Анализ профессионального самоопределения выпускников школы

Обновлено: 06.07.2024

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям “во взрослой жизни”. При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д.. И причины не только в “закрытости” рынка труда для молодых и неопытных. Но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказывается не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.

Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. Дело в том, что в условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией, специальностью. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономическую активность, уметь самореализоваться в плоскости общественных работ.

Рынок влечет за собой и такие явления, как безработица, формирование новых хозяйственных структур, переподготовка и перемещение значительных масс людей.

Вместе с тем в силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась недостаточно подготовленной к новым требованиям политической социально-экономической и кадровой ситуации. Произошла переоценка нравственных ценностей, снизилась культура труда, серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования.

Фаза выбора профессии и формирования профессиональных намерений недостаточно изучена, так как изменились внешние условия, и она должна реализоваться с учетом развития техники, технологии общественного устройства, спроса и предложений на рынке труда и других факторов. Например, завтра появляются новые технологии и не только в так называемой сфере производства, но и в других сферах: информационных, социальных, образовательных. А, следовательно, появляются и новые виды труда, новые профессии, новые трудовые посты и перспективы профессионального роста. Содержание труда меняется настолько, что даже при сложившихся названиях профессий, оно не адекватно означенной профессии.

Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35-40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает разделение данного процесса на периоды или стадии.

Началом данного процесса является зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (до 12 лет). Затем следует формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности. Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (училище, техникум, вуз). Это стадия профессиональной подготовки. Психологическим критерием успешного прохождения этой стадии является профессиональное самоопределение личности, то есть формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности, в которой достаточно четко отражаются установки на развитие профессионально значимых качеств.

Учащиеся музыкального, художественного, хореографического отделений Государственной общеобразовательной школы-интерната “Гимназия искусств при Главе Республики Коми” проходят данные стадии практически одновременно, поскольку обучаются в стенах нашего учебного заведения с 1-5 класса (т.е. с 7-12 лет). Подробнее о гимназии см. .

Профессиональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. Чтобы определиться, школьнику нужно соотнести свои потребности, позиции, интересы, мечты с собственными возможностями: подготовленностью, способностями, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здоровья. Возможности, в свою очередь, необходимо соотнести с требованиями профессионального учебного заведения, профессии, специальности, конкретной трудовой функции.

  • между склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии;
  • осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы;
  • притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест;
  • склонностью и представлениям о престиже профессии;
  • желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении;
  • несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др.
  • низкая самооценка, слабые склонности, неумение выделить у себя профессионально значимые качества;
  • заниженная самооценка, слабые склонности;
  • заниженная самооценка, яркие интересы, высокая требовательность к себе;
  • завышенная самооценка, слабые склонности, ориентация на материальный статус;
  • завышенная самооценка, выраженные склонности, конфликт между желаемой профессией и возможностями ею овладеть.

Во всех этих ситуациях оптанты испытывают затруднения в построении профессионального плана, когда осуществляется реальный выбор профессионального учебного заведения или другой формы приобретения профессии и профессионального становления.

Результатом заключительного цикла профессионального самоопределения школьника (как деятельности его самого) и является его личный профессиональный план, то есть план профессионального старта дальнейших шагов по осваиванию профессий.

Проведенное в гимназии искусств исследование профессионального самоопределения выпускников 11 классов 2005 года выявило наличие нескольких ситуаций выбора профессии, в результате чего вся выборка разделилась на три группы (см. таблицу 1).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ работы по профессиональному самоопределению учащихся 9, 11 классов.

Цель: создание эффективных условий для профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со своими возможностями, способностями и склонностями.

-формирование профессиональных интересов и развитие склонностей и способностей учащихся .

-информирование учащихся о потребностях в кадрах базового предприятия, других местных предприятий, о профессиях, путях их приобретения, возможностях трудоустройства;

-выявление профессиональных интересов и склонностей, изучение личностных особенностей и мотивов профессиональной направленности учащихся;

-организация взаимодействия и сотрудничества старшей ступени общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями, организациями, учреждениями города

Результаты психодиагностического обследования 9 –х классов

Согласно полученным результатам, среди опрошенных обучающихся, большинство отдает предпочтение профессиям, связанным с работой с людьми (35 % опрошенных).

10 % опрошенных имеют склонность к профессиям, связанным с работой со знаковыми системами.

По результатам диагностики выявлялся профессиональный тип испытуемых:

На основании полученных данных построена диаграмма:

Таким образом, в результате обследования обучающихся были выявлены следующие профессиональные типы испытуемых:

у 37 % респондентов преобладает социальный профессиональный тип.

интеллектуальный профессиональный тип ярко выражен у 27 % обучающихся.

у 25 % респондентов выявлен офисный профессиональный тип личности.

такое же количество испытуемых (25 %) показали принадлежность к артистическому профессиональному типу.

у 22 % испытуемых ярко выражен предпринимательский профессиональный тип.

реже остальных в данной выборке встречается реалистический тип (19 % испытуемых)

Следует отметить, что перечисленные профессиональные типы в чистом встречаются редко, обычно можно говорить только о преобладающем типе личности. Среди опрошенных испытуемых у 38 % выявлена принадлежность к двум и даже трем профессиональным типам.

Анализ профориентационного исследования в 11 – х классах

На основе полученных результатов построена диаграмма:

Исследование показало, что у исследуемых чаще остальных типов склонностей встречается склонность к работе с людьми (выявлена у 36 % опрошенных).

Склонность к планово-экономическим видам деятельности отмечена у 31 % обучающихся.

27 % склонны к исследовательскому (интеллектуальному) труду.

У 21 % респондентов выявлена эстетическая профессиональная направленность, то есть расположенность к профессиям творческого характера.

У 19 % обучающихся выявлена склонность к практической деятельности.

Склонность к экстремальным видам деятельности показали 15 % обучающихся.

Следует отметить, что перечисленные типы профессиональной склонностив чистом встречаются редко, обычно можно говорить только о преобладающем типе или двух-трех ведущих типах профессиональной склонности. Отчасти это может быть так же связано с тем, что обучающиеся не всегда четко представляют, чем хотели бы заниматься.

- Активизирующая профориентационная методика (Н.Пряжников);

- Опросник профессиональной готовности.

Данные методики отобраны для индивидуальной диагностики, так как очень информативны, но сложны в обработке при групповом исследовании.

При индивидуальном консультировании основные запросы обучающихся были по темам выбора учебного заведения, запрос профессиограмм и по проблеме выбора профессии с учетом интересов и способностей.

Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самореализации. Профессия всё больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение - это главное достижение успеха в профессиональной деятельности.

ВложениеРазмер
professionalnoe_samoopredelenie_obuchayushchihsya_vecherney_shkoly_1.docx 81.03 КБ

Предварительный просмотр:

Глава 1. Теоретические основы профессионального самоопределения юношеского возраста ………………………………………………………. …..3

1.1 . Характеристика профессионального самоопределения в старшем школьном и юношеском возрасте……………………………………………….5

1.2 . Роль профориентации в профессиональном самоопределении обучающихся………………………………………………………………. ……6

2.2.Исследование индивидуальных особенностей личности обучающихся вечерней школы………………………………………………………………….10

Предмет: профессиональное самоопределение обучающихся вечерней школы

Цель: изучение профнамерений в выборе профессии обучающимися

2)рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс

3)проверить на практике поставленные гипотезы

  1. сознательный выбор профессии у выпускников основной школы происходит в конце учебного года

1. Изучение теоретических исследований по проблеме профессиональное самоопределение

2. Изучение мотивов, влияющих на выбор профессии в юношеском возрасте

3.Подготовка рекомендаций для обучающихся

В работе были использованы следующие методики:

3.Карта интересов (А. Голомшток)

Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. Нарождающийся новый хозяйственный механизм создает условия для свободы личности в выборе жизненного и профессионального пути.

Проблема профессионального самоопределения является одной из главных в жизни каждого человека. Данные современных исследований свидетельствуют о том, что по причине незнания правил выбора профессии, ситуации на рынке труда, отсутствие практического опыта в профессиональной деятельности, около 40% молодых людей выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям и убеждениям. Это влечет за собой разочарование, пополняются ряды неудачников в жизни. [ 1]

Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

самоопределение в юношеском возрасте.

Глава 1 Теоретические основы профессионального самоопределения юношеского возраста

Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей. [3]

По определению Н.С. Пряжникова, профессиональное самоопределение – это «самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование себя в данной профессиональной деятельности. [4]

Проблема формирования профессиональной направленности учащихся в теории профессиональной ориентации рассматривается также в трудах А.Е. Голомштока, Л.А. Йовайши, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой.

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей знания о себе и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.

Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение - это главное достижение успеха в профессиональной деятельности. [ 5 ]

  1. Характеристика профессионального самоопределения в старшем школьном и юношеском возрасте

Потребность в профессиональном самоопределении, как отмечается в ряде исследований, возникает на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского периода. Эта необходимость основывается на потребности подростков в логике личностного и социального развития. [4] При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.

Практика исследования показала, что наиболее распространенными трудностями и ошибками молодых людей при выборе профессии оказываются: использование неадекватных источников информации о профессии и, как следствие, выработка искаженных представлений о ней; неумение соотнести свои возможности с требованиями профессии, неадекватная самооценка; выбор профессии на основе симпатии к тем или иным личностным. В процессе формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, на наш взгляд, необходима педагогическая поддержка.

Профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией.

Таким образом, профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие себя в нем.

1.2.Роль профориентации в профессиональном самоопределении обучающихся

Сегодняшний выпускник для реализации своих профессиональных планов должен быть востребован на рынке труда, должен быть компетентным в профессиональном плане, адекватно оценивать свои личные качества. Для этого необходимо формировать профессиональные качества с раннего школьного возраста, задолго до момента выпуска его из стен школы. Правильно сделанный подростком выбор – это начало пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию.

В выборе профессии очень важна профессиональная консультация, так как подавляющее большинство старшеклассников затрудняется в выборе профессии. Главной целью консультационного сопровождения профессионального самоопределения молодежи в условиях рыночной экономики является, на наш взгляд, осознание молодыми людьми своей автономности и принятие ими ответственности за свою образовательную траекторию и карьерный рост. Автономная личность имеет представление о своих способностях и интересах, достоинствах и недостатках, о возможных объективных препятствиях и путях их преодоления. В общем, ее отличают активная жизненная позиция и установка на достижение успеха.

Автономная личность ориентируется в мире профессий: осознает смысл профессиональной деятельности, знает требования профессий и перспективы их развития, способна согласовывать профессиональную деятельность с другими важными жизненными контекстами (семейная жизнь, хобби и т. д.)

1) Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.

2) Профессиональное консультирование — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

3) психологическую поддержку — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

2.3.Выводы к главе 1

Анализ современной психологической литературы свидетельствует об интересе исследователей к проблеме профессионального самоопределения молодёжи. Это связано с тем, что правильность выбора будущей профессии важна не только для самого ученика, но и для общества.

Профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Глава 2. Исследование личностных особенностей

обучающихся вечерней школы

2.1.Особенности контингента вечерней школы

(Алексеевской, Гвоздевской, Екатериновской, Звездинской, Ильичевской, Краснознаменской, Новоцарицынской, Роднодолинской, Шевченковской, Элитовской).

Это особый тип учебного заведения, своеобразный центр интеллектуальной и нравственной реабилитации проблемных подростков, адаптивная образовательная среда для тех, у кого по разным причинам перерыв в учебе составляет от 2 до 10 лет, для ребят, отслуживших в армии, для обучающихся, которые имеют собственные семьи и т.п. Именно для такой категории молодежи школа создает оптимальные условия для реализации их права на получение образования, способствует социально-трудовой адаптации в современных экономических условиях и способности к самореализации, уделяя особое внимание, в том числе и адаптации к жизни в обществе, созданию основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

Основная часть обучающихся - подростки 15-18 лет, которым в силу определенных причин недоступно обучение в дневных общеобразовательных школах: ограниченные возможности здоровья, личностные проблемы, трудности в общении, проявления отклоняющегося поведения. Другая часть – молодые люди в возрасте до 35 лет. Немаловажным фактором является то, что ежегодно контингент обновляется на 30-40%.

Особенностью является и тот факт, что в одном классе обучаются граждане с большой разницей в возрасте: например, в 9 классе есть 15 и 20-летние, работающие и неработающие, молодые люди, отслужившие в рядах ВС, обучавшиеся в профессиональных учебных заведениях и отчисленные по разным причинам, т.е уже имеющие негативный опыт получения профессии. Получение профессионального образования после окончания школы планируют не все обучающиеся в силу различных обстоятельств, в том числе, материальных затруднений.

2.2. Исследование индивидуальных особенностей личности обучающихся

В начале учебного года, по мере поступления обучающихся, психологом школы проводится анкетирование с целью изучения их профессиональных намерений. Это обусловлено тем, что обучающиеся приходят из разных школ, с разным уровнем подготовки, перерывом в учёбе, разными возможностями и запросами.

Объектом исследования нашей работы являются выпускники основной школы 2010-2011 учебного года.

В ходе экспериментального исследования профессиональных намерений мы получили следующие результаты:
Из 38 учащихся 9 классов в анкетировании приняли участие 23 человека (60,5%), из них определились с выбором профессии только 2 человека (8,3%), конкретные профессии: водитель, сварщик; повар-кондитер.

Учебные заведения для предполагаемого обучения выбрали 7 человек (30,4%), это профессиональные училища Москаленского района – БОУ НПО № 29 и № 32, в техникумах и колледжах предполагали продолжить обучение 3 человека (13%). Как правило, преобладает внешняя мотивация: и материальная независимость. Обучение в 10 классе планировали 8 человек (34%). Необходимость посоветоваться по вопросу выбора профессии со специалистом - профконсультантом (психологом) возникла у 13 чел.(56,5%).


В данной статье рассмотрена проблема профессионального самоопределения обучающихся старших классов. Рассмотрены уровни профессионального самоопределения. Выявлены и представлены пути решения этой проблемы.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, семья, образовательные учреждения, личность ребенка.

Проблема профессионального самоопределения старшеклассников

Проблема профессионального самоопределения обучающихся долгое время не рассматривалась как самостоятельное направление. Сегодня необходимо решать эту проблему с уклоном на личность ученика. Самоопределение— это центральный механизм становления зрелости личности, состоящий из осознанного выбора старшеклассником своего места в будущей профессии и общества в целом [1, с.56]. Появление потребности в самоопределении говорит о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять свою собственную, ни от кого не зависящую позицию в структуре информационных, духовных, коммуникативных, профессиональных и прочих связей с другими людьми. Самоопределение также рассматривают как сознательный выбор и утверждение собственной позиции в проблемных ситуациях.

Выделяется два уровня профессионального самоопределения:

1) гностический (перестройка сознания и самосознания);

2) практический уровень (реальные изменения статуса человека в обществе)

Выбор профессионального пути в немалой степени определяет дальнейшую судьбу человека. Удовлетворенность или неудовлетворенность состоянием жизни напрямую связана с трудоустройством и построением своей карьеры в дальнейшем.

Для выбора будущей профессии необходимо понимать какие цели старшеклассник хотел бы воплотить в жизнь, обладать знаниями об окружающем мире, мире профессий. Так же немаловажно развивать в ребенке самостоятельность, умение нести ответственность за свой выбор и базу знаний, которая поможет сделать правильный шаг при выборе профессии.

В настоящее время проблема профессионального самоопределения пока не решается должным образом. Старшеклассники совершают столь важный выбор зачастую интуитивно, под влиянием некоторых факторов: навязывание профессии родителями, школой, друзьями. Поэтому очень важно помочь ребенку не совершить ошибку в данном выборе.

Личность подростка еще окончательно не сформирована, поэтому психолого-педагогическая работа будет благоприятно влиять на гражданские и нравственные качества учащихся. Поэтому в психолого-педагогической работе со старшеклассниками нужно учитывать то, что методы развития личности необходимо сочетать с методами, которые способствуют социальному и профессиональному самоопределению, а работа в этом направлении должна стать главным этапом целостного становления личности.

Решить эту проблему можно только путем объединения усилий всех субъектов образовательного процесса с представителями и специалистами других близких сфер деятельности. Взаимодействие с ними должно быть направлено на улучшение системы развития рынка труда и системы образования.

Поэтому в каждом образовательном учреждении нужно создать соответствующие социальные и педагогические условия для работы по становлению правильного профессионального самоопределения учащихся. Чем осознаннее и точнее будет самоопределение, тем больше вероятность получения обществом настоящего специалиста-профессионала.

Именно поэтому очень важной задачей является помощь старшеклассникам в определении выбора профессии, которая отвечает их способностям, потребностям и получив которую они смогут принести пользу обществу, способствовать его духовному, нравственному и патриотическому развитию [2, с.84].

Человек должен постоянно приспосабливаться к новым тенденциям и возможностям общества, а также учитывать вероятность развития профессии и себя в ней, научиться рациональному планированию своей будущей жизни. Смена работы, окружения людей в рабочем коллективе меняется 3–5 раз в течение карьеры и должна помогать человеку сохранять жизненный тонус, профессиональную форму, умение встречать трудности в психологической готовности.

По данным Министерства труда Российской Федерации, до 50 % работников меняют в течение трудовой жизни меняют несколько профессий. Вследствие возникающих проблем профессионального самоопределения, человек должен быть готов к профессиональной переподготовке, адаптации в новой профессии и новому рабочему коллективу.

Таким образом, можно сказать, что профессиональное самоопределение личности — это длительный и сложный процесс, который охватывает значительный период жизни человека. Его правильность определяется взаимосвязью психологических возможностей с требованиями профессиональной деятельности, а также умения личности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в построении своей профессиональной карьеры.

Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в системе общества, требований к нему как к профессиональному работнику. Зачастую на первый план выходят такие профессиональные качества личности, как предприимчивость, ответственность, интеллектуальность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения и желание расти и развиваться в профессии и как личность в целом.

  1. Галагузова, М. А. Социальная педагогика.Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2001.
  2. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников, 2005.
  3. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис, 1996.
  4. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Воронеж, 1996.
  5. Боровиков, С. А. Профессиональное самоопределение. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности,1991.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, проблема, будущая профессия, выбор, выбор профессии, психолого-педагогическая работа, рабочий коллектив, старшеклассник.

Читайте также: