Анализ работы школьного библиотекаря за 1 полугодие

Обновлено: 08.07.2024

4 Штат библиотеки на ФИО Должность Образование Адрес подразделения Горбунова Ирина Заведующая Высшее специальное Александровна библиотекой Кузьмина Лариса Библиограф Среднее специальное, ул. Тихомирова, д.10, кор.1 Витальевна высшее Басова Ольга Николаевна Библиотекарь Высшее ул. Тихомирова, д. 6 Беляева Ольга Николаевна Библиотекарь Высшее, высшие библиотечные курсы Мурманский пр-д., д. 12 Логинова Татьяна Библиотекарь Высшее специальное 2-й Спасоналивковский пер., Ивановна д.3, стр.6 Лукина Наталья Библиотекарь Высшее специальное Староватутинский пр-д, д.8 Васильевна Пименова Марина Педагог-библиотекарь Высшее педагогическое ул. Тихомирова, д.10 Викторовна Понкратова Надежда Библиотекарь Высшее специальное Мурманский пр-д., д. 10 Владимировна Рябцева Ольга Библиотекарь Среднее специальное Мурманский пр-д., д. 8 Александровна Судакова Марина Библиотекарь Высшее, ул. Докукина, д.16, к.2 Владимировна среднее специальное Щербань Наталья Васильевна Библиотекарь Высшее Староватутинский пр-д, д.6

7 Проведено массовых мероприятий: 65 в том числе: литературные вечера 9 литературные часы 5 литературные и познавательные уроки - 14 беседы 11 викторины 3 поэтические и литературные конкурсы - 1 презентации книг 1 обзоры выставок - 3 экскурсии в библиотеку Комплекса - 10 экскурсии, посещения музеев и театров 7 поездки - 2 Подготовлено радиопередач: 15

9 совместно с Российским университетом дружбы народов при поддержке Департамента образования города Москвы, Московского центра качества образования, Московского института открытого образования, Городского методического центра, Центра педагогического мастерства и ведущих издательств. В рамках форума проведен методологический семинар библиотекарей образовательных учреждений. Тема семинара была созвучна теме форума, но для библиотекарей, конечно, имела свой нюанс: обсуждению подлежал профессиональный стандарт педагога-библиотекаря новой должности в системе образования. Рассмотрела вопрос форума с позиции научно-методической деятельности библиотеки в условиях реорганизации образовательных учреждений Горбунова И. А. Продолжением стало выступление Кузьминой Л. В. о возможностях использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности современного педагога-библиотекаря. С 27 по 28 ноября 2015 года Департамент государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки России проводил в Москве Всероссийское совещание по вопросам развития современных функций информационно-библиотечных центров образовательных организаций в различных территориальных условиях как модели успешной социализации детей. Целью мероприятия стало обсуждение проекта Концепции формирования национальной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций. Опираясь на результаты всесторонней оценки отечественной и международной практики информационно-библиотечного обслуживания, а также научно-проектных исследований, проект Концепции задает долгосрочные ориентиры развития таких центров и определяет цели, приоритеты и инструменты решения практических задач в указанной области. Кузьмина Л. В. и Горбунова И. А. представили на Совещании опыт работы библиотеки Первого Московского Образовательного Комплекса.

Режим работы библиотеки – с 9.00 до 18.15

обед – с 12.00 до 13.00

выходной – суббота, воскресенье.

Основными направлениями деятельности библиотеки являются:

содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании детей;

обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно – библиографического обслуживания;

привитие любви к книге и воспитание культуры чтения, бережного отношения к книге;

руководство чтением обучающихся;

содействие повышению научно – методического, педагогического мастерства работников ОО.

За 2020 – 2021 уч. год прошли перерегистрацию 929 человека

Прочие (обслуживающий персонал, родители)

Всего обслуживалось 1809 пользователя (с учетом библиотечного и учебного фонда). Число посещений – 10219, объем книговыдачи – 28727 экземпляров (с учетом библиотечного и учебного фонда).

Общий фонд библиотеки – 36541 экз., из них:

Учебный фонд – 18059 экз.

Библиотечный фонд – 18482 экз.

Показатели библиотечной статистики .

Контингент читателей всего: 929 чел.

из них: учащихся – 867 чел.

учителя – 52 чел.

Процент охвата обучающихся чтением – 97,98%

Библиотечный – 18482 экз.

Учебный – 18059 экз.

Итого: 36541 экз.

Показатели без учета учебного фонда ( 2020-2021 уч. г.)

Показатели с учетом учебного фонда (2020-2021 уч. г.)

18059 экз. – учебный фонд

18482 экз. – библиотечный фонд

Приобретено новых учебников – 2190 экз.

Обновление фонда – 12%

Заказ учебной, методической литературы и учебных пособий осуществлялся в тесном контакте педагог-библиотекаря с завучами и поставщиками.

В качестве особого направления деятельности школьной библиотеки является работа по использованию учебных фондов. В этом направлении деятельность библиотеки наиболее эффективна: библиотечным обслуживанием охвачен весь контингент учащихся и педагогов. Библиотека контролирует процесс работы с учебниками, и регулярно отчитывается перед Департаментом социальной политики (Департамент образования и молодежной политики).

Основные показатели библиотеки за 2020-2021 учебный год

Основные показатели библиотеки за 2020-2021 уч. год

Основные показатели библиотеки за 2020-2021 уч. год

(учебный и библиотечный фонд)

Сравнивая показатели 2019-2020 учебного года с показателями 2020-2021 учебного года работы с библиотечным фондом можно сделать вывод:

3. Небольшие показатели книговыдачи связаны с несоответствием библиотечного фонда запросам пользователей. С точки зрения комплектования, одна из приоритетных задач современной школьной библиотеки – формирование основного (документного) фонда классическими и современными источниками информации на различных носителях.

4. В библиотеке систематически ведется работа по проведению обработки и регистрации поступающей литературы, по очистки фонда от ветхой и неиспользуемой литературы.

Все новые поступления документов прошли компьютерную каталогизацию. По мере поступления пополняется электронный каталог новых поступлений.

Общий объем электронного каталога составляет – 11066 единиц (наименований изданий)

Фонд укомплектован научно – популярной, методической литературой, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:

Младшего школьного возраста (1-4 классы)

Старшего школьного возраста (9 – 11 – е классы);

В читальном зале собраны материалы энциклопедического содержания:

Словари иностранных языков – 19 экз.

Языкознание – Словари – 2044 экз.

Справочники – 247 экз.

Энциклопедии – 451 экз.

Состав библиотечного фонда по разделам:

1 - ОПЛ – 1029 экз.

2 - Естествознание – 786 экз.

3 -Техника – 125 экз.

4 - Сельское х-во – 44 экз.

5 - Искусство и спорт – 393 экз.

6 - Языкознание – 3932 экз .

7 - Художественная литература – 12339 экз.

8 - Для младшего школьного возраста – 196 экз.

9 - CD – ROM – 55 диска.

Важным показателем состояния фонда школьной библиотеки и работы с читателями служит степень использования фонда в целом и по отделам. Современная методика изучения оптимальности использования библиотечного фонда предполагает, что фонд скомплектован тем лучше, чем выше его обращаемость, а также равная обращаемость всех отраслевых отделов.

Выдача литературы с 2018 – 2020 уч. год

( без учета учебного фонда)

Младший шк. возраст

Количественный показатель обращаемости библиотечного фонда составил в отчетном году 0,5. По сравнению с прошлым годом показатель общей книговыдачи фонда понизился на 2971 экз.

Вывод: Необходимо доукомплектовать книжный фонд по программе для младшего и старшего звена обучающихся. С 2018 – 2020 г. библиотека не комплектовалась литературой необходимой по программам младшего, среднего и старшего звеньев, а которая есть в фонде приходит в негодность.

Структура библиотечного фонда. Его обращаемость (2020-2021 уч.г.)

Искусство и спорт

Для младшего школьн. возраста

Очень важен показатель обновляемости фонда, то есть соотношение между поступлением новой литературы и списанием устаревшей и изношенной.

Искусство и спорт

Для мл. шк.возраста

В новом учебном году 2021-2022 необходимо продолжить работу с фондом, подготовить ветхую, устаревшую литературу на списание.

Необходимо пополнить фонд библиотеки методической литературой, а также произведениями, изучаемыми по школьной программе, из расчета+ по нормативам ГПНБ им. Ушинского – 1 книга на 5 учащихся.

Для обеспечения учета при работе с библиотечным фондом ведется следующая документация:

Книга суммарного учета библиотечного фонда;

Тетрадь учета книг и других документов, принятых от читателей взамен утерянных;

Электронный каталог (создается)

Для обеспечения учета при работе с учебным фондом ведется следующая документация:

Книга суммарного учета учебного фонда;

Тетрадь учета выданных учебников

Тетрадь учета утерянных учебников, принятых от читателей взамен.

Фонд библиотеки расставлен по таблицам ББК. Режим сохранности фонда соблюдается.

Работа по составлению алфавитного и систематического каталогов ведется по мере пополнения новыми документами. Продолжается работа по созданию электронного каталога (ЭК) в программе MARK – SQL.

Проводилась работа по сохранности фондов:

Обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного документам, в установленном порядке.

Всего было выполнено – 146 справки

Наиболее сложные справки были учтены в электронном варианте.

Массовая работа с читателями

Работа по пропаганде чтения

Контрольный показатель читаемости составил:

библиотечный фонд – 12

учитывая библиотечный и учебный фонд – 12

Контрольный показатель посещаемости составил:

библиотечный фонд – 9

учитывая библиотечный и учебный фонд – 5

Одна из задач деятельности библиотеки – воспитание у учащихся культуры чтения, любви к книге, умения пользоваться библиотекой.

В рамках Международного месячника школьных библиотек с 01.09.2020 по 30.10.2020 были проведены следующие мероприятия:

08.09-11.09 – экскурсии в школьную библиотеку для учащихся 1-4-х классов, знакомство ребят с правилами пользования библиотечным фондом, в завершении мероприятий участвовали в изготовлении закладки для книг.

15-16.09- совместно с сотрудниками ЦБС в рамках празднования 40-летия города Мегион была проведена игра путешествие по достопримечательным местам города для учащихся 5-6 классов.

Книжкины именины – праздник всех читающих ребят, праздник детства. Это праздник любознательных детей и взрослых, влюбленных в книгу, праздник новых литературных открытий и веселых приключений.

В течение всего учебного года были организованы книжные и информационные выставки:

Анализ работы школьной библиотеки 2019-2020 г.

Школьная библиотека работала по плану, утверждённому администрацией школы, опираясь на разделы общешкольного плана. Я стараюсь прививать учащимся интерес к чтению научно-популярной, художественной и публицистической литературе, развивать их потребности в самообразовании, учить ответственности. Много внимания уделяла работе, которая была направлена на изучение дополнительной литературы в помощь школьным программам.

Основными направлениями деятельности библиотеки являлись:

- обеспечение учебно-воспитательного процесса соответствующей литературой;

- формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.

Перед библиотекой стояли следующие задачи:

- знакомство учащихся с основами библиотечно-библиографических знаний;

- воспитание культурного, патриотического и гражданского самосознания путем знакомства с литературными и историческими произведениями;

- стимулирование у детей интереса к чтению, приобщение к книге.

Работа с книжным фондом .

В учебном 2019-2020 году продолжилась работа по сохранности фонда. Велась работа с задолжниками. Были проанализированы формуляры всех читателей, выявлены задолжники, списки поданы классным руководителям, постоянно контролируется состояние возвращаемой литературы, проводятся беседы с учащимися о бережном отношении к книгам.

Проводится выявление устаревших по содержанию и ветхих изданий.

Для учёта фонда заведена следующая документация:

- инвентарная книга и электронный носитель;

- журнал учёта выдачи учебников в школе;

- тетрадь учёта книг, принятых от читателей, взамен утерянных;

- инвентарная книга подарочных изданий;

- инвентарная книга учёта дисков CD и DVD ;

Работа с учебным фондом

На учёте состоит - 4344 экз. из них:

учебники – 1302 экз.;

учебные пособия – 177 экз.

справочный материал – 484 экз.

художественная литература – 2381 экз.

Поступило всего – 221 экз.

учебники - 24 экз.

художественная литература – 197 экз.

Учащиеся обеспечены учебниками на 100%.

Проведена работа по оформлению заказа учебников на новый учебный год совместно с директором школы, учителями-предметниками. Составлен и оформлен заказ учебников на 2020-2021 учебный год с учётом ФГОС от 28.12.2018; Поведена работа по проверке учебного фонда. При этом были отобраны устаревшие и ветхие учебники, проведено их списание. Все вновь поступившие учебники своевременно инвентаризированы, обработаны и выданы учащимся.

Совместно с классными руководителями систематически работали по воспитанию бережного отношения к учебникам, были проведены индивидуальные и коллективные беседы. В этом учебном году проделана следующая методическая работа по учебному фонду:

- составлен график по сдаче и выдаче учебников на 2019-2020 уч. год;

- списаны ветхие и устаревшие учебники;

- составлен и оформлен заказ на новый учебный год

- подготовлены формуляры к выдаче учебников;

- подобраны комплекты учебников по классам;

- осуществлена выдача учебников.

Библиотечно-библиографическая работа

Библиотека школы имеет следующий библиографический аппарат: алфавитный каталог, читательские формуляры.

Массовая работа. Работа с читателями.

Массовая работа в нашей школьной библиотеке ведётся по следующим основным направлениям: поощрение свободного чтения (чтения для удовольствия, для удовлетворения познавательного интереса, для возможностей самовыражения), содействие воспитательным программам школы, содействие учебному процессу. В процессе проведения массовых мероприятий решалась задача количественного и качественного обслуживания.

Обслуживание читателей осуществлялось в соответствии с графиком работы библиотеки. В целях привлечения читателей в библиотеку и формирование у школьников информационной, культуры чтения, умения и навыков библиотечного пользования проводились библиотечные уроки, на которых учащиеся знакомились со строением книги, справочным аппаратом библиотеки, с расстановкой книг в библиотеке:

Первое знакомство первоклассников с библиотекой прошло в начале октября. Ребята познакомились с понятиями - читатель, библиотекарь, как расставлены в библиотеке книги. Дети отгадывали загадки о книгах, библиотеке.

В этом году учителя начальных классов часто проводили уроки внеклассного чтения в библиотеки. Для этих уроков я делала настольные книжные выставки писателей по просьбе учителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьная библиотека в течение 2020-2021 учебного года прививала в учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного года.

Анализ работы школьной библиотеки

за 2020-2021 учебный год.

Школьная библиотека в течение 2020-2021 учебного года прививала в учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного года.

В прошедшем учебном году целью работы школьной библиотеки была:

- создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, организация систематического чтения;

- обеспечивать учебно-воспитательный процесс учебно-методическими пособиями, работать по сохранности фонда;

- обучать читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами библиотеки;

- совершенствовать традиционные и осваивать новые библиотечные технологии.

Показатели библиотечной статистики за 2020-2021 учебный год.

Количество читателей: 176 обучающихся

2. Книжный фонд: всего -8360

3. Книгообеспеченность 100%

4. Обращаемость 3574 единиц в год

5. Объем учебного фонда 3225 единиц

Состав фонда и его использование:

Сколько экземпляров выдавалось за год

Обслуживание читателей

Обеспеченность учебниками составила 100%.

В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводились беседы с учениками школы. Систематически проводились беседы по сохранности учебников обучающихся.

В конце учебного года проходит сдача учебни­ков по классам.

Основные формы индивидуального обслуживания:

беседа при записи в библиотеку,

беседа при выдаче документов,

беседа о прочитанном;

анализ читательских формуляров.

Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки.

В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Мы регулярно участвуем в сетевых акциях (40% обучающихся).Регулярно проводятся библиотечные уроки, которые формируют интерес у учащихся посещения школьной библиотеки. Также имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой.

Подбирая материал к этим выставкам, стараешься рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины. (см. приложение)

Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.

Работа с библиотечным фондом ведется в течение 2020-2021 учебного года.

Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:

-книга суммарного учета фонда библиотеки;

- книга суммарного учёта учебного фонда;

- картотека учета учебников;

- накладные на учебники по классам;

- журнал учёта выдачи учебников по классам;

Выдача книг на абонементе фиксируется – с 1-го по 9-й класс – в специальных читательских формулярах .

Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:

• младшего школьного возраста (1-4классы);
• среднего школьного возраста (5-8классы);
• старшего школьного возраста (9класс);
• периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.

Расстановка осуществлена по возрастным группам в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек.

Фонд учебников расположен в книгохранилище.

Работа по сохранности фонда

Анализируя работу школьной библиотеки за 2020-2021 учебный год, можно сделать следующий вывод:

Школьная библиотека в течение учебного года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки.

Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати, вела работу с читательским активом.

Работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы на 2021-2022учебный год.

Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в 2022 учебном году:

Устаревший фонд художественной литературы.

Задачи, над которыми стоит работать в следующем 2021-2022 учебном году:

Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.

Формировать эстетическую и экологическую культуру и интерес к здоровому образу жизни.

Читайте также: