Анализ основных теорий учения талызина кратко

Обновлено: 04.07.2024

Теория поэтапного формирования умственных действий — концепция, разработана П.Я.Гальпериным, об управляемом извне процессе образования представлений (Представление — наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении) и понятий (символическое отображение существенных свойств предметов окружающего мира, выделенных в результате аналитической работы.) об объектах на основе внешних действий (процесс взаимодействия с каким–либо предметом, в котором достигается определенная, заранее определенная, цель). Действие как простейшее образование, сохраняющее все основные особенности человеческой деятельности, было подвергнуто П. Я. Гальпериным и его учениками и последователями всестороннему изучению. Совместно с Н.Ф.Талызиной П.Я.Гальперин реализовал эту теорию на практике в процессе обучения. Исходными теоретическими постулатами послужили положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым:

всякое внутреннее психическое есть превращенное, интерио-ризированное внешнее; сначала психическая функция выступает как интерпсихическая, затем как интрапсихическая;

психика (сознание) и деятельность суть единство, а не тождество: психическое формируется в деятельности, деятельность регулируется психическим (образом, мыслью, планом);

психическая, внутренняя деятельность имеет ту же структуру, что и внешняя, предметная;

психическое развитие имеет социальную природу: развитие человеческих индивидов пошло не путем развертывания внутреннего, наследственно заложенного видовым опытом, а путем усвоения внешнего общественного опыта, закрепленного в средствах производства, в языке;

деятельностная природа психического образа позволяет рассматривать в качестве его единицы действие. Отсюда следует, что и управлять формированием образов можно только через посредство тех действий, с помощью которых они формируются.

Основана на том, что организация внешней деятельности школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений. Основана на ряде допущений:

Перед выполнением нового действия необходима активная ориентировка субъекта в условиях действия;

Построение действия осуществляется при преимущественной основе на орудия психической деятельности, в качестве которых выделяются эталоны, знаки, меры;

Восприятие (процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы) и мышление (процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений) являются интериоризованными внешними предметными действиями.

В контексте данной теории описаны четыре группы условий, требующихся для овладения новым умственным действием: наличие мотивации (материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности), выполнение действия во внешней форме без ошибок, приобретение действием свойств обобщенности, разумности, перевод действия в умственный план. При реализации требований данной теории в учебном процессе регламентируются следующие действия: сначала учащемуся разъясняется ориентировочная основа действия, которая предстает в виде схемы на карточке; на основе этой схемы начинается выполнение решения задач, полная совокупность которых соответствует полноценному действию. При этом действие сначала осуществляется и отрабатывается во внешней речи, которая переходит во внутреннюю речь и, наконец, в „скрытую речь“, представляющую собой исключительно внутреннее действие.

Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам:

Первый - создание мотивации обучаемого;

Второй - составление схемы т.н. ориентировочной основы действия;

Третий - выполнение реальных действий;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Четвертый - проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий;

Практическое значение теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий происходит легче, без заучивания нового материала (так как он усваивается в процессе путем непроизвольного запоминания), без использования метода проб и ошибок.

Н.Ф. Талызина трансформирует разработанную Гальпериным теорию обучения в теорию практического управления учебной и прежде всего познавательной деятельностью младшего школьника. При этом Н.Ф. Талызина воссоздает основной корпус составляющих процесс обучения, его проектирование, формирование учебных действий обучающегося, контроль и диагностирование в таких основных видах деятельности, как чтение, письмо, рассказ, в объеме тех действий, которыми младший школьник должен овладеть, формируя логическое мышление, усваивая содержание математики, родного языка и т.д.

Показателен в этом плане структурный ход изложения материала - от последовательного, полного и очень точного раскрытия действий, которые совершает ученик (например, сравнение, подведение под понятие и др.), к развернутой характеристике усвоения содержания предмета - процесса, который должен включать формирование этих действий в определенной последовательности (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Рассматривая действие как единицу анализа учебной деятельности учащихся и в то же время как единицу усвоения, Н.Ф. Талызина, естественно, трактует его в общем контексте теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Представление на этой основе процесса усвоения проанализированных автором общих логических действий учащихся является очень убедительным для всех форм осуществляемого ими действия. Н.Ф. Талызина показывает эффективность организации усвоения на разных его этапах и различную действенность типов ориентировочной деятельности в этом процессе. Полезным для учителя является осуществленный автором анализ видов контроля: предварительного, текущего, итогового - как специфических форм обратной связи. Сформулированные автором требования к организации контроля могут рассматриваться как научно-методическая рекомендация учителю. Представляя процесс формирования начальных логических действий и понятий, Н.Ф. Талызина развертывает всю последовательность действия учителя, постепенно проводящего детей от практических реальных действий к символическим записям (служащим материализации действий), затем к их речевой форме и к внутренним умственным действиям.
Теория поэтапного формирования умственных действий явилась фундаментом разработанного Н.Ф.Талызиной нового направления — программирования учебного процесса. Его цель — определение исходного уровня познавательной деятельности обучающихся, новых формируемых познавательных действий; содержания обучения как системы умственных действий, средств, т.е. действий, направленных на усвоение широкого крута знаний по третьему типу ориентировки (в плане развернутой речи); пяти основных этапов формирования умственных действий, на каждом из которых к действиям предъявляются свои требования; разработка алгоритма (системы предписаний) действий; обратная связь и обеспечение на ее основе регуляции процесса научения.

по степени обобщенности; по мере развернутости; по мере освоения и тому, дается ли действие в готовом виде или осваивается самостоятельно.

В целом программированное обучение характеризуется совокупностью пяти признаков/принципов:

1) наличия поддающейся измерению цели учебной работы и алгоритма этой цели;

2) расчлененности учебной части на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают выполнение каждого шага;

3) завершения каждого шага самопроверкой, результаты которой дают возможность судить о том, насколько он успешен, и предложения студенту достаточно эффективного средства для этой самопроверки, а если требуется, то и соответствующего корректирующего воздействия;

4) использования автоматического, полуавтоматического (матрицы, например) устройства;

5) индивидуализации обучения (в достаточных и доступных пределах).

Особая роль принадлежит созданию соответствующих программированных пособий. Программированные пособия отличаются от традиционных тем, что в последних программируется лишь учебный материал, а в программированных — не только учебный материал, но и его усвоение, и контроль за ним. При обучении очень важно вовремя отметить образование смысловых барьеров. Они возникают, когда учитель, оперируя определенными понятиями, подразумевает одно, а ученики понимают другое.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), возможности их реализации в современной школе.

Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), возможности их реализации в современной школе.

Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), возможности их реализации в современной школе.

Концепция поэтапного формирования умственных действий, разрабо­танная П.Я.Гальпериным и развиваемая Н.Ф.Талызиной, в основ­ном касается структуры процесса усвоения знаний. Успешность усвоения в соответствии с этой теорией определяется созданием и уяснением учеником ориентировочной основы действий, тща­тельным ознакомлением с самой процедурой выполнения дейст­вий. Авторы концепции в условиях эксперимента установили, что возможности управления процессом научения значительно повы­шаются, если учащиеся последовательно проводятся через пять взаимосвязанных этапов: предварительное ознакомление с дейст­вием, с условиями его выполнения; формирование действия в материальном (или материализованном с помощью моделей) виде с развертыванием всех входящих в него операций; формирование действия во внешнем плане как внешнеречевого; формирование действия по внутренней речи; переход действия в глубокие свер­нутые процессы мышления. Этот механизм перехода действий из внешнего плана во внутренний называется интериоризацией. Эта теория дает хорошие результаты, если при обучении действитель­но есть возможность начинать с материальных или материализо­ванных действий. Она с лучшей стороны зарекомендовала себя в подготовке спортсменов, операторов, музыкантов, водителей и специалистов других профессий, ее применение в школе ограни­чено тем, что обучение не всегда начинается с предметного вос­приятия.

Была разработана система обучения, которую сам П.Я. Гальперин называл планомерно-поэтапным формированием умственных действий и понятий.

Эта система включает четыре большие группы условий:

1) формирование адекватной мотивации действий ученика;

2) обеспечение правильного выполнения нового действия;

3) формирование желаемых свойств этого действия;

4) превращение этого действия в его наиболее желаемую форму ― в умственное действие.

Для обеспечения правильного выполнения нового действия (которое ученик выполнять не умеет) была разработана схема полной ориентировочной основы действия. Эта схема представляет собой как бы алгоритмическое предписание, посредством которого перед ребёнком раскрывается объективная структура материала и действия, в материале выделяются ориентиры, а в действии – последовательность его отдельных звеньев, чтобы вместе они позволили ребёнку с первого до последнего шага правильно выполнить всё задание.

Концепция поэтапного формирования умственных действий, разрабо­танная П.Я.Гальпериным и развиваемая Н.Ф.Талызиной, в основ­ном касается структуры процесса усвоения знаний. Успешность усвоения в соответствии с этой теорией определяется созданием и уяснением учеником ориентировочной основы действий, тща­тельным ознакомлением с самой процедурой выполнения дейст­вий. Авторы концепции в условиях эксперимента установили, что возможности управления процессом научения значительно повы­шаются, если учащиеся последовательно проводятся через пять взаимосвязанных этапов: предварительное ознакомление с дейст­вием, с условиями его выполнения; формирование действия в материальном (или материализованном с помощью моделей) виде с развертыванием всех входящих в него операций; формирование действия во внешнем плане как внешнеречевого; формирование действия по внутренней речи; переход действия в глубокие свер­нутые процессы мышления. Этот механизм перехода действий из внешнего плана во внутренний называется интериоризацией. Эта теория дает хорошие результаты, если при обучении действитель­но есть возможность начинать с материальных или материализо­ванных действий. Она с лучшей стороны зарекомендовала себя в подготовке спортсменов, операторов, музыкантов, водителей и специалистов других профессий, ее применение в школе ограни­чено тем, что обучение не всегда начинается с предметного вос­приятия.

Была разработана система обучения, которую сам П.Я. Гальперин называл планомерно-поэтапным формированием умственных действий и понятий.

Эта система включает четыре большие группы условий:

1) формирование адекватной мотивации действий ученика;

2) обеспечение правильного выполнения нового действия;




3) формирование желаемых свойств этого действия;

4) превращение этого действия в его наиболее желаемую форму ― в умственное действие.

Для обеспечения правильного выполнения нового действия (которое ученик выполнять не умеет) была разработана схема полной ориентировочной основы действия. Эта схема представляет собой как бы алгоритмическое предписание, посредством которого перед ребёнком раскрывается объективная структура материала и действия, в материале выделяются ориентиры, а в действии – последовательность его отдельных звеньев, чтобы вместе они позволили ребёнку с первого до последнего шага правильно выполнить всё задание.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. М.: Академия, 1998. 288 с.

В 19971998 гг. вышли в свет несколько работ по педагогической и возрастной психологии (Г.С. Абрамова, С.Д. Смирнов, В.А. Якунин и другие), среди которых учебное пособие Н.Ф. Талызиной занимает особое место. Это обусловливается прежде всего тем, что в нем представлено целостное концептуальное рассмотрение процесса учения младшего школьника с позиций его учебной деятельности на основе учета психологических новообразований этого возраста.

Продолжая традиции отечественной психологии в плане анализа явления не по элементам,

а по единицам (Л.С. Выготский), определения особенностей учебной деятельности в младшем школьном возрасте как ведущей (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), описания основных этапов, форм, характеристик формирования понятийного (логического) мышления, внутренних умственных действий (П.Я. Гальперин), Н.Ф. Талызина трансформирует разработанную на основе этих положений теорию обучения в теорию практического управления учебной и прежде всего познавательной деятельностью младшего школьника. При этом Н.Ф. Талызина воссоздает основной корпус составляющих процесс обучения, его проектирование, формирование учебных действий обучающегося, контроль и диагностирование в таких основных видах деятельности, как чтение, письмо, рассказ, в объеме тех действий, которыми младший школьник должен овладеть, формируя логическое мышление, усваивая содержание математики, родного языка и т.д.

Показателен в этом плане структурный ход изложения материала от последовательного, полного и очень точного раскрытия действий, которые совершает ученик (например, сравнение, подведение под понятие и др.), к развернутой характеристике усвоения содержания предмета процесса, который должен включать формирование этих действий в определенной последовательности (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Важным для учебного пособия является то, что центральным звеном всего изложения выступают конкретные действия младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Н.Ф. Талызина последовательно рассматривает основные действия, входящие в деятельность учения, выделяет общие и специфические их виды (виды деятельности). К числу общих, или в терминологии автора "психологических ", действий (приемов) Н.Ф. Талызина относит сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приемы доказательства, классификации, а также общие умения наблюдать, запоминать и т.д. Специфические действия осуществляются учащимися при освоении определенных знаний, например в математике сложение, вычитание и др.; в чтении, говорении звуковой анализ слова и т.д. Существенно, что автор не только описывает эти действия, но и показывает на материале усвоения математических понятий низкий уровень их сформированности у учеников начальных классов современной общеобразовательной школы. Как подчеркивает Н.Ф. Талызина, "конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, пока нет. В результате работа над развитием логического мышления школьников идет "вообще " без знания системы необходимых приемов, без знания их содержания и последовательности формирования. Это приводит к тому, что большинство учащихся не овладевают начальными приемами мышления даже в старших классах школы, а эти приемы необходимы уже младшим школьникам: без них не происходит полноценного усвоения материала " (с. 5657).

Глубокое понимание специфики предметной области математики и психологических особенностей ее усвоения позволяет Н.Ф. Талызиной в каждом конкретном случае вскрыть причины ошибочных действий преподавателя и наметить пути не только исправления, но и предупреждения ошибок, что очень важно для психологической подготовки учителя.

Рассматривая действие как единицу анализа учебной деятельности учащихся и в то же время как единицу усвоения, Н.Ф. Талызина, естественно, трактует его в общем контексте теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Представление на этой основе процесса усвоения проанализированных автором общих логических действий учащихся является очень убедительным для всех форм осуществляемого ими действия. Н.Ф. Талызина показывает эффективность организации усвоения на разных его этапах и различную действенность типов ориентировочной деятельности в этом процессе. Полезным для учителя является осуществленный автором анализ видов контроля: предварительного, текущего, итогового как специфических форм обратной связи. Сформулированные автором требования к организации контроля могут рассматриваться как научнометодическая рекомендация учителю. Представляя процесс формирования начальных логических действий и понятий, Н.Ф. Талызина развертывает всю последовательность действия учителя, постепенно проводящего детей от практических реальных действий к символическим записям (служащим материализации действий), затем к их речевой форме и к внутренним умственным действиям.

Рецензируемая работа Н.Ф. Талызиной первое понастоящему практикоориентированное, психологически обоснованное именно учебное пособие для работающих учителей и студентов высших и средних педагогических учебных заведений. Здесь важно заметить, что обычно, используя понятие "пособие ", мы имеем в виду ту работу, которая предваряет учебник, не отмечая семантику этого слова. Однако по

большому счету именно пособие призвано оказывать непосредственную помощь студенту, учителю в осмыслении того, что и как надо делать и что уже делается ими. В этом смысле слова работа Н.Ф. Талызиной и учебное пособие, и учебник. Она учит и помогает учителю представить и осмыслить возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника, его готовность к школе применительно к особенностям его учебной деятельности. В то же время Н.Ф. Талызина создает прецедент нового типа, я бы сказала, "парциального " учебника по педагогической психологии, адресованного определенному учителю в данном случае учителю начальной школы и раскрывающему особенности учебной деятельности прежде всего младшего школьника (хотя основные его положения и выводы могут быть экстраполированы и на учащихся других возрастов).

По жанру Н.Ф. Талызина относит свой труд к прикладному типу работ. Полагаю, что такая авторская оценка, подчеркивая практическую направленность учебного пособия, несколько занижает его специфичность и теоретическую значимость. Теоретически и методически ценными в этом учебнике являются рассмотрение основ проектирования циклов обучения, включающего обучающие программы; проверка исходного состояния познавательной деятельности учащегося; обеспечение прохождения ими процессов усвоения, предусмотренных теорией П.Я. Гальперина; составление схемы ориентировочной основы действий; определение количеств заданий и порядка их предъявления; обеспечение обратной связи и т.д. Учебное пособие Н.Ф. Талызиной действительно нужная для педагогической деятельности работа. Оно, несомненно, будет востребовано студентами педагогических учебных заведений и учителями.

Полагаю, что при следующем издании этого учебника изложение процессов проектирования обучения может быть более развернутым. Это же пожелание относится к процедурам и конкретным методикам диагностирования. Основные теории учения, изложенные в начале учебного пособия, требуют либо большей конкретизации, либо исключения вообще. В целом учебное пособие Н.Ф. Талызиной, несомненно, может рассматриваться как ценный подарок не только учителям начальной школы, но и педагогам, работающим на разных ступенях образовательной системы.


Родилась 28 декабря 1923 г. в с. Лучинском Ярославской области, закончила Ярославское педучилище (1942 г.), а затем физико-математический факультет Ярославского педагогического института (1946), аспирантуру Института Психологии АПН РСФСР (1950).

Доктор психологических наук (1970), профессор (1971), член-корреспондент АПН СССР (1971), действительный член АПН СССР (1989), действительный член РАО (1992).

Область научной деятельности: педагогическая психология. Н.Ф. Талызина внесла крупный вклад в разработку деятельностной теории учения. В 50-е гг. в кандидатской диссертации, выполненной под руководством П.А. Шеварева, исследовала особенности сокращения умственных действий в процессе их формирования. Начиная с 50-х гг. Н.Ф. Талызина ведет исследования в тесном контакте с П.Я. Гальпериным. Первый цикл исследований был посвящен действиям, лежащим за понятиями, что позволило вскрыть психологические механизмы становления и функционирования научных понятий. Умственные действия, обеспечивающие выполнение логических операций доказательства, классификации, рассматривались как пути формирования логического мышления у детей; исследовались также особенности функционирования логических приемов мышления у взрослых. Это привело к разработке метода моделирования разных видов познавательной деятельности и формулировке принципов управления процессом их формирования, помогло понять соотношение психологического и логического подходов к изучению мышления.

Усвоение в условиях определенной организации этого процесса или другим человеком (учителем), или с помощью специально разработанной для этого программы (программированное обучение) называется учением. Учение таким образом имеет два отличительных признака: а) процесс усвоения выступает как основной, направленный на приобретение новых знаний и умений или на совершенствование имеющихся; б) этот процесс происходит в специально организованных условиях. Учение, как и другие виды усвоения, имеет активную природу: совершается через те или иные действия (деятельность) субъекта усвоения; в случае учения - учащегося, обучаемого. В силу этого учение в психологии рассматривается как один из основных видов человеческой деятельности. Каждый вид деятельности учения, в свою очередь, состоит из системы действий, объединенных единым мотивом и в совокупности обеспечивающих достижение цели деятельности, в состав которой они входят.Анализ учения должен начинаться с выделения деятельности, которую необходимо выполнить обучаемым, чтобы решить поставленную перед ними задачу, затем необходимо идти к выделению слагающих ее действий, а затем - к структурному и функциональному анализу содержания каждого из них. Таким образом, центральным звеном этой теории является действие как единица деятельности учения, как единица любой человеческой деятельности. На уровне действия мы и будем вести анализ данной теории. Учение как деятельность учащегося включает в себя несколько видов действий. Эти действия могут быть расклассифицированы по разным основаниям. Если поделить их по месту и функциям в деятельности, то одни займут место предмета усвоения (они усваиваются учащимися), другие окажутся средствами усвоения (с их помощью учащийся усваивает первую группу действий). При этом следует отметить, что действия, входящие в группу средств усвоения, ранее должны были быть предметами усвоения, т.е. входили в первую группу действий.Если подойти к действиям, слагающим деятельность учения, со стороны их содержания, то их можно поделить на две группы: 1) общие (планирование, контроль, действия, составляющие приемы логического мышления и др.). Эти действия не зависимы от особенностей того или иного предмета; 2) специфические; они отражают особенности изучаемого предмета, их применение ограничено его спецификой (звуковой анализ слова, действия, необходимые для геометрических преобразований и др.).

Для нашего поколения Нина Федоровна служит примером не только преданного науке ученого, но и человека с активной гражданской позицией.

Общее число опубликованных работ свыше 400, около 100 из них изданы на 16-ти языках за рубежом.

Основные труды:

  • Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969;
  • Пути и возможности автоматизации учебного процесса. (В соавторстве с Т.В. Габай). М., 1977;
  • Методика составления обучающих программ: Учебное пособие. 1980;
  • Управление процессом усвоения знаний. (Психологические основы). М., 1975, 1984;
  • Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта. (Совместно с Ю.В. Карповым). М., 1987;
  • Пути разработки профиля специалиста. (Ред. и соавт.). Саратов, 1987.
  • Природа индивидуальных различий: Опыт исследования близнецовым методом. (Совместно с С.В.Кривцевой, Е.А.Мухаматулиной). М., 1991;
  • Формирование приемов математического мышления (Ред. и соавт.). М., 1995;
  • Педагогическая психология. Учебное пособие. М., 1998.

Нину Федоровну Талызину выдвигает Московское психологическое общество при поддержке члена Большого Жюри Дианы Борисовны Богоявленской.

Читайте также: