Анализ рассказа толстого прыжок в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

1. Содействовать развитию умения давать характеристику литературному герою, умения анализировать поступки героев и видеть их мотивы, объяснять внутреннее состояние литературных героев.

2. Способствовать формированию умения находить опорные слова для пересказа, помогают описать эмоциональное состояние героев;

3. Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор и развивать воображение.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_chteniya_pryzhok.doc 63.5 КБ
pryzhok.ppt 1.84 МБ

Предварительный просмотр:

литературного чтения в 3 классе

  1. Содействовать развитию умения давать характеристику литературному герою, умения анализировать поступки героев и видеть их мотивы, объяснять внутреннее состояние литературных героев.
  2. Способствовать формированию умения находить опорные слова для пересказа, помогают описать эмоциональное состояние героев;
  3. Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор и развивать воображение.

Х О Д У Р О К А

- Какие произведения Льва Толстого вы читали?

- Один из рассказов авторы учебника поместили в нашей книге для чтения. В этом рассказе мы отправимся путешествовать по морю. Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами.

Слайд с изображением парусника

Слайд с темой урока

(Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии)

III. Изучение нового материала. Работа с текстом произведения.

Выразительное чтение рассказа учителем.

- Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

- Из-за чего мальчик совершил прыжок? (Проблемный вопрос)

(Дети высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы,

из-за угрозы отца и т. д. Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Автор и эпоха:

Жанр произведения:

Рассказ. Т.к. действие происходит в короткие сроки (всего несколько минут описано) и маленькое количество главных героев: мальчик, толпа и капитан. В отличие от сказки (фантастического, придуманного повествования), рассказ - это правдивая история, быль.

Детство. Взаимоотношение детей и взрослых. Воспитание детей на своем примере (будучи сыном капитана, мальчик не мог позволить толпе смеяться над собой)

Дети часто стараются быть похожими на своих родителей, особенно таких которые занимают какой-нибудь важный пост. И стараются не ударить в грязь лицом и не подвести родителей.

Автор призывает юных безрассудных смельчаков не предавать значения насмешкам толпы. И еще делает акцент на том, что любящие родители всегда спешат на помощь своим чадам, стараются защитить их от беды.

Прежде чем что-то делать, надо сопоставить цель с риском. Надо хорошо обдумывать свои действия, не поддаваться сиюминутной обиде. Если случилась беда, то трезво оценить все и найти выход, спрятав на время свои переживания, эмоции. Как это сделал капитан.

Сюжет, его элементы:

Концентрический : все события разворачиваются вокруг одного конфликта (между толпой и мальчиком), все подчинено причинно-следственным отношениям.

Вот скажем если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе и, наверное, мальчик и не полез бы на мачту.

Кульминация: «В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек. Он увидал сына на мачте и тотчас же прицелился в сына и закричал:

- В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю!

Мальчик шатался, но не понимал.

Развязка: «Точно пушечное ядро шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже двадцать молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через сорок - они долги показались всем - вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Композиция: линейная

Пространство и время: действие разворачивается на палубе парусного корабля, и происходит в течение нескольких минут.

Главные герои:

12-тилетний мальчик сын капитана корабля: Он хоть и маленький, но самоуверенный, решительный, смелый, обидчивый. Полез спасать не свою шляпу. А защищать свои честь и достоинство. Сильно испугался, когда оказался на самом верху мачты. Но когда увидел отца испугался еще больше, поверив, что отец выстрелит в него из ружья. Это значит, что отец человек слова: сказал – сделал. Мальчик смог преодолеть свой страх и прыгнуть в воду.

Капитан - отец мальчика, решительный, находчивый, смелый. В критический момент смог верно и быстро оценить обстановку и принять правильное решение. Не поддающийся панике, но в тоже время любящий отец.

Народ -матросы на палубе, которыми овладело что называется стадное чувство, и они в пылу азарта потеряли рассудок и ради забавы рисковали жизнью человека. Не видя в нем ребенка, а только сына капитана. Они ждали его реакции. Никто, ни один из них не пошел против толпы. Никто не попытался его остановить, вразумить и заступиться за мальчика.

Второстепенные персонажи

Обезьяна: глупый зверек, который выступил катализатором случившегося события. В конце автор не говорит о ней ни слова. Это значит, что ее роль в произведении закончилась.

Речь: в рассказе всего несколько фраз, которые говорят мальчик и капитан

Фразы короткие, отрывистые. Это говорит, что оба героя были в эти моменты решительны и не собирались отступать ни смотря ни на что.

Язык писателя, тропы

Лексика: нейтральная.

Незнакомые слова:

Профессионализмы :

Палуба - горизонтальное перекрытие на судне. Пол на судне.

Мачта - Высокий столб или высотное сооружение на кораблях для постановки парусов, наблюдения, сигнализации, боевого управления и т. п.

Каюты - помещение на судне или корабле, оборудованное для проживания людей, а также различных служебных целей (буфет, кают-компания и проч.).

Пушечное ядро - снаряд для пушки в виде шара.

Аршин - старая рус. мера длины =71см

Разговорные слова:

Подманить - подозвать к себе, с помощью приманки

Раззадорился - ведет себя пылко, вызывающе.

Вдребезги – на мелкие кусочки, в данном случае насмерть

Стилистические фигуры:

Антитеза: все смотрели и смеялись - замерли от страха. смеяться ли ему или плакать.

Риторическое обращение: Так не уйдёшь же ты от меня! - закричал мальчик и полез выше.

Градация : Мальчик покраснел , скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту.

Инверсия : Секунд через сорок - они долги показались всем - вынырнуло тело мальчика.

Парцелляция : В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю! Прыгай, или застрелю. Раз, два.

Эллипсис : В воду! Застрелю! Прыгай, или застрелю.

Олицетворение : корабль обошел

Эпитет : тихая погода

Гипербола : живо взобралась; громче стали смеяться; в одну минуту добрались до самого верха; не успели волны закрыть его, как уже двадцать молодцов матросов спрыгнули с корабля в море; очень раззадорился

Сравнение : Точно пушечное ядро шлёпнуло тело мальчика в море,

Метафора : вдребезги разбился; закричал, как будто его что-то душило,


Работа над сюжетом является традиционной для начальной школы. Однако типичный недочет в работе учителя заключается в том, что основное внимание педагог уделяет только установлению временной последовательности изображенных событий.

Целесообразно напомнить, что сюжет в литературном произведении выполняет две главные функции: во-первых, через сюжет и его элементы раскрывается конфликт произведения, важнейшая сторона художественного содержания. Во-вторых, именно через движение сюжетных событий раскрываются характеры персонажей, устанавливаются отношения и связи между ними.

Поэтому, обращаясь к сюжету, учитель должен стремиться помочь школьникам не только понять последовательность событий, но и постичь причинно-следственные связи между этими событиями, сложные отношения между персонажами, помочь выявить сущность противоречий и столкновений между ними, а, следовательно, и логику развития характеров. Все вместе это должно вести к постижению авторской идеи.

Наиболее эффективными приемами для формирования этого умения являются следующие: составление плана эпического произведения и озаглавливание его основных смысловых частей; создание диафильма, сценария для инсценирования текста.

Традиционно при работе с этм текстом учитель идет по пути воспроизведения основных сюжетных коллизий произведения. Однако постижение логики сюжета требует более глубокого осмысления сюжетных эпизодов.

Необходимо вести учащихся от первоначального, поверхностного прочтения к глубинам толстовского психологического анализа человеческих характеров. При этом в работу включается анализ основных элементов сюжета, наиболее значимых в раскрытии конфликта произведения (экспозиция, завязка действия, кульминация, развязка действия).

Рассмотрим вариант урока по этой теме и способы приобщения учащихся к особенностям психологической прозы Толстого.

Задачи:

  • раскрыть психологический характер конфликта в рассказе;
  • совершенствовать умение анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы;
  • развивать воссоздающее и творческое воображение.

Ход работы

В качестве подготовки к первичному восприятию текста можно предложить рассматривание иллюстрации, на которой изображено парусное судно: обратить внимание детей на конструкцию и размер мачты для того, чтобы уже при первом чтении ими был воспринят весь трагизм создавшейся ситуации, когда мальчик мог сорваться с огромной высоты. Учитель также рассказывает школьникам, что в ХIХ веке корабли совершали кругосветное путешествие в течение нескольких месяцев.

Выразительное чтение рассказа учителем или просмотр видеоклипа.

После чтения небольшая пауза, а затем обмен читательскими впечатлениями: Какие эпизоды оказались наиболее напряженными?

Для того чтобы активизировать исследовательское мышление детей, учитель задает им проблемный вопрос: Из-за чего мальчик совершил прыжок? В ходе предварительного обсуждениея дети высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца и т. д. Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст.

Последующее комментированное чтение рассказа и беседа строятся на основе следующих вопросов.

Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди психологически и физически устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе и, наверное, мальчик и не полез бы на мачту.

Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое? Он сын капитана, ему 12 лет. Почему эти сведения важны для автора, а, например, не имя героя, которое мы так и не узнали? Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, дискредитировать его своим смешным положением. 12 лет – начало переходного возраста, пора становления самосознания и самоутверждения в обществе. Это возраст, когда болезненно воспринимаются любые оценки (тем более насмешливого характера) со стороны окружающих.

  • ему было жалко потерянной шляпы;
  • он хотел посоревноваться с обезьянкой в силе и ловкости;
  • ему стало стыдно и обидно из-за смеха матросов.

Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа? Обезьянка – не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится.

Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор,

стремление отстоять свое достоинство,

упрямство, желание покрасоваться, глупость,

желание доказать, что он сын капитана.

  • стремление отстоять свое достоинство,
  • мальчишеский задор,
  • желание доказать, что он сын капитана.

Однако учитель не должен жестко настаивать на этом мнении, давая возможность читателям доказывать свою точку зрения.

Под руководством учителя дети приходят к выводу, что своим поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность, однако в поведении героя автор усилил ребячий задор и детскую бесшабашность, непонимание грани между истинной отвагой и бездумным риском, столь свойственное этому возрасту.

В продолжение работы по анализу образа героя учитель может предложить творческое задание: Пофантазируем, как может повести себя маленький герой, если корабль встретится с пиратами или попадет в бурю? Это задание направлено на развитие творческого воображения учащихся, а также на осмысление ими таких качеств героя, как отвага, смелость, бесстрашие, упрямство, воля.

Каково твое отношение к герою? Самостоятельные размышления учащихся, демонстрирующие их личностые оценки характера персонажа, описанного Толстым.

В качестве домашнего задания можно предложить творческий пересказ основных событий рассказа от лица: главного героя, кого-нибудь из матросов, капитана. Основное внимание при пересказе необходимо обратить не столько на события, сколько на передачу чувств и переживаний персонажей.

Смысл рассказа

Смысл книги

Рассказ концентрируется вокруг одного события: прыжка в воду. Но обстоятельства, приведшие к этому прыжку, весьма интересны. Главным героем рассказа является сын капитана корабля, которого дразнит корабельная обезьянка. Животное ворует у мальчика шляпу и забирается с ней на мачту корабля. Вернуть головной убор можно, только направившись за ней, и мальчик бросается за ней, желая забрать у нее свою шляпу. Но обезьяна продолжает его дразнить и отступает выше, заставляя главного героя идти за ней, а в конце концов и вовсе вешает шляпу на перекладину, а сама устраивается на верхушке мачты и наблюдает.

Мальчик, добравшись до перекладины, вынужден делать выбор: отступить и оставить шляпу обезьяне, или же попытаться по перекладине дойти до ее кона и забрать свой головной убор. И, хотя идти по перекладине приходится без страховки, и риск упасть и разбиться о палубу довольно велик, сын капитана решает попробовать забрать шляпу. Когда он отпускает канат и встает на перекладину, на палубе начинается переполох, и, испугавшись, мальчик пошатывается. В этот момент на палубу выходит капитан с ружьем и под угрозой того, что застрелит сына приказывает ему прыгнуть. Мальчик слушается и прыгает в воду. Сына капитана вытаскивают из воды, а сам мужчина уходит в каюту и не сдерживает там слез.

Это произведение очень поучительно. Оно обращает внимание детей на то, с чем они постоянно сталкиваются, пока растут: на насмешки и желание быть лучше других. И, хотя в стремлении выделиться мы редко попадаем в те ситуации, когда ради достижения своей амбициозной ели нам приходится рисковать жизнью, Толстой в своем рассказе-были создает немного гиперболизированную ситуацию, чтобы сделать впечатления от прочитанного более яркими и позволить подрастающему поколению точно усвоить урок.

В рассказе также затрагивается тема провокаций и ответа на них. С провокациями мы также сталкиваемся довольно часто, но этот рассказ учит тому, что вестись на них не стоит. Стоит осмысливать каждое свое действие и лишний раз не идти на риск ради цели, которая того не достойна. И, кроме того, в рассказе прослеживается мысль о том, что далеко не все риски соизмеримы нашим целям, и иногда стоит не бояться показаться трусом или неуверенным в себе человеком, но отступить и поберечь себя.

В рассказе также затрагивается вопрос семьи и послушания. Мы можем сколько угодно говорить о глупости главного героя рассказа, но его беспрекословное послушание приказу отца, который может лучше оценить ситуацию и понимает весь риск положения, в котором оказался его ребенок, достойно уважения. При этом несмотря на то, что отец ребенка проявил себя как строгий и уверенный в себе человек на палубе, не показатель того, что в нем не было страха. Напротив, именно страх за сына заставил его действовать жестко и безапелляционно, принять быстро правильное решение и тем самым спасти своего ребенка. В то же время в каюте капитан дает волю своим эмоциям и не сдерживает слез от страха за ребенка, который он испытал, от любви к своему еще глупому, неопытному, по-юношески горячему сыну, который чуть было не погиб из-за какой-то глупой провокации.

Читайте также: