Анализ режимных моментов в школе интернате

Обновлено: 02.07.2024

В школе функционируют 3 группы интерната, где круглосуточно проживают воспитанники из разных населённых пунктов:

7 опекаемых воспитанников (Садыхова К., Чалов М., Иванова А., Иванов Е., Дружинина Н., Дружинин А., Гнилова Н.).

5 детей-инвалидов (Солдатов Д., Солдатова Н., Солдатов И., Шкуропатова Т., Иванова А.).

Воспитательная работа осуществлялась через внеурочную деятельность с воспитателями (режимные моменты, воспитательные мероприятия), внешкольная внеурочная деятельность (экскурсии, посещение бассейна). Данная работа способствовала всестороннему развитию личности с целью её дальнейшей социализации. Содержание воспитательной работы строилось с учётом интеллектуальных особенностей воспитанников, их потребностей. Так как группы разновозрастные, то все развивающие занятия проводились дифференцированно с каждой возрастной группой. У детей младшей и средней групп (девочки), улучшилась самоорганизация самоподготовки, старательность, усидчивость, повысились навыки самостоятельности и самоконтроля. Но, тем не менее, у всех детей мотивация к учению сформирована в разной степени. С детьми велась индивидуальная коррекционно-развивающая работа во время занятий и в свободное время.

В течение учебного года проводились консультации и анкетирование родителей воспитателями и психологом, профилактические беседы с учащимися, которые имели замечания от педагогов, ведение карточек на каждого воспитанника интерната.

В ходе проводимой работы, воспитанники продолжают учиться анализировать поступки других ребят, но затрудняются при применении данных ситуаций по отношению к себе.

30 воспитанников интерната в течение учебного года посещали школьные кружки, некоторые из них занимались в 2-3 кружках: вязание на спицах и крючком, оригами, рисование, танцевальный, музыкальный, театральный кружок. Работы кружковцев демонстрировались на выставке технического творчества прикладного искусства муниципального и Регионального уровня (воспитатели Снитко Т.В., Гер О.В., Колосова О.И.). В результате занятий в кружках у воспитанников появилась положительная динамика в межличностных отношениях и коммуникативном поведении. Эти занятия благотворно влияют на развитие эмоционально-волевой сферы, а значит и на всю познавательную деятельность.

В течение учебного года проводилась лечебно-профилактическая работа медицинским персоналом (профилактика, организация оздоровительных мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенического режима) и психологом (снижение агрессивности, снятие стрессов, стабилизация эмоционально-волевой сферы).

Анализируя воспитательную работу в интернате, выявлены и следующие проблемы: недобросовестное выполнение домашнего задания (Садыхова К.), неадекватное поведение во время самоподготовки (Потылицина О., Садыхова К. Нуртдинов Р., Чашин Е), не соблюдение правил личной гигиены (Малахова Н., Семёнова А., Сычёв С., Солдатов Д., Чашин Е), нежелание следовать режимным моментам в утреннее и вечернее время (Потылицина О., Семёнова А., Нуртдинов Р., Чашин Е).

Вывод: продолжать работу по решению создавшихся проблем по направлениям, запланированным в 2010-2011 учебном году, способствовать сплочению коллектива, приобщать к работе с детьми родителей и опекунов.

Анализ воспитательной работы в ГПД МОУ специальной (коррекционной) школе – интернате №8 г. Саяногорска

за 2010-2011 учебный год.

В 2010-2011 учебном году были сформированы 2 группы продлённого дня по 12 человек. Деятельность групп регламентировалась утвержденным режимом дня ГПД и планом работы воспитателя. Режим работы объединял обучение и отдых, составленный с учётом пребывания воспитанников в общеобразовательном учреждении.

В режиме работы всех ГПД указано время для организации самоподготовки воспитанников (выполнение домашних заданий, самостоятельная, дополнительная, творческая работа), работы в кружках, секциях по интересам, отдыха, прогулок на свежем воздухе, экскурсий (в пределах территории школы).

ГПД посещали учащиеся из разных населённых пунктов: Новоенисейка, Саяногорск, при наличии заявлений от родителей (или законных представителей) и заключенных со школой договоров.

Воспитательная работа велась по плану с соблюдением режимных моментов. Основные направления: личностное развитие, физическое, основы социализации и общения, гражданское и патриотическое, трудовое, творческое воображение, охрана здоровья. Проводились занятия по интересам. Особое внимание обращалось на проведение физминуток и динамических пауз. Самостоятельная подготовка длилась от 1,5 до 2 часов, в зависимости от домашнего задания и индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников. Особые сложности при выполнении домашнего задания были с первоклассниками. Мотивация к обучению у учащихся, особенно, младших классов, практически отсутствует. Дети не усидчивы, часто отвлекаются, поэтому необходим постоянный контроль со стороны воспитателя.

Так как дети не были подготовлены к самостоятельному выполнению домашнего задания, то в первое время приходилось работать по группам. В процессе адаптации, когда ребята научились пользоваться дневником, находить задания и даже выполнять их самостоятельно, то появилась возможность больше внимания уделять слабым ученикам.

Все дети любят посещать группу продлённого дня, с удовольствием рисуют, делают аппликации, поздравительные открытки для своих родных и знакомых, участвуют в изготовлении групповых работ. Особое внимание уделяю организации ежедневного отдыха детей на свежем воздухе. Воспитатели разработали несколько видов прогулок: игровая (воспитатель предлагает детям несколько подвижных игр. Это хорошо знакомые игры, которые они по очереди учатся проводить сами, и новые, которые воспитатель разучивает с ними сама (не более одной в неделю); (прогулка-поиск - это вид следопытской прогулки: чтение следов зверей и птиц на снегу, подкармливают птиц, поиск заранее спрятанного пакета, состязание команд по прохождению маршрута по приметам и. т. д); спортивная прогулка (катание с горки, метание снежков в цель, бег, прыжки и т.д). В режиме работы группы в течение недели есть почти все виды прогулок.

На следующий 2011-2012 учебный год необходимо: 1). Продолжить учебную, воспитательную и коррекционную работу в тесном сотрудничестве с родителями и классными руководителями. 2). Обратить особое внимание на укрепление дисциплины в группе. 3). Следить за физическим здоровьем и эмоциональным состоянием детей в тесном сотрудничестве с медицинскими работниками школы. 4). Более широко привлекать родителей для проведения бесед, поездок, походов, экскурсий.

5). Наладить более тесное общение с детьми из реабилитационного центра. 6). Работать над созданием дружного коллектива.

Похожие документы:

Публичный доклад Государственного областного бюджетного образовательного учреждения Минькинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интерна

Анализ работы управления образования администрации Пушкинского муниципального района за 2012 год

Отчет по самообследованию Большемуртинской коррекционной школы-интерната VIII вида

. , будут организованы специальные коррекционно-развивающие занятия. . направлений в воспитательной деятельности МОУ «Школа-интернат среднего (полного . анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности. Работа .

Анализ работы школы-интерната №3 в 2009 2010 учебном год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни.

Одним из условий успешного развития ребенка является продуманный распорядок дня, то есть правильно организованный режим

Доклад на тему:

Подготовила : Галанова Н.А

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни.

Одним из условий успешного развития ребенка является продуманный распорядок дня, то есть правильно организованный режим.

Охранительный (термин принадлежит Смирновой А.Н., учителю вспомогательной школы) педагогический режим – это деловой, спокойный и привычный для ребенка распорядок дня. Режим предусматривает тщательное планирование всех мероприятий, которые направляют деятельность воспитанников, определяют их поведения.

Учение И.П. Павлова раскрывает значение правильно организованного режима. Согласно этому учению неукоснительное соблюдение правильного режима способствует формированию нужных навыков и привычек. Из учения И.П. Павлова вытекает необходимость создания условий, щадящих неполноценную нервную систему.

Какие внешние раздражители истощают нервные силы ребенка в школе – интернате?

Прежде всего шум. При длительном воздействии шум вызывает раздражительность, головные боли, утомление даже у здоровых людей. Умственно отсталые дети особенно легко возбуждаются в шумных условиях: они с трудом переносят большое скопление людей, тесноту, беготню, повышенный резкий тон. Изменение привычных для ребенка условий, нарушение режима, смена педагога неблагоприятно отражаются на нервной системе детей. Неожиданное и неприятное требование вызывает раздражение и нередко отказ его выполнить. Вызывает утомление непосильная работа, большие объемы заданий, однообразные и отвлеченные уроки и занятия, бездеятельность, недисциплинированность отдельных воспитанников. Все это не дает возможности воспитаннику сосредоточить внимание, затрудняет восприятие необходимых знаний умений и навыков.

Организация охранительного педагогического режима – важнейшее условие воспитания учащихся вспомогательной школы – интерната и одной из основных средств коррекционно – развивающей работы.

Четкий, последовательный, привычный и щадящий режим облегчает работу учащегося, создает условия для проявления его здоровых начал: активности, познавательного интереса, работоспособности. Он приучает ребенка к определенному жизненному ритму, создает у него ровное, бодрое настроение. Такой режим сохраняет, экономит, восстанавливает нервные силы ребенка, успокаивает его, способствует общему укреплению нервной системы и всего организма в целом. В условиях охранительного режима воспитанник становится более восприимчивым и трудоспособным, у него быстрее и устойчивее воспитываются и закрепляются необходимые в жизни навыки.

Охранительный педагогический режим является одним из условий создания здорового детского коллектива.

В организованном детском коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный тон. В таком коллективе дети спокойно живут, работают, помогают друг другу. А для склонных к подражанию, внушаемых умственно отсталых детей спокойный и трудолюбивый коллектив служит положительным примером.

Охранительный педагогический режим нельзя представлять, как опеку, тепличность, которые ведут к ограничению самостоятельности ребенка. Этот режим не ограждает от требований – школы и жизни. Напротив, укрепляя нервную систему ребенка, он дает возможность предъявить к нему повышенные требования, которые, в свою очередь, способствуют ослаблению недостатков и продвижению вперед.

Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания, обучения и развития умственно отсталых детей является строгое соблюдение распорядка дня в школе-интернате. Для этого необходимо воспитывать у детей нравственные, эстетические и трудовые навыки, приучать их к порядку, вырабатывать у умственно отсталых детей жизненно необходимые привычки. В своем докладе я попытаюсь рассмотреть вопросы организации режимных моментов как определенную систему воспитания обучения и развития некоторых личностных качеств умственно отсталых детей.

Воспитательная функция режимных моментов в коррекционной школе-интернате приобретает особо важное значение. Настоящее усвоение нравственных норм поведения, трудовых навыков, рациональных приемов организации своей работы умственно отсталому ребенку доступно лишь через конкретную практическую деятельность.

Все моменты ежедневной деятельности воспитателя используются для воспитания положительных личностных качеств умственно отсталого ребенка. В этой работе находят отображение принцип дифференцированного подхода с учетом особенностей интеллектуального развития отдельных детей, состояние их эмоционально – волевой сферы, моторики, мыслительных процессов.

В своем докладе я не ставлю задачу раскрыть все многообразие воспитательных и организационных задач и приемов в повседневной деятельности воспитателя. Я остановлюсь на отдельных моментах распорядка дня школы-интерната.

Для примера -организация утренних часов.

Утренняя зарядка, кроме решения оздоровительных и гигиенических задач, является воспитывающим, дисциплинирующим моментом, правильная организация которого во многом определяет настроение и общий тонус всего рабочего дня.

Создание необходимых условий для выполнения физкультурной зарядки в первую очередь зависит от воспитателя. Детей готовят к тому, что зарядка необходима для их здоровья, красоты, формирования осанки, гармонии в движениях, правильного дыхания. Детей приучают вставать в одно и то же время(7.00), чтобы помочь им самим осознать необходимость выполнения этого режимного момента. Подготовка к организованному выходу на зарядку воспитатель проверяет еще с вечера, т.е. напоминает о необходимости проветрить помещение, где проводится зарядка, как вести себя на зарядке.

Оптимальным вариантом проведения зарядки является такой, когда отдельно собираются воспитанники начальной школы и средних и старших классов. Такая организация выполнения зарядки необходима для учета требований разного уровня физической нагрузки и различной сложности выполняемых упражнений для разных возрастных групп детей. Комплекс должен быть учтен с особенностями здоровья детей и их физическими данными.

Огромное значение для воспитания навыков и привычек, необходимых для самостоятельной жизни, имеет продуманная систематическая работа по формированию гигиенических навыков. Прежде всего, воспитатель начинает с обучения правильному выполнению утреннего и вечернего туалета. Часы, отведенные для этих целей распорядком дня школы-интерната (7.10-7.15) (19.30-20.00) используются воспитателями для практического показа, контроля и помощи в овладении необходимыми навыками.

В часы утреннего и вечернего туалета воспитатель организует свое время так, чтобы иметь возможность осуществить на практике контроль за тем, как дети претворяют в жизнь те знания, которые они получили во время бесед на занятиях, инструктажах. Многим детям надо вновь и вновь повторять отдельные требования, показывать рациональные приемы, давать характеристику и оценку выполненного.

Тщательная подготовка, обучение и контроль за выполнением каждым воспитанником группы всех санитарно–гигиенических требований осуществляется на начальном этапе пребывания новых воспитанников в школе-интернате. Воспитателю сразу виден уровень подготовленности детей, различия их возможностей. Поэтому, при организации работы с группой, воспитатель продумывает свои действия с каждым ребенком индивидуально, с учетом его возможностей. Наиболее неприспособленных детей воспитатель держит под непосредственным контролем и оказывает им практическую помощь. Так же необходима помощь в выполнении соответствующих действий тем детям, у которых отмечается двигательная расторможенность или нарушение эмоционально – волевой сферы. При этом тех детей, которые легко овладевают необходимыми умениями и навыками, воспитатель привлекает оказание помощи в организации контроля за действиями остальных детей и показа отдельных элементов выполняемой деятельности.

В утренние часы воспитатель успевает сделать многое, что возможно лишь при правильной организации. Воспитатель тщательно продумывает организацию этого режимного момента именно с точки зрения выбора наиболее рациональных приемов и форм работы. Он создает такую спокойную рабочую обстановку, когда все дети знают, что и как им надо делать. В эти часы воспитатель – это руководитель, умеющий вовремя подсказать, напомнить и практически помочь.

Воспитатель придерживается спокойного, доброжелательного тона и разумного участия в действиях детей. Тон воспитателя очень важен в утренние часы. Среди умственно отсталых определенное количество детей расторможенных, возбудимых. От того, как у них начнется день, во многом зависит и все его продолжение: их самочувствие, результативность обучения, характер их участия во внеурочной деятельности и многое другое. К тому же, состояние и настроение отдельных детей существенно влияет и на всех остальных воспитанников. Поэтому я подчеркиваю особую важность создания спокойной, доброжелательной, деловой обстановки с самого начала дня. Дети должны видеть, что воспитатель не просто присматривает за ними в это время, а работает вместе с ними, что он искренне заинтересован в том, чтобы они делали все быстро и хорошо.

Основная утренняя уборка спальных комнат осуществляется самими воспитанниками. Однако воспитатели соблюдают установленные возрастные нормативы при проведении общественно полезного труда и учитывают возможности детей. Например, детей в течении продолжительного времени терпеливо учат самостоятельно аккуратно стелить постель. В это время даже небольшие успехи детей в освоении навыков самообслуживания воспитатель отмечает и положительно оценивает. На ряду с обучением практическим приемам обслуживающего труда проводится воспитательная работа, направленная на привитие детям уважения к чужому труду.

При организации вне учебной деятельности воспитанников важен дифференцированный подход. Учитываются возрастные особенности и возможности умственно отсталых школьников, а также глубина и объем содержания воспитательных мероприятий, которые проводятся с детьми разных возрастов. Поэтому организация работы коррекционной школы проходит не по единому распорядку дня, а по двум: для учащихся 1 – 4 классов и 5 – 9 классов. В двух вариантах режима дня отражается принцип учета особенностей возрастных групп детей.

В послеобеденное время для младших школьников проводится тихий час. Старшеклассники в это время могут заниматься общественно – полезным трудом. Также в это время дети заняты кружковой работой.

До начала подготовки домашних заданий, воспитанники проводят время на свежем воздухе. Воспитатель учитывает, что это так называемое свободное время детям надо дать отдохнуть от действий в рамках обязательной организации. Он помогает умственно отсталым детям организовать свое свободное время так, чтобы оно прошло для них с пользой, а не стала просто бесцельным или даже вредным времяпрепровождением. Воспитатель предлагает детям, какой-то интересный вид деятельности. Воспитанники могут сами выбирать интересующее их занятие. Одни могут играть в мяч, другие бегать, а кто-то захочет спокойно походить или посидеть. Это совершенно естественно, и воспитатель не заставляет принимать участие в организованных играх детей, которые не проявляют такого желания. Игры, организуемые на воздухе простые по содержанию и доступны детям. Воспитатель при организации игр учитывает возможности и склонности детей по возрастам, выбирает такие игры, которые способствуют коррекции отдельных недостатков развития умственно отсталых детей. Это игры на развитие внимания, памяти, координации движений, игры, развивающие ловкость, быстроту, реакцию. В идеале, не одно мероприятие, не одно занятие не должны проводиться за счет пребывания детей на воздухе. Самоподготовка начинается- (16.00) Создание условий для правильной организации подготовки домашних заданий – это забота всего нашего педагогического коллектива. Учителя четко знают возможности класса и отдельных учащихся, учитывают время, необходимое ученикам для выполнения заданий.

В нашей школе-интернате практикуется правильный и эффективный вид взаимосвязи воспитателя с учителем – ежедневное личное общение и совместное обсуждение форм и методов организации самоподготовки. Так же используется дневник взаимосвязи учителя с воспитателем, где записываются домашние задания, индивидуальные задания отдельным ученикам и необходимые рекомендации.

Педагоги школы приучают детей к тому, что учебный труд для них самое главное дело, их основная обязанность. Учение для большинства умственно отсталых детей – один из самых трудных видов деятельности. Поэтому при организации самоподготовки воспитатель учитывает возможности каждого ребенка и на основе этих знаний рационально определяет меры воспитательного воздействия. Одного ребенка надо заставить подумать и выполнить все самостоятельно, другой нуждается в незначительной помощи, а третий не может обойтись без того, чтобы все этапы выполнения им домашнего задания были проведены под руководством воспитателя. И, конечно, воспитатель во время подготовки домашних заданий работает не фронтально со всем классом, а индивидуально.

По окончании подготовки домашних заданий, клубных часов у учащихся младших классов должен оставаться примерно час свободного времени до ужина. По мере возможности, воспитатель использует это время для спокойных бесед, занятий по интересам. В этот час дети могут свободно отдохнуть, расслабиться. Если позволяет погода, организовывается прогулка на воздухе.

За несколько минут до ужина воспитатель проводит подготовку к приему пищи. Время после ужина используется для работы, не связанной с физическим и эмоциональным напряжением: просмотр телевизионных передач, чтение книг, тихие игры. Вечерние часы – подходящее время для практических занятий по домоводству. Воспитатель учит или контролирует самостоятельное выполнение таких работ, как стирка, глажение, мелкий ремонт. В вечернее время особое внимание уделяется воспитателем гигиеническим процедурам. В это время, так же как и утром, воспитатель стремится создать такую обстановку, которая максимально исключала бы возникновение конфликтных ситуаций, лишнего шума. Так как младшие дети засыпают раньше, то воспитатель работает над выработкой у старших воспитанников привычки проводить свои приготовления ко сну тихо, не мешая малышам.

Во время проведения режимных процессов необходимы единые требования со стороны пед.коллектива. Необходима постоянная помощь и дифференцированный подход в социальной адаптации воспитанников. Необходимо подходить с большой ответственностью и продумыванием проводимых для детей мероприятий стараться заинтересовывать и вовлекать учащихся, как в классные так и в школьные мероприятия.

Хочу подчеркнуть, что возможности в воспитании умственно отсталых детей обширны, если воспитательная работа осуществляется всем коллективом школы-интерната. Единство требований, единство педагогических влияний – необходимое условие воспитания. Сплоченный педагогический коллектив – это могучая сила воспитания, обучения и развития личности ребенка.

Онлайн-книги

Приморский край

Пограничный район

п.Пограничный


Составители:

воспитатели первой квалификационной категории

Фокина Наталья Николаевна

Давыденко Ирина Сергеевна

Приморский край

Пограничный район

п.Пограничный

2012-2013 уч.год

Пояснительная записка.

Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания детей с особыми образовательными потребностями является строгое соблюдение распорядка дня в школе-интернате. Для этого необходимо воспитать у детей нравственные, эстетические и трудовые навыки, приучить их к порядку, выработать у детей жизненно необходимые привычки. Подлинное усвоение нравственных норм поведения, трудовых навыков, рациональных приемов организации своей работы детям с особыми образовательными потребностями доступно лишь через конкретную практическую деятельность. Принцип дифференцированного подхода к таким детям, широко используемый в их обучении на уроках и во внеклассной работе образовательно-познавательного характера, в равной степени обязателен и для воспитательной работы, связанной с выполнением распорядка дня в школе-интернате.

Как известно, утренняя зарядка , помимо решения оздоровительных и гигиенических задач, является, воспитывающим, дисциплинирующим моментом, правильная организация которого во много определяет настроение и общий тонус всего рабочего дня. Эффективность зарядки в значительной степени зависит от того, насколько ребенок психологически и организационно подготовлен к занятиям. С первых дней пребывания детей в школе-интернате их надо подготовить к тому, что зарядка необходима для их здоровья, для формирования осанки, ловкости в движениях и т.п. Время, отводимое для утренней зарядки младшим школьникам и старшим, должно быть различно. Все это следует учитывать при составлении общешкольного распорядка дня.

Огромное значение для воспитания навыков и привычек, необходимых для самостоятельной жизни, имеет продуманная систематическая работа по формированию гигиенических навыков. Прежде всего, начинают с обучения правильному выполнению утреннего и вечернего туалета. Часы, отведенные для этих целей режимом дня школы интерната, используются воспитателями для практического показа, контроля и помощи в овладении необходимыми навыками. В часы утреннего и вечернего туалета воспитатель организует свое время так, чтобы иметь возможность непосредственно осуществить на практике контроль над тем, как дети претворяют в жизнь те знания, которые они получили во время бесед на специальных занятиях. Многим надо будет вновь повторить отдельные требования, показать соответствующие рациональные приемы, дать характеристику выполненного. Такая тщательная подготовка, обучение и контроль над выполнением каждым воспитанником группы всех санитарно-гигиенических требований должна осуществляться лишь впервые дни пребывания новых учеников в школе-интернате. Уже с самого начала воспитателю видно, что уровень подготовленности детей различен, различны и их возможности. Поэтому при организации работы с группой воспитателю следует продумывать свою работу с каждым учеником дифференцированно, с учетом его возможностей. Наиболее неприспособленных детей надо держать под непосредственным контролем и оказывать им практическую помощь. Необходимо также постоянно помогать в выполнении соответствующих действий тем детям, у которых отмечается двигательная расторможенность или нарушение эмоционально-волевой сферы. При этом тех детей, которые сравнительно легко овладевают необходимыми умениями и навыками, целесообразно привлечь к оказанию помощи в организации контроля над действиями остальных детей и показа им отдельных элементов выполняемой деятельности.

Как правило, основная утренняя уборка спальных комнат осуществляется в школе-интернате самими воспитанниками. Однако многие младшие школьники в течение продолжительного времени не могут самостоятельно аккуратно застелить постель. Их надо терпеливо учить этому, не только используя утренние часы, но проводя специальные практические занятия во внеурочное время. В этот период подход к оценке внешнего вида спален малышей должен быть дифференцированным. Следует оценивать стремление детей выполнить работу по самообслуживанию хорошо и самостоятельно. Даже небольшие успехи детей в освоении навыков самообслуживания воспитателям необходимо отметить и положительно оценить.

Организация режима нуждается в очень тщательном продумывании с точки зрения выбора наиболее рациональных приемов и форм работы. Прежде всего, одним из главных условий успешного выполнения режимных моментов является создание такой спокойной рабочей обстановки, когда все дети знают, что и как им надо делать. Среди детей с особыми образовательными потребностями есть определенное количество детей расторможенных, возбудимых. От того, как у них начнется день, во многом зависит и все его продолжение: их самочувствие, результативность обучения, характер их участия во внеурочной деятельности и многое другое. Состояние и настроение отдельных детей существенно влияет и на всех остальных учащихся в связи с этим можно подчеркнуть особую важность создания спокойной, доброжелательной, деловой обстановки в течении дня дня.

Используемая литература

Г.М. Дульнев “Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе”.

Цель, задачи, основные направления воспитательной работы в коррекционной школе. Требования к воспитателю, организация режимных моментов воспитателями. Примерная структура этической беседы. Методика проведения занятий. Организация работы с родителями.

Рубрика Педагогика
Вид методичка
Язык русский
Дата добавления 03.12.2012
Размер файла 88,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Организация воспитательной работы в коррекционной школе

Содержание

Введение

"Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности. Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием его личности". (В.П. Кащенко)

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на протяжении всего периода бодрствования в течение дня. Оно включает в себя не только, собственно традиционную для системы образования, воспитательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогическую работу.

Одним из немногих позитивных итогов происходящих в нашей стране перемен, является начальное переосмысление обществом своего отношения к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья. За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Суть этой стратегии заключается в следующем. Любой ребёнок, глубоко умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом - он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.

Важно отметить данная система не просто облегчает нам ежедневную работу, но и показывает каждому воспитателю диапазон его возможностей, побуждает желание пробовать и придумывать эффективные методы и модели в работе с детьми, укрепляет веру в своей значимости как профессионала как личности в целом. Все это незамедлительно сказывается на воспитанниках, они видят в воспитателе друга, партнера, помощника. Дети ощущают ежедневную персональную заботу о себе не как о "ребенке балласте", а как о ЛИЧНОСТИ, которую любят и принимают такой, какая она есть!

В данной работе - рассмотрены основные направления воспитательной работы в коррекционной школе, особенности работы воспитателя в коррекционной школе, приведены методики организации режимных моментов в коррекционной школе.

Практическая значимость работы заключается в том, что в работе изложена система организация воспитательной работы в школе.

воспитательная коррекционная школа родитель

1. Цель, задачи, основные направления воспитательной работы

Целью воспитательной работы в коррекционной школе является формирование социально адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно-развивающего пространства.

Задачами воспитательной работы в школе являются:

1. всестороннее развивать воспитанников интеллектуальным, нравственным, культурным, эстетическим ростом личности;

2. воспитывать добросовестное отношения к учебе;

3. воспитывать сознательную дисциплину;

4. совершенствовать правовое обучение и воспитание;

6. формировать негативное отношение к вредным привычкам;

7. формировать разносторонние интересы воспитанников через участие в общественной жизни школы, кружках, спортивных секциях;

8. подготавливать к успешной социализации обучающихся.

Основные направления воспитательной работы в коррекционной школе являются:

1. Нравственное воспитание направлено на создание условий для освоения детьми духовных ценностей культуры, подготовки их к самостоятельному выбору в пользу нравственного образа жизни, формирования у подрастающего поколения гуманистического мировоззрения, эстетической культуры, художественного вкуса, морально-этических знаний и убеждений, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

2. Гражданское, патриотическое воспитание направлено на формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к Родине, Отечеству, культурно-историческому прошлому России, привитии детям чувства гордости за свою страну, гражданской ответственности, уважения к государственной символике, Конституции, законам и нормам общественной жизни. Формирования у них знаний родного языка, народных традиций, истории, культуры, природы своей страны и бережного отношения к ним, правового сознания, политической культуры, готовности к самостоятельному политическому выбору, исполнению гражданского долга, формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации.

3. Экономическое воспитание детей, подготовка к жизненному, профессиональному самоопределению и труду направлено на подготовку детей к профессиональному самоопределению, на осознание ими общественной и личной значимости труда, перспектив своего личного участия в нём. Формирование представлений об экономической ситуации в России и способности ориентироваться в ней. Развитие трудолюбия, воспитание человека - труженика, формирование трудовых умений и навыков, способностей и потребностей в самореализации в профессиональной деятельности, навыков профессиональной адаптации и поведения на рынке труда.

4. Физическое и экологическое воспитание, содействие здоровому образу жизни подростков направлено на формирование у детей культуры здоровья, потребности в занятиях физической культурой и спортом, интереса к собственному здоровью и готовности поддерживать его в оптимальном состоянии. Задачи развития физической культуры тесно связаны с задачами экологического воспитания. Экологическое воспитание в современных условиях должно быть направлено на формирование экологической культуры детей, включающее в себя экологические знания, бережное нравственное, эстетическое отношение к природе. Формирование практических навыков экологических деятельности.

5. Профилактика асоциального поведения сориентирована на преодоление причин, порождающих неблагополучия детей, создание условий равных возможностей жизнеобеспечения и развития детей, независимо от их социального статуса. Целью профилактики асоциального поведения является обеспечение прав детей, находящихся в социально опасном поведении, их полноценное развитие в условиях социально - экономических реформ, своевременная и комплексная социальная, психолого-педагогическая реабилитация, оптимальное жизнеустройство и интеграция в общество. Формирование у подростков навыков социальной и личной компетенции, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению ПАВ и раннему началу сексуальной жизни в условиях давления социального окружения. Формировать умения общаться, понимать других людей, их чувства, а также умение отстоять собственное мнение, считаться с мнением окружающих.

2. Особенности воспитательной работы в коррекционной работе

В отличие от других школ коррекционно-образовательная школа - интернат или, как их называют, школы VIII вида по всей стране создавались как школы-интернаты с небольшим количеством обучающихся. И это не случайно, т.к. помимо знаний, даваемых по учебным программам, перед такими школами ставится социальная задача: подготовить своих воспитанников, имеющих умственную отсталость, к самостоятельной жизни в обществе, адаптироваться в естественном социальном окружении. А это значит, что обучающиеся с отклонениями в развитии должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало бы существующим в обществе нормам. Получить такое воспитание в своих семьях, большинство которых неблагополучные, практически невозможно. Вот поэтому очень важно существование данных школ в виде интернатов.

Очень важно, чтобы с нашими ребятами работали знакомые им учителя и воспитатели, чтобы они предъявляли к ним единые требования. Поэтому обычно мы ставим воспитателя с 1-го по 9-ый класс, а учителей меняем только при переходе из начальной школы в старшие классы. Коллектив у нас, в основном, стабильный. Дети привыкли к педагогам и их требованиям. Любое изменение привычных для наших детей условий: нарушение режима; смена учителя или воспитателя; повышенный, резкий тон неблагоприятно отражается на их нервной системе. Также неожиданное и неблагоприятное требование вызывает у них раздражение или отказ его выполнять.

Вызывают у умственно отсталых детей утомление и трудная работа, большая дозировка заданий, однообразные уроки, недисциплинированность некоторых учащихся в классе, а также бездеятельность. Все это не дает возможности обучающимся сосредоточить в нужную минуту внимание, затрудняет восприятие учебного материала. Занятия в нашей школе проходят в одну смену с 8.30 до 14.00. Все оставшееся время также четко спланировано, предусматривает все необходимое: 4-х разовое питание, прогулки, сон-час, воспитательские часы, самоподготовки, есть время для занятий ребят по интересам, игр, просмотр телепередач. Все это проводится:

1) на уроках;

2) воспитательных часах;

3) в режимных моментах дня.

Для успешного развития обучающихся необходимо повышать их запас знаний об окружающей действительности, расширять кругозор. Объяснять причинно - следственные связи происходящих явлений природы и событий, обучать правовым нормам жизни в обществе, пропагандировать здоровый образ жизни, поэтому воспитательский час в понедельник мы отводим для бесед.

Тематику бесед определяет сам воспитатель в зависимости от возраста, уровня знаний и интересов обучающихся. В основном, темы бесед:

Читайте также: