Анализ реализации программы коррекционной работы в школе

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время существует множество самых различных коррекционных программ для детей раннего возраста, ориентированных на ту или иную патологию. Рассмотрим здесь лишь некоторые, наиболее популярные из них и постараемся выделить их достоинства и недостатки.

Основные особенности Программы Маккуэри.

– Цель Программы – помочь детям с трудностями в развитии вести жизнь, максимально приближенную к нормальной.

– Программа помогает детям овладеть теми навыками и умениями, которые обычно формируются в процессе нормального развития. Это значит, что программа формирует те навыки, которые помогут детям развиваться дальше.

– Процесс обучения разбивается на маленькие ступеньки. Дети с отклонениями в развитии учатся точно так же, как и все остальные дети, только медленнее.

– Программа основана на продуманной системе оценок. Дети с трудностями в обучении учатся значительно лучше, если перед ними ставятся правильно выбранные задачи в правильно выбранное время. Поэтому, прежде чем приступить к обучению, авторы выделяют особое время для точного определения того, что ребёнок способен делать в данный момент, и чему он готов учиться дальше.

Занятия в центре Маккуэри строятся следующим образом. Дети в возрасте 6-8 недель начинают посещать Центр вместе со своими семьями. Их привозят один раз в неделю для занятий с педагогом и специалистом по лечебной физкультуре (ЛФК). Педагог и специалист по ЛФК рассказывают родителям об успехах малыша за последнюю неделю. Наблюдая за ребёнком, они определяют, готов ли он учиться чему-то новому, и если – да, что показывают родителям, как с ним нужно заниматься. Специалисты Центра дают родителям советы о том, как можно включить занятия с малышом в привычный ход жизни. Чтобы (если это возможно) не выделять для них специального времени.

С самого начала программа, которая составляется для каждого ребёнка индивидуально, предполагает одновременное формирование умений, относящихся к разным сферам развития – к тонкой моторике, к восприятию речи, к общей моторике, к умению выражать свои чувства и потребности, к способности играть и взаимодействовать с другими людьми, к самообслуживанию.

Таким образом, данная программа представляет собой комплексный подход к развитию ребёнка, т.е. набор последовательно усложняющихся упражнений (наличие вертикальных связей и отсутствие горизонтальных), а не системный.

Первоначально данная программа создавалась для детей с синдромом Дауна. Хотя эти методики и пособия применялись в работе с детьми, имеющими аномалии всех типов от средней до тяжёлой степени, многие упражнения оказываются не приспособлены для работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

Е.А. Стребелева в своей работе (Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2004) говорит о системном подходе к коррекционно-педагогической работе с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания.

Коррекционная работа в этих группах строится на основе единства требований к воспитательному процессу в семье и дошкольном образовательном учреждении. В группах кратковременного пребывания создаются специальные условия для обеспечения чувства защищённости, где педагоги создают атмосферу психологического комфорта, формируют навыки адаптивного поведения в новых социальных условиях, способствуют появлению возрастных психологических новообразований, коррекции и предупреждению вторичных отклонений в развитии малыша. К специальным условиям исследователи относят: адекватные способы общения взрослых с ребёнком; создание предметно-развивающей среды (дидактические пособия и материалы, игрушки); материально-техническое оснащение (специальное пространство, специальное оборудование – спортивный инвентарь, стол, стульчики, видео и аудиоаппаратура и др.); разработка индивидуальных программ воспитания, обучения и развития каждого воспитанника.

Содержание индивидуальной программы состоит из двух частей. Первая часть посвящена коррекционно-развивающему обучению ребёнка, вторая – работе специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога, врача-невропатолога или детского психиатра) с родителями.

Е.А. Стребелева считает, что разработку программы для проведения коррекционно-педагогической работы с ребёнком необходимо начинать с психолого-педагогического обследования уровня сформированности основных линий развития:

- социальной (формы общения – вербальные, невербальные; способы усвоения общественного опыта – совместные действия, указательный жест, подражание, действия по образцу и словесной инструкции),

- физической (основные движения, развитие ручной и мелкой моторики),

- познавательной (сенсорное развитие, формы мышления, представления об окружающем, развитие речи, предметно-игровая деятельность, предпосылки к продуктивным видам деятельности).

Содержание данной программы включает в себя задачи, методы и приёмы работы с ребёнком, учитывающие актуальный уровень основных линий развития ребёнка и его потенциальные возможности, т.е. зону ближайшего развития. Индивидуальная программа планируется на небольшой период – на два или три месяца и разрабатывается по следующим направлениям:

– условия и правила проведения коррекционно-педагогической работы с ребёнком в семье;

– содержание работы (указываются задачи, методы и приёмы) с ребёнком по основным линиям его развития;

– виды деятельности в целях формирования положительных форм взаимодействия с другими детьми;

– формы работы с родителями: консультации, обучение матери путём наблюдения за работой педагога-дефектолога с ребёнком; лекции с указанием тем, места и времени их проведения; участие в коллективном обсуждении проблем воспитания детей в семье.

Таким образом, индивидуальная программа развития ребёнка включает в себя набор упражнений по развитию каждого направления в отдельности, что представляет комплексный подход к развитию ребёнка.

Кондуктивная педагогика А. Петё (Финк А. Кондуктивная педагогика А. Петё: Развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия, 2003 - 136 с.) является комплексной системой, нацеленной прежде всего на воспитание ребёнка. Она рассматривает нарушения опорно-двигательного аппарата не как болезнь или увечье, а как неопытность или незнание. Следовательно, задача состоит в том, чтобы устранять не просто двигательные нарушения как таковые, но обучать детей новой организации их жизни. Обучение не сводится к тренировке отдельных функций, которые остаются для детей чем-то чуждым и неинтересным. Оно проходит как освоение понятных им будничных дел и смысловых связей.

Комплексная функция не возникает в результате формирования частных функций – каждая из них легче развивается во взаимодействии друг с другом. Этот принцип кондуктивной педагогики позволяет кондуктологам воспринимать любого своего подопечного как целостный объект, который должен овладеть определённой совокупностью знаний и умений.

Многообразие установок позволяет опытному педагогу использовать природные способности самого ребёнка, которые становятся как бы исходным пунктом программы дальнейшего развития.

Однако, кондуктивнаяя педагогика имеет определённые критерии приёма пациентов. Терапия предназначена для детей в возрасте от трёх лет с церебральными нарушениями опорно-двигательной системы (спастический, атактический, дискинетический синдромы) и поперечным миелитом, а также для взрослых с множественным склерозом, синдромом Паркинсона и др. Таким образом, данная программа не предназначена для детей раннего возраста.

Важным условием приёма в качестве пациента является умение пить, пережёвывать и глотать твёрдую пищу.

Ребёнок должен иметь хорошую общую физическую форму, быть способным выдерживать физическую нагрузку и не страдать припадками.

Необходимы некоторая подвижность и коммуникабельность, а также желание учиться, иными словами, пациент должен понимать простые задания и предложения, кроме того, требуется активное и пассивное владение языком.

К отказу от приёма на занятия приводят такие сопутствующие диагнозы как слепота, глухота, тяжёлая умственная отсталость, аутизм, генетические отклонения, прогрессирующие болезни (мышечная дистрофия) и не поддающиеся лечению случаи эпилепсии.

И, наконец, представим ещё одну методику - Е.Ф. Архиповой (Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: доречевой период. – М.: Просвещение, 1989). Она описывает систему комплексной коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, в доречевой период.

Автор считает, что все дети в зависимости от уровня развития их голосовой активности могут быть отнесены к четырём группам, которые соответствуют четырём уровням доречевого развития: I уровень – отсутствие голосовой активности; II уровень – наличие недифференцированной голосовой активности; III уровень – гуление; IV уровень – лепет.

Архипова характеризует каждый уровень с точки зрения развития голосовой активности, сенсорного развития, ориентировочно-познавательной деятельности, двигательного развития, артикуляционного аппарата, голоса и дыхания.

Однако очень часто уровень развития познавательной деятельности или мелкой моторики не соответствует уровню развития голосовой активности и артикуляционного аппарата. Поэтому по разным показателям ребёнка можно отнести одновременно к двум или трём уровням. Отсюда особенности построения коррекционной работы с ребёнком исходя из индивидуального, а не из дифференцированного подхода.

В описываемой в пособии коррекционной работе большое место уделяется дыхательным упражнениям, логопедическому массажу лицевой мускулатуры и языка, а также артикуляционной гимнастике. Авторы подробно останавливаются на расслабляющем и укрепляющем массаже лицевой мускулатуры, шеи, губ, языка, точечном массаже при гиперкинезах языка, пассивной и активной артикуляционной гимнастике на разных уровнях доречевого развития. Бесспорно, эти направления очень важны в работе с детьми, имеющими дизартрический синдром в органах артикуляции. Однако, в пособии недостаточно внимания уделяется развитию всех остальных психических функций, и они описываются обособленно, вне связи с другими процессами.

Основой деятельности педагога-психолога по сохранению психологического здоровья детей является реализация коррекционно-развивающих и профилактических программ.

Осуществление коррекционно-развивающей деятельности предполагает содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности с помощью специальных психологических приемов и средств.

Цель коррекционной работы - решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия воспитанников. Работа эта ведется лишь с теми детьми, у которых в ходе диагностики были выявлены низкие показатели уровня актуального развития. Эта работа предполагает развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка, преодоление негативных личностных особенностей, обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

Принципы коррекционно-развивающей работы:

1. Принцип единства диагностики и коррекции - диагностика является основой для определения направлений и оценки коррекционно-развивающего воздействия.

2. Принцип нормативности развития - психокоррекция направляется на клинически здоровую личность и строится в соответствии с возрастной нормой развития.

5. Деятельностный принцип коррекции - главным способом корекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка.

Этапы коррекционно-развивающей работы:

1) аналитический - на этом этапе анализируются результаты диагностики, его проблемные зоны и перспективы развития, а также разрабатывается общая программа психологической коррекции;

2) коррекционный - на этом этапе с помощью специальных методов и технологий решаются конкретные проблемы обучения, развития или психического самочувствия, ребенка;

3) контрольно-корректировочный - на этом этапе осуществляется оценка динамики развития корректируемых показателей, а также оценка эффективности коррекционно-развивающего воздействия, при необходимости - корректировка рабочих программ и маршрутов сопровождения.

Содержание коррекционно-развивающей работы

Старший дошкольный возраст – подготовка к школе. В рамках этого направления реализуются программы формирования интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной готовности детей к школе.

Младший школьный возраст (1-4 кл.) - развитие познавательной сферы, способности к взаимодействию и сотрудничеству. В рамках этого направления реализуются программы по адаптации первоклассников к школе, развитию внимания, памяти, мышления, воображения, толерантных способов взаимодействия у детей с трудностями в обучении и поведенческими проблемами.

Это направление коррекционной работы является приоритетным в работе психолога в школе-интернате. Это объясняется тем, что:

1) в большинстве случаев в интернатные учреждения попадают педагогически и социально запущенные дети из крайне неблагополучных семей;

Младший подростковый возраст (5-6 кл.) - адаптация учащихся 5 класса к обучению в среднем звене, воспитание коммуникативной культуры личности и навыков саморегуляции. В рамках этого направления совместно с воспитателями реализуются программы адаптации детей к средней школе, снижению уровня тревожности, формированию навыков конструктивного общения.

Старший подростковый возраст (7-8 кл.) - развитие способности к рефлексии, развитие коммуникативных навыков, формирование профессиональных интересов. В рамках этого направления совместно с воспитателями реализуются программы по развитию навыков конструктивного общения и профориентационные программы.

Ранний юношеский возраст (9-11 кл.) - формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, развитие профессиональных интересов. В рамках этого направления совместно с социальным педагогом и воспитателями реализуются программы профессионального и жизненного самоопределения.

Психокоррекционная работа может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной форме. Это зависит от характера проблемы, возраста ребенка, его пожеланий. При групповой работе используются рекомендованные и авторские коррекционно-развивающие программы. При работе с конкретным ребенком составляется индивидуальный маршрут сопровождения (на основе рекомендованных программ, адаптированных к условиям учреждения интернатного типа).

Опыт работы показывает, что индивидуальные формы работы более результативны.

Основаниями для начала психологических занятий с детьми являются:

1) результаты диспансеризации: рекомендации психиатра о необходимости занятий у психолога детям с низким уровнем интеллектуального развития и нестабильным эмоциональным состоянием, склонных к суицидальному поведению;

2) результаты психологической диагностики уровня актуального развития воспитанников школы-интерната;

3) запросы педагогического коллектива и администрации школы-интерната.

Результат коррекционно-развивающей работы:

Статистические отчеты и анализ коррекционно-развивающей работы

за 2011-2016 года

Статистические отчеты о количестве, формах и результативности коррекционо-развивающих занятий представлены в табл. 1, 2, 3, рис. 1, 2, 3.

Статистический отчет о количестве и формах

коррекционно-развивающих занятий в 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г., 2015-2016 уч. г.

В практике современной общеобразовательной школы в последние годы отмечается ряд острых проблем, связанных с увеличением числа обучающихся, испытывающих стойкие трудности в обучении, адаптации к школе и социальному окружению.

Стандарт второго поколения направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования. Построение эффективной системы сопровождения особых категорий детей позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды общеобразовательного учреждения. Поэтому в рамах дифференцированного подхода к обучению детей в общеобразовательных школах, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в школе создана Коррекционная программа работы в рамках Основной образовательной программы, обеспечивающая индивидуализацию обучения детей с трудностями в обучении.

Для того чтобы понять, как в рамках образовательного процесса развивается и работает система коррекционно-развивающего сопровождения необходимо иметь полную, системную информацию по эффективности данной работы. Такую информацию можно получить, если комплексно оценивать работу по многим показателям, то есть разработать мониторинг эффективности коррекционной работы – комплексную систему исследования, позволяющую оперативно предоставлять информацию, по параметрам, характеризующим качество работы, для прогноза, коррекции и управления в рамках образовательной системы.

Мониторинг эффективности предполагает выработку показателей, а также поиск их индикаторов, которые могут отражать динамику изменения полученных результатов и степень их соответствия заданной исходной цели.

Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, в нашей школе разработана система целевых индикаторов и показателей по основным направлениям коррекционной деятельности в рамках задач.

Совершенствование движений и сенсомоторного развития

-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-развитие навыков каллиграфии;
-развитие артикуляционной моторики.

-количество правильно списанных букв на 25 слов

-количество и качество произносимых звуков

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, -

- формирование звукового анализа.

- количество запоминаемых предметов

- количество запоминаемых слов

- повторение слогового ряда

- сравнение слов по звуковому составу

- последовательное выделение звуков

Развитие основных мыслительных операций

- развитие навыков соотносительного анализа;
- развитие навыков группировки и классификации

- развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- развитие умения планировать деятельность;

- динамика умения сравнивать

- динамика умения устанавливать аналогии

- динамика умения обобщать, классифицировать

- динамика умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

Возрастная категория детей, на которых ориентирована программа.

Наличие дополнительных требований к контингенту участников программы.

Привлечение педагогов или родителей.

Анализ структуры программы.

Наличие или отсутствие в программе следующих компонентов:

· Общая характеристика программы.

· Методологические и теоретические основы.

· Цели и задачи, ожидаемые результаты.

· План и содержание занятий.

· Характеристика используемого оборудования.

· Организация, формы и методы работы.

· Основные этапы работы.

· Оценка эффективности программы.

Какие дополнительные компоненты присутствуют в программе?

Назначение программы.

Четкость и конкретность формулировок целей и задач программы.

Соответствие целей и задач программы заявленной проблематике.

Ранжирование целей и задач программы.

Наличие трех уровней целей и задач:

· коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение проблем развития;

· профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

· развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

Наличие критериев достижения целей и задач программы.

Организация работы по программе.

Формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная).

Общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы.

Частота необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.).

Длительность каждого коррекционного занятия.

Описание используемого оборудования. Требования к специалистам.

Описание оборудования может включать его технические данные, размеры, комплектность, условия работы с ним.

План и содержание занятий.

План занятий может быть представлен в двух вариантах:

· последовательное описание процедуры занятий.

Наличие темы каждого занятия, цели и времени, отводимого на его проведение.

Описание содержания занятий: подробное изложение упражнений, игр и процедур, указание используемого оборудования, ожидаемые результаты и методы обратной связи, касающейся эффективности занятия.

Методы и критерии оценки эффективности программы.

Наличие диагностического блока.

Реализация в программе основных принципов коррекционно-развивающей работы.

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Принцип единства коррекции и диагностики.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа.

4. Деятельностный принцип коррекции.

5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.

7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.

8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.

9. Принцип программированного обучения.

10. Принцип усложнения.

11. Учет объема и степени разнообразия материала.

12. Учет эмоциональной сложности материала.

Основные достоинства и недостатки программы. Выводы и рекомендации.

Оформление работы:

Обложка (титульный лист). На обложке пишется наименование учебного заведения, института, кафедры; тема; Ф.И.О. студента (полностью), номер группы; фамилия и инициалы преподавателя, его ученая степень и/или звание; место и год выполнения работы (см. приложение).

Список используемых источников.

Институт педагогики и психологи

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине

Студент 842-З гр.

Фамилия Имя Отчество

Преподаватель:

К.психол.н., доцент

Кирт Н.Л.

Петрозаводск, 2017

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Читайте также: