Анализ преемственности начальной школы и среднего звена

Обновлено: 05.07.2024

Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным.

Вопрос преемственности обучения между начальной школой и средней не является новым. Однако, несмотря на многочисленные и многолетние обсуждения этой проблемы ,практика ее решения пока далека от теории.

Важнейшей причиной трудностей, обусловливающих переход в среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Ее можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе. Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 1 и 5 классов, в данном случае добавляется еще так называемый субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой. В частности по следующим аспектам:

2) Преемственность форм и методов обучения: темпа, объема и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления. Уровень изложения знаний в средней школе, конечно, значительно отличается от того, который принят в начальной школе. Поэтому нельзя забывать, что дети, перешедшие в 5 класс, должны адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному стилю преподавания учителей (представьте,что у вас 10 начальников и каждый выдвигает свои требования), к более быстрому темпу работы, к правилам выполнения новых заданий и т. д.;

Учителя – предметники подчас не имеют возможности учесть (или не желают) индивидуальные особенности учащихся (темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия и т. п.), которые влияют, особенно вначале, на качество обучения. Учителя начальных классов реально имеют такую возможность в силу своей многопрофильности. Поэтому учитель среднего звена при оценивании ориентируется, прежде всего, на результат его деятельности, без учета индивидуальных особенностей. Зачастую мы, в начальной школе, пишем и наши программы рекомендуют разноуровневые работы, за счет таких работ успешные ученики растут поднимаясь на новый уровень. А дети имеющие определенные трудности зачастую справляются с образовательным стандартом и чувствуют себя успешными.

Вопрос о домашнем задании занимает одно из основных мест в процессе обучения, часто они приводят к резкому увеличению нагрузок. И надо признать, что медики совершенно справедливо бьют по этому поводу тревогу. Учителя начальной школы зачастую используют дифференцированный подход: домашнее задание дается различного уровня, и учащиеся сами выбирают, какой вариант им выполнить.

Мы с учениками проводили анкетирование в конце 4 класса, о том что они ждут от 5 класса и оказалось, что дети не боятся новых учителей, кабинетной системы. Общим было то, что практически во всех анкетах ожидание профессионалов и качественного обучения. Вот дети сегодняшнего дня. Они знают для чего пришли в школу.

Учителя 5 классов должны быть наиболее квалифицированными педагогами, по своим профессиональным, психологическим и личностным характеристикам.

Ведь обучение- это не просто передача знаний ,а, прежде всего, жизнь ребенка в школе.

Понять природу ребенка, помочь ему реализовать все самое лучшее из того что заложено, притушить отрицательные стороны его характера – вот в чем суть. Формировать личность, способную ставить перед собой цели и принимать решения - наисложнейший труд. Воспитывать ребенка на его силе, а не на слабости.

Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений , непривычных приемов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению.

Преемственность это прежде всего ,сотрудничество учителей начального и среднего звена ,школьных психологов, социального педагога и администрации школы. Сотрудничество можно реализовать через школьный консилиум. Его цель- отработка взаимодействия учителей выпускающих классы из начальной школы, и учителей предметников, принимающих эти классы по всем аспектам учебной деятельности. Особая роль в этом консилиуме принадлежит психологической службе школы, силами которой проводится комплексная диагностика интеллектуально-личностных характеристик детей, которые оканчивают начальную школу. На консилиуме обсуждаются не только психолого-педагогические характеристики будущих пятиклассников, которые требуют повышенного внимания в среднем звене, но также формы и методы работы с детьми данного класса, те педагоги среднего звена должны знать о каждом ребенке, которого принимают. По новым стандартам мы формируем портфолио каждого ребенка, которое передадим классному руководителю, изучив его можно проследить продвижение каждого ученика во всех аспектах школьной жизни.

В рамках сотрудничества должны проводиться и уроки, на которых в начальной школе присутствуют ( или даже сами проводят) учителя среднего звена, имея, таким образом, возможность заранее оценить особенности детей данного класса. В начале следующего года, в 5 классе, эта практика продолжается, теперь уроки посещают бывшие учителя начальных классов. Мы это делаем.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает единение в следующих направлениях:

· организация учебного процесса;

· единые требования к учащимся;

Данная форма сотрудничества различных ступеней образования позволила бы предупреждать многие педагогические и психологические проблемы ,реально осуществлять профилактику детской дезадаптации.

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя. Поэтому необходимость психолого-педагогического сопровождения пятиклассников очевидна.

Предлагаю план работы по преемственности между начальным и основным общим образованием, который успешно используется в нашей школе уже на протяжении нескольких лет. План работы дополняют приложения.

ВложениеРазмер
Preemstvennost_statya.doc 359 КБ

Предварительный просмотр:

при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено

Пасынок Юлия Юрьевна,

заместитель директора по УВР

школы первой ступени

и инновационной работе,

учитель начальных классов,

МОУ СОШ № 21 г. Южно-Сахалинска

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя. Поэтому необходимость психолого-педагогического сопровождения пятиклассников очевидна.

Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Для них центральное место занимает сам факт окончания младшей школы, который в той или иной мере подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение. Дети начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний.

Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и несостоявшиеся отношения с педагогами.

Возникает больше самостоятельности и ответственности. При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами. Сферу действия свободы и самостоятельности пятиклассников надо расширять постепенно, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Ведь свобода и вседозволенность – это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования детьми обозначенных понятий часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.

Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

Ситуацию может усугубить отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги среднего звена порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2 – 3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.

Кроме того пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с первым учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город, написание писем болеющим детям и так далее.

Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

Кроме того ситуацию адаптации усугубляют следующие затруднения:

  • рассогласованные требования учителей;
  • педагоги предъявляют одинаковые требования как к пятиклассникам, так и к более взрослым ученикам;
  • ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя;
  • отсутствие индивидуального подхода к учащимся.

В связи с чем возникла необходимость четкого планирования работы по преемственности.

Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям:

  • совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
  • работа с учащимися;
  • работа с родителями.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

  • образовательные программы;
  • организация учебного процесса;
  • единые требования к учащимся;
  • структура уроков.

Предлагаю план работы по преемственности между начальным и основным общим образованием, который успешно используется в нашей школе уже на протяжении нескольких лет. План работы дополняют приложения.

Проблема преемственности начального общего образования и основного общего образования всегда актуальна. Перевод из начальной школы в основную — переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, условиям деятельности, положению в обществе, взаимоотношениям со взрослыми, сверстниками, с учителями.

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатов, причем не предметных, а личностных. Приоритетная цель - развить у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Т. е. научить учиться. Путь достижения этой цели — формирование УУДв начальной школе, а затем развитие личностных и метапредметных УУД в основной школе.

Образование в начальной школе является базой всего последующего обучения.

Какие же результаты должны быть достигнуты обучающимися, освоившими основную образовательную программу НОО? Портрет выпускника начальной школы, описанный в стандарте, предполагает:

1. Личностные результаты (самоопределение, смыслообразование).

2. Метапредметные результаты (коммуникативные, познавательные, регулятивные).

3. Предметные результаты (опыт деятельности по получению новых знаний, их преобразования и применения).

Формирование опорной системы знаний, универсальных и специфических для предмета способов действий.

Воспитание умения учиться – способности к

самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач.

Индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой саморегуляции.

• любить свой народ, свой край и свою Родину;

• уважать и принимать ценности семьи и общества;

• быть любознательным, активным и заинтересованным;

• владеть основами умения учиться, быть способным к организации собственной деятельности;

• быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;

• обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

• выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

И, тем не менее, достижение этих результатов, не избавляет учащихся от трудностей при переходе в среднее звено.

В средней школе коренным образом меняются условия обучения : дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель — учителя-предметники. Встает проблема адаптация к новым учителям. В 5-м классе количество предметов и соответственно учителей увеличивается и у каждого свои требования. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах, что вызывает стресс у детей. Ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Чтобы сократить переходный период и смягчить негативные факторы педагогический коллектив должен разработать совместные методические условия, реализующие преемственность.

Работа по обеспечению таких условий должна начинаться как можно раньше.

Важна заинтересованность педагогов среднего звена не тогда, когда уже "взяли", а "до". Мнение, что начальная школа "готовит продукт" для дальнейшей работы предметников ошибочно. Учителям-предметникам с этим "продуктом" работать, а значит, они должны быть в нём заинтересованы не меньше.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ

1. Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих 5-ов.

2. Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, а будущими классными руководителями - внеклассных мероприятий в начальной школе.

3. Совместное изучение, анализ и корректировка учебных программ: учителя начальной школы должны знать программу средней школы, а учителя среднего звена - программу начального звена.

5. Посещение уроков учителей–предметников с целью изучения организации учебной деятельности.

6. Изучение учителями среднего звена методики обучения конкретного учителя начальной школы, системы работы, форм и методов организации учебной деятельности, стиля общения и т. п

В начальную школу дети приходят с разными возможностями.

Упор делается на развитие личных достижений ученика, поддерживают любые мало - мальские стремления и усилия ребенка. Проводится большая индивидуальная работа. А учителя средней школы рассматривают детей в основном относительно успешности класса.

8. Проведение срезовых и диагностических работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.

9. Проведение общих родительских собраний. Последнее родительское собрание в 4 классе проводится совместно с будущим классным руководителем и учителями-предметниками

10. Изучение уровня работоспособности (через наблюдение, пробные уроки).

11. Совместная внеклассная работа и работа с родителями.

Оказание помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях.

Такая работа по преемственности позволит сделать этап перехода из начального звена в среднее безболезненным, сохраняя при этом результаты обученности,

Внедрение данной модели в учебный процесс способствует стабилизации качественных показателей при переходе учащихся в основную школу и как следствие — рост уровня удовлетворённости школьной жизнью и успешной адаптации выпускников начальной школы в пятых классах.

Осуществление преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №23-Центр развития ребёнка г. Россоши Россошанского муниципального.

Реализация преемственности между школой и ДОУ Реализация преемственности между школой и детским садом. Под пониманием преемственности подразумевается взаимосвязь между предыдущим и последующим.

Реализация преемственности в обучении дошкольников и детей начальной школы РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 2.1. ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБРАЗОВАНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ.

Система работы по осуществлению преемственности между дошкольным и школьным звеном общего образования Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования.

Переход из 1 во 2 ступень – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями.

Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. Решая эту проблему преемственности, работу нужно вести по трем направлениям:

  1. Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене на конечном этапе.
  2. Работа с детьми ( учитель, психолог, педиатр).
  3. Работа с родителями (учитель, психолог, педиатр, социальный педагог).

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагают следующие направления:

  • образовательные программы;
  • организация учебного процесса;
  • единые требования учащихся;
  • структура уроков.

Этап перехода из начальной школы в основную имеет переходный характер.

Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся: повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания, новые отношения с учителями-предметниками и др.

Возникает проблема: снижение успеваемости при переходе из начальной школы в основную у значительной части учащихся (около 20%) вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях

Одной из причин возникновения рассматриваемой проблемы является неспособность учеников справится с возросшим по сравнению с начальной школой объемом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников:

  1. Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах.
  2. Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста и как следствие, неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методами обучения.
  3. Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе.
  4. Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе.

Снижение успеваемости учащихся 5-х классов по сравнению с начальной школой являются причины:

  1. Большая наполняемость классов в начальной школе.
  2. Недостаточное владение методикой активизации обучения.
  3. Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы.
  4. Направленность содержания учебных пособий на репродуктивный характер деятельности учащихся.

Примерный план действий по решению проблемы преемственности

Программа перехода из начальной школы в среднюю.

Время проведения Мероприятие Участники
Октябрь Выработка единых требований и критериев классно-обобщающего контроля за знаниями учащихся начальной школы. Заместитель директора по УВР начальной школы и заместитель директора по УВР среднего звена.
Декабрь-январь Внутренний административный контроль в начальной школе. Психологическое обследование 4-х классов. Заместитель директора по УВР начальной школы, психолог, учителя начальных классов, классный руководитель будущих пятиклассников.
Декабрь Расстановка кадров на будущий год в 5-е классы с учетом психологического обследования классов. Заместитель директора по УВР начальной школы и заместитель директора по УВР среднего звена.
Февраль Совещание по организации и проведению классно-обобщающего контроля в 4-х классах. Заместитель директора по УВР начальной школы и заместитель директора по УВР среднего звена, учителя 4-х классов, учителя будущих 5-х классов.
Февраль-март Классно-обобщающий контроль в 4-х классах. Администрация, учителя 5-х классов.
Март Подведение итогов классно-обобщающего контроля в 4-х классах. Совместные МО учителей начальной и средней школы. Заместители директора по УВР начальной и средней школы, учителя начальных классов, учителя будущих пятиклассников.
Апрель-май Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками. Итоговый срез знаний в 4-х классах. Родительские собрания в 4-х классах с приглашением будущих учителей. Администрация, учителя начальных классов, учителя будущих пятиклассников.
Май-июнь Передача документации по классу. Учителя начальных классов, учителя будущих пятиклассников.
Август Совещание по проблеме перехода выпускников начальной школы в среднюю школу. Администрация, учителя начальных классов, учителя среднего звена, психолог, логопед.
Октябрь, ноябрь Классно-обобщающий контроль 5-х классов. Администрация, учителя начальных классов, психолог.
Декабрь Подведение итогов классно-обобщающего контроля 5-х классов. Администрация, учителя начальных классов, учителя среднего звена, психолог, логопед.

Важное значение в решении проблемы преемственности играет расстановка кадров. Необходимо учитывать психологическую характеристику класса, детей, стиль работы, личностные характеристики учителя начальной школы и учителей-предметников. Если не учитывать эти особенности, то возможно породить конфликты между педагогами и детьми, педагогами и родителями, между самими педагогами. Выпускные начальные классы желательно обследовать психологом школы при активной помощи учителей. Делается социометрия, изучается мотивация, интерес к предмету. Соотнести все это с материалами первого класса.

Качество знаний и умений учащихся проверяются различными формами:

  • тестирование;
  • зачеты;
  • письменные контрольные работы.
  1. Анализ проведенных контрольных работ по основным темам программы.
  2. Анализ годовых контрольных работ в выпускном классе начальной школы.
  3. Психологическая характеристика класса, сделанная психологом.

Будущих учеников 5-го класса и их родителей как можно раньше необходимо познакомить с будущими учителями. Представить требования нового педагога, его педагогические позиции, перспективу.

Читайте также: