Анализ программы ступеньки к школе

Обновлено: 06.07.2024

Авторы программы разработали пособия строго соответствующие возрастным особенностям и реальным возможностям дошкольников. Задания рассчитаны на самых разных детей- медлительных, леворуких, часто болеющих, гиперактивных, обладающих разным уровнем интеллектуального развития и темпом деятельности.

- информационные ( фотовыставки, стенды с литературой для родителей, открытые занятия)

- аналитические ( анкетирование, заполнение карт наблюдения)

-познавательные ( родительские собрания, индивидуальные консультации педагогов и специалистов ДОО, проведение мастер-классов, лекций).

Такое взаимодействие позволит увидеть особенности поведения ребенка дома и в коллективе сверстников, выделить факторы риска и определить единую тактику взаимодействия с ребенком.

Апробируя данную программу мы должны понимать, что дети все разные и нельзя предьявлять ко всем одинаковые требования.

И это правильно. Гораздо интересней и полезней вовлечение детей в активную познавательную деятельность. Важно чтобы любое занятие давало положительный эмоциональный настрой.

Изучая данную программу, работая по ней, меняешься сам, меняется отношение к работе, переосмысливаешь весь учебный процесс. Авторы предлагают базу, материал и не держат в строгих рамках, только так и по- другому нельзя. Наоборот, они приветствуют инициативу педагогов, и будут рады выслушать предложения по работе.

Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. В связи с этим в данной программе работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов

- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);

- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности);

- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

- ведущей идеей второго направления программы является развитие познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными областями математической действительности.

1.1.1. Цель и задачи реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Цель программы : формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов; подготовка к умению читать и писать, развитие речи и произвольности психических процессов; развитие интереса детей к математике в процессе ознакомления с количеством и счетом, изменением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Задачи Программы :

1. Обучающие задачи:

1.1. Формирование умений звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог; составлять предложение из двух, трех, четырех слов

1.2. Формирование выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции.

1.3. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

1.4. Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.

1.5. Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.

1.6. Развитие мотивации учения

1.7. Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий.

2. Развивающие задачи:

2.1. Развитие фонематического слуха: развитие способности дифференцировать звуки; развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.

2.2. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

2.3. Развитие произвольности психических процессов.

2.4. Развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.

2.5. Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий.

2.6. Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач.

3. Воспитательные задачи:

3.1. Развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. Формой осуществления образовательного процесса является учебная группа, с постоянным составом, составленная по возрастному принципу (дети от 5,5 до 6,5лет).

Основание для отчисления – неспособность выполнять программу учебного года.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Процесс обучения чтению строится на следующих принципах:

1. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников.

2. Принцип доступности и посильности : предполагает деление изучаемого материала на этапы и преподнесение его детям последовательными блоками и частями; учет индивидуальных особенностей детей.

3. Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы по обучению детей чтению являются :

- системно - деятельностный - при разработке программы учитываются психологические и возрастные особенности воспитанников, что находит отражение в характерных для данного возраста формах детской деятельности;

- личностно - ориентированный - в процессе реализации программы ребенок принимается таким какой он есть, во всей совокупности его возрастных и индивидуальных особенностей, а также учитывается зона его ближайшего развития;

- культурно - антропологический - определение целевых ориентиров программы происходит на основе практики культурной идентификации, важно дать ребенку возможность почувствовать себя как хранителем культурного наследия своей семьи, страны, человеческой цивилизации, так и творцом собственной культурной реальности, способным понимать и принимать культурные различия как норму современной жизни.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы характеристики

1 этап: диагностический.

Цель: набор детей в группы, мониторинг проведения ОД ДПО на начало учебного года.

2 этап: адаптационный.

Цель: окончательное формирование состава групп, адаптация детей.

3 этап: развивающий.

Цель: проведение развивающей ОД с детьми.

4 этап: итоговый

Цель: мониторинг проведения ОД ДПО на конец учебного года.

1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

По окончании освоения Программы дети должны :

- знать буквы русского алфавита;

- писать буквы русского алфавита в клетке;

- определять место звука в слове в начале, в середине и в конце;

- различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат);

- соотносить звук и букву;

- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком; - проводить звуковой анализ слов;

- читать небольшие слова, слоги, простые предложения;

- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

- находить части целого и целое по известным частям;

- сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами;

- считать в пределах 20 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

- сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 20;

- называть для каждого числа в пределах 20 предыдущее и последующее числа;

- определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;

- соотносить цифру с количеством предметов;

- измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;

- узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр, конус, пирамиду и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;

- в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из этих частей;

- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);

- называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Цель диагностики: выявление уровня речевого развития и уровня развития математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия, изучение личностно-социального поведения.

Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 5,5 – 6,5 лет с использованием индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых заданий; диагностика уровня развития математических способностей с использованием диагностических игровых заданий, бесед; диагностика личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника с помощью методики изучения личностно-социального поведения (модификация варианта Е. Г. Юдиной, Г. Б. Степановой, Е. Н. Денисовой) с использованием метода наблюдения; диагностика сформированности мотивации учения Л. А. Венгера.

1. Звуковая сторона и выразительность речи

2. Фонематический слух

3. Уровень развития моторики, графических навыков

4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы)

1. Общие понятия (свойства предметов, совокупность предметов)

2. Числа и операции над ними

3. Пространственно-временные представления

4. Геометрические фигуры и величины

2. Содержательный раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

2.1. Тематическое планирование по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

2.2. Описание вариативных форм, методов, способов и средств реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Активно используются вариативные формы обучения:

- Индивидуальная - используется при возникновении затруднения, не уменьшая активности детей и содействуя выработке навыков самостоятельной работы. В индивидуальных занятиях нуждаются дети с явно выраженными способностями к той или иной деятельности, дети с доминирующим познавательным интересом;

- Подгрупповая (микрогруппы – 2 - 3 человека) – предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа индивидуализации сознательности и активности, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому выполнению задания. Особым приёмом при организации этой формы работы служит использование ориентировки детей на создание подгрупп с учётом их личных отношений и опыта работы. Для этого группа распределяется на более маленькие подгруппы. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но, ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.

В процессе обучения детей согласно программе используются следующие основные методы:

Словесный метод является верховным, доминирующим.

Наглядный метод предусматривает непосредственный показ предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и использования учебного материала в практической деятельности учащихся.

Практический метод заключается в систематической отработке умения и навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе взаимодействия учащихся со взрослым. Функция метода направлена как на приобретение знаний, так и на перевод их в плоскость практических умений и навыков с последующим совершенствованием до репродуктивного и творческого уровня.

Программа предусматривает использование эвристических приемов, поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью.

Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические игры. Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.

Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка. У многих детей есть дефекты произношения. Совершенствуя речевой аппарат детей, целесообразно начинать занятия с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных 4 скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и пр. этот материал представлен в каждом конспекте.

В программу занятий включено множество загадок. Все они на занятиях сопровождаются иллюстративным или игровым материалом - муляжами, игрушками и др.

Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу, поскольку на начальных стадиях обучения чтению процесс понимания отстает от восприятия слова. И здесь важны упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника. Поэтому всегда пополняется словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико - грамматических игр и пр.

Для отдыха и снятия напряжения подобраны небольшие физкультминутки. Они сопровождают каждое занятие и ни на одном не повторяются, при этом многие из них соответствуют теме занятия.

В качестве форм организации образовательного процесса применяются:

Создание игровых ситуаций

Творческая работа (рисование)

Работа в тетрадях

2.3. Содержание педагогической диагностики освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Педагогический анализ освоения детьми программного материала проводится 2 раза в год: первичный – в сентябре, итоговый – в мае.

Показатели оценивания детей. Оценивание осуществляется по трем уровням: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень – самостоятельное выполнение задания.

Средний уровень – выполнение задания с помощью педагога.

Низкий уровень – задание не выполняет.

1. Хлопни, если услышишь звук.

2. Отбери картинки на заданный звук.

3. Назови первый звук в слове, последний.

4. Определи место звука в слове – начало, середина, конец слова.

5. Определи количество слогов, гласных, согласных.

6. Указать правильно написанную букву рядом с зеркальным ее изображением.

7. Прочитать прямые слоги. са, шу, ха, ну, ос, ры, да.

8. Прочитать слоги со стечением согласных. ста, кро,сто, пла.

9. Читать слова, предложения.

10. Читать текст, понимать прочитанное.

2. Числа от 1 до 20

3. Название геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, многоугольник

4. Название линий: прямая, кривая, ломаная

5. Математические знаки , =, +, -

6. Вести порядковый счёт (прямой и обратный) в пределах 20

7. Ориентироваться по числовому ряду

8. Сравнивать числа

9. Соотносить число с количеством предметов

10. Называть состав чисел первого десятка

11. Решать примеры на сложение и вычитание с помощью наглядного счётного материала

12. Составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание

13. Записывать знаки , =, +, -

14. Различать геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг

15. Различать линии: прямые, кривые, ломаные

16. Ориентироваться на листе бумаги в клетку

2.4 Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной

Промежуточная аттестация обучающихся по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально - педагогической направленности подготовка детей к школе.

Методическое обеспечение программы :

1. Г. А. Глинка Буду говорить, читать, писать правильно - М. : Мозаика Синтез, 2010г.

2 Е. А. Панова Дидактические игры и занятия в ДОУ – Москва, 1999г.

4. Т. В. Кабанова, О. В. Домнина Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-7 лет с речевыми нарушениями - Москва, АЙРИС ПРЕСС, 2008

Дополнительная образовательная-дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста Представляю презентацию дополнительной образовательной – дополнительной общеразвивающей программы по робототехнике для детей дошкольного.

ВложениеРазмер
programma_stupenki_k_shkole_3.doc 524 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Юридический адрес: 111674, г. Москва, проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2

Москва, 2017-2018 учебный год

эффективности осуществления дополнительных

  1. Учебно-тематическое планирование…………………………………. 22
  2. Примерное перспективное планирование……………………………..23-50

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Актуальна проблема самостоятельного успешного усвоения детьми новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться .

Формирование УУД является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей младшего школьного возраста, ее решение в единстве с другими задачами начального образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Сравнительный анализ существующих коррекционно-развивающих психологических программ для учащихся начальной школы показывает, что большинство из них опирается на хорошо разработанные в отечественной психологии и педагогике теоретические, методологические и методические походы, содержат богатый и содержательный материал. Но то же время проблема развития универсальных учебных действий в этих программах комплексном виде не решается.

  1. Пояснительная записка
  1. Исходные концептуальные положения.

Согласно Л.С. Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Сформулированные им законы психического развития являются основополагающими для решения задач, поставленных в концепции предшкольного образования:

  • Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой
    ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который
    меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве;
  • Закон метаморфозы в детском развитии : развитие есть цепь
    качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой;
  • Закон неравномерности детского развития : каждая психическая сторона ребенка имеет свой оптимальный период развития. Каждый возрастной период сензитивен для развития определенных психических процессов, функций;
  • Закон интегративности в развитии высших психических функций. С этим законом связана гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания;
  • Закон развития высших психических функций . Отличительные признаки высших психических функций: ответственность, опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они формируются прижизненно; образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие внешних психических функций проходит ряд стадий, связанных с обучением в широком смысле слова в форме усвоения заданных образцов.

Если в период дошкольного детства не были сформированы предпосылки будущей учебной деятельности детей, то в начальной школе у данных детей наблюдается дезадаптация к школьному обучению:

- обучающийся отрицательно или индифферентно относится к школе;

- нередко жалуется на здоровье, доминирует подавленное настроение;

- наблюдаются систематические нарушения дисциплины;

- школьный материал усваивает фрагментарно;

- самостоятельная работа с учебником затруднена;

- при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса;

- к урокам готовится нерегулярно, за ним необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;

- сохраняется работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха;

- для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи педагогов;

- общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;

- в школе имеет мало друзей.

Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

Цель программы : создание условий для коррекции процесса дезадаптации у учащихся первых классов, овладение ими универсальными предпосылками учебной деятельности, предпосылками овладения умениями и навыками к успешному овладению метапредметными, предметными, личностными результатами в 1 классе (федеральные государственные образовательные стандарты начальной школы).

  1. Создание благоприятных условий для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
  2. Формирование у детей универсальных учебных действий:
  1. Личностных:
  • положительного отношения к школе;
  • чувства необходимости учения;
  • рефлексивности;
  • адекватного осознанного представления о качествах хорошего ученика;
  • способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием;
  • представленности в Я-концепции социальной роли ученика;
  • познавательных мотивов – интерес к новому;
  • интереса к способу решения и общему способу действия;
  • стремления выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
  • стремления к приобретению новых знаний и умений;
  1. Регулятивных:
  • умения осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умения сохранять заданную цель,
  • умения видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • умения контролировать свою деятельность по результату;
  • умения адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
  1. Познавательных:
  • умения устанавливать аналогии на предметном материале;
  • операции классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале;
  • операции установления взаимно-однозначного соответствия;
  • умения выделять существенные признаки конктерно-чувственных объектов;
  • перехода от эгоцентризма как особой умственной позиции (абсолютизации собственной познавательной перспективы) к децентрации (координации нескольких точек зрения на объект);
  • кодирования/замещения (использования знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
  • умения использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач;
  • умения произвольно сохранять и использовать информацию на слух и зрительно;
  • умения быстро и точно перерабатывать полученную информацию;
  1. Коммуникативных:
  • потребности в общении с взрослыми и сверстниками;
  • навыков владения определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • приемлемого (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношения к процессу сотрудничества;
  • ориентации на партнера по общению;
  • умения слушать собеседника;
  • произвольных форм общения с взрослыми.
  1. Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.
  1. Особенности реализации Программы:
  1. Принципы реализации Программы
  1. Уважительное, доброжелательное отношение к детям, их потребностям.
  2. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.
  3. Учет ведущей деятельности.
  4. Присутствие доброжелательной эмоциональной оценки любого малейшего достижения ребенка.
  5. Постепенность процесса.
  6. Использование педагогических технологий в соответствии с возрастными особенностями.
  7. Основная форма работы – совместная познавательная деятельность детей и педагогов.
  8. Создание адаптивной образовательной среды.
  1. Этапы реализации Программы

Работа по данной Программе проводится в течение одного года – обучения в первом классе.

В каждой возрастной группе работа состоит из трех этапов:

  1. Диагностический этап: предварительное тестирование детей и родителей (сбор анкетных данных).
  2. Коррекционно-развивающий (формирующего) этап: в каждой возрастной группе проводится по 72 занятия. Занятия проходят 1-2 раза в неделю по 30-40 мин., по подгруппам.
  3. Контрольный этап: заключительное тестирование детей.

После первого и третьего этапа родители и учителя знакомятся с результатами диагностики, а также даются психологические рекомендации для дальнейшего закрепления полученных знаний, умений и навыков.

В процессе контрольного этапа используются следующие методы и методики исследования:

Цель : изучение анамнеза развития ребенка.

Цель: изучение анамнеза развития ребенка.

  1. Анкета выявления признаков психического напряжения и невротических тенденций.

Цель: выявление признаков психического напряжения и невротических тенденций.

Цель: изучение сформированности социальных навыков, личностных особенностей детей.

Цель: изучение сформированности социальных навыков, личностных особенностей детей.

Цель: косвенная диагностика минимальных мозговых дисфункций, изучение особенности нейродинамики, внимания, работоспособности.

Цель: косвенная диагностика минимальных мозговых дисфункций. Изучение уровня развития зрительно-моторной координации.

Цель: диагностика отношения ребенка к себе, самооценки, характера взаимоотношений с окружающими, а также его проблемы.

Цель: Изучение самочувствия ребенка в семье и особенности его семейных взаимоотношений.

Цель: изучение психоэмоционального состояния детей.

Цель : диагностика визуального мышления, интеллекта.

Цель: изучение кратковременной слухоречевой памяти.

Цель: изучение кратковременной зрительной памяти.

Цель : диагностика общего эмоционального состояния ребенка.

Цель: Диагностика понятийного интуитивного мышления, понятийного образного мышления.

Цель: Диагностика понятийного логического мышления, понятийного образного мышления.

Цель: Диагностика понятийного интуитивного мышления, понятийного речевого мышления.

Цель: Диагностика понятийного логического мышления, понятийного речевого мышления.

Цель: Диагностика понятийного речевого мышления.

Цель: Диагностика понятийного образного мышления.

Цель: Диагностика эмоциональных установок по отношению к школе, обстановки дома, эмоционального фона, энергетики.

Цель: изучение мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Цель: изучение умения ребенка выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу.

Каждая методика диагностического комплекса обрабатывается самостоятельно. Обработка осуществляется в соответствии с определенной технологией и ключами. По итогам обработки результатов определяется одна из пяти зон, отражающих уровень развития каждого психологического качества: уровень патологии, уровень слабого, среднего, хорошего и высокого развития. Уровень развития перечисленных в таблице психологических качеств определяется путем сравнения индивидуальных результатов тестирования с нормативными данными. Все данные заносятся в итоговую таблицу.

  1. Приемы, методы и средства реализации Программы

Далее по результатам обследования проводится коррекционно-развивающая работа детьми, используются следующие приемы, методы и средства:

Особенность данного метода заключается и в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций:

Дидактические и развивающие игры построены на приемах зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательных и доступных детям вопросах, загадок., моментов неожиданности, удивления, загадочности, соревнования - все эти приемы способствуют активизации мыслительной деятельности.

Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к познавательной деятельности, к познанию ими окружающего мира. Дидактические и развивающие игры характеризуются рядом особенностей:

  • активизируют психические процессы деятельности ребенка;
  • строятся на добровольных началах;
  • создают наиболее благоприятные условия для развития творческих
    способностей;
  • во время игры дети получают глубокое удовлетворение,
    радость.
  • дидактические и развивающие игры способствуют формированию одного из ценнейших качеств человеческого ума его подвижности, гибкости.

Значительная часть игр позволяет ребенку сделать то или иное обобщение, осознать правило, повторить полученные знания в единстве, в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

В играх сочетаются два элемента: познавательный и игровой (эмоциональный).

Игре свойственны определенный темп, ритм; их нарушение ведет к нарушению самой игры. Недопустимы в процессе игры пространные объяснения (они должны иметь место до начала игры), обилие замечаний дисциплинарного порядка, стремление, во что бы то ни стало довести до сознания ребенка допущенную ошибку, долгое ожидание ребенком своего, хода. В игре дети должны себя чувствовать свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности. При условии правильного руководства дидактической игрой дети с радостью в нее включаются

  1. Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.

Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, формирует важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю. Что же такое произвольность? Откуда она возникает, как формируется? Произвольность – это психическое новообразование, очень важное в дошкольном возрасте. Главным приобретением дошкольного возраста в развитии произвольности является определённый уровень организованности, умение подчинять свои действия требованиям “надо”, а не “хочу”, это необходимо для обучения в школе. По мере овладения разными видами деятельности, ребёнок постепенно начинает подчинять свои действия указаниям взрослых, а затем и самостоятельно направлять их на достижения определённых целей. На развитие произвольности поведения ребёнка оказывают влияние все виды деятельности, но ведущее место принадлежит игре. Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольника. Поэтому большое значение для развития произвольности у детей имеют подвижные игры с правилами. Правила в этих играх создают для ребёнка известные нормы действия, определяют, что надо делать и что делать нельзя. Правила игры являются внешним требованием. Дети должны научиться пользоваться этими правилами, подчиняться им – только при этих условиях может состояться игра. Овладение правилами игр является значительным фактором в формировании произвольности ребёнка в детском коллективе.

Аутотренинг - система упражнений с целью выработки максимальной работоспособности. Умение не только расслабляться, но и собраться.

  1. Упражнения творческого и подражательно-испольнительского характера.

Направлены на развитие способностей распознавать эмоции и умения выражать свои.

  1. Арт - терапевтические техники (свободное и тематическое рисование). Арттерапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов.
    Арттерапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арттерапией могут снимать психическое напряжение. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Также занятия направлены на обучение элементам техники выразительных движений, развитие активного внимания, преодоление двигательного автоматизма, развитие памяти, мышления, воображения и т.д. (перспективный план представлен в Приложении).

Все занятия направлены на развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики, воображения, мышления, речи, снятие психоэмоционального напряжения, формирование мотивационной готовности к обучению в школе и т.д. (перспективный план представлен в Приложении).

1-2 занятия в неделю продолжительностью до 30-40 минут.

В конце второго года работы, к моменту поступления детей в школу на каждого ребенка заполняется Карта развития, изучив которую учитель может сделать прогноз успешности обучения и вероятности возникновения школьной дезадаптации.

Авторы данного УМК — Марьяна Безруких , директор Института возрастной физиологии РАО, академик, доктор биологических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования, и ведущий научный сотрудник института, кандидат биологических наук, педагог высшей квалификационной категории Татьяна Филиппова , имеющая большой опыт практической работы с дошкольниками.

Обновление и дополнение


Звуки и буквы. Пособие

Существенно обновлены и дополнены пособия для детей старшего дошкольного возраста.

Программа рассчитана на разных детей

Родителям кажется, что дети стали умнее, что они быстрее усваивают материал.
На самом деле это не так.

Главное преимущество программы заключается в том, что она основана на данных многолетних исследований готовности к школе детей 6-7 лет, проводимых Институтом возрастной физиологии в 15 регионах России и охвативших 80 000 дошкольников.

О том, как результаты этих исследований учитывались при разработке пособий, мы спросили у одного из соавторов программы — Татьяны Филипповой.

Задания рассчитаны на самых разных детей — медлительных, гиперактивных, леворуких, обладающих разным уровнем интеллектуального развития и темпом деятельности. В ближайшем будущем авторы планируют подготовить специальные задания для детей, для которых русский язык не является родным и для детей-билингвов, хорошо владеющих двумя языками.

Наблюдения и диагностика

Именно от физического развития ребенка зависит,
выдержит ли он статические и интеллектуальные нагрузки в школе.

Карты наблюдений рассчитаны на детей 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет, а для дошкольников 5-7 лет в начале и в конце календарного года проводится комплексная диагностика функционального развития, цель которой — выявить конкретные проблемы каждого ребенка перед его поступлением в первый класс, чтобы его адаптация к школе прошла максимально успешно.

В сумме с картой наблюдений комплексная диагностика дает всеобъемлющую и разностороннюю характеристику дошкольника, которая включает разные параметры, в том числе оценку физического и моторного развития, которую зачастую не принимают во внимание ни психологи, ни родители, ни учителя. Но именно от физического развития ребенка зависит, выдержит ли он статические и интеллектуальные нагрузки в школе.

Сотрудничество с родителями

Сотрудничеству специалистов ДОО с семьей авторы программы уделяют особое внимание, предусматривая разные формы работы с родителями, включая просветительские (индивидуальные консультации, лекции специалистов о возрастных особенностях детей, мастер-классы по организации подвижных игр); проведение совместных мероприятий — праздников, экскурсий, спортивных и творческих конкурсов.

Кроме этого, очень важна аналитическая работа, особенно в период адаптации ребенка к новым условиям. С этой целью проводится анкетирование родителей и заполнение ими карты наблюдений за ребенком, которые позволяют увидеть особенности поведения детей дома и в коллективе сверстников, выделить факторы риска и определить единую тактику взаимодействия с ребенком.

Требования к педагогу

Каких профессиональных компетенций требует от педагогов работа по этой программе?

Автор: Ольга Дашковская

Отзывы педагогов и родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются: — развитие эмоционально-волевой сферы; — развитие коммуникативных навыков; — формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей; — сохранение здоровья дошкольников. Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению. Основными принципами подготовки к обучению являются: — единство развития, обучения и воспитания; — учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; — комплексный подход; — систематичность и последовательность; — вариативность и вариантность; — сознательность и творческая активность; — наглядность; — доступность и достаточность. В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

Принята на заседании педагогического совета …

Директор ГБОУ Школа№ 2097

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Струдалева Любовь Константиновна,

педагог дополнительного образования

пояснительная записка

Актуальность и педагогическая целесообразность программы:

1. Обоснование значимости программы предшкольной подготовки.

Подготовка к школе – многогранный, последовательный процесс психологической готовности ребёнка к ней. Ребёнок должен быть здоров, жизнерадостен, разговорчив, сообразителен, должен уметь слушать, слышать, действовать вместе, выполнять требования педагога. Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.

Цель и задачи программы:

В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:
— развитие эмоционально-волевой сферы;
— развитие коммуникативных навыков;
— формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
— сохранение здоровья дошкольников.
Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
— единство развития, обучения и воспитания;
— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— комплексный подход;
— систематичность и последовательность;
— вариативность и вариантность;
— сознательность и творческая активность;
— наглядность;
— доступность и достаточность.
В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.

Задачи программы:

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;

Формировать коммуникативные навыки, умение общаться;

Развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;

Создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка;

Осуществлять взаимодействие с родителями, ориентировать их на ценность воспитания в семье, на взаимопонимание с ребёнком.

В связи с более ранним нача­лом систематического образования особого внимания требует решение нескольких задач:

организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом по­требностей и возможностей детей этого возраста;

отбор содержания образования детей на ступени пред­школьного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублиро­вания содержания обучения в первом классе школы;

укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Исходя из этого, программа построе­на не по областям знаний и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с ло­гикой психического развития дошкольников: мышления, вооб­ражения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к се­бе и др.

Программа обучения и развития детей шестого года жизни построена на основе следующих принципов:

реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориенти­рованность процесса обучения и воспитания;

учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность — ведущую для этого периода развития;

сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;

обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окру­жающим миром;

обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой дея­тельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи де­тям с отставанием в развитии;

развитие эрудиции и индивидуальной культуры воспри­ятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, исто­рия и др.).

Предлагается интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных облас­тей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста.

Новизна и отличительные особенности программы:

Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.
В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:
— от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;
— от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;
— от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
— от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
— от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.

Возраст обучающихся по программе: 5-6 лет

Срок реализации программы: 1 год (с 01.10 2017 – 31.05.2018)

Формы и режим занятий:

Форма обучения:

– групповая (занятия проводятся в одновозрастных или разновозрастных группах, численный состав группы – … человек) или индивидуальная.

Режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа (время занятий включает 3 занятия по 30 мин. учебного времени и обязательный 10-минутный перерыв);

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:

1 год обучения

Ожидаемые результаты

Подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика общеобразовательной школы; адаптация детей: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками.

Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Усвоение школьных правил.

Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку ребёнка к школе.

Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.

Основные разделы курса.

Беседа по картинке:

*совершенствование общих речевых навыков;

*составление описательного рассказа.

Составление рассказа по плану.

Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений.

Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов.

Подбор обобщающих слов к группе предметов

Диалог, монолог, косвенная речь.

Знакомство с буквами.

Предложение и слово:

*членение речи на предложения;

*членение предложений на слова;

*членение слова на слоги с использованием графических схем

Слог и ударение:

*деление слов на слоги;

*определение количества слогов в слове.

*представление о звуках;

*различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков;

*обводка и штриховка контуров;

*знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений.

*соотносить содержание текста с изображением на картинке;

*отвечать на вопросы;

*ставить вопрос к тексту;

*придумывать необычный конец.

*пересказ небольшого по объёму литературного произведения;

*соотносить содержание текста с изображением на картинке;

*отвечать на вопросы;

*ставить вопрос к тексту;

Календарно-тематическое планирование по предмету

Экскурсия в школьную библиотеку.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Устная речь. Предложение. Слово.

Звук. Знакомство с миром звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах.

Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию.

Выделение первого звука в словах. Рассказы М.Пришвина и В.Бианки

Звуки [а], [ у ]. Схема предложения.

Звук [ ы]., [ о ] Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения.

Звук [ э ]. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.

Звук [ я ]. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.

Звук [ ю]. Пересказ прочитанного текста по наводящим вопросам.

Звуки [ е], [ ё ]. Рассказы о животных.

Звуки [ в-в’], [ ф-ф’ ]. Рассказы Ушинского. Гласные и согласные звуки.

Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Гласные и согласные звуки.

Звуки [ ш ], [ ж ]. Стихи о весне.

Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Буквы Б б, Пп.Составление рассказа-описания.

Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Дд,Т,т. Составление рассказа на заданную тему.

Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Буквы Гг,Кк. Составление рассказа-описания.

Звуки [щ’], [ч’], [ й]. Буквы Щщ,Чч, Йй. Рассказы о весне.

Ь и Ъ знаки. Драматизация сказки

Календарно-тематическое планирование по предмету

Знакомство с гигиеническими правилами письма, ориентация в пространстве листа.

Обведение предметов по контуру.

Графические упражнения. Пальчиковая гимнастика.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное продумывание сюжета.

Графические упражнения. Штриховка.

Обведение предмета по контуру. Штриховка.

Обведение предметов по контуру в рабочей строке.

Строка. Междустрочное пространство.

Обведение предметов по контуру в рабочей строке.

Занятия с пластилином.

Вписывание предметов различной конфигурации в рабочую строку.

Графические упражнения. Штриховка.

Занятия с конструкторами.

Рисование различными материалами (ручка, простой карандаш, цветные карандаши, мелки).

Письмо элементов в рабочей строке.

Штриховка. Правила штриховки.

Занятия с пластилином.

Моделирование предметов из элементов различной конфигурации.

Написание элементов букв.

Графические упражнения. Штриховка.

Письмо элементов букв.

Вырезание по контуру. Оригами.

Письмо элементов букв в рабочей строке.

По окончании программы:

Основные требования к уровню подготовки учащихся.

К концу обучения учащиеся должны:

1.знать/ понимать:

— звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;

— звук, слог, слово;

— слово и предложение;

2.уметь:

— называть, приводить примеры звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых);

— называть, приводить примеры слов, называющих предметы, действия предмета и признак предмета;

— различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;

— различать звук, слог, слово.

Рабочая программа рассчитана на 60 часов в год.

Для реализации программного содержания используются:

• Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2011.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Программа "Математические ступеньки" направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.

Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.

Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

- состав чисел первого десятка;

- как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);

- название текущего месяца, последовательность дней недели;

- монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.

Данный раздел программы направлен на развитие умений:

- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

- соотносить цифру с числом предметов;

- пользоваться арифметическими знаками действий;

- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

- измерять длину предметов с помощью условной меры;

- составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;

- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;

- ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

- сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики;

- понимать относительность свойств объекта;

- делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;

Читайте также: