимает цикл стихотворений о любви, адресованных С. А. Миллер, в которых можно прочесть связное повествование об отношениях двух любящих ("Средь шумного бала, случайно… ", "Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость… ", "Не ветер, вея с высоты… " – все 1851; "О, не пытайся дух унять тревожный… ", "Не верь мне, друг, когда в избытке горя… ", "Когда кругом безмолвен лес дремучий… " – все 1856)
Даже когда речь идет, по-видимому, о размолвках, взаимных подозрениях, душевном смятении и т. п. , у Толстого всё разрешается в "торжественном аккорде", возносится в "страну лучей", где "вокруг миров вращаются миры"..
Наиболее характерные для него стихи имеют мажорное звучание: они торжественны и романтически-возвышенны, но не за счет архаизации лексики и синтаксиса, а благодаря ритму и интонации, т. е. мелодике стиха – не случайно очень многие его стихотворения, даже мало похожие на романсы, были положены на музыку.

Роковая встреча Алексея Толстого и Софьи Миллер состоялась в 1852 году, и уже через несколько месяцев они стали любовниками. Роман стал достоянием общественности, и до определенного момента к нему относились со снисходительной вежливостью, так как подобные взаимоотношения если и не поощрялись, то уж точно не порицались в высшем свете. Однако Алексей Толстой отказался играть по общепринятым правилам, публично заявив, что намерен жениться на своей избраннице. Именно тогда разгорелся настоящий скандал, в который были вовлечены десятки людей,

Но самым униженным и оскорбленным в этой ситуации ощущал себя Лев Миллер, законный супруг Софьи. Как позже выяснилось, он состоял в дальнем родстве с Алексеем Толстым, что еще больше подлило масла в огонь. В итоге Миллер отказался дать развод своей жене и настоял на том, чтобы она отказалась от встреч с любовником.

Чтобы не накалять обстановку, поэт уехал в родовое имение, находящееся в Черниговской губернии. Однако накануне у него произошло объяснение с возлюбленной, во время которого Толстой настаивал на том, чтобы окончательно разорвать отношения. Софья

Миллер с негодованием отвергла это предложение, и пара рассталась, так и не определившись, что же делать дальше.

Находясь в родовом имении, Толстой долго размышляет над своими отношениями с этой женщиной и приходит к выводу, что только она одна в состоянии сделать его по-настоящему счастливой. Именно тогда поэт принимает решение о том, что будет до конца бороться за свою любовь и ждать, когда судьба смилостивится над ним, позволив воссоединиться с избранницей. В итоге появляется цикл стихов, адресованных Софье Миллер, которые поэт тайно передает любимой.

Среди них и произведение под названием “Не верь мне, друг, когда в избытке горя…” , написанное осенью 1856 года.

В это время петербургская знать возвращается в город, начинается время балов и всевозможных светских развлечений. Однако Алексей Толстой принимает решение остаться в деревне, чтобы не обострять и без того непростую ситуацию. Он понимает, что Софья Миллер ждет его, но не может поступить иначе, боясь еще больше скомпрометировать свою избранницу.

Поэтому он просит, чтобы она забыла все то, что было сказано во время расставания, и не верить тому, что любовь прошла. “В отлива час не верь измене моря, оно воротится к земле, любя”, – отмечает поэт.

Он осознает, что готов на все ради своей избранницы и отмечает: “Мою свободу вновь тебе отдам”. Длительная разлука помогает поэту разобраться в собственных чувствах и понять, что любовью нельзя разбрасываться, даже если она порой причиняет нестерпимую душевную боль.

Алексей Толстой

Не верь мне, друг, когда, в избытке горя,
Я говорю, что разлюбил тебя,
В отлива час не верь измене моря,
№ 4 Оно к земле воротится, любя.

Уж я тоскую, прежней страсти полный,
Мою свободу вновь тебе отдам,
И уж бегут с обратным шумом волны
№ 8 Издалека к любимым берегам!

Ne ver mne, drug, kogda, v izbytke gorya,
Ya govoryu, chto razlyubil tebya,
V otliva chas ne ver izmene morya,
Ono k zemle vorotitsya, lyubya.

Uzh ya toskuyu, prezhney strasti polny,
Moyu svobodu vnov tebe otdam,
I uzh begut s obratnym shumom volny
Izdaleka k lyubimym beregam!

Yt dthm vyt, lheu, rjulf, d bp,snrt ujhz,
Z ujdjh/, xnj hfpk/,bk nt,z,
D jnkbdf xfc yt dthm bpvtyt vjhz,
Jyj r ptvkt djhjnbncz, k/,z/

E; z njcre/, ght;ytq cnhfcnb gjkysq,
Vj/ cdj,jle dyjdm nt,t jnlfv,
B e; ,tuen c j,hfnysv ievjv djkys
Bplfktrf r k/,bvsv ,thtufv!

Читайте также: