Анализ предложения 1 класс школа россии обучение грамоте примеры

Обновлено: 05.05.2024

Цель урока: продолжить формировать у учащихся знания о предложении как единице речи.

- развивать устную и письменную речь учащихся, умение отвечать на заданный вопрос полным ответом;

- развивать мелкую моторику кисти рук;

- развивать навык самоконтроля;

- воспитывать доброту и взаимопомощь к людям, к близким и друзьям,

- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

• формирование уважения к иному мнению;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные :

• формирование умения использовать различные способы поиска информации (словари, справочники, энциклопедии);

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

• работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий;

• формулировать вопрос (проблему, затруднение, с которым столкнулись учащиеся;

• формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать свою точку зрения, готовить полные речевые высказывания.

Предметные :

• формирование умения задавать вопросы по составлению предложения, правильно ставить знаки препинания в конце предложения, составлять простые предложения.

Ресурсы урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, лента букв, карточка-тренажер.

Ход урока:

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности к уроку)

- Ребята, у нас урок письма, проверим, всё ли готово у вас к уроку? Садитесь.

Прозвенел и смолк звонок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

II. Мотивация познавательной деятельности

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро, приветливым лицам!

Ну, теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

- А девиз у нас какой?

- Все, что надо - под рукой!

- Попробуйте с помощью улыбки передать настроение. Ведь, Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. Повернитесь и подарите улыбки друг другу. Вижу, что настроение у вас радостное! Тогда за работу!

III. Актуализация имеющихся знаний и навыков

1. Работа со скороговоркой

(Учитель читает скороговорку быстро)

В декабре метели пели.

А за ними – снегири,

Тридцать три и тридцать три.

- Что я сейчас прочитала? (Скороговорку)

- Как вы догадались?

2. Словарная работа

а) - Все ли слова понятны?

- Что такое метель?

- Метель - сильный ветер со снегом, вьюга.

б) - Как вы понимаете предложение :

В декабре метели пели.

(На улице были метели, сильно дул и выл на улице ветер)

3. Рассказ учителя

(На экране фото Сергея Ивановича Ожегова)

4. Проговаривание скороговорки

- Теперь постараемся проговорить быстро эту скороговорку.

(Дети проговаривают скороговорку)

1. Знакомство с темой урока

- О ком и чём говорится в скороговорке?

(В ней говорится о метелях, о свиристелях и снегирях.)

- Сколько в ней предложений?

(В скороговорке два предложения)

- Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке?

(О предложении)

2. Беседа по вопросам

- Из чего состоит наша речь? (Из предложений)

- Из чего состоит предложение? (Из слов)

- Как связаны между собой слова в предложении? (По смыслу)

- Что выражает предложение? (Законченную мысль)

- С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С заглавной)

- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? (Точка, восклицательный или вопросительные знаки)

3. Повторение правила, что такое предложение

- Предложение - это группа слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится знак препинания: точка, восклицательный или вопросительный знаки)

Предложения бывают : повествовательные, восклицательные или вопросительные.

4. Повторение правила посадки при письме

- Что нужно знать и помнить на каждом уроке письма?

(Дети просматривают изображение на экране и вспоминают правила посадки)

V. Упражнение по чистописанию

1. Анализ печатных и письменных заглавных и строчных букв

- Посмотрите на печатную заглавную букву С и письменную заглавную букву С.

- Что у них общего? (Одинаковые элементы - полуовалы)

- В чём отличие? (В наклоне буквы)

- Посмотрите на печатную строчную букву с и письменную строчную букву с.

- Что у них общего? (Одинаковые элементы - полуовалы)

- В чём отличие? (В наклоне буквы)

(Просмотр написания письменных заглавной буквы С и строчной буквы с на экране)

2. Подготовка к письму

(Вспоминаем правила посадки при письме)

В нашей тетради, ребята,

Нужно буквы написать.

Только правила, ребята,

Надо строго соблюдать.

Каждой буквы знай начало,

Сядь за парту очень прямо,

Тетрадь с наклоном положи.

- Правильно держите ручку.

3. Прописывание букв в воздухе

- Пропишите заглавную и строчную буквы С в воздухе комментируя.

4. Работа в тетрадях

а) прописывание букв в тетрадях С и с

(Дети открывают тетради)

Я тетрадь свою открою

И, как надо, положу.

Я, друзья, от вас не скрою -

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!

- Пропишите буквы до конца строки, обведите самую удачную букву на строке, сравните её с образцом на экране. (Дети пишут)

б) письмо слогов Са, Си, Су, Се, сё, сы, ся, сю

- Прочитайте слоги. (Дети читают)

- Обозначьте гласные и согласные в слогах.

- Какие гласные указывают на твердость предыдущего согласного звука? (а, у, о, ы)

- Какие гласные в этих словах указывают на мягкость предыдущего согласного? (и, е, ё, я, ю)

- Пропишите эти слоги. (Дети пишут)

VI. Словарная работа

1. Беседа по вопросам

- О каких птицах мы говорили на уроке окружающего мира?

(Воробей, ворона, галка, сорока, голубь, синица, снегирь, поползень, дятел, клёст)

- Как, одним словом, можно их назвать? (Зимующие)

- Как мы можем им помочь зимой? (Сделать кормушки, кормить птиц)

2. Отгадывание загадок

- Ребята, отгадайте загадку.

1) Любо-дорого взглянуть,

Птичка - красненькая грудь!

Дом родной ее Сибирь,

Как зовут ее? Снегирь.

2) Кто зимой средь хвойных веток

В феврале выводит деток?

Необычный клюв - крестом,

Птичку ту зовут. клестом.

3. Анализ правописания слов

а) анализ правописания слова снегирь

- Произнесите слово [сн'иг'ир'].

- Назовите ударный слог и гласный звук в нём.

(Слог - гирь, звук - [и])

- Назовите безударный слог и гласный звук в нём.

(Слог - сни, звук - [и])

- Подберите пару к этому слову, чтобы в подобранном слове безударный звук был бы ударным.

(Снегирь – снег)

- Кто догадался, какую букву надо вставить в слово сн…гирь?

(В слове сн…гирь напишу букву е)

- Что надо сделать, чтобы правильно написать гласную безударную букву?

(Изменить слово или подобрать такое слово, чтобы безударный гласный звук стал ударным)

б) анализ правописания слова клесты

- Произнесите слово [кл'исты].

- Назовите ударный слог и гласный звук в нём.

(Слог - ты, звук - [ы])

- Назовите безударный слог и гласный звук в нём.

(Слог - кли, звук - [и])

- Подберите пару к этому слову, чтобы в подобранном слове безударный звук был бы ударным.

(Клесты - клёст)

- Кто догадался, какую букву надо вставить в слово кл…сты?

(В слове кл…сты напишу букву е)

- Что надо сделать, чтобы правильно написать гласную безударную букву?

(Изменить слово или подобрать такое слово, чтобы безударный гласный звук стал ударным)

в) запись слов парами в тетрадях

- Запишите эти слова в два столбика парами.

(Дети пишут слова в два столбика в тетрадях)

VII. Работа над новой темой урока

1. Работа со словами - названиями зимних месяцев

а) отгадывание загадок

- Ребята, назовите времена года.

- А какое сейчас время года?

1) Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

2) Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

3) Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно,

Ну, так что за месяц это? (Февраль)

4) Запрягает Дед Мороз

Трех коней в тяжелый воз.

Как зовут их, вспоминай! –

Март, Апрель иль теплый Май? (Декабрь, Январь, Февраль)

б) анализ правописания слов - названий зимних месяцев

- Ребята, назовите ударные и безударные гласные в этих словах.

- Чтобы правильно писать эти слова, надо запомнить правописание этих слов. У этих слов нет проверочных слов.

в) запись слов с комментированием

- Запишем в тетрадях в строчку, через запятую, слова-отгадки Декабрь, январь, февраль с комментированием.

(Дети пишут в тетрадях в строчку, через запятую, слова-отгадки с комментированием)

2. Работа с предложением

а) работа с записью на экране

- Ребята, на экране дана запись. Найди предложение.

1. Пришла холодные зима.

2. Вот и наступила зима.

3. На идёт снег улице.

(Предложение под цифрой №2 : Вот и наступила зима.)

- Докажите, что это предложение.

(Слова в этой записи связаны между собой по смыслу. Эта запись выражает законченную

мысль. Первое слово написано с большой буквы. В конце записи стоит точка.)

б) письмо под диктовку

- Запишем это предложение под диктовку.

(Дети пишут предложение под диктовку)

в) составление предложений

- Составьте предложения из групп слов под цифрами №1 и №3.

- Что нужно сделать, чтобы получились предложения?

(В группе №1 связать слова по смыслу. В группе №3 поменять местами слова.)

г) нахождение главных членов предложения

1. Пришла холодная зима.

2. Вот и наступила зима.

3. На улице идёт снег.

3. Повторение правила, что такое предложение

а) беседа по вопросам

- С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С заглавной)

- Как связаны между собой слова в предложении? (По смыслу)

- Что выражает предложение? (Законченную мысль)

- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? (Точка, восклицательный или вопросительный знаки)

- Какие бывают предложения) (Предложения бывают : повествовательные, восклицательные или вопросительные)

б) повторение правила

- А теперь скажите, что такое предложение.

(Предложение - это группа слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится знак препинания: точка, восклицательный или вопросительный знаки)

- Какие бывают предложения?

(Предложения бывают : повествовательные, восклицательные или вопросительные)

4. Работа со схемами

а) анализ схем предложений

- Ребята, на экране даны схемы предложений. Сделайте анализ данных предложений.

(Предложение №1 состоит из трёх слов, в конце предложения стоит точка, значит оно повествовательное.

Предложение №2 состоит из трёх слов, в конце предложения стоит восклицательный знак, значит оно восклицательное.

Предложение №3 состоит из трёх слов, в конце предложения стоит вопросительный знак, значит оно вопросительное.)

б) составление предложений по схемам

- Составьте предложения по схемам.

(Дети составляют предложения)

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте)

Там снеговика лепили (показываем руками, как лепили)

А потом с горы катились (волнообразные движения руками)

Веселились и резвились (прыжки)

В Надю кинули снежком, (имитирующие движения)

В Колю кинули снежком, (имитирующие движения)

Получился снежный ком! (радостно показываем какой ком)

Побежим скорей домой! (садимся на место)

IX. Продолжение работы над темой урока

1. Работа с деформированным текстом

- Ребята, на экране даны слова, составьте из этих слов предложение.

Зимой, летом, глубокий – хлеб, снег, высокий.

(Дети составляют предложение)

Зимой снег глубокий - летом хлеб высокий.

- Что это за предложение? (Пословица)

- Как вы понимаете эту пословицу? (Дети объясняют смысл пословицы)

2. Списывание с печатного текста

- Ребята, спишите это предложение.

(Дети списывают предложение с экрана)

3. Пальчиковая гимнастика.

Сцепим пальчики в замок,

Чтоб никто войти не смог.

Пустим только ёжика,

Пустим только зайчика,

Пустим только девочку,

Пустим только мальчика.

X. Закрепление пройденного материала

1. Чтение предложений

1) Зима без мороза не бывает.

2) Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.

3) Хороший снежок урожай сбережёт.

- Ребята, что это за предложения? (Пословицы)

2. Работа с пословицами

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

(Дети объясняют смысл этих пословиц)

3. Подбор предложения к схеме

- Подберите к этой схеме предложение.

(На доске дана схема. Дети подбирают предложение к схеме.)

(Хороший снежок урожай сбережёт.)

1. Беседа по вопросам

- О чём мы говорили на уроке?

(О предложении)

- Что такое предложение?

(Предложение - это группа слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится знак препинания: точка, восклицательный или вопросительный знаки)

- Какие бывают предложения?

(Предложения бывают : повествовательные, восклицательные или вопросительные)

2. Хорошо вы потрудились,

Вам пора и отдыхать.

И начнем урок опять.

- Справились ли мы с поставленными нами в начале урока задачами?

- Удалось ли вам сохранить ту улыбку, которая была в начале урока?

- Что у тебя получилось хорошо?

- Над чем надо ещё поработать?

(Дети закрашивают один кружочек светофора)

XIII. Список литературы и Интернет-ресурсов

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте ЗВУК И БУКВА Ш. Коррекционно-образовательные задачи: уточнить артикуляцию звука [ш], закрепить умение делить слова на слоги, закрепить умение.

В данной работе рассматриваются приёмы работы над предложением в период обучения грамоте.

ВложениеРазмер
rabota_nad_predlozheniem_v_period_obucheniya_gramote.doc 101 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.

С первых дней пребывания ребёнка в школе начинается работа над предложением. Это выделение предложения из речи (речевого потока), чтение, это ответы на вопросы (и вопрос, и ответ представляют собой предложения)

В период обучения грамоте решаются следующие основные задачи работы на синтаксическом уровне:

а) сознание предложения как самостоятельной единицы речи, выделение предложений в устной речи, составление их, чтение по букварю;

б) переход от односложных высказываний к высказываниям развернутым, от неполных предложений – к полным, относительно большим предложениям, имеющим, как правило, состав подлежащего и состав сказуемого;

в) установление простейших связей между словами в предложении, в основном в предикативной группе, а также в словосочетания.

Не следует спешить с введением в речь детей новых синтаксических конструкций, но коль скоро они появляются в их речи, то задача школы не в том, чтобы искусственными мерами, запрещениями сдержать речевое развитие детей, а в том, чтобы поддержать это новое и обеспечить его правильность.

Следовательно, в работе над предложением значительное место принадлежит исправлению недочетов, самонаблюдению и самоконтролю.

Поскольку учащиеся еще не располагают теоретическими сведениями по синтаксису, построение предложений проводится на основе образцов. Образцами служат читаемые тексты, речь учителя, а также вопросы.

Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знаки или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.

Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем задания усложняются: детям предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения. Развитию мышления способствуют задания, в которых детей просят составить предложения из набора слов, связанных ситуативной цепочкой (заяц, куст, сидеть, под).

Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложения должна вестись работа по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом обычно используются полоски для обозначения слов, делаются зарисовки схем в тетрадях.

Формирование умения по составлению предложений.

Умение строить разные предложения является фундаментом развития связной речи. В основе любого связного высказывания лежит составление предложений. Формирование этого умения осуществляю на практической основе через систему разнообразных упражнений.

Работа над предложением в период обучения грамоте может включать в себя следующие задания:

(целями данного задания является развитие познавательной деятельности на языковом материале, развитие умения воспринимать речь учителя, различать на слух основную единицу речи-предложение, формирование умения определять количество слов в предложении, выделять служебные слова-предлоги, союзы)

У Толи живёт щенок.

Его зовут Тузик.

Он виляет хвостиком.

Толя поведёт собаку на речку.

Задание выполняется в тетради или на листочке.

Учитель читает предложение, чётко проговаривая каждое слово. Учащиеся цифрой записывают количество слов в предложении.

Каждое следующее предложение читается только после того, как записано число слов в предыдущем.

Дифференциация задания осуществляется путём увеличения или уменьшения количества слов в предложении, путём введения в предложение служебных слов.

«Дети, сейчас я прочитаю вам предложение, а вы запишите цифрой, сколько в этом предложении слов. Слушайте внимательно и считайте. Каждое предложение в цифрах надо записывать с новой строчки.

2.Записывание первых букв или слов, с которых начинается предложение.

(целями данного задания является развивать умение определять границы предложения по интонации и паузе в конце предложения на основе слухового восприятия, закреплять умение употреблять большую букву в начале предложения)

Организация выполнения задания:

Задание выполняется в тетради или на листочке

Учитель читает весь текст и предлагает учащимся определить количество предложений в нём.

Учитель читает, чётко проговаривая и соблюдая интонацию, текст по предложениям. Учащиеся записывают только первую букву или слово, с которых начинается предложение.

Каждое последующее предложение читается после записи первого слова предыдущего предложения.

Дифференциация задания осуществляется путём увеличения или уменьшения количества предложений. В процессе работы учащимся может быть оказана помощь.

3.Деление предложения на слова.

(целями данного задания является развитие умений членить предложение на слова, формирование навыков раздельного написания слов, развитие каллиграфических навыков списывания и навыков написания начала предложения и постановки знаков препинания в конце предложения)

Организация выполнения задания:

Для выполнения задания каждому ученику необходимо заготовить полоску бумаги, на которой должно быть записано предложение сплошным текстом.

У каждого ученика на парте лежат ножницы.

Учащиеся самостоятельно читают предложение и разрезают его на слова.

После того, как предложение разрезано, оно записывается в тетрадь.

Дифференциация задания осуществляется путём увеличения или уменьшения количества слов в предложении. В процессе работы учащимся может быть оказана помощь.

4. Записывание схемы предложения

(целями данного задания является развитие способностей перекодирования в более однообразную систему, чем запись предложений словами, развитие умений воспринимать на слух смысловую законченность предложения, определять его границы по интонации и законченности мысли, формирование и совершенствование навыков правописания, закрепление усвоения основных правил правописания предложений)

А) Вы бывали на речке?

Пришла холодная осень.

Слава хлебу на столе!

Б) Над лесом блеснула яркая молния.

Организация выполнения задания:

Задание состоит из двух частей.

Первая часть задания по записыванию схемы предложения выполняется на основе слухового восприятия при чтении учителя. Учитель чётко читает каждое предложение, проговаривая каждое слово отдельно, учащиеся записывают схему.

Вторая часть задания по записыванию схемы предложения выполняется на основе предложения, записанного на доске.

Задание выполняется в тетради или на листочке.

Дифференциация задания осуществляется путём увеличения или уменьшения количества слов в предложении.

« Дети сейчас вы выполните два задания. Сначала я прочитаю вам три предложения, а вы должны внимательно прослушать и записать схему предложения. Каждую схему надо писать с новой строки.

(целями данного задания является развитие способностей перекодирования в более однообразную систему, чем запись предложений словами, развитие умений устанавливать на слух интонационно-смысловую законченность предложения, формирование умения определять схематически границы предложения и обозначать начало и конец предложения, формирование умения определять количество предложений в тексте и количество слов в предложении)

Лес полон звуков. Стучат дятлы. Кричат иволги. Трещат сороки. Хорошо в лесу!

Организация выполнения задания:

Задание состоит из двух частей.

Первая часть задания- определение количества предложений в тексте на слух, вторая часть- запись предложений схематически.

Весь текст читается целиком, с интонацией, паузами, выделением голосом каждого предложения. Учащиеся самостоятельно подсчитывают количество предложений и записывают цифрой.

Учитель читает весь текст по предложениям, учащиеся записывают каждое предложение схематически, обозначая на схеме начало и конец предложения.

Каждое следующее предложение диктуется после того, как ученики начертят схему предыдущего предложения.

Каждая схема записывается с новой строки.

Задание выполняется в тетради или на листочке.

Дифференциация задания осуществляется путём увеличения или уменьшения количества слов в предложении, путём добавления в предложение служебных слов, путём увеличения или уменьшения числа предложений.

« Дети, сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ, а вы должны определить, сколько в нём предложений, и записать цифрой. Внимательно слушайте и считайте.

А теперь я буду диктовать каждое предложение, а вы должны записать схему каждого предложения.

6. Записывание предложения, подходящего к указанной схеме.

(целями данного задания является развитие умения узнавать предложение по его смысловой законченности и соотносить его с данной схемой, формирование умения обозначать на письме начало и конец предложения, закреплять навыки списывания с печатного текста, знания печатного и письменного образца написания букв)

Оля ходит в школу. Ей шесть лет. Оля любит читать интересные книги.

|__________ ________ ________ ________ .

Организация выполнения задания:

На доске с одной стороны записывается печатными буквами связный текст, с другой – схема предложения.

Учащиеся самостоятельно читают текст на доске, ищут предложение, соответствующее данной схеме, записывают его.

Задание выполняется в тетради или на листочке.

Дифференциация задания осуществляется путём увеличения или уменьшения количества слов в предложении, путём добавления в предложение служебных слов.

« Дети, внимательно прочитайте текст на доске. Найдите предложение, которое соответствует данной схеме. Запишите это предложение письменными буквами.

7. Соединение частей предложения.

(целями данного задания является развитие умения определять предложение по его существенным признакам, формирование умения обозначать на письме начало и конец предложения)

Стаи птиц улетают летят пернатые друзья.

Зачирикал воробей прочь за синее море.

В чужие дальние края протянулись журавли.

По незримому канату веселей на крыше.

Организация выполнения задания:

На доске с одной стороны записывается первая половина предложения, а с другой – вторая половина предложений. Учащиеся должны найти окончание предложения, соединить обе части по смыслу и записать предложение целиком

Задание выполняется в тетради или на листочке.

8. Узнай предложение.

(целями данного задания является развитие умения выделять предложение в письменной речи, опираясь на существенные признаки)

Раз дети пошли в рощу

Крупные капли дождя

Дети спрятались под дубом

Организация выполнения задания:

На доске построчно записаны предложения и наборы слов без смыслового значения.

Учащиеся записывают в тетрадь только предложения, поставив нужный знак в конце предложения.

9. Подбери начало предложения.

(целями данного задания является развитие способностей к поиску различных вариантов словесного выражения, закреплять правила написания большой буквы в начале предложения)

Организация выполнения задания:

На доске записаны предложения без начала.

Учащимся предлагается составить как можно больше предложений.

Каждое новое предложение должно записываться на отдельной строчке.

10. Закончи предложение.

(целями данного задания является развитие способностей к поиску различных вариантов словесного выражения, формирование умения определять границу предложения по смысловой интонации)

На лесной поляне …

Организация выполнения задания:

На доске записаны незаконченные предложения.

Учащимся предлагается подобрать окончание предложений придумать как можно больше вариантов законченных предложений.

Каждое новое предложение должно записываться на отдельной строчке.

(Дети, прочитайте, что записано на доске. Можно ли назвать это предложением? Почему? Закончите мысль и запишите как можно больше вариантов предложений)

11. Определение границ предложения.

(целями данного задания является развитие умений удерживать в зрительно-смысловой памяти отдельные слова в предложении, устанавливать логико-смысловые и грамматические связи между словами, формирование умения вычленять предложения из текста)

Засыпаны снегом ели и берёзы трещат от мороза ветки деревьев зимний лес живёт сверкнула на солнце яркая шубка лисы перелетела с ветки на ветку ворона.

Организация выполнения задания:

Текст, не разделённый на предложения, написан на доске.

Учащимся предлагается определить начало и конец каждого предложения и обозначить их на письме.

Дифференциация задания осуществляется путём увеличения (уменьшения) количества предложений.

12.Составление предложений из заданных слов.

(целями данного задания является развитие общеинтеллектуальных умений и навыков различных вариантов словесного выражения, устанавливать логико-смысловые и грамматические связи между словами, формирование умения располагать слова в предложении в установленном порядке, правильно выделять начало и конец предложения)

летом, часто, в , ходили, рощу, дети

Организация выполнения задания:

Слова, расположенные в беспорядке, записываются на доске.

Учащимся предлагается составить из указанных слов предложения и записать их.

Дифференциация задания осуществляется путём увеличения (уменьшения) количества слов в предложении.

Усложнение синтаксического разбора

В последующих классах изучение синтаксиса хотя и идет в малых объемах, но схемы приобретают более совершенную конструкцию. В них начинают отображаться главные, второстепенные и однородные члены. Слова не просто обозначены, а выделены их основные коммуникативные функции.

Маша любимого кота Ваську кормила, поила, ласкала.

В зоомагазине мы видели милых, забавных и смешных хомячков.

В 4 классе, наряду с простыми предложениями, начинается изучение сложных двусоставных. Схемы строятся по другим принципам и видоизменяются.

Простое — выражено квадратными скобками и указана лишь его грамматическая основа

Книга и тетрадь лежали на столе. [_____ и _____ ======];

В школе дети учатся и получают знания. [I_____ ====== и ======].

Такой же вид имеет и простое предложение в составе сложноподчиненного, а зависимое — обозначается круглыми скобками:

  • Что это за сюрприз, мы узнали на празднике. (что…), [____ ====].
  • Она попросила их, чтобы они не опаздывали. [____ =====], (чтобы…).

Однородные члены изображаются кружком:

  • О доблести, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле. [О, О, О ____ =====] или [O, O, O].
  • Сильный ветер шумел, свистел, неистово гудел. [_____ O, O, O] или [O, O, O].

Ниже будут рассмотрены особенности построения схем в 1 классе. Ведь от того, как будут заложены знания изначально, зависит понимание и возможность избежания ошибок в дальнейшем.

Обозначение членов предложения

Примеры схем предложений

Первый этап знакомства с предложением как некой смысловой единицей учит детей составлять самые простые, элементарные схемы, где еще нет места словам, но уже обозначены границы — начало и конец.

Маша кормила кота. I________.

Гуси-лебеди унесли братца. I________.

Здесь главный акцент на восприятие целостности и законченности. Из обозначений: лишь вертикальная линия — большая буква начала и знак препинания в конце.

Погружаясь в изучение структуры предложения, схема строится уже иначе. В ней появляется изображение слов — черта. Сколько слов, столько и черточек, включая служебные части речи — предлоги и союзы. Схема демонстрирует учащимся, что слова следует писать раздельно друг от друга, и можно сосчитать их количество. Систематически практикуясь в их составлении, дети четко уясняют следующую парадигму:

  • Начало предложения всегда пишем с большой буквы (обозначается вертикальной чертой).
  • В конце ставим знак препинания в зависимости от типа высказывания — точка, вопросительный или восклицательный знак.

Птица свила гнездо на кусте. I____ ____ ____ __ ____.

На дворе было чисто. I__ ____ ____ ____.

Ура! Наступила зима! I____! I______ ____!

Мы едем на море! I___ ____ _ ____!

Когда к нам приедет наша бабушка? I____ _ __ ____ __ ____?

Вы будете танцевать и петь? I__ ___ ___ _ ___?

Отображение орфограмм в предложении

Отображение в схемах орфограмм

Первая встречающаяся орфограмма — большая буква в именах собственных в названиях городов, сел, деревень, именах людей, кличках животных и др. Графически изображается так же, как и начало предложения — вертикальной чертой. Тема не совсем простая. Нужно выработать необходимые навыки, чтобы не совершать ошибок при написании. Схема, как наглядное пособие, способствует закреплению полученных знаний.

Рома и Маша едут к бабушке в Самару. I_____ _ I_____ ____ __ _____ __I_____.

Вышли Петя и Гриша рано на реку. I____ I_____ _ I_____ _____ __ ____.

Мама дала Насте и Феде апельсины. I____ ____ I____ _ I_____ _____.

Наш дог Грэй любит спать в гостиной. I___ ___ I____ ____ ____ __ ____.

— Дети, куда вы дели конфеты? —I___, ___ __ ___ ___?

— Мы их съели! —I___ __ ___!

— Больше конфет нет. —I___ ___ ___.

— Идите кушать! Обед готов! —I____ ____! I____ ___!

Из этого видео вы узнаете, как научить ребенка считать слова в предложении и составлять простейшие схемы.

Алгоритм построения схемы предложения в 1 классе

  1. Прочитать предложение.
  2. Установить его смысловой предел.
  3. Выявить, есть ли в предложении слова-орфограммы с большой буквы.
  4. Определить тип предложения по интонации и высказыванию: повествовательное, побудительное или вопросительное. Поставить нужный знак препинания.
  5. При наличии диалога перед предложением поставить тире.
  6. Посчитать количество слов вместе с предлогами, частицами и союзами.
  7. На основании этих данных составить схему — первое слово пишем с большой буквы — вертикальная черта. Каждое слово — горизонтальная черта, если есть слова с большой буквы — обозначаем их вертикальной чертой, ставим знак препинания в конце.

Утром выпал первый снег. I____ ____ ____ ____.

Никита и Алеша катаются на санях с горки. I____ _ I____ ____ __ ____ _ ____.

Наша команда победила в соревнованиях! I____ ____ ____ __ ____!

— А где живет твоя бабушка? —I_ __ ____ ___ ____?

Как же красиво зимой в лесу! I__ _ ____ ____ _ ____!

Из видео вы узнаете, как делать анализ предложения и составлять его схему.

Синтаксический разбор онлайн

Сейчас в интернете существует множество серверов и программ, помогающих школьникам легче осваивать сложные разделы и темы русского языка, особенно это касается синтаксиса. Видеоуроки, дистанционное обучение, курсы, репетиторы онлайн, множество филологических форумов, быстро реагирующих на сложные запросы — бесценный источник знаний как для детей, так и для родителей, а также всех любителей русского слова. Самые известные из множества обучающих порталов следующие:

  • Интернетурок.ру — домашняя школа онлайн.
  • Видеоуроки школы Лобачевского.
  • Видеоурок.нет — портал для учителей и учащихся.
  • Учи.ру — обучающий портал.
  • Сеосин.ру — разбор предложения онлайн.
  • Текст.ру.
  • Русфорус.ру, турботекст.ру, грамота.ру — лингвистические и филологические форумы.

Видео

Это видео поможет детям понять, что такое предложение и как его построить.

Поставь лайк, это важно для наших авторов, подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен и вступай в группу Вконтакте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация посвящена 3 уроку обучения грамоте в 1 классе по Азбуке Горецкого УМК "Школа России". Тема урока: "Предложение и слово". Представлен наглядный материал для развития устной речи обучающихся, показана схема предложения, отсканированы нужные страницы учебника, имеется готовая физминутка, а также цели и задачи в начале урока, рефлексия и самооценка деятельности в конце.

Учитель нач. кл. МБОУ СОШ № 2

г. Павловска Воронежской области

Ключникова Наталья Юрьевна


Организация начала урока – Проверим готовность к уроку. – Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? – Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь – за работу!

Организация начала урока

Придумайте детям имена и составьте рассказ по картинке.

-Сколько получилось предложений?

-Как обозначить схемой?

-А можно ли определить, из чего состоят предложения?

-Догадайтесь, какова будет тема урока.

Предложение и слово Урок 3

Предложение и слово

Постановка учебной задачи – Из чего состоит наша речь? – Сегодня мы узнаем, из чего состоят предложения, а поможет нам в этом русская народная сказка В этом доме без забот Жили звери, только вот, Медведь к ним пришел потом, Поломал звериный дом. – Вспомните начало сказки. – Сколько слов вы слышите в этом предложении. – Какое слово первое? второе? третье? – Из чего состоит предложение?

Постановка учебной задачи

  • – Из чего состоит наша речь?
  • – Сегодня мы узнаем, из чего состоят предложения, а поможет нам в этом русская народная сказка

В этом доме без забот Жили звери, только вот, Медведь к ним пришел потом, Поломал звериный дом.

– Вспомните начало сказки.

– Сколько слов вы слышите в этом предложении.

– Какое слово первое? второе? третье?

– Из чего состоит предложение?

Беседа с учащимися по вопросам: – Вспомните начало сказки. с. 6 ( Стоит в поле теремок.) – Сколько слов вы слышите в этом предложении? – Какое слово первое? второе? третье? четвёртое? – Из чего состоит предложение? Вывод: Предложение состоит из слов!

Беседа с учащимися по вопросам:

– Вспомните начало сказки.

( Стоит в поле теремок.)

– Сколько слов вы слышите в этом предложении?

– Какое слово первое? второе? третье? четвёртое?

– Из чего состоит предложение?

Предложение состоит из слов!


Закрепление знаний и способов действий Какие пословицы о труде и трудолюбии вы знаете? – Без труда не вынешь и рыбку из пруда. – Труд человека кормит, а лень портит. – Кто не работает, тот не ест. – По труду и честь. – Поработаешь до поту, так и поешь в охоту. – Кто любит трудиться, тому есть, чем похвалиться. - Век живи, век трудись, а трудясь, век учись.

Закрепление знаний и способов действий

Какие пословицы о труде и трудолюбии вы знаете?

– Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

– Труд человека кормит, а лень портит.

– Кто не работает, тот не ест.

– По труду и честь.

– Поработаешь до поту, так и поешь в охоту.

– Кто любит трудиться, тому есть, чем похвалиться.

- Век живи, век трудись, а трудясь, век учись.

Работа с рисунком

РАБОТА С ПОСЛОВИЦЕЙ

– Подумайте, почему так говорят?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Солнце глянуло в кроватку, Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире. Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА На болоте две подружки, Две зеленые лягушки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали. Ручками хлопали. Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкультпривет!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

– Предложение можно записать в виде схемы. По схеме можно узнать, сколько в предложении слов. Каждое отдельное слово обозначается полоской. Одна полоска обозначает одно слово. В нашей схеме три полоски, значит, в предложении три слова. – Как вы думаете, почему первое слово в предложении обозначено не просто полоской, а полоской с черточкой впереди? – Как можно узнать, что предложение закончено? По схеме можно узнать, сколько в предложении слов. Каждое отдельное слово обозначается полоской.

– Предложение можно записать в виде схемы. По схеме можно узнать, сколько в предложении слов. Каждое отдельное слово обозначается полоской.

Одна полоска обозначает одно слово. В нашей схеме три полоски, значит, в предложении три слова.

– Как вы думаете, почему первое слово в предложении обозначено не просто полоской, а полоской с черточкой впереди?

– Как можно узнать, что предложение закончено?

По схеме можно узнать, сколько в предложении слов.

Каждое отдельное слово обозначается полоской.

Беседа с учащимися по вопросам:

– Вспомните начало сказки.

( Посадил дед репку.)

– Сколько слов вы слышите в этом предложении?

– Какое слово первое? второе? третье?

– Из чего состоит предложение?

предложение состоит из слов

– Соотнесите схемы с рисунками. Составьте предложения по схемам. Как надо произнести последнее предложение? Почему?

В этом предложении всего два слова, поэтому они обозначены двумя полосками.

Предложение произносится радостно, взволнованно, с повышением голоса. В таких случаях в конце предложения ставится не точка, а восклицательный знак. Его можно видеть в конце схемы данного предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать формированию у учащихся представления о том, что предложение состоит из слов; создать условия для определения количества слов в предложении, развития умения составлять схемы предложений

Урок 3 (с. 6)

Предложение.

Педагогическая цель

Способствовать формированию у учащихся представления о том, что предложение состоит из слов; создать условия для определения количества слов в предложении, развития умения составлять схемы предложений

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Выделяют слова из предложения; различают слово и предложение, слово и обозначаемый им предмет; определяют значение слова; графически изображают слова в составе предложения

Личностные результаты

Выражают интерес к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека.

Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию (содержание сказки), необходимую для решения учебной задачи; логические – осуществляют синтез как составление целого из частей (называют нарисованные орудия труда одним словом – инструменты).

Читайте также: