Анализ планирования работы по физическому воспитанию в доу
Обновлено: 08.07.2024
Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего.
Константин Дмитриевич Ушинский
Образовательная деятельность по физической культуре в дошкольном учреждении является основной формой организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Соответственно содержание образовательной деятельности по физической культуре составляют физические упражнения, обозначенные в программе по которой работает дошкольное учреждение.
Необходимым условием эффективного решения задачи формирования двигательных умений и навыков является планирование. Планирование – распределение физических упражнений и приёмов их проведения на определённый отрезок времени. Инструктор по физической культуре составляет перспективный план на год и календарный план на одну или две недели. Составление календарного плана без наличия перспективного способствует тому, что обучающие задачи решаются неравномерно, так как одни и те же движения встречаются часто, а другие отсутствуют долгое время и, соответственно не закрепляются. Кроме того, перспективное планирование помогает строить работу в определённой системе, соблюдать постепенное усложнение материала. Поэтому при составлении перспективного плана необходимо учитывать следующее:
Состояние здоровья, физического развития и физической подготовленности воспитанников. Учёт позволяет видеть изменения различных показателей у детей, определять правильность планирования и своевременно вносить в него соответствующие коррективы.
План должен быть информативным, понятным, кратким, поэтому я считаю, что для удобства в работе при планировании лучше использовать табличную форму, структура которой дублирует структуру образовательной деятельности по физической культуре. В таблицу кратко вносятся названия основных видов движений, подвижных и малоподвижных игр. Я в перспективный план вношу также строевые упражнения.
При планировании упражнений в основной части образовательной деятельности лучше использовать данную в программе последовательность основных видов движений.
Для удобства и достижения системности целесообразно составить схему планирования основных видов движений на каждую неделю. Начинать лучше с упражнений в равновесии, так как они требуют меньшей физической нагрузки.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Аналитическая справка
1.Оценка профессионального мастерства воспитателей, планирование работы:
2.Формы организации двигательной деятельности:
3.Анализ предметно-развивающей среды показал:
4. Работа с родителям:
Состав комиссии для проведения тематической проверки:
Н.В.Сидоркова - председатель комиссии, заведующий;
Н.А.Маленькая – член комиссии, старший воспитатель;
Н.А.Кушель – член комиссии, педагог-психолог.
Дошкольные группы ДОО:
Младшая группа - Аверьянова Т.В., Туманян О.А.
Средняя группа – воспитатель Молчанова Л.В., Сидорова Е.Ф.,
Старшая группа - воспитатель Рогова Г.А., Шкода С.Н.,
Подготовительная группа - Харитонова Е.А., Соловьева В.В.
Задачи:
1.Изучить условия, созданные в группах для формирования у детей навыков здорового образа жизни
2.Изучить документацию педагогических работников ДОО по планированию и реализации вопросов физического воспитания, двигательной активности дошкольников.
3.Определить перспективы деятельности педагогического коллектива в области физкультурно-оздоровительной работы.
Методы организации контроля:
Наблюдение за детьми на занятиях по физкультуре, по другим разделам программы, в свободной деятельности, на прогулке
Посещение физкультурных досугов и праздников
Анализ заболеваемости детей
Анализ проведения занятий воспитателем по физкультуре, взаимодействие педагогов
Собеседование с воспитателями по программе
Анализ самообразования воспитателей
Анализ предметно-развивающей среды в группе (компетентность воспитателя при ее создании)
Проверка планирования занятий, индивидуальной работы с детьми, работы в групповых уголках и зонах, игровой деятельности
Анализ предметно-развивающей среды (с точки зрения ее содержания)
Анализ режимных моментов
Посещение родительских собраний
Анализ наглядной информации для родителей в группах
Опрос и анкетирование родителей
В МБДОУ дс «Колосок ст.Красноярской функционируют 5 дошкольных групп.
Одним из важных направлений работы ДОО является охрана и укрепление здоровья детей, обучение их здоровому образу жизни, формирование у дошкольников жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
В решении данного вопроса принимает участие весь персонал детского сада. На учебный год поставлена задача по оздоровлению детей, воспитанию у них потребности заботиться о своем здоровье. Инструктором по ФК Мосиенко Н.А. разработана комплексная система физкультурно-оздоровительной работы. Эффективно используются современные здоровьесберегающие методики и технологии.
В ходе тематической проверки просмотрены:
- утренняя гимнастика (инструктор по ФК Мосиенко Н.А.);
- занятия по ФК во всех возрастных группах (инструктор по ФК Мосиенко Н.А.);
- проведено спортивное развлечение.
Также был проведен анализ планирования работы педагогов и анкетирование родителей, анализ предметно-развивающей среды в группах и на участках, (проведен конкурс на лучший спортивный уголок), просмотрена деятельность детей во всех режимных моментах.
Проверка показала:
1.Оценка профессионального мастерства воспитателей,планирование работы:
Старшим воспитателем Н.А.Маленькойпроведен анализ планов работы воспитателей и инструктора по ФК по планированию физкультурно-оздоровительной работы и организации двигательной активности детей в режиме дня.
Документация по календарным планам воспитателей ведется аккуратно. Планирование осуществляется в соответствии с образовательной программой ДОО, соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей. На момент проверки вся документация находилась на рабочем месте, в заполненном состоянии.
С целью повысить двигательную активность детей в течении дня, сформировать двигательные навыки и умения, воспитателями дошкольных групп планируются:
-подвижные игры в течении дня в соответствии с перспективным планом работы:
- занятия по физкультуре, ЗОЖ.
-оздоровительная гимнастика послесна (комплекс оздоровительной гимнастики меняется 2 раза в месяц)
- индивидуальная работа по физическому развитию детей в соответствии с рекомендациями инструктора по ФК. (лазание по гимнастической скамейке, метание предметов вдаль, правильность выполнения прыжков, закрепление навыков выполнения спортивных упражнений, и т.д.)
- оформлена большая подборкафизкультминуток различной тематики.
У воспитателей имеется материал по организации двигательной активности детей: памятки, методические рекомендации, консультации по её организации с детьми разного возраста, перечень подвижных игр на каждую возрастную группу, комплексы гимнастики после дневного сна.
Но вместе с тем стоит отметить, что педагогами не планируются:
- совместное (с детьми) изготовление атрибутов, необходимых для той или иной игры,
- не в системе проводится оздоровительный бег на прогулке, дыхательная гимнастика перед прогулкой, гимнастика для глаз.
- занятия и совместные мероприятия с медицинским персоналом по пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.
Рекомендации:
- Педагогам дошкольных групп планировать совместное изготовление атрибутов для проведения игр и физкультурно-оздоровительных мероприятий совместно с детьми.
-Проводить совместные мероприятия с медицинским персоналом МБУЗ ЦРБ Цимлянского района по ЗОЖ для детей и родителей дошкольных групп.
- В качестве оздоравливающих процедур регулярно использовать оздоровительный бег на прогулке.
2.Формы организации двигательной деятельности:
-Утренняя гимнастика
В ходе проверки было отмечено: утренние гимнастики проводятся как инструктором по ФК, так и воспитателями. Комплекс утренней гимнастики меняется 2 раза в месяц.
У инструктора по ФК имеется подборка комплексов гимнастики для каждой возрастной группы с учетом умений и навыков детей и учетом физической нагрузки. Утренняя гимнастика проводится инструктором с музыкальным сопровождением.
-Занятия по физ.культуре.
Инструктором по ФК в соответствии с сеткой образовательной деятельности проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Широкий спектр нетрадиционного физкультурного оборудования в музыкально-спортивном зале способствует развитию интереса к занятиям, укреплению здоровья детей дошкольного возраста. На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитываетя уровень физической подготовки и здоровье детей. Инструктор по ФК Мосиенко Н.А. стремится пробудить у каждого ребенка интерес к занятиям по физической культуре, вовлекая в деятельность малоподвижных детей и регулируя двигательную активность подвижных ребят. Для двигательной активности детей доступна спортивная площадка детского сада, где дети осваивают первые навыки спортивных игр: футбол, баскетбол, бег на различные дистанции, предусмотрены спортивные комплексы для дошкольного возраста на развитие двигательных навыков детей (лазание, подлезание, перепрыгивание, равновесие).
В ходе посещенных занятий, выявилось, что нагрузка на спортивно – оздоровительных занятиях соответствует возрастной норме воспитанников, занятия сопровождаются музыкальным сопровождением, демонстрацией упражнений, которую проводит инструктор, упражнения и задания подобраны с учетом возможностей воспитанников, разнообразны, интересны и подаются в игровой форме. В спортивном зале проводится регулярное проветривание, в соответствии с утвержденным графиком проветривания.
Эмоциональный фон занятий положительный, инструктор по ФК Мосиенко Н.А. владеет знаниями возрастной психологии воспитанников дошкольных групп, применяет личностно – ориентированный подход к воспитанникам. На занятии чаще всего использует просьбу, одобрение, похвалу, подбадривает воспитанников. Замечания и порицания справедливы и эмоционально положительно окрашены.
В ходе занятий четко прослеживаются этапы: разминка, периоды большой и малой активности. Инструктор по физической культуре соблюдает и напоминает детям в ходе занятия о технике безопасности. На занятиях отрабатывается техника выполнения упражнений (прыжки в длину, бросок предмета на дальность, ходьба приставным шагом по скамейке). В ходе разминки воспитанникам предлагаются упражнения для мышц рук, ног, спины.
Контроль за дыханием воспитанников осуществляется регулярно, упражнения на восстановление дыхания проводятся в темпе, дети успевают выровнять дыхание. Прослеживается этап релаксации (упражнение на ковре: легли, успокоились, потянулись, послушали сердечки).
-Спортивно – оздоровительная работа на занятиях по физической культуре, проводимая инструктором по ФК организована на хорошем уровне;
-Инструктор Мосиенко Н.А. владеет методикой проведения физкультурных занятий и соответствующими знаниями возрастной психологии;
-Эмоционально – психологический фон занятий положительный.
3.Анализ предметно-развивающей среды показал:
Во всех группах имеются физкультурные уголки, укомплектованные атрибутами для игр с прыжками (скакалки, колечки), для игр с бросанием, ловлей, метанием (кегли, кольцебросы, мячи, мешочки с песком), имеются массажные коврики для профилактики плоскостопия.
Разнообразно содержание физкультурного уголка в средней группе (воспитатели Молчанова Л.В., Сидорова Е.Ф.), в подготовительной к школе группе (воспитатели Харитонова Е.А., Соловьева В.В.) Кроме вышеперечисленного здесь имеются дорожки здоровья, массажные мячики, картотека подвижных игр.
Во всех группах созданы условия для гигиенических процедур. Полотенца содержатся в порядке, согласно маркировке и списку детей. Мебель и постельные принадлежности также промаркированы.
4. Работа с родителям:
Эффективность работы по педагогов по физкультурно-оздоровительной работы с детьмив режиме ДООсчитать удовлетворительной.
В целом, контроль показал, что работа по физическому развитию в детском саду ведется в соответствии с современными требованиями, выполняются требования СанПин, принимают активное участие родители. В группах имеется игровой и спортивный инвентарь. Собеседование с педагогами показало достаточный уровень профессиональных знаний и умений по физическому развитию детей. Однако не все педагоги качественно планируют работу по физическому воспитанию, не используют в режимных моментах разнообразные формы организации физкультурно - оздоровительной работы.
Рекомендации:
1. Воспитателям младшей и старшей групп пополнить спортивные уголки инвентарём для организации подвижных и малоподвижных игр.
Сроки: до конца учебного года.
Ответственные: воспитатели групп .
2. Воспитателям всех возрастных групп во время проведения прогулок активно организовывать с детьми сюжетные, подвижные и малоподвижные игры, проводить индивидуальную работу по закреплению основных видов движений, использовать в необходимом количестве выносной материал.
Ответственные: воспитатели групп
3. Воспитателям всех возрастных групп продолжать работу по самообразованию в вопросах физического развития детей, подробно изучить методику проведения занятий по физвоспитанию.
Сроки: постоянно
Ответственные: воспитатели групп
Сроки: в течение учебного года.
Ответственные: воспитатели групп, инструктор по физвоспитанию.
Члены комиссии:
Форма проведения контроля
Разделы плана
физического развития, двигательных навыков детей.
Соответствие задач уровню развития КГН, знаний о ЗОЖ, физического развития и двигательных навыков детей
Организации питания, сна, закаливания
Формы организации двигательной деятельности: зарядка, гимнастика после сна, физминутки на занятиях, подвижные игры на прогулке и в группе
Наблюдение за детьми на занятиях по физкультуре, по другим разделам программы, в свободной деятельности, на прогулке
Посещение физкультурных досугов и праздников
Анализ заболеваемости детей
2. Оценка профессионального мастерства педагогов
Взаимосвязь работы воспитателя и воспитателя по физкультуре
Умение планировать и организовывать двигательный режим детей в течение дня
Умение руководить формированием у детей КГН, знаниями ЗОЖ, валеологии
Анализ проведения занятий воспитателем по физкультуре, взаимодействие педагогов
Собеседование с воспитателями по программе
Анализ самообразования воспитателей
Анализ предметно-развивающей среды в группе (компетентность воспитателя при ее создании)
3. Система планирования работы с детьми.
Изучение системы планирования физкультурно-оздоровительной работы в течение дня
Планирование активного отдыха: физкультурные развлечения, досуг
Проверка планирования занятий, индивидуальной работы с детьми, работы в групповых уголках и зонах, игровой деятельности
4. Создание условий для воспитания и обучения детей:
Создание условий для подвижных и спортивных игр детей
Условия для самостоятельной двигательной деятельности детей
Условия для реализации привития КГН и знаний о ЗОЖ
Анализ предметно-развивающей среды (с точки зрения ее содержания)
Анализ режимных моментов
5. Работа с родителями по данной проблеме
Индивидуальные беседы, консультации по организации физического воспитания, двигательной активности и закаливания, привития КГН и ЗОЖ дома.
Участие родителей в спортивных мероприятиях детского сада
Посещение родительских собраний
Анализ наглядной информации для родителей в группах
Опрос и анкетирование родителей
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ
предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей
Развитие и совершенствование всестороннего физического воспитания ребенка, его воздействие на организм — процесс долгий и сложный. Поэтому тщательное планирование учебного материала в дошкольных учреждениях имеет огромное значение. Оно предполагает распределение физических упражнений и приемов их проведения в различных формах работы по физическому воспитанию на определенный отрезок времени.
Программа решения задач физического воспитания ребенка включает общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры, игры-эстафеты, упражнения со спортивными элементами.
Педагог тщательно продумывает систему подготовительных и подводящих к освоению основных движений упражнений, учитывает основные физические принципы — систематичность, последовательность и т.д.
Важно при планировании учитывать этапы обучения, что обеспечивает систему усвоения программного материала.
В дошкольных учреждениях используются разные формы планирования, цикличное планирование с учетом смены времен года. Наиболее распространено спиралевидное, обеспечивающее постепенное усложнение двигательного действия от возраста к возрасту, от группы к группе. Оно подчиняется закону отрицания отрицания, обеспечивающему отмирание примитивных форм движения по мере формирования навыка, появления новых, более координированных и сложных технических видов движений.
Планируя двигательный материал, необходимо учитывать следующие факторы:
1.Выбор упражнений — это сложный процесс физического воспитания, предопределяющий всестороннее физическое совершенствование детей. Планируя, надо учитывать конкретные экономико-бытовые условия, правила гигиены, режим труда и отдыха, особенности врожденного физического развития детей, соответствие количества движений и способности ребенка их выполнять. Важно, чтобы при этом у ребенка возникали положительные эмоции.
2. Планирование должно гарантировать правильное и своевременное выполнение учебно-развивающих, оздоровительных и воспитательных задач на разных этапах обучения с учетом программных требований, контингента группы, условий работы. Исходя из этого составляется содержание занятий по физическому воспитанию, избираются методы обучения.
3. Планируется не только изучение новых упражнений, но и последующие этапы обучения, обеспечивающие прочное формирование двигательных навыков.
В дошкольных учреждениях составляется годовой план работы, а также план-график для каждой возрастной группы.
Общий годовой план разрабатывается заведующим дошкольным учреждением совместно с воспитателем по физическому воспитанию и всем педагогическим коллективом.
В разделе физического воспитания плана намечаются конкретные задачи, мероприятия, способствующие успешному решению обучающих задач, методы обучения, оборудование и инвентарь.
В плане нужно указать, какое спортивное оборудование и инвентарь имеются на территории дошкольного образовательного учреждения, что будет приобретено и т.д. В общем плане должны быть отражены и контакты детского сада с родителями, их совместная деятельность по улучшению здоровья и всестороннего физического развития детей.
Учебно-воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении — это систематическая, постоянная, четко направленная деятельность. Этим требованиям должна соответствовать и организация занятий по физическому воспитанию. На них дети изучают основные постепенно усложняющиеся движения. Занятия должны проводиться в одни и те же дни недели и часы, что помогает формировать у детей определенные привычки, любовь к физическим упражнениям, стремление добиваться лучших результатов.
На занятиях решаются все задачи физического воспитания, стоящие перед дошкольным образовательным учреждением, а также специфические задачи. На них должны преобладать элементы, развивающие движения детей, формирующие их осанку (дети учатся правильно стоять, сидеть, лежать, ходить, бегать, прыгать, бросать, лазать и т.д.). Чтобы дети приобрели навыки правильного исполнения основных движений, лучше всего выполнять их не статично, а двигаясь.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Также очень важно правильно спланировать и распределить программный материал по отдельным занятиям. Наиболее подходящим является графическое планирование. В ПЛАНЕ-ГРАФИКЕ целесообразно использовать способ спирального планирования, т.е. изучать одни и те же упражнения на нескольких занятиях подряд к возвращаться к ним спустя месяц, два, три и т.д. На протяжении одного занятия рекомендуется изучить 2—4 упражнения.
Составлять план-график нужно в соответствии со временем года, учитывая сложность упражнения, его воздействие на физическое развитие организма. Последовательность упражнений должна соответствовать способности детей их усваивать.
В плане-графике упражнения программного материала следует излагать так, чтобы в нем были последовательно поставлены все задачи физического воспитания: физическое развитие детского организма, выработка правильной осанки, усвоение упомянутых в программе основных движений, создание условий для свободного развития положительных качеств характера у детей. Для достижения намеченных целей нужно учить детей преодолевать трудности, считаться с интересами коллектива.
При составлении плана-графика применяются следующие принципы:
1. Подбирать упражнения для каждого занятия таким образом, чтобы они развивали основные группы мышц: рук, плеч, поясницы, брюшного пресса, ног.
2. Выполняя эти упражнения, дети должны получать необходимую физическую нагрузку.
3. Упражнения подбираются так, чтобы сложные, трудные чередовались с более легкими. После статичных, не динамичных упражнений предусмотреть выполнение более динамичных и подвижных.
Физическое воспита ние в дошкольном возрасте имеет особое значение.
Именно в этот п ериод закладываетс я основа здоровь я. В эти годы про исходит
становление двигатель ной активности детей. Ограничение же двигательной
активности противо речит биологическим потре бностям растущего
организма, отрицатель но сказывается на физическом состояни и, на развити е
двигательной сфер ы, отрицательно влияет на становлен ие функциональных
Следовательн о, оптимизац ия двигатель ного режима содейству ет
укреплению здоровья, физического и психического, а также эмоционального
благополу чия дошкольников, так ка к именно на положительном
эмоциональном фоне значитель но увеличиваются функциональные
- формирование у ребенка позиции созидателя в отношени и своего здоровья
и потребности к освоению це нностей физическ ой культу ры.
Для достижения цели програм мы решаю тся следующие зада чи:
1. Создание условий д ля разносто роннего р азвития, раскрытие двигательны х
способностей ребенка, форм ирование его физич еских качеств .
2. Обучение у мению дете й отслежива ть свой пу ть в пл ане физическ ого
3. Совершенствов ание навыков самооце нки физического зд оровья и
напрямую связанных с ним показателей физического разви тия и ф изической
Решение поставленн ых задач осуществляется на физкульту рных
занятиях, которые проводят ся в младшем дошколь ном возрасте два раза в
неделю, в среднем и старшем дошкольном возрасте три раза в неделю, в том
числе одно занятие на воздухе. Занятия провод ятся по подгруппам.
Формировани е подгру пп осуществляе тся с у четом состоя ния здоровья,
уровня физич еской подготовле нности и у ровня двигательн ой активности.
Чтобы физкульту рные занятия были радостным событие м для
дошкольников, мы исполь зуем средства, которые помогают со здавать и
корректировать нас троение ребенк а, его от ношение к движ ениям:
- м узыкальн ое сопровождение, аэробика, элементы танца, речитативы,
стихи . Наряду с традиционными методам и и приемами использу ем
- релаксация – учит детей приемам расслаблен ия, что является первым
условием не обходимым для восстан овления здоровья. Овладеть технико й
расслабления детям нетрудно. У н их развито в оображение. П аузы отдыха
восстанавливают силы и работоспособность, как и пол ноценный сон. Это
связано с тем, чт о отдыхают не толь ко мышцы, но и нервная система ;
- элементы психогимнаст ики (этюды, игры, упражнен ия) – направлены на
развитие поз навательной и эм оциональн о - личностной сфе р психики ребенка;
- вводн ая медита ция – помогает создать на за нятиях полож ительный
эмоциональны й настрой, у странить з амкнутость, снять усталость. С ее
- кинезиологич еские упражнен ия – способствую т развитию головног о мозга.
В своей работе использу ем так же фольклорный материал . Народны й
фольклор позволяет поддерж ивать интерес дошкольников к занятиям
физической культурой и приобщать их к традициям русского народа, что
Физкул ьтурные занятия пров одим в разл ичных формах:
- тр адицио нные учебно - тренировочные занятия – нап равлены на общую
- и гровые занятия – основаны н а играх раз ной подвижности, которые
подобраны та к, чтобы соответств овать с труктуре физку льтурных занят ий;
- сюжетные занятия – проводятся в форме д вигатель ного рассказа или
- двигательно - твор ческие занятия (для ста ршего дошкольн ого возраста) – на
них дети получают возможность относиться к движению как к предмету
творческого экспериме нтирования. Они не только передают зн ако мый о браз
в движении, но и учатся создавать новое движение, изменять и
преобразовывать его стру ктуру. Этому способствуют творческие
композици и: посре дством дви жений и поз дет и отгадыва ют двигатель ные
т.п. в процессе двигательно - творческих за нятий ребенок полу чает
- музыкально - ритми ческие занят ия (для детей старшего дошкольног о
возраста) – построены н а музыкально - ритмиче ских композициях, позволяю т
повышать двигатель ную активность, вызывают положительное
эмоциональное состояние, р азвиваю т чу вство ритма, пластичность и
- тематические занятия – с одним видом фи зических упражнений (лыжи,
футбол, баскетбол, бег и т.п.). Такие занятия пом огают приобрести знания и
- з анятия на воздухе – с большим содержанием интенсивных движений, в
основном цикличес кого характера, ко торые способствуют функциональ ному
совершенствов анию о рганизма, повышению его р аботос пособности,
развитию защитных сил по отношению к неб лагоп риятным факторам
формирование элементарны х знаний и представлений детей о значении
физической культуры, о знакомлен ие их с о строение м тела человека,
функциями различных органов. Такие занятия способству ют формированию
- контрольны е занят ия – проводятся в начале и конце учебного года для
получения информац ии об уровн е развития физических ка честв
дошкольников. Для детей среднего и старшего дошк ольного возраста т акие
Читайте также: