Анализ планирования работы по физическому воспитанию в доу

Обновлено: 08.07.2024

Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего.

Константин Дмитриевич Ушинский

Образовательная деятельность по физической культуре в дошкольном учреждении является основной формой организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Соответственно содержание образовательной деятельности по физической культуре составляют физические упражнения, обозначенные в программе по которой работает дошкольное учреждение.

Необходимым условием эффективного решения задачи формирования двигательных умений и навыков является планирование. Планирование – распределение физических упражнений и приёмов их проведения на определённый отрезок времени. Инструктор по физической культуре составляет перспективный план на год и календарный план на одну или две недели. Составление календарного плана без наличия перспективного способствует тому, что обучающие задачи решаются неравномерно, так как одни и те же движения встречаются часто, а другие отсутствуют долгое время и, соответственно не закрепляются. Кроме того, перспективное планирование помогает строить работу в определённой системе, соблюдать постепенное усложнение материала. Поэтому при составлении перспективного плана необходимо учитывать следующее:

Состояние здоровья, физического развития и физической подготовленности воспитанников. Учёт позволяет видеть изменения различных показателей у детей, определять правильность планирования и своевременно вносить в него соответствующие коррективы.

План должен быть информативным, понятным, кратким, поэтому я считаю, что для удобства в работе при планировании лучше использовать табличную форму, структура которой дублирует структуру образовательной деятельности по физической культуре. В таблицу кратко вносятся названия основных видов движений, подвижных и малоподвижных игр. Я в перспективный план вношу также строевые упражнения.

При планировании упражнений в основной части образовательной деятельности лучше использовать данную в программе последовательность основных видов движений.

Для удобства и достижения системности целесообразно составить схему планирования основных видов движений на каждую неделю. Начинать лучше с упражнений в равновесии, так как они требуют меньшей физической нагрузки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Аналитическая справка

1.Оценка профессионального мастерства воспитателей, планирование работы:

2.Формы организации двигательной деятельности:

3.Анализ предметно-развивающей среды показал:

4. Работа с родителям:

Состав комиссии для проведения тематической проверки:

Н.В.Сидоркова - председатель комиссии, заведующий;

Н.А.Маленькая – член комиссии, старший воспитатель;

Н.А.Кушель – член комиссии, педагог-психолог.

Дошкольные группы ДОО:

Младшая группа - Аверьянова Т.В., Туманян О.А.

Средняя группа – воспитатель Молчанова Л.В., Сидорова Е.Ф.,

Старшая группа - воспитатель Рогова Г.А., Шкода С.Н.,

Подготовительная группа - Харитонова Е.А., Соловьева В.В.

Задачи:

1.Изучить условия, созданные в группах для формирования у детей навыков здорового образа жизни

2.Изучить документацию педагогических работников ДОО по планированию и реализации вопросов физического воспитания, двигательной активности дошкольников.

3.Определить перспективы деятельности педагогического коллектива в области физкультурно-оздоровительной работы.

Методы организации контроля:

Наблюдение за детьми на занятиях по физкультуре, по другим разделам программы, в свободной деятельности, на прогулке

Посещение физкультурных досугов и праздников

Анализ заболеваемости детей

Анализ проведения занятий воспитателем по физкультуре, взаимодействие педагогов

Собеседование с воспитателями по программе

Анализ самообразования воспитателей

Анализ предметно-развивающей среды в группе (компетентность воспитателя при ее создании)

Проверка планирования занятий, индивидуальной работы с детьми, работы в групповых уголках и зонах, игровой деятельности

Анализ предметно-развивающей среды (с точки зрения ее содержания)

Анализ режимных моментов

Посещение родительских собраний

Анализ наглядной информации для родителей в группах

Опрос и анкетирование родителей

В МБДОУ дс «Колосок ст.Красноярской функционируют 5 дошкольных групп.

Одним из важных направлений работы ДОО является охрана и укрепление здоровья детей, обучение их здоровому образу жизни, формирование у дошкольников жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

В решении данного вопроса принимает участие весь персонал детского сада. На учебный год поставлена задача по оздоровлению детей, воспитанию у них потребности заботиться о своем здоровье. Инструктором по ФК Мосиенко Н.А. разработана комплексная система физкультурно-оздоровительной работы. Эффективно используются современные здоровьесберегающие методики и технологии.

В ходе тематической проверки просмотрены:

- утренняя гимнастика (инструктор по ФК Мосиенко Н.А.);

- занятия по ФК во всех возрастных группах (инструктор по ФК Мосиенко Н.А.);

- проведено спортивное развлечение.

Также был проведен анализ планирования работы педагогов и анкетирование родителей, анализ предметно-развивающей среды в группах и на участках, (проведен конкурс на лучший спортивный уголок), просмотрена деятельность детей во всех режимных моментах.

Проверка показала:

1.Оценка профессионального мастерства воспитателей,планирование работы:

Старшим воспитателем Н.А.Маленькойпроведен анализ планов работы воспитателей и инструктора по ФК по планированию физкультурно-оздоровительной работы и организации двигательной активности детей в режиме дня.

Документация по календарным планам воспитателей ведется аккуратно. Планирование осуществляется в соответствии с образовательной программой ДОО, соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей. На момент проверки вся документация находилась на рабочем месте, в заполненном состоянии.

С целью повысить двигательную активность детей в течении дня, сформировать двигательные навыки и умения, воспитателями дошкольных групп планируются:

-подвижные игры в течении дня в соответствии с перспективным планом работы:

- занятия по физкультуре, ЗОЖ.

-оздоровительная гимнастика послесна (комплекс оздоровительной гимнастики меняется 2 раза в месяц)

- индивидуальная работа по физическому развитию детей в соответствии с рекомендациями инструктора по ФК. (лазание по гимнастической скамейке, метание предметов вдаль, правильность выполнения прыжков, закрепление навыков выполнения спортивных упражнений, и т.д.)

- оформлена большая подборкафизкультминуток различной тематики.

У воспитателей имеется материал по организации двигательной активности детей: памятки, методические рекомендации, консультации по её организации с детьми разного возраста, перечень подвижных игр на каждую возрастную группу, комплексы гимнастики после дневного сна.

Но вместе с тем стоит отметить, что педагогами не планируются:

- совместное (с детьми) изготовление атрибутов, необходимых для той или иной игры,

- не в системе проводится оздоровительный бег на прогулке, дыхательная гимнастика перед прогулкой, гимнастика для глаз.

- занятия и совместные мероприятия с медицинским персоналом по пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.

Рекомендации:

- Педагогам дошкольных групп планировать совместное изготовление атрибутов для проведения игр и физкультурно-оздоровительных мероприятий совместно с детьми.

-Проводить совместные мероприятия с медицинским персоналом МБУЗ ЦРБ Цимлянского района по ЗОЖ для детей и родителей дошкольных групп.

- В качестве оздоравливающих процедур регулярно использовать оздоровительный бег на прогулке.

2.Формы организации двигательной деятельности:

-Утренняя гимнастика

В ходе проверки было отмечено: утренние гимнастики проводятся как инструктором по ФК, так и воспитателями. Комплекс утренней гимнастики меняется 2 раза в месяц.

У инструктора по ФК имеется подборка комплексов гимнастики для каждой возрастной группы с учетом умений и навыков детей и учетом физической нагрузки. Утренняя гимнастика проводится инструктором с музыкальным сопровождением.

-Занятия по физ.культуре.

Инструктором по ФК в соответствии с сеткой образовательной деятельности проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Широкий спектр нетрадиционного физкультурного оборудования в музыкально-спортивном зале способствует развитию интереса к занятиям, укреплению здоровья детей дошкольного возраста. На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитываетя уровень физической подготовки и здоровье детей. Инструктор по ФК Мосиенко Н.А. стремится пробудить у каждого ребенка интерес к занятиям по физической культуре, вовлекая в деятельность малоподвижных детей и регулируя двигательную активность подвижных ребят. Для двигательной активности детей доступна спортивная площадка детского сада, где дети осваивают первые навыки спортивных игр: футбол, баскетбол, бег на различные дистанции, предусмотрены спортивные комплексы для дошкольного возраста на развитие двигательных навыков детей (лазание, подлезание, перепрыгивание, равновесие).

В ходе посещенных занятий, выявилось, что нагрузка на спортивно – оздоровительных занятиях соответствует возрастной норме воспитанников, занятия сопровождаются музыкальным сопровождением, демонстрацией упражнений, которую проводит инструктор, упражнения и задания подобраны с учетом возможностей воспитанников, разнообразны, интересны и подаются в игровой форме. В спортивном зале проводится регулярное проветривание, в соответствии с утвержденным графиком проветривания.

Эмоциональный фон занятий положительный, инструктор по ФК Мосиенко Н.А. владеет знаниями возрастной психологии воспитанников дошкольных групп, применяет личностно – ориентированный подход к воспитанникам. На занятии чаще всего использует просьбу, одобрение, похвалу, подбадривает воспитанников. Замечания и порицания справедливы и эмоционально положительно окрашены.

В ходе занятий четко прослеживаются этапы: разминка, периоды большой и малой активности. Инструктор по физической культуре соблюдает и напоминает детям в ходе занятия о технике безопасности. На занятиях отрабатывается техника выполнения упражнений (прыжки в длину, бросок предмета на дальность, ходьба приставным шагом по скамейке). В ходе разминки воспитанникам предлагаются упражнения для мышц рук, ног, спины.

Контроль за дыханием воспитанников осуществляется регулярно, упражнения на восстановление дыхания проводятся в темпе, дети успевают выровнять дыхание. Прослеживается этап релаксации (упражнение на ковре: легли, успокоились, потянулись, послушали сердечки).

-Спортивно – оздоровительная работа на занятиях по физической культуре, проводимая инструктором по ФК организована на хорошем уровне;

-Инструктор Мосиенко Н.А. владеет методикой проведения физкультурных занятий и соответствующими знаниями возрастной психологии;

-Эмоционально – психологический фон занятий положительный.

3.Анализ предметно-развивающей среды показал:

Во всех группах имеются физкультурные уголки, укомплектованные атрибутами для игр с прыжками (скакалки, колечки), для игр с бросанием, ловлей, метанием (кегли, кольцебросы, мячи, мешочки с песком), имеются массажные коврики для профилактики плоскостопия.

Разнообразно содержание физкультурного уголка в средней группе (воспитатели Молчанова Л.В., Сидорова Е.Ф.), в подготовительной к школе группе (воспитатели Харитонова Е.А., Соловьева В.В.) Кроме вышеперечисленного здесь имеются дорожки здоровья, массажные мячики, картотека подвижных игр.

Во всех группах созданы условия для гигиенических процедур. Полотенца содержатся в порядке, согласно маркировке и списку детей. Мебель и постельные принадлежности также промаркированы.

4. Работа с родителям:

Эффективность работы по педагогов по физкультурно-оздоровительной работы с детьмив режиме ДООсчитать удовлетворительной.

В целом, контроль показал, что работа по физическому развитию в детском саду ведется в соответствии с современными требованиями, выполняются требования СанПин, принимают активное участие родители. В группах имеется игровой и спортивный инвентарь. Собеседование с педагогами показало достаточный уровень профессиональных знаний и умений по физическому развитию детей. Однако не все педагоги качественно планируют работу по физическому воспитанию, не используют в режимных моментах разнообразные формы организации физкультурно - оздоровительной работы.

Рекомендации:
1. Воспитателям младшей и старшей групп пополнить спортивные уголки инвентарём для организации подвижных и малоподвижных игр.

Сроки: до конца учебного года.

Ответственные: воспитатели групп .

2. Воспитателям всех возрастных групп во время проведения прогулок активно организовывать с детьми сюжетные, подвижные и малоподвижные игры, проводить индивидуальную работу по закреплению основных видов движений, использовать в необходимом количестве выносной материал.

Ответственные: воспитатели групп

3. Воспитателям всех возрастных групп продолжать работу по самообразованию в вопросах физического развития детей, подробно изучить методику проведения занятий по физвоспитанию.
Сроки: постоянно

Ответственные: воспитатели групп

Сроки: в течение учебного года.

Ответственные: воспитатели групп, инструктор по физвоспитанию.

Члены комиссии:

Форма проведения контроля

Разделы плана

физического развития, двигательных навыков детей.

Соответствие задач уровню развития КГН, знаний о ЗОЖ, физического развития и двигательных навыков детей

Организации питания, сна, закаливания

Формы организации двигательной деятельности: зарядка, гимнастика после сна, физминутки на занятиях, подвижные игры на прогулке и в группе

Наблюдение за детьми на занятиях по физкультуре, по другим разделам программы, в свободной деятельности, на прогулке

Посещение физкультурных досугов и праздников

Анализ заболеваемости детей

2. Оценка профессионального мастерства педагогов

Взаимосвязь работы воспитателя и воспитателя по физкультуре

Умение планировать и организовывать двигательный режим детей в течение дня

Умение руководить формированием у детей КГН, знаниями ЗОЖ, валеологии

Анализ проведения занятий воспитателем по физкультуре, взаимодействие педагогов

Собеседование с воспитателями по программе

Анализ самообразования воспитателей

Анализ предметно-развивающей среды в группе (компетентность воспитателя при ее создании)

3. Система планирования работы с детьми.

Изучение системы планирования физкультурно-оздоровительной работы в течение дня

Планирование активного отдыха: физкультурные развлечения, досуг

Проверка планирования занятий, индивидуальной работы с детьми, работы в групповых уголках и зонах, игровой деятельности

4. Создание условий для воспитания и обучения детей:

Создание условий для подвижных и спортивных игр детей

Условия для самостоятельной двигательной деятельности детей

Условия для реализации привития КГН и знаний о ЗОЖ

Анализ предметно-развивающей среды (с точки зрения ее содержания)

Анализ режимных моментов

5. Работа с родителями по данной проблеме

Индивидуальные беседы, консультации по организации физического воспитания, двигательной активности и закаливания, привития КГН и ЗОЖ дома.

Участие родителей в спортивных мероприятиях детского сада

Посещение родительских собраний

Анализ наглядной информации для родителей в группах

Опрос и анкетирование родителей

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей

Развитие и совершенствование всестороннего физического воспитания ребенка, его воздействие на организм — процесс долгий и сложный. Поэтому тщательное планирование учебного материала в дошкольных учреждениях имеет огромное значение. Оно предполагает распределение физических упражнений и приемов их проведения в различных формах работы по физическому воспитанию на определенный отрезок времени.

Программа решения задач физического воспитания ребенка включает общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры, игры-эстафеты, упражнения со спортивными элементами.

Педагог тщательно продумывает систему подготовительных и подводящих к освоению основных движений упражнений, учитывает основные физические принципы — систематичность, последовательность и т.д.

Важно при планировании учитывать этапы обучения, что обеспечивает систему усвоения программного материала.

В дошкольных учреждениях используются разные формы планирования, цикличное планирование с учетом смены времен года. Наиболее распространено спиралевидное, обеспечивающее постепенное усложнение двигательного действия от возраста к возрасту, от группы к группе. Оно подчиняется закону отрицания отрицания, обеспечивающему отмирание примитивных форм движения по мере формирования навыка, появления новых, более координированных и сложных технических видов движений.

Планируя двигательный материал, необходимо учитывать следующие факторы:

1.Выбор упражнений — это сложный процесс физического воспитания, предопределяющий всестороннее физическое совершенствование детей. Планируя, надо учитывать конкретные экономико-бытовые условия, правила гигиены, режим труда и отдыха, особенности врожденного физического развития детей, соответствие количества движений и способности ребенка их выполнять. Важно, чтобы при этом у ребенка возникали положительные эмоции.

2. Планирование должно гарантировать правильное и своевременное выполнение учебно-развивающих, оздоровительных и воспитательных задач на разных этапах обучения с учетом программных требований, контингента группы, условий работы. Исходя из этого составляется содержание занятий по физическому воспитанию, избираются методы обучения.

3. Планируется не только изучение новых упражнений, но и последующие этапы обучения, обеспечивающие прочное формирование двигательных навыков.

В дошкольных учреждениях составляется годовой план работы, а также план-график для каждой возрастной группы.

Общий годовой план разрабатывается заведующим дошкольным учреждением совместно с воспитателем по физическому воспитанию и всем педагогическим коллективом.

В разделе физического воспитания плана намечаются конкретные задачи, мероприятия, способствующие успешному решению обучающих задач, методы обучения, оборудование и инвентарь.

В плане нужно указать, какое спортивное оборудование и инвентарь имеются на территории дошкольного образовательного учреждения, что будет приобретено и т.д. В общем плане должны быть отражены и контакты детского сада с родителями, их совместная деятельность по улучшению здоровья и всестороннего физического развития детей.

Учебно-воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении — это систематическая, постоянная, четко направленная деятельность. Этим требованиям должна соответствовать и организация занятий по физическому воспитанию. На них дети изучают основные постепенно усложняющиеся движения. Занятия должны проводиться в одни и те же дни недели и часы, что помогает формировать у детей определенные привычки, любовь к физическим упражнениям, стремление добиваться лучших результатов.

На занятиях решаются все задачи физического воспитания, стоящие перед дошкольным образовательным учреждением, а также специфические задачи. На них должны преобладать элементы, развивающие движения детей, формирующие их осанку (дети учатся правильно стоять, сидеть, лежать, ходить, бегать, прыгать, бросать, лазать и т.д.). Чтобы дети приобрели навыки правильного исполнения основных движений, лучше всего выполнять их не статично, а двигаясь.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Также очень важно правильно спланировать и распределить программный материал по отдельным занятиям. Наиболее подходящим является графическое планирование. В ПЛАНЕ-ГРАФИКЕ целесообразно использовать способ спирального планирования, т.е. изучать одни и те же упражнения на нескольких занятиях подряд к возвращаться к ним спустя месяц, два, три и т.д. На протяжении одного занятия рекомендуется изучить 2—4 упражнения.

Составлять план-график нужно в соответствии со временем года, учитывая сложность упражнения, его воздействие на физическое развитие организма. Последовательность упражнений должна соответствовать способности детей их усваивать.

В плане-графике упражнения программного материала следует излагать так, чтобы в нем были последовательно поставлены все задачи физического воспитания: физическое развитие детского организма, выработка правильной осанки, усвоение упомянутых в программе основных движений, создание условий для свободного развития положительных качеств характера у детей. Для достижения намеченных целей нужно учить детей преодолевать трудности, считаться с интересами коллектива.

При составлении плана-графика применяются следующие принципы:

1. Подбирать упражнения для каждого занятия таким образом, чтобы они развивали основные группы мышц: рук, плеч, поясницы, брюшного пресса, ног.

2. Выполняя эти упражнения, дети должны получать необходимую физическую нагрузку.

3. Упражнения подбираются так, чтобы сложные, трудные чередовались с более легкими. После статичных, не динамичных упражнений предусмотреть выполнение более динамичных и подвижных.

Физическое воспита ние в дошкольном возрасте имеет особое значение.

Именно в этот п ериод закладываетс я основа здоровь я. В эти годы про исходит

становление двигатель ной активности детей. Ограничение же двигательной

активности противо речит биологическим потре бностям растущего

организма, отрицатель но сказывается на физическом состояни и, на развити е

двигательной сфер ы, отрицательно влияет на становлен ие функциональных

Следовательн о, оптимизац ия двигатель ного режима содейству ет

укреплению здоровья, физического и психического, а также эмоционального

благополу чия дошкольников, так ка к именно на положительном

эмоциональном фоне значитель но увеличиваются функциональные

- формирование у ребенка позиции созидателя в отношени и своего здоровья

и потребности к освоению це нностей физическ ой культу ры.

Для достижения цели програм мы решаю тся следующие зада чи:

1. Создание условий д ля разносто роннего р азвития, раскрытие двигательны х

способностей ребенка, форм ирование его физич еских качеств .

2. Обучение у мению дете й отслежива ть свой пу ть в пл ане физическ ого

3. Совершенствов ание навыков самооце нки физического зд оровья и

напрямую связанных с ним показателей физического разви тия и ф изической

Решение поставленн ых задач осуществляется на физкульту рных

занятиях, которые проводят ся в младшем дошколь ном возрасте два раза в

неделю, в среднем и старшем дошкольном возрасте три раза в неделю, в том

числе одно занятие на воздухе. Занятия провод ятся по подгруппам.

Формировани е подгру пп осуществляе тся с у четом состоя ния здоровья,

уровня физич еской подготовле нности и у ровня двигательн ой активности.

Чтобы физкульту рные занятия были радостным событие м для

дошкольников, мы исполь зуем средства, которые помогают со здавать и

корректировать нас троение ребенк а, его от ношение к движ ениям:

- м узыкальн ое сопровождение, аэробика, элементы танца, речитативы,

стихи . Наряду с традиционными методам и и приемами использу ем

- релаксация – учит детей приемам расслаблен ия, что является первым

условием не обходимым для восстан овления здоровья. Овладеть технико й

расслабления детям нетрудно. У н их развито в оображение. П аузы отдыха

восстанавливают силы и работоспособность, как и пол ноценный сон. Это

связано с тем, чт о отдыхают не толь ко мышцы, но и нервная система ;

- элементы психогимнаст ики (этюды, игры, упражнен ия) – направлены на

развитие поз навательной и эм оциональн о - личностной сфе р психики ребенка;

- вводн ая медита ция – помогает создать на за нятиях полож ительный

эмоциональны й настрой, у странить з амкнутость, снять усталость. С ее

- кинезиологич еские упражнен ия – способствую т развитию головног о мозга.

В своей работе использу ем так же фольклорный материал . Народны й

фольклор позволяет поддерж ивать интерес дошкольников к занятиям

физической культурой и приобщать их к традициям русского народа, что

Физкул ьтурные занятия пров одим в разл ичных формах:

- тр адицио нные учебно - тренировочные занятия – нап равлены на общую

- и гровые занятия – основаны н а играх раз ной подвижности, которые

подобраны та к, чтобы соответств овать с труктуре физку льтурных занят ий;

- сюжетные занятия – проводятся в форме д вигатель ного рассказа или

- двигательно - твор ческие занятия (для ста ршего дошкольн ого возраста) – на

них дети получают возможность относиться к движению как к предмету

творческого экспериме нтирования. Они не только передают зн ако мый о браз

в движении, но и учатся создавать новое движение, изменять и

преобразовывать его стру ктуру. Этому способствуют творческие

композици и: посре дством дви жений и поз дет и отгадыва ют двигатель ные

т.п. в процессе двигательно - творческих за нятий ребенок полу чает

- музыкально - ритми ческие занят ия (для детей старшего дошкольног о

возраста) – построены н а музыкально - ритмиче ских композициях, позволяю т

повышать двигатель ную активность, вызывают положительное

эмоциональное состояние, р азвиваю т чу вство ритма, пластичность и

- тематические занятия – с одним видом фи зических упражнений (лыжи,

футбол, баскетбол, бег и т.п.). Такие занятия пом огают приобрести знания и

- з анятия на воздухе – с большим содержанием интенсивных движений, в

основном цикличес кого характера, ко торые способствуют функциональ ному

совершенствов анию о рганизма, повышению его р аботос пособности,

развитию защитных сил по отношению к неб лагоп риятным факторам

формирование элементарны х знаний и представлений детей о значении

физической культуры, о знакомлен ие их с о строение м тела человека,

функциями различных органов. Такие занятия способству ют формированию

- контрольны е занят ия – проводятся в начале и конце учебного года для

получения информац ии об уровн е развития физических ка честв

дошкольников. Для детей среднего и старшего дошк ольного возраста т акие

Читайте также: