План урока относительность механического движения 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Относительность движения

Учитель: Бойко Лариса Анатольевна.

Учебник: Физика 9. Автор Перышкин А.В.

Тип урока – изучение нового материала.

Технология урока : технология группового обучения.

- обеспечить усвоение сущности относительности механического движения – в различных инерциальных системах отсчёта движущееся тело имеет разные скорости, перемещения, траектории;

- правила сложения скоростей и перемещений; способствовать развитию наблюдательности, логического мышления, творческого подхода в различных жизненных ситуациях;

- воспитывать внимательность, уважение к другим точкам зрения, толерантность.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

развитие мотивации образовательной деятельности обучающихся на основе личностно ориентированного подхода;

развитие познавательных интересов обучающихся;

развитие самостоятельности в приобретении новых знаний.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

развитие умений организации учебной деятельности: постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;

развитие умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

развитие умений оценивать правильность выполнения учебной задачи;

развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

развитие умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

продолжить формирование у школьников научного мировоззрения ;

глубже познакомить учащихся с процессом физического познания мира ;

познакомить у чащи хся с понятием относительности.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группе, индивидуальная.

Методы обучения: частично-поисковый, иллюстративно-словесный.

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Успешность нашего урока будет завесить от того, как вы усвоили предыдущий материал, хорошо ли вы знаете характеристики механического движения.

Актуализация знаний.

Учитель: Предлагаю проверить знания понятий механического движения в ходе выполнения задания. Вам необходимо соотнести левый и правый столбик. Работаем самостоятельно. Все понятия вам знакомы! Первый вариант выполняет нечетные номера, а второй четные.

Скорость – это…

Физическое явление изменения местоположения тела в пространстве с течением времени, относительно других тел

Траектория – это…

Направленный отрезок, соединяющий начальное и конечное положение точек

Тело отсчёта – это…

Линия, вдоль которой движется тело

Система отсчёта – это…

Векторная физическая величина, характеризующая быстроту изменения местоположения тела в пространстве с течением времени, относительно других тел

Длина траектории

Перемещение – это…

Векторная физическая величина, характеризующая быстроту изменения скорости тела в пространстве с течением времени, относительно других тел

Механическое движение – это…

это движение с ускорением

Равномерное движение

Это движение без ускорения, с постоянной скоростью

Неравномерное движение

Система включающая: тело отсчёта, систему координат (линейку) и прибор для измерения времени (часы)

Ускорение – это…

Тело относительно которого рассматривается движение

Учитель: Проведём проверку. Каждый проверяет работу соседа по парте. Выставляют отметки:

- 3 задания – удовлетворительно;

- 4 задания – хорошо;

- 5 заданий – отлично.

Отметки выставляются по желанию, неудовлетворительные не выставляются с целью повышения мотивации учащихся.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Ребята! Допустим, что человек, неподвижно сидящий на движущейся платформе, наблюдает за мячом, лежащим на той же платформе. Естественно, что он мысленно свяжет систему отсчета с платформой. Для него (или в системе отсчета, связанной с платформой) мяч находится в покое.

В это же время человек, находящийся у полотна железной дороги, мысленно связав систему отсчета с землей, увидит, что мяч движется.

Что показывает данный пример?

Возможные ответы учащихся. Рассмотренный пример показывает, что одно и тоже тело движется в разных системах отсчета по-разному: в системе отсчета, связанной с платформой, мяч находится в покое, а относительно системы отсчета, связанной с землей, движется. Поэтому движение относительно.

Вот мост железный над рекой

Промчался с грохотом под нами .

- Что писатель-пассажир выбрал за систему отсчета?

Учитель: Обратите внимание, в двустишии отмечается также, что не только движение тела, но и его положение относительно: мост расположен под поездом, но над рекой.

Вопрос к ученикам:

Что нужно учесть, определяя, двигается тело или нет? Как же нам всё-таки выяснить истину?

Из совместного обсуждения учитель должен подвести детей к мысли о необходимости изучения самого распространённого физического явления – относительности механического движения. Помогает детям чётко сформулировать тему урока: Относительное движение.

IV . Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача 1

Пловец пересек реку шириной 20 м, выдерживая курс поперек реки (см. рис.). В то же время течение реки его снесло на расстояние 8 м. Каков модуль суммарного перемещения пловца?

(Ответ : модуль суммарного перемещения .)

Задача 2

Самолет движется относительно воздуха со скоростью 50 м/с. Скорость ветра относительно земли 15 м/с. Какова скорость самолета относительно земли, если он движется по ветру? Против ветра? Перпендикулярно направлению ветра? (Ответ: v 1 = 65 м/с, v 2 = 35 м/с, v 3 = 52 м/с.)

Задача 3

Эскалатор метро поднимает неподвижно стоящего на нем пассажира в течение 1 минуты. По неподвижному эскалатору пассажир поднимается за 3 минуты. Сколько времени будет подниматься идущий вверх пассажир по движущемуся эскалатору. (Ответ: 45 с.)

V . Закрепление новых знаний.

Работа в группах

Задание группы № 1

1. На столе в вагоне подвижного поезда лежит книга. В движении или в покое находится книга относительно стола, рельсов?

2. Какую форму имеет траектория движения детей, которые катаются на карусели?

3. Нарисуйте траекторию движения сидения велосипедиста относительно дороги.

Задание группы № 2

1. Укажите тело отсчета для автомобиля, который двигается.

2. Прямолинейным или криволинейным является движение: кабины лифта, карандаша когда им пишут, дождевых капель в безветренную погоду?

3. Нарисуйте траекторию движения педали велосипеда относительно дороги.

Отчет творческих групп. Каждая группа рисует на доске траектории движения тел.

VI . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Выяснить - В чём основное отличие геоцентрической и системы от гелиоцентрической?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Механическое движение. Относительность движения.

-сформировать представление о механическом движении тел и его видах;

-сформировать понятие относительности движения и умение приводить примеры, подтверждающие относительность движения.

Воспитательные:

-развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, интерес к изучению физики.

Развивающие:

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать целостное представление о физических явлениях.

Оборудование: тележка, два бруска,

проектор, экран, ноутбук, видеофрагмент.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Мы приступаем к изучению законов механического движения.

Механика – одна из самых древних наук.

Одна из основных частей механики, которая называется кинематикой, рассматривает движение тел без выяснения причин этого движения. Кинематика отвечает на вопрос: как движется тело? Другой важной частью механики является динамика, которая рассматривает действе одних тел на другие как причину движения. Динамика отвечает на вопрос: почему тело движется именно так, а не иначе?

Основная задача механики- определить положение тела в любой момент времени. Важно уметь рассчитывать движение тел, например космических кораблей и спутников так, чтобы они достигали намеченной цели в заданный момент времени; уметь предсказывать их положение в пространстве в каждый момент времени.

Так что же понимают под механическим движением?

(записали в тетрадь тему урока)

VI. Изучение нового материала.

Итак, механическое движение- это изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.

Записали в тетрадь:

Механическое движение.

Демонстрация. При движении тележки 3 брусок 1 остается в покое относительно тележки, а относительно бруска 2 движется.

1.

2.


3.



Демонстрация. При движении тележки 3 брусок 1 движется относительно тележки, а относительно бруска 2 остается в покое.



1.

2.


3.



Таким образом, положение тела задается относительно других тел. Движение и покой относительны.

Записали в тетрадь:

Движение и покой относительны.

Учитель. Различают следующие виды движений.

Мы их сейчас продемонстрируем.

Физкультминутка.

Встали. Взяли учебник физики и держим его двумя вытянутыми вперед руками. Поднимаем руки вверх. Все точки учебника описали дугу. Вернулись в исходное положение.

Если все точки тела движутся одинаково, то такое движение называется поступательным.

Руки на поясе. Выполняем наклоны головой налево- направо. Мы продемонстрировали колебательное движение- движение, которое повторяется.

Присели и записали в тетрадь:

Виды движения:

а) поступательное;

б) вращательное;

в) колебательное.

Всякое тело имеет определенные размеры. Различные части тела находятся в разных местах пространства. Однако, во многих задачах механики нет необходимости указывать положения отдельных частей тела. Тело принимают за материальную точку.

Материальной точкой называется тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь.

Материальных точек в природе не существует. Материальная точка – это модель физического тела. С помощью материальной точки решается достаточно большое количество задач. Но принимать тело за материальную точку не всегда можно.

За материальную точку можно принять самолёт при его движении из Москвы в Симферополь. Если нужно описать движение самолета при выполнении им фигур высшего пилотажа, то следует учитывать, что при этом различные точки самолета движутся по-разному: самолет может покачивать крыльями, поднимать и опускать нос. В этом случае самолет нельзя считать материальной точкой.

Записали в тетрадь:

Материальная точка.

Как мы уже выяснили, чтобы определить движется данное тело или покоится, надо выбрать другое тело, относительно которого рассматриваем движение или покой данного тела. И это другое тело называется телом отсчета.

Тело отсчета - это тело, относительно которого рассматривают положение данного тела.

Тело отсчета выбирают произвольно. Им может быть любое тело. Часто в задачах под телом отсчета подразумевается Земля.

Рассмотрим ситуацию: на прямой дороге движется автомобиль. В качестве тела отсчета выберем дерево, растущее у дороги.

Зарисуем в тетрадь:








Можем только сказать, слева или справа от тела отсчета находится автомобиль. А как далеко или близко? С телом отсчета связываем систему координат, как вы поступаете на уроке математики. Выбираем масштаб.








-2 0 2 4 6 8 10 х (м)

Теперь можем указать координату автомобиля, приняв его за материальную точку. В данный момент времени координата автомобиля: х = 8 м.

Обратили внимание, что при движении по прямой линии достаточно выбрать одну координатную ось.

Если рассматриваем движение самолета или подводной лодки, то надо еще указать высоту полета и глубину погружения соответственно, то есть положение тел в пространстве определяется тремя координатами.

Записали в тетрадь:

1. Тело отсчета.

2. Система координат:

а) по прямой- одна ось;

б) на плоскости- две оси;

в) в пространстве- три оси.

Но любое событие происходит не только в пространстве, но и во времени. Поэтому нужно выбрать прибор для отсчета времени.


Цель урока – вывести закон сложения скоростей.

Повторение изученного материала:

I. Актуализация опорных знаний

1) Музыкальная разминка (цель актуализация знаний по видам движения)

Определите вид движения

Прямолинейное равноускоренное движение:

Голубой вагон бежит, качается.

Скорый поезд набирает ход.

Ах, зачем же этот день кончается?

Пусть бы он тянулся целый год!

Свободное падение тела

Такого снегопада, такого снегопада

Давно не помнят здешние места.

А снег не знал и падал,

А снег не знал и падал,

Земля была прекрасна, прекрасна и чиста.

Прямолинейное равномерное движение и свободное падение

Я шёл к себе домой,

Я шёл по мокрым лужам,

По скользкой мостовой,

Ногами снег утюжил.

А мокрый снег падал, а я шёл домой

По зимнему саду, по пустой мостовой…

Зима раскрыла снежные объятья,

И до весны всё дремлет тут.

Только ёлки в треугольных платьях,

Только ёлки в треугольных платьях

Мне навстречу всё бегут, бегут, бегут…

А сейчас давайте вспомним три главных заповеди юного физика

Приступая к делу, соберись с духом!

Смотри в корень!

Глядя на мир, нельзя не удивляться!

Урок я хочу закончить словами:

«Если я видел дальше других,

Вторая часть механики –

В ее основе – три закона,

Три закона от Ньютона

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Дайте определения:

Тело отсчета - тело, относительно которого рассматривается изменение движения.

2. Система координат.

Система координат – математический способ описания движения.

Формулировка классического закона сложения скоростей:

Скорость тела относительно неподвижной системы отсчета равна геометрической сумме двух скоростей: скорости тела относительно подвижной системы отсчета и скорости подвижной системы отсчета относительно неподвижной.

Определите, с какой скоростью и в каком направлении движется человек относительно поверхности земли.

Скорость человека относительно земли = 19 м/с

Скорость вагона относительно земли =20м/с

Направление движения человека относительно земли и вагона относительно земли противоположны, это мы видим из рисунка.

человека относительно земли = вагона относительно земли


человека относительно земли. 20 м/с - 19м/с=1м/с


Ответ: человека относительно земли = 1 м/с.

Вертолет вертикально опускается на землю. Относительно вертолета любая точка будет все время двигаться по окружности.

Для наблюдателя та же самая точка будет двигаться по винтовой траектории.

Относительно чего мышь движется?

Относительно чего мы мышь остается в покое?


Мышь движется относительно рельс.

Мышь покоится относительно вагона.

Относительность движения

Таким образом, относительность движения проявляется в том, что скорость, траектория, путь и некоторые другие характеристики движения относительны, т.е. они могут быть различны в разных системах отсчета.

Понимание того, что движение одного и того же тела можно рассматривать в разных системах отсчета, сыграло огромную роль в развитии взглядов на строение Вселенной.

Клавдий Птолемей и геоцентрическая система мира

Клавдий Птолемей разработал геоцентрическую систему мира. Он поставил в центре мира неподвижную Землю, вокруг которой обращаются все небесные тела.

Видимое петлеобразное движение планет Птолемей объяснил сочетанием двух равномерных круговых движений: движением самой планеты по малой окружности и обращением центра этой окружности вокруг Земли.

Николай Коперник и гелиоцентрическая система мира

Николай Коперник разработал гелиоцентрическую систему мира. Он считал, что Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца, одновременно вращаясь вокруг своих осей. В гелиоцентрической системе отсчета движение небесных тел рассматривается относительно Солнца.

Смена дня и ночи

По системе Коперника видимое вращение Солнца и звезд, т.е. смена дня и ночи, объясняется вращением Земли вокруг своей оси. Время, за которое земной шар делает полный оборот, называется сутками.

Таким образом, применение знаний об относительности движения позволило по-новому взглянуть на строение Вселенной. Это помогло впоследствии открыть физические законы, описывающие движение тел в Солнечной системе и объясняющие причины такого движения.

Урок окончен. Спасибо за работу!

Выходя из класса, выразите свое отношение к уроку, нарисуйте ротики к смайлику


-80%

Нажмите, чтобы узнать подробности

7.2.1.2 - Приводить примеры относительности механического движения.

Все ученики смогут:

Понять физическое значение механического движения;

Назвать основные характеристики механического движения;

Привести примеры тел, движущихся относительно одних систем отсчета и покоящихся относительно других.

Многие ученики смогут:

Объяснить смысл понятий тело отсчета , система отсчета,"относительность механического движения".Привести примеры относительности траектории и быстроты движения тел.

Некоторые ученики смогут:

Применить различные системы отсчета , предложить варианты использования относительности движения в жизни человека.

Критерии оценивания

Все ученики:

Понимают физическое значение механического движения;

Называют характеристики механического движения;

приводят примеры тел, движущихся относительно одних систем отсчета и покоящихся относительно других.

Многие ученики:

Объясняют смысл понятий тело отсчета , система отсчета,"относительность механического движения".Приводят примеры относительности траектории и быстроты движения тел.

Некоторые ученики :

Применяют различные системы отсчета , предлагают варианты использования относительности движения в жизни человека.

Языковые задачи

Умеют излагать устно и письменно материал,

Умеют оперировать понятиями и терминами по данной теме: относительность механического движения, система отсчета, тело отсчета, материальная точка.

Умеют вести аргументированный диалог.

Воспитание ценностей

Проявление уважения друг к другу при работе в группе,

Взаимопонимание, трудолюбие, доброжелательная атмосфера и проявление толерантности.

Межпредметные связи

Математика: системы координат ,системы отсчета,

География :ориентирование на местности.

Предыдущие знания

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

I. Орг.момент.

Круг радости. Поприветствуем друг друга . Пожелаем удачи друг другу.(позитивный психологический настрой)

II. Проверка предыдущего материала .

Что такое механическое движение?

Какая точка называется материальной?В каких случаях тело можно рассматривать как материальную точку,а в каких нет?

Что мы подразумеваем под траекторией движения?

Что называется пройденным путем?

Какая величина называется вектором перемещения?

Какие величины необходимы для полного описания механического движения и что нужно делать для их определения?

Какое тело называется телом отсчета?

Что такое система отсчета?

III Актуализация знаний.

Постановка целей урока. Мотивация изучения материала(.Создаем проблемную ситуацию.)

Чтение стихотворения А.С.Пушкина о споре Зенона и Диогена о движении:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый ,

Другой смолчал и стал пред ним ходить-

Сильнее он не мог бы возразить.

Хвалили все ответ замысловатый,

Но ,господа ,забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

О чем речь в этих строчках? Какое свойство механического движения вызвало спор философов?

Каждая группа выдвигает свою версию и аргументацию. Метод "Подумай -спарься- разделись"-обмен мнениями.

Формативное оценивание: похвала- молодцы!, хорошо, отлично.

Учитель: Совершенно верно .Это относительность механического движения. Изучение этого свойства и является главной целью нашего урока.

Работа в группах -эксперимент: метод Джигсо.

Приборы: Линейка, классная доска ,кусок мела.

Отвечают на вопросы:

1.Как движется мел в системе отсчета, связанной с доской?

Какова траектория этого движения?

2.Как движется мел в системе отсчета, связанной с линейкой? Какова траектория этого движения?

Обсудить в группе .Сделать вывод.

(Траектория движения не одинакова в разных системах отсчета. Следовательно, траектория относительна.)

Приборы: Линейка, брусок.

Отвечают на вопросы:

1.Как движется брусок в системе отсчета, связанной с линейкой?

Какова траектория этого движения?

2.Как движется брусок в системе отсчета, связанной со столом? Какова траектория этого движения?

Обсудить в группе .Сделать вывод.

(Траектория движения не одинакова в разных системах отсчета. Быстрота перемещения бруска может быть разной в разных системах отсчета)

Приборы: Вид из окна. Наблюдение за движением движущихся объектов.

Отвечают на вопросы:

1.Как движется человек в системе отсчета, связанной с машиной?

Какова траектория и быстрота этого движения?

2.Как движется человек в системе отсчета, связанной землей? Какова траектория и быстрота этого движения? Относительно чего он остается в покое? Обсудить в группе .Сделать вывод.

(Траектория движения не одинакова в разных системах отсчета. Быстрота перемещения может быть разной в разных системах отсчета. Движение и покой относительны.)

Читайте также: