Анализ школьного учебника по истории для основной школы

Обновлено: 07.07.2024

Оценка соответствия учебника "История России IX-XVI века" государственному образовательному стандарту, возрасту учащихся и концептуальным подходам к изучению предмета. Анализ возможности создания общего представления об эпохе по материалам книги.

Рубрика Педагогика
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 22.06.2011
Размер файла 13,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Анализ школьного учебника Т.В. Черникова стория России IX-XVI века"

I. Соответствие учебника государственному образовательному стандарту, программе

Учебник Т.В. Черниковой - история России IX-XVI века. рекомендована Министерством образования и науки РФ и включена в Федеральный перечень. Учебник написан в соответствии с государственным образовательным стандартом. В основе создания учебника лежит современная концепция исторического образования в школе. Задача учебника не просто познакомить учеников с фактами и мнениями исследователей, а заставить задуматься и выработать свой собственный взгляд на прошлое. Вобрав в себя последние достижения современной исторической науки, он дает школьникам возможность на доступном им уровне увидеть историю с ее частностями и мелкими подробностями, неопределенностями и альтернативами.

II. Наличие в учебнике аппарата ориентировки. Внешние характеристики

Объем учебника 240 страниц , из них 16 листов приходятся на цветные карты и иллюстрации.

Аппарат ориентировки:

Оглавление разбито на четыре крупных главы:

- Древнерусские княжества в XII-начале XIII веков.

-Русь под ордынским игом

-Московское государство в XV - XVI веках.

Такое оглавление соответствует исторической логике. Параграфы примерно одинаковые по объему содержания. Названия параграфов сформулированы предельно ясно, и дают понять о чем будет идти речь в нем. Каждый параграф разделен на подпункты, логически верно.

Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал) и дополнительный (документы, отрывки, информация о каких-либо малоизвестных фактах, жизни исторических деятелей и интересные, но важные детали их биографии, историографические справки, цитаты и пр.)

Хронологическая таблица вынесена в конец учебника, и на полях учебника в роли рубрикаторов располагаются опорные даты, так же вынесены на поля и основные понятия учебника. Здесь же, на полях наглядно-схематично представлены понятия, и различные важные исторические аспекты(как например предметы экспорта и импорта , система обложения данью, система севооборота.

Словарь терминов отсутствует, их раскрытие происходит по мере изложения текста учебника.

Также отсутствует список литературы для дополнительного изучения, но это может быть легко компенсировано педагогом.

В учебнике представлен аппарат контроля, после каждого параграфа дан обширный список вопросов и заданий.

III. Соответствие отбора материал возрасту учащихся

Так как учебник предназначен на для изучения младшими школьника, то текст не перегружен понятийным материалом, но в то же время содержит достаточное количество фактов, в частности в текст периодически включены различные частные факты, для создания интереса, хотя в общем текст несколько сух для данного возраста.

Развито образное представление путем многочисленных иллюстраций и схем.

IV. Реализация в учебнике основных компонентов содержания школьного образования

А-формирование исторических представлений.

Для создания представлений об эпохе в учебнике, в основном в качестве рубрикаторов широко представлены портреты исторических деятелей, миниатюры из летописей, изображения строений и типичных форм одежд различных социальных групп.

Для создания временных представлений в изложение ведется в хронологической последовательности, с указанием достаточного количества дат, а основные из них вынесены на поля, и в хронологическую таблицу.

Для создания пространственных представлений в тесте даны качественные территориальные описания, а также несколько цветных карт, охватывающие в общей сложности весь период, приведенный в учебнике.

Б- формирование исторических понятий.

понятия вводятся по ходу изложения материала, по мере возникновения надобности в них, как до объяснения сути термина, так и после. Некоторые термины, изложены схематично на полях, как например трехполье.

В-формирование понимания закономерностей исторического процесса.

Понимание закономерностей исторического процесса происходит по мере изучения курса, для осмысленного понимания в учебнике приводятся вопросы, после текста каждого параграфа ,например - в чем заключались причины раздробленности Руси, каковы были положительные и отрицательные черты раздробленности ?

Г-формирование умений

Формирование умений происходит на основе вопросов, данных после параграфов.

Д-формирование ценностных отношений

В учебнике проводится формирование эмоционально отношения к ценности, путем эмоционально окрашенного изложения трагических и героических событий истории, а так же путем вопрос направленных на осмысление этих событий.

V. Наличие обобщающего материала по разделам

Обобщение материала происходит посредством вывода в конце каждого параграфа, а так же вопросов и заданий.

VI. Соответствие учебника концептуальным подходам к преподаванию истории

В целом учебник соответствует основным критериям преподавания истории, таким как

- Овладение знаниями по истории России

- развитие способности осмысливать события и явления

- формирование ценностных ориентиров

учебник государственный образовательный стандарт

Подобные документы

Учебник как основное средство обучения в школе. Современные требования к структуре и содержанию школьного учебника на примере учебников по истории Отечества. Модернизация школьного образования. Основные критерии оценки качества школьного учебника.

курсовая работа [46,9 K], добавлен 20.10.2012

Электронная форма учебника как одна из инноваций современного образования. Формы электронных учебных изданий. Достоинства и недостатки электронного учебника "Математика 5 класс". Разработка урока по математике на основе электронной формы учебника.

курсовая работа [601,2 K], добавлен 22.03.2018

Особенности изучения математики в начальной школе согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Содержание курса. Анализ основных математических понятий. Сущность индивидуального подхода в дидактике.

курсовая работа [50,5 K], добавлен 29.09.2016

Российский и зарубежный опыт создания школьных учебников по истории. Положительные и отрицательные стороны школьного учебника истории, возможности использования элементов этого опыта для совершенствования российских учебников, их методический аппарат.

дипломная работа [117,3 K], добавлен 10.07.2014

Трактовка определения функционально-целевой направленности учебника Н. Талызиной. Определение дидактических функций учебника. Функции закрепления, самоконтроля и самообразования. Интегрирующая, координирующая и развивающе-воспитательная функции учебника.

курсовая работа [37,5 K], добавлен 16.10.2010

Основные мыслительные умения учащихся. Опрос учащихся по плану и применение беседы на уроках. Работа учеников с атласом, картой и с иллюстрациями и текстами учебника. Творческие виды познавательной деятельности учащихся, написание сочинений и рефератов.

курсовая работа [37,4 K], добавлен 17.09.2013

Появление рисования в России как общеобразовательного предмета. Особенности обучения по системе Прейслера. Издание А.П. Сапожниковым учебника "Курс рисование". Вклад Гиппиуса Г.А., Зорянко Н.К. и Чистякова П.П. в развитие изобразительного искусства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ учебника 9 класса автор: Б.Г. Пашков. Сделав анализ данного учебника, я пришла к выводу о том, что этот учебник можно считать образцом нового поколения учебных книг по истории. Начну с плюсов. В учебнике отсутствует моноидеология, что говорит о внесение объективности в интерпретацию и подбор теории для данного курса. В центре истории действительно выступает человек, его сферы жизни в более ли менее равновесной форме, нежели раньше. Изложение теоретического и фактического материала выстроено так, что сначала автор формирует четкое понятие, переходя на образные яркие представления. В сделанном мной анализе отмечена информационная избыточность в тексте. Я не считаю это минусом. У возрастной группы, на которую рассчитан учебник достаточно хорошо развита память, и наличие множественного дополнительно материала в виде многочисленных мелких фактов заставит отбирать для себя важные и расширит кругозор ученика. 9 класс – это порог старшей школы, и поэтому очень важно давать детям различные точки зрения на одни и те же факты, явления, события, что и делает автор. Автор использует проблемное рассуждение, включая ученика в дискуссию, заставляет подумать, оценить. Дополнительный текст иллюстрирует положения параграфа, а также является самостоятельным источником знания, после которого включены вопросы по работе с ним. Дополнительный текст представлен в различных формах: источники личного происхождения, отрывки из художественных произведений, актовые материалы и др. Вопросы и задания разноуровневые – от репродуктивных до творческо-поисковых. Очень важно, что в учебнике отсутствуют рисунки, упрощающие историю! Иллюстрации выступают самостоятельным источником знания. Аппарат ориентировки не перегружен. Но в этом, на мой взгляд, кроется единственный минус – отсутствуют приложения, справочные материалы, различные обозначения, например, предупреждающие о сложности заданий. В целом, подводя итог нужно сказать, что анализ данного учебника показал, что он полностью соответствует познавательным возможностям учащихся и выполняет основные задачи изучаемого курса.

Эту зоркость может дать только фундаментальное знание истории, чем, собственно, и занимаются учителя средних школ на уроках истории.

Впрочем, учитель – обыкновенный человек, и не каждый является фанатом истории, отдавая все свободное время изучению первоисточников, чтобы затем поделиться информацией с питомцами. Увы, но Ключевских с Аристотелями для каждой школы не найдешь. Для того-то и появились в свое время учебники – незаменимые помощники педагога, позволяющие не упустить основные события прошлого.

После развала СССР начался очередной этап переписывания учебников, и достиг он таких масштабов, что новые книги выпекались со скоростью пирожков, как следствие, уровень многих из них был, мягко скажем, сомнителен. Именно поэтому президент страны Владимир Путин заявил о том, что необходимо создать единый учебник истории России. Соответственно возникает вопрос – каким он должен быть, этот единый? Да и возможен ли в принципе…

А ВОТ НА ЗАПАДЕ.

Впрочем, уточню, это касалось учебников по истории России 20 века. Прежние столетия современные специалисты пощадили.

И все же уделю немного времени учебникам 7 - 8 классов. Глядишь, составители нового единого и прислушаются к иным доводам.

В целом, весьма благоприятное впечатление оставило пособие для 7 класса Т.Черникова. Хороший язык, что очень важно для школьного учебника, много иллюстраций, карт, достаточно взвешенный подход к непростым событиям 17-18 веков, обилие исторических документов, разные точки зрения современников на происходящие события. Все это, на мой взгляд, не должно оттолкнуть ученика от изучения эпохи, скорее, напротив, вызвать интерес.

В целом, на мой взгляд, и в этом учебнике, и в других, демонстрируется чрезмерное увлечение Западом, он как бы служит мерилом для всего происходящего в России, мол, если некое явление имеет положительный аналог в Европе – значит это правильное явление, если не имеет, то неправильное. Но при этом, когда речь идет о мрачных страницах в истории нашей страны, то про аналогию забывают, так же, как ее игнорируют и в том случае, когда Россия могла похвастаться высоким уровнем развития, а старушка Европа нет.

Думаю, было бы целесообразно, говоря об исторических событиях, не только подчеркивать социокультурный фон того времени, но проводить аналогии с другими странами. Преследовали раскольников – да, нехорошо, стольких-то лишили жизни, правда, за одну Варфоломеевскую ночь католики вырезали порядка 30 тысяч гугенотов. Завоевывали Сибирь – было такое, но в рабов местных жителей не обращали, семьи не разлучали и за тридевять земель не отправляли, исполнять трудовую повинность на благо белого человека.

По истории 19 века мне в руки попали три учебника: Ляшенко, Сахарова и Боханова, Данилова и Косулиной. Одно могу сказать, вот если бы из них сделать одно пособие, взяв из каждого сильные стороны, то, на мой взгляд, получилась бы отличная книга. Каждый же по отдельности имеет важные минусы.

У Л.Ляшенко, к примеру, отличный язык, глубокий анализ декабристского движения, которое во многом определило политическое метание русской интеллигенции не только в 19, но и в 20 веке. Но о многих других значимых событиях сказано вскользь. Учебник Данилова и Косулиной отличается глубоким анализом культуры, быта, сословном расслоении общества, интеллигентских исканиях и поиске пути развития России, но стиль изложения вряд ли назовешь интересным. К тому же оба пособия настолько явно отдают предпочтения западникам перед славянофилами, что за последних аж неловко становится, мол, вот ведь какие недалекие люди были.

На этом фоне выгодно отличается учебник Сахарова и Боханова, они достаточно взвешенно подошли к эпохе интеллектуально-политических баталий, постаравшись максимально объективно представить разные точки зрения. Только в этом пособии есть весьма мощный блок, посвященный детальному анализу внешней политики России в 19 веке, который рисует не лубочную картину братской любви между нашей страной и Западной Европой, а борьбой каждого государства за свои собственные интересы.

Без реверансов показаны подковерные войны, образование временных союзов и их расторжение, в случае изменения политической обстановки. Это особо важно для понимания событий в истории нашей страны, ведь 19 век – время больших войн. Только при Александре Третьем не было открытых столкновений, на долю остальных же императоров выпали немалые испытания. Впрочем, в данной книге есть свои белые пятна, бедно представлены достижения науки, географические открытия, культура и социальное положение.

ЭПОХА ПОТРЯСЕНИЙ И ПОБЕД

Специалисты не уходят от острых вопросов, но и не малюют их одной краской: это черное, это белое, а вместе с учеником обсуждают, почему в тот или иной момент пришлось сделать такой выбор, верно ли поступил политик и так далее. Здесь есть расстрел в Новочеркасске 1962 года, но и реальное, а не хрущевское осмысление роли Сталина в истории Советского Союза.

Зато два других популярных учебника нужно читать с валокордином под рукой, валерьянка не поможет. Чего здесь только нет! Начиная от умалчиваний и подтасовок фактов, заканчивая откровенной ложью.

Так, у Левандовского и Щетинова Февральская революция чуть ли не совершенно случайное событие: взбунтовались рабочие Петрограда, и в итоге император Николай Второй подписал отречение. О том, что революцию и отставку поддерживали многие офицеры царской армии, политики разных рангов и буржуазия, авторы скромно умалчивают. А ведь это ключевой момент в истории страны, в понимании – почему же произошла Февральская революция, и отчего она, в конце концов, плавно перетекла в Октябрьскую революцию.

Говоря о продразверстке 1919 года, мере, безусловно, жесткой и жестокой, составители скромно опускают, что впервые этот подход насильственного изъятия продуктов у крестьянства был опробован еще Николаем Вторым в 1916 году.

Тема Великой Отечественной войны – это и вовсе особый разговор. Во-первых, дана она крайне куцо, во-вторых, настолько предвзято, что аж неудобно становится за составителей – что ж они всех за глупеньких детей держат? Ведь сегодня благодаря интернету весьма просто проверить любую информацию.

Да, был приказ №270 от 16 августа 1941 года. И да, были слова об уничтожении злостных дезертиров. Вот только в эту категорию попадали не все пленные красноармейцы, а командиры и политработники, изменившие во время боя присяге. Как говорится, оцените разницу.

Из мемуаров фронтовиков нам известно много случаев, когда люди пережили плен и возвращались в строй.

Что касается послевоенной истории, представленной в учебниках (повторюсь, за исключением пособия под редакцией Данилова), то и там регулярно натыкаешься на несуразности, подтасовки, умалчивания, так что не приходится говорить о формировании целостной и адекватной картины разворачивающихся событий на протяжении 60 с лишним лет.

НА ВЕСАХ: НУЖЕН – НЕ НУЖЕН

Таким образом я прихожу к выводу, что единый учебник необходим. И это должен быть грамотный, четко выверенный учебник, со стройной системой и логикой событий. Речь идет не о навязывании тех или иных мнений, а о создании целостного образа истории нашей страны. Любознательный ученик, если захочет, и сам ознакомится с альтернативными точками зрениями на те или иные события, благо, литературы сейчас предостаточно.

Сказано как будто о сегодняшнем дне, а ведь прошло почти полтора столетия, статьи были опубликованы в 1872 году.

Так может, наконец-то, прислушаются нынешние историки к мнению, которое звучит сквозь века, перестанут искать, что еще можно побольнее пнуть в судьбе Отечества, и создадут хороший учебник для школы. Как хочется надеяться на это! Но будет ли надежда услышана – другой вопрос…

P.S. Материал это был написан три с лишним года назад, а изменения.

Писали, что новые учебники появились, но мне, признаться, их увидеть не удалось. Впрочем, хватило концепции единого учебника. Проблема уничтожения истории России в нём отнюдь не была решена.

Зато с удовольствиесм прочитала "Историю России" Евгения Спицына. Конечно, это учебники не для школьников, для учителей. Но вновь беда - пособия за рамками "госзаказа" и, следовательно, многие ли педагоги возьмуться за труд проштудировать четырехтомник?! А было бы хорошо, что б именно на базе этих пособий когда-нибудь создали школьные учебники. Мечта.

Можно говорить о недостатках в обучении историков, о слабой методической подготовке выпускников вузов. Однако одна из главных причин - неудовлетворительное качество учебников по истории. При всем их разнообразии они страдают единым методологическим подходом в объяснении сложнейших исторических явлений и процессов. На волне критики нигилистического отношения к национальной истории допущены серьезные перекосы в освещении отдельных событий, особенно отечественной истории недавнего прошлого. Дело дошло до того, что содержание учебников по истории стало предметом серьезного обсуждения в правительстве страны.

ВложениеРазмер
petrova.doc 53 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ освещения истории СССР/ России

второй половины ХХ – начала XXI века в школьных учебниках истории

Выполнила: Петрова Н.В. – учитель истории

и обществознания, 1 квалификационной

С середины 90-х годов XX в. в России начались заметные изменения в исторической науке и историческом образовании. Для научной работы и приобретения знаний ни у школьников, ни у преподавателей нет идеологических препятствий. Любое полноценное исследование и преподавание всецело зависит от двух факторов: уровня знаний и владения методами изучения и преподавания.

Оптимизм преобладал у той части педагогов и школьников, кто считал, что после августа 1991 г. появились объективные предпосылки для снятия негативных проблем изучения истории, унаследованных от советского прошлого: налицо дифференциация Государственного образовательного стандарта, многообразие учебников, учебных программ, отсутствие жестко регламентированных тематических планов, свобода выбора форм и методов преподавания и учебы.

Можно говорить о недостатках в обучении историков, о слабой методической подготовке выпускников вузов. Однако одна из главных причин - неудовлетворительное качество учебников по истории. При всем их разнообразии они страдают единым методологическим подходом в объяснении сложнейших исторических явлений и процессов. На волне критики нигилистического отношения к национальной истории допущены серьезные перекосы в освещении отдельных событий, особенно отечественной истории недавнего прошлого. Дело дошло до того, что содержание учебников по истории стало предметом серьезного обсуждения в правительстве страны.

Вышеозвученная тема представлена в учебниках следующим материалом:

Реформа политической системы: цели, этапы, итоги.

Экономические реформы 1985-1991 гг.

Политика гласности: достижения и издержки.

Диалектика нового мышления.

Круг исторических событий, явлений, фактов, нашедших отражение в каждом из учебниках, степень подробности и глубины их освещения, приоритеты в авторском изложении:

В данном блоке тема раскрыта с помощью следующих материалов:

Для учащихся 9-х классов учебник составлен удачно, в основном направлен на знакомство детей с главными датами и историческими лицами данного периода; понятийный аппарат разнообразен и отражает основные исторические реалии рассматриваемого периода. Глубина освещения материала соответствует уровню обучения на базе неполного среднего образования. В изложенном материале четко отслеживается объективная авторская позиция на исторические явления и факты.

В данном учебнике тема раскрыта с помощью следующих материалов:

Ведущим компонентом в рассмотренных учебниках является текст, который призван передать в той или иной мере все компоненты содержания - не только сообщить знания, но и указать на способы деятельности, выявить отношение автора к излагаемому материалу и вызвать ответную реакцию учащихся. Характерны макротексты, разъясняющие, обобщающие факты, доказывающие, конкретизирующие теоретическое положение. Как правило, это тексты, сообщающие знания в полной системе (информативные тексты). Но в отдельных случаях необходимы и проблемные тексты, в которых знания даны не в полной системе, а с некоторыми пробелами; пробелы должны быть восполнены учащимися, решающими при чтении текстов некие проблемные задачи. Такие тексты должны подготовить учащихся к самостоятельному чтению научно-популярной и научной литературы, способствовать накоплению опыта творческого мышления.

Учебные задания в учебниках по отношению к текстам имеют подчиненную роль. Как правило, задания следуют за текстами. Но в некоторых случаях целесообразно отдельные задания дать и до текста для актуализации опорных знаний.

Хочется отметить, что и в этих учебниках очень скупы знания о различных философиях истории, о моделях исторического процесса, о разных идеологиях объяснения истории, что мешает формировать основы критического отношения к историческому знанию. Анализ исторических оценок, интерпретаций, их идеологической направленности; попытки объективной реконструкции прошлого должны стать важнейшей частью обновления курсов истории.

В данных учебниках, предназначенных для старшеклассников, довольно скупо показана история фальсификаций и манипулирования историческими знаниями, в т.ч. с партийных, религиозных, национальных и других позиций, что мешает на фактах раскрывать несостоятельность новых "мифов" и искажений, рождающихся вместо старых в наши дни и находящих отражение в учебниках.

Хочется отметить, что и в том и в другом учебнике увеличилось количество материала о человеке, его быте, образе жизни, нравах, мотивах поведения, его чувствах и позициях. Но все же, на мой взгляд элементы этики, психологии, взаимоотношений человека и общества, человека и природы должны быть усилены и введены во все разделы курсов истории. Именно это будет означать подлинную гуманизацию содержания учебников, которая пока делает первые шаги.

В рассмотренных изданиях слабо используются шрифтовые выделения определений, выводов, вопросов, познавательных или ситуационных заданий.

Читайте также: