Анализ планирования образовательного процесса в доу

Обновлено: 30.06.2024

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость пересмотра деятельности дошкольной образовательной организации в области планирования, в формах организации образовательного процесса и обновления его структуры, а также изменения позиции воспитателя по отношению к детям.

Основой образовательного процесса является планирование.

Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Ведь планирование педагогического процесса в группе — дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, методов и приемов общения и воспитания. Эффективность образовательного процесса в ДОО во многом зависит от качества его планирования.

Какой, все-таки, план нужен сегодня дошкольной образовательной организации?

Планировать – составлять, разрабатывать планы, проекты, размечать какое-либо место, пространство под что-либо в соответствии с планом (Советский энциклопедический словарь).

Планирование это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

Прежде всего, план — это целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение рабочего дня, учебного года, избежать перегрузок. Благодаря наличию плана, воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и дидактические материалы будет использовать.

Мы хорошо понимаем, что план воспитательно-образовательной работы с детьми является обязательной педагогической документацией воспитателя. Это документ, по которому работают два сменных педагога. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным.

Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач. В первую очередь, воспитатели ориентируются на интересы группы, на то, чем живут ее воспитанники.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования нет жестко заданных требований к формам планирования образовательной деятельности, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Но она должна быть гибкая, эффективная и целостная. У каждого педагога сложилась своя система планирования, у каждого имеются собственные разработки планов и отдельных организационных моментов. Но сегодня важно соблюдение некоторых условий:

  • объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
  • выделение целей и задач планирования на определенный период работы;
  • соотнесение целей и задач с образовательной программой дошкольной образовательной организацией;
  • учет приоритетных направлений ДОО;
  • четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
  • выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат;
  • учет специфических особенностей возрастной группы;
  • учет возможностей педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • уровень профессиональной компетентности педагогов.

Важно, чтобы планирование не вступило в противоречие с образовательной программой дошкольной образовательной организации, смогло бы учесть приоритетные направления деятельности и определить перспективу развития ДОО.

В практике нашего дошкольного учреждения сложилась своя система планирования воспитательно-образовательного процесса, в соответствии с ФГОС ДО. Именно она, на наш взгляд, будет способствовать повышению качества дошкольного образования в условиях стандартизации.

Сегодня считается, что комплексно-тематическое планирование является наиболее актуальным и эффективным при реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации.

Именно этот принцип и взят нами за основу. Педагоги нашего ДОУ уже знают, что прежде чем приступить к планированию, им необходимо:

  • провести проблемно-ориентированный анализ своей работы;
  • выбрать эффективные методы и приемы, ориентированные на достижение прогностических результатов;
  • определить формы учета и контроля качества организации целостного образовательного процесса;
  • использовать эффективные пути сотрудничества с родителями, формируя при этом мотивацию к повышению качества образовательных отношений.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

  • обеспечивать принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
  • основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • включать интеграцию всех образовательных областей;
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих задач;
  • содержать цели при организации детских видов деятельности;
  • соблюдать учет возрастных и психолого-педагогических основ дошкольной педагогики.

Дети становятся соучастниками и главными заказчиками событийных проживаний в детском саду. Вот что сегодня является основой планирования. Воспитатель начинает непринужденный разговор с детьми и, определив их интересы, ненавязчиво, подводит к обозначению темы. Когда обсуждение темы достигает своего эмоционального пика, дети совместно с воспитателем начинают составлять план совместных действий. И в каждом возрастном периоде он свой: схематичный, рисованный или моделируемый.

Согласно плану совместных действий педагог вместе с детьми выбирает формы работы. Взрослый помогает детям найти необходимые средства и способы. В младшем дошкольном возрасте активная роль принадлежит взрослому. Постепенно активность взрослого снижается, воспитатель не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей.

А далее - наступает очередь совместного планирования двух воспитателей. Структура плана воспитательно-образовательной работы состоит из четырех разделов, каждый из которых наполняется содержанием в соответствии с тематическим периодом: «Задачи и

Обязательно определяется ведущая образовательная область и ее интеграция с другими областями. Планируются задачи тематического периода по каждой образовательной области.

Далее, планируется работа по организации, насыщению и обогащению развивающей предметно-пространственной среды. Здесь воспитателем учитываются все возможные условия и усилия коллектива детского сада, родителей и партнеров с учетом тематической направленности, специфики группы, интересов и потребностей детей, зоны их ближайшего развития.

В условиях видового разнообразия дошкольных учреждений не может быть единого для всех ДОО плана образовательной работы. Педагогический коллектив каждого конкретного учреждения составляет свой план с учетом Стандартов, специфики деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей.

Планирование осуществляется на неделю, где прописываются все виды деятельности:

  • организованная;
  • совместная;
  • самостоятельная

Обязательно прописывается цель всей проводимой деятельности с детьми, формы работы, а также предполагаемая самостоятельная деятельность детей.

И ещё: чтобы план был целостным и системным, мы предлагаем воспитателям циклограмму воспитательно-образовательного процесса в соответствии со Стандартом.

Примерная циклограма воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО

Таблица

Режимные моменты:

  • утренняя гимнастика;
  • подготовка к завтраку, завтрак;
  • подготовка к прогулке, возвращение с прогулки;
  • подготовка к обеду, обед;
  • подготовка ко сну.

Режимные моменты:

  • подъем, воздушные и водные процедуры,
  • подготовка к полднику/ужину, полдник/ ужин

Индивидуальная работа

НОД

Совместная деятельность:

  • игровая,
  • коммуникативная,
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд,
  • познавательно-исследовательская,
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • конструирование,
  • изобразительная,
  • музыкальная,
  • двигательная.

Самостоятельная деятельность

(создание развивающей предметно-пространственной среды, проблемных ситуаций в среде, мотивации к самостоятельной деятельности)

Сотрудничество с родителями

Перед 2-й прогулкой

Совместная деятельность:

  • игровая,
  • коммуникативная,
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд,
  • познавательно-исследовательская,
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • конструирование,
  • изобразительная,
  • музыкальная,
  • двигательная.

Дополнительное образование

1-я прогулка

Совместная деятельность:

  • игровая,
  • коммуникативная,
  • трудовая,
  • познавательно-исследовательская,
  • двигательная.

Самостоятельная деятельность детей

Индивидуальная работа

2-я прогулка

Совместная деятельность:

  • игровая,
  • коммуникативная,
  • трудовая,
  • познавательно-исследовательская,
  • двигательная.

Самостоятельная деятельность детей

Вечер

Самостоятельная деятельность детей

Индивидуальная работа

Сотрудничество с родителями

Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется воспитателями группы совместно на неделю на основе предложенной циклограммы.

В циклограмме отражается первая и вторая половина дня, указаны формы организации деятельности:

  • Совместная образовательная деятельность взрослого и детей через организацию различных видов детской деятельности;
  • Непосредственно образовательная деятельность с детьми (согласно расписанию);
  • Организация образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
  • Индивидуальная работа;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Прогулка (наблюдение, труд, подвижная игра, индивидуальная работа по развитию движений, самостоятельная деятельность);
  • Сотрудничество с родителями по реализации ООП ДО.

Такой подход к организации целостного образовательного процесса придаст воспитателю системность и последовательность в работе, творчески подходить к отбору содержания планирования, исключить формализм и шаблонность.

Позволит наполнить жизнь ребенка интересным содержанием, обеспечит постоянную смену действий и впечатлений, позволит "прожить" дошкольный период не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать каждый новый день.

А главное - повысит качество образовательной деятельности в детском саду.

Сроки проведения : 30.09.2019 г.

Вопросы, подлежащие проверке:

1. Наличие планов;

2. Соответствие темам календарно-тематического планирования;

3. Структура написания НОД;

4. Структура и содержание режимных моментов;

5. Организация РППС;

6. Работа с родителями.

Основные формы и методы проверки:

  1. Просмотр документации.
  2. Анализ документации.
  3. Беседа с воспитателями.

В ходе проверки выявлено:

1. НАЛИЧИЕ ПЛАНОВ:

Во всех группах планы имеются, составляются еженедельно и написаны в полном объеме.

2. СООТВЕТСТВИЕ ТЕМАМ КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ:

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ:

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ:

Во всех проверяемых группах структура написания режимных моментов соответствует утвержденной форме ведения ежедневных планов воспитательно- образовательной работы педагога: утро, прогулка 1, вечер, прогулка 2.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ РППС:

В планах проверяющих групп прописана в полном объеме и соответствует содержанию всех режимных моментов: в режимных моментах на утро и вечер прописаны материалы и оборудования необходимые для осуществления работы педагога с ребенком и для самостоятельной деятельности детей в уголках группы; для прогулки прописан выносной материал.

6. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

Содержание работы с родителями пишется каждый день. Воспитателями указаны дни групповых мероприятий, которые будут проведены; мероприятия индивидуального характера; все прописанная работа носит рекомендательный характер.

1. Продолжать написания ежедневных планов воспитательно-образовательной работы с детьми;

5. Продолжать обогащать РППС в соответствии с деятельностью детей в режимных моментах;

6. Продолжать расписывать работу с родителями, используя разнообразные формы.

По результатам проверок комплексных планов работы дошкольных образовательных организаций были выявлены следующие проблемы планирования :

1. Нет анализа в годовом плане или он очень поверхностный.

2. В анализе работы ДОО за год сформулированы одни задачи, а в плане мероприятия не соответствуют реализации этих задач.

3. Не прописаны исполнители конкретные, просто в ответственных написано - педагог.

4. В справке выявлены одни проблемы, а задачи сформулированы совсем другие.

Деятельность любого учреждения тоже имеет начало и конец. Любая деятельность осуществляется на основе планирования, согласно которому работает педагогический коллектив. В дошкольном учреждении началом деятельности является годовой план, а концом деятельности педагогического коллектива — самоанализ выполнения годового плана.

Планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задач на предстоящий период. Поэтому своё выступление я начну с основ анализа работы за год.

Слайд 2. В современной теории менеджмента выделяют различные технологии анализа : анализ исходного состояния, проблемно-ориентированный анализ, анализ силового поля или факторный, системный (нормативный) анализ, комплексный анализ, самоанализ и т. д.

Одним из наиболее значимых является педагогический анализ.

Слайд 3. В дошкольном учреждении анализу подвергаются программы, кадры, материально-техническая база, состояние здоровья воспитанников, взаимодействие с социумом, запросы родителей и другое. Анализ всех этих сторон жизни деятельности ДОУ помогает написанию реального годового плана.

Итак, результаты педагогического анализа необходимы, чтобы обогатить содержание функций управления. Особенно сильна эта связь с функцией контроля, в ходе которого осуществляется сбор необходимой информации о педагогическом процессе. В свою очередь, контроль будет недостаточно эффективным, если его данные не подвергаются педагогическому анализу.

2. Содержание педагогического анализа

В отличие от других функций, например планирования или организации, педагогический анализ внешне менее эффективен, он как бы в тени, носит латентный характер, в то время как в действительности он требует максимума интеллектуального напряжения личности, сформированного аналитического мышления, проявляющегося в умении обобщать, сравнивать, систематизировать, синтезировать педагогические факты и явления.

Цель педагогического анализа заключается в раскрытии причин положительных или отрица-тельных явлений педагогического процесса с целью влияния на них.

Слайд 4. Белая К. Ю. предлагает, следующую структуру – анализа конечных результатов прошедшего учебного года – который может быть оформлен в схемах с краткими выводами по каждому подразделу.

1-й подраздел включает анализ :

• состояния здоровья воспитанников;

• заболеваемости детей и сотрудников в течение года,

• суммарных данных по группам здоровья для организации специальной лечебно профилактической работы;

• результатов организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания,

• организации рационального питания и др.

Здесь же даются общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни, определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.

Слайд 5. 2-й подраздел включает анализ результатов выполнения программы по всем направлениям. Анализируется уровень познавательного развития детей, социально-нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др. Формулируются общие выводы и определяются резервы повышения уровня выполнения программы.

Слайд 6. В 3-м подразделе анализируются уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития детей, поступающих в школу). Далее следуют общие выводы и указываются резервы повышения результативности работы по данному подразделу.

Слайд 7. В 4-м подразделе анализируются результаты повышения квалификации и аттестации педагогов; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства); системы методической работы в ДОУ. Анализируется научно-методическая обеспеченность учебно-воспитательного процесса. Формулируются общие выводы, выявленные тенденции и определяются резервы планирования работы с кадрами и оснащения методического кабинета на следующий учебный год.

Итоги повышения квалификации и переаттестации педагогов в анализируемом учебном году целесообразно отражать отдельно.

Слайд 9. В 6-м подразделе анализируются итоги административно-хозяйственной работы, а также материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ. В данном разделе анализируется проведенный капитальный и косметический ремонт в ДОУ, приобретенное оборудование, мебель, и т. д. Кроме этого, если ДОУ имеет свою специфику, то в анализе следует отразить, какая работа была проведена в данном направлении.

Слайд 10. В нашем ДОО мы выстраиваем анализ идентичный рекомендованному К. Ю. Белой. Он представлен на слайде.

Важно провести на конец учебного года и анкетирование затруднений педагогов, и результаты занести в сводную таблицу, из которой будет видно, по каким вопросам у педагогов больше всего затруднений.

После такого анализа можно приступать к целеобразованию. В результате следует построить иерархию целей и задач деятельности педагогов, определить их соподчинение.

Анализ планов ДОУ показал, что наибольшие затруднения возникают именно при формулировании целей и задач. Если всесторонне проанализировать итоги работы за прошедший год, то будет легче определить перспективу на следующий год.

Приведу пример из анализа нашего детского сада:

Слайд 11. …. «По результатам анализа качества освоения программного материала воспитанниками по образовательным областям была выявлена проблема при реализации направления познавательного развития.

…«По итогам анкетирования педагогов были выявлены слабые места в работе в работе педагогов в следующих разделах:

• Формирование познавательной активности дошкольников.

• Организация игровой деятельности.

Вопросы для обобщения опыта:

….«По итогам реализации вышеназванных мероприятий было выявлено, что педагоги отлично владеют методом проектирования, но недостаточно имеют практические знания использования других современных деятельностных технологий:

• технология исследовательской деятельности;

Слайд 12. … «По итогам анализа были нами были сформулированы следующие задачи:

1. Создать организационно-методические условия для внедрения ФГОС дошкольного образования и построение образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода.

2. Продолжать совершенствовать профессиональные компетентности педагогов при внедрении ФГОС ДО через повышение квалификации и развитие творческого потенциала работников в целях повышения эффективности образовательного процесса.

3. Развитие у детей познавательной активности, любознательности, социально-коммуникативных качеств, стремление к самостоятельному познанию и размышлению через внедрение современных образовательных технологий:

• технология исследовательской деятельности;

Как видите задачи сформулированы в трё х направлениях: общая для ДОУ, педагогов и детей. На новый учебный год следует планировать 2 новые задачи и 1 – 2 на совершенствование (доработку). Годовые задачи не должны меняются в течение года, а запланированные мероприятия могут корректироваться.

Слайд 13. Для примера представлю задачи нашего ДОО из прошлых лет:

1. Продолжать работу по созданию оптимальных условий для эффективного сотрудничества педагогов и родителей на дифференцированной основе в условиях реализации ФГОС с целью повышения их социально – педагогической компетентности, профилактики семейного неблагополучия.

2. Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов через вовлечение всех педагогов в процесс обобщения и распространения положительных достижений и активного участия в конкурсном движении различных уровней и направленностей.

3. Повысить уровень развития социально-коммуникативного развития воспитанников посредством повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации различных видов детской деятельности.

Слайд 14 Или такая группа задач:

1. Создание организационно-методических условий для внедрения ФГОС дошкольного образования и построение образовательной деятельности на основе современных образовательных технологий, обеспечивающих сотворчество взрослых и детей, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающих социальную ситуацию его для последующего обучения в школе;

3. Осуществить комплексный подход к воспитанию у детей начал патриотических чувств, формированию у них активной жизненной позиции через познавательную деятельность

Слайд 16. Слайд 17. и с учётом следующих принципов, задач и условий представленных на слайде.

Планирование - это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить.

Годовой план охватывает все стороны учебно-воспитательной работы ДОО и предусматривает ее непрерывность и последовательность, т. е. каждый новый этап работы базируется на достигнутом предыдущем уровне развития, который становится исходным на пути движения к новой норме деятельности, конечному планированию результатов посредством скорректированных средств, методов, способов действий.

В составлении годового плана принимают участие профсоюзная организация, педагогический коллектив, медицинские работники детского сада. Обсуждается и утверждается годовой план работы на августовском педсовете.

Слайд 18. Новое время способствует проявлению творчества во всех сферах деятельности ДОО. Этот процесс коснулся и годового планирования. Каждое дошкольное учреждение имеет право выбрать свою форму годового плана. Составить план — значит спроектировать работу, создать модель действий. Этапы составления плана для всех форм планирования представлены на слайде

Годовой план должен иметь цель, которая осуществляется через решение задач. Потом намечается система деятельности по выполнению данных задач, указываются последовательность действий и сроки выполнения.

За реализацию годового плана отвечает весь коллектив. Поэтому в плане надо отражать роль каждого педагога в его реализации. На выполнение плана оказывает влияние и окружающий социум. И его влияние тоже должно найти отражение в планировании.

Оформление годового плана работы дошкольного учреждения может быть самым разнообразным. Он может быть составлен в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме : схематично-блочной, календарной (разбитой по месяцам, цикличной по формам работы и т. д. Ориентируясь на основное содержание деятельности и ее направленность на конечные результаты, рассмотрим годовой план работы ДОО, в котором ежегодно присутствуют одни и те же разделы. Меняются только цели и содержание разделов, которые определяются полученными результатами.

Слайд 19, 20, 21 22. Предлагаю вам варианты структур годового плана различных авторов.

Слайд 23 Основные разделы годового плана работы дошкольного учреждения.

• Анализ конечных результатов прошедшего учебного года.

• Планирование деятельности ДОУ на очередной учебный год:

• обеспечение здоровья и здорового образа жизни;

• обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии с реализуемой в ДОУ программой;

• создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;

• научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

• взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями;

• укрепление материально-технической и финансовой базы.

Ежегодно планируются мероприятия по перечисленным направлениям деятельности, но цели и задачи формируются разные, в зависимости от полученных результатов.

Годовой план ДОУ должен учитывать все виды ресурсов, их состояние, способы и возможности использования. Приступая к составлению годового плана ДОУ, необходимо помнить, что этот план рассчитан на весь педагогический коллектив учреждения. От каждого педагога зависит, содействует ли его работа выполнению намеченных целей и задач плана.

Структура годового плана состоит из :

I. Анализа деятельности учреждения за прошедший учебный год:

определение уровня развития детей;

определение психолого-педагогических условий воспитания и обучения, обеспечивающих это развитие:

II. Основных направлений деятельности учреждения с учетом результатов прошлого года, т. е. собственно план.

1. Методическая (организационно-педагогическая) работа.

2. Работа с кадрами.

4. Работа с родителями.

5. Административно-хозяйственная работа.

6. Оздоровительная работа.

Слайд 24. Подобную структуру предлагает и К. Ю. Белая:

1. Анализ полученных результатов прошедшего учебного года.

2. Планирование деятельности ДОУ на … учебный год.

2.1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни;

2.3. Создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;

2.4. Научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

2.5. Взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями:

2.6. Укрепление материально-технической базы

Содержание плана работы :

Слайд 25. Работа с кадрами

В этом разделе предполагается подбор и расстановка кадров и повышение уровня профессиональной квалификации педагогов.

Слайд 27. 3. Работа с родителями, школой и другими организациями. Планируются совместная работа детского сада с семьями воспитанников, деятельность различных кружков, изучение опыта семейного воспитания, работа с неблагополучными семьями, консультации для родителей по актуальным вопросам семейного воспитания и др.

Слайд 28. 4. Административно - хозяйственная работа. Раздел включает мероприятия, направленные на создание наилучших условий для организации жизни, воспитания и обучения дошкольников.

Итак планируя по результатам необходимо обязательно планировать мероприятия решающие выявленные проблемы: это и семинары, практикумы, консультации, творческие группы, постоянно-действующие семинары и т. д.

Слайд 29. План рассматривается, согласовывается на заседании педагогического совета и утверждается руководителем.

Слайд 30. Хочу представить вашему вниманию, как в нашем детском саду составляется.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Аналитическая справка

по итогам оперативных контрольных мероприятий

Цель проверки: выявление состояния планирования работы педагогами групп как основной формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Сроки проверки: с 24.09. по 25.09.2020 года.

сферу контроля были включены объекты:

Наличие, системность и вариативность перспективного, календарно - тематического планирования работы педагогов групп.

По результатам контроля выявлено: Планирование воспитательно-образовательного процесса во всех возрастных группах МДОУ осуществляется на основе нормативных требований к технологии разработки перспективного и календарного планирования, с учетом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей дошкольного возраста. Педагоги активно используют возможность варьировать, дополнять, изменять формы работы с воспитанниками в различные режимные моменты, придерживаясь при этом общих правил составления календарного плана. Формы планирования образовательного процесса соответствуют блочно-тематическому календарному принципу. В перспективном плане работы воспитатели охватывают основные блоки: образовательно-воспитательная, оздоровительная работа, игровая деятельность, работа с родителями

т.д. Должное внимание педагоги уделяют вопросам нравственно-патриотического воспитания, формированию интереса к природе, окружающему и социальному миру.

В работе с родителями в основном преобладают традиционные формы: консультации, беседы, запланированы родительские собрания Должное внимание уделено индивидуальной работе в режиме дня. Карты индивидуального развития оформляются согласно с предложенными методическими рекомендациями.

Планирование утреннего отрезка времени. Основная задача, которую ставят педагоги, планируя утренний отрезок времени, состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада. Утренний приѐм - наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребѐнком. В эти часы планируется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Это работа по:

исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения;

развитию устной речи и выработке правильной интонации;

физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности) и др.

При планировании индивидуальной работы с детьми воспитатели указывают конкретно имена тех детей, с кем будет заниматься. По содержанию планирования в утренний отрезок времени педагоги включают: утреннюю гимнастику, игровую деятельность, познавательную деятельность, трудовую деятельность. В утренний отрезок времени воспитатели также планируют и организуют избирательную деятельность детей, их свободное пользование пластилином, карандашами, красками, книгами для раскрашивания; конструирование из строительного материала и бумаги, бросового и природного материала. В планах так же находит отражение кропотливая работа воспитателя по привитию детям культурно-гигиенических навыков.

Планирование игровой деятельности. Главное место в планировании работы педагогов отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развѐртывания творческих игр, организации спокойных игр (хороводных игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатных игр-забав), спортивных развлечений и игр малой подвижности (игры и упражнения на лазание, подлезание, прокатывание мяча, обруча, кегли). Планируют воспитатели также дидактические игры. В плане пишут название и цель игры.

Планирование образовательной деятельности соответствует учебному плану, НОД проводятся согласно расписанию. Намечая конкретные мероприятия образовательного характера педагоги учитывают характер предстоящей НОД. Если НОД будет спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости, планируется деятельность детей, вызывающая их физическую

активность, и, наоборот, если НОД предполагает большую подвижность детей (физкультурные, музыкальные), то деятельность детей должна быть более спокойной. В сфере познавательной деятельности педагоги планируют короткие беседы с группой детей или с отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. В календарных планах младшей группы воспитатели намечают коротенькие беседы о близких и доступных им предметах и явлениях окружающего мира: игрушках, книгах, о маме, папе, о бабушке, о дедушке, о младших братьях и сестрах, об объектах природы и многом другом. В календарных планах старшей группы намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города и др. Планируются наблюдения за комнатными растениями в уголке природы.

планах широко отражается трудовая деятельность детей. Повседневный труд (дежурства) не планируются на каждый день. Однако, если вводится новый вид дежурства, усложняются обязанности дежурных или изменяются условия то возникает необходимость отразить это в плане. Планируется труд в уголке природы.

Планирование прогулки.

режиме дня, согласно плану, СаНПиН в каждой возрастной группе предусматривается проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приѐма детей на воздухе). Основная задача планирования работы воспитателей состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельности: сюжетно-ролевой игры, подвижной игры, труда, наблюдений. На прогулке воспитатели планируют условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых игр детей, в календарном плане указывают тематику игры, атрибуты, игрушки. Подвижная игра планируются с учѐтом сезона, состояния погоды, воспитателями в плане определяется цель игры.

На прогулке планируются наблюдения в природе. Планирование наблюдений в природе осуществляется на месяц и выносится перед календарным планом. Планируя объѐм и содержание трудовой деятельности, воспитатели предусматривают обучение детей практическим навыкам работы в природе. При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатели предусматривают равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры: спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения), затем подвижные игры с элементами спорта, трудовая деятельность детей.

Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учѐтом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так, если перед прогулкой проводились занятия, требующие от детей умственного напряжения, то в планах работы предусмотрена организация подвижных игр или спортивных развлечений, труда. И наоборот, если прогулке предшествовали физкультурные и музыкальные занятия, то начать еѐ педагоги планируют со спокойной самостоятельной деятельности детей.

Содержание вечерних прогулок планируется с учѐтом всей предшествующей деятельности детей. Планируются наблюдения, труд, физические упражнения, подвижные игры. Однако, педагогам необходимо иметь ввиду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.

Планирование второй половины дня. Основное место в этом отрезке времени при планировании занимает разнообразная игровая деятельность детей. Планирование работы по организации сюжетно-ролевых игр для детей младшей группы имеет свои отличительные особенности по сравнению с планированием игр для детей старших групп. В календарных планах младшей группы отражается не только создание условий для развѐртывания сюжетно-ролевых игр, но и показ детям конкретных игровых действий. По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями воспитатели планируют условия и приѐмы, способствующие переводу детей от игр, организованных воспитателем, к играм по собственному замыслу, от игр рядом к играм вместе. В младшей группе воспитатели планирует своѐ личное участие в играх детей. В старшем дошкольном возрасте изменяются методы и приѐмы руководства игрой. Воспитатели планирует игры со строительным материалом, игры-драматизации, а так же различные игры с правилами: подвижные, дидактические (новые настольно-печатные с объяснением правил игры). Большое место в календарных планах педагогов по этому отрезку времени занимают наблюдения в природе. После дневного сна педагоги планируют и трудовую деятельность детей: уборку групповой комнаты; ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр; стирку кукольного белья, носовых платков, лент; изготовление игрушек-

самоделок для своих игр и для игр малышей; труд на участке по уходу за растениями.

Активно также педагоги планируют различные зрелищные мероприятия и развлечения: кукольный, настольный и теневой театры, концерты, спортивные, музыкальные и литературные досуги, слушание аудиокассет и многое другое. Для расширения кругозора детей воспитатели также планируют художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.

Многие виды детской деятельности повторяются ежедневно, поэтому педагоги учреждения планируют их сразу на месяц, заполняя таблицы перспективного планирования на месяц

Планируется на месяц:

Праздники, досуги, развлечения.

Работа с родителями.

Наблюдения и труд в природе.

тексты для длительного чтения (читаются по одной - нескольку глав каждый раз); o тексты для непродолжительного чтения.

Трудовая деятельность. Дежурства (но, если вводится новый вид дежурства, то эта работа отражается в календарном плане). Труд в природе (но, если вводится новый вид труда, то эта работа отражается в календарном плане). Труд по самообслуживанию.

Привитие КГН.

Виды индивидуальной работы (а сама индивидуальная работа с указанием фамилий детей вписывается в план после проведения занятия, игры или труда).

П/игры и упражнения.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Наряду с положительным можно отметить и недостаток в вопросах планирования - проектная деятельность носит эпизодический характер.

Общее состояние планирования работы педагогами ДОУ оценено как удовлетворительное.

Планирование соответствует нормативным требованиям, что является показателем эффективности работы педагогов.

Общее состояние планирования работы педагогов оценено как удовлетворительное. Нарушения, выявленные в ходе оперативных контрольных мероприятий, имеют место в основном из-за недостаточной оперативности педагогов, однако в ходе работы замечания устранены.

проверка планов воспитателей

Работа педагогов и воспитателей состоит не только в непосредственном контакте с детьми. В согласии с современными требованиями в педагогике и существующими нормативными документами все воспитатели и преподаватели детских образовательных учреждений должны вести определенные документы, связанные с их деятельностью в ДОУ. Такими документами являются планы работы, которые в основном и обрисовывают объемы и направления педагогической деятельности воспитателей. Именно поэтому проверке планов воспитателей в современной педагогике уделяется столь большое внимание.

Справка по проверке календарных планов

Этот документ представляет собой официальный документ, в который вносятся следующие сведения:

  • Цели проведения проверки.
  • Дата.
  • Состав комиссии.
  • Вопросы, подлежащие проведению контроля.
  • Данные проверяемого воспитателя.
  • Основные формы и методы контроля.
  • Вступление, описывающее ДОУ, его вид деятельности, основные достижения и перспективные направления работы.
  • Результаты проверки.
  • Выводы.
  • Рекомендации по дальнейшей деятельности педагога и по исправлению существующих недостатков.

справка по проверке календарных планов

Справка проверки календарного плана воспитателя должна включать в себя полноценный анализ всех достижений и выявленных недостатков в работе педагога и воспитателя.

В ней перечисляются все обнаруженные недостатки работы воспитателя с документами, например, отсутствие перечисления названий книг, их авторов, конкретных страниц при работе с художественной литературой, а также отсутствие в ежедневной практике всех видов деятельности, что необходимо для полноценного формирования и развития детей.

Справка по итогам проверки планов воспитателей не должна восприниматься педагогическим составом как карательное средство. Цель выполнения проверок – обнаружение нарушений, которые могут стать причиной ухудшения образовательного и воспитательного процесса в ДОУ. Именно поэтому в конце такого документа указываются выводы комиссии и рекомендации, каким образом в будущем воспитатель сможет избежать повторения таких ошибок.

Аналитическая справка по итогам проверки плана за октябрь месяц 2021 года

Ирина Ремизова

Аналитическая справка по итогам проверки плана за октябрь месяц 2016 года

Аналитическая справка по итогам проверки

Цели: уровень соответствия оформляемых педагогами учреждения документов нормативным требованиям, соответствие содержания планирования программным задачам возрастной группы и образовательной программе.

Сроки: 10-14 октября 2021 года

Вопросы, подлежащие контролю: Изучение и анализ документации педагогов МБДОУ.

Основные формы и методы контроля: Анализ планирования воспитательно-образовательного процесса.

Результаты проверки:

Анализ календарно – тематического планирования показал, что всё педагоги имеют план воспитательно – образовательного процесса на электронном носителе, но не все соблюдают временные рамки написания плана. На 10 октября у групп № 2, 4,6 план написан только до 14 октября, у группы № 5 до 17 октября, у группы № 3 до 10 октября, у группы № 1 план написан до конца октября.

Во всех группах не отражена в плане интеграция образовательных областей, не прописываются методические приёмы, индивидуальная работа с детьми в процессе НОД.

Отсутствует система проведения утренней гимнастики, гимнастики после сна. Не организованно дежурство с детьми, в плане всех групп дежурство никак не отражено. Уголок дежурства в группах работает только в группе

№ 6, и то не в системе, а время от времени.

Не во всех группах отслеживается работа по формированию культурно — гигиенических навыков, а ЗОЖ, ОБЖ – вообще отсутствует в планировании.

Организация прогулки недостаточно хорошо спланирована во всех возрастных группах. Не везде в планах прописывается индивидуальная работа на прогулке в первой и второй половине дня. Сюжетно-ролевые игры не соответствуют теме недели и отсутствует выносной материал на прогулке для них. Воспитатели в основном планируют наблюдения за живой природой, забывая при этом о труде взрослых, неживой природе, об общественной жизни проходящей мимо детей.

Мало в календарных планах опытно-экспериментальной деятельности, что значительно расширяет кругозор детей и стимулирует их познавательную активность.

Отсутствует в календарных планах система работы по формированию у детей гендерной, семейной и гражданской принадлежности.

Западает в планировании образовательная область «Художественно-эстетическое развитие «, нет вообще в плане работы по ознакомлению детей с архитектурой, скульптурой, жанровой живописью, бесед о художниках, писателях, музыкантах. Так же не просматривается закрепление материала по музыкальному развитию в самостоятельной детской деятельности и совместной деятельности детей и педагогов.

Работа с родителями слабо отражена в планировании, однообразные формы работы с родителями во всех группах.

Мероприятия, запланированные в годовом плане, не находят свое отражение в планах педагогов, хотя все воспитатели были ознакомлены с ними.

Рекомендации:

Прописывать в планах интеграцию образовательных областей, методические приёмы, образовательную деятельность в режимных моментах, совместную образовательную деятельность, групповую и подгрупповую с учётом образовательных областей, и создание условий для самостоятельной деятельности детей на участке детского сада.

Педагогам всех возрастных групп необходимо в календарном планирование обязательно указывать используемые источники.

В календарном планировании планировать индивидуальную образовательную деятельность с детьми по всем ОО.

Отслеживать соответствие тематического планирования с тематикой НОД, с темами бесед, наблюдений и самостоятельной деятельностью.

Прописывать в планах работу с родителями ежедневно, используя различные формы работы.

Обратить внимание при планировании прогулки на структуру прогулки, индивидуальную работу на прогулке, проведение сюжетно-ролевой игры, подвижных и малоподвижных игр, и самостоятельную деятельность детей.

Прописывать в плане комплексы утренней гимнастики, гимнастики после сна, соблюдая принцип периодичности (комплекс меняется каждые две недели).

Отражать в планировании мероприятия в соответствии с годовым планом

Уделить больше внимания планированию опытно-экспериментальной деятельности, работы по формированию у детей гендерной, семейной и гражданской принадлежности.

При планировании образовательной области «Художественно-эстетическое развитие «, включить в план ознакомление детей с архитектурой, скульптурой, жанровой живописью, беседы о художниках, писателях, музыкантах, закрепление материала по музыкальному развитию в самостоятельной детской деятельности и совместной деятельности детей и педагогов.

Справка по проверке планов воспитательной работы в 1-11 классах.

по проверке планов воспитательной работы в 1-11 классах.

Сроки проведения:

06-09.09.2018г.
Цель проверки:
-Выполнение организационной функции классными руководителями

Предмет проверки

Планы воспитательной работы классных руководителей 1-11 классов, соответствие критериям плана воспитательной работы.

На момент проверки было изучено 13 планов воспитательной работы из 18. Не были

предоставлены планы воспитательной работы классными руководителями: 3а класса Рамазановой Х.Р., 5б класса Сусаевой М.С., 8б класса Элихановой Р.С, 10-11 класса Мусаевой Л.А.

Классными руководителями создаются условия для выявления и развития способностей детей, саморазвития, самоопределения и самореализации; организуются разнообразные мероприятия творческой, личностно и общественно значимой деятельности. При выборе форм учитываются возрастные, физические, гендерные особенности. Основу составляют мероприятия познавательного характера, а в 11 классе профориентационная работа. В классах формируются свои традиционные праздники.

Классные часы направлены на:

— формирование социально ценных отношений, правовых знаний;

— становление и развитие коллектива в целом;

— профилактику правонарушений, аддитивного поведения среди несовершеннолетних .

Одна из главных задач в 100% воспитательных планов — здоровье детей и здоровый образ жизни, в начальных классах и средних – сплочение коллектива. Включены профилактические, информационные, спортивные и туристические мероприятия.

Основу взаимодействия классных руководителей и родителей составляют — взаимная информированность об организации и результатах учебно-воспитательного процесса; — взаимопомощь в решении сложных проблем; — анализ результатов деятельности с отдельными учащимися, их родителями;

-включение родителей в процесс соуправления школы, класса.

Рекомендации:

1.Доработать планы воспитательной работы классному руководителю 1а класса Бараевой Р.С. и классному руководителю 6б кл Мусаевой Л.А.

2. Классным руководителям 3а класса Рамазановой Х.Р., 5б класса Сусаевой М.С., 8б класса Элихановой Р.С, 10-11 класса Мусаевой Л.А. сдать планы ВР до 11.09.18г. (включительно). В случае несвоевременного предоставления плана ВР будет объявлено дисциплинарное взыскание.

3.Всем классным руководителям совместно с психологом сделать подборку диагностических методов изучения личности.

4.Провести МО классных руководителей с целью ознакомления с современными требованиями к классному руководству.

Замдиректора по ВР Губашева М.С.

Аналитическая справка по итогам анализа текущей документации воспитателя

по итогам анализа текущей документации

Цель: анализ уровня соответствия оформляемых педагогом документов нормативным требованиям, соответствие содержания планирования программным задачам возрастной группы и программе.

Основные формы и методы контроля: анализ планирования воспитательно-образовательного процесса.

Расписание непосредственно-образовательной деятельности утверждено руководителем дошкольного образовательного учреждения, составлена к началу учебного года в соответствии с учебным планом учреждения.

Перспективное планирование осуществляется через формы образовательной деятельности (режим, совместная деятельность, самостоятельная деятельность, совместная деятельность с семьей).

При организации воспитательно-образовательного процесса воспитатель обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решает поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей. Построение образовательного процесса осуществляется на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей, что дает возможность достичь этой цели. Благодаря тематическому принципу построения образовательного процесса воспитатель вводит региональные и культурные компоненты, учитывая основное направление работы учреждения.

Педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса. Реализует образовательные области, осуществляет систему работы по развитию сюжетно-ролевых игр, воспитанию культуры поведения и положительных моральных качеств, формированию у детей гендерной, семейной и гражданской принадлежности, ознакомлению с окружающим миром и природой.

В календарном планировании отражены все виды детской деятельности, влияющие на все направления развития ребенка, охвачены все формы образовательного процесса (непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность и индивидуальная работа с детьми, работа с родителями).

…………………………….. разработан план работы с родителями на учебный год (консультации, родительские собрания, анкетирование, план совместных мероприятий). Конкретизируются задачи по видам, указываются методические приемы, требующие особой подготовки.

…………………………….. проводит оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для:

— индивидуализации образования, построения индивидуальной образовательной траектории ребёнка;

— оптимизации работы с группой детей.

Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогом карт развития.

Выводы: документация, оформляемая воспитателем ……………………………………. соответствует нормативным требованиям, номенклатуре дел ………………………………, Основной общеобразовательной программе ………………………………, Рабочей программе педагога, которая используется в воспитательно-образовательном процессе в данной группе, что является показателем качества и эффективности работы воспитателя и положительно влияет на создание образовательной среды в учреждении в целом.

Читайте также: