Анализ работы школы по профилактике вредных привычек

Обновлено: 05.07.2024

Невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем подростков, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название “вредные привычки”, широко распространены сегодня в молодежной среде и оказывают огромное влияние на жизнь подростков любой возрастной группы.

В настоящее время профилактика употребления ПАВ у детей и подростков выходит на общегосударственный уровень и предполагает консолидацию усилий различных ведомств при ведущей роли системы образования.

Наше образовательное учреждение, как и многие другие, обладает рядом возможностей для проведения профилактической работы, в частности имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка. Доступ к семье ребенка, квалифицированными педагогическими кадрами. Которые совместно со всеми субъектами профилактики, способны обеспечить ведение эффективной профилактической работы.

Ведущая роль системы образования в первичной профилактике отражена в ряде нормативных документов, в частности Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде является основным программным документом, регулирующим профилактическую деятельность в образовательной среде. Согласно Концепции, целями первичной профилактической деятельности являются:

- изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде.

- сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

С ориентацией на Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде в нашей школе была разработана Программа “Здоровье”. В программе принимают участие все субъекты образовательного процесса. Цель школьной программы - создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития учащихся и их ориентацию на здоровый образ жизни и укрепление физического здоровья.

Ожидаемый результат деятельности - личностный рост всех участников образовательного процесса, осознанное отношение к собственному здоровью. Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления ПАВ основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательное учреждение и досуг.

При проведении профилактической работы работники школы учитывают организационные принципы профилактики, определенные в Концепции Комплексной активной профилактики и реабилитации:

1 принцип - комплексность - подразумевает комплексное взаимодействие органов и учреждений.

Администрацией школы совместно с ОВД составлен план организации работы по защите прав детства, профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ.

Организуя сотрудничество с различными субъектами профилактики, педагогический коллектив школы учитывает Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образования, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях.

В рамках реализации программы налажено тесное взаимодействие с различными субъектами системы профилактики: Управление образования, амбулатория, ОВД, центр психолого-медико-социального сопровождения, центр досуга и развития детей и юношества, туристско-экологический центр, детская юношеская спортивная школа, учреждения культуры.

2 принцип - дифференцированность профилактических подходов: по возрасту, по степени вовлеченности в наркогенную ситуацию, по степени наличия факторов риска развития наркозависимости.

Так, при планировании и реализации работы с младшими школьниками, основной целью ставим формирование негативного отношения к наркотизации через воспитание мотивации здорового образа жизни.

Задачи профилактической работы с подростками:

Научиться содержательному проведению досуга, практике самопознания и самовоспитания; уметь строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации; осознать негативные последствия приема наркотиков, уметь применять способы отказа от наркотиков.

3 принцип - аксиологичность - предполагает формирование у детей и молодежи представлений о, здоровом образе жизни, законопослушности. Воспитание у ребенка готовности избежать приобщения к одурманиванию невозможно без осознания им личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма. С этой целью нами проводится целенаправленная работа с учащимися школы.

4 принцип - многоаспектность - включает сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Учитывая этот принцип, администрацией разработана многоаспектная, комплексная программа “Здоровье”, в которую включены разнообразные формы, методы работы.

5 принцип - непрерывность - профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования.

Можно выделить три основных направления работы школы по профилактике употребления ПАВ:

1. работа с детьми:

1) воспитательная работа — повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов

Важную роль в профилактической работе имеет альтернативная употреблению ПАВ деятельность. С этой целью большое значение мы уделяем развитию сети дополнительного образования. Анализируя занятость учащихся школы в кружках и секциях за последние три года, можно отметить, что происходит постепенное увеличение % охвата учащихся досуговой деятельностью. Так, в 2005 - 2006 учебном году охват учащихся школы составлял 91 %, в 2006 — 2007 и 2007 — 2008 учебных годах - 93 %. Занятость учащихся, состоящих на учете, составляет 100 %.

Одним из направлений работы является расширение в школе сети спортивных секций. Так, в прошлом учебном году в школе работали следующие объединения спортивного направления: “Шейпинг”, “Гимнастика”, “Меткий стрелок”, 2 группы спортивных игр. Занятость учащихся в спортивных секциях составляла 74 %. В этом учебном году к перечисленным объединения добавилось объединение “Хореография”. Занятость увеличилась до 78 %.

2) оздоровительное воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек

Реализуя работу в данном направлении, в школе проводятся мероприятия для учащихся, используются разнообразные формы работы:

Физкультминутки на каждом уроке

Ежедневная утренняя гимнастика

Динамические паузы, проводимые старшеклассниками и педагогами

День здоровья (1 раз в четверть)

День профилактики (2 раза в год)

Тематические классные часы

Факультативный курс “Поговорим о правильном питании”

Конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет

Конкурс агитбригад “Мы за здоровый образ жизни”

Участие в соревновании “Классов без курения”

Педагоги в своей работе используют газету о наркомании, ее проблемах и последствиях “Пока не поздно”. Используется в работе различная методическая литература, в частности комплект “Все цвета, кроме черного”.

Доказано, что систематическая двигательная активность человека приводит к выработке у него эндорфинов, повышающих эмоциональные и снимающих депрессивные состояния, страхи, комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Поэтому особо важным является включение в программу профилактики наркомании и других вредных привычек регулярных занятий физической культурой и спортом.

Ежегодно в школе разрабатывается и реализуется план спортивных мероприятий. Учащиеся школы — постоянные участники районных спортивных состязаний, зимних и летних турслетов.

3) Общественные меры борьбы - привлечение общественности к работе.

В рамках Дней профилактики в проведение мероприятий с учащимися участвуют:

Председатель благотворительного фонда “Нет алкоголизму и наркомании”

Психолог Управления образования

Сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств

2. работа с педагогическим составом

Понимая важность данной проблемы, в школе проводятся:

Педсоветы, педчтения, педпрактикумы, круглые столы, обучающие семинары, шмо классных руководителей.

3. работа с родителями

Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому школа организовывала тесное сотрудничество с родителями обучающихся, жителями микрорайона. Сформирован банк данных о семьях и родителях обучающихся (социальный паспорт школы). Проводятся общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием специалистов КДН и ЗП, прокуратуры, ОВД, психологов, медицинских работников, социального педагога. Организован родительский всеобуч по тематике "Здоровый ребёнок - здоровое общество" (с участием медицинских работников). На заседаниях общешкольного родительского комитета, Общественного совета школы рассматриваются вопросы организации ЗОЖ учащихся. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Профилактика употребления ПАВ эффективна, приведет к снижению риска употребления ПАВ, повышения качества ЗОЖ, если:

• Применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе

• Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

• Детям и взрослым предоставлена объективная информация о психоактивных веществах; их воздействии на человека, последствиях применения

• В процессе профилактической работы происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим и другим психоактивным веществам, адекватной самооценки, навыков общения и саморегуляции

Основная цель работы по профилактики ПАВ в школе отвечает главной цели гражданско - правового воспитания - развитие гражданственности, чувства ответственности за себя и за свое будущее, свою семью.ю близких и будущее России. Задачами являются: формирование у подростков представлений об общечеловеческих ценостях, о здоровом образе жизни; передача учащимся знаний о социальных и психологических последствиях употребления ПАВ, с целью устойчивого отказа от приема психоактивных веществ; привитие учащимся умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в процесс употребления ПАВ и антисоциальную деятельность.

ВложениеРазмер
analiz_raboty_munitsipalnogo_byudzhetnogo.doc 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы по профилактике употребления ПАВ

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

г. Меленки Владимирской области

за 2013-2014 учебный год

Работа по профилактике употребления психоактивных веществ строится на основе действующего законодательства:

Основная цель профилактики употребления ПАВ в школе одновременно отвечает общей цели гражданского воспитания и образования школьников - развитие гражданственности, чувства ответственности за себя и свое будущее, свою семью и близких, будущее России.

  • формирование у подростков представлений об общечеловеческих ценностях и здоровом образе
    жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию;
  • передача учащимся знаний о социальных и психологических последствиях ПАВ, с целью
    устойчивого отказа от приема психоактивных веществ;
  • привитие учащимся умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в
    процесс употребления ПАВ и антисоциальную деятельность.

В 2013-2014 учебном году в школе проводилась целенаправленная работа по противодействию употребления психоактивных веществ в соответствии с утверждённым в начале учебного года

планом,1который включал в себя следующие направления работы:

- выявление и учёт учащихся, склонных к отклоняющемуся и агрессивному поведению,
систематически пропускающих учебные занятия без уважительных причин;

- выявление и учёт семей, находящихся в социально-опасном положении, и семей, нуждающихся в
помощи органов социальной защиты, и оказание им психолого-педагогической и социально-
педагогической помощи;

- организация профилактической работы школы в тесном контакте с муниципальными органами полиции, ГПДН, с работой КДН и ЗП, СРЦН, ДЮСШ, системой здравоохранения и культуры;

- организация досуга учащихся в различных школьных кружках и секциях во внеурочное время;

- организация и проведение общешкольных и классных мероприятий, направленных на
предупреждение и профилактику правонарушений;

- использование программ и методик по выявлению и развитию способностей каждого учащегося,
на формирование здорового образа жизни, на ориентированность высоких нравственных ценностей
и профилактику безнадзорности и правонарушений.

В школе работает социальный педагог и фельдшер, которые оказывают методическую помощь в подготовке и проведении классных часов, мероприятий, внеклассных занятий по профилактике употребления ПАВ.

профилактической работы. В нашей школе дополнительным образованием охвачено - 75,6 % учащихся. В течение 3 лет ежегодные профилактические медосмотры детей не выявили учеников, употребляющих ПАВ, но имеются курящие ученики. Из года в год их число меняется, в 2013-2014 учебном году их было 13 (6% от общего количества обучающихся). Ежегодный запрос в наркологический диспансер не выявил учащихся, стоящих на учете в наркодиспансере.

При организации педагогической профилактики целый ряд важных функций выполняет анкетирование. При помощи вопросов определяется актуальность профилактики для данной группы детей, преимущественные направления. Кроме того - анкетирование служит показателем эффективности работы.

В состав Совета профилактики входят администрация школы, классные руководители, родительская общественность, учащиеся - члены Совета старшеклассников, инспектор ГПДН ОМВД России. Обсуждались различные вопросы проведения мероприятий, посвященных Международному дню борьбы с наркоманией, Всемирному дню борьбы со СПИДом, Дню отказа от курения, Дню молодежи, Международному дню семьи.

Педагогический коллектив школы старается своевременно выявлять учащихся, требующих особого внимания, оказывать родителям и учащимся своевременную психолого-педагогическую помощь. С родителями и подростками, требующими особого внимания, проводилась индивидуальная работа с привлечением различных учреждений и органов системы профилактики. Родители приглашались на индивидуальные беседы к директору, социальному педагогу. Контролировалось посещаемость классных родительских собраний.

Радует и тот факт, что в прошлом учебном году выпускники 9,11 классов, стоящие на внутришкольном учете (2 ученика из 9 класса, 1 учащихся 11 класса) успешно сдали экзамены и поступили в учебные заведения, учащийся 11 класса работает и готовится к службе в армии.

Наряду с детьми профилактическая работа проводится и с родителями. Основные формы её:

За 3 года наше учреждение значительно расширило взаимодействие с дополнительными образовательными и культурно-просветительными учреждениями. Среди них: районный дом культуры, библиотека, техникум кооперации, экономики и права, ДЮСШ, ДШИ, комитет по проблемам семьи и молодежи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с планом идеологической и воспитательной работы на 2016/2017 учебный год и в рамках городской кампании по противодействию наркомании и незаконному обороту наркотиков, в школе был запланирован ряд мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни среди молодого поколения, профилактику противоправного поведения.

В соответствии с планом внутреннего контроля учреждения образования на 2016/2017 учебный год проводилась проверка эффективности работы субъектов профилактики по воспитанию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, антинаркотической, антиалкогольной пропаганде, профилактике табакокурения и других вредных привычек.

План работы педагогического коллектива по воспитанию потребности в ЗОЖ и профилактике вредных привычек включает вовлечение учащихся в кружки и секции учреждений дополнительного образования, организацию конкурсов, спортивных состязаний и вовлечение в них учащихся, состоящих на различных видах учета; классные часы и беседы, встречи с медицинскими работниками, ролевые игры, тренинги, классные и информационные часы, организацию шестого школьного дня и др.

За период с сентября 2016 года по декабрь 2016 года в учреждении образования проведены:

-мониторинг внеурочной занятости учащихся,

-акции и конкурсы по формированию ЗОЖ,

-спортивные соревнования в рамках круглогодичной спартакиады школьников, в том числе организованных в шестой школьный день;

-оформлен правовой уголок по формированию правовой культуры, формированию ЗОЖ, профилактике наркомании, проведены выставки в библиотеке школы по данной тематике;

Продолжена работа по формированию медиаресурсов по профилактике наркомании, информационно-библиотечное обеспечение воспитательно-профилактической работы.

Социальным педагогом школы Кадушкевич Ю.А. проведены следующие мероприятия:

Анализ состояния профилактических мероприятий, показал, что вопросу правового просвещения учащихся уделяется достаточное внимание. Сформирована система работы по пропаганде здорового образа жизни в учреждении образования. Работа по профилактике ЗОЖ основывается на диагностике учащихся.

Однако, в отчетный период за нахождение в пьяном виде, за распитие алкогольных напитков в общественных местах к административной ответственности по статье 17.3 КоАП РБ привлечено 3 учащихся (за аналогичный период 2015г. – 1, 2014 г. – 4). В 2016 г. зафиксировано 3 факта употребления алкоголя учащимися, не достигшими возраста административной ответственности.

Правонарушения, связанные с курением не совершались учащимися школы, а правонарушения, связанные с употреблением токсических веществ не совершались учащимися с 2013 года.

Результаты проверки свидетельствуют о том, что одним из условий, способствующих совершению подростками противоправных деяний, являются недостатки в проводимой с ними профилактической работе со стороны классных руководителей, специалистов СППС.

Изучение протоколов заседаний советов профилактики учреждений образования показало, что запланированные мероприятия выполняются не в полном объеме. Не во всех случаях проводится качественный анализ причин и условий, способствующих совершению подростками правонарушений, не всегда дается оценка работы должностных лиц.

Уровень занятости учащихся школы на октябрь 2016 года составил 91,2%, из них в спортивных секциях – 32%, в объединениях по интересам в учреждениях дополнительного образования – 47,9%, в факультативах музыкальной направленности – 66%. На январь 2017 года процент занятости по школе 92,3%.

Все учащиеся, состоящие на различных видах учета, заняты в системе дополнительного образования.

В ходе мониторинга знаний ЗОЖ среди учащихся 7-11 классов выяснилось, что:

-учащиеся в параллели 7 классов не курят.

-93% учащихся 9-х классов владеют информацией о болезнях, передающихся половым путём.

-учащиеся 10-11 классов владеют информацией о ВИЧ (СПИДе) и понимают злободневность и актуальность в наше время данной проблемы.

У 56% ответивших есть друзья либо знакомые, которые употребляет алкоголь. Четверть всех подростков знает таких 6 и более человек. Половина участников анкетирования уже употребляли алкогольные напитки (из них 52,7% - вино/ шампанское, 16% - пиво, 14,5% - крепкие напитки), почти 40% сделали это в возрасте 12-15 лет. Каждый третий подросток получал предложение выпить что-либо алкогольное от друзей, одноклассников, знакомых.

Очень остро стоит вопрос организации летней занятости учащихся.

На основании вышеизложенного

1. Работу учреждения образования по противодействию курению, алкоголю, наркомании и незаконному обороту наркотиков за 2-е полугодие 2016 года считать достаточной.

2. Заместителю директора по воспитательной работе Ветвицкой В.Н.:

2.1. Осуществить контроль занятости детей и подростков в каникулярный период, дать качественную оценку деятельности СППС, классных руководителей по организации внеурочной и летней занятости учащихся. Срок: май 2017 года

3. Классным руководителям 1-11 классов:

3.1. Обеспечить 100% охват внеурочной занятостью учащихся, вовлечение максимального количества учащихся в мероприятия 6-го школьного дня, организацию летней занятости.

3.2. Для повышения качества профилактической работы постоянно приглашать на классные и информационные часы, классные мероприятия, родительские собрания руководство учреждения образования, педагога-психолога, педагога социального, инспектора ИДН, специалистов здравоохранения.

Срок: март – май 2017 года, далее постоянно

4. Специалистам СППС на весенних каникулах, в 4-й четверти 2016/2-17 учебного года провести индивидуальные консультации для учащихся, состоящих на различных видах учета, консультации для педагогов и законных представителей по организации досуга несовершеннолетних.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с планом идеологической и воспитательной работы на 2016/2017 учебный год и в рамках городской кампании по противодействию наркомании и незаконному обороту наркотиков, в школе был запланирован ряд мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни среди молодого поколения, профилактику противоправного поведения.

В соответствии с планом внутреннего контроля учреждения образования на 2016/2017 учебный год проводилась проверка эффективности работы субъектов профилактики по воспитанию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, антинаркотической, антиалкогольной пропаганде, профилактике табакокурения и других вредных привычек.

План работы педагогического коллектива по воспитанию потребности в ЗОЖ и профилактике вредных привычек включает вовлечение учащихся в кружки и секции учреждений дополнительного образования, организацию конкурсов, спортивных состязаний и вовлечение в них учащихся, состоящих на различных видах учета; классные часы и беседы, встречи с медицинскими работниками, ролевые игры, тренинги, классные и информационные часы, организацию шестого школьного дня и др.

За период с сентября 2016 года по декабрь 2016 года в учреждении образования проведены:

-мониторинг внеурочной занятости учащихся,

-акции и конкурсы по формированию ЗОЖ,

-спортивные соревнования в рамках круглогодичной спартакиады школьников, в том числе организованных в шестой школьный день;

-оформлен правовой уголок по формированию правовой культуры, формированию ЗОЖ, профилактике наркомании, проведены выставки в библиотеке школы по данной тематике;

Продолжена работа по формированию медиаресурсов по профилактике наркомании, информационно-библиотечное обеспечение воспитательно-профилактической работы.

Социальным педагогом школы Кадушкевич Ю.А. проведены следующие мероприятия:

Анализ состояния профилактических мероприятий, показал, что вопросу правового просвещения учащихся уделяется достаточное внимание. Сформирована система работы по пропаганде здорового образа жизни в учреждении образования. Работа по профилактике ЗОЖ основывается на диагностике учащихся.

Однако, в отчетный период за нахождение в пьяном виде, за распитие алкогольных напитков в общественных местах к административной ответственности по статье 17.3 КоАП РБ привлечено 3 учащихся (за аналогичный период 2015г. – 1, 2014 г. – 4). В 2016 г. зафиксировано 3 факта употребления алкоголя учащимися, не достигшими возраста административной ответственности.

Правонарушения, связанные с курением не совершались учащимися школы, а правонарушения, связанные с употреблением токсических веществ не совершались учащимися с 2013 года.

Результаты проверки свидетельствуют о том, что одним из условий, способствующих совершению подростками противоправных деяний, являются недостатки в проводимой с ними профилактической работе со стороны классных руководителей, специалистов СППС.

Изучение протоколов заседаний советов профилактики учреждений образования показало, что запланированные мероприятия выполняются не в полном объеме. Не во всех случаях проводится качественный анализ причин и условий, способствующих совершению подростками правонарушений, не всегда дается оценка работы должностных лиц.

Уровень занятости учащихся школы на октябрь 2016 года составил 91,2%, из них в спортивных секциях – 32%, в объединениях по интересам в учреждениях дополнительного образования – 47,9%, в факультативах музыкальной направленности – 66%. На январь 2017 года процент занятости по школе 92,3%.

Все учащиеся, состоящие на различных видах учета, заняты в системе дополнительного образования.

В ходе мониторинга знаний ЗОЖ среди учащихся 7-11 классов выяснилось, что:

-учащиеся в параллели 7 классов не курят.

-93% учащихся 9-х классов владеют информацией о болезнях, передающихся половым путём.

-учащиеся 10-11 классов владеют информацией о ВИЧ (СПИДе) и понимают злободневность и актуальность в наше время данной проблемы.

У 56% ответивших есть друзья либо знакомые, которые употребляет алкоголь. Четверть всех подростков знает таких 6 и более человек. Половина участников анкетирования уже употребляли алкогольные напитки (из них 52,7% - вино/ шампанское, 16% - пиво, 14,5% - крепкие напитки), почти 40% сделали это в возрасте 12-15 лет. Каждый третий подросток получал предложение выпить что-либо алкогольное от друзей, одноклассников, знакомых.

Очень остро стоит вопрос организации летней занятости учащихся.

На основании вышеизложенного

1. Работу учреждения образования по противодействию курению, алкоголю, наркомании и незаконному обороту наркотиков за 2-е полугодие 2016 года считать достаточной.

2. Заместителю директора по воспитательной работе Ветвицкой В.Н.:

2.1. Осуществить контроль занятости детей и подростков в каникулярный период, дать качественную оценку деятельности СППС, классных руководителей по организации внеурочной и летней занятости учащихся. Срок: май 2017 года

3. Классным руководителям 1-11 классов:

3.1. Обеспечить 100% охват внеурочной занятостью учащихся, вовлечение максимального количества учащихся в мероприятия 6-го школьного дня, организацию летней занятости.

3.2. Для повышения качества профилактической работы постоянно приглашать на классные и информационные часы, классные мероприятия, родительские собрания руководство учреждения образования, педагога-психолога, педагога социального, инспектора ИДН, специалистов здравоохранения.

Срок: март – май 2017 года, далее постоянно

4. Специалистам СППС на весенних каникулах, в 4-й четверти 2016/2-17 учебного года провести индивидуальные консультации для учащихся, состоящих на различных видах учета, консультации для педагогов и законных представителей по организации досуга несовершеннолетних.

Читайте также: