Анализ работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Обновлено: 05.07.2024

Здоровье учащихся - одна из острых проблем современной жизни. Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителей. Каждому учителю следует знать основные факторы, влияющие на развивающий организм, на формирование здорового образа жизни, а также наиболее эффективные методы здравотворчества.

Факторы, формирующие здоровье, многообразны: одни укрепляют здоровье, другие - ухудшают его (факторы риска). Их объединяют в четыре группы:

образ жизни (50% в общей доле влияния);

внешняя среда (20%);

качество медицинского обслуживания (10%).

Понятие образ жизни включает следующие составляющие:

Отношение к вредным привычкам;

Ответственность за сохранение собственного здоровья.

Естественно, что в зависимости от этих составляющих и образ жизни может быть различным.

Таким образом, педагогические здоровьесберегающие технологии, являющиеся сферой деятельности педагогов, составляют лишь часть данного направления работы в школе, что соответственно и определяет пределы компетенции педагогической здоровьесберегающей деятельности:

В формировании представлений о здоровье, здоровом образе жизни школа может участвовать не только через систему воспитательной работы, но и через образовательный процесс, включающий уроки. Правильная организация УВД оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и как следствие на работоспособность. Поэтому большое значение имеет правильное построение следующих структурных элементов УВП:

Организация урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, сложности и утомляемости;

Структура урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей, на их работоспособность.

Исследования показывают, что наиболее распространённая четырёхэлементная структура урока, включает опрос, изложение нового материала, его закрепление и домашнее задание, недостаточно стимулирует познавательную активность и не создаёт необходимых условий для развития. Структура урока должна быть гибкой, виды деятельности разнообразными. Можно выделить ряд валеологических положений правильной организации уроков. Это в первую очередь учёт динамики работоспособности детей.

Первые 3-5 минут - фаза вхождения в урок6 нагрузка должна быть небольшой.

Период устойчивой оптимальной работоспособности детей – 15-20 минут, и нагрузка должна быть максимальной.

Затем нагрузку следует снизить, так как развивается утомление.

Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает рациональное чередование различных видов деятельности. Чем однообразнее, монотоннее урок, тем быстрее развивается утомление.

Сохранению высокой работоспособности на протяжении учебного дня и учебной недели способствует правильное составление расписания уроков. Совершенно недопустимо, чтобы при составлении расписания уроков вопросы охраны здоровья детей отодвигались на второй план.

При анализе недельной динамики работоспособности детей установлено, что самым малопродуктивным днём является понедельник, а наиболее продуктивными днями – вторник и среда.

Таким образом, при составлении расписания уроков необходимо учитывать дневную и недельную динамику работоспособности.

Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем. Однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движения, должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь. Или мы занимаемся физкультурой, или отдаём себя во власть разрушающей гиподинамики и накапливание отрицательных эмоций. Мышечная работа влияет на эмоциональное состояние человека, организм, включая головной мозг, способствует развитию умственных способностей. Регулярные занятия физкультурой укрепляют сердце, улучшают функцию дыхательной системы.

В последнее время средства массовой информации активно поднимает вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.

Давайте заглянем в обычную школу 21в. Что откроется нашему взгляду? Какой предстанет перед нами работа школы по сохранению здоровья детей?

Заглянем на урок физической культуры.

На уроке активно работают те дети, которые мотивированы на участие в уроке физкультуры. Остальные сидят на скамье запасных. При этом у детей масса аргументов в защиту себя (разрешение родителей, ссылки на плохое самочувствие, боли в животе, насморк и т.д.). Каждый пятый ученик классов не всегда с удовольствием посещают уроки физической культуры по причине плохих условий занятий, однообразного проведения уроков, неумения выполнять определенные упражнения и задания. Более 10% вообще не занимаются на уроках физической культуры. Включены в группы ЛФК.

Как обстоят дела в нашей школе в рамках организации физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня.

Очень важно на уроках формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни.

Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволят размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

И дети, и родители знают, что на уроках педагоги должны проводить:

Зарядку для глаз;

Физкультурные минутки – они необходимы на каждом уроке. Паузы целесообразно проводить в периоды утомления детей – это на 10-15-й и 25-30-й минутах. Средняя продолжительность пауз 1-3 минуты. Физические упражнения являются небольшой паузой в процессе обучения и положительно влияют на умственную работоспособность детей, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний;

Просто улыбка, шутка – даёт сильную психологическую разгрузку;

Атмосфера психологического комфорта на уроке;

Гимнастика до занятий. Комплекс состоит из 4-7 общеразвивающих упражнений, но, учитывая какой направленности, будет первый урок;

Использование мелодичной и спокойной по характеру музыки даёт наиболее сильный и ярко выраженный эффект как средство борьбы с переутомлением;

Смена динамической позы в течение всего урока;

Таким образом, рассмотренные моменты школьной жизни позволяют приблизиться к решению основной задачи здоровьесберегающей педагогики – так организовать режим труда и отдыха детей, чтобы сохранить высокую работоспособность на протяжении всего периода учебных занятий, отодвинуть по возможности утомление и избежать переутомления.

Сохранение физического здоровья достигается через:

Соблюдение режима учебно-воспитательного процесса;

Соблюдение санитарно-гигиенических норм (организация гигиенических условий обучения, личная гигиена, гигиена быта, режима дня и т.д.);

Обеспечение сбалансированного и диетического питания (питание в семьях отличается однообразием, о вреде питания в сухомятку знают 64% учащихся, вопросов для обсуждения очень много);

Внедрение системы мер по профилактике простудных и школьных профзаболеваний;

Соответствие освещения и размеров школьной мебели санитарно-гигиеническим требованиям и т.д.

Совокупность педагогических, психологических, медицинских, социальных условий, созданных в школе, дома способствуют успешному обучению и сохранению здоровья детей.

О влиянии социальной среды на здоровье подростка выступит социальный педагог Стрижанова Ж.В.

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:

Активного участия в этом процессе самих учащихся;

Создания здоровьесберегающей среды;

Высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

Планомерной работы с родителями;

Тесного взаимодействия с социальной службой школы.

Новые ступени совершенствования школьного образования могут быть реализованы при такой организации учебного процесса, когда обучение и формирование здоровья школьников осуществляется параллельно, на равных. Более того, любой учебный предмет наряду со специфическим материалом может и должен давать школьникам здравоведческие знания, навыки.

Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья, совпадают с важнейшим социальным этапом детства – получением среднего образования. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс социально-гигиенических, экологических и других факторов. Далеко не всегда это влияние положительно. Недостаточность информирования родителей, отсутствие системы работы педагогов по формированию здорового образа жизни, отсутствие медицинского работника в школе еще более обостряет проблему сохранения здоровья детей. Поэтому формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды актуально на современном этапе развития школы. Здоровые школьники учатся лучше. “Здоровье человека – важный показатель его личного успеха” (Д.Медведев. Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”).

Состояние здоровья школьников представляет собой серьезную проблему. В связи с этим обучение школьников бережному отношению к своему здоровью – актуальная задача современного образования. Необходима система мероприятий, направленных на создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей; вовлечение школьников в активную деятельность по укреплению своего здоровья.

Педагоги нашей школы много лет ведут работу по сохранению и укреплению здоровья школьников.

С целью создания и укрепления мотивации к ведению здорового образа жизни в Программу развития школы включён проект “Здоровье”.

Цель проекта: формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни всеми участниками образовательного процесса.

  1. Создание необходимых условий пребывания детей в школе, безопасной и предрасполагающей к обучению школьной обстановки.
  2. Формирование устойчивой мотивации школьников вести здоровый образ жизни и обучение соответствующим навыкам и умениям.
  3. Укрепление связи с родителями в деле охраны здоровья детей.
  4. Внедрение инновационных технологий, интегрирующих образовательные и оздоровительно-профилактические компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию физиологической цены обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей.

Система обучения детей в области здоровья и формирования здорового образа жизни предполагает 4 ступени её реализации:

1 ступень – информирование детей в области здоровьесбережения сверх обычной школьной программы по основным разделам: рациональное питание; двигательная активность; правильная организация учебы, досуга, отдыха; профилактика школьного стресса; физическая подготовленность; гигиена тела; протестные (рискованные) формы поведения. “Обратная связь” - проверка теоретических знаний школьников: проектная деятельность.

2 ступень – освоение соответствующего возрасту уровня знаний в области формирования здорового образа жизни, включая медицинскую грамотность. “Обратная связь” - опрос, тестирование, проектная деятельность и т.д.

3 ступень – формирование необходимого уровня навыков практического использования знаний в области здорового образа жизни. Школьник должен демонстрировать отдельные элементы медицинской активности (подсчет пульса и контроль его при физических нагрузках, контроль за своим артериальным давлением, весом, безбоязненное обращение к медицинским работникам по всем вопросам, связанным со здоровьем). “ Обратная связь” - деловые игры, проектная деятельность, проверка теоретических знаний, практических навыков.

4 ступень – реальное улучшение здоровья, в том числе улучшение качества жизни детей, страдающих хроническими заболеваниями. “Обратная связь” - положительная динамика здоровья обучающихся.

    Использование наработанных предыдущей программой развития форм, методов работы по данному направлению.
  1. Обновление банка данных о заболеваемости детей.
  2. Контроль физического воспитания учеников. Индивидуальная оценка физического развития ребенка.
  3. Проведение динамических пауз и подвижных перемен во время учебного дня.
  4. Организация спортивно- оздоровительных мероприятий, Дней здоровья.
  5. Вовлечение школьников в активную деятельность по укреплению здоровья, делая их полноправными партнерами в деле реализации проекта.
  6. Внедрение инновационных технологий физического воспитания; повышение привлекательности уроков физической культуры.
  7. Построение учебного процесса на принципах взаимоуважения учителей и обучающихся, развитие коммуникативных связей и партнерства.
  8. Улучшение материально-технической оснащенности и санитарно-технического состояния столовой, спортивного зала, стадиона и спортплощадки; озеленение пришкольного участка.
  9. Создание в портфолио обучающихся раздела “Здоровый образ жизни”.
  10. Проведение мониторинга факторов риска неинфекционных и школьно-обусловленных заболеваний и травматизма у детей и подростков учреждения.
  11. Проведение конкурсов, конференций, праздников, связанных с укреплением здоровья, пропагандой здорового образа жизни.

Основная образовательная программа начального общего образования нашей школы с 2011 года согласно ФГОС НОО содержит Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, в которой определена основная цель — сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся младшего школьного возраста как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа предусматривает систему мероприятий: от правильной организации урока, уровня его рациональности, организации физкультминуток на уроках и динамических перемен, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности, до организации внеурочной работы, регулярного проведения спортивно-оздоровительных соревнований и бесед с детьми, их родителями (законными представителями) о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья.

В начальной школе стали традиционными уроки здоровья, на которых у обучающихся формируется:

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

- элементарные представления о единстве и взаимовлиянии физического и нравственного (душевного) здоровья человека;

- элементарное понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

- первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

- отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

В школе разработана программа “Уроки здоровья”:

• научить школьников выполнять правила личной гигиены и развить готовность на их основе самостоятельно поддерживать своё здоровье;

• научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, переутомление и т. п.);

• научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

• научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

В связи с переходом начальной школы на ФГОС и введением внеурочной деятельности в школе для обучающихся 1-4 классов введена программа “Подвижные игры”.

Формированию мотивации к ведению здорового образа жизни способствуют тематические классные часы, которые проводятся в 5-9 классах:

Для обучающихся 1-9 классов в каждом триместре проводится общешкольное дело “День здоровья”. Формы для него педагоги подбирают разные: это может быть кросс, “Весёлые старты”, соревнования по пионерболу, настольному теннису, “Безопасное колесо”, лыжные гонки, “Зимние забавы”, игра “Зарница”, экскурсии.

Одним из компонентов формирования культуры здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся.

Тематика родительских собраний

1 .Здоровье наших детей. Воспитание гигиенической культуры.

2. Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.

1. Поговорим о правильном питании.

2. Режим дня школьника, его роль.

1. Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.

2. Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.

1. Телевизор в жизни семьи.

2. Эмоции положительные и отрицательные.

1. Укрепление здоровья, предупреждение утомляемости, нервных и инфекционных заболеваний у детей. Профилактика детского травматизма.

1. Компьютер в жизни ребёнка. “За” и “против”.

1. Организация здорового питания подростков.

1. Школьная форма и здоровье ученика.

1. Курение, алкоголизм, наркомания.

Для определения эффективности нашей работы в школе проводятся мониторинги. Мониторинг помогает корректировать деятельность педагогов по сохранению и укреплению здоровья школьников. Он позволяет установить причинно-следственные связи различных педагогических действий и динамики состояния здоровья учащихся.

В результате проделанной работы получили положительную динамику по группам здоровья, по участию и результативности в конкурсах и соревнованиях, по вопросам применения здоровье-сберегающих технологий в учебном процессе.

В данной публикации представлен опыт работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни.

ВложениеРазмер
iz_opyta_raboty_shkoly_po_zdorovesberezheniyu.doc 67 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни.

Венера Нурлыгаеновна Мифтахова, методист муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №2 города Покачи ХМАО-Югры.

Задачей современного общеобразовательного учреждения является формирование здоровой, социально-активной, высоконравственной, способной к самоопределению, саморазвитию, самореализации в современных условиях личности с развитым национальным самосознанием.

Анализ деятельности школы за предыдущие годы показал эффективность работы по сохранению и укреплению здоровья детей, профилактики вредных привычек. Но, несмотря на это, проблема формирования у школьников ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни продолжает оставаться одной из серьезных проблем, требующих целенаправленных комплексных действий.

Программа направлена на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в общеобразовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования у них здорового образа жизни; формирование у школьников активной жизненной и гражданской позиции, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной самореализации в обществе.

В цветке много лепестков. Нашему коллективу важно понимание и принятие всех элементов лепестков.

Здоровье - это полное физическое, социальное, нравственное, психическое, интеллектуальное, личностное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Для более детального подхода к решению проблемы здоровья нами использованы следующие понятийные формулировки:

Основные идеи и принципы Программы:

- объединение специалистов всех структур учреждения в единую систему, работа которой направлена на формирование у школьников культуры здоровья и здорового образа жизни;

- необходимость комплексного подхода к решению проблемы;
-управление Программой, предполагающее самостоятельность и инициативу каждого в рамках принятой им социально-профессиональной роли, персональную ответственность каждого за принятое им решение, взаимоответственность за общий результат, постоянное отслеживание своей деятельности не только по её объективному результату, но и по тому микроклимату, который создаётся в школе, по желанию учеников учиться в данной школе.

Для эффективного протекания процесса формирования у школьников стремления к ЗОЖ необходимо создать ряд условий. Одним из важнейших условий эффективности работы по оздоровлению учащихся является: мотивация педагогов и учащихся на участие в процессе формирования у школьников стремления к ЗОЖ. Ведь мотивирование является наиболее сложной структурой личности, обеспечивающей ей способность придавать личностный смысл событиям и собственной деятельности, отношениям с людьми, принятию решений по обоснованию своей деятельности посредством таких процессов, как эмоционально-целостное и содержательно-смысловое переживание социального и познавательного опыта, способствует выработке собственных личностных жизненных целей и ценностных ориентации как систем устремлений, направленных на принятие существующих и порождение новых способов деятельности.

На открытии методической недели перед коллективом учителей были поставлены следующие задачи: повышение уровня компетентности в вопросах здоровьесбережения на теоретических семинарах, изучение накопленного передового педагогического опыта на открытых уроках и внеклассных мероприятиях учителей школы; развитие и совершенствование навыков анализа и самоанализа.

В последний день работы на итоговом педсовете каждая творческая группа учителей представила модель урока с элементами здоровьесберегающего обучения, была проведена викторина, в ходе которой выполнялись различные задания, направленные на совершенствование методической подготовки учителей.

Завершилась методическая неделя принятием проекта решения, в котором были учтены все предложения творческих групп. На этом обсуждение проблемной темы не закончилось, было принято решение продолжить работу по изучению и внедрению здоровье сберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс.

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий – это такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой происходит качественное обучение. Развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.

Здоровье сберегающие технологии - это психолого-педагогические приёмы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В настоящее время педагогами школы применяются следующие образовательные здоровье сберегающие технологии:

  1. Защитно-профилактические (выполнение норм СЭС, проведение прививок, ограничение предельного уровня учебной нагрузки).
  2. Компенсаторно-нейтрализующие. При их использовании становится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки).
  3. Стимулирующие. Позволяют активизировать силы организма( закаливание, педагогическая психотерапия)
  4. Информационно-обучающие. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Здоровье в нашем обществе в настоящее время ещё не занимает на первое место в иерархии потребностей человека. Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности.

Поэтому приоритетными задачами работы нашей школы являются формирование у детей и подростков здорового образа жизни, активной жизненной позиции и профилактика вредных привычек. Основой успешной работы мы считаем сложившуюся в школе гуманистическую воспитательную систему индивидуально-личностной ориентации, которая строится на приоритете творческой индивидуальности ребёнка, его способности к самоосуществлению, раскрытию и реализации своего личностного потенциала; самоопределение человека в различных сферах становится основой учебно-воспитательного процесса.

Но лишь взаимодействие, комплексность деятельности всех блоков может обеспечить положительный результат данной работы, мы рассматриваем это как своего рода идеологическое обеспечение комплексной программы.

Работа по сохранению и укреплению здоровья детей и формированию у обучающихся здорового образа жизни ведётся согласно комплексного плана Центра здоровья на 2010-2013 годы по охране здоровья школьников и педагогов. В реализации данного плана принимают участие все школьные службы, т.е. в школе осуществляется комплексный подход к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и формирования у них навыков здорового образа жизни. Центр здоровья – это организационная форма взаимодействия специалистов школы и других структур по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса, развития культуры здоровья и на ее основе формирования здорового образа жизни.

Деятельность Центра здоровья заключается в обеспечении оздоровительного режима в школе, выявлении и изучении причин возможных отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья детей, в выборе и внедрении наиболее эффективных путей их предупреждения и устранения.

Цель работы Центра здоровья – формирование здорового образа жизни участников образовательного процесса.

Задачами Центра здоровья являются:

  1. содействие администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся;
  2. формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности;
  3. организация внутренней среды школы, обеспечивающей здоровьесберегающий и развивающий характер образовательного процесса;
  4. повышение уровня культуры здоровья среди всех субъектов образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги) через внедрение здоровьеформирующих образовательных технологий;
  5. формирование базы данных о состоянии здоровья.

Таким образом, в школе сформирована система работы, направленная на здоровьесбережение детей в образовательном процессе. Работа в данном направлении продолжается.

Цели, задачи и направления работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса. Ожидаемые результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. Профилактическая работа с учащимися и родителями.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.08.2014
Размер файла 16,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Укрепление здоровья учащихся

Сегодняшняя ситуация в школе. Сохранение и укрепление здоровья учащихся - одно из направлений работы школы. Его основная задача - формирование представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни всех участников учебно-воспитательного процесса, причем через такие формы, которые интересны и привлекательны для школьников, направлена на создание условий сохранения здоровья детей, на формирование культуры здорового образа жизни и профилактику вредных привычек у детей и подростков.

Первоочередное внимание в школе уделяется состоянию здоровья детей. Здоровьесберегающая деятельность осуществляется через ежегодные углубленные медицинские осмотры, охват детей горячим питанием, витаминизацию пищи, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, физкультурно-оздоровительную работу с детьми, а также через расписание, составленное согласно валеологическим требованиям.

Расписание уроков строится с учетом дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся, анализируется с помощью шкалы трудностей предметов. При составлении расписания учитываются гигиенические требования к расписанию уроков (СанПиН).

Сравнительный анализ состояния здоровья учащихся показывает, что в основном идет снижение заболеваемости среди детей. Остается по-прежнему высоким показатель заболеваний опорно-двигательного аппарата, как следствие гиподинамии, а также лор-заболеваниями, вызванными природными условиями (морозы, ветры).

За состоянием здоровья ведется постоянный контроль. Фельдшер следит за выполнением предписаний врачей, проводит лечебные процедуры, делает профилактические прививки, консультирует родителей.

Нельзя не отметить работу педагога-психолога и социального педагога. Сегодня в школе ведется большая работа по коррекции психоэмоционального состоянии (с внедрением программы БОС), коррекционно-профилактической работы по предупреждению правонарушений, проводятся групповые и индивидуальные консультации, тренинги, беседы с учащимися, родителями и педагогами.

Большую роль играет профилактическая работа среди учащихся и родителей, которая начинается заблаговременно, охватывает не только учащихся разных возрастных групп, обеспечивая преемственность воспитательного процесса, но и родителей и педагогов как авторитетных людей, способных квалифицированно организовать воспитательный процесс и служить основой эффективного образования учащихся.

Спортивно-оздоровительная работа проводится через уроки, спортивные мероприятия, кружки с включением национальных видов спорта. В учебный план введен дополнительный третий час физической культуры, который проводится в альтернативной форме (дзюдо, ритмика, фитнес, плавание и т.д.).

Большое внимание уделяется и организации летнего отдыха детей. Ежегодно в школе функционирует одна или две смены летнего оздоровительного лагеря. По желанию учащиеся, достигшие 14 лет, могут работать в трудовых бригадах по благоустройству школы и пришкольной территории.

Цель реализации данного направления программы развития школы: создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. здоровьесберегающий образовательный учащийся

Ш создание необходимых экономических условий для развития материальной базы образовательного учреждения для занятий физической культурой и спортом;

Ш разработка научно-методических и организационных основ мониторинга состояния здоровья учащихся, четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;

Ш совершенствование информационного и медицинского обеспечения профилактической работы;

Ш гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашнего задания и режима дня;

Ш освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;

Ш планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья;

Ш развитие медико-психолого-педагогического консилиума школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;

Ш привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.

Основные направления работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса:

v психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и воспитанников;

v Организация работы медико-психолого-педагогического консилиума;

v Деятельность социального педагога по профилактике психосоциальных проблем, педагога-психолога-по профилактике, коррекции психоэмоционального состояния учащихся;

v Воспитательная деятельность педагогов, направленная на создание оптимальных психолого-педагогических условий, формирование здорового образа жизни;

v Работа с родителями, оказание помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

v Деятельность школьного фельдшера по профилактике заболеваемости учащихся;

v Ведение мониторинга физического и психического состояния учащихся;

v Межведомственная работа по решению вопросов сохранности здоровья детей и подростков.

Ожидаемые результаты:

Повышение функциональных возможностей организма учащихся;

Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;

Повышение приоритета здорового образа жизни;

Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;

Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности;

Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников;

Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.

Подобные документы

Здоровье ребенка — основа его гармоничного развития. Разработка программы "Остров здоровья" по оздоровительной работе ДОУ, направления ее реализации. Профилактическая работа в МДОУ - детском саду присмотра и оздоровления, оздоровительные мероприятия.

статья [14,9 K], добавлен 11.05.2010

Понятие пожилого человека. Когнитивные особенности поздней взрослости. Цель школы здоровья, ожидаемые результаты, программа обучения. Тематический план занятий. Разработка и проведение физических упражнений для людей старшей возрастной категории.

практическая работа [45,7 K], добавлен 28.03.2016

Определение уровня здоровья и анализ полученных результатов. Суть программы формирования культуры здоровой личности, ее цели и задачи, ведение дневника. Укрепление здоровья, проведение самоконтроля организма, роль закаливания и физических упражнений.

реферат [34,4 K], добавлен 09.03.2012

Понятия здорового образа жизни: технологии, функции, принципы, классификация; компоненты и признаки здоровья. Основные направления работы педагога по формированию и сохранению здоровья подростков с учетом возрастных особенностей физиологии и психологии.

курсовая работа [236,5 K], добавлен 11.11.2012

Основные цели и задачи, этапы и направления создания комплексной системы работы по профилактике детского травматизма, направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Содержание и закономерности практического внедрения программы.

презентация [1,5 M], добавлен 20.01.2016

Формирование здорового образа жизни учащихся. Возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребенка. Принцип здоровьеоберегающего подхода при формировании процесса обучения и воспитания. Понятие и профилактика утомления и снижении работоспособности.

реферат [18,8 K], добавлен 19.02.2009

Создание условий в области охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса, сохранение жизни и здоровья работников и обучающихся. Нормативно-правовая база по охране труда и жизнедеятельности образовательного спортивного учреждения.

аттестационная работа [35,4 K], добавлен 19.04.2010

Читайте также: