План мероприятий по сотрудничеству между детскими садами
Обновлено: 18.05.2024
квалификационн ой катег ории, МБДОУ Де тский сад № 21 г. Урай.
План разраб отан на основе прог раммы дошк ольного обр азования «М ир
образовательно го процес са влияют дру г на друга, п обужда я к
Одной из главных задач дошкольного образования является подготовк а
детей к обучению в школе. Пост упление в школу – это , прежде всего,
переход ребёнка на нову ю ступень свое го развития.
Одной из важнейших задач, требующих компле ксного решения,
является создание единого об разовательного процесса, связывающего
1. Подготовка детей дошкольн ого учре ждения к обучению в школе в
1.Разработка о бщего плана вос питатель но - образовательного п роцесса ;
Программа составлена с учётом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и на основе Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotrudnichestva_758.docx | 147.94 КБ |
proekt_programmy_sotrudnichestva.pptx | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Северо-Восточное окружное управление образования
- Цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного
и младшего школьного возраста…………………………………………..7
- Принципы отбора содержания непрерывного образования
детей дошкольного и младшего школьного возраста……………………8
- Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования…………………………………………………………..……10
- Формы осуществления преемственности…………………………….…11
- Ожидаемые результаты…………………………………………………..13
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.
Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выровнять" их знания. Между тем это не основная проблема, с которой сталкиваются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Преемственность создает условия для реализации в педагогическом процессе детского сада и школы единой, динамической и перспективной системы воспитания и обучения, которая обеспечивает неуклонное поступательно-восходящее формирование личности. Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения старших дошкольников и младших школьников. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
При этом обеспечивается естественное вхождение детей в новые условия, что способствует повышению эффективности воспитания и обучения учащихся с первых дней пребывания в школе. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Существенные изменения произошли в содержании образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, в общем характере и стиле педагогического процесса: все большее распространение приобретает вариативность программ, учебных планов, форм и средств обучения, что значительно обогащает содержание как дошкольной, так и начальной ступени образования. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности в системе образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.
Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, решение проблемы преемственности мы видим в создании программы сотрудничества начальной школы и детского сада.
Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.
Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:
- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Программа составлена с учётом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и на основе Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
Структура программы опирается на три направления:
- Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.
- Учёт принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ.
- Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
Цели и задачи непрерывного образования детей
дошкольного и младшего школьного возраста
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.
Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- воспитание нравственного человека;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- оказание квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольной ступени :
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
- развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
- совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
- индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
При отборе содержания непрерывного образования необходимо учитывать устоявшиеся в дидактике принципы.
1. Принцип развития . Предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования.
2. Принцип гуманитаризации . Усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.
3. Принцип целостности. Требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время - сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
4. Принцип культуросообразности . Понимается как "открытость" различных культур, создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
5. Принцип содержания образования. Предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка - гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного и начального образования.
Психолого-педагогические условия реализации
Реализация общей цели и задач образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:
На дошкольной ступени:
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
- формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка
- построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.
На ступени начальной школы:
- опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
- направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;
- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
- учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;
- воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;
- создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;
- доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.
Формы осуществления преемственности
Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу. Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
- экскурсии в школу;
- посещение школьного музея, библиотеки;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
- выставки рисунков и поделок;
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
- совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
- участие в театрализованной деятельности;
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
- семинары, мастер- классы;
- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
- открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
- педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями:
Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:
- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
- комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
УТВЕРЖДАЮ: УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Кищинская Заведующий МКДОУ
СОШ имени Г. Сулеманова" детский сад "Радуга"
____________ Магомедов Р.М.
Подготовила учительница начальных классов: Мусаева Муслимат Рабадановна
Одной из приоритетных задач ФГОС дошкольного образования является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка. Также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Организация работы по преемственности с начальной ступенью школы осуществляется по трем основным направлениям:
- методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”),- поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами структурного подразделения и школы);
- работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
- работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Цель программы:
Реализация преемственности на этапах дошкольного и начального общего образования. Создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе. Обеспечение непрерывности, целостности, последовательности и системности образования.
1.Осуществление педагогической пропаганды среди родителей, широкой общественности по разъяснению целей воспитания, обучения и подготовки к школе.
2.Усовершенствование форм организации и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
3. Развитие ведущей деятельности каждого периода детства:
-игровой – в дошкольном;
-учебной – в младшем школьном возрасте.
Это важнейший фактор психического и личностного развития ребенка, безболезненной адаптации к последующей ступени образования.
Создание системы непрерывного обучения, обеспечивающее эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на данных ступенях образования.
Преемственность между дошкольным учреждением и начальной школой осуществляется по следующим направлениям.
1. Согласованность целей на дошкольном и начальном школьном уровнях. Образовательно-воспитательный процесс подчинен становлению личности ребенка (развитию его компетентностей). Способствует развитию у ребенка следующих качеств: - креативности, - интеллектуальности, - самостоятельности, - ответственности, - самосознания - самооценки.
2. Координация программ дошкольного и начального общего образования для обеспечения высокого качества преемственности в соответствии с ФГОС;
3. Формирование социальной успешности у детей с недостатками в физическом и психическом развитии, а также у детей из неблагополучных семей;
5. Повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности дошкольного и начального образования;
6. Усовершенствование формы организации и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного (дошкольного начального общего) образования, в обязательном порядке включающие в себя обозначенные основания преемственности. При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для этого возраста видов деятельности (игра, лепка, конструирование, рисование и др.), в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 6-7г.
Полноценное развитие ребенка от данной ступени образования к последующей возможно только при соблюдении непрерывности всех ступеней образования.
работы по преемственности школы со ДОУ.
1. Познакомить родителей (законных представителей) дошкольников с нормативно-правовыми документами и требованиями ФГОС.
2. Обозначить для родителей будущих первоклассников программные требования для выпускников детского сада.
3. Ознакомить родителей с учебными программами, планируемыми на следующий учебный год в школе.
Заведующая, старший воспитатель.
1.Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе.
2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.
Музыкальный руководитель, воспитатели
1.Выработать педагогами ДОУ и школы общее понимание и требования к готовности ребенка к школе.
Заведующая, старший воспитатель ДОУ, учителя начальных классов, воспитатели.
Мониторинг готовности воспитанников дошкольной группы к школьному обучению
1.Выявить уровень школьной зрелости у воспитанников подготовительных групп.
2. Наметить пути формирования развития школьно - значимых функций для тех воспитанников подготовительных групп, у которых низкий и пониженный уровень школьной зрелости.
3. Выявить воспитанников подготовительных групп со средним и повышенным уровнем школьной зрелости и наметить пути его повышения и поддержания уровня школьной мотивации.
Заведующий, старший воспитатель, учителя начальных классов, воспитатели.
1. Сформулировать задачи детского сада и семьи при подготовке детей к школе.
2. Обозначить требования учителей к уровню подготовки выпускников детских садов к обучению.
Заведующая, старший воспитатель ДОУ, учителя начальных классов, воспитатели подготовительных групп.
Информирование родителей о подготовке к школе
Учителя начальных классов
Круглый стол “Вопросы преемственности ДОУ и школы
Способствовать активизации работы по решению проблем
ДОУ, школы и родителей, выявить эффективные
Старший воспитатель, учителя начальных классов, воспитатели ДОУ
Экскурсии воспитанников детского сада в школу в рамках Дня открытых дверей в МБОУ "Кищинская МПГ им.Р.Исаева"
1. Познакомить воспитанников детских садов со зданием школы, учебными классами, физкультурным залом, библиотекой.
2. Создать для будущих первоклассников условия возникновения желания учиться в школе.
Воспитатели подготовительной группы, учителя начальных классов
Ожидаемые результаты.
1. Обеспечение оптимального перехода ребенка - от дошкольного уровня к уровню начального общего образования:
· доступность качественных услуг начального общего образования для детей старшего дошкольного возраста, выравнивание их стартовых возможностей при переходе в начальную школу;
· благоприятные условия для успешного перехода дошкольника на
следующую образовательную ступень - начальное общее образования, единство требований, предъявляемых к первокласснику федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного и начального общего образования;
· уменьшение периода адаптации первоклассников к условиям обучения в школе;
· возможности для развития неповторимой индивидуальности каждого ребенка, проявления каждым ребенком творческих способностей в разных видах
Реализация единой линии развития на этапах дошкольного и начального школьного детства, придавая педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
План работы по преемственности
Реализовывать единую линию развития на этапах дошкольного и начального школьного детства, придавая педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Сохранение и укрепление здоровья, всестороннее физическое и психическое развитие, становление ребёнка как личности.
Совместные задачи детского сада и школы по реализации плана:
1. Объединить усилия учителей начальной школы и воспитателей детского сада по созданию условий для успешного обучения в первом классе.
2. Совершенствовать работу воспитателей по развитию у дошкольников интеллектуальных умений, необходимых для успешного обучения в начальной школе:
разговорной речи и самостоятельного связного речевого высказывания;
выполнения математических операций
4. Способствовать поддержке и развитию творческой инициативы и способностей дошкольников к творческой деятельности.
5. Учителю начальной школы изучить индивидуальные особенности дошкольников и систему проведения учебных занятий воспитателями подготовительной группы детского сада.
6. Проводить совместные внеклассные мероприятия учащихся начальной школы и воспитанников детского сада для более успешной их адаптации в первом классе.
Читайте также: