В чем заключается специфика эпикурейского учения об удовольствиях кратко
Обновлено: 19.05.2024
В чем заключается специфика Эпикурейского учения об удовольствиях необычность Эпикурейского понимания удовольствий )?
В чем заключается специфика эпикурейского учения об удовольствиях (необычность эпикурейского понимания удовольствий)? Суть этого учения заключается в том, что истинное удовольствие может принести только познание, рассуждение.
Когда мы говорим что удовольствие есть конечная цель?
«Итак, когда мы говорим, что удовольствие (ἡδονή) есть конечная цель, мы разу- меем свободу от телесных страданий и от душевных тревог. Приятную жизнь рождает трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и избегания и изгоняю- щее лживые мнения, от которых душу объемлет величайшее смятение. . удовольствие.
Что такое стоик?
Человек с твердым характером, мужественно переносящий жизненные испытания, несчастья (книжн.).
В чем заключается принцип апатии?
ἀπάθεια — бесстрастие, невозмутимость, безразличие) — философское понятие, обозначающее отрешение от всех страстей, освобождение от чувства страха и проблем окружающей действительности, или схожее состояние. Наряду с другими этическими категориями получило развитие в философии стоиков, мегариков и скептиков.
Что значит быть стоиком?
В действительности же стоицизм — это размышление о своих эмоциях, о причинах их возникновения, а также умение направлять их себе во благо. Главный принцип стоицизма — умение различать, что находится под нашим контролем, а что — нет. Следует сконцентрировать свои усилия на первом и не тратить своё время на второе.
Эпикур (Επίκουρος, 341 до н.э. – 270 до н. э.) - греческий философ, основатель философской школы, основатель эпикуреизма.
Родился Эпикур на острове Самос, отец его был учителем на этом острове и принадлежал к старому аристократическому афинскому роду.
В 18 лет Эпикур приехал в Афины, для прохождения военной службы (служил эфебом). В это время произошли важные события, которые повлияли на жизнь Эпикура. Умер Александр Македонский и афиняне потеряли часть своих гражданских прав. Македонцы удалили Самос от Афинского господства и выгнали афинских граждан из острова.
Родители Эпикура бежали в Колофон (Κολοφών), в Малую Азию. Эпикур, после окончания службы поехал к своим родителям и жил там до 20 лет, затем переехал в Митилини (остров Лесбос).
В возрасте 32 лет он основал свою первую философскую школу в Митилини, а потом в Лампсакосе (Λάμψακος).
Здесь философ жил и учил 35 лет, следуя тихой и скромной жизни.
Философия Эпикура была в том, чтобы освободить человека от страстей души и сделать жизнь счастливой.
Эпикур умер в возрасте 71 год, свою философскую школу он завещал своим ученикам.
Философия Епикура распространилась по всему греческому и римскому миру и повлияла на бесчисленное множество людей.
Но как исчезнут эти страхи?
Говоря об удовольствиях, Эпикур имел ввиду не вульгарные удовольствия, не гастрономические оргии, он говорил о достижениях душевного спокойствия, главным образом, направленные на устранение физической боли и психических расстройств. Достижение душевного спокойствия опирается на отдельные фундаменты.
Даже боль, если иногда помогает в завоевании душевного спокойствия, приобретает положительное значение.
Основные принципы учения Эпикура заключаются в следующем: со смертью приходит конец не только тела, но и души, боги не могут поощрять или наказывать людей, вселенная это бесконечное и вечное - все, что произошло в мире происходит в конечном итоге на основе движения и взаимодействия атомов, движущихся в пустом пространстве.
Известный тетрафармакос (τετραφάρμακος) четверолекарствие, т. е. четыре "начала", предложил Эпикур людям:
O θεός δεν εμπνέει φόβο бог не внушает страх
ο θάνατος δεν φέρνει ταραχή смерть не несёт беспокойства
το αγαθό αποκτιέται εύκολα благо достигается легко
και το κακό υποφέρεται εύκολα плохое можно пережить
Завоевание счастья достижимо в этой жизни, для этого не нужно много вещей - нужно понять природу, иметь хороших друзей, стараться делать добро, искать удовольствия в прошлом (приятные воспоминания), в будущем (уверенность, что не случится).
Весточка от хорошего друга, закат и рассвет солнца, запах свежеиспеченного хлеба, любимая музыка, хорошая книга - могут служить поводом испытать положительные эмоции.
Позитивные эмоции помогут быть устойчивыми перед лицом невзгод жизни.
Философия Эпикура - учение древнегреческого философа о счастье, наслаждениях и страданиях. Эпикурейство: учение о познании, мироустройстве и этике. Кратко. Эпикуреизм в философии - это.
Эпикур - древнегреческий философ, живший в IV-III вв. до н.э. Мыслитель пытался понять, что такое счастье, и указать людям путь к нему.
Эпикуреизм или эпикурейство - учение о том, что высшим благом для человека является наслаждение. Удовольствие и спокойствие - это благо, страдание и боль - это зло.
Но наслаждение - это не бездумная погоня за удовольствиями, учил Эпикур. Удовольствие - это отсутствие страданий: физической боли, тревог, страха перед смертью. Избавление от страхов и тревог дает человеку истинную свободу, полагал он.
Важно следовать за своими естественными желаниями и избегать противоестественных, таких как тщеславие и жажда богатства. Самыми главными наслаждениями Эпикур считал духовные, а не физические, а одним из высших удовольствий называл дружбу.
Философию эпикура обычно называют гедонизмом - учением об удовольствии как о высшей цели человека. Однако в действительности оно ближе к эвдемонизму - учению о счастье как о главной цели.
В Средние Века христианские авторы осуждали эпикурейцев, превратив название их философской школы в синоним безбожников. Однако Эпикур не был атеистом. Боги существуют, учил мыслитель: они бессмертны и блаженны, но им нет дела до людей, поэтому они никого не вознаграждают и не карают.
Развратник или скромный мудрец? Что известно о жизни Эпикура
Эпикур родился и вырос на острове Самос, рассказывает Диоген Лаэртский. К 14 годам он заинтересовался философией - попросил учителя объяснить, откуда взялся первозданный хаос. В 18 лет Эпикур переехал в Афины.
Про Эпикура ходили нехорошие слухи: будто он развратник, обжора и хам, ругающий других философов последними словами и ворующий их идеи. Диоген Лаэртский уверяет, однако, что все это ложь.
В действительности Эпикур был благодетельным и благочестивым человеком, мудрым учителем, ко всем относился с теплотой, писал биограф. Жизнь его была скромной и неприхотливой: философу было довольно воды и простого хлеба, даже сыр он считал роскошью.
Философия Эпикура: познание и истина
Главным критерием истины Эпикур считал ощущения, данные нам жизнью. Разум лишь следует за ощущениями, считал он - и в этом спорил с Платоном и Аристотелем. Чувственное познание дает достоверную информацию, а ошибки возникают уже из ошибочных суждений, полагал Эпикур.
Учение Эпикура о природе
Вселенная бесконечна, считал Эпикур. Она - результат столкновения и разъединения атомов. Атомы и пустота вечны и неизменны, меняются лишь сложенные из них тела. Атомы движутся гармонично, поэтому гармония, спокойствие и радость бытия - естественное состояние.
Эпикур о богах и загробной жизни
В пространстве между мирами живут бессмертные и счастливые боги. Мир людей и сами люди не заботят их, поэтому нет смысла ждать божественной награды или божественного наказания. Получается, что судьба человека зависит от него самого, а не от богов.
Душа человека состоит также из атомов. Без тела она существовать не может, поэтому погибает в момент смерти человека. Стало быть, загробной жизни не существует, и заботиться о ней нет смысла. Мы бренны, так что жизнь нужно прожить счастливо и со смыслом.
Этика Эпикура: учение о наслаждении и страданиях
Идеал человека для Эпикура - это мудрец, освободившийся от страхов и предрассудков. Мудрец не боится смерти и не ориентируется на мнение толпы.
Залог счастливой жизни - удовольствие. Все живые существа стремятся к удовольствию и избегают страданий. Однако удовольствия бывают естественными (хорошими), а бывают пустыми (плохими).
Кроме того, за удовольствием может последовать страдание - поэтому мудрец должен быть осмотрителен в их выборе. Разумная мысль - обязательное условие счастливой жизни.
Эпикур ввел иерархию удовольствий: например, духовные удовольствия он считал выше телесных. Духовные радости более долговечны и сильны, они охватывают и прошлое, и настоящее, и будущее.
Все потребности человека Эпикур делил на три группы:
Естественные и необходимые (как телесные, так и духовные). Не терпеть голода и жажды, холода; понимать устройство окружающего мира, чтобы не сойти с ума etc.
Естественные, но не необходимые. Например, это любовь, дружба, родительские чувства.
Мнимые, пустые желания. Амбиции, жажда богатства и почестей.
Источниками страданий, беспокойства, являются страх перед богами, боязнь смерти и ложные взгляды на добро и зло, учил Эпикур. Поэтому он выдвинул четырех постулата:
Бояться богов не нужно - им нет дела до людей
Человек не может ощутить собственную смерть, и ее тоже не нужно страшиться
Подлинное благо достигается легко
Зло легко уничтожить
Боли нельзя избежать, но можно и нужно взять над ней верх и стараться ее смягчить терпением и твердостью духа. Страдания не исключают радости, а сильная боль или длится недолго, или убивает, писал Эпикур. Сам он умер в муках от тяжелой болезни, но до конца находил утешение в воспоминаниях о философских беседах с друзьями.
Смерть ничто для нас, ибо покуда мы есть, нет смерти, а когда есть смерть - нет нас.
Эпикур
Эпикур о человеке и обществе
При этом Эпикур опередил свое время, выдвинув идею общественного договора, которая вновь появилась лишь в XVII веке. Люди стали жить в обществе, когда заключили негласный договор друг с другом: не причинять и не терпеть вреда, рассуждал философ.
Мудрецу очевидна польза такого договора, а желания его невелики - поэтому нарушать законы общества он не станет. Законы и наказания нужны лишь для того, чтобы сдерживать глупцов, желающих причинить вред другим людям.
Законы и обычаи должны служить людям, приносить им пользу, а потому законы можно менять - по сути это идея о возможности пересматривать общественный договор с течением времени.
Эпикуреизм — одна из известных и влиятельных школ эллинистической философии, основанная Эпикуром. Эпикурейцы считали, что философия должна помочь человеку обрести состояние безмятежного покоя.
Человек — хозяин своей жизни
Эпикур (342/341– 271/270 до н. э.) родился на острове Самос, в 18 лет переехал в Афины. Свою школу основал сначала в Митилене, затем перебрался в Лампасак, позже — в Афины
Эпикур, основатель философского направления, утверждал, что цель жизни — стремление к удовольствиям. Что же такое удовольствие, с его точки зрения? Это вовсе не удовлетворение всех своих желаний или поиск наслаждений: Эпикур понимал удовольствие как благородное спокойствие, умение довольствоваться малым и радоваться жизни. Число желаний, которые может испытывать человек, безгранично, и далеко не все человек может удовлетворить. Поэтому нужно уметь ограничивать свои потребности и наслаждаться тем, что имеешь.
Наслаждаться жизнью людям мешает страх, считал Эпикур. Есть три главных страха, от которых люди должны избавиться. Первый страх — это страх перед богами. Но богам нет до людей никакого дела. Учение Эпикура о природе и космосе заключается в следующем: во Вселенной существует бесчисленное количество миров, которые образуются в результате столкновения атомов. В промежутках между мирами, так называемых междумириях, и обитают бессмертные боги. Они пребывают в состоянии вечного блаженства и не вмешиваются в жизнь людей.
Учение эпикура шло вразрез с традициями греческой мифологии, утверждавшей, что бог танатос подвергал мучениям умирающих и уже расставшихся с жизнью из-за тех грехов, которые они совершили при жизни
Второй страх, который портит людям жизни — страх смерти. Его Эпикур объявлял бессмысленным. Вся наша жизнь — это ощущения, через них мы понимаем, что хорошо, а что плохо. Со смертью все ощущения прекращаются, значит, это ни хорошо, ни плохо. Смерть просто не имеет к нам никакого отношения, считал философ.
Последнее, от чего нужно избавиться мудрому человеку — страх перед судьбой, которая в любой момент может вознести на вершину или, наоборот, низвергнуть в пропасть. Эпикур доказывал, что судьбы, то есть предопределения, не существует, потому что высшие силы не участвуют в человеческой жизни и не влияют на нее.
Физика эпикурейцев
Хотя и в чувственных удовольствиях, по мнению эпикурейцев, тоже нет ничего зазорного. Даже смерть можно встретить с радостью. Рассказывают, что Эпикур, чувствуя приближение своей кончины, попросил приготовить себе теплую ванную и налить бокал вина. Так он покинул этот мир в полном соответствии со своим учением, наслаждаясь каждым мгновением.
Читайте также:
- Педагогический состав школы 90 нижний тагил
- Кармен анализ произведения кратко
- Какими физическими явлениями сопровождается прохождение электрического тока по проводнику кратко
- Педагогическая этика в работе педагога доу взаимодействие субъектов образовательного процесса
- Что такое музыкальный и нотный редакторы кратко