Анализ программы внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая составная часть образовательного процесса, позволяющая в полной мере реализовать все требования федерального государственного образовательного стандарта.

Внеурочная деятельность помогает расширить образовательное пространство, создать ряд дополнительных условий, чтобы развивать способность учащихся осознанно применить базовые знания в ситуациях, которые отличаются от учебных.

Внеурочная работа предоставляет хорошие возможности по организации межличностных отношений в ученическом коллективе, между учениками и классным руководителем, помогает создать органы ученического самоуправления. Внеурочная деятельность направлена на создание условий для неформального общения детей из одного класса. Внеурочная деятельность обладает выраженной воспитательной и социально-педагогической направленностью. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов учащихся, способствовать решению задач их нравственного воспитания.

Вместе с этим педагог работает в следующих условиях:

  • расслоение население, включая детей и молодежь, в зависимости от уровня обеспеченности и уровня образованности;
  • влияющие на сознание ребенка различные средства массовой информации – телевидение, интернет, продукция видео-аудио-компьютерной индустрии;
  • резкое снижение интереса к чтению, особенно классической художественной литературы;
  • ограниченность общения детей со сверстниками;
  • неучастие современных детей в работе детских и подростковых общественных организаций;
  • распространение в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, которые уводят и отчуждают от реальности.

Время проведения анализа внеурочной деятельности

Школа обязана проводить анализ внеурочной деятельности в рамках ВОСКО, а также в процессе самообследования, предшествующем процедуре государственной аккредитации ООП общего образования.

Если во время государственной аккредитации экспертами будет обнаружено, что организация внеурочной деятельности в школе не соответствует требованиям ФГОС, ООП школы не аккредитуют. Если такого рода несоответствие установят в рамках продолжительных контрольно-надзорных мероприятий, то школе будет выдано предписание и ее обяжут устранить несоответствие, иначе Роспотребнадзор отзовет свидетельство о государственной аккредитации школы.

Готовые работы на аналогичную тему

Критерии анализа внеурочной деятельности

Перечень критериев и показателей для анализа внеурочной деятельности школой определяются самостоятельно.

  • степень разработки рабочих программ внеурочной деятельности;
  • соответствие структуры рабочих программ внеурочной деятельности требованиям ФГОС;
  • степень учета в рабочих программах внеурочной деятельности требований к результатам освоения основной образовательной программы;
  • есть ли утвержденный план внеурочной деятельности;
  • организация внеурочной деятельности по направлениям личностного развития;
  • соответствие форм организации внеурочной деятельности потребностям учащихся;
  • соответствие запланированного объема внеурочной деятельности требованиям ФГОС и СанПиН 2.4.2.2821-10;
  • соответствие расписания занятий внеурочной деятельности требованиям ФГОС и СанПиН 2.4.2.2821-10;
  • реализация программы внеурочной деятельности в полном объеме;
  • выполнение материально-технических условий реализации программ внеурочной деятельности;
  • соблюдение требований к кадровому обеспечению реализации программ внеурочной деятельности.

Пример аналитических мероприятий

Школой могут реализовываться любые мероприятия, направленные на анализ внеурочной деятельности. Например, может анализироваться количество внеурочных мероприятий, проводимых в формате экскурсий или в формате сетевого взаимодействия.

Также может быть проведен ряд разнообразных опросов учеников и родителей, чтобы появилась возможность оценить степень интереса к определенным формам внеурочной деятельности и их востребованности.

Если проводится анализ внеурочной деятельности в формате самообследования, то в качестве предмета анализа стоит рассматривать показатели соответствия внеурочной деятельности требованиям ФГОС и приказа Минобрнауки от 30.09.2013 № 1015.

Помимо того, может быть произведен анализ степени соответствия внеурочной деятельности требованиям законодательства.

Документы, оформляемые по итогам анализа

Выбор вида отчетного документа, который готовится по итогам анализа внеурочной деятельности, основан на том, в рамках какой деятельности проводится анализ. Если анализируется внеурочная деятельности в рамках самообследования, то результат должен быть отражен в отчете о самообследовании в разделе организации внеурочной деятельности.

Если проводится анализ внеурочной деятельности в рамках ВСОКО, результаты могут быть представлены в формате аналитической справки, касающейся итогов контроля организации внеурочной деятельности.

В соответствии с ФГОС, план внеурочной деятельности составляется с учетом интересов учащихся и родителей. Организация внеурочной деятельности начинается с изучения социальных запросов, мнений обучающихся и их родителей касаемо преимущественных видов деятельности школьников во внеурочное время. После проведенного собеседования с учителями, родители могут выбрать кружки из списка, который предложила школа. Всю внеурочную деятельность реализуют благодаря бюджетным источникам финансирования, родительские средства при этом не привлекают.

2 но и ставятся новые цели и задачи, что должно повлечь за собой изменение содержания, форм, используемых методов и средств. В отечественной начальной школе накоплен большой положительный опыт организации внеклассной работы, который нужно использовать. При этом важно понять каковы принципиальные отличия внеурочной деятельности на современном этапе, проанализировать, как они учитываются при составлении программ для начальной школы. Программы внеурочной деятельности разрабатываются по разным направлениям, выделенным во ФГОС НОО: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному. В них ставится цель достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, причем приоритетными должны являться личностные результаты. Как отмечено в статье М.П. Воюшиной, Е.П. Суворовой [1] метапредметные результаты зависят от степени реализации межпредметного взаимодействия в содержании программы и в организации внеурочной деятельности, а предметные результаты от того насколько внеурочная деятельность опирается на учебный материал по разным дисциплинам и совершенствует подготовку школьников в конкретной предметной области. В данной статье рассмотрены программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. Для анализа использованы программы, опубликованные отдельно или в сборниках, например, [2, 3] и размещенные в сети Интернет. Среди них есть программы внеурочной деятельности, разработанные авторами учебников конкретного учебнометодического комплекса (УМК), например, [3, 4], есть программы, написанные учеными безотносительно УМК [5]; большая часть программ, представленных в сети Интернет, составлена учителями. Мы считаем, что программы внеурочной деятельности целесообразно создавать коллективам авторов каждого УМК. Во-первых, это даст возможность устанавливать более тесные связи внеурочной деятельности с

8 большинстве проанализированных нами программ для начальных классов внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению либо не отражены описанные выше три уровня результатов, либо они только названы в пояснительной записке в программе, но дальше не раскрыты и не реализованы. По мнению Д.В. Григорьева, П.В. Степанова [8], результатов первого уровня можно достичь только в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет жизнь людей и общества, причем на уровне знаний, необходимых человеку для успешной повседневной жизни. К таким знаниям авторы относят, например, знания о базовых общественных ценностях, о нормах этики и морали, о памятниках отечественной и мировой культуры, об особенностях межнациональных и межконфессиональных отношений. Для достижения результатов 2 уровня в ходе внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления необходимо формировать позитивное отношение к знаниям как общественной ценности. Для этого знания должны стать объектом эмоционального переживания. Достижение результатов 3 уровня возможно при условии организации взаимодействия, направленного на осуществление интеллектуальной помощи другим людям. Отметим, что возможность достижения результатов 3 уровня младшими школьниками ограничена в силу их возрастных особенностей. Мы считаем, что при разработке программ внеурочной деятельности авторам полезно ориентироваться на достижение результатов всех трех уровней. Они соотносятся к 3-мя компонентами ценностного отношения школьников к материалу (Н.И. Кривых): 1 уровень с когнитивным, 2 уровень с аффективным, 3 уровень с деятельностным, и в комплексе они оказывают на младшего школьника наиболее сильное воздействие. В программах внеурочной деятельности можно встретить и другой подход к определению уровней достижения результатов, аналогичный двухуровневому подходу, заданному в примерной основной образовательной

12 УМК. Во-первых, это даст возможность устанавливать более тесные связи внеурочной деятельности с уроками. Во-вторых, межпредметное взаимодействие, которое может быть заложено коллективом авторов учебников по разным предметам, позволит достигать более высоких личностных и метапредметных результатов. Кроме того, при разработке новых программ внеурочной деятельности полезно продумывать пути обеспечения взаимосвязи знаний детей, их отношений и опыта осуществления деятельности. Полезно составлять программы внеурочной деятельности для младших школьников, рассчитанные на 4 года. При этом важно, чтобы программы включали не случайный набор тем, а их целенаправленную последовательность, предусматривающую усложнение деятельности учащихся для достижения запланированных результатов. Для более эффективной работы школьников полезно обеспечить программы тетрадями на печатной основе, электронными и другими пособиями. Библиографические ссылки 1. Воюшина М.П., Суворова Е.П. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности условие повышения качества образовательных результатов //Начальная школа Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. 4-е изд. М.: Просвещение, Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Вентана-Граф, с. 4. Петерсон Л.Г. Мир деятельности. Программа надпредметного курса для 1 4 классов начальной школы. Режим доступа: 5. Савенков А.И. Программа курса Я исследователь. Режим доступа:

13 6. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомдии: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / [Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др.]. 2-е изд. М.: Просвещение, Открываю математику: учеб. пособие для 4 кл. нач. шк./[авт.-сост. М.И. Калинина, Г.В. Бельтюкова, О.А.Ивашова, О.А. Граничина, Н.Г. Каменкова, Е.Е. Останина, С.В. Сурикова и др.]. М.: Просвещение, Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Режим доступа: Ивашова О.А., Останина Е.Е. Электронные образовательные ресурсы межпредметного характера в начальном обучении математики. // Герценовские чтения. Начальное образование Т. 3. Вып Ивашова О.А. Взаимосвязь внеурочной деятельности с уроками математики //Начальная школа Математика. Дрофа. Математика. 3 класс: в 2 ч. Ч. 2: учебник / О.А. Ивашова, Н.С. Подходова, В.М. Туркина, Е.Е. Останина; под ред. О.А. Ивашовой. М., 2013.

Презентация на тему: " Анализ примерных программ внеурочной деятельности начального общего образования, вариативных (авторских) программ для начальной школы." — Транскрипт:

1 Анализ примерных программ внеурочной деятельности начального общего образования, вариативных (авторских) программ для начальной школы.

3 Важнейшей частью основной образовательной программы обра- зовательного учреждения является базисный учебный план, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую и внеурочную деятельность.

4 Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав предметных областей, реализующих основную образовательную программу начального общего образования; учебное время,отводимое на их изучение по классам (годам) обучения, а также время, отводимое на внеурочную деятельность.

5 Во вторую часть базисного учебного плана входит и время,отводимое на систему внеурочных занятий. Эта система дополняет и обогащает урочную систему новыми формами (кружки, факультативы, секции, студии, круглые столы, диспуты, заседания школьных научных обществ, общественно-полезные практики и т. д.).

6 План анализа прграммы. Цель Задачи Принципы Содержание Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе.

8 В сборник вошли примерные программы, созданные в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности. Каждая программа включает учебно- тематический план, содержание курса (с раскрытием тем курса), список рекомендуемой литературы.

11 Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.

12 Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством;

13 воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

14 творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

15 Занятия проводятся в актовом зале или в классе

18 Цели: 1.Раскрыть духовный и творческий потенциал учащихся. 2.Развитие исполнительных умений и навыков. Задачи: 1.Обобщение музыкальных знаний. 2.Развитие творческих и музыкальных способностей. Развитие музыкальной грамотности. 3.Совершенствование ритмических навыков. 4.Воспитание интереса к пению, к музыке. 5.Развитие творческого начала, фантазии и индивидуальности учащихся.

19 Программно-методическое обеспечение Содержание программы по организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС второго поколения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализя сотавила по трём кружкам,которые провжу я сама. По этим кружкам ямогу сказать, что ребята любят и ценят внеурочную работу, так как много они узнают на кружка. Посещая кружки,они стали активнее участвовать вовсероссийских конкурсах и олимпиадах. Я думаю они будут успешными учениками.

Анализ внеклассной работы по внеурочной деятельности


Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Главное во внеучебной работе – характер взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанные отношения. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности педагога, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Вместе с тем, в ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях:

· расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;

· плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет ) и видео-аудио-компьютерной индустрии;

· резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;

· ограниченности общения со сверстниками;

· неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;

· разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;

· разреженности систем идей, определяющих общественно коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности.

Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.

Цель кружка — развитие интеллектуальных способностей обучающихся в областях математики, русского языка, окружающего мира.

- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики и русского языка;

- учить правильно применять терминологию;

- развивать логическое мышление, память, внимание;

- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Вывод: Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей. На последнем кружке мы решили писать сочинение – рассуждение и некоторые я написала в анализе.

Для реализации внеурочной деятельности в школе имеются необходимые условия: занятия 3 класcа проводятся в первую смену, имеется столовая, в которой организовано двухразовое горячее питание, имеется медицинский кабинет, спортивный зал со спортивным инвентарем, танцевальный (актовый) зал, музыкальная техника, библиотека, спортивная и игровая площадки.

Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет, интерактивными досками. В актовом зале новое напольное покрытие (ламинат), мультимедийный комплекс (экран+проектор), музыкальный центр. Все кабинеты начальных классов оснащены компьютером, проектором, интерактивными комплексами (доска + проектор) аудио- видеоаппаратурой.

Учителя школы и педагоги дополнительного образования стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.

В течение всего учебного года учителя проводили организационную и разъяснительную работу с родителями учащихся - индивидуальные консультации, классные и общешкольные родительские собрания.

Кружковая работа осуществлялась на основе разработанной программы. В кружке занимаются учащиеся 9 -10 лет . Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, участие в соревнованиях. Основной принцип работы кружка по спортивным играм — выполнение программных требований по физической, технической, тактической, теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.

Основой подготовки обучающихся является универсальность в овладении технико-тактическими приемами игры. Занятия в кружке проводятся 1 час в неделю по годичной программе.

В своей работе использую принципы: наглядности, доступности, систематичности, последовательности, результативности. Методы и методические приемы: метод круговой тренировки, игровой, соревновательный, словесный, наглядный, метод индивидуальных заданий и т.д. На занятиях, для формирования эстетики отношений использую связки: (учитель-ученик), (игрок-соперник), (игрок-партнер), за счет чего формируется морально-нравственная и эмоциональная атмосфера на основе общечеловеческих ценностей: уважение и самоуважение, объективная оценка возможностей своих и других членов команды, стремление к физическому самосовершенствованию через коллективные действия.

Проанализировав работу кружка с сентября по май, можно отметить, что повысился уровень техники игры. За счет метода индивидуальных заданий более точным стал нижний приём, верхняя прямая подача. При отработки волейбольных комбинаций более точный стал довод мяча до игроков.

На занятиях кружка использую теоретические занятия и отрабатываю их с детьми на практике, учитывая возможности и физическое развитие каждого ребёнка. Обязательным атрибутом занятий является разминка, закрепление и отработка изученных приёмов и только потом знакомство с новыми упражнениями. Таким образом, кружковая работа развивает интерес, любознательность, а это очень важно, чтобы ученики не впали в скуку, в уныние, что ведёт к нежелательным последствиям в формировании личности ребёнка. Кружковая работа позволяет комплексно решать эстетические, нравственно-волевые задачи, такие как – умение планировать свою деятельность, умение доводить начатое дело до конца, ценить результат работы, вырабатывает внимание, аккуратность, усидчивость, умение восхищаться.

Главная идея метода проектов:

Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Проект – это:

Этапы учебного проекта

Ценностно-ориентационный – осознание учащимися мотива деятельности, значимости предстоящей работы, определение содержания и характера деятельности участников;

Конструктивный – включение в проектную деятельность, сбор материала, выбор средств деятельности, выбор формы реализации проекта

Оценочно-рефлексивный – самооценка своей деятельности, оформление проекта в выбранной уч-ся форме

Презентативный – презентация проекта общественности и его защита.

Ребята довольны своей работой хотя и бывает трудно из –за того ,что у многих нет компьютеров . Я думаю обучающиеся будут сами составлять свои проекты.

Результаты внеурочной деятельности

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.

Читайте также: