Анализ школьного учебника по русскому языку

Обновлено: 05.07.2024

Проанализируем этот учебник и отметим его полезный потенциал.

Цель данного учебника – обеспечить всестороннюю подготовку студента-филолога к профессиональной деятельности педагога.

Кроме того, в данном учебнике рассматривается методика изучения разделов науки о языке (фонетики, лексики, грамматики, орфографии, пунктуации). Материал дается обобщенно, чтобы показать их взаимосвязь.

В конце учебника помещена глава, содержание которой составляет описание видов контроля за усвоением знаний, формированием языковых и речевых умений учащихся и их оценка. Это, несомненно, важная глава учебника, поскольку будущий учитель должен уметь вести регулярный и целенаправленный контроль за знаниями и умениями учащихся.

Хотелось бы отметить, что во всех разделах в той или иной мере отражаются основные этапы разработки соответствующей проблемы, приводятся примеры.

Как минусы данного учебника, на мой взгляд, можно отметить:

- небольшое количество примеров,

- отсутствие практических заданий для студентов-филологов,

- отсутствие таких разделов науки о языке, как методика синтаксиса и морфологии.

- не уделяется внимание углубленному изучению русского языка.

Таким образом, учебник под редакцией М.Т. Баранова помогает будущему учителю углубить понимание тех теоретических положений, на которых базируется методика преподавания русского языка, систематизировать знания об основных вопросах методики, обобщить имеющийся опыт преподавания русского языка.

Разговор о содержательной и методической основе учебников и учебных пособий по русскому языку для старшей школы мне хотелось бы начать с небольшого исторического отступления.

В этой дилемме для меня суть спора о том, каким должен быть урок русского языка и литературы, да и, наверное, вообще урок в современной школе. Что для нас, учителей, важнее: чтобы ребенком было удобно управлять или чтобы у него было 300 возможностей для реализации своего потенциала?

Сравнительный анализ учебников и учебных пособий по русскому языку для 10–11-х классов проводился с учетом требований Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку.

Согласно этому документу изучение русского языка на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

– «развитие и совершенствование способностей к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

Достижение этих целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен владеть умениями аудирования и чтения, а именно:

– «использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

владеть умениями говорения и письма, а именно:

– создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения…

– соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2007/08 учебный год (образовательная область – филология) (Приложение к приказу от 14.12.2006 № 321) включает следующие учебники.

Думаю, многим учителям, как и мне, важно понять, насколько каждый из учебников является организующим процесс усвоения содержания образования средством обучения, поэтому были выбраны следующие критерии сравнения:

Сейчас к каждому учебнику есть методические рекомендации, почти ко всем – сборники для тестового контроля, упражнения и даже готовые домашние задания. Не рассматривая весь учебно-методический комплекс, заметим, что развивать у учащихся навыки самореализации, совершенствовать информационные умения проще, если в самом учебнике есть:

– оглавление;

– система условных обозначений;

– деление на темы/параграфы;

– выделение теоретического материала;

– материал для самопроверки;

– словари.

Для сопоставительного анализа были выбраны учебники 1, 4, 5. Материалы (как мне показалось, без выражения личного отношения) представлены в таблице: так сказать, думайте сами… И все же позволю себе кое-какие моменты прокомментировать.

1. Отражение в названии учебника авторского замысла.

Курс русского языка в 10–11-х классах не может быть излишне теоретизированным, так как наряду с дальнейшим развитием лингвистической, языковой компетенций огромное внимание уделяется развитию компетенции коммуникативной, которая обеспечивает нормативное и целесообразное использование языка, способности к речевому взаимодействию в социально-бытовой, социокультурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Разве школьный учебник по русскому языку для старшей школы может не содержать практики (упражнений)? Наряду с этим нельзя забывать о необходимости повторения основных орфографических, пунктуационных правил русского языка, поэтому учебник должен содержать весь необходимый теоретический материал курса – в виде таблиц или правил, схем…

2. Структура учебника.

Так, деление на параграфы есть только в одном учебнике (авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.)

В других учебниках нет четкого деления материала на микротемы, объем которых рассчитан на определенное число уроков-часов, и у учителя наверняка возникнут затруднения в логичном распределении материала по годам обучения. Причем затруднения вероятны как в случае избытка материала при ограниченном времени изучения, так и при ограниченном объеме материала и большом количестве часов, отведенном на его изучение.

Так, сложно понять, сколько параграфов, тем предполагается к изучению на 1-м уроке, если параграфов 106, а часов, отведенных в учебном плане на изучение предмета, 34 (базовый уровень), следовательно, 68 часов за два года. Объем включенного в учебник содержания превышает возможности учебного времени. Такой объем рассчитан только на ознакомление и первичное усвоение информации. Нельзя забывать и о том, что часть времени необходимо отводить для контрольных, проверочных работ. Или как из учебника, рассчитанного на 2 года обучения, распределить материал для изучения его части в 10-м и в 11-м классах, если разделов, тем – 32 (учебник А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой) или 24 (учебник А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой)? Причем все учебники ориентированы также на углубленное изучение предмета, на профильный уровень, что означает, что весь материал предполагается изучать из расчета 2 или 3 часа в неделю, соответственно, 136 и 204 часа на 2 года обучения. Безусловно, помощь в организации учебного процесса могут оказать методические материалы, примерные программы, подготовленные авторами учебников. Но это уже другое издание, причем рассчитанное на учителя, а было бы неплохо, если бы ученик мог планировать свой темп, график работы с каждым учебным пособием.

3. Наличие упражнений, способствующих совершенствованию речевых умений учащихся.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ ставит задачи изучения особенностей аудирования (слушания), говорения, чтения и письма как видов речевой деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности. Учащиеся должны владеть монологической и диалогической речью, знать закономерности построения текста, владеть умениями его информационной переработки, писать доклад, реферат, тезисы. Все это важно для овладения культурой учебно-научного и делового общения.

Чтобы определить, какой учебник использовать в работе, следует обратить внимание на разнообразие представленных в нем текстов. Для уроков русского языка это особенно актуально, поскольку текст становится не только целью, но и средством обучения.


Продолжение следует

1 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004.
С. 11.

2 Там же. С. 14–15.

3 Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия. С. 301.

5 Федоренко Л.П. К вопросу о типах школьных учебников русского языка // Проблемы школьного учебника. Вып. 1. М.: Просвещение. С. 93–100.

6 Казаков В.П., Багге М.Б., Мичурин С.В., Брысов В.Л. Результаты Единого государственного экзамена 2004/05 учебного года как отражение качества подготовки учащихся по русскому языку в Санкт-Петербурге // Русский язык в школе. 2006. № 2. С. 16–18.

7 Фоменко А.В. Методические труды профессора Н.К. Кульмана (К 120-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. 1996. № 5. С. 55.

Ставя грамматические задачи, учебник русского языка для начальных классов через конкретные приемы умственной деятельности в процессе последовательной, систематической работы со словом, предложением, текстом, через их разносторонний анализ способствует решению задачи развитию речи и мышления школьника, расширяет кругозор детей в области родного языка, создает языковую среду как условие формирования реевых умений. Учебный материал создает базу для развития связной речи: устные речевые упражнения, ознакомление с простейшими изобразительно-выразительными средствами языка (рассказывание, восстановление деформированного предложения и небольшого текста, т. е. преобразующая речевая деятельность учащихся).

Систематизируем результаты проведенного анализа УМК и обобщённо покажем типологию выявленных лексических упражнений (Таблица 1).

Виды упражнений 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова У. 1 с. 48, с. 66, у. 5, с. 143, у. 1(3) С. 19, у. 2

с. 26 у. 2, с. 27; с. 28, у. 1-3

с. 29. у. 5, с. 38, у. 1-2 с. 148, у. 3 (10) С. 5-6, у. 1,3

С. 51, у. 4 (3)

Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания С. 10. у. 3 (1) С. 11,у. 1

с. 130, у. 2, с. 141, у. 1

с. 148, у. 1(5) с. 61, у. 2 (1)

Ч. 1. с. 30, у. 1, с. 31, у. 4, с. 58, у. 4, с. 102, у. 5 (4)

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением С. 117,у. 1, с. 131, у. 5 (2) С. 33-36, у. 1-2, с. 37-38, у. 3, с. 38.1, с. 39 (5) С. 51, у. 4 (1) Ч. 1 с. 125 (1)

Упражнение на составление предложений с многозначными словами С. 127,у. 5 (1) С. 29, у. 4, с. 40, у. 3, с. 38,у. 3 (3) 0 0

Упражнение на замену многозначных слов синонимами С. 128, у. 1 (1) С. 40, у. 4

с. 54, у. 1, с. 55,у. 4

с. 97, упр. 6 (4) 0 0

Упражнения на определение лексического значения омонимов 0 С. 68, 69, у. 1, с. 74, у. 4 (4) 0 Ч1,с. 15, у. 5 (1)

Упражнения на нахождение омонимов

С. 70-71, у. 4-6 (4) 0 0

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания С. 76, у. 5 (1) 0 С. 5-6, у. 1,3 (2) Ч. 1 С. 78,у. 2 (1)

Упражнения на определение омографов

С. 69, у. 2 (4) С. 12, у. 1-2 (2) ч. 2 с. 96, у. 3 (1)

Упражнение на составление предложений с омонимами 0 С. 69, у. 1 (1) С. 56, у. 3 (1) 0

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0 0 0 0

Итого 9 40 10 8 67

Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой

Виды упражнений 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова С. 26,у. 6, с. 27,у. 17, с. 79,у. 3; с. 56,у. 8 (4) С. 47,у. 58;

С. 48,у. 59,60 с. 49,у. 61; с. 120, у. 203 (5) С. 8,у. 5; с. 40-41,у. 65; с. 9,у. 10 (5) С. 46,у. 65; с. 58,у. 92; с. 78,з. 1; с. 128,у. 274 (4)

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением 0 С. 49,у. 62; с. 50,у. 63; с. 51,у. 64,65 с. 72,у. 109; с. 42,у. 71; с. 72,у. 124; с. 89,у. 153 (8) С. 32,у. 51; с. 43,у. 70 (2) С. 36,у. 49; с. 46,у. 66-67; с. 71,у. 121; с. 132, у. 252 (5)

Упражнение на составление предложений с многозначными словами 0 с. 50,у. 63 (1) с. 9,у. 10 (1) 0

Упражнение на замену многозначных слов омонимами 0 с. 42,у. 71 (1) 0 0

Упражнения на определение лексического значения омонимов С. 127,у. 10 (1) С. 25,у. 41; с. 84,у. 147 (2) С. 45-46,у. 75-78; с. 49,у. 88 (5) С. 48,у. 73; с. 70,у. 118; с. 115,у. 244 (3)

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания С. 8,у. 5 (1) С. 23,у. 37 (1) 0 С. 69,у. 143 (1)

Упражнения на определение омографов С. 42,у. 6-8, с. 43,у. 9 (4) 0 С. 55,у. 94 (1) 0

Упражнение на составление предложений с омонимами С. 127,у. 10 (1) 0 С. 55,у. 94 (1) С. 48, у. 71 (1) 3

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0 0 0 0

Итого 13 20 18 29 80

Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой

Упражнения на работу с омонимичными словами обнаружены нами, их всего 27, но у каждого задания цель различна. Упражнения на нахождение омонимов найдены, их 5. Всего 1 задание на замену многозначных слов синонимами включено в учебник 2 класса. В небольшом количестве даны упражнения на составленрие предложений с многозначными словами (2, с омонимами – 3. Большое количество упражнений предусмотрено на нахождение слов с прямым и переносным значением, их 15 во 2-4 классах, большая часть во 2 (8 упражнений). В учебнике 4 класса представлено больше заданий по данной теме, но большая часть из них не содержит задания по работе с многозначной или омонимичной лексикой. Учитель самостоятельно акцентирует внимание на том или ином слове для анализа; дается задание найти слово, имеющее несколько значений. Таких упражнений в учебниках 20, 17 из них – включающие многозначную лексику и 3 – омонимичную.

Проанализировав материал учебников двух программ, нами была составлена сопоставительная таблица 3.

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова 16 18

Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания 11 17

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением 9 15

Упражнение на составление предложений с многозначными словами 4 2

Упражнение на замену многозначных слов синонимами 5 1

Упражнения на определение лексического значения омонимов 5 11

Упражнения на нахождение омонимов 4 5

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания 4 3

Упражнения на определение омографов 7 5

Упражнение на составление предложений с омонимами 2 3

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0

Слово 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Многозначное слово - 9 28 11 5 16 6 12 39 48

Омонимы - - 2 2 - 14 - 12 2 28

Итого - 9 30 13 5 30 6 24 41 76

Сравнительная таблица толковых словариков

Итак, анализ учебников авторов С. В. Иванова и В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого с точки зрения характера лексической работы над явлениями полисемии и омонимии позволил установить, что программой предусмотрены упражнения, способствующие активизации словарного запаса. Характер лексических заданий разнообразен: на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с данными словами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии, многозначности и омонимии. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами.

Прощай, начальная школа! Видео

Прощай, начальная школа! Видео Отзвенели последние звонки и наступили долгожданные каникулы. Мои ученики успешно перешли в пятый класс и только я оставлена на повторный.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю вашему вниманию схему анализа учебника Русский язык.

Схема анализа учебника РУССКИЙ ЯЗЫК

1. Автор, название, год издания.

2. Структура учебника.

3. Содержание отдельных пунктов учебника:

а) как формируются у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

б) как происходит активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся(наблюдения над языком);

4. Анализ задач и упражнений учебника:

а) достаточно ли задач и упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы;

б) расположены ли они с нарастанием трудности их решения;

в) соответствует ли содержание задач целям воспитания учащихся; развитию нравственных и эстетических чувств?

г) имеются ли УПРАЖНЕНИЯ повышенной сложности? Приведите пример УПРАЖНЕНИЙ, развивающих логическое мышление и РЕЧЬ,ТВОРЧЕСКИЕ способности учащихся, направленные на формирование речевого этикета.

д) имеются ли УПРАЖНЕНИЯ с занимательным и РАЗВИВАЮЩИМ содержанием?

5. Доступным ли языком излагается содержание учебного материала; его убедительность; красочность; простота и т.п. Приведите примеры.

6. Как иллюстрирован учебник ( рисунки, ТАБЛИЦЫ, СХЕМЫ и т.п.), их качество и правильность расположения?

7. Реализованы ли в учебнике принципы уровневого изучения языка?

8. Есть ли материал для обучения работы с текстом?

9. Как представлен методический аппарат учебника?

10. Каковы методические отличия учебника от учебников других авторов?Ваше мнение об учебнике.

Современные учебники по русскому языку для средней школы

В настоящее время в российском образовании действует принцип свободы и вариативности в выборе средств обучения, учебно-методических комплексов и программ. Каждая школа, руководствуясь образовательными потребностями и запросами своих учеников и их родителей, осуществляет выбор учебно-методических пособий по русскому языку.

Наиболее востребованными для российских школ являются учебники, созданные ещё в 1990-е годы и впоследствии многократно переиздававшиеся. Рассмотрим последовательно каждый из них.

Учебно-методический комплекс, автором которого является коллектив методистов под руководством Т.А. Ладыженской, – один из старейших. Содержание его основано на программе, разработанной ещё в 1968 году и неоднократно усовершенствовавшейся. В основу усвоения материал положен дедуктивный путь: все темы изучаются путем знакомства с теоретическим материалом (наиболее общими положениями) и его применением на практике (частные вопросы использования теории). В учебнике для каждого года обучения предусмотрен раздел, направленный на повторение и систематизацию тех сведений, которые были получены на предыдущем этапе. Также каждый тематический раздел учебника завершается повторительно-обобщающими параграфами, позволяющими систематизировать накопленные сведения. В основу организации содержания положен системный принцип: обучение строится как знакомство с основными уровнями языковой системы. Сведения, касающиеся речевой культуры и правописания, изучаются на основе грамматических тем. Специальный раздел по развитию речи отсутствует, так как речевые темы рассредоточены по всему курсу. Ученикам предлагаются различные типы заданий речевого характера: анализ текста, составление собственных речевых произведений указанного стиля (например, автобиографии, заявления, расписки или доклада, устного публичного выступления), подготовка к написанию изложений разных типов (подробных, сжатых, выборочных) и сочинений (на основе личных впечатлений, по репродукциям картин и рисункам).

Учебник, автором которого является М.М. Разумовская, имеет речевую направленность. Главный принцип изложения материала – функциональный. Перед авторами стоят задачи научить учеников применять языковые знания на практике для создания речевых произведений. Это диктует текстоцентричный подход к изучению грамматических и орфографических тем: каждое языковое явление изучается не изолированно, а в контексте. Особое внимание уделяется развитию речи через собственно языковые темы. Программа предусматривает контрольные изложения и сочинения как наиболее эффективные формы проверки развития связной речи учеников. Акцент делается на изучении и анализе текста, стилистики, выразительных возможностей частей речи. В 9 классе при изучении синтаксиса сложного предложения акцентируются вопросы их использования в речи, уделяется внимание стилистической окраске синтаксических средств и способам редактирования высказываний за счёт обогащения их грамматического строя и развитие навыков подбора синтаксических синонимов.

Готовые работы на аналогичную тему

Анализ современных учебников по русскому языку для старшей школы

В старшей школе перед учителем стоит двоякая задача:

  1. Систематизировать и углубить сведения, полученные в средней школе.
  2. Помочь ученикам подготовиться к итоговой аттестации.

Используемые учебники помогают решить данные задачи, расширяя те знания, которые были получены в период обучения в 5-9 классах. Поскольку во многих школах действуют профильные классы, то для них предусмотрены учебники двух видов – базовый уровень, содержащий минимум сведений, соответствующих стандарту, а также профильный уровень, который предназначен для тех, кто изучает русский язык углублённо.

Учебник по русскому языку для 10-11 классов, авторами которого являются Л.М. Рыбченкова, А.Г. Нарушевич и другие методисты, отличается тем, что ориентирован на овладение сразу тремя видами компетенций, которые предстают как взаимосвязанные: языковой, коммуникативной и информационной. Соответственно основная направленность курса – речевая и метапредметная. Фундаментом языкового образования становится практическое овладение речевой культурой, что проявляется в умении использовать весь арсенал языковых средств с учетом условий ситуации общения.

Учебный комплекс под редакцией Н.Г. Гольцовой направлен на повторение и обобщение уже имеющихся сведений, а также отработку орфографических тем. С помощью данного учебника удобно реализовывать предусмотренную системно-деятельностным подходом групповую работу дифференцированного характера. Это позволяет включить в учебную деятельность каждого ученика независимо от уровня его подготовки. Упражнения выстроены таким образом, что позволяют последовательно формировать необходимые умения, приучать к самостоятельной работе.

Учебник под редакцией В.В. Бабайцевой включает теоретический и практический разделы. Особое внимание уделяется развитию речи, формированию навыков комплексного анализа текста, а также обучению способам оформления и выражения мысли. Наличие богатого теоретического материала позволяет эффективно организовать самостоятельную работу учеников по повторению изученных сведений и их отработке на практике.

Читайте также: