Анализ программ и учебников по литературе для учащихся средней школы

Обновлено: 06.07.2024

Программа - документ, на основе которого осуществляется процесс литературного образования в школе. В школьной практике используются программы с грифом (рекомендовано, допущено) министерства образования. Это программы: Курдюмовой (1 и 2 варианты), Коровиной, Беленького, Маранцмана, Меркина - для общеобразовательных школ. Кутузова, Княжицкого - для общеобразовательных и инновационных школ. Ладыгина - для инновационных. У нас работают: Курдюмова 1, Кутузов, Коровина. Содержание программ базируется на основе стандарта по литературе, который содержит обязательный образовательный минимум. Структура и содержание программ: 1) Пояснительная записка, где определены цели, задачи, принципы преподавания, принцип построения программы и охарактеризован этап литературного образования. 2) Программа для конкретного класса. Внутри программы: разделы - темы - аннотации. 3) Внутри каждого раздела - рубрика теория литературы. 4) В каждом разделе - произведения для самостоятельного чтения.

Принципы построения программы: 1) хронологический, 2) жанровый, 3) тематический. Общий принцип построения курса литературы в 5-8 классах по традиционной программе - концентрический. В инновационных иные: родо-жанровый, проблематический. Для старших классов курс построен на историко-литературной основе, включает обзорные и монографические темы. Цель - дать представление об эпохе. Появляется новая рубрика - критика. Построен на основе линейного принципа. Программы для 9 классов: с середины 90-х годов существует 2 программы - это вызвано отменой закона об обязательном среднем образовании: 1) концентрационная, 2) линейная.

Курдюмова-2. Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формировать ее нравственную позицию, эстетический вкус, совершенному владению речи - более воспитывать, развивать. Принцип построения - хронологический в сочетании с жанровым и тематическим (средние классы), историзма (старшие классы). 5 класс - фольклор, русская народная сказка: сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей 19 века., сказки русских писателей 20 века; содержание соответствует образовательному минимуму. Но вариативная часть представлена в основном русской литературой: 7 класс - УНТ: объем теоретико-литературных понятий - в соответствии с образовательным минимумом.

Автор осуществил попытку проанализироваит программы по литретатуре в 5-6 классах средней школы - программы Г.С. Меркина, программы под ред. В.Я. Коровиной, и И.Н. Сухих. с точки зрения изучения фольклора и народных сказок.

ВложениеРазмер
analiz_sushchestvuyushchih_programm_po_literature_v_5-6_klassah_s_tochki_zreniya_izucheniya_folklora_i_narodnyh_skazok.doc 46 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ существующих программ по литературе в 5-6 классах средней школы с точки зрения изучения фольклора и народных сказок.

С точки зрения непрерывности литературного образования, программы по литературному чтению и литературе можно условно разделить на две группы.

Вторая группа - программы, рассчитанные на конкретную ступень образования: например, для начальной школы - программы Л.Ф. Климановой и др. (Школа России); Л.А. Ефросининой (Начальная школа XXI век), О.В. Кубасовой (Гармония), Н.А. Чураковой (Перспективная начальная школа); для средней школы - программы под ред. В.Я. Коровиной, и И.Н. Сухих. Рассмотрим, как концепция преемственности реализуется в программах на начальном этапе непрерывного литературного образования, в частности в процессе изучении произведений устного народного творчества.

Рассмотрим, как осуществляется изучение фольклорных произведений при переходе на ступень среднего образования - в 5-6 классе. Для этого рассмотрим программу Г.С. Меркина, программы под ред. В.Я. Коровиной, и И.Н. Сухих.

Программа Г.С. Меркина

Для процесса обучения в 5 классе сквозной, скрепляющей идеей стала мысль о книге, о ее роли в творчестве писателя, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношения авторов к своим героям и к созданным произведениям в целом. Во всех случаях (через систему материалов, дидактический аппарат) учитель имеет возможность организовать учебную и внеурочную деятельность, основанную на явлениях, наиболее значимых для определенного края, региона (краеведение). А именно этот момент очень важен и интересен в изучении фольклорных произведений.

В конце программы для каждого класса основной школы приводится примерный список произведений (фрагментов) для заучивания наизусть.

Программа В.Ф. Коровиной

Курсы литературы в 5-8 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе - внимание к книге; в 6 классе - художественное произведение и автор, характеры героев).

Программа И.Н. Сухих

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания проблемно-тематического и историко-хронологического принципов.

Следование данной логике предполагает систематизацию изучаемых в 5-8 классах произведений на основе проблемно-тематического принципа:

Литературные темы в каждом классе имеют свою специфику.

Так, в 5 классе последовательность изучения литературных произведений отражает специфику открытия мира ребенком. Проблемно-тематический принцип построения Программы в 5 классе вытекает также из принципа преемственности: в процессе изучения литературы в средней школе необходимо постепенно усложнять эстетическую деятельность, конкретно определять пути формирования читательских умений ученика, развития его сознания, устной и письменной речи.

В 6 классе внимание школьника обращается на образ человека в литературе. Системообразующими элементами являются понятия авторское отношение, точка зрения, характер персонажа и способ изображения. В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находится отношение авторов к своим героям и произведениям.

В 6 классе учебник традиционно начинается с мифов и мифологии. Рассматривается теоретический материал о мифологии как отражении взглядов человека на происхождение мира, его устройство и его законы. Мифы о сотворении мира и человека, античные мифы о героях (Геракл, Ахилл, Орфей), легенда об Арионе. Сходство мифов разных народов о сотворении мира и человека.

Проанализировав программы начального и среднего звена можно сделать следующий вывод. Содержание современных программ литературного чтения в начальной и средней школе представляют произведения высокохудожественные, разнообразные по форме и содержанию. С одной стороны, это дает позитивный эффект - позволяет уже в младшем школьном возрасте почувствовать разнообразие отечественной и мировой художественной литературы, прикоснуться к ее богатствам. Но с другой стороны такое разнообразие иногда дублирует изучение некоторых фольклорных произведений в обеих ступенях. Из-за несовершенства читательской техники, психолого-возрастных особенностей восприятия текста, отсутствия широкого культурного кругозора, некоторые произведения фольклорного жанра оказываются сложными для восприятия и изучения в младших классах. Или обратная ситуация – программа изучения некоторых фольклорных жанров в 5 классе практически повторяет то, что уже было рассмотрено на уроках литературного чтения в начальной школе. В первом случае нарушается принцип доступности, во втором – принцип преемственности между ступенями обучения.

Чтение и восприятие художественных текстов требует большой работы по овладению определенным кругом теоретико-литературных и историко-литературных знаний. Анализируя круг теоретико-литературные понятий, с которыми знакомятся младшие школьники на уроках по литературному чтению, можно сделать вывод, что школьники уже в начальных классах вынуждены усваивать широкий круг теоретических сведений. Надо учитывать, что успешное овладение знаниями по теории литературы определяется, прежде всего, начитанностью учащихся, а младшие школьники еще не обладают ею в нужной мере. Некоторые литературоведческие понятия остаются выпускниками начальной школы практически не усвоенными. Об этом свидетельствует и практика преподавания в 5-6 классах. Поэтому программы и учебники по литературе для средней школы вынуждены обращаться к теоретическим понятиям с позиции начальных представлений о них. Такая нескоординированность литературоведческих понятий между начальной и основной школой приводит к некоторому нарушению преемственности в освоении теории литературы на первом и втором этапах обучения. По нашему мнению, сведения по теории литературы в начальной школе должны быть минимальны. Одной из основных задач литературного чтения следует считать задачу повышения уровня начитанности младших школьников.

УМК для 10-11 классов соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования и требованиям к уровню подготовки обучающихся по литературе. Линия учебников по литературе для средней школы является логическим продолжением линии Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева для основной школы.

Историко-литературный курс, изучаемый в средней школе, разбит на два этапа: XIX в. – 10 класс, ХХ в. – 11 класс. УМК содержит фрагменты критических и литературоведческих статей, дополнительные материалы историко-биографического характера, разноуровневую систему вопросов и заданий, сопровождаемых рекомендациями и советами.

Учебник, хрестоматия и практикум построены по единому хронологическому принципу. Методические советы к учебнику (авторы Лебедев Ю.В., Романова А.Н.) содержат подробные поурочные разработки, тематическое планирование базового и профильного уровней литературного образования.

В учебнике предлагается целостный взгляд на русскую классическую литературу XIX века от Пушкина до Чехова. Пристальное внимание уделяется нравственному потенциалу нашей классики, вечным проблемам, волнующим человека во все времена. Раскрываются особенности художественного мироощущения русских писателей, сохранивших в своем творчестве триединство добра, истины и красоты.

УМК соответствует концепции разрабатываемых ФГОС СОО; знакомит выпускников с новейшим, современным взглядом на литературный процесс XIX - ХХ веков. В его основе приобщение к духовно-нравственному опыту народа, нашедшему отражение в русской литературе, постижение национальной самобытности классики, воспитание идейно-нравственного подхода к оценке действительности, запечатленной в произведениях литературы, анализ в единстве формы и содержания программных художественных произведений, формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности, диалог автора и читателя в процессе изучения курса литературы, обращение к различным источникам информации (словари, энциклопедии) для решения познавательных задач (подготовка к докладу, к написанию эссе, рецензии),умение обрабатывать информацию, найденную в Интернете.




Издание подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и освещает вопросы курса литературы для средней школы. Главными особенностями данного учебника являются фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичность и жёсткая структурированность текста, разнообразный иллюстративный ряд. Учебник содержит параграфы с самыми необходимыми сведениями о литературе, короткие рассказы о писателях и художественные произведения (большие даны в сокращении). Линию УМК отличают: соединение в учебном сюжете литературоведческого, исторического и искусствоведческого компонентов; синхронизация литературы с историей, наличие "ленты времени"; изучение отечественной литературы XIX века в контексте зарубежной европейской литературы этого же периода; наличие блока современной отечественной литературы; изучение её во взаимосвязи с классической традицией; лаконизм, простота и доступность изложения материала.

VII. Архангельский А.Н. Русский язык и литература. Литература. Углубленный уровень (в 2 частях) 10 Дрофа

Агеносов В.В. и др. Русский язык и литература. Литература. Углубленный уровень (в 2 частях) 11 Дрофа

В 11 классе освещается период конца XIX – начала XX в., который характеризуется ощущением исчерпанности, конца старой жизни и наступлением эпохи с новым содержанием и смыслом бытия. Поиски этого нового содержания и его форм обусловили расцвет русского искусства и литературы в реалистическом и модернистском направлениях, за что этот исторический период и получил название Серебряного века. Философские и эстетические искания эпохи оригинально претворялись в поэтических и прозаических произведениях авторов Серебряного века, породив множество новых течений в литературе. В пособии рассматривается творчество таких ярких поэтов и писателей того времени, как И. Бунин, Л. Андреев, А. Куприн, М. Горький, Е. Замятин, А. Н. Толстой, И. Анненский, В. Брюсов, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Маяковский, Л. Пастернак, С. Есенин и др.

Особое внимание уделяется анализу языковых выразительных средств и возможностей различных литературных жанров. Выполняя творческие задания и проектные работы, обучающиеся смогут проявить себя в самостоятельной исследовательской деятельности, научатся писать рефераты, сочинения, эссе, рецензии, усовершенствуют литературоведческие компетенции и навыков работы с художественным текстом.

УМК для 10-11 классов соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования и требованиям к уровню подготовки обучающихся по литературе. Линия учебников по литературе для средней школы является логическим продолжением линии Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева для основной школы.

Историко-литературный курс, изучаемый в средней школе, разбит на два этапа: XIX в. – 10 класс, ХХ в. – 11 класс. УМК содержит фрагменты критических и литературоведческих статей, дополнительные материалы историко-биографического характера, разноуровневую систему вопросов и заданий, сопровождаемых рекомендациями и советами.

Учебник, хрестоматия и практикум построены по единому хронологическому принципу. Методические советы к учебнику (авторы Лебедев Ю.В., Романова А.Н.) содержат подробные поурочные разработки, тематическое планирование базового и профильного уровней литературного образования.

В учебнике предлагается целостный взгляд на русскую классическую литературу XIX века от Пушкина до Чехова. Пристальное внимание уделяется нравственному потенциалу нашей классики, вечным проблемам, волнующим человека во все времена. Раскрываются особенности художественного мироощущения русских писателей, сохранивших в своем творчестве триединство добра, истины и красоты.

УМК соответствует концепции разрабатываемых ФГОС СОО; знакомит выпускников с новейшим, современным взглядом на литературный процесс XIX - ХХ веков. В его основе приобщение к духовно-нравственному опыту народа, нашедшему отражение в русской литературе, постижение национальной самобытности классики, воспитание идейно-нравственного подхода к оценке действительности, запечатленной в произведениях литературы, анализ в единстве формы и содержания программных художественных произведений, формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности, диалог автора и читателя в процессе изучения курса литературы, обращение к различным источникам информации (словари, энциклопедии) для решения познавательных задач (подготовка к докладу, к написанию эссе, рецензии),умение обрабатывать информацию, найденную в Интернете.

Издание подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и освещает вопросы курса литературы для средней школы. Главными особенностями данного учебника являются фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичность и жёсткая структурированность текста, разнообразный иллюстративный ряд. Учебник содержит параграфы с самыми необходимыми сведениями о литературе, короткие рассказы о писателях и художественные произведения (большие даны в сокращении). Линию УМК отличают: соединение в учебном сюжете литературоведческого, исторического и искусствоведческого компонентов; синхронизация литературы с историей, наличие "ленты времени"; изучение отечественной литературы XIX века в контексте зарубежной европейской литературы этого же периода; наличие блока современной отечественной литературы; изучение её во взаимосвязи с классической традицией; лаконизм, простота и доступность изложения материала.

VII. Архангельский А.Н. Русский язык и литература. Литература. Углубленный уровень (в 2 частях) 10 Дрофа

Агеносов В.В. и др. Русский язык и литература. Литература. Углубленный уровень (в 2 частях) 11 Дрофа

В 11 классе освещается период конца XIX – начала XX в., который характеризуется ощущением исчерпанности, конца старой жизни и наступлением эпохи с новым содержанием и смыслом бытия. Поиски этого нового содержания и его форм обусловили расцвет русского искусства и литературы в реалистическом и модернистском направлениях, за что этот исторический период и получил название Серебряного века. Философские и эстетические искания эпохи оригинально претворялись в поэтических и прозаических произведениях авторов Серебряного века, породив множество новых течений в литературе. В пособии рассматривается творчество таких ярких поэтов и писателей того времени, как И. Бунин, Л. Андреев, А. Куприн, М. Горький, Е. Замятин, А. Н. Толстой, И. Анненский, В. Брюсов, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Маяковский, Л. Пастернак, С. Есенин и др.

Особое внимание уделяется анализу языковых выразительных средств и возможностей различных литературных жанров. Выполняя творческие задания и проектные работы, обучающиеся смогут проявить себя в самостоятельной исследовательской деятельности, научатся писать рефераты, сочинения, эссе, рецензии, усовершенствуют литературоведческие компетенции и навыков работы с художественным текстом.


23 чел. помогло.

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РТ

КАФЕДРА МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И МЕТОДИКИ

ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

«АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5-9 КЛАССОВ.

Выполнила: Алексеенкова Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы средней

общеобразовательной школы №60

Авиастроительного района г.Казань

Руководитель: Скиргайло Тамара Осиповна,

Доктор педагогических наук

Линия учебников Веры Яновны Коровиной хорошо известна учителям, поскольку она является продолжением популярной программы начала 90-х годов авторского коллектива В. Я. Коровиной и Т.Ф. Курдюмовой. Сейчас линия В. Я. Коровиной развивает традиционные принципы и по-прежнему пользуется успехом у педагогов.

^ Основная часть

Критерии анализа школьных учебников

^ Литература. 5 класс . Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 частях / Автор-составитель В.Я.Коровина и др.-М.: Просвещение, 2006г.

Устное народное творчество.

Из древнерусской литературы.

Из русской литературы XVIII века.

Из русской литературы XIX века.

Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе.

Из русской литературы XX века.

Поэты о Великой Отечественной войне (1941-45 гг).

Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

Из зарубежной литературы.

^ Литература. 6 класс . Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1\Авт.-сост.В.П.Полухина 9-е изд. М.:Просвещение,2002.-302 с.

Устное народное творчество.

Знакомство с Библией.

Произведения русских писателей ХIХ века.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХIХ века.

Произведения русских писателей ХХ века.

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века.

Произведения зарубежных писателей.

Что читать летом?

Краткий словарь литературоведческих терминов.

^ Литература.7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений, В 2-х частях. Часть 1\Автор-составитель В.Я.Коровина.-10-е изд.,дораб. М.Просвещение,2003-270 с.

Устное народное творчество.

Произведения русских писателей ХVIII века.

Произведения русских писателей ХIХ века.

Произведения писателей ХХ века.

^ Литература.8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях.Ч.1/Авторы-составители Коровина В.Я.Журавлев В.П., Коровин В.И.

Устное народное творчество.

Из древнерусской литературы.

Из русской литературы ХVIII века.

Из русской литературы ХIХ века.

Из литературы ХХ века.

Литература и история.

Из зарубежной литературы.

^ Литература.9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/Автор-составитель,В.Я.Коровина и др.-8е изд.-М.Просвещение, 2002,-463 с.

Русская литература ХVIII века.

Шедевры русской литературы ХIХ века.

Литература ХХ века.

Романсы и песни на слова русских писателей ХIХ и ХХ веков.

По сравнению с учебниками советского периода процесс идейного воспитания на материале предложенных текстов заметно проигрывает.

Наличие текстов изучаемых произведений, несомненно, делает учебник привлекательным для школьников. Доступен язык учебника, с учётом же возрастных особенностей детей составлены статьи.

Учебник 5 класса оформлен эстетично, иллюстрации и рисунки, портреты писателей показаны в хорошей цветовой гамме.

Содержание учебного материала подается дифференцированно. Вопросы и задания текста предполагают разный уровень сложности.

Считаю, что произведения, предложенные для изучения, носят не только ознакомительный характер, но помогают учащимся лучше понять историю государства Российского.

Можно сказать , что материал учебников по литературе 5-9 классов в основном соответствует возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся, хотя, на мой взгляд, слишком рано появляются ода М.Ломоносова и Г.Державин в 7-м классе.

На мой взгляд, проблемы окружающей среды не нашли отражения в учебниках по литературе.

В 5 классе в разделе произведений о природе для изучения предлагаются стихотворения И.А. Бунина, Д.Б. Кедрина, А.А.Прокофьева, М.Н.Рубцова, Дон-Аминадо,Ф.И.Тютчева, А.Н.Плещеева, И.С.Никитина, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова.

В 6 классе – стихотворения А.Блока, С.Есенина,А.Ахматовой,Н.Рубцова,Я.Полонского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Е.А.Баратынского, И.С.Никитина, А.Н.Майкова, А.К.Толстого.

В 7 классе – стихотворения В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина.

В 8 классе – стихотворения И.Анненского, Д.Мережковского, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова

В 9 классе – тема природы представлена в стихотворениях А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, С.А.Есенина, А.Т.Твардовского.

Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Под ред. В.Я.Коровиной.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы. 5,6,7,8,9 классы.

Коровина В.Я. и др. Литература. Методические советы. 5,6,7,8,9 классы.

Еремина О.А. Уроки литературы в 5,6,9 классы.

ШайтановИ.О. и др. Зарубежная литература. 5-7классы.

Охотникова В.И. и др. Древняя русская литература. 5-9 классы.

Творогов О.В. Хрестоматия по древнерусской литературе. 5-9 классы.

Учебное издание – это особый вид издания. Форма подачи материала в нем отличается от изложения материала диссертации, научного отчета, монографии. Главная функция учебного издания дидактическая, предназначено оно для обучения. Излагаемый в нем материал должен быть систематизирован, обработан дидактически и методически, а также должен соответствовать учебной программе.

Список использованной литературы

1. Проблемы школьного учебника: XX век: Итоги / Сост., Д.Д. Зуев; Д.Д.
Зуева. - М.: Просвещение, 2004. - 384 с.

2. Бейлинсон, В.Г.. Зуев, Д.Д. Функциональная нагрузка учебника // Народное
образование. — 2006. - .М> 3

3. Проблемы школьного учебника. -Вып. 1., 2..3.,4.,5.. - М., 1974 - 1977 г.

4. Ушинский, К.Д. Собр. Соч. -М; Л., - 1950.-Т. 10. - С. 434.

5. Каган, М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). - М.. -
1974. -С. 24.

7.Учебник, который мы выбираем. //' Химия в школе. - 1993. - Л1> 2. - с. 3-6.:
Лоб.-с.13-15.

8.Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 частях / Автор-составитель В.Я.Коровина и др.-М.: Просвещение, 2006г.

9.Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1\Авт.-сост.В.П.Полухина 9-е изд. М.:Просвещение,2002.-302 с.

10.Литература.7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений, В 2-х частях. Часть 1\Автор-составитель В.Я.Коровина.-10-е изд.,дораб. М.Просвещение,2003-270 с.

11.Литература.8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях.Ч.1/Авторы-составители Коровина В.Я.Журавлев В.П., Коровин В.И.

12.Литература.9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/Автор-составитель, В.Я.Коровина и др.-8е изд.-М.Просвещение, 2002,-463 с.

Читайте также: