Анализ работы фотокружка в школе

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время всё более актуальным для человека становится владение новыми информационными технологиями. Молодое поколение, в силу своей мобильности, осваивает новые информационные технологии довольно оперативно. Можно утверждать, что владение новыми информационными технологиями является одним из условий конкурентоспособности человека в современной жизни.

В каждом учебном заведении есть много талантливых учащихся, интересующихся фотографией. В последнее время наибольшее распространение получила цифровая фотография.

В этом курсе учащиеся исследуют мир цифровой фотографии, используя обычную бытовую цифровую фотокамеру и стандартное программное обеспечение. Думается, учащимся будут очень интересны данные занятия, которые впоследствии могут стать для них увлечением или их профессиональной деятельностью.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

Программа составлена на основе методической разработке Роберта Томсона. Макросъемка. Практическое руководство для фотографов

Цель программы:

Развитие художественно-творческих способностей детей и воспитание системы ценностных отношений к окружающему миру через занятия цифровой фотографией.

Задачи программы:

Знакомство с цифровой фотокамерой, с основными приемами съёмки, с цветом и светом в фотографии, распечаткой и хранением фотографии.

Обучение обработке цифровой фотографии в программе Gimp.

Развитие творческой и познавательной деятельности учащихся.

Курс имеет практическую направленность, в его структуре предусмотрены задания и упражнения к практическим занятиям. Программа предполагает использование различных видов самостоятельной работы: работа с цифровыми фотографиями в программе Gimp, изучение строения фотоаппарата, творческая работа.

В результате обучения учащиеся должны знать:

-преимущества и недостатки цифровой съемки. Устройство цифровых камер (ПЗС-матрица, карточки памяти и их форматы, ЖК-дисплей, объектив, вспышка),

- характеристики и виды цифровых камер, разрешение, глубина цвета, цветовые модели;

- Различные форматы графических файлов ( Jpeg , gif , Bmp , Psd , Png ).

- Возможности цифровых камер: запись звука, видео.

- Принцип работы сканера;

- Возможности программ Adobe Photoshop , GIMP ;

- Интерфейс программ GIMP ;

- понятие о слое, способы выделения изображений;

- способы обработки цифровой фотографии в программе Gimp.

Основные понятия: экспозиция, выдержка, диафрагма, светочувствительность, слой, фильтр, цветовая модель, баннер, логотип, тон, контрастность, векторное изображение, растровое изображение.

В результате обучения учащиеся должны уметь:

- фотографировать в различных режимах: макросъёмка, съёмка объектов освещенных сзади, режимах подавления красных глаз; делать портреты, снимать пейзаж, натюрморты, животных, фотографировать мелкие объекты (например насекомых), снимать архитектурные постройки, осуществлять видеозапись на фотокамеру;

- уметь сканировать и пользоваться программой Fine Reader ;

-выделять изображения на фотографии различными способами (с помощью лассо, волшебной палочки, пера, в режиме быстрой маски);

-размещать слои относительно друг друга на фотографии;

-составлять коллаж из нескольких изображений, объединять несколько фотографий в одно изображение;

создавать из фотографий цифровые картины, применяя различные фильтры;

осуществлять коррекцию тона и цвета, заменять цвета, оттенки на фотографии, изменять яркость, контрастность изображения; уметь использовать для коррекции тоновые кривые и уровни;

кадрировать, изменять размеры изображения;

работать с текстом в программе GIMP и использовать для его оформления различные эффекты;

создавать рамки для фотографий в программе GIMP ;

раскрашивать черно-белые фотографии, подкрашивать объекты на фотографии;

уметь делать спецэффекты в программе GIMP (завернутый уголок, растушевка, разорванное фото);

восстанавливать старые фотографии;

создавать различные текстуры;

имитировать на фото природные явления (дождь, радуг, восход солнца, туман, молния);

создавать элементы дизайна: кнопки, баннеры.

Образовательный результат программы выражается в овладении ребенком набора индивидуальных качеств, профессиональных знаний, умений и навыков:

способность к активному сотрудничеству в любом виде деятельности;

умение ясно выражать свои мысли и общаться с собеседниками и партнерами;

навыки самостоятельной постановки и решения нестандартных творческих задач;

умение ориентироваться в нестандартной ситуации;

-владение основами фотомастерства.

Настоящая программа является одногодичной программой дополнительного образования детей, рассчитана на учащихся 9 класса.

Программа рассчитана на 68 часов – 1 раз в неделю по 2 часа.

Результаты обучения в рамках программы:

1) повышение культурного и интеллектуального уровней подростков, их коммуникативных способностей;

создание фото сюжетов;

повышение активности учащихся в общественной жизни школы, города.

Формы фиксации результатов: подготовка фотоматериалов разных жанров, выполнение индивидуальных заданий по съемке и монтажу отснятого материала. Возможность участия в конкурсах различного уровня.

Учебно-тематический план курса информатики и ИКТ

Наименование раздела

Кол-во часов

Теоретическая часть программы

Практическая часть программы

Работа с фотографиями

Обработка цифровых фотографий

Итого:

Тематическое содержание курса

Значение фотографии в современной мировой культуре; Особенности цифровой фотографии; История возникновения и развитие фотографии; Фотоаппаратура; Устройство цифровой фотокамеры: матрица, затвор, объектив; Принадлежности фотографа и фотоаппарата, аксессуары; Управление камерой. Диафрагма, выдержка, фокусировка и экспозиция.

Перед обучающимися ставятся цели и задачи курса. Дети знакомятся с темами и итоговым результатом. Изучается значение, история возникновения и развития фотографии. Рассказывается о цифровых фотокамерах, о важных характеристиках позволяющих выбрать камеру, о том, как ухаживать за фотоаппаратом и об аксессуарах.

Фотографирование (21)

Основные приемы фотосъемки; Основы композиции, изучение композиционных приемов; Виды освещения. Использование освещения; Базовые схемы освещения: классификация, назначение; Вспышки: штатная и внешняя. Недостатки и достоинства вспышек; Коррекция параметров фотосъемки; Удачное и неудачное время для съёмки; Практические советы по выбору тем и идейного наполнения снимков; Жанры фотографии; Фотосъёмка натюрморта; Фотосъёмка портрета; Репортажная фотосъёмка; Фотосъёмка архитектурных сооружений; Фотосъёмка интерьера; Фотосъёмка пейзажа; Рекламная фотография; Фотосъёмка на отдыхе и в путешествии; Особенности съёмки природы и водной поверхности; Основы студийной фотосъёмки: необходимое техническое обеспечение фотостудии.

Рассматриваются основные приемы фотосъемки. Изучаются основы композиции, виды освещения, основные жанры фотографии: натюрморт, портрет, пейзаж, репортажная, рекламная фотосъемка, фотосъемка архитектурных сооружений.

Работа с фотографиями (10)

Отбор и обработка отснятого материала; Подготовка фотографий к публикации в сети, пересылка по почте; Оформление фотографий: форматы печати, фоторамки, альбомы; Принципы отбора фотографий для альбома; Создание фотоальбома: программы позволяющие создавать фотоальбомы; Творческая работа.

Обучающиеся знакомятся с правилами отбора и обработки отснятого материала. Учатся сканировать фотографии с помощью программы для распознавания текстов Fine Reader . Изучаются принципы оформления фотографий (форматы печати, фоторамки, альбомы) и принципы отбора фотографий для альбома. Дети знакомятся с программами, позволяющими создавать фотоальбомы.

Обработка цифровых фотографий (30)

Что такое Gimp ? Возможности программы; Растровая и векторная графика; Пиксель и разрешение; Форматы сохранения файлов; Понятие цвета в программе Gimp ; Слои; Инструменты; Маски и фильтры; Фоны и текстуры; Ретуширование фотографий; Фото превращения; Оформление фотографий; Коллажи и открытки; Текстовые эффекты; Природные эффекты на фото; Рисование с нуля; Дизайн; Анимация; Творческая работа.

Теоретический курс: Обучающиеся знакомятся с программой Gimp, ее основными инструментами. Вводится понятие цвета, изучаются основы коррекции тона и цвета фотографий. Рассматриваются понятия пиксель, растровая и векторная графика, изучаются принципы работы со слоями, масками, фильтрами, фонами и текстурами.

Практический курс: Занятия посвящены изучению полезных советов по работе с изображениями. Рассматривается кадрирование, коррекция цвета, раскрашивание черно - белых фотографий, улучшение контраста, фотомонтаж, восстановление старых фотографий. Дети учатся ретушировать и оформлять фотографии, создавать коллажи и открытки. Изучается работа с текстом, применение различных текстовых эффектов. Обучающиеся учатся рисовать с нуля и создавать анимацию. В конце курса предусмотрено выполнение и защита творческой работы. Она включает в себя фотосъемку и монтаж фото сюжета. Выбор темы творческой работы индивидуален.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ОТЧЕТ О РАБОТЕ КРУЖКА “ВЕСЕЛЫЙ ОБЪЕКТИВ”

ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2019-2020 уч.г.

С 1 сентября 2019 года в школе функционирует фотокружок “Веселый объектив", который посещают учащиеся 6-9 классов. 3 учебных часа в неделю (1 занятие).

Работа кружка направлена на развитие у детей творческих способностей, фантазии и внимания. Программа кружка разработана Михайличенко К.А.

Основной целью изучения курса является формирование навыков и умений в использовании фотоаппарата, видеокамеры, построении композиции, изучение основ фотографии.

С этой целью я проводила, походы, экскурсии на природу, где фоторепортажная съемка не только расширит кругозор, представление о нашей действительности, но и позволит из всей массы впечатлений отбирать самое главное, достойное быть запечатленным на снимках. Запланированная работа по программе предъявляла повышенные требования к охране жизни и здоровья детей в связи с тем, что данная программа отдаёт приоритет практическим работам.

На теоретических занятиях изучались только те инструменты и приёмы и только в том объёме, в котором они будут использоваться в последующей практической работе.

Занятия проводились в светлом, просторном, хорошо проветриваемом помещении. Основные методы работы с группой это лекции и кураторская работа на индивидуальной основе по разработке и выполнению учащимися иллюстрированных собственными работами, презентаций, слайд-фильмов. Всё это позволило приучить ребят к самостоятельной работе со специально подготовленной литературой и компьютерными программами.

Уже к концу первого полугодия ребята достигли большинства поставленных целей.

Виды работы, которых я придерживалась:

беседы, работа по устным рекомендациям, рассказ, анализ проделанной работы, информирование, инструктаж;

демонстрация иллюстративного материала, показ приемов работы, работа по заданиям, живые объекты, предметы;

наблюдения, самостоятельная работа, инициатива ребенка, творческая работа, решение поставленной проблемы;

Желательно, чтобы у каждого учащегося был свой фотоаппарат или хотя бы телефон с камерой. Для ребят, не имеющих своей фототехники, на время занятий предоставляется возможность работать цифровым фотоаппаратом и обрабатывать снимки на компьютере.

В рамках данного курса за первое полугодие учащиеся овладели следующими знаниями :

- какие режимы фотосъемки существуют, какой они дают эффект;

- что такое светочувствительность, баланс белого;

- способы получения цветовых оттенков на экране;

- способы хранения изображений;

- назначение и функции различных графических программ.

При анализе уровня усвоения программного материала воспитанниками я использую карты достижении обучающихся , где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по трем уровням: достаточный - усвоение программного материала в полном объеме;

средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

недостаточный - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях.

При оценке работ учащихся обращается внимание на соответствие применённого приёма или эффекта характеру произведения в целом, оригинальности содержания работы, выполнение правил техники безопасности, дисциплинарных норм и правил, умение правильно обращаться со сложным оборудованием .

Предметная диагностика проводилась в форме:

Таким образом Камерцель Екатерина , Мусатова Кристина, Берестовский Олег, Полударов Алексей в первом полугодии обладают достаточным уровнем знаний. Остальные дети обладают средним уровнем знаний.

При реализации программы я пользовалась как традиционными методами обучения, так и инновационными технологиями: словесные, наглядные, практические методы, методы проблемного обучения, программированного, алгоритмический метод, проектный, метод взаимообучения, метод информационной поддержки .

Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.

Трудами кружка были созданы интернет ресурсы для хранения фото и видео материалов, отснятых на занятиях.

Конечным результатом выполнения программы, при возможности дальнейшего обучения, предполагается уверенное пользование фототехникой и нахождение удачного объекта фотографии, понимание учащимися современных технологий создания компьютерного изображения в цифровых программах.

Данный курс способствует развитию познавательных интересов учащихся; творческого мышления; повышению интереса к фотографии, имеет практическую направленность, так как получение учащимися знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства.

ВложениеРазмер
fotokruzhok_1-4kl.doc 132.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Заводская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании МС Утверждена приказом

Протокол № ______ от руководителя образовательного учреждения

Шальнева Елена Павловна

2012-2013 учебный год

В жизни современного человека информация играет огромную роль, даже поверхностный анализ человеческой деятельности позволяет с полной уверенностью утверждать: наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая.

Цифровая графика (фотография, видеосъемка) очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью у учащихся начальных классов. Умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ученика.

Цифровая графика, как одна из значимых тем школьного курса информатики, активизирует процессы формирования самостоятельности школьников, поскольку связана с обучением творческой информационной технологии, где существенна доля элементов креативности, высокой мотивации обучения. Создание художественных образов, их оформление средствами компьютерной графики, разработка компьютерных моделей требует от учащихся проявления личной инициативы, творческой самостоятельности, исследовательских умений. Данная тема позволяет наиболее полно раскрыться учащимся, проявить себя в различных видах деятельности (проектировочной, конструктивной, оценочной, творческой, связанной с самовыражением и т.д.).

Данный курс способствует развитию познавательных интересов учащихся; творческого мышления; повышению интереса к фотографии, имеет практическую направленность, так как получение учащимися знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства.

Данная программа использовалась в качестве базы для последующей модификации по следующим причинам:

  1. УМК соответствует учебному плану школы по количеству часов, отведенных на изучение курса.
  2. УМК содержит необходимые методические, дидактические материалы.
  3. Достаточно упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы, которые можно адаптировать к использованию свободно распространяемых программ.
  4. Учебное пособие прекрасно иллюстрировано необходимыми схемами, скриншотами, рисунками, что обеспечивает наглядность и доступность материала.
  5. Материал излагается доступным для ученика языком, системно, последовательно, автору удалось избежать излишней научности.
  6. Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время или дома.
  7. УМК содержит большое количество заданий различного уровня сложности. Это позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Проекты реализуются в форме работ компьютерного практикума, опирающихся на использование цифровых образовательных ресурсов.
  8. Большая практическая значимость и актуальность теоретического материала и практических работ.

МЕСТО КУРСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В кружок принимаются учащиеся с 1 по 4 класс, желающие научиться самостоятельно, пользоваться современной цифровой фототехникой. Фотокружок прививает учащихся любовь к технике, развивает наблюдательность, способствует эстетическому воспитанию. Настоящая программа рассчитана на 35 часов и является начальной ступенью овладения комплексом минимума знаний и практических навыков, последующих для последующей самостоятельной работы. Работа кружка проводится в течении одного года по 1 часу в неделю.

При выполнении работ следует максимально использовать личную инициативу учащихся, с тем, чтобы поощрять творческую мысль, самостоятельные поиски интересных и современных тем.

Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого мышления; повышению интереса к информатике, и самое главное, профориентации в мире профессий.

Специфика кружка позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций, идет становление его характера. Особенно это заметно на застенчивых детях. Занятие фотографией помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место.

Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, учащиеся могут применить в различных областях знаний, а также они являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа.

Цели изучения курса

Основной целью изучения курса является формирование навыков и умений в использовании фотоаппарата, видеокамеры, построении композиции, изучение основ фотографии; профориентация учащихся.

С этой целью целесообразно проводить, походы, экскурсии на природу, на предприятия, где фоторепортажная съемка не только расширит кругозор, представление о нашей действительности, но и позволит из всей массы впечатлений отбирать самое главное, достойное быть запечатленным на снимках.

Общественно-полезная работа членов кружка проводится на протяжении всей деятельности кружка.

Цели и задачи курса:

  1. Привлечь детей к занятию фотографией.
  2. Повышать уровень мастерства учащихся.
  3. Подготовка учащихся к выставкам и конкурсам.
  4. Укрепление дружбы между учащимися.
  1. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ
  2. Развивать алгоритмическое мышление, способности к формализации
  3. Развивать у детей усидчивости, умения самореализовываться, развитие чувства долга, и выполнения возложенных обязательств
  1. Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда;
  2. Формировать установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией
  3. Воспитывать стремление к самоутверждению через освоение цифровой техники, компьютера и созидательную деятельность с его помощью;
  4. Воспитывать личную ответственность за результаты своей работы, за возможные свои ошибки;
  5. Воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач
  6. Воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда

В результате обучения учащиеся смогут получить опыт

  1. проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных цифровых средств;
  2. коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда;
  3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  4. эффективной организации индивидуального информационного пространства;

В рамках данного курса учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать :

  1. как сделать отличную фотографию;
  2. какие режимы фотосъемки существуют, какой они дают эффект;
  3. что такое светочувствительность, баланс белого, диафрагма и т.д. методы;
  4. способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
  5. способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
  6. назначение и функции различных графических программ.

В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:

Редактировать изображения в растровом графическом редакторе:

  1. выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов
  2. перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
  3. редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
  4. сохранять выделенные области для последующего использования.

В конце изучаемого курса учащиеся могут:

  1. защитить реферат, доклад;
  2. представить свои портфолио;
  3. представить обработанные фотографии;
  4. оформить школьную газету с помощью импортированных изображений в документ издательской системы.

Основной результат обучения - понимание учащимися современных технологий создания компьютерного изображения в цифровых программах, раскрытие основ фотосъемки, закрепление материала на практике, получение секреты фотографов-репортажников. Постоянное участие всех учеников в учебном процессе.

Знания и умения, полученные при изучении курса, учащиеся могут использовать для создания изображений при подготовке различной визуальной продукции:, поздравительные открытки, школьные газеты, почетные грамоты, рефераты; прикладные исследования и научные работы, выполняемые в рамках школьного учебного процесса ; для размещения на Web-страницах или импортирования в документы издательских систем.

Кроме этого, знания, полученные в процессе изучения курса, являются фундаментом для освоения программ в области видеомонтажа, трехмерного моделирования и анимации.

Рабочая программа фото-кружка

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Программа фото-кружка направлена для формирования навыков и умений учащихся в использовании фотоаппарата, видеокамеры, построении композиции, изучение основ фотографии; профориентации учащихся.Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, учащиеся могут применить в различных областях знаний, а также они являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видео-монтажа

В сердце дует ветер тонкий
И летишь, летишь стремглав,
А любовь на фотопленке
Душу держит за рукав.
У забвения, как птица,
По зерну крадет – и что ж?
Не пускает распылиться,
Хоть и умер, а живешь –
Не вовсю, а в сотой доле,
Под сурдинку и во сне,
Словно бродишь где-то в поле
В запредельной стороне.
Все, что мило, зримо, живо,
Повторяет свой полет,
Если ангел объектива
Под крыло твой мир берет.

А. Тарковский.

Я фотолюбитель с большим стажем – 32 года. Еще студенткой Челябинского педагогического института я познакомилась с огромным Миром фотоискусства и уже не представляю свой жизни без него. С 1979 года я работала руководителем фотокружка в Доме Юных Техников ЧТЗ в течение 13 лет, потом до сегодняшнего дня в школе № 107. Еще тогда, в 1979 году, я заметила, что дети плохо понимают мои научные объяснения химических процессов и физических явлений. Ведь в 5–7-х классах у них нет необходимых знаний по этим предметам. Уже тогда я искала яркие и понятные объяснения на доступном для них языке. Искала их у других руководителей, придумывала сама. И постепенно реакции, происходящие в проявителях и фиксаже, стали походить на игру в “вышибалы”.

Изучая устройство фотоаппарата, ученик должен разобраться в этом сложном, тонком и запутанном механизме. Детям разного возраста я показываю фокус. В темной комнате открываю небольшое, залепленное пластилином, отверстие на затемненном окне. И они с большим восторгом обнаруживают на небольшом экране цветное, перевернутое и живое изображение того, что находится за окном. Ученикам среднего звена я предлагаю самим смастерить маленькую камеру обскура из бумаги или . валенка.

Когда мы изучаем свойства фотобумаги, то предлагаю сделать композицию из листьев, булавок, спичек, карандашей и других предметов при красном свете на листе незасвеченной фотобумаги. Потом включаем на несколько секунд свет, затем проявляем то, что получилось. Смотрим, восхищаемся, оцениваем художественную ценность композиции.

Очень сложно порой объяснить ученику 6–7 класса, что такое фокусное расстояние объектива. Теперь я прибегаю к житейскому опыту: все когда-то выжигали с помощью линз. В любом ли положении линзы можно поджечь бумагу? Пробуем. Нет. Объясняю, почему.

Проводя занятия, я постоянно обнаруживаю интегративные связи различных предметов: физики, техники, искусства . ведь фотография – синтез, союз разных наук.

Но без души человека она мертва. Бездушная фотография никого не тронет. Поэтому занятие фотографией гармонично развивает все стороны человека.

Когда я даю задание снять портрет мамы, натюрморт, пейзаж . объясняю, что снимок надо продумать заранее. Важно все: свет, композиция, настроение героя. Дети любят эти задания: ведь именно из этих снимков мы выбираем лучшие для выставки. Работы красиво оформляются: деревянная рамка, фон, подпись – все как на настоящей выставке. Для них это праздник и стимул снимать лучше.

Волновала меня не только проблема превращения сложного материала в доступный, но и длинные (по программе) “теоретический” период. У многих детей пропадал интерес к занятиям задолго до получения первой фотографии. Детям интересно, когда они что-нибудь делают, а “голая” теория их не привлекает.

Вот тут-то и пришла идея объяснять теорию тогда, когда дети сталкиваются с проблемой. Например: перепутали бачки с проявителем и фиксажем. Ставится задача: как их отличить. Принимаются все предложения, общими усилиями приходим к истине. В для этого необходимо знать, что делает с засвеченной пленкой или бумагой проявитель, а что фиксаж. Степень углубления в теорию должна соответствовать возрасту детей.

Постепенно я перестала огорчаться, когда дети засвечивали фотобумагу или сдвигали ее при экспозиции: чем больше проблем у них возникало, тем лучше они разбирались в их сущности. Пословицу “На ошибках учатся” мы проверили на практике.

Теперь свои первые занятия я начинаю не с истории фотографии, а сразу с изучения свойств света, впрочем, именно с этого и началась история фотографии, что ф переводе означает “светопись”.

Занятия с ребятами я веду на двух уровнях: “новички” и “старички”, мои главные помощники в освещении школьных мероприятий, – помогают учителям и классным руководителям в выпуске газет и альбомов. В школе ежемесячно проводятся коллективные творческие дела в классах и разновозрастных отрядах, а одной мне за всем не поспеть. Да и ребята чувствуют свою значимость.

Специфика кружка позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций, идет становление его характера. Особенно это заметно на застенчивых детях. Занятие фотографией помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место.

Я не уверена, что этот процесс можно назвать творчеством с большой буквы, но ребенок реализует свою потребность в развитии.

Пока ему недоступно создание обобщенных образов или форм, но конкретное задание: запечатлеть портрет друга – заставляет его продумать и учесть много деталей. Это и фон, на котором он снимает, и свет, который падает на друга (ведь хочется, чтобы он был рисующим), поза и выражение лица, одежда и многое другое. Напечатанные фотографии всегда “оцениваются” детьми и руководителем. Лучшие отбираются для участия в выставках.

Пройти этот трудный путь успехов и неудач не просто.

Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
И надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

Б. Пастернак.

Читайте также: