Анализ семейное обучение в школе

Обновлено: 04.07.2024


Семейное образование или хоумскулинг — явление в России не слишком распространённое, однако тех, кто решается на подобный шаг, становится с каждым годом всё больше. Об этой форме обучения — дискуссия родителя и педагога, записанная нашим блогером, педагогом Арсением Поповым.

Правила:

Дискуссия ведется вслепую, чтобы избежать соблазна перехода на личности.

Участники:

1. Иоланта Лангауэр, мама двоих детей, сторонница семейного образования


Спикер Всероссийского фестиваля осознанного родительства — 2016. Предприниматель, тренер и международный судья конкурсов по моделированию бровей и ручным техникам перманентного макияжа. Основательница нескольких брендов.

2. Дмитрий Филатов, учитель, противник семейного образования


Позиция

И. Лангауэр:

Мы пришли к семейному обучению, поняв, что большинство учителей в школе действуют достаточно стандартно. Когда мы переехали в Тамбов, наш сын пошёл во второй класс, и всё образование превратилось в какую-то обязаловку. Было много слёз, потому что он не успевал делать домашнее задание.

Вообще, я сторонник того, чтобы в школе дети получали в основном компетенции. Вовсе не важно, какую программу они проходят. Я поняла, что нам в школе эти компетенции никто не даёт, поэтому мы стали искать альтернативу.

В семейном образовании дети могут обучаться альтернативными методами — теми, какими только пожелают они и их родители. Мы перешли на семейное обучение. Это дало сыну возможность посещать многочисленные кружки и получать дополнительное образование.

Сейчас наш ребёнок три раза в неделю ходит на английский, два раза в неделю на китайский, пять раз в неделю посещает художественную школу, три раза в неделю — начальная военная подготовка. Ещё он посещает бассейн, недавно пошёл на футбол. При этом у него есть свободное время.

Я считаю, что семейное образование дало возможность расширить кругозор ребёнка и отфильтровать его окружение, ведь кружки не посещают дети, которые ничем не интересуются. Таким образом, по моему мнению, мы качественно улучшили круг его общения.

Часто слышу такой аргумент: дети, которые учатся вне школы, социально не адаптированы. Могу сказать, что это не так. Они зачастую получают больше общения, чем те дети, которые учатся в школе.

Д. Филатов:

Второе, о чём хочу сказать, — образование. Невозможно в домашних условиях дать полноценное образование по всем предметам школьной программы. Даже нанимая сторонних педагогов, не говоря уж о попытках обучить ребёнка самостоятельно.

Ведь для того, чтобы дать полноценное образование своему чаду, необходимо знать всю нормативную базу современной школы, требования к знаниям и умениям обучающегося, обладать знаниями выпускника педагогического вуза, и прочее, и прочее, и прочее…

Баттл

Какие компетенции, получаемые при домашнем обучении, вы имеете в виду? Чем эти компетенции отличаются от тех, которые дети получают в школе?

В школе учат действовать по стандарту, а не по ситуации. Там всё очень размеренно — пришёл, отсидел уроки, сделал домашнее задание, молодец. Я считаю, что такой путь растит только хороших исполнителей, и учу другому: чтобы мог самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу, нести ответственность за поступки, распределять финансы, поскольку мы его мотивируем и таким образом.

А сам оппонент ради социализации тоже общается с местными бомжами или какими-нибудь неудачниками?

Вы рассказали в основном о дополнительном образовании. Приблизительно на эти занятия ребёнок тратит около 20 часов в неделю. Сколько времени отводится на общеобразовательные предметы, кто ведет эти занятия, сколько вы тратите на это?

На общеобразовательные — 5-6 часов в неделю. Эти занятия изначально вела я. Сейчас он уже сам справляется, я только помогаю, контролирую. Некоторые предметы, в основном языки, изучаем с опытными педагогами. Также прибегаем к помощи онлайн-школы. Затраты не выше, чем мы тратили, когда сын учился в школе. Английский язык — 4 тысячи рублей в месяц, за онлайн-школу — 1 тысяча рублей в год.

Действительно ли вы считаете, что для изучения школьной программы, необходимо одиннадцать лет?

Для изучения по-настоящему одиннадцати лет даже мало, не зря некоторые государства переходят на двенадцати-тринадцатилетнее обучение. Конечно, для поверхностного изучения школьной программы может хватить и года, но это кажущаяся лёгкость и простота.

По опыту работы в вузе могу утверждать, что качество полученных даже за одиннадцать лет знаний оставляет желать лучшего. Вузам приходится тратить практически год на приведение этих знаний к приемлемому уровню.

Мы не идём на поводу слабостей ребёнка, не ограничиваем круг его общения, ребёнок ходит не только в кружки, но и на улицу, общается даже с некоторыми ребятами из его класса. Мы перешли на домашнее обучения по многим причинам. Это некомпетентность учителей, их неспособность найти подход к ребёнку, заинтересовать своим предметом.

Мы много путешествуем и опираться на каникулы нам было неудобно. Мой ребёнок лучше воспринимает информацию не в то время суток, когда идут школьные занятия. Я считаю дополнительное образование для младшеклассника очень важным, а пока сын учился в школе, времени на него практически не было.

Готовы ли спорить с тем, что индивидуальные занятия всегда продуктивнее, чем занятия в группе? Под индивидуальными я подразумеваю не только работу педагога с одним учеником, но имею ввиду особенности ребёнка. Например, какие предметы ему легче или сложнее даются, в какое время суток он наиболее активен, когда его восприятие лучше, какое полушарие головного мозга доминирует, ведь напрямую связано со способностью усваивать информацию.

Рефлексия

И. Лангауэр:

Опять же, никто не говорил про обучение в малых группах, я не имела в виду, что семейное обучение — это всегда индивидуальное обучение. Это не значит, что обучение происходит тет-а-тет. Я имею в виду, что это просто индивидуальный подход к конкретному ребёнку. Возможно, для нашего образа жизни подходит такое образование, которое не ограничивает во времени ни меня, ни моего ребёнка, позволяет решать задачи, которые важны именно для нас. Ребёнок сам выбирает, как ему учиться, в какой форме и каком режиме.

Я считаю, что дети, переведённые на семейную форму обучения, даже больше приспособлены к тому, чтобы самим решать свои проблемы. Они сами строят график обучения, сами ответственны за то, сколько учить и в какое время. Я не желаю своему ребёнку, чтобы он пошёл работать куда-то. Если человек развивается, он может себя реализовывать, и не работая на кого-то.

Д. Филатов:

Типичная история: мама, слабо понимая задачи современного образования, не найдя общий язык с новым учителем и коллективом школы, избрала наиболее лёгкий путь — уход от проблемы. Путая дополнительное и общее образование местами в своей голове, мама находится в полной уверенности, что делает благое дело.

К сожалению, по моему опыту, эта идиллия с 5-6 часами в неделю образования и 20 часами кружковой работы, закончится в 5 или 6 классе, когда начнутся провалы в образовании. В нашей школе таких детей сегодня довольно много. Они чаще всего не способны сосредоточиться, не могут выполнять простые задания и очень болезненны из-за переутомления.

Домашнее образование имеет право на жизнь, но ему нужно придавать очень серьёзное значение, это не онлайн-школа и пять часов в неделю. Это многочасовой ежедневный труд. Рекомендовать обучение на дому я не буду. И пусть последним аргументом против, будет то, что мне не знаком ни один Учитель (с большой буквы) дети которого бы не ходили в школу.


Очень часто дети не любят ходить в школу, но иногда за этим стоит не просто нежелание учиться или просыпаться к первому уроку, а действительно серьёзные проблемы. Мы уже рассказывали, почему у детей возникает страх перед занятиями, а теперь разберём один из способов вернуть ребёнку желание учиться.

У современных родителей всё чаще возникает желание самостоятельно обучать детей — это связано как с тревогами из-за школы, так и с неудовлетворённостью другими доступными вариантами обучения. Тлум.Ру разбирается, что это за явление, кому оно подойдёт (и не подойдёт) и почему стоит к нему присмотреться.

Что такое семейное обучение?


Семейное обучение (или homeschooling) — это альтернативная форма образования, предусматривающая изучение ребёнком общеобразовательной программы не в школе, а дома. Это означает не то, что всё обучение происходит исключительно в семье, а то, что родители сами контролируют, что изучают их дети, как они это изучают и когда. Семейное образование доступно всем обучающимся по их желанию, однако не все родители с ним знакомы.

Семейное обучение выбирают по разным причинам, включая неудовлетворённость школой, учителями или образовательной программой, а также убеждённость в том, что дети не развиваются в рамках традиционной школьной структуры. Как родитель вы можете взять на себя все обязанности по обучению или совместить с учителями и другими родителями задачи по образованию вашего ребёнка.

И хотя семейное обучение считается современной формой обучения, его корни уходят далеко в историю — когда ещё не было школ в том смысле, в каком они существуют сегодня. В России дворяне и купцы стремились дать своим детям образование, нанимая для этой цели гувернёров и частных преподавателей.

Основные мифы о семейном обучении


Несмотря на нарастающую популярность этой формы образования, она по-прежнему подвержена мифам и заблуждениям. Разберём самые распространённые из них:

Отсутствие общения

Распространённым стереотипом о школьниках на семейном является то, что они не социализируются так же, как в школе. Они действительно не окружены широким кругом своих сверстников, но правда состоит в том, что большинство учеников, обучающихся на дому, имеют много контактов с другими детьми. К тому же, у них больше шансов познакомиться с миром, поскольку они не привязаны к пяти- или шестидневному школьному расписанию и имеют возможность больше гулять и даже путешествовать. Природа индивидуального образования и программы семейного обучения ориентированы на то, чтобы больше исследовать мир. Кроме того, семейное обучение может стать отличным выходом в случае постоянного буллинга в школе.

Итого: ребёнок сможет чаще общаться с друзьями и, например, в кружках и секциях, на которые у него появится время. И в большинстве случаев это будет более поддерживающая и радостная среда, чем одноклассники.

Знания слабее

Этот вопрос целиком зависит от обучающихся и их родителей. Сегодня существует множество электронных школ, в которых есть уроки с заданиями и проверочными работами, позволяющие изучать фактически ту же программу, что и в обычной школе. Только без нервной нагрузки, которая, как известно, мешает усвоению знаний. Также на семейном обучении никто не отменяет возможность нанять репетиторов — в удобной форме (сейчас многие занимаются онлайн из-за эпидемиологической обстановки), по разным предметам в любое желаемое и удобное время. И тут за качество знаний тоже волноваться вряд ли придётся.

К тому же, дети, обучающиеся дома, могут получать полезные знания и вне его стен. В то время, как большая часть обучения в традиционной государственной школе происходит в классе, ученики семейной формы имеют возможность чаще выходить из дома и посещают музеи, художественные галереи, парки, научные центры и многое другое в рамках своей программы. Освобождённые от многочасового сидения в школе дети также могут участвовать в проектах общественных работ. Оба вида активностей создают больше возможностей для общения со взрослыми и другими людьми. Эти знания по факту могут быть полезнее, чем стандартная школьная программа.

Итого: качество знаний зависит от вас, и у вас есть все возможности сделать их высокими.

Такие школьники не сдадут ОГЭ/ЕГЭ и не поступят в ВУЗ

По состоянию на 2021 год ученики семейной формы образования сдают такие же экзамены, как и их коллеги из школ. Но имеют больше времени и прицельной возможности к ним готовиться, не распыляясь на менее приоритетные предметы.

Итого: нет разницы, если приложить достаточно усилий для подготовки, и для этого предоставлено больше времени и сил.

Обучение на дому не является общепринятой формой обучения

Во многих отношениях семейное образование предшествует нашей нынешней системе государственного образования. Количество детей по всему миру, обучающихся на дому, составляет от 1,8 до 2,5 миллионов, так что это довольно распространённая практика.

Итого: пусть для России это кажется новинкой, на самом деле многие дети так учатся.


Доказано, что персонализированное обучение улучшает процесс изучения наук, поскольку позволяет преподавать учебную программу такими способами, которые соответствуют особенностям конкретного ребёнка. В государственных школах всех детей обучают одинаково: е сли они учатся слишком быстро, им приходится ждать, пока их догонят другие, и, наоборот, если материал оказывается для школьников слишком сложным, они отстают от своих сверстников. В обоих случаях учащиеся государственных школ с большей вероятностью потеряют интерес и расстроятся из-за своего учебного опыта, в то время, как ученик семейного обучения получает индивидуальный и раскрывающий его как личность подход.

Итого: даже если школьники на семейном учатся меньше, это по логичной причине и им только на пользу. Освобождается столько времени для себя, отдыха и изучения чего-то действительно им интересного.

Ученики на дому просто целый день бездельничают

Родители не забирают своих детей из государственной или частной школы для того, чтобы они могли играть в видеоигры весь день. Фактически, поскольку семейное обучение — это выбор особого образа жизни и требует тщательного планирования, дети, обучающиеся на дому, с большей вероятностью будут заметно активнее и вовлечённее в своё обучение. У них не будет такого всестороннего давления, бесконечной конкуренции и других сложностей, навязанных школьной системой. Только они и знания, которые можно получить в комфортной обстановке и темпе. И, конечно, на отдых тоже время останется — а это важно, как бы родителям и учителям не хотелось нагрузить ребёнка с утра и до ночи.

Итого: если удастся правильно мотивировать ребёнка, всё будет хорошо, и обучению тоже найдётся нужное время.

Родителям придётся всё бросить и только учить ребёнка

Только если им самим этого очень хочется. Во-первых, достаточно будет одного родителя, помогающего с освоением программы и расписанием. Во-вторых, нынешняя система государственной школы чаще всего настаивает на том, что родители и так должны помогать детям с обучением. Программа и домашние задания сегодня настолько сложны по сравнению с предыдущими поколениями, что большинству школьников так или иначе нужна помощь родителей и/или репетиторов. В случае, если родитель не помогает ребёнку, и он сильно не справляется с программой, семья может привлечь нежелательное внимание учителей и опеки.

И выходит, что родителям приходится тратить время на помощь с домашней работой. Это может быть как час, так и два и больше в день, в основном вечернего времени, которое мамы с папами хотят провести за отдыхом после работы — но им приходится вникать в математику с английским. Теперь сюрприз: чтобы пройти программу всего младшего класса, с ребёнком в течение года нужно будет заниматься… пару часов в день. То есть то же самое время, что он потратит на домашку вместе с усталыми и взмыленными родителями. Только это пройдёт в спокойной обстановке, без спешки и в удобном темпе. И ещё полдня освободится.

Плюсы и минусы семейного обучения


Как и у любой другой системы образования, у семейного обучения есть как положительные черты, так и отрицательные.

Во многих отношениях семейное обучение является более органичной формой образования, которая фокусируется на абстрагировании от традиционных классных занятий, ориентированных на массовое и универсальное образование. Учебная среда в стиле домашней школы более персонализирована для учеников. Это особенно актуально для детей с индивидуальными особенностями внимания. Если ребёнок испытывает трудности с чтением или письмом, родители могут уделить достаточно времени на то, чтобы убедиться, что он усваивает весь материал в полной мере.

Фактически, в отличие от традиционного класса, где учебный план и ресурсы заранее определены, родители в процессе семейного обучения могут изменить программу, чтобы обеспечить оптимальный результат. К примеру, если у ребёнка склонность к точным или, наоборот, гуманитарным наукам, можно сосредоточиться на них, чтобы добиться наилучших результатов: нет необходимости изучать нужные предметы в медленном темпе или продолжать использовать учебную программу, которая может быть недостаточно сложной.

Итак, каковы же минусы семейного обучения:

  • Обучение на дому — серьёзное изменение образа жизни для всей семьи. Кому-то из родителей придётся выделить специальное время, чтобы взять на себя обязанности учителя и администратора. Ребёнку понадобится помощь как с обучением, так и с составлением программы и расписания. Итого занятость хотя бы одного родителя может ударить по семейному бюджету — полноценный рабочий день выстроить будет сложно (но если работать из дома — можно пробовать);

А теперь перейдём к плюсам семейного обучения:

Как перейти на семейное обучение?


Если вы решились, то алгоритм действий будет таким:

1. Забрать документы ребёнка из обычной школы. В случае, если он туда ещё не поступил, этот пункт пропускается.

2. Обратиться в один из центров поддержки семейного обучения. Их существует несколько, и постоянно появляются новые. Связавшись с таким центром, вы получите оттуда запрос на документы, которые нужно будет заполнить и прислать, приложив стандартный пакет со свидетельством о рождении и другими бумагами ребёнка. Услуги таких центров небесплатные — но если только представить, сколько денег можно сэкономить на школьной форме, множестве канцелярских принадлежностей (дома вам понадобится в разы меньше — поверьте!), школьных поборах, подарках учителям и так далее — то сумма за год на семейном обучении окажется несравнимо меньшей.

Важно! Центры поддержки — это посредники между родителями и школой. Сами они аттестации не проводят, только прикрепляют учеников к школам. Теоретически без них можно обойтись и самостоятельно прикрепиться к школе для сдачи аттестаций, но это связано с таким количеством бюрократических и не только препятствий, что очень немногие родители готовы на такие долгие и трудные задачи.

3. После завершения процесса прикрепления ребёнка к центру поддержки он получит доступ к программе и аттестациям. Чаще всего центры предоставляют множество учебных пособий в самых разных формах, но вы всегда вольны выбрать свой собственный путь для ребёнка, учебники и другие моменты. В зависимости от выбранного центра промежуточные аттестации придётся сдавать раз в год или чаще, онлайн или оффлайн, здесь возможны варианты.

4. Самый важный пункт — расшколивание. Поскольку семейное обучение — это смена образа жизни, ребёнку понадобится время, чтобы прийти в себя после школы и снова почувствовать вкус к самостоятельному обучению. У некоторых детей расшколивание проходит быстро, кому-то придётся подождать — в среднем это примерно год. Не стоит переживать, что за год отдыха или недостаточно регулярной учёбы ребёнок сильно отстанет и не сможет дальше наверстать программу. Когда он войдёт во вкус и темп, обучение будет приятным и даже азартным, а значит, и знания усвоятся лучше, чем в школе.

Важно: на семейном обучении не стоит стараться просто перенести школу домой.

5. Только вам и ребёнку решать, в каком порядке, темпе и объёме будут даваться знания. Вашим минимумом будет обязательная школьная программа ФГОС и требуемые в конкретном классе аттестации. Для справки: большинство школ даёт намного больше объёмов знаний, чем того требует ФГОС. И если вашему ребёнку какой-то предмет не интересен и в будущем вряд ли понадобится, вы со спокойной совестью можете сдать его в минимальном объёме и потратить время на углублённое изучение того, что действительно интересно и важно для учащегося. Нет нужды стараться изучать все науки на высшем уровне — даже для поступления в лучшие ВУЗы требуется далеко не весь объём всех-всех предметов, который пытается дать школа.

Учитывая общедоступность информации сейчас, когда у любого ребёнка в кармане лежит устройство с доступом ко всему, что знает человечество, необходимость заучивать многие моменты отпадает естественным образом. Это не значит, что теперь можно не учиться — это значит, что теперь нужно учиться пользоваться тем, что есть. Справляться с этими объёмами информации, искать нужную, отсеивать ложную, делать выводы и ориентироваться. Именно это становится нужно подрастающему поколению — и именно этому в школе не учат.

Выбор за вами. Удачной вам учёбы!

P. S. Если у вас остались вопросы по семейному обучению, задавайте их под постом в нашем ВК.

Чтобы читать больше полезных материалов для родителей, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.


Домашнее обучение — это просто?


Денис Собур. Фото: vk

У меня четверо детей. Старших мы переводили на семейное образование с середины второго класса. Младшие учатся в обычной подмосковной школе. Когда пять лет назад мы забирали из школы старшую дочь, то услышали много критики.

С другой стороны, на тему оторванности школьных знаний от жизни не писал только ленивый. Не только в России, кстати. Послушайте на ТЕД лекции того же сэра Кена Робинсона, британского эксперта в области образования. Школьная программа ориентирована на среднего ребенка, движущегося все время со средней скоростью. Но активность и познавательный интерес ученика постоянно меняется. То ему все интересно, то он может неделями лежать на диване. И постоянная равномерная нагрузка — лучший способ убить мотивацию. Одаренным детям на уроках будет постоянно скучно, а отставшие на старте обречены 9–11 лет плестись в хвосте класса, без возможности догнать программу.

Восторженные отзывы родителей-семейников могут создать иллюзию простоты домашнего обучения.

Когда читаешь блоги противников массовой школы, иногда кажется, что она — главное препятствие на пути развития ребенка.

Достаточно убрать школу, и сразу дети начнут прекрасно учиться, творить и создавать новое. Родители будут лучшими учителями для собственных детей, даже не имея высшего образования. Буквально каждая домохозяйка (так и хочется написать — кухарка) может дать детям элитное образование.

И остается только удивляться, почему компьютеры, на которых пишут антишкольные блогеры, изобрели люди западной цивилизации, чью креативность должна была убить школа. Ведь если естественность так помогает развитию ребенка, то давно бы сельских африканских подростков без экзаменов принимали в лучшие вузы мира. А работодатели выстраивались бы за ними в очередь. Но этого почему-то не происходит.

Выбор образовательной траектории для ребенка — дело сложное, и я хотел бы рассказать о некоторых проблемах, с которыми придется столкнуться родителям на семейном образовании.

Пройти аттестацию

Если родители захотят аттестовать ребенка в соседней государственной школе, то, скорее всего, там потребуют написать множество контрольных работ и тестирований по неясному графику в неудобное время. Во всяком случае, так было у моих знакомых. Все они отказались от взаимодействия с государственными школами и перешли на аттестацию в платные центры разной степени сложности. Аттестация в государственной школе хотя и была бесплатной, но требовала слишком много сил и оказывалась дороже. Основываясь на опыте других родителей, я даже не стал пытаться и сразу обратился в частную дистанционную школу.


С другой стороны, наше законодательство несовершенно и позволяет вообще игнорировать эти требования школ. Дети, обучающиеся дома, могут вообще ничего не сдавать. Достаточно просто прийти на итоговую аттестацию в конце 4-го, 9-го и 11-го класса. Всё.

Хотя другие документы допускают двоякое толкование, ряду родителей удается настоять на своей обязанности сдавать только заключительные классы.

Ведь сдача итогового экзамена гораздо проще промежуточной аттестации. Если организация достаточно дружественная, то детям достаточно будет удаленно, без камер, пройти тесты за предметы 9-го класса. А после этого очно написать обязательные ОГЭ по русскому и математике хотя бы на тройку с минусом. И все, аттестат об окончании школы готов.

Я думаю, что-то подобное и произошло в случае Алисы Тепляковой . В открытом доступе мало данных о ее пути, но в 5 лет 4 месяца она сдала аттестацию за 2-й класс, что, в общем-то, не такая большая проблема. Но уже в семь лет она успела получить аттестат за 9-й класс и заодно закончить программу 11 классов. А в восемь лет она сдала ЕГЭ и получила аттестат о среднем образовании.

Понятно, что такие чудеса были бы невозможны в старом мире без тестирований и удобных форм аттестации. Но по формальному признаку к ней вопросов нет, у нее есть аттестат о среднем общем образовании. Про уровень знаний здесь речи не идет, из интервью с родителями понятно, что школьное образование они не считают чем-то важным. Для них главное — бумага, и они ее получили.

В принципе, у Алисы Тепляковой не будет проблем и с получением высшего образования. Конечно, ни о каком МГУ речи не идет, это понимают и родители, зная полученные девочкой баллы.


В остальном получение аттестата и диплома — просто необходимая формальность. И если государство не начнет строже регулировать эту сферу, то степень профанации будет только увеличиваться.

Ввести ребенка в общее культурное пространство

Пока семейное образование в России не имеет сколь-нибудь массового характера. Его выбрали 12 тысяч школьников, по официальным данным . Неофициальные исследования дают цифру на порядок больше — около 100 тысяч. В любом случае это капля в море на фоне более 16 миллионов российских школьников. Поэтому у государства пока нет большого интереса к серьезному регулированию семейного обучения.

На другом полюсе — Германия, Испания, Нидерланды, в которых домашнее образование запрещено законом.

Если ребенок не появится в школе, то скоро на пороге дома будет стоять полицейский с вопросами. Дети обязаны ходить в школу, по выбору родителей она может быть государственной, частной, конфессиональной. Но школа должна быть и соответствовать требованиям государства. Такая политика нацелена на интеграцию мигрантов в окружающее их общество и профилактику возникновения гетто. Сложно жить вместе разным народам, если они не пересекались друг с другом и не учились по общим программам.


«— Я-то казак, а ты не из цыганев?

— Нет. Мы с тобой обое русские.

— Брешешь! — раздельно выговорил Афонька.

— Казаки от русских произошли. Знаешь про это?

— А я тебе говорю — казаки от казаков ведутся.

— В старину от помещиков бежали крепостные, селились на Дону, их-то и прозвали казаками.

— Иди-ка ты, милый человек, своим путем, — сжимая запухшие пальцы в кулак, сдержанно-злобно посоветовал Алексей безрукий и заморгал чаще.

М.А. Шолохов. Тихий Дон

Но Советский Союз распался, распалось и единое культурное пространство. Это раньше все смотрели одни и те же фильмы, читали одни и те же книги. Но сегодня контента настолько много, что пересмотреть его весь не удастся. Каждый человек оказывается закрыт в своем собственном мирке, ограниченном лишь небольшой группой единомышленников.

Школьная программа оказывается чуть ли не единственным общим в жизни современных подростков.

Книги, фильмы, сериалы и музыка у каждой группы свои. Даже названия направлений запомнить сложно.

И если мы хотим, чтобы наши дети-семейники имели возможность разговаривать на общие темы со сверстниками, нам нужно помещать их в близкую культурную среду. Поэтому, кстати, все мои дети ходят в обычную школу как минимум до первых четвертных оценок во втором классе. Чтобы не так сильно отрываться от коллектива, как та маленькая птичка, о которой вряд ли слышали современные подростки.

Познакомить ребенка с обществом, где он будет жить

Но действительно ли детям нужна такая культура? Может быть, мир настолько поврежден, что лучше детям вообще с ним не сталкиваться?

Да, до конца начальной школы можно удержать детей дома, особенно если семья многодетная. Но что дальше? Человек, за редкими исключениями, не может существовать без социума.


В любом случае нужно готовить ребенка к жизни в его будущем социуме. Если вы не собираетесь переезжать — ищите единомышленников и создавайте собственную среду. И готовьтесь к поступлению в вуз с близким ему по духу обществом.

Если же собираетесь переезжать — готовьтесь, учите язык и культуру будущей родины, помогайте детям найти друзей в других странах через скайп. В общем, предложите какой-то социум, в котором они будут развиваться.

Задача социализации детей вообще очень сложная. Школа ее решает более-менее автоматически (хотя и не лучшим образом). У школьных детей социализация страдает, они зависают в гаджетах и все хуже умеют общаться друг с другом. Часто все свободное время у них занято учебой и на общение, прогулки времени просто нет. Но хотя бы есть какое-то общение в школе. Не лучшее, да. Но хоть какое-то.

На семейном образовании даже создание аналога такого общения потребует специальных усилий от родителей. Если же родители не занимаются этим вопросом специально, то ребенок легко может свалиться в одиночество.

Поэтому мы с супругой постоянно ищем детям новые кружки, занятия, группы, где они смогут общаться со сверстниками. К сожалению, это трудно. Другие родители отдают детей учиться, и на общение времени у них обычно не заложено. Разве что в каникулы, да и тогда многие разъезжаются.

Дать доступ к знаниям и современной науке

Интересно отношение к семейному образованию во Франции. До недавних пор семейное образование было там полностью легальным. Но после ряда террористических актов политика резко изменилась. Руководство республики решительно настроено перейти к германской модели и даже жестче. Они хотят сделать обязательным посещение всеми детьми образовательных учреждений аж с трех лет.

И французов можно понять: неприятно, когда за твои же пособия в стране формируется чуждая тебе идеология, настраивающая детей убивать инакомыслящих.

И чем больше изолированы дети от общества, тем более страшными чужаками выглядят они друг для друга.

Но проблема не только в растущем терроризме. Да, у родителей есть право воспитывать детей в соответствии с собственными убеждениями и религией. Но ведь и у детей есть право получить современное образование. Образование, опирающееся на актуальные научные достижения.

Да, у нас есть родители, верящие в плоскую землю (я серьезно, меня даже студенты в университете спрашивали об этом всерьез — приходилось объяснять, почему земля не плоская). Но это не значит, что образование детей должно ограничиться легендами плоскоземельщиков. То же самое касается и космологии, и нелюбимой многими православными теории эволюции, вопросов антропогенеза и даже доказательной медицины, включая актуальные сегодня вопросы вакцинопрофилактики. Дети вправе познакомиться и с научно обоснованной точкой зрения, а не ограничиваться убеждениями родителей и различного рода экспертов.

Религиозное образование при этом никто не запрещает. Но и религиям не дают запрещать научное образование. Готовы к дискуссиям — пожалуйста. Вопрос в том, смогут ли родители или те же воскресные школы быть более убедительны, чем школьная программа. Учитывая невысокий авторитет государственной школы сегодня, сделать это будет не так сложно. Если, конечно, есть адекватные аргументы.

Стать экспертом в области образования

Наконец мы и добрались до того, ради чего формально существует школа. Действительно, обычная школа дает детям среднее образование. Причем делает это довольно неэффективно. И действительно, это можно сделать лучше, дешевле и быстрее. Особенно для собственного ребенка.

Но это не значит, что это может сделать каждый родитель без какой-либо специальной подготовки. Или что есть волшебная методичка, разом решающая все проблемы.

Один мой приятель, с парой высших образований, преподает. И как-то его пригласили на конференцию родителей-семейников. Целью его выступления было за 40 минут рассказать родителям, как преподавать детям математику в 8–9-м классе. Но когда он встал перед аудиторией, оказалось, что родители самой математики не знают. Ну, точнее знают, но совсем не на уровне 8–9-го класса. И при этом ждут, что сейчас эксперт их научит, как преподавать то, чего они не знают. Но, увы, так не бывает.

Нормально научить сможет только эксперт в этой области. Родителям не обязательно становиться преподавателями по всем предметам. Педагогов можно и нанимать. Но родители как минимум должны уметь выбрать преподавателя и учебную программу.


Сегодня появилось много развивающих программ разного качества. И чтобы выбрать подходящую, нужно самому иметь образование не хуже, чем у школьного учителя. Иначе легко попасться на рекламные проповеди уникальных курсов. Часто такие курсы будут ориентированы на достижение необычных результатов: например, выучить в начальной школе в стихах имена всех русских князей. Правда ведь, звучит здорово. Есть чем похвастать знакомым. Тем более системы, основанные на зубрежке, может преподавать каждый, много знаний тут не требуется. Вот только непонятно, как такая зубрежка поможет детям лучше понять историю. Особенно в эпоху Википедии.

У нас с женой на двоих четыре высших образования и ученая степень. И все равно в прошлом году я снова пошел учиться, благо одна из онлайн-школ сделала доступные курсы переподготовки для учителей. Конечно, с физикой у меня особых проблем не было. Хотя даже там я нашел новые подходы, связанные с цифровыми лабораториями и компьютерным моделированием. Тем более, много нового я узнал по другим предметам — с точки зрения новых способов подачи материала, организации работы детей. Ну а по литературе вообще осознал, что у меня в школе ее просто не было: меня учили совсем не тому.


Прогресс идет, но не так быстро, как хотелось бы. В семейном образовании выбор программы ложится на родителей. И это значит, что квалификация родителей должна быть не хуже, чем у тех же учителей. По каждому, заметьте, предмету. Поэтому родители-семейники обычно объединяются в группы, создают семейные школы и приглашают учителей. Или обращаются в специализированные дистанционные школы. В одиночку это потянуть сложно.

Священник Анатолий Чистов, преподаватель МФТИ

Определить цель, которой мы хотим достичь

В любом деле главное — цель, ради которой оно делается.

Если цель — потешить родительское самолюбие выдающимися результатами, то лучше достигать чего-то самому, а не через детей.

А зачем это детям? Дети-семейники и так немного белые вороны. А если еще многодетные, то тем более.

Чем станет лучше моей дочери, если она получит в 10 лет аттестат об окончании школы? Ненужное внимание журналистов? Нет, увольте. Раннее поступление в вуз? Не вариант, там разница в возрасте даже в пару лет может очень сильно ударить по развитию ребенка.

Мы знаем достаточно историй, когда одаренному ребенку не удавалось построить отношения с одногруппниками. Финал у таких историй нередко печальный. Зачем рисковать? Чтобы раньше пойти работать? Смешно. Сейчас работодатель ориентируется на взрослых, созревших сотрудников. И найти хорошую работу подростку крайне сложно. Если он, конечно, не программист-самоучка.

От преждевременного поступления в вуз слишком часто возникают побочные эффекты. Вспомним известную историю Павла Коноплева, гениального советского школьника, поступившего на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ в 15 лет. Да, он закончил его, но своего места так и не нашел. Однокурсницы не воспринимали его всерьез и начинали заигрывать, только когда надо было сделать курсовую. А после прогоняли до следующей сессии. Павел закончил университет, но остался ребенком.

Когда в страну пришли лихие девяностые — его психика не выдержала. Мы никогда не узнаем, из-за чего: индивидуальная предрасположенность, большая учебная нагрузка, отсутствие своего социума или пришедшие в страну лихие девяностые. Скорее всего, все вместе. Но тем важнее следить за сбалансированным развитием, находя время и на социальное развитие, и на умение отслеживать состояние собственной психики и вовремя обращаться за помощью.


Пройдя ускоренно школьную программу, я освобожу детям еще больше свободного времени. Но ради чего? Я не вижу достижений в подростковом возрасте, ради которых можно было бы пренебречь кругозором ребенка. Школьная программа ведь вполне адекватно отражает знания и об окружающем мире, и о человеке.

Проблема школы в акцентах, методах подачи и перегрузке детей. Но мне сложно найти ненужные предметы в школьной программе. Зачем ускоренно перескакивать через ступеньки ценой качества, а потом думать, чем бы занять ребенка? Ответа на этот вопрос я не нашел.

Для многих родителей школа — место, о котором хочется забыть. Одна моя знакомая может спокойно выдержать на территории школы максимум минут десять, даже если это праздничная линейка 1 сентября. Дальше ей хочется убежать куда-нибудь подальше. Это понятно и вполне естественно. Но все же личные проблемы лучше обсуждать в кабинете психотерапевта. А решение, забирать детей из школы или нет, принимать исходя из пользы для ребенка.

Не стоит пытаться прожить жизнь заново через собственных детей. И в семейном, и в школьном образовании родителям придется постараться и многому научиться. Просто чтобы дать детям качественное образование, а вовсе не элитное. А за элитным образованием придется бежать вдвое быстрее, как говорила Черная Королева. И хорошо, если все наши дети будут понимать, о какой Черной Королеве идет речь.

ребенок книги

Семейное образование в России и в мире

Этой альтернативой сразу же активно стали пользоваться многие семьи. Так, самая осторожная оценка численности детей, находящихся на семейном обучении, по стране на конец 2017 года дает 100 000 детей. Подавляющее их большинство — в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске… В других крупных городах их от 200 до 1000 человек. Это, в общем-то, не много. В США на семейном образовании уже порядка 3% или 2 000 000 детей, т. е. в 20 раз больше, чем у нас, и эта форма продолжает динамично развиваться с появлением новых платформ электронного и дистанционного образования. Действительно, зачем держать консервативный и репрессивный аппарат школы, если имеется развитая и доступная учебно-информационная среда?

Относительно много детей на семейном образовании и в Великобритании, Канаде, Австралии. В некоторых европейских странах (Германии и Швеции) семейное образование запрещено и карается по закону.

В других странах семейное образование находится в промежуточном положении между полным запретом и бурным развитием, как в США.

А в России, как это ни парадоксально, разрешенная Законом об образовании форма встретилась с ожесточенным сопротивлением государства, с одной стороны — чиновничества, с другой — официальной школы.

Россия — страна парадоксов

После принятия Закона об образовании власти стали выплачивать компенсацию родителям школьников, которые перешли на семейное образование.

Действительно, если бы ребенок ходил в школу, на его обучение тратилась бы некая нормативная сумма. А так — ребенок не ходит в школу, расходы по обучению родители взяли на себя. Значит, справедливо, если родители будут получать субсидию. Она хотя бы частично компенсирует расходы, потому что эти расходы намного больше субсидии, и всего того, что тратит бюджет на обучение школьника. Ведь не случайна эта классно-урочная система обучения с фронтальными методами обучения. Главное ее достоинство для государства — не какая-то мифическая учебная эффективность и результативность, а низкая стоимость обучения в расчете на одного ученика. Массовое производство, конвейер без какого-либо ручного труда (индивидуального подхода) всегда выгоднее ручной сборки.

Но нет. Денег чиновникам тратить не хотелось, и они вообразили, что родители детей на семейном обучении эти деньги пропивают! Впрочем оскорбление чиновниками населения страны настолько стали обычным и привычным делом, что это даже не вызвало особого возмущения. Все же понимали — что чиновникам и самим не хватало денег в бюджете на премии, на роскошную мебель и служебные машины, например. И субсидии вскоре отменили.

И тут вдруг выяснилось, что права таких детей существенно ущемляются.

Так, еще с послевоенных 40-х годов прошлого века, когда многие подростки рано начинали работать и самостоятельно зарабатывать, для школьников были введены льготы, например, на проезд по железным дорогам и авиабилеты, на посещение различных кружков и секций по справкам из школ, допуск к участию в олимпиадах и конкурсах. Оказалось, что требование этих справок, несмотря на смену эпох и социально-политических систем сохранилось, а справок теперь для детей на семейном образовании никто не дает!

Качество семейного образования и его оценка

Конечно, остается открытым вопрос, как реально реализуется эта форма и к чему в действительности такое образование приведет. А реально при семейном образовании дети учатся с помощью репетиторов, среди которых немало педагогов уровня намного более высокого, чем уровень среднего школьного педагога. Или в частных школах и образовательных центрах, использующих инновационные для нашей страны методики.

Но все это мелочи по сравнению с вопросом о качестве образования и его оценке.

Применительно к отдельному ребенку результаты семейного образования априори будут намного лучше, чем они будут у него в обычной школе. Это совершенно элементарно, Ватсон, как говаривал герой книг Конан Дойла, — поскольку родители забирают детей далеко не из самых сильных школ, и забирают, как правило, продвинутые родители, которые видят, что могут своими силами дать образование много лучше, чем обычная школа.

Конечно, любой родитель увидит, что ребенок на семейном обучении сохраняет (а не теряет, как это обычно происходит в школе к концу 1-й четверти 1-го класса) интерес к обучению, у него эффективно развиваются те самые метапредметные навыки, о которых так много говорят сейчас и которые не могут развивать обычные учителя на обычных уроках, наконец, ребенок на семейном образовании действительно много читает, лучше пишет, больше знает, чем школьник из традиционной школы, полнее усваивает содержание учебников, и вообще, он более интеллектуально развит, IQ у него заметно выше.

Однако, у нас оценка результатов обучения, несмотря на всякие ФГОСы и метапредметные результаты, заточена на очень формальные знания и навыки детей, которые легко и без труда можно проверить, ни во что не вникая.

Например, как записывает учащийся условие задачи, сколько строчек или клеток пропускает от угла страницы, сокращает ли слова в ответе и ставит ли точки после сокращений и прочая ерундистика. Или вот такие знания: можно сказать, патриотической направленности: какие башни Московского кремля главные и сколько их? Ну ладно, Спасская башня, на ней часы, и ее всегда показывают по телевизору. А еще?

Все это говорится не просто так, а в разрезе семейного образования. Семейное образование разрешено лишь при условии регулярной, на усмотрение школы, аттестации учащихся при школе. В соответствии с законом достаточно аттестации раз в год, но фактически школы заставляют детей аттестоваться каждую четверть и притом по всем предметам, которые есть в расписании, вплоть до пения и физкультуры, и, более того, близко к тексту тех заданий и контрольных, которые дает учитель детям, обучающимся в классах!

Директор считает делом своей чести доказать, что без школы учиться не получится, а тем более что-то сдавать. Аттестацию проводят учителя с установкой найти пробелы и недостатки и поставить двойку, она сопровождается привычными унижениями детей, стрессами для родителей.

Подозреваю, что мало кто в классе справился бы с таким заданием, если бы его получил, но вряд ли кто-то его получит, потому что задача была простая: завалить любой ценой. Знаете, это как, когда жена ушла от мужа-дебошира, он подкарауливает ее, чтобы избить и потребовать, чтобы она вернулась домой!

А ведь у школ есть еще один запрещенный и болевой прием: обратиться в службы опеки, которая, якобы, защищая права ребенка, будет под страхом изъятия ребенка из семьи, возвращать его все в ту же школу.

Выход где?

В этих условиях есть только один выход для родителей детей, находящихся на семейном образовании, состоящий из трех шагов. Во-первых, наплевать на оценки, и ориентироваться на минимально необходимые показатели для прохождения аттестации. А во-вторых, требовать от властей, чтобы они создали условия для независимой и непредвзятой аттестации, если она так необходима. Не привязанной к конкретным линейкам учебников или вкусам мариванны. И, в-третьих, судиться со школами, если видите в аттестации какое-то нарушение прав ребенка.

Необходимо требовать от властей создавать центры независимой аттестации, в которых, кроме того, смогут пройти аттестацию и другие школьники, в случае возникновения в школах конфликтных ситуаций с учителями или, например, приезда из-за границы…

В Москве такая структура уже есть.

Аттестация должна проводиться в присутствии родителя ребенка, а лучше квалифицированного представителя, своеобразного адвоката перед системой образования, представителя общественных советов по семейному образованию, которые в ряде регионов уже возникли, а в других — только намечаются.

Читайте также: